6.Педагогические разработки

Худашова Надежда Николаевна
Родительское собрание в старшей группе на тему"Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Формирование межличностного отношения днтей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе, на тему:  «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Педагогическое просвещение и вовлечение родителей в процесс обучения дошкольников навыкам коммуникативных умений.

Задачи:

1. Укрепить взаимодействие родителей и педагогов в вопросе обучения детей.

2. Определить роль родителей в формировании коммуникативных навыков.

 3. Обозначить родителям возможные проблемы для ребенка старшего дошкольного возраста .

4. Способствовать формированию у родителей соответствующих компетенций.

Участники: воспитатель, родители, педагог-психолог.

Программное содержание:

  1. Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек»,
  2. Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
  3. Помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;
  4. Создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения – круглый стол.

Подготовительная работа к собранию:

  • Приглашение родителей на собрание.
  • Диагностирование детей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь и с кем я дружу с детском саду».

Подготовка памятки для родителей по теме «Рекомендации для родителей

  • по развитию коммуникативных навыков у детей».

Ход собрания:

1 этап: Вводный.

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает, что такое «невербальное»?  (выслушиваю ответы родителей). Да, вы правильно сказали – без слов. (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает, что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.). 
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом

Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 4-5 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками. Давайте познакомимся с картотекой игр.
1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, зависящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2 этап: Основной.

Говоря о коммуникативных навыках, имеются в виду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста – один из важнейших компонентов в структуре педагогического процесса.

Игра признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента развития ребенка, как воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми.

Несмотря на различные точки зрения о месте и значении игры в развитии коммуникативных умений и навыков ребенка в отечественной и зарубежной психологии, сегодня роль игры занимает по праву значительное место в жизни развивающейся личности.

В структуру коммуникативных умений детей 5 – 6 лет входят:

- информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога  и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности.  Исходя из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?».  (Дискуссия родителей).

3 этап: заключительный.

Так же мы вам дарим «Памятку родителям детей:  Рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков у детей».

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с

родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Общение - это

важнейший фактор превращения ребенка в успешного человека.

Обусловлено это тем, что виды практической и психической деятельности

формируются у человека при рождении и развиваются в течение жизни

только в результате их усвоения при общении с другими людьми.

Каким ребенок станет в будущем, когда вырастит, зависит от семьи.

Именно семья и взаимоотношения в ней оказывают решающее влияние на

формирование личности ребенка и его отношения к миру.

Дети очень рано начинают понимать, какое поведение уместно в одной

ситуации и неуместно в другой: в детском саду малыш может вести себя

так, как того требуют сложившиеся условия, а дома - прямо

противоположным образом. Например, в детском саду учат играть дружно,

не ссорится, разрешать конфликты мирным путем, а дома папа учит

ребенка отстаивать свои права кулаками. И ребенок испытывает

растерянность: "Кто же из взрослых прав? Как мне себя вести?"

Почему это происходит? Какие ошибки воспитания допускают родители и

на что нужно обратить внимание?

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Одной из причин является неблагополучная обстановка в семье,

которая может проявляться в противоречивости и непоследовательности

воспитания. Детская психология выделяет несколько широко

распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным

проблемам:

"Звездный ребенок". Любой поступок этого ребенка вызывает

восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую

прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными

и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.

"Паинька-детка". В этом случае родители ожидают от ребенка в

первую очередь соблюдения внешних приличий и мало интересуются

внутренней жизнью малыша. Таким образом, для ребенка с самого раннего

возраста нормой поведения становится лицемерие.

"Трудный ребенок". Он создает хлопоты, за что и получает

бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.

"Золушка". Этот ребенок старается угодить, но поощрение получают

другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и

завистливым.

На развитие коммуникативных навыков у детей влияет и

темперамент. Например, сангвиники обычно легко сходятся с людьми, их

отличает легкость в общении и эмоциональность; холерики обладают ярко

выраженной эмоциональной сферой, они вспыльчивы и не способны к

самоконтролю; флегматики трудно сходятся с людьми, но отличаются

спокойствием и постоянством привязанностей; меланхолики обычно не

уверенны в себе и ранимы, отличаются замкнутостью и отчужденностью.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных

способностей ребенка, являются соматические, психофизиологические и

наследственные заболевания.

Если у родителей есть подозрение о наличии у ребенка каких-либо

проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к

специалисту. Только хороший детский психолог способен установить

причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их

преодоления.

Практически у каждого ребенка в определенные моменты жизни

возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит,

что у него что- то не так. В принципе, у него уже сформировались

коммуникативные способности, только теперь необходимо поддерживать и

развивать их.

Существуют ряд игр, упражнений, которые способствуют

развитию умения общаться:

-"Щенок потерялся"- взрослый рассказывает ребенку историю про щенка, а

затем ребенок изображает действия и движения героев сказки. Необходимо

фиксировать внимание ребенка на состояние его мышц: вначале, когда

щенок замерз и сжался в клубок, они сильно напряжены, потом наступает

расслабление,

-"Медведи идут на охоту", "Насос и мяч", "Танцуем вместе"- все эти игры

способствуют смягчению мышечного напряжения, стимулируют

активность ребенка, способствуют навыка совместных действий.

-Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики,

пантомимики, понимание того, что кроме речевых, существуют и другие

средства общения. Это такие игры, как "Через стекло", "Иностранец",

"Угадай-ка", "Испорченный телефон".

-Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека,

осознание своих эмоций, а также на реакции других людей и развитие

умения адекватно выражать свои эмоции: "Мимическая гимнастика",

"Настроение", "Музыка и эмоции"

-Игры, направленные на развитие у детей совместной деятельности, чувства

общности, понимание индивидуальных особенностей других людей,

формирование внимательного, доброжелательного отношения к другим

людям: "Строчка Х" (коллективный рисунок, "Бюро находок", цикл бесед

"Кого мы называет добрым / честным, вежливым и т. д.

-Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи,

формирование теплого отношения к членам своей семьи, осознание себя,

как полноправного, понимаемого и любимого другими членами семьи.

"Домашний альбом", "Дочки- матери", рисунок "Моя семья", беседа "Что

значит любить родителей? ".

Вот несколько правил, касающихся проведения таких игр:

-не старайтесь использовать за один раз несколько игр (ребенок-

дошкольник быстро утомляется, на фоне этого может сформироваться

негативное отношение к данным играм,

-используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не

переутомлен, не голоден,

-не говорите ребенку, что он что- то сделал не правильно, иначе в

дальнейшем он будет бояться давать вам искренние ответы,

-играйте с ребенком легко, с удовольствием,

-начинайте играть с самых простых игр, которые ребенок легко может

выполнить,

- игры и упражнения могут быть полезны только тогда, когда ребенок

захочет ими заниматься.

Главное, чтобы игры доставляли удовольствие и взрослому и ребенку,

чтобы и взрослый и ребенок испытывал удовольствие от каждого момента

общения.

Наблюдайте за взаимоотношениями своего ребенка с другими детьми. Ему становится недостаточно общения только в кругу семьи. Родители не должны препятствовать тому, что малыш тянется к сверстникам. Огромную роль в развитии коммуникативных навыков играет посещение различных развивающих мероприятий, секций или кружков.

1.     Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться. Объясните малышу, как сделать первый шаг для того, чтобы познакомиться. Возьмите его за руку и познакомьтесь с другим ребенком. Пусть это произойдет сначала с вашей помощью.
2.     Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия. Ведь довольно часто можно наблюдать «бои» за ведерко или совочек на детской площадке. Такое «общение» может отбить охоту у более слабого ребенка («проигравшего») к установлению контактов с другими детьми. Не стойте пассивно в стороне в таких ситуациях, обязательно вмешивайтесь и сглаживайте ситуацию.
3.     Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке - скромность и женственность.
4.     Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное.
5.     Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть маленькие дети. Глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.
6.     Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников из детского сада, соседских детей, друзей по кружку и т.д. Устраивайте «сладкие столы», придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь все время быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность проявлять самостоятельность в поступках и действиях.



Предварительный просмотр:

 «Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст, по мнению А.Н. Леонтьева, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. В старшем дошкольном возрасте происходит становление образа «Я» и самооценки, причем в своем формировании самооценка несколько опережает содержательный план образа «Я».

Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.

В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным. Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявлять живой интерес, к общему результату.

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистической направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Фундаментальная значимость проблемы становления и развития межличностных отношений у детей привлекала внимание многих психологов и педагогов. Этой теме посвящены экспериментальные и теоретические исследования В.К. Корытло, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, В. Дамон, К. Рубин и других.

В цикле исследований, проведенных под руководством А.А. Бодалева, предметом исследования межличностных отношений являются представления о другом (о его социальных и личностных качествах), возникающих в результате межличностного восприятия и познания.

Выделяют три вида межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста:

1. межличностные отношения, которые можно выявить, анализируя объективные связи детей, устанавливающиеся при взаимодействии в совместной деятельности и общении;

2. межличностные отношения, выявляемые при рассмотрении избирательных отношений, существующих в группе;

3. вид отношений, которые проявляются в системе существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга.

Межличностные отношения в представляют собой достаточно сложное социально-психологическое явление и подчиняются определенным закономерностям: первая - обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которое возрастная социальная группа занимает в обществе; вторая - это их зависимость от совместной деятельности; третья - их уровневая природа.

Т.А. Репина выделяет следующие структурные единицы группы детского сада:

1. Поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

2. Эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения.

3. Когнитивная (гностическая), к которой относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых, являются взаимные оценки и самооценки.

Т.А. Репина предполагает, что у дошкольников проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений.

Межличностные отношения непременно проявляются в общении, в деятельности и в социальной перцепции. Затруднения в общения могут вызвать у детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми (ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д.). Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником ребенок использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало.

Четвертая особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

М.И Лисина утверждает, что «общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию».

Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта.

Ведущим мотивом общения ребёнка, по мнению М.И. Лисиной является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом.

Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению.

У детей старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Вместе с тем, достижения в социально-личностном развитии детей и взаимодействии со сверстниками во многом обусловлены воспитательным влиянием педагогов, их умении найти эффективные методы развития и обогащения опыта общения дошкольников.

Таким образом, особенности формирования межличностных отношений заключаются в следующем:

- во-первых, в старшем дошкольном возрасте изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. А главное, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ждет. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, приносятся в семью;

- во-вторых, в общении со сверстниками ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя;

- в-третьих, взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в день), но это общение - необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия;

- в-четвёртых, специфика общения старших дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым.