Работа с одарёнными детьми

Кирилкина Елена Владимировна

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель

В. А. Сухомлинский говорил, что одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод. По сути, так оно и есть, одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своё чадо для их реализаци

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).
В. А. Сухомлинский говорил, что одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод. По сути, так оно и есть, одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своё чадо для их реализации.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).
В. А. Сухомлинский говорил, что одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод. По сути, так оно и есть, одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своё чадо для их реализации.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).
В. А. Сухомлинский говорил, что одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод. По сути, так оно и есть, одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своё чадо для их реализации.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).
В. А. Сухомлинский говорил, что одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод. По сути, так оно и есть, одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своё чадо для их реализации.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti.docx680.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждениеhttp://azbyka.kz/images/4903/1.jpg

Средняя общеобразовательная школа пос. Титово

Современные образовательные аспекты развития одаренных детей

За одаренными детьми – будущее России.

Пояснительная записка

       В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает,  работа с одаренными детьми  является крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету.      

Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:

  • Выявление одаренных детей;
  • Развитие интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся;
  • Переход к новому содержанию образования;
  • Осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;
  • Развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • Повышение педагогического мастерства;
  • Создание  системы работы с одаренными детьми;

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие  дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима  четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.

Одним из основных направлений моей деятельности является организация работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время. С этой целью провожу постоянную работу по выявлению и развитию способностей детей. Используя в работе традиционные формы, ищу новые способы для повышения интереса к предмету. Понимаю, что очень важно предоставить ребёнку возможность попробовать свои интеллектуальные, творческие силы в работе над заданиями олимпиадного характера. Данную работу провожу целенаправленно, и в системе, начиная с первого года обучения.

В первом классе с целью выявления индивидуальных способностей детей организую внутриклассные олимпиады по разным направлениям.

Со второго класса учащиеся начинают принимать участие в мероприятиях школьной программы «Одарённые дети».

Среди них:

  • Конкурс «Самый умный ребёнок по литературе»;
  • Конкурс «Самый умный ребёнок по русскому языку»;
  • Конкурс «Самый умный ребёнок по математике»;
  • Конкурс «Самый умный ребёнок по естествознанию»;
  • Фестиваль «Фабрика звёзд»;
  • Конкурс юных ораторов;
  • Конкурс классных хоров;

В 3-4 классах они имеют возможность принимать участие в областных, Российских и международных интеллектуально-творческих конкурсах. Стараюсь, как можно лучше, организовать работу по привлечению учеников к творческой деятельности.

Об интересе к олимпиадам, конкурсах свидетельствует высокая активность учащихся.

Динамика количества участников олимпиад

Предметы

2 класс

3класс

4 класс

Литература

84%

91%

96%

Русский язык

70%

86%

93%

Математика

73%

85%

95%

Окружающий мир

85%

92%

97%

Представленные результаты позволяют сделать вывод об увеличении количества участников олимпиад среди учащихся класса по мере взросления детей.

Учащиеся моих классов успешно принимают участие в различных образовательных проектах на платформе Учи.ру по схеме предметных олимпиад.

http://school20eysk.ucoz.ru/2016-2/logotip_od.png

Система  работы с одарёнными детьми

    Представленная система  имеет строгую структуру  и включает  три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей  одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.

Доминирующие принципы педагогической деятельности

  • принцип деятельностного подхода (приобретение ребёнком потребностей в учебной деятельности, мотивов учебных действий способствует формированию умения учиться);
  • принцип «поиска»: знания не даются в готовом виде;
  • принцип самостоятельной творческой активности

Педагогические технологии

  • Обучение в сотрудничестве
  • Технология решения изобретательских задач
  • Технология развития критического мышления
  • Технологии имитационного моделирования
  • Информационно - коммуникативные технологии
  • Исследовательские технологии (проблемно-поисковые)
  • Уровневая дифференциация
  • Обучение на основе «учебных ситуаций»
  • Технологии творческого мышления
  • Технология диалога

Организационные формы

  • Урок введения нового знания
  • Урок построения системы знаний
  • Урок развивающего контроля
  • Урок рефлексии
  • Урок-исследование

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Формы работы с одарёнными детьми:

  1. Разноуровневое обучение.

Первой ступенью является наблюдение за деятельностью учащихся на уроках русского  языка и литературы, математики и окружающего мира. Нужно уже на этом этапе  поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую  различные творческие задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся.  В каждом классе изучаемый материал организован на разных уровнях (А-базовый, В-высокий, С-повышенный). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы  накоплен материал разноуровневых заданий и упражнений по темам.

2.Учебный творческий проект.

     Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни.  Метод проектов в значительной мере может обогатить классно- урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Такие самостоятельно разработанные  проекты (материальные или интеллектуальные)   приучают детей к самостоятельности, творчеству, инициативности. Выполняются как групповые, так и индивидуальные проекты.  

       На мой взгляд, к созданию проектов ученики должны  приступать уже во 2-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства. 

Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах. В этом случае дети не только пишут литературные произведения, но и создают к ним иллюстрации.

  1. Разнообразные формы проведения уроков (нестандартные уроки):

мозговой штурм, пресс-конференция, зачеты-вертушки, уроки семинары, деловые игры

ВНЕУРОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К такой форме работы относятся: консультации, подготовка к различным  олимпиадам, подготовка к сдаче ВПР,  создание научно-исследовательских работ и  творческих проектов, участие в различных конкурсах и т.д.

   Консультации

    Консультации я подразделяю на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это  касается помощи ученику при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам. Групповые консультации проводятся по определенным дням, при необходимости.  На групповых консультациях можно организовать с учащимися проектно- исследовательскую деятельность, подготовку к сдаче ВПР.

Олимпиады

       В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

      Подготовка к олимпиаде проходит по-разному.  Я  отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе  собранных заданий, составляю  новые  на устранение допущенных ошибок.  Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях (для подготовки к олимпиадам школа выделяет 1 час) разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим. Но хотелось бы отметить, что в последние годы задания  на муниципальном уровне коренным образом отличаются от заданий на школьной олимпиаде, что иногда приводит к трудностям в подготовке.

      Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя - высокий результат не заставит себя долго ждать.

 Научно-исследовательская деятельность

    В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.

   Научно- исследовательская  работа учащихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.

  Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

·  выбор темы, постановка проблемы;

·  изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор материала; его анализ и обобщение;

·  индивидуальная работа педагога с учащимися,  научный комментарий;

·  оформление выполненных исследовательских работ, подготовка  к защите  работы.

    Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

  Успехи моих учеников – это мои успехи.Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

План работы с одарёнными детьми

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

1.Изучение диагностических методик, основанных на валидности,  доступности, информативности.                                                                                                             2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 4 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.                                    3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.                                                                                                              4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

Октябрь

1.Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.                                            2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.                                                                          3.Знакомство учащихся с новинками литературы.                                               4.Привлечение  творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.                            5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.             6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.                                          

Ноябрь

1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.                                                                                                2.Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.          3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:- творческие ответы;- выполнение творческих тематических заданий;- выполнение проблемных поисковых работ;- выступление в лекторских группах;- назначение ответственными за проведение предметных недель;- приобщение (в различных формах) к работе учителя;- повышение степени сложности заданий;- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

Декабрь

Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным  конкурсам, викторинам, научным проектам.

Январь

Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам.

Февраль

Участие в дистанционных олимпиадах

Март

Участие во всероссийских конкурсах:

«Русский медвежонок»

«Кенгуру»

«ЧИП»

«Познание и творчество»

«Британский бульдог»

«Золотое руно»

Апрель

Участие в конференциях, круглых столах, конкурсах

Май

Анализ результатов школьных, районных, городских и региональных олимпиад

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2019 -2020 учебный год