Главные вкладки

    Выступление на МО

    Выступление на МО. Проектная деятельность младших школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогическом фестивале по обобщению опытом работы

    1,2 слайд

    Немного о себе: Образование – высшее. Окончила Адыгейский государственный институт
    Специальность по диплому (учитель начальных классов)
    Место работы (БОУ СОШ №2)

        Должность (учитель начальных классов)

        Педагогический стаж (25 лет)

        Стаж работы в занимаемой должности (25 лет)

        Квалификация - высшая

    3 слайд 

    Тема моего опыта: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

    Я ставила перед собой цели:

    1. Выявление детской одарённости.
    2. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе.
    3. Развитие способности к созидательной деятельности.
    4. Воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог.

     

    4 слайд: Мой опыт формировался с следующих условиях:

    1. изучение методической литературы;
    2. изучение опыта своих коллег;
    3. активная работа в школьном методическом объединении;
    1. .отслеживание результатов деятельности учащихся класса  в творческом и исследовательском направлениях;
    2.  Разработка системы педагогической деятельности по использованию метода проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время
    1. Формулирование  выводов, по использованию метода проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.

    5 слайд          « Расскажи – и я забуду,

    Покажи – и я запомню,

    Дай попробовать – и я пойму.»

                                                           Китайская пословица.

    6 слайд: основная идея моего опыта это : 

     повышение
    познавательного интереса у учащихся в начальной школе может быть достигнуто, если в обучение будет  включен метод проектов ,который в полной мере реализует деятельностный подход и является личностно-ориентированным
       

    7 Слайд  Прежде , чем  я перейду к технологии моего опыта позволю себе напомнить типологию проектов     По месту , времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть различна.

    По месту проведения - во время учебных занятий и во внеурочное время.

    По количеству участников- индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

    По времени выполнения проекта- кратковременная, средней продолжительности или долгосрочная.

    По содержанию -монопредметная и межпредметная

    8слайд: Я работала над данной проблемой в течении 5 лет и строила работу следующим образом:

    Изучала  индивидуальные особенности учащихся – и физические ( здоровья), и психологические, и личностные. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и  условий жизни в семье.        Для этого я использовала личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опиралась на результаты обследований, проводимых школьным психологом и логопедом.

    9 слайд

    Первым шагом  к проектной деятельности учащегося является урок.

    Я планомерно готовлю детей к проектно-исследовательской деятельности.

    Начиная с первого класса использую:

    1. проблемное введение в тему урока;
    2. постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
    3. совместное  планирование практического задания;
    4. групповые работы на уроке;
    5. ролевое распределение работы в группе;
    6. формулировку предположения;

                поиск альтернативных способов решения проблемы;

    1. самооценку учащихся.

    10слайд

     Особое внимание уделяю, развитию  приёмов логического мышления, навыков речи.

    Используя игровые упражнения,  учу  формировать собственную точку зрения, видеть объект исследования с разных сторон.

    11слайд

     Используя задания- рассуждения помогаю  ученикам  выдвигать гипотезы,  оперировать словами: «возможно», « предположим», « я думаю», « считаю»

    12 слайд

    В 1 классе на уроках проектно-исследовательская деятельность учащихся носит подготовительный  и творческий характер: рисунки , поделки , устные рассказы. При этом роль родителей в данной работе очень важна.

    13 слайд Для того чтобы взрослые знали как правильно оказать помощь своему ребёнку в том или ином задании  в обязательном порядке провожу педагогические консультации с родителями , тематические родительские собрания « Проектно-исследовательская деятельность младших школьников» , « Когда  учиться интересно?», « Что такое презентация?». Большинство   проектов в 1 классе носят кратковременный характер

    14  слайд

    Во 2 классе уровень знаний учащихся существенно меняется , а следовательно раскрываются и их возможности при работе над проектами. Возрастает  их роль  в выборе тематики проекта.

    15 слайд  Учитывать интересы и способности учащихся помогает вариативность тем проекта. В классе  учатся дети с разными способностями и возможностями, а следовательно необходим дифференцированный подход. Объём проектной работы, её сложность , доля самостоятельности ученика – всё это определяю для каждого ребёнка индивидуально Роль учителя-консультанта по-прежнему основополагающая  Во 2 классе изменяется и время выполнения проектов. В деятельности учащихся начинают  появляться    долгосрочные проекты.

    Слайд 16

    В 3 классе проектно- исследовательская деятельность учащихся является,  более расширенной. Дети могут работать с дополнительной научной литературой, устную информацию преобразовывать в письменную и делать простейший анализ полученной информации. Формы работы над проектом преобладают групповые.

    Начиная с 3 класса постепенно ввожу и индивидуальные  проекты, но их немного и выполняют их ребята , обладающие повышенной учебной мотивацией

    Слайд17

    Частично- поисковый метод  на уроках в 3-4 классах является частью практически каждого урока. Теперь уже ребята отрабатывают те навыки  по выдвижению гипотез, путей решения проблемных ситуаций, которые формировались в1-2 классах

    Слайд 18

    В 4 классе проектно-исследовательская деятельность учащихся  отличается  более самостоятельным характером , что обусловлено их возрастными   особенностями . Дети уже могут выбрать главное из общего потока  информации , оформить свой проект самостоятельно. Следовательно, изменяется и типология проектов. Они имеют в подавляющем большинстве индивидуальный характер, появляются проекты, требующие длительных наблюдений, постановки опытов и т.д.

    Слайд19

    Моя  позиция как учителя по-прежнему   подчиняется следующим  правилам:

    1 .Обеспечить формирование предпосылок готовности  школьников к успешной проектной деятельности

    2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника»  готовых знаний для формального их запоминания учениками.

    3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации

    Слайд20

    Однако, не смотря на положительные результаты применения проектно-исследовательского метода в урочное время, имеется и ряд недостатков. Среди них ограничение по времени, обязательность работы по предложенной теме, опасение получить плохую отметку  и т.д.

        На помощь приходит внеурочная деятельность

    Мною регулярно проводятся заседания клуба « Почемучек» Занятия в клубе строятся на тех же принципах, что и проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках. Но свобода выбора темы для занятия учеником значительно расширяется.

    Обязательно  детские работы демонстрируются  на выставках как в классе, так и в школе,  а также в форме презентаций среди одноклассников и учащихся параллельных классов во время классных часов, внеурочных занятий по предмету и т.д. . Ведь каждый ребёнок должен испытывать удовольствие от своего труда и успешность .

        Количество участников заседания клуба  « Почемучек» неуклонно растёт, что подтверждает интерес детей к данному виду деятельности.

    Слайд21 -22

    . Результаты показали успешность применяемых мною методов работы.

    . Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад,                                    научно-практических конференций.  Среди них призёры районных олимпиад, дипломанты  районных и школьных научно-практических конференций, победитель  и лауреат районных творческих конкурсов , участник зонального тура НПК « Эврика-Юниор».

        Учащиеся  класса участники    проекта для одарённых детей «Алые паруса» , о чем имеются свидетельства о публикации в социальной сети педагогов.

        Активность учащихся класса  в целом подтверждена грамотами администрации школы

    Слайд 23

     Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы , которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.