3.1. Безопасность

НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ

Помощь родителям законным представителям в обеспечениибезопасности детей с ООП и ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

         Нет такого ребенка, у которого никогда не было бы травм и с которым никогда ничего не случалось. Синяки, ссадины, сломанные кости, шишки, ушибы, порезы и царапины — Это все неотъемлемая часть процесса взросления. Подобное происходит со всеми детьми, однако у детей с аутизмом и связанными с ним расстройствами риск получения травм выше. Тому есть несколько причин. Дети с РАС (расстройство аутического спектра), во-первых, приходят к пониманию важных концепций безопасности (например, что горячие предметы опасны) позже, чем большинство типично развивающихся детей, а во-вторых, они более импульсивны.

         Дети младшего возраста при наличии у нах аутизма свойственна необычная комбинация недальновидности и хорошо развитых моторных способностей. У некоторых детей с РАС (например, синдром Аспергера) могут наблюдаться недальновидность в сочетании с плохо развитыми моторными возможностями. И тот и другой варианты чреваты неприятностями. Определенную проблему представляют и необычные сенсорные предпочтения и интересы, иногда отмечающиеся при аутизме и связанных с ним расстройствах. Так, ребенок с аутизмом может не обращать особого внимания на горький вкус или интересоваться вибрирующими или кружащимися предметами – крыльями пчелы или вращающимися лопастями вентилятора. Дети нередко удивляют своих родителей. Ребенок с РАС, который боится новых предметов и ситуаций, может вдруг задаться целью обследовать новую стройплощадку, а ребенок, который боится воды, — начать проявлять интерес к бассейну. Аналогичным образом ребенок, которого однажды ужалила пчела, не всегда может извлечь надлежащий урок из этого опыта. В связи с этим родителям следует приложить все возможные усилия, чтобы предотвратить проблемы прежде, чем они возникнут.

Безопасность в доме (бытовая безопасность)

            Профилактика лучше лечения. Примите все разумные меры предосторожности. Особенно это необходимо, если у вас ребенок младшего возраста с аутизмом. Таковые отличаются настоящим талантом попадать в опасные ситуации и места. Даже родители типично развивающихся детей не всегда могут предугадать, что с теми произойдет в самом ближайшем будущем. Многие дети с аутизмом или первазивным расстройством развития нуждаются в надзоре за их безопасностью несколько дольше, чем другие дети. В большинстве случаев их способность определять, какие места безопасны, а какие нет, что горячее, а что острое, оставляет желать лучшего. По мере того как дети с РАС взрослеют, становятся крупнее и сильнее, вам можно придется пересмотреть определенные аспекты обеспечения их безопасности. Так, ребенок среднего возраста способен открыть стандартную пластиковую крышку, закрывающуюся электрическую розетку, но еще не осознает, насколько опасна попытка засунуть в розетку тот или иной предмет. В связи с этим могут оказаться полезными привинчивающиеся крышки, которые снять труднее.

             Многие дети с РАС, а дети младшего возраста в особенности находятся в безопасности, только когда рядом взрослый. Меры обеспечения безопасной среды завися от возраста ребенка и его окружения. Родителям маленьких детей и многих детей постарше с общими (первазивными) расстройствами развития необходимо либо:

  • Обеспечить постоянный надзор за детьми, либо
  • Брать их с собой, когда нужно хотя бы ненадолго выйти из комнаты, либо
  • Организовать безопасную зону, в которой их можно ненадолго оставить одних без угрозы их здоровью.

         Для ребенка младшего возраста безопасным местом будет детская кроватка или манеж. Можно ненадолго оставить ребенка в комнате при условии, что от не имеет возможности покинуть ее самостоятельно.

        Помните: правилам безопасности нужно обучать. Это означает необходимость моделирования желаемого поведения, напоминаний о безопасности в ходе регулярных обсуждений и т.д.

       Среди необходимых мер предосторожности закрывание электрических розеток, запирание шкафчиков, в которых хранятся чистящие средства и краски, установка дверных защелок/щеколд и ворот у лестницы, хранение ножей, ножниц и других острых предметов вне досягаемости ребенка. Подумайте, что еще может представлять опасность: это могут быть, например, открытые лестничные колодцы; места, где ребенок легко может упасть; острые предметы, выступающие из стены или пола и т.д. Убедитесь, что окна хорошо закрыты и ребенок не может вывалиться из них. И разумеется, если вы храните дома оружие, убедитесь, что оно спрятано под замком в сейфе и вне досягаемости ребенка. Помните: самый надежный способ избежать несчастных случаев в результате не осторожного обращения с огнестрельным оружием — не держать его дома.

           Ваш дом должен быть защищен от пожаров и ядовитых газов. Спички, легковоспламеняющиеся материалы, свечи и электрические провода — все эти вещи могут быть опасны в руках ребенка. Установите датчики дыма и угарного газа, а также купите огнетушители. Убедитесь, что ребенок не может сам включить духовой шкаф, а также что камин и другие отопительные приборы работают исправно.

        Предприняв основные меры к обеспечению безопасности, еще раз внимательно осмотрите весь ваш дом — возможно, вам удастся обнаружить дополнительные источники опасности для ребенка с РАС. Например, что может представлять для него интерес и сразу броситься в глаза? За что он непременно захочет потянуть/ухватиться? Находятся ли в зоне его досягаемости вентиляторы или другие вращающиеся предметы? То, что кажется неинтересным и непривлекательным вам, может оказаться весьма аппетитным с точки зрения ребенка. Особенно это справедливо в отношении лекарств, если они по внешнему виду и даже вкусу похожи на конфеты.

            В целом, кухня и ванная комната, вероятно, являются наиболее опасными местами в доме. Осмотрите их более тщательно, уберите все опасные предметы, ограничьте доступ ребенка в те места, где он может получить травмы.

          Все дети, в то числе и дети с РАС, проводят большую часть времени в своей комнате, поэтому убедитесь, что это безопасное место. Если ребенок не против, желательно оставить в ней только самую необходимую мебель (это положительно сказывается на ночном сне). Внимательно оглядитесь по сторонам; возможно, вы найдете предметы, которые могут быть источниками опасности, например книжный шкаф, который может опрокинуться на ребенка и т.д. Чтобы всегда знать, когда ребенок вышел из комнаты (особенно ночью), подвесьте низко дверной колокольчик. Если ребенок с аутизмом живет в одной комнате со старшим братом или сестрой, убедитесь, что вещи старшего ребенка не представляют опасности для младшего. Если ребенок с аутизмом живет с младшим братом или сестрой, убедитесь, что старший не выпустит младшего из комнаты, не поставив в известность вас.

      Падения, — например, с лестницы или из окна, — в основном свойственны детям младшего возраста, а также детям с аутизмом более старшего возраста, поскольку они могут неверно оценить расстояние или высоту. Если ребенок любит передвигать стулья и забираться на них, убедитесь, что он не сможет залезть на подоконник и вывалиться из окна. На всех окнах должны стоять замки. В ряде случаев необходимо оградить пространство перед окном так, чтобы ребенок не мог подобраться к подоконнику.

Опасность отравления

       Ребенок может отравиться в любом возрасте. Основными источниками опасности в связи с этим являются чистящие и моющие, а также лекарственные средства, краски, растворители, косметическая продукция, комнатные и садовые растения.

Основные бытовые яды:

      Кухня — средства для мытья посуды, очистители труб, нашатырный спирт, все чистящие средства.

Ванная комната – лекарственные средства, чистящие средства для унитаза и ванны, моющие средства, отбеливатели, бритвенные принадлежности, шампуни, бальзамы и т.д.

      Гараж – автохимия, антифриз, стеклоочистители, антиобледенители, инсектициды, клеи, краски, растворители, разбавители, керосин, тормозная жидкость, бензин, крысиный яд.

Другое — сигареты, полироль мебели, нафталин.

Меры предосторожности

  • Храните лекарственные средства в недоступном для детей месте в емкостях с крышками с функцией защиты (но помните, что даже особые крышки с защитой от вскрытия детьми не являются полностью надежными).
  • Не оставляйте недопитых бутылок со спиртными напитками в досягаемости ребенка: они потенциально опасны.
  • Помните, что даже лекарства и витамины, которые вы даете ребенку регулярно, могут принести вред при их приеме в большом количестве.
  • Храните ядовитые вещества в недоступном для детей месте. Возможно, по мере роста ребенка место хранения придется менять. Достаточно надежны специальные защелки и крышки с функцией защиты от детей, однако не стоит недооценивать способности ребенка добраться до желаемого! Ядовитые вещества должны храниться под замком.
  • Все храните в оригинальной упаковке – таким образом, вы всегда будете знать, что это такое.
  • Используйте яркие этикетки/ярлыки/полоски липкой бумаги для обозначения опасных веществ (если, конечно, ребенок понимает их значение).

         Проверьте есть ли у вас в квартире растущие ядовитые комнатные растения. Если есть, то немедленно избавьтесь от них. Среди признаков, свидетельствующих, что с ребенком могло случиться что-то опасное, — наличие открытых баночек, пузырьков, пакетов, пачек от лекарств или бутылочек из-под чистящих средств в непосредственной близости от него, пятна на одежде, внезапное ухудшение самочувствия (рвота, судороги, боль в животе и т.д.) Если ребенку плохо, сразу вызывайте машину скорой помощи! Будьте особенно осторожны, если гости приносят с собой в дом лекарства или сигареты, если вы сами едете в гости к людям, у которых нет маленьких детей и чей дом, следовательно, небезопасен для ребенка.

        Особую проблему представляет привычка детей с РАС, — как младшего возраста, та и постарше, — тащить все в рот, что попадает в руки. Если ребенку нравится исследовать предметы с помощью рта, убедитесь в том, что, материал из которого они сделаны — безопасны. Избегайте игрушек с мелкими деталями вне зависимости от его возраста.



Предварительный просмотр:

Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

Ожоги

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же наступить

  • результате длительного пребывания на солнце (эти ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

Для предупреждения ожогов:

  • ограничьте  доступ  детей  к  открытому  огню,  явлениям  и  веществам,

которые могут вызвать ожоги.

  • запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.

Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

  • защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;
  • защищать глаза темными очками, причем очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
  • Избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период: с 12 до 16 часов.
  • нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25-30 единиц) за 20-30 минут до выхода на улицу необходимо;
  • находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8-10 минут после образования загара;
  • принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
  • избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
  • не  находиться  долгое  время  на  солнце  (даже  если  под  зонтом).

Продолжительность солнечных ванн вначале не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;

  • загорать        лучше        не        лежа,        а        в        движении,        принимать        солнечные        ванны

  • утренние часы и вечерние;
  • приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2-3-х воды литров в день;
  • протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ.
  • научить ребенка при ощущении недомогания сразу же обращаться за помощью.

Падения с высоты

Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, чердаках, сараях, деревьях и с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимы:

  • запретить детям играть в опасных местах;

  • не оставляйть детей без присмотра на высоте;

  • объяснить  подробно  правила  пользования  аттракционами  и  качелями:

необходимость соблюдения всех правил безопасности (не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п.) и использования всех страховочных приспособлений;

  • обеспечьте безопасность при открытых окнах и балконах: обеспечьте присмотр и объясните ребенку, что москитные сетки не защищают от падений!

Отравления

Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.

Для предупреждения отравления необходимо:

  • хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;
  • давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;
  • не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. объясните ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

Поражение электрическим током

Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).

Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

  • запретить детям играть в опасных местах;
  • объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

Утопления

Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.

Для предупреждения утопления необходимо:

  • не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
  • разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;
  • если ребенок не умеет плавать, обеспечьте его защитными средствами;
  • напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.

Роллинговый травматизм

Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.

Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:

  • выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;
  • научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. проследите за правильной постановкой голеностопного сустава;
  • научите хотя бы одному  способу торможения. Если не можете сами —пригласите опытного роллера;
  • обязательно приобрести наколенники, налокотники, напульсники и шлем.

Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком;

  • научить правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;
  • запретить кататься вблизи проезжей части
  • научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

  • соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;
  • научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;
  • использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло
  • ремни безопасности;
  • научить        ребенка        безопасному        поведению        при        езде        на мотоцикле и велосипеде.  Дети должны в обязательном порядке использовать защитные шлемы другие приспособления.

Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:

  • не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
  • запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п.,
  • кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
  • учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;
  • соблюдать  САМИМ  и  требовать  от  детей  соблюдения  правил  проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

Родители помните, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях – средство спасения жизни и здоровья ребенка!