Главные вкладки

    Обобщение педагогического опыта

     Проектная деятельность младших школьников. Обобщение педагогического опыта на пед. фестивале.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rus_yaz_15_maya.doc112.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отдел управления образования

    Динского района

    Краснодарского края

    БОУСОШ №2

    Тема: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

    Автор опыта: Рассол

    Надежда Дмитриевна

    учитель начальных классов

    БОУСОШ №2

    Станица Динская

    2011 год.

    Рассол Надежда Дмитриевна

    Содержание:

    1.Информация об опыте ………………………………………………………..3

    2. Технология опыта ………………………………………………………… .5

    3.Результативность…………………………………………………………….13

    4 Библиографический список…………………………………………………14

    5. Рецензия на опыт ……………………………………………………………15

    6Приложение к опыту…………………………………………………………16 1Приложение №1-Упражнения на развитие приёмов логического мышления 

    2 Приложение №2- Групповой проект по кубановедению по теме «Нет в мире краше Родины нашей»( 3 класс)

    3 Приложение 3- Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над групповым проектом.

    4 Приложение №4-Групповая проектная работа, представленная на НПК школьного и муниципального уровня « Нет в мире краше, Родины нашей»

    5 Приложение №5- Конспект урока окружающего мира 3 класс тема: «Приспособления птиц к полёту»

    6 Приложение№6-Печатная презентация проектно-исследовательской работы « Влияние загрязнения почвы на её плодородие» Маницкой Екатерины

    7 Приложение №7-Материалы ,подтверждающие результативность опыта.

    Рассол Надежда Дмитриевна

    Информационная карта

    передового педагогического опыта

    1. Образовательное учреждение:

    БОУ СОШ №2.

    2.Занимаемая должность: учитель начальных классов

    3. Педагогический стаж и квалификационная категория:

    25 лет, высшая категория.

    4. Тема педагогического опыта:

    «Проектно- исследовательская деятельность младших школьников ».

    5. Уровень опыта по степени новизны:

    Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, что означает переход к системе образования , центрированной на личности ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных умений раннего возраста, развитие внутренней активности ребёнка , его потребности к саморазвитию и самосовершенствованию. Одной из форм организации работы в этом направлении , несомненно, можно считать проектную деятельность школьников.

    Проектная деятельность актуальна на сегодняшний день, т.к. отвечает стандартам второго поколения, помогает усовершенствовать отдельные стороны педагогического труда, использовать в работе мультимедиа

    6. Цель педагогического опыта:

    1. Выявление детской одарённости.
    2. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе.
    3. Развитие способности к созидательной деятельности.
    4. Воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог.

    7. Краткое описание опыта работы:

    1. Важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса – использование в обучении приёмов и методов , которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания , собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Сущность опыта – деятельность учителя по созданию условий для активной, сознательной, творческой деятельности учащихся. Так как для каждого ребенка особенно важно быть успешным и видеть положительный результат своей деятельности - результаты проекта должны быть « осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то необходимо представить её решение , если практическая – результат , готовый к использованию.
    2. Компонентами системы моей работы являются как уроки, так и внеурочная деятельность.

    Формы и методы организации проведения различны: самостоятельная, групповая, коллективная . Форма и последовательность работы над каждым проектом зависит от возрастного периода ученика начальной школы , виды

    исследовательской деятельности и её содержание должны быть адекватны возрасту.

    1. При подготовке проекта используется материал, который доступен учащимся, с некоторыми заданиями ,создающими проблемную ситуацию, из

    Рассол Надежда Дмитриевна

    которой ребенок может найти выход сам или с помощью консультантов –взрослых.

    1. Приёмом стимулирования является признание успешности ребёнка в коллективе.

    8.Эффективность опыта:

    1. Эффективность опыта состоит в том, что дети действительно включаются в проектную и исследовательскую деятельность , саморазвиваются , видят результаты своего труда, а учитель имеет возможность сделать процесс обучения интересным и доступным для каждого ребёнка. Дети с удовольствием работают в парах и группах, выдвигают предположения, не боятся отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения
    2. Ученики активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций. Среди них призёры районных олимпиад Гагина Анна(русский язык 2 место, окружающий мир 1 место), дипломанты районных и школьных научно-практических конференций Пузина Анастасия, Фёдорова Алиса, Гагина Анна (групповая работа), Колесников Никита ( призер школьной НПК),Гагина Анна (призёр районного конкурса рисунков «Безопасные каникулы», Меньков Глеб лауреат конкурса рисунков , Тутаев Виктор и Гагина Анна участники этапа районного конкурса « Рождественские колокольчики» , Маницкая Екатерина участник зонального тура НПК

    « Эврика-Юниор».

    9.Экспертное заключение

    10.Последователи: учителя начальных классов БОУ СОШ №2

    11.Кто и когда изучал. Опыт был обобщён на заседании ШМО начальных классов БОУ СОШ№ 2. Были даны открытые уроки.

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    Технология опыта.

    « Расскажи – и я забуду,

    Покажи – и я запомню,

    Дай попробовать – и я пойму.»

    Китайская пословица.

    В настоящее время в школах России достаточно успешно стал применяться метод проектов. Это связано с тем , что в период нарастающей информатизации общества особое значение для человека имеют его умения собирать необходимую информацию, проводить элементарные исследования , выдвигать предположения, делать умозаключения , выводы. Развитию данных способностей и формированию умений помогает метод проектов.

    Что же представляет из себя данный метод?

    Его основоположниками являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. В 20-е годы прошлого столетия ими было предложено обучение , при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни. По мнению основоположников метода учителя из лекторов , должны превратиться в консультантов: рассказывать , где искать информацию, объяснять , как полученные знания и навыки могут пригодиться ученикам в их повседневной жизни. Главное , чего добивались авторы метода проектов- построения обучения на активной основе , используя деятельность ученика, его интересы и потребности .

    В России идея метода проектного обучения возникла параллельно с разработками американских специалистов, но не получила должной поддержки и была забыта на десятилетия.

    За прошедшие годы в метод проектов внесено много нового, интересного, ценного. Но принцип остаётся прежним.

    По месту , времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть различна.

    По месту проведения - во время учебных занятий и во внеурочное время.

    По количеству участников- индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

    По времени выполнения проекта- кратковременная, средней продолжительности или долгосрочная.

    По содержанию -монопредметная и межпредметная.

    Типология проектов:

    1. исследовательские,
    2. творческие,
    3. ролевые, игровые,
    4. ознакомительно-ориентировачные( информационные),
    5. практико-ориентировачные( прикладные),
    6. монопроекты( литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культуроведческие,спортивные, географические, исторические, музыкальные),
    7. межпредметные.

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    Работая в школе более 20 лет, я пришла к такому выводу: проектный метод активизирует познавательные способности учащихся , раскрывает их творческие возможности, учитывает интересы учащихся .Метод проектов является одной из технологий личностно-ориентированного обучения. Поэтому строю свою работу так,

    чтобы каждый ребенок имел возможность показать себя в той сфере деятельности , которая ему наиболее близка ,мог удовлетворить свою потребность в исследовательском поиске, развитии внутренней активности .

    Проектная деятельность актуальна на сегодняшний день, т.к. отвечает стандартам второго поколения.

    Начальное образование должно гарантировать личностный подход к каждому учащемуся, обеспечивая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

    Не секрет, что некоторые педагоги считают, что данный педагогический метод более подходит для работы с учащимися среднего и старшего звена , т.к. они уже имеют некоторый запас знаний , позволяющий им самостоятельно и осмысленно проводить исследовательскую работу, сводя к минимуму направляющую деятельность учителя. Однако это ошибочное мнение. Ребёнок с первых месяцев жизни уже является исследователем, эта потребность обусловлена биологически. Исследование ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов, даёт фундамент фактов для постепенной ориентировки в окружающем мире. Прибавим к этому также положительные эмоции , которые испытывает младший школьник поскольку этот процесс отвечает потребностям детской натуры. Однако следует помнить , что для каждого возрастного периода начальной школы следует подбирать такие виды проектной деятельности , содержание и формы которой были бы адекватны возрасту.

    В современной российской школе существует несколько Образовательных систем, которые ориентированы на формирование грамотной личности, думающей и действующей с высокой степенью самостоятельности и ответственности, способной свободно использовать свои знания для решения жизненно необходимых задач. В ряду таких Образовательных систем и Образовательная система « Школа 2100» ,по программе которой я работаю. Одним из ведущих методов работы в данной системе является проблемный метод. Для метода проектов характерны все те особенности , которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, что даёт мне возможность широко применять метод проектов как в урочной , так и во внеурочной деятельности.

    Таким образом, Образовательная система « Школа 2100» вносит свой вклад в решение задачи, которую определили стандарты: признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

    Но и сам учитель не остаётся в стороне: он ищет пути и способы для создания педагогических условий, способствующих развитию в каждом ученике творческой активности ,его стремления участвовать в исследовательской деятельности, развитию коммуникативных умений учащегося.

    Объект исследования – специально организованный педагогический
    процесс, в плане поиска эффективных методов обучения (в частности проектно-

    исследовательский метод).

    Предмет исследования – влияние проектно-исследовательского метода на формирование творческих и исследовательских умений учащихся .

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    Гипотеза исследования состоит в следующем: повышение
    познавательного интереса у учащихся в начальной школе может быть достигнуто, если в обучение будет включен метод проектов ,который в полной мере реализует деятельностный подход и является личностно-ориентированным
     

    Задачи:
    1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической
    литературе.
    2)разработать систему педагогической деятельности по использованию метода проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время поэтапно

    3) сделать выводы, по использованию метода проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.
    Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
    наблюдение; анкетирование; сравнительный анализ;

    По мнению ученых, педагог не должен подавлять природу ребенка, являясь, по сути его скульптором. Учитель должен относиться к ученику на равных, внедряя в свою практику преподавания новые формы обучения, дающие возможность развития творческого мышления, сочетания интеллектуальной работы с воздействием на эмоциональную сферу и воображение. Для личностного развития ребенка особенно важна атмосфера успеха. Сохранить присущую детям жизнерадостность - важное условие развития творчества ребенка. Необходимыми условиями развития личности являются желание ребенка жить активно, деятельно и радостно, желание общаться, иметь друзей, достичь успеха в делах.

    Я строю свою работу с учащимися следующим образом.

    Изучаю индивидуальные особенности учащихся – и физические ( здоровья), и психологические, и личностные. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

    В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:

    « Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

    Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых школьным психологом и логопедом.

    Первым шагом к проектной деятельности учащегося является урок.

    Уроки –проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа , какой является проектная деятельность , не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит является и здоровьесберегающей.

    Прежде , чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать « вкус» к работе такого рода, понять , что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций .

    Я планомерно готовлю детей к проектно-исследовательской деятельности.

    В рамках урока , начиная с первого класса использую:

    1. проблемное введение в тему урока;
    2. постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
    3. совместное планирование практического задания;
    4. групповые работы на уроке;
    5. ролевое распределение работы в группе;
    6. формулировку предположения;
    7. поиск дополнительной литературы;
    8. подготовку сообщения;

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    1. поиск альтернативных способов решения проблемы;
    2. самооценку учащихся.

    Используя материал урока , особое внимание уделяю, развитию приёмов логического мышления, навыков речи.

    Развитие приёмов логического мышления осуществляю в следующей последовательности:

    -оперирование признаками предметов( выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного;

    -классификация( словесная характеристика классов в готовой классификации , отнесение объекта к классу, , выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

    -определение понятия через род и видовое отличие ( отнесение объектов к роду, учёт соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

    -доказательство и рассуждение( простейшие умозаключения).( Приложение 1)

    Используя игровые упражнения, учу формировать собственную точку зрения, видеть объект исследования с разных сторон. Например: « Посмотри на мир чужими глазами»

    Даю детям неоконченный рассказ:

    « Всю ночь за окном завывал ветер, по стёклам домов бил холодный дождь. На улице было темно и жутко. А утром всё вокруг укутал нежный белый снег.

    Задание: Продолжи рассказ, представив себя в роли ребёнка, воробья, старушки, кошки»

    Или другое задание. «Составь рассказ , используя данную концовку».

    Например: « … Вот как здорово всё закончилось»

    Задания – рассуждения помогают ученикам выдвигать гипотезы, оперировать словами: «возможно», « предположим», « я думаю», « считаю»

    Например : Как вы думаете , почему у зайца длинные уши? Или «Отчего рыбы не умеют говорить?

    Задание « Найди причину» также способствует формированию умения мыслить .

    Например: « Игорь простудился. Почему?», «Птицы улетели на юг. Почему?»

    Для постановки умения задавать вопросы предлагаю ученикам игру « Аукцион вопросов».

    1 вариант игры- фронтальный, когда дети по очереди и по желанию задают различные вопросы( можно заранее определить тему);

    2 вариант игры- групповой. Каждая группа детей может задавать вопрос только с ключевого слова( Как? Когда? Где? Сколько? и т.д.)

    К данной категории относится и игра « О чём спросили?»

    Ученику тихо задают несколько вопросов. Он громко даёт ответ. Дети должны угадать какие вопросы были заданы однокласснику.

    В 1 классе на уроках проектно-исследовательская деятельность учащихся носит подготовительный характер т.к. ученики ещё не умеют читать и писать , а также не обладают в достаточной мере такими психологическими операциями как анализ , синтез и др. Поэтому все проекты носят творческий характер: рисунки , поделки , устные рассказы. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации , которые вызывают у детей интерес к поставленной проблеме. Опираясь на помощь родителей, дети учатся изыскивать дополнительную информацию по предложенному учителем плану. При этом роль родителей в данной работе очень важна. Для того чтобы взрослые знали как правильно оказать помощь своему ребёнку в том или ином задании , на что обратить внимание малыша , как поддержать интерес к выполнению задания я в обязательном порядке провожу педагогические консультации с родителями , тематические родительские собрания « Проектно-исследовательская деятельность младших школьников» , « Когда учиться интересно?», « Что такое презентация?».Очень важно , чтобы темы проектов были

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    интересны для малышей. Приведу примеры тем , которые использовала в 1 классе при работе с учащимися на различных уроках: « Моё любимое животное»( устный рассказ,

    рисунок или поделка), « Кто живёт в зимнем саду ?» ( изготовление кормушки для птиц, наблюдение за птицами , устный рассказ, рисунок или поделка), «В гостях у друга»

    ( ролевая игра)… Большинство проектов в 1 классе носят кратковременный характер.

    Во 2 классе уровень знаний учащихся существенно возрастает , а следовательно расширяется и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать ребята могут получать информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявлять определённую долю самостоятельности при работе над проектом. Однако , роль учителя –консультанта остаётся основополагающей. Начиная с начала 2 класса возрастает роль учащихся в выборе тематики проекта. В одних случаях дети могут выбрать тему проекта самостоятельно( по заранее предложенным проблемам) Например творческий проект «Как « продлить жизнь» использованной пластиковой бутылке?» В других случаях тематику проекта я как учитель предлагаю детям сама с учётом учебной ситуации по какому-либо предмету. При этом всегда учитываю интересы и способности учащихся .В этом мне помогает вариативность тем проекта. Например: урок

    Окружающего мира 2 класс тема « Россия –Родина моя»

    Дети получают домашнее задание- подготовить образовательный проект

    ( фрагмент урока)

    Учитель. Сегодня на уроке мы говорили о нашей Родине .

    -Что вас заинтересовало более всего?

    - Какие вопросы возникли при изучении темы?

    - Могли бы вы сами дать на них ответ? Что для этого нужно и можно сделать?

    Я предлагаю вам выбрать для себя тему , по которой вы будете готовить работу:

    « Москва- главный город страны», « Ими гордиться Россия», « Я рисую Россию», « Песни о родине», «Удивительный мир природы России», « Народы нашей страны».

    - Какую тему вы бы хотели добавить к ,уже предложенным?

    Запишите все темы , обсудите выбор одной из них с родителями и сообщите мне нём завтра.
    В течении недели я консультирую учеников , создаю предпосылки к тому , чтобы в работы учащихся не дублировали материал , даю рекомендации по поиску информации, создаю группы учащихся , работающих в одном направлении.

    Подобная работа требует много сил и времени, однако просто необходима, чтобы следующий урок был успешен .

    В классе учатся дети с разными способностями и возможностями, а следовательно необходим дифференцированный подход. Объём проектной работы, её сложность , доля самостоятельности ученика – всё это определяю для каждого ребёнка индивидуально. В процессе работы у учащихся возникали трудности объективного характера ( не хватало знаний , навыков в работе с информационными источниками и т. д ), однако , именно их проявление является одной из главных целей этого метода. Ученик попадает в среду

    « неопределённости» ,что активизирует его познавательную деятельность.

    Во 2 классе изменяется и время выполнения проектов. В деятельности учащихся начинают появляться долгосрочные проекты.

    Так при изучении раздела по литературному чтению «Сказка мудростью богата» детям предлагалось сравнить сказку «Дыйканбай и дэв» и « Богатырь Назнай».Сравнительный анализ текстов проводился на уроке , а его результаты заносились в таблицу в тетради по литературному чтению, где помимо персонажей ,отмечались особенности сюжета и композиции, языковые особенности сказок . В результате дети пришли к выводу об

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    общечеловеческих ценностях таких качеств человека как ум, сообразительность , храбрость. и т.д. В результате такой работы ребята имели возможность высказывать и доказывать свою точку зрения. Ученики получили опыт исследования. Далее им было предложено придумать свою сказку, в которой бы высмеивалась глупость и трусость главных героев. На уроках технологии и ИЗО дети изготовили книжки-малышки , внесли в них текст своей сказки ( домашняя работа по русскому языку). Результаты работы были

    представлены на выставке « Мои первые книжки». Таким образом, проект был долгосрочным и включал в себя различные образовательные области.

    В 3 классе проектно- исследовательская деятельность учащихся является, более расширенной. Дети могут работать с дополнительной научной литературой

    ( справочники, энциклопедии , сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать простейший анализ полученной информации. Проекты являются как монопредметными, так межпредметными , что отвечает целостному восприятию картины мира младшим школьником. Формы работы над проектом преобладают групповые.

    Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Поэтому я предпочитаю проводить уроки

    проекты как итоговое повторение. Кроме того, организация самостоятельной проектной деятельности учащихся при малом количестве отведенных на нее часов не даст желаемого результата.

    В качестве примера проектно-исследовательской работы привожу групповой проект по кубановедению по теме «Нет в мире краше Родины нашей»( 3 класс) (Приложение 2) и система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над групповым проектом.(Приложение №3)

    Проектная работа по теме урока вызвала у детей неподдельный интерес и желание продолжить её. В результате совместной деятельности 3 учениц она была доработана и представлена на НПК школы и района. Таким образом, тесно переплелись учебная и внеурочная проектно-исследовательская деятельность учеников.(Приложение 4)

    Начиная с 3 класса постепенно ввожу и индивидуальные проекты, но их немного и выполняют их ребята , обладающие повышенной учебной мотивацией.

    Частично- поисковый метод на уроках в 3-4 классах является частью практически каждого урока. Теперь уже ребята отрабатывают те навыки по выдвижению гипотез, путей решения проблемных ситуаций, которые формировались в1-2 классах. В качестве примера одного из таких уроков привожу конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Приспособления птиц к полёту» ( Приложение 5)

    В 4 классе проектно-исследовательская деятельность учащихся носит более самостоятельный характер , что обусловлено их возрастными особенностями . Дети уже могут выбрать главное из общего потока информации , оформить свой проект самостоятельно. Следовательно, изменяется и типология проектов. Они имеют в подавляющем большинстве индивидуальный характер, появляются проекты требующие длительных наблюдений, постановки опытов и т.д. Серьёзная работа требует значительного времени, поэтому количество проектов невелико. С целью обучения письменного оформления работы я выдаю ребятам памятки. Основой этого документа являются рекомендации по оформлению работ на районную НПК. Ученики с лучшими работами впоследствии принимают в ней участие. Моя позиция как учителя по-прежнему подчиняется следующим правилам:

    1 .Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.

    3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации

    Не секрет, что далеко не все дети класса , стремятся , имеют возможности и способности к такой серьёзной длительной работе. Чтобы такие ученики не остались в стороне от данной деятельности, я привлекаю их внимание к наиболее интересным проектно- исследовательским работам одноклассников и включаю их в работу над проблемой на отдельных этапах выполнения проекта.

    Приведу пример подобной работы .

    Ученица 4 класса Маницкая Екатерина работала над проектом « Влияние загрязнения почвы на её плодородие». Ученики класса были ознакомлены с проблемой , высказывали

    свои гипотезы , экспериментальная часть проекта проводилась в стенах классной комнаты, результаты эксперимента наблюдались и обсуждались коллективно . Дети могли самостоятельно сделать выводы о правильности выдвинутых предположений. Таким образом они незаметно для себя включились в данную работу , получили опыт исследовательской деятельности, активизировали внутреннюю познавательную активность. Ребята с удовольствием приняли участие в проекте на следующем его этапе

    ( практическом) . Катя рассказала о результатах своих исследований и проблемах , связанных с загрязнением почвы. Класс решил провести мероприятия , направленные на сохранение чистоты кубанских земель. Ученики, работая в группах , создали плакаты , призывающие беречь земли от загрязнения, поставили сценку « Репка» ( экологического характера) и показали её родителям на собрании. Катя включила в свою работу и продукты проектной деятельности своих одноклассников. В результате Маницкая Екатерина заняла 1 место в районной НПК и принимала участие в зональном туре научно-исследовательских проектов « Эврика», а остальные ученики класса без излишнего напряжения получили опыт научно-исследовательской работы. ( Приложение 6)

    Однако, не смотря на положительные результаты применения проектно-исследовательского метода в урочное время, имеется и ряд недостатков. Среди них

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    ограничение по времени, обязательность работы по предложенной теме, опасение получить плохую отметку и т.д.

    На помощь приходит внеурочная деятельность. 

    Мною регулярно проводятся заседания клуба « Почемучек» Занятия в клубе строятся на тех же принципах, что и проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках. Но свобода выбора темы для занятия учеником значительно расширяется. Каждый из них может попробовать свои силы и в исследовании проблемы, и в создании собственного поэтического произведения, и в оформительской деятельности и т.д. Для того, что научить исследовать тему с разных сторон, я иногда предлагаю своим почемучкам на выбор одну из предложенных тем. Например: «Кошки.», «Космос.», « Жилище человека»

    и дети сообща выбирают одну из них. Каждый из « почемучек» готовит работу по данной теме, но в своём направлении. Затем защищает её на заседании клуба. Дети обмениваются мнениями, отмечают , понравившиеся им моменты, применяют опыт коллег «исследователей». Обязательно детские работы демонстрируются на выставках как в классе, так и в школе, а также в форме презентаций среди одноклассников и учащихся параллельных классов во время классных часов, внеурочных занятий по предмету и т.д. . Ведь каждый ребёнок должен испытывать удовольствие от своего труда и успешность .

    Количество участников заседания клуба « Почемучек» неуклонно растёт, что подтверждает интерес детей к данному виду деятельности.

    Рассол Надежда Дмитриевна

    Результативность опыта

    Начиная работу по проблеме «Проектно-поисковая деятельность младших школьников», я ставила перед собой следующие цели:

    1. Выявление детской одарённости.
    2. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе.
    3. Развитие способности к созидательной деятельности.
    4. Воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог.

    Планомерную работу вела на протяжении 5 лет. Результаты показали успешность применяемых мною методов работы. Изменяется роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Проектная деятельность помогает ребёнку в саморазвитии и самореализации, активизирует познавательную и творческую активность, формирует положительные личностные качества.

    Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций. Среди них призёры районных олимпиад: Гагина Анна(русский язык 2 место, окружающий мир 1 место), дипломанты районных и школьных научно-практических конференций Пузина Анастасия, Фёдорова Алиса, Гагина Анна (групповая работа), Колесников Никита ( призер школьной НПК),Гагина Анна (победитель районного творческого конкурса «Безопасные каникулы», Меньков Глеб лауреат муниципального конкурса « Кубань православная» , Тутаев Виктор и Гагина Анна участники этапа районного конкурса « Рождественские колокольчики» , Маницкая Екатерина участник зонального тура НПК « Эврика-Юниор».

    Учащиеся с удовольствием и интересом изучают опыт других ребят в проектно-поисковой направленности и сами делятся своими наработками в сети интернет. Так Колесников Никита, Гагина Анна, Пузина Анастасия, Фёдорова Алиса опубликовали свои работы в проекте для одарённых детей «Алые паруса», о чем имеются свидетельства о публикации.

    Ребята моего класса с большим интересом включаются в проекты различной творческой и исследовательской направленности: ролевые ( «Сорочинская ярмарка» благотворительный школьный марафон), литературно-музыкальные(школьный конкурс

    « Этих дней не смолкает слава», конкурс лучших чтецов стихотворений ко Дню Матери), конкурсы декоративно-прикладного творчества( « Новогодняя мастерская»), литературно-поэтические( книга « Клуб юных сочинителей»,проект « Новогодняя сказка»), исследовательские ( « Служили наши деды, служили наши папы»). Активность учащихся класса подтверждена грамотами администрации школы: « За участие в школьных проектах», « За активное участие в творческих конкурсах « Новый год 2012», « За большой вклад в благотворительном марафоне « Сорочинская ярмарка», « За 1 место в конкурсе агитбригад».

    Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы , которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

    Я ставлю перед собой цель и в дальнейшем продолжить работу в этом направлении

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    Библиографический список

    1. Бокарева Г., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater. — 2002. — № 6. — С. 52–54.
    2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.-М.,2000. -120с.
    3. Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 8. — С. 6–11.
    4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
    5. Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — 2000. — № 12. — С. 101–108.
    6. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 1999. — 272 с.

    РАССОЛ Надежда Дмитриевна

    Рецензия

    Рассмотрена работа по теме «Проектно- исследовательская деятельность младших школьников» учителя начальных классов Рассол Надежды Дмитриевны. Данная работа обобщена и представлена на школьном методическом объединении автором.

    Проектная деятельность актуальна на сегодняшний день, т.к. отвечает стандартам второго поколения, помогает усовершенствовать отдельные стороны педагогического труда, использовать в работе мультимедиа. В связи с этим учитель особое внимание уделяет формированию коммуникативных умений раннего возраста, развитию внутренней активности ребёнка, его потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Важным условием в работе учителя является эффективность учебно-воспитательного процесса – использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Сущность опыта – деятельность учителя по созданию условий для активной, сознательной, творческой деятельности учащихся. Так как для каждого ребенка особенно важно быть успешным и видеть положительный результат своей деятельности - результаты проекта должны быть « осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то необходимо представить её решение, если практическая – результат , готовый к использованию. Эффективность опыта состоит в том, что дети действительно включаются в проектную и исследовательскую деятельность, саморазвиваются, видят результаты своего труда, а учитель имеет возможность сделать процесс обучения интересным и доступным для каждого ребёнка.

    В результате планомерной деятельности учителя в данном направлении, ее ученики являются активными участниками различных творческих конкурсов, олимпиад, научно- практических конференций.

    Опыт данного учителя изучен и применяется учителями начальной школы БОУ СОШ №2: Тутаевой Ириной Львовной, Асташовой Еленой Валентиновной, Малеевой Галиной Юрьевной, Волковой Светланой Анатольевной и др.

    Рекомендуем обобщить опыт педагога на педагогическом фестивале с целью распространения его среди коллег района и края.