Работа с родителями

Демакова Светлана Станиславовна

Предварительный просмотр:

 Выступление на общешкольном родительском собрании

«Как развивать самостоятельность школьников

при подготовке домашних заданий»

Цель: формирование мотивации у родителей по воспитанию у ребенка самостоятельности в выполнении домашних заданий.

Форма проведения: тематическое сообщение.

Участники: родители учащихся 1-11 классов.

ХОД СОБРАНИЯ

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня нам представляется важным рассмотреть тему самостоятельности детей при подготовке домашних заданий.
           Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные — одному достаточно решить 5–10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.

Выполнение домашних заданий ребенком в начальной школе – проблема непростая и для него самого, и для его родителей.

В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними.

Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

  • Сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
  • Спланировать очередность действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
  • Распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
  • Понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
  • Применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
  • Представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.


           Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.

Сегодня мы с вами рассмотрим, какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.

Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.
           Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности, прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
           Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?

Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю. Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно.
           Одним из самых простых приемов по воспитанию у ребенка самостоятельности в выполнении домашних заданий является 
расписание домашних заданий.

Составляя подобное расписание, делайте все вместе с ребенком: пусть он поможет что-то начертить, написать, красиво оформить. Итак, для составления подобного расписания берется большой плотный лист бумаги. Нужно карандашом разделить его на шесть равных частей по дням недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. Воскресенье сюда не вносится.

Каждая часть «озаглавливается»: наверху пишется название дня недели. Каждый день недели, в свою очередь, делится пополам. Верхняя часть – это то, что дано нам в неизменном виде: расписание уроков. Здесь же нужно отметить то время, когда начинаются и когда заканчиваются уроки. Должно быть четко видно, в котором часу ребенок каждый день приходит домой.

Нижняя часть каждого дня недели – это то, что должно быть выработано вместе (родителями и ребенком) как руководство к действию для школьника. Эту часть расписания не нужно сразу жестко заполнять: сначала можно пометить карандашом, какие уроки и, в какое время выполняются.  

Принимайтесь составлять такое расписание недели через две после начала четверти. Задание желательно выполнять в тот день, когда его задали, независимо от того, будет этот урок на следующий день или нет.

На выполнение каждого урока не нужно планировать больше, чем полчаса.

Перед домашним заданием каждого урока должно быть четко указано время начала и окончания его выполнения. Если вы знаете, что задание по какому-либо предмету ребенок не способен, как правило, выполнить за полчаса, планируйте его выполнение в несколько этапов.

Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 минут.

Распределите домашние задания равномерно по дням недели.

Если нужно, выделите специальное время для повторения некоторых уроков.

Желательно, чтобы в выходные дни ребенок был полностью освобожден от уроков: он должен полноценно отдохнуть.

Постарайтесь внешне привлекательно и понятно оформить это расписание.

Повесьте его на стенку.

Одна из самых интересных особенностей этого расписания – наглядность выполненной работы для ребенка. Добиваемся этой наглядности таким простым способом.

В расписании, в той его части, где отмечается выполнение домашних заданий, напротив каждого урока делается небольшая прорезь бритвой или ножницами. Из красного картона вырезаются небольшие треугольники так, чтобы их можно было вставлять в эту прорезь. Ребенок, выполнив полностью и вовремя домашнее задание по какому-либо уроку, вставляет в прорезь напротив него красный треугольник. К концу дня и он, и родители имеют возможность либо порадоваться тем результатам, которых добился ребенок, либо, к сожалению, огорчиться. Во втором случае ни родителям, ни ребенку, конечно, не стоит падать духом: терпение, тактичность, уважение к маленькому ученику, своевременная помощь, возможно, помогут ему преодолеть трудности.

Вставленные треугольники остаются в прорезях до конца недели. В конце недели результаты усилий по выполнению домашних заданий наглядно предстанут перед вами. Если ребенок старался, почти полностью и вовремя выполнил все уроки, обязательно поощрите его. Это может быть совместная прогулка, покупка какой-либо игрушки, сладостей. И, конечно, похвала, искреннее восхищение и гордость родителей своим волевым и целеустремленным ребенком.

И даже если ребенок не смог поначалу делать уроки в соответствии с расписанием, но старался, все равно похвалите его, создайте у него стимул выполнять домашние задания таким образом. Как всегда в воспитании нужны, прежде всего, терпение и внимание к ребенку.

Подобное расписание, конечно, не отменяет помощи родителей ребенку. Но оно поможет и вам, и ребенку рационально спланировать учебные и выходные дни, разумно чередовать уроки и отдых, найти время для занятий музыкой, спортом и т.п.

Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4"

Родительское собрание в 3 классе

«Пропаганда здорового образа жизни»

Автор: Демакова Светлана Станиславовна

Учитель начальных классов

г. Покачи

Родительское собрание в 3 классе

«Пропаганда здорового образа жизни»

Цель: формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Задачи:  

- способствовать  улучшению взаимоотношений детей и родителей;

-способствовать созданию позитивного психологического климата в семье;

-создать условий для реализации творческих способностей родителей по повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Ход проведения собрания.

1.Вступительное слов  учителя

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.

1.Что такое «Здоровье»? При подготовке к данному собранию этот вопрос был задан и вашим детям.  (Зачитать несколько высказываний детей)

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:  

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.

2.Выступление медицинского работника по теме « Состояние здоровья учащихся 3-4 классов» 

  • Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?

3.Работа в группах

Каким вы представляете себе здорового ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос ,предлагаю вам поработать в группах.

Составьте портрет  «здорового ребенка». (Родители работают в группах, обсуждают, выступает представитель каждой группы.)

4.Физминутка

Оздоровительно-гигиенические

Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, подтянуться, повертеть головой, «поболтать ножками. Необходимо проводить и зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.

Танцевальные Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под весёлую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет. 

Ритмические Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более чётким исполнением элементов. 

Физкультурно-спортивные Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте…

Двигательно-речевые Этот вид физкультминуток самый популярный. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их, например: 

Пришёл денёк, сел на пенёк, 

День сидел, день глядел. 

На ель залез, совсем исчез. 

Игровые Проводятся игры- минутки. Они простые по содержанию, но вносят радостное оживление и являются средством не только физической, но и эмоциональной разрядки. 

Подражательные (имитационные) Дети охотно подражают движения лягушат, обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы, птиц м т. д. Занимайтесь вместе с ребенком! Это еще одна возможность общения с ребенком!

5.Рассказ о режиме дня  школьников начальных классов, полезных и вредных привычках

6.А сейчас мы проведем  «Блиц – турнир»

Игровое поле перед вами. Группа, выигравшая право первого хода, выбирает любую тему и номер вопроса.

Тема 1. Личная гигиена

- Предупреждение заболеваний (профилактика)

- Состояние полного физического, психического и социального благополучия (здоровье)

- Кожа не только покрывает все тело человека, кожей человек ощущает…(давление, вибрацию, тепло, холод, боль.)

 - Гигиена рта включает в себя…(чистку зубов, языка и полоскание ротовой полости)

Тема 2. Режим учебы и отдыха

- Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это- (режим)

- Невыполнение режима дня приводит к…(к нарушению функций центральной нервной системы)

- Назовите причины переутомления (неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, невыполнение режима дня)

- Продолжительность сна (зависит от возраста)

Тема 3. Двигательная активность

- Недостаток движения (гиподинамия)

- Целенаправленный процесс взаимодействия человека с миром (деятельность)

- Нерегулироемое сознание действие, сформированное путем многократного повторения (навык)

- В пользу чего еще в 1863 году И.М. Сеченов впервые привел доводы и практические результаты (активного отдыха)

7. Решение практических задач « Необходим совет»

1.Алексей перешел в другую школу. В новом классе он сразу подружился с ребятами, оказалось, что у них много общих интересов. Но некоторые ребята курят и настаивают на том, чтобы Алексей тоже курил. Как поступить Алексею.

2.Вы заходите в лифт, а вместе с вами заходит ваш сосед с сигаретой. Ваши действия?

3.Давай покурим, говорит тебе одноклассник. Чего боишься?     Сейчас только младенцы не курят? Ваши действия? (Примеры дать детям).

8.Обобщение темы собрания

Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. А это хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.

-Всем спасибо! До новых встреч!  (Каждому родителю вручается памятка)

«Памятка родителям»

Дорогие родители! Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Мы - школа, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:

1. Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семь, и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова - вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куреня, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в шкале ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков; и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10. Семья - это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье! «Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.

10. Решения собрания

1.Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.

2.Хотите ли ВЫ, не хотите ли,

   Но дело, товарищи, в том, что

   Прежде  всего,  мы -  родители,

   А всё остальное -  потом!

3.Вести в семье здоровый образ жизни, отказавшись от вредных привычек  самим  и  поддерживать у детей стремление к здоровому образу жизни.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

Программа

работы с родителями

«Мы вместе»

Составитель:

Демакова Светлана Станиславовна

учитель начальных классов

г. Покачи

2022

Педагогика должна стать наукой для всех:

 и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

   Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).  

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Во - первых - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Во-вторых, это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

В - третьих, семья - разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности.

Сегодня как никогда актуальны идеи восстановления статуса семьи и родителей в обществе, формирование новых устоев семейной культуры. Ещё В. Сухомлинский говорил: «Воспитание детей надо начинать с родителей». Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность,  всего учебно-воспитательного процесса. Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.

Данная программа  является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.

Программа адресована ученикам начальной школы и их родителям.

Законодательные и нормативно-правовые документы включают следующее:

  • Конвенцию ООН о правах ребенка;
  • Конституцию РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»

Цель программы: Организация совместного продуктивного сотрудничества и сотворчества классного руководителя и родителей в воспитании и развитии детей.

 Задачи:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании;
  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  • создавать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;
  • выработать единые установки в подходе к воспитанию в школе и в семье;
  • компенсировать пробелы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

Для организации совместной деятельности классного руководителя и родителей необходимо  использовать активные формы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать инициативу родителей в делах класса и школы. При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

Ожидаемые результаты программы:

  • включенность родителей в управление образовательным процессом в школе;
  • положительная мотивация учащихся на учебную деятельность;
  • укрепление внутрисемейных взаимоотношений забота о духовно-нравственном воспитании детей;
  • осуществление тесного неформального взаимодействия с семьями воспитанников;
  • активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьёй;
  • создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение лучших традиций семейного воспитания.

Оценка результатов достижение цели программы состоит в сравнительном соотношении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с полученным результатов в соответствии с Образом выпускника и ожидаемыми конечными результатами программы.

Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС НОО

В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.

    Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.

     Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

    Важным аспектом работы с родителями  в рамках введения ФГОС  является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС  для родителей являются  педагоги и администрация школы.

    Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет  Интернет-сайт школы, который включает  информационные рубрики для родителей:

  • - форумы для обсуждения;
  • - полезные ссылки (переход на электронный дневник, сайт класса, сайт департамента образования, на портал государственных услуг);
  • - материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности, объявления, новости школы и класса).

      Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.

     

 План мероприятий по работе с семьей «Мы вместе»

1 класс

Диагностико – коррекционная

работа

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Советы родителям: «Режим дня первоклассника».

Родительское собрание:

1. «Чтобы помочь ребенку решать его проблемы, нужно их знать. Режим дня. Единые требования к учащимся в школе».

2. Выборы родительского комитета.

3. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета,  распределение поручений.  

Планирование работы на год.

октябрь

Советы родителям: 

«Как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни?»

Индивидуальные консультации:

«Формирование у ребенка ответственности за учебный труд».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику «Мы школьниками стали».

ноябрь

Полезные советы родителям: «Как воспитать трудолюбие в детях».

Тест для родителей:

« Адаптация первоклассника».

Родительское собрание:

1.  «Трудности адаптации первоклассников».  

2. Итоги 1 триместра.

Индивидуальная беседа:

«Причины и последствия детской агрессии». (Беседа с родителями, чьи дети проявляют агрессию по отношению к другим детям.)

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Посещение семей по мере необходимости.

Индивидуальные консультации:

«О возрастных психофизиологических особенностях младшего школьника».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

январь

Советы родителям: «Как заинтересовать детей чтением книг».

 Родительское собрание:

 «Воспитание у детей интереса к чтению».

 

День здоровья.

февраль

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Воспитание здорового образа жизни ребенка».

2.Итоги 2 триместра.

День открытых дверей для родителей.

Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческих работ родителей и детей.

Заседание родительского комитета:

1.Подготовка к 8 марта.

2.Проведение праздника Масленицы.

апрель

Тест: «Какой Вы родитель?»

Анкетирование детей:

 «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем». Посещение семей опекаемых детей.

Тематическая консультация:

 «Семейный досуг».

Конкурс творческих работ, посвященных  Дню смеха.

май

Анкетирование родителей с целью выяснения степени удовлетворенности организацией и качеством учебно-воспитательного процесса, для корректировки планов деятельности классного руководителя на следующий учебный год.

Памятка для родителей: «Как научить ребенка учиться».

Родительское собрание:

1. « Без  внимания нет образования. Итоги учебного года. Организация летнего отдыха».

Индивидуальная беседа с родителями слабоуспевающих детей по теме « Как помочь преодолеть проблемы адаптации, организации помощи в усвоении знаний».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику

«До свидания, 1 класс!»

2 класс

Диагностико – коррекционная работа

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Советы родителям «Как заинтересовать детей чтением книг».

Родительское собрание:

1. «Ребенок стал второклассником».

2. Выборы родительского комитета.

3. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета, распределение поручений.

Планирование работы на год.

октябрь

Посещение семей по мере необходимости.

Индивидуальные консультации:

 «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».

Выпуск классной газеты.

ноябрь

  1. Педагогический тренинг: « Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка»
  2. Памятка для родителей: « Как относиться к отметкам ребенка!»

Родительское собрание:

1. «Первые уроки школьной отметки». «Переживание ситуации успеха — залог успешности ученика».  

2. 2.Итоги 1триместра.

Индивидуальная беседа с родителями  гиперактивных детей:

«Разрешение конфликтных ситуаций,  диагностика  и  коррекция».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Советы родителям «Как помочь ребёнку хорошо учится? Задачи, содержание и особенности учебной деятельности учащихся».

Индивидуальная беседа с родителями  детей, часто пропускающих уроки по болезни, как укрепить здоровье детей.

«Сохранение и укрепление здоровья детей в период их обучения в начальной школе».

Индивидуальная беседа с родителями  о планах на организацию зимних  каникул с детьми.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

январь

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Воспитание здорового образа жизни ребенка».

1. Праздник «Папа, мама, я - здоровая семья».

2. День здоровья.

февраль

Анкетирование детей «Телевизор в твоей жизни».

 Родительское собрание:

 «Телевизор в жизни ребенка».

2.Итоги 2 триместра.

1. Рейд родительского комитета по проверке за питанием в столовой.

2. Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 Вовлечение родителей в творческую, проектную и исследовательскую деятельность младших школьников.

Заседание родительского комитета:

1.Подготовка к 8 марта.

2.Проведение праздника «Масленица».

апрель

Тест: «Какой Вы родитель?»

Анкетирование детей «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей «Будь хорошим родителем».

Тематическая консультация:

«Семейный досуг».

Конкурс творческих работ, посвященных  Дню космонавтики.

май

Диагностика степени заботы о ребенке со стороны родителей.

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Родительское собрание:

1.  «Роль отца и матери в воспитании».

2. Итоги года.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику

 «До свидания, 2 класс!»

Поход.

3 класс

Диагностико - коррекционное

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Советы родителям «Как заинтересовать детей чтением книг».

Родительское собрание

1. «Ребенок стал третьеклассником».

2. Выборы родительского комитета.

2. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета, распределение поручений.

Планирование работы на год.

октябрь

Посещение семей по мере необходимости.

 Тематическая консультация:

 «Учим детей мыслить».

Выпуск классной газеты.

ноябрь

Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома».

Полезные советы родителям «Как воспитать трудолюбие в детях».

Родительское собрание:

1.«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка».

2.Итоги 1 триместра.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Посещение семей на дому.

Индивидуальные консультации:

«Проблемы успеваемости и как их преодолеть».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

январь

Практикум: знакомство с валеологической диагностикой состояния здоровья детей.

День здоровья.

февраль

Тест для родителей: 

« Психологический портрет вашего ребёнка».

Памятка: « Как сохранить психическое здоровье ребенка».

Родительское собрание:

1. «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и  личностных качеств ребёнка».

2.Итоги 2 триместра.

День открытых дверей для родителей.

Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческих работ родителей и детей.

Заседание родительского комитета.

1. Подготовка к 8 марта.

2. Концерт для мам и бабушек.

апрель

Тест: «Какой Вы родитель?»

Анкетирование детей «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем». Посещение семей опекаемых детей.

Тематическая консультация:

«Семейный досуг».

Конкурс творческих работ, посвященных  Дню смеха.

май

Диагностика степени заботы о ребенке со стороны родителей.

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Родительское собрание 

1. «Значение общения в развитии ребенка».

2. Итоги года.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику «До свидания, 3 класс».

Поход.

4 класс

Диагностико – коррекционная работа

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Анкетирование взрослых и детей о детской дружбе.

Памятка «Правила товарищества».

Родительское собрание:

1. «О детской дружбе».

2. Выборы родительского комитета.

2. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета, распределение поручений.

Планирование работы на год.

Выпуск классной газеты.

октябрь

Посещение семей на дому.

Индивидуальная беседа с родителями слабоуспевающих детей.

Поздравление бабушкам ко дню пожилого человека «Бабушки и внуки».

День открытых дверей для родителей.

ноябрь

Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома».

Полезные советы родителям «Как воспитать трудолюбие в детях».

Родительское собрание:

1.«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка».

2.Итоги 1 триместра.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Анкетирование детей.

Тест для родителей «Я – родитель, я – приятель».

Памятка для родителей «Чтобы ребенок не стал трудным».

Индивидуальные консультации:

«Эти трудные домашние задания».

Заседание родительского комитета.

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

Новогодний праздник.

январь

Памятка для родителей «Как любить своего ребенка».

Посещение семей по мере необходимости.

 Родительское собрание:

 «Воспитание сознательной дисциплины  у детей».

Консультация соцпедагога.

День открытых дверей для родителей.

февраль

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Профилактика вредных привычек у детей».

День здоровья.

Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 Презентация творческих работ родителей и детей.

Заседание родительского комитета:

1.Подготовка к 8 марта.

2.Конкурс для девочек «Мисс совершенство».

Праздник Масленицы.

апрель

Диагностика уровня воспитанности детей.

Тематическая консультация:

 «Обучение младших школьников решению своих жизненных задач».

Заседание родительского комитета.

1.О подготовке к празднику семьи.

Праздник семьи.

Создание проекта «Моя родословная».

май

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Итоговое родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей».

Заседание родительского комитета:

1.О проведении выпускного  вечера «Прощай, начальная школа!».

2.Награждение активных родителей.

Выпуск классной газеты.

Поход.

     

Заключение

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается  благодаря

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2. Валькова Л. Н. « Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса»,  2010.

3. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М:, 2003.

4. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.

5. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.

6. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.

7. Журнал «Классный руководитель» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. № 6, М:, 2007.

8. Интернет-ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методы и формы работы с родителями

      И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Методы работы с родителями

  • -наблюдение;
  • -индивидуальные беседы;
  • - тестирование;
  • -анкетирование;
  • - диагностика;
  • -анализ детских рисунков и рассказов о семье;  

Формы работы с родителями:

  • - Формы участия родителей в управлении ОУ:
  • - социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
  • - эксперты качества образования;
  • - защитники прав и интересов ребенка.
  • - Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
  • - Университет педагогических знаний
  • - Лекция      Школьные и классные родительские конференции
  • - Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • -  Открытые уроки  
  • - Индивидуальные тематические консультации
  • - Классные родительские собрания  

    Родительские чтения –  форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.  

    Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка,  поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

    Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится психологом школы с группой, состоящей из 12–15 человек.  

    Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

Тематические  консультации  дают  рекомендации  по  проблеме, которая   волнует   родителей. В  каждом   классе   есть  учащиеся   и   семьи, которые   переживают   одну  и  ту  же   проблему. Иногда  эти  проблемы   носят   настолько     конфиденциальный   характер, что  их    возможно   решать    лишь  в   кругу  тех   людей, которых   эта  проблема   объединяет. Примерные   темы:

1.  Ребенок  не  хочет  учиться.

2.  Как   развить  плохую  память  ребенка.

3.  Единственный  ребенок  в  семье.

4.  К чему  может   привести  тревожность  детей.

5.  Талантливый   ребенок  в  семье.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха — поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму, как ты живёшь: по правде или нет.»
 

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

***

2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

***

3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

***

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие «хвори». Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

***

5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

***

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

***

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

***

8. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

Памятка родителям № 1

  • Любите своих детей, тогда они станут настоящими личности, самодостаточными, удачливыми в жизни.
  • Внушайте каждому ребенка, что все человеческие существа достойны уважения и любви.
  • Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами
  • Будьте терпеливы, верти в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!
  • Вам представилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади.

Памятка родителям № 2

  • Учитель - ваш союзник, только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в обучении.
  • Ежедневно интересуйтесь учебными успехами вашего ребенка.
  • Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте посильную и разумную помощь своим детям.
  • Помните, что чтение - окно в мир познания. Хорошее чтение - залог успешного обучения.
  • Заинтересовывайте ребенка художественной литературой. Истина верна: много будешь читать, много будешь знать.
  • Содействуйте тому, чтобы ваш ребенок участвовал во всех классных и общешкольных мероприятиях.
  • Выслушивайте рассказы о ваших детей о себе, о школе, о друзьях до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей.

Памятка родителям № 3

  • Правила трёх " П ": Понимай, Признавай, Принимай своего ребенка таким, каким он есть.

Понимание - умение видеть своего ребенка " изнутри ", умение смотреть на ситуацию и со своей собственной точки зрения.

Принятие - безусловно положительное отношение к ребенку, его индивидуальности (независимо от того радует он вас или нет); признание его уникальности.

Признание - право ребенка в решение тех или иных проблем.

  • Оценивайте поступки ребенка, а не его личность.
  • Не сильно надейтесь на собственный пример - увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребенка.
  • Присматривать за детьми надо безнадзорные дети - проблема для родителей и общества.
  • Учите детей различать, что важно, а что второстепенно.
  • Управляйте своими мыслями, так они имеют свойство материализовываться, а негативная мысль, облаченная в слова, - страшное оружие.

КОНТРОЛИРУЙТЕ СВОИ ЭМОЦИИ!

Помните: великодушие и красота спасут мир.

Памятка родителям № 4

  • Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
  • Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: " Не балуйся ", " Веди себя хорошо ", " Чтобы сегодня не было замечаний в твоём дневнике "... Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
  • Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.
  • Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделится чем - то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  • Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайте, пусть успокоится и расскажет сам о том, что его беспокоит, тревожит, волнует.
  • Будьте внимательны на жалобы ребенка на головную боль, усталость, трудности учебы.
  • Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Это всё успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

10 заповедей для родителей

  1. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

Основой эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей - одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборищах угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нету у нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснение отношений звучат так громко, что хорошо слышно соседям. Для тех кто, не относит семью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.

  1. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же что и вы.  Поэтому, лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.

3.Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети - тоже. Однако дети - люди неопытные, И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это, они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того ли иного дела «вместо», «за» ребенка.

4.Лучше    всего    не    подсказывайте    готового    решения,    а  показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь...

5. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

Никогда не ждите особого случая - хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует,  что   его  достижения   не   остались   незамеченными. Причем хвалите не вообще, а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что...», и обязательно дайте почувствовать свое настроение - в данном случае свою радость по поводу его успеха. Если ребенок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необходимо...

6. Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу – дать осознать услышанное.

Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните...

7.  Главное оценить поступок, а не личность.

К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка: «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «Ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно, Если критикуют поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и не нужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойно и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Для того чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание, - тем лучше. После замечания обязательно...

8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке,  верите в него,  несмотря  на оплошность.

Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка - не одно и то же. Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери и отца. Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть много, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели - не больше чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих, детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Включайте в построение системы перспективных целей - от дальней к средней и от нее к сиюминутной.

9. Воспитание должно быть поэтапным.

Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажите: «Прыгай!», то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Так высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребенок. Задача родителя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

10. Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

И в этом суть своевременности. Ведь, если в отношении дурного поступка проявилась жесткость и бескомпромиссность - как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относится к нему хорошо - это дает результаты в воспитании. И не надо мучиться выбором, какой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либеральный». Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь принимать методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда    воспитание    будет   своевременным, или «демократическим»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Советы родителям на каждый день.

1.     Говорить сыну или дочери:   «Людям  должно  быть  с  тобою легко!  Не бойтесь повторять это.

2.     Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда»,  «Ты  вообще»,   «Вечно  ты».   Ваш  ребёнок  вообще   и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

3.     Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.

4.     Старайтесь,    чтобы    ребёнок    был    привязан   к    дому,   возвращаясь домой не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».

5.     Внушайте ребенку давно  известную  формулу  психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!»

6.  Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день    читайте    с    детьми    вслух    (даже     с   подростками) интересную   книгу,   это   сильно   обогатит   ваше   духовное общение.

7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Рекомендации родителям учащихся 1-4 классов

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.

 2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребёнка, его посильные успехи. При встрече с неудачами старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребёнка, страх не активизирует его деятельность.

3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.

4. Покупайте и дарите книги, диски, картины.

5. Помогайте ребёнку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

6. Активно слушайте своего ребёнка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму.

7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребёнка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

8. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребёнку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкетирование родителей

Анкета для родителей №1 «Мой ребёнок»

(1 класс)

1.Когда он родился, то_________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нем было____________________________

3.О здоровье можно сказать следующее___

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы _________________________

5. Его отношение к школе было_________

6.Трудности воспитания связаны с _______

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на___________________________

Анкета для родителей №2

(2 класс)

Цель: определить проблемы родителей и их детей в семье, обозначить увлечение детей, узнать насколько интересны были проведенные мероприятия в классе за прошедший год.

  1. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь.

(да, нет).

  1. Не люблю когда сын или дочь приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам.

(да, нет)

  1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребёнком?

а) все свободное время

б) от случая к случаю

в) не общаюсь вообще.

4. Чем увлекается ваш ребёнок?

5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания? (да, нет)

6. Что преобладает в характере вашего ребёнка, какие качества характера ему свойственны?

7. Отношение вашего ребёнка к занятиям в школе?

а) положительное

б) отрицательное

в) безразличное.

8. Какие внеклассные мероприятия вам запомнились больше всего?

Анкета для родителей №3

(3 класс)

Цельвыявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Она состояла из 12 вопросов, к каждому из которых предлагалась шкала цифр. Эти цифры означали ответы: «совершенно согласен», «согласен», «трудно сказать», « не согласен», «совершенно, не согласен».

  1. Класс, в котором учится Ваш ребёнку, можно назвать дружным:

4 3 2 1 0

  1. В среде одноклассников Ваш ребёнок чувствует себя комфортно:

4 3 2 1 0

  1. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к Вашему ребёнку:

4 3 2 1 0

  1. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контакте с администрацией и учителями нашего ребёнка:

4 3 2 1 0

  1. Педагоги справедливо оценивают достижения Вашего ребенка в учебе:

4 3 2 1 0

  1. Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями:

4 3 2 1 0

  1. Учителя учитывают индивидуальные способности Вашего ребёнка:

4 3 2 1 0

  1. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны Вашему ребёнку:

4 3 2 1 0

  1. В школе работают различные кружки, секции, клубы, где может заниматься Ваш ребёнок:

4 3 2 1 0

  1. Педагоги дают Вашему ребенку глубокие, прочные знания:

4 3 2 1 0

  1. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье Вашего ребёнка:

4 3 2 1 0

  1. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения Вашего ребёнка:

4 3 2 1 0

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершено, согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.