Высупления. Конференции

Демакова Светлана Станиславовна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

Доклад

«Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве: стратегии психолого-педагогической поддержки»

Подготовила:

Демакова Светлана Станиславовна,

заместитель директора МАОУ СОШ №4

г. Покачи

2021г.

Слайд    Доклад «Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве: стратегии психолого-педагогической поддержки»

Тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится наиболее распространённым явлением на сегодняшний день.

Слайд На 01.01.2021 г. детей инвалидов до 18 лет в России – 712 643 человека, что составляет 5,9% от общего числа инвалидов. В городе Покачи 133 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 4,06% .

Современное общество уже приняло тот факт, что совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и детей со здоровьем условной нормы необходимо как для первой группы, так и для второй.

Это обусловлено тем, что дети, имеющие отклонения в здоровье, полноценно обучаются в классном коллективе, что способствует их навыкам социализации и коммуникации. А у детей со стандартным уровнем развития формируется толерантное отношение не только к людям с ОВЗ, но и к их насущным проблемам.

Известно, что в процессе обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья возникают трудности в организации своей учебной деятельности, адаптации в коллективе и т.д., связанные, в первую очередь, с особенностями их физического и интеллектуального развития.

Поэтому необходимо учитывать состояние здоровья ребенка и, исходя из этого, создавать необходимые условия для обучения, которые будут соответствовать не только индивидуальным особенностям, но и потребностям ребенка.

Решением данного вопроса является инклюзивное образование, которое дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее удобную форму обучения, доступность образования и обеспечивает равные права.

Слайд В МАОУ СОШ №4 по адаптированным основным общеобразовательным  программам в 2020/2021 учебном году  обучалось 19 детей, имеющих статус  ОВЗ, из них 11 детей-инвалидов. На дому обучались 7 детей-инвалидов, 12 обучающихся обучались инклюзивно.

Проблемы инклюзивного образования и образования на дому образуют спектр особенностей, в частности востребованности психолого-педагогического сопровождения.

Слайд  Учитывая эти проблемные вопросы, на базе МАОУ СОШ №4 города Покачи создан психолого-педагогический  консилиум. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается коллективной работой педагогов, педагогов-психологов, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога.

Целью такого сопровождения является создание психологически комфортных и благоприятных условий для полноценного, базового, успешного развития и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.

Слайд  В качестве задач сопровождения обозначены следующие:

  • оказание помощи детям с ОВЗ, которые нуждаются в обучении по специально разработанным программам обучения;
  • создание эмоционального, комфортного, благоприятного климата в образовательном пространстве и среди сверстников;
  • своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии ребенка;
  • повышение педагогической и психологической компетентности учителей в работе по вопросам обучения детей с ОВЗ;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ;
  • изучение и учет индивидуальных особенностей детей.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения обеспечивается его системностью.

Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и групповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. При организации уроков и занятий учитываются возможности и особенности детей, используются различные современные педагогические технологий.

Слайд Приоритетной целью образования  детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться.

Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий педагоги опираются  на системно - деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.

Слайд Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во   внеклассной работе. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение  понимания  сложных  знаний.

Игровые технологии развивают возможности для формирования личности обучающихся, которые осуществляются средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических возможностей.

Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся.

Инновационные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным.

Слайд В   учебно-воспитательном процессе  используются:

  • компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
  • мультимедиа презентации на  уроках  и внеклассных мероприятиях;
  • тестовые технологии  (презентации);
  • аудиовизуальные  технологии;
  • компьютерные  тренажеры.

Слайд  На  учебных и коррекционно-развивающих   занятиях  применяются технологии арттерапии (музыкотерапия,  фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).

   Данные  технологии связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, они позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения является организация предметно-пространственной развивающей среды школы: В МАОУ СОШ №4 полностью оборудованы учебные кабинеты, кабинеты специалистов, спортивные залы, кабинет музыки, ИЗО, технологии, информатики, хореографии, библиотека с выходом в Интернет, дискозал, конференц зал  тренажёрный зал и т.д.

Особое место отводится сенсорной комнате, так как таким детям необходима зона для снятия психоэмоционального напряжения.  

Слайд  Сенсорная  комната делится на две зоны. Темная зона – помогает расслабиться и снять напряжение. Упражнения в сухом бассейне, звуки водного фонтана или отражения зеркального шара в сочетании с тихой и приятной музыкой способствуют релаксации.

Слайд Светлая зона – место для занятий и дидактических игр.

В активной зоне дети выполняют упражнения для развития органов чувств, коммуникативных навыков и физического здоровья. Здесь педагоги-психологи используют пузырьковую колонну, сенсорные дорожки, стол для рисования песком, фиброоптические светящиеся волокна.

Нахождение в сенсорной комнате  восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка,  стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в  условиях школы, когда ребенок практически весь день находится в коллективе своих сверстников.

Слайд Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе имеются специальные  технические средства:

  • мультимедийные проекторы;
  • интерактивное оборудование;
  • документ камера;
  • компьютерное оборудование,
  • музыкальные центры;
  • планшет для рисования;
  • интерактивная доска с проектором,
  • для слепых обучающихся (специализированный программно-технический  комплекс,  программное обеспечение для чтения цифровых книг и обеспечения экранного доступа с синтезом речи,  брайлевский портативный дисплей);
  • для слабовидящих  обучающихся (специализированный программно-технический комплекс, программное обеспечение для чтения и создания  цифровых книг, стационарный увеличитель); комплект цифрового учебного оборудования  - лупа;
  • для слабослышащих детей - комплект цифрового учебного оборудования - индукционная система;

Слайд Весь дидактический материал (пособия, настольные игры, раздаточный материал) адаптирован к возможностям детей с разными нарушениями. Это различные пособия на развитие мелкой моторики рук, на развитие тактильных ощущений, на восприятие цвета, пособия на развитие познавательной сферы деятельности, пособия по коррекции и профилактике физического развития.

Развивающая среда вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к школе, желание посещать образовательную организацию, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Слайд Важным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ являются совместные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей с нормой развития.

Ежегодно проводятся: конкурс чтецов,  веселые старты, театрализованные постановки, экскурсии.

Обучающиеся привлекаются к участию в различным творческих конкурсах и олимпиадах.

Все мероприятия способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников, выстраиванию положительных взаимоотношений с окружающими  людьми.

Слайд Школа активно сотрудничает с родителями, которые являются нашими главными помощниками.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры:

общешкольные собрания, тематические консультации, педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций обучения и воспитания ребенка, обзор педагогической литературы для родителей, обмен опытом воспитания детей в семье, вечер вопросов и ответов, День открытых дверей;

  • обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного коллектива:

данное направление осуществляется с помощью включения родителей в такие виды взаимодействия, как коллективные творческие дела, защита проектов, праздники, вечера, концерты, КВН, посещение театров, выставок, библиотек, экскурсии, походы, поездки, выставки творческих работ, Дни здоровья.

Правильно организованное образование детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает их успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Психолого-педагогическое сопровождение в МАОУ С ОШ №4 – гибкая, массовая технология работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, которая обеспечивает формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

Слайд                

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Выступление на общешкольном родительском собрании

«Как развивать самостоятельность школьников

при подготовке домашних заданий»

Цель: формирование мотивации у родителей по воспитанию у ребенка самостоятельности в выполнении домашних заданий.

Форма проведения: тематическое сообщение.

Участники: родители учащихся 1-11 классов.

ХОД СОБРАНИЯ

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня нам представляется важным рассмотреть тему самостоятельности детей при подготовке домашних заданий.
           Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные — одному достаточно решить 5–10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.

Выполнение домашних заданий ребенком в начальной школе – проблема непростая и для него самого, и для его родителей.

В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними.

Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

  • Сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
  • Спланировать очередность действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
  • Распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
  • Понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
  • Применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
  • Представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.


           Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии — к неуверенности.

Сегодня мы с вами рассмотрим, какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.

Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, мы выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.
           Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками — это поле деятельности, прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
           Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания — нет проблем).

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?

Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю. Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно.
           Одним из самых простых приемов по воспитанию у ребенка самостоятельности в выполнении домашних заданий является 
расписание домашних заданий.

Составляя подобное расписание, делайте все вместе с ребенком: пусть он поможет что-то начертить, написать, красиво оформить. Итак, для составления подобного расписания берется большой плотный лист бумаги. Нужно карандашом разделить его на шесть равных частей по дням недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. Воскресенье сюда не вносится.

Каждая часть «озаглавливается»: наверху пишется название дня недели. Каждый день недели, в свою очередь, делится пополам. Верхняя часть – это то, что дано нам в неизменном виде: расписание уроков. Здесь же нужно отметить то время, когда начинаются и когда заканчиваются уроки. Должно быть четко видно, в котором часу ребенок каждый день приходит домой.

Нижняя часть каждого дня недели – это то, что должно быть выработано вместе (родителями и ребенком) как руководство к действию для школьника. Эту часть расписания не нужно сразу жестко заполнять: сначала можно пометить карандашом, какие уроки и, в какое время выполняются.  

Принимайтесь составлять такое расписание недели через две после начала четверти. Задание желательно выполнять в тот день, когда его задали, независимо от того, будет этот урок на следующий день или нет.

На выполнение каждого урока не нужно планировать больше, чем полчаса.

Перед домашним заданием каждого урока должно быть четко указано время начала и окончания его выполнения. Если вы знаете, что задание по какому-либо предмету ребенок не способен, как правило, выполнить за полчаса, планируйте его выполнение в несколько этапов.

Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 минут.

Распределите домашние задания равномерно по дням недели.

Если нужно, выделите специальное время для повторения некоторых уроков.

Желательно, чтобы в выходные дни ребенок был полностью освобожден от уроков: он должен полноценно отдохнуть.

Постарайтесь внешне привлекательно и понятно оформить это расписание.

Повесьте его на стенку.

Одна из самых интересных особенностей этого расписания – наглядность выполненной работы для ребенка. Добиваемся этой наглядности таким простым способом.

В расписании, в той его части, где отмечается выполнение домашних заданий, напротив каждого урока делается небольшая прорезь бритвой или ножницами. Из красного картона вырезаются небольшие треугольники так, чтобы их можно было вставлять в эту прорезь. Ребенок, выполнив полностью и вовремя домашнее задание по какому-либо уроку, вставляет в прорезь напротив него красный треугольник. К концу дня и он, и родители имеют возможность либо порадоваться тем результатам, которых добился ребенок, либо, к сожалению, огорчиться. Во втором случае ни родителям, ни ребенку, конечно, не стоит падать духом: терпение, тактичность, уважение к маленькому ученику, своевременная помощь, возможно, помогут ему преодолеть трудности.

Вставленные треугольники остаются в прорезях до конца недели. В конце недели результаты усилий по выполнению домашних заданий наглядно предстанут перед вами. Если ребенок старался, почти полностью и вовремя выполнил все уроки, обязательно поощрите его. Это может быть совместная прогулка, покупка какой-либо игрушки, сладостей. И, конечно, похвала, искреннее восхищение и гордость родителей своим волевым и целеустремленным ребенком.

И даже если ребенок не смог поначалу делать уроки в соответствии с расписанием, но старался, все равно похвалите его, создайте у него стимул выполнять домашние задания таким образом. Как всегда в воспитании нужны, прежде всего, терпение и внимание к ребенку.

Подобное расписание, конечно, не отменяет помощи родителей ребенку. Но оно поможет и вам, и ребенку рационально спланировать учебные и выходные дни, разумно чередовать уроки и отдых, найти время для занятий музыкой, спортом и т.п.

Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.