Для вас родители

БЕССУДОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

1. Консультация  Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников.

2. Консультация  ОБУЧАЕМ МЕЖДУ ДЕЛОМ.

3. Консультация Азбука здоровья.

4. Консультация Защита прав и достоинства ребенка в семье.

5. Консультация КАК СОХРАНИТЬ ОСАНКУ.

6. Консультация НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ.

7. Консультация Одаренные дети.

8. Консультация Теория решения изобретательских задач.

9. Родительское собрание Семейные традиции.

10. Папка-передвижка «Сюжетно - ролевая игра».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская обл.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

“Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников”

                Воспитатель: Бессудова

           Наталья Александровна

                

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющих “нарисовать” наиболее полную картину отношений в семье: реальное взаимодействие родителя с ребёнком; отношение к ребёнку, основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

  • Особенности личности родителей и форм их поведения.
  • Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
  • Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
  • Диапазон средств воспитательного воздействия.
  • Степень включённости ребёнка в жизнедеятельность семьи.
  • Учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения
  • Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:
  • когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;
  • когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
  • когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу “разлюбить” ребёнка или уйти из семьи;
  • когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;
  • когда в окружении ребёнка отсутствует человек, способный понять переживания ребёнка

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.

В отличие от сформировавшейся личности ребёнок 3–4 лет не владеет защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки, по мнению Н.Л.Кряжевой, – это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером сложившихся на всём протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость- глупость.  Как указывает Л.В. Чернецкая, родительские установки – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителем и способов поведения с ним

Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищённость, которая складывается из многих компонентов, но главный из них – осознание ребёнком того, что его любят. Для этого общение родителей должно быть не формальным (по необходимости), а эмоционально насыщенным и приносить радость, как детям, так и родителям.

Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует формированию рефлексии, то есть способности оценить себя с позиции партнёра. Взрослый проецирует переживания ребёнка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразное припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость. Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Принятие ребёнка взрослым, его чувств и особенностей, со всеми его проблемами и радостями, способствует формированию у него чувства собственного достоинства, способности понимать себя и окружающих, учит с уважением относится к ним, развивает потребность в общении. Такое принятие является следствием, прежде всего искренней любви родителей и знания взрослыми личностных особенностей ребёнка.

Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

г. Ярцево Смоленской обл,

КОНСУЛЬТАЦИЯ

« ОБУЧАЕМ МЕЖДУ ДЕЛОМ»

        Воспитатель: Бессудова

Наталья Александровна

ОБУЧАЕМ МЕЖДУ ДЕЛОМ.

ПАРАДОКС: У ИНЫХ ДЕТЕЙ МАССА ИГРУШЕК, ОТЛИЧНЫЕ БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ, ПЕРВОКЛАССНОЕ ПИТАНИЕ, А ВОТ РЕЧИ - НЕТ. ПОЧЕМУ?

Словно загадочный вирус поражает речевые центры наших малышей. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет. А что происходит со звуками?! Зайдите в любой детский сад. В младших группах нормально говорящих детей - по пальцам пересчитать! У многих – задержка речевого развития…

МНИМЫЙ ГЛУХОЙ.

Мамы с трехлетними карапузами гуляют в парке. Одна жалуется другой: « Он меня не слышит! Я ему сто раз одно и то же говорю – и все без толку! Может, он глухой?»

«И у меня схожая ситуация. Да еще и не говорит ничего» - вздыхает  другая. Малыши в это время с упоением рассматривают букашек в траве, издают восторженные возгласы. Они явно не глухие: услышав в кустах лай собачонки, тут же поворачивают к ней свои головы. Мамы продолжают щебетать, время  от  времени посматривая на малышей. Взрослые сами по себе, а детишки развлекаются, как умеют. А  умеют,   в общем – то, немного: травку с цветочками порвать, посыпать друг друга песком…

        В силу профессиональной неугомонности решила поразвлечь  малышей. Мамочки отнеслись к этому благосклонно. В ходе игры выяснилось, что у одного ребенка есть трудности в концентрации внимания. Он не может сосредоточиться и воспринять словесную информацию. О таких  в народе говорят: «Все пролетает мимо ушей».

Возможно,  малыш растет в шумной обстановке: громкая музыка, постоянно работающий телевизор, разговоры взрослых на повышенных тонах…  Все это в результате приводит к мнимой  «глухоте». Такова своего рода защитная реакция. Не будь ее, кроха сорвал бы свою нервную систему. А так – отключился – и здоровье сохранил…

        У каждого карапуза наблюдается явный дефицит речевого общения. Психологи называют это педагогической запущенностью. Ну, вот некогда маме разговаривать с крохой! Нескончаемые домашние дела, изматывающая работа. Вокруг малыша – речевой вакуум, который и превратил нормального ребенка в Маугли  городских джунглей: самостоятельной речи практически нет, окружающий мир воспринимается с опаской  и непониманием. Как ни печально, но подобное явление можно наблюдать повсеместно. В обоих случаях только полноценное общение с малышами и создание и в семье комфортной обстановки может исправить ситуацию.

                   

МИР ВОКРУГ.

     Трудно неопытным родителям выстроить общение  со своим

ребенком! В школе этому не учат, в Интернете советов много, научите ребенка слушать ваш тихий и спокойный голос, звуки улицы, речки, леса. Сидя на скамеечке в том же парке, можно обратить внимание крохи на шуршание шин велосипеда по дорожке, на стук каблучков, на лай собаки, на мяуканье кошки… Ребенок должен  услышать щебетание птиц, шум ветра в кронах деревьев, шелест листьев, дробный стук дятла, кваканье лягушек. Если кроха еще не очень хорошо говорит, а

словарный запас его мал, сами перечисляйте услышанные звуки и опишите их в самых поэтических красках! А дома найдите картинки с изображением велосипеда. Дятла, лягушки, воспроизведите услышанные в парке звуки. Это будет первая ступенька в совершенствовании речевых навыков.

УСЛОВИЯ  ИГРЫ.

         Вызывая речь у ребенка, надо помнить, что этот  процесс строится  лишь на  положительных эмоциях. Не принуждайте малыша говорить, используя понукания вроде: «А ну – кА, назови это!» Он  сам должен захотеть что – то сказать и назвать.  Взрослым надо проявить много терпения и фантазии, « создать ситуацию». Естественно, родителям придется на время оторваться от телевизора или  компьютера. Таковы условия игры!

        Приходится учитывать, что нервная система малыша не слишком вынослива. Об усталости ребенка можно судить по его поведению. Капризы, Отказ выполнять инструкцию и участвовать в игре говорит о том, что «ресурсы» крохи на пределе и пора заканчивать обучение.

        Жизнь современных молодых семей порой нелегка. Приходится много работать. Но какой смысл во всех материальных благах, если кроха не радует близких звонким голоском и чистой речью? А время для общения с ненаглядным  карапузом всегда можно найти!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская обл.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 «Защита прав и достоинства ребенка в семье»

Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». 
«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова). 
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в
себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей. 
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые  документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. 

Конвенция о правах ребенка  — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану  жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

 Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая  система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность. 



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская обл.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

               «КАК СОХРАНИТЬ ОСАНКУ»

Воспитатель: Бессудова

Наталья Александровна.

Физиологи говорят, что правильная осанка не дается нам от рождения, ее надо вырабатывать. Чтобы дети ходили, стояли и сидели красиво, чтобы этот навык стал естественной потребностью, нам, родителям, придется приложить усилия. Но усилия наши окупятся сторицей. Потому
что правильная осанка не только красива, она еще и функциональна, при ней положение тела
наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Последствия кривой спины

  • Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение.
  • При плохой осанке снижаются окислительные процессы
    в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает, как во время физической, так и во время умственной работы.
  • Плохая осанка может привести к близорукости и остеохондрозу.
  • Сутулый, с понурой головой ребенок смотрится неудачником и мямлей.
  • Тогда окружающие к нему так и начинают относиться и таким отношением вполне могут на самом деле сотворить из него неудачника.

Да что тут объяснять, какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать?

Пять простых правил

  • Наращивать «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани - предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости...
  • Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пока держаться ровно не войдет у него в привычку.
  • Обращать внимание на позу при письме. Ноги, спина, руки должны иметь опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 40 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять.
  • Не допускать развития плоскостопия. Плоская стопа нарушает правильную опору, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запускайте эту проблему.
  • Не спать на мягкой постели. Матрас должен быть ровным, жестким (волосяным или травяным), подушка - маленькой, низкой, кровать - такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть.

Предусмотрительная мама не разрешит также своему ребенку читать, лежа на боку или на спине, подложив под голову большую подушку. Для школы она ему купит ранец, а не портфель, и будет стойко отбивать все его поползновения сменить этот ранец на сумку через плечо хотя бы класса до 6-7-го. А также объяснит, что тяжести надо носить не в одной руке, а распределять их между двумя руками: для спины полезнее, когда ты несешь два ведра с водой, а не одно. Работать над осанкой никогда не поздно. Даже в 15-16 лет еще можно исправить спину так, что в одежде искривленного позвоночника видно не будет. Правда, это потребует значительных усилий и занятий под руководством врача. Но зачем ждать, когда спина станет кривой, не лучше ли начать заботиться о ней прямо сейчас?

Для правильной осанки полезно:

- Кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем

- Плавать брассом

- Ездить верхом. Во время верховой езды позвоночник самовытягивается, создается надежный «мышечный корсет», закрепляется правильная посадка

- Делать упражнения у вертикальной плоскости: вставать у стенки правильно,
а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать.

- Носить на голове различные предметы: кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками. Не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке...

- Тренировать координацию движений: делать «ласточку» стойку на одной ноге, ходить по бревну...

Для правильной осанки НЕ полезно:

  • Кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю.
  • Ездить на самокате.
  • Заниматься некоторыми видами спорта. Теми, где приходится делать асимметричные движения (теннис, бадминтон, фехтование), - могут возникнуть боковые искривления позвоночника. А также боксом - боксерская стойка приводит к сутулости и круглой спине. Занятия акробатикой, художественной, спортивной гимнастикой и борьбой в младшем школьном возрасте делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем тоже может плохо сказаться на осанке.
  • Подолгу стоять или прыгать на одной ноге.
  • Поднимать тяжести, согнувшись, а не используя силу ног.
  • Держать груз на вытянутых руках.

Правильная поза!

Встаньте к стене, прикоснитесь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены.  Вот она, правильная поза!

Тело должно ее запомнить.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская обл.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Одаренные дети»

Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна

 Многие папы и мамы считают своего ребенка одаренным, но большинство детей — гении только в глазах своих родителей. Тем не менее, к некоторым малышам действительно применимо слово "одаренный". Есть несколько указаний на одаренность вашего ребенка.

Десять признаков одарённости вашего ребенка:

1. Хранит информацию. К большинству детей применима пословица "Что в одно ухо влетело, из другого вылетело". Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить ее позже. Пример: шестилетний мальчик вернулся из музея космонавтики и нарисовал в деталях космическую ракету, которую он там видел.

2. Обширный круг интересов. Одаренные дети демонстрируют интерес к разным вещам. Один месяц они могут сходить с ума от динозавров, а на следующий месяц увлечься астрономией.

 3. Рано начинает читать и писать. Если ваш ребенок одарен, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.

4. Музыкально или художественно одарен. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одаренными. Так, например, дети, которые могут рисовать предметы в перспективе или имеют абсолютный музыкальный слух, попадают в категорию одаренных.

5. У ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одаренные дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одаренные.

6. Имеет хорошую память. Некоторые одаренные дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте. Например, двухлетний малыш может вспомнить (без напоминания со стороны взрослых) эпизод, который случился с ним, когда ему было 1,5 года.

7. Имеет "продвинутый" словарный запас. Если ребенок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одаренности, но если ваш малыш использует "продвинутые" словарь и предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете. Например, обычно двухлетние дети говорят такими фразами "Там собачка". Одаренный ребенок может сказать: "В саду коричневая собачка. Она нюхает наши цветы".

8. Уделяет внимание деталям. У одаренного ребенка есть пристрастие к деталям. Ребенок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребенок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с ее привычного места.

9. Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одаренные же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе. Например, ребенок, который выиграл соревнование по плаванию, может сказать: "Жаль, что я не улучшил свой собственный рекорд".

10. Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях.

 В сфере психосоциального развития одарённым детям свойственны следующие черты:

· Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано, в силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

· Хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразительности, игру слов, «подковырки», часто видят там, где сверстники его не обнаруживают.

· Попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубкам».

· Преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

· Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.

 

Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, национальностей и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

  • Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
  • Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом.
  • Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
  • Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Рекомендации родителям

  • Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
  • Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
  • Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
  • Избегайте сравнивать детей друг с другом.
  • Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
  • Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
  • Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушкиигры и модели из любых имеющихся материалов.
  • Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
  • Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
  • Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
  • Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
  • Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

Уважаемые родители!

Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская обл.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ТЕМА:

«Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)»

        

( подготовительная группа)

Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникла в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, Бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов). В 1987 г. ТРИЗ пришла в детские сады. Цель данной пед. технологии - воспитание творческой личности. Применение ТРИЗ позволяет формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности, развивать творческие способности, осуществить эвристическое обучение. На занятиях используется система творческих заданий, которые даются детям через игры. Цель таких игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решение.

Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. Приобретенные на занятиях по ТРИЗ навыки творческого мышления создадут базу для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на данную тему.

Случайное перемещение картинок методом «проб и ошибок»,  вызывая свободные ассоциации, при отсутствии жизненного опыта приводит малыша к необходимости фантазировать, что часто нарушает логику реальных событий.

Общин принципы работы с серией картинок

Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста.  Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки. Например: «Девочка купает куклу».  (Приложение №1)

К четырем годам предлагаются серии с 4-5 картинками. Сюжеты могут  отражать реальный опыт детей (процесс умывание, кормления, укладывания спать и т.д.) Например: «Утро мальчика» (Приложение №2)

Детям в возрасте пяти лет в серии можно включать до 6 картинок,  отражающих типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазинах, поход в лес и т.п.). В этом возрастном периоде можно использовать также серии картинок на основе сказочных ситуаций (сова учит лесных зверей в школе и т.д.)

Детям в возрасте пяти-семи лет целесообразнее предлагать серии из 6-8 картинок,  связанных: с личным опытом детей; наблюдаемыми событиями; сказочными ситуациями из литературных произведений.

Желательно, чтобы взрослый самостоятельно создавал серии таких картинок. Оформлять их можно в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий.  Например: «Медведь и пчелы» (Приложение №3)

Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой. Например, в серии картинок « Сажаем фруктовый сад»  (Приложение 4) нарушена временная зависимость: на всех картинках изображены  мальчик и девочка, одинаковые по возрасту, в одинаковой одежде. На первой картинке они копают ямку; на второй, третьей, четвертой-  сажают и выхаживают саженец; на пятой- рассматривают цветущее выросшее дерево; на шестой, седьмой и восьмой- с выросшего дерева собирают яблоки и несут их в корзинках. То есть с момента посадки саженца до сбора урожая проходит несколько лет, а дети при этом внешне не изменились: не выросли и даже одеты в одну и ту же одежду.

Не рекомендуется использовать картинки по сюжетам литературных произведений, знакомых детям, так как они не самостоятельно  ищут причинно- следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

Можно организовать работу с подгруппами детей  или индивидуально. Время на игры с серией картинок не должно превышать для детей до 4 лет-5-6 минут; до 5  лет- 10 минут; до 7 лет- 15 минут.

Последовательность обучения составлению рассказов по серии картинок предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений  с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Подготовительная работа

Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Например, в процессе умывания взрослый спрашивает:

-Что мы сейчас делаем?- Намыливаем руки.

-Что вы делали до этого? – Открывали кран с водой.

-Что вы будете делать, после того как намылите руки?- Будем смывать мыльную пену под струей воды. Потом закроем кран и вытрем руки полотенцем.

-Зачем мы все это делали? – Чтобы руки перед едой были чистыми.

Цель таких бесед - научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

В качестве подготовки может служить работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит  разделение событий на части содержания текста (с опорой на иллюстрации). Последовательность действий обсуждается на основе вопросов детям. Основные задачи педагога при разделении событий на части текста:

  • Упражнять детей в нахождении причинно-следственных связей, установленных автором текста;
  • Формировать умение определять по действию героя его цель, фиксировать результат выполнения данной цели.

Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики».

Обучение дошкольников с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе. Игровые задания проводятся динамично.  Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребенок освоил предыдущие  задания.

В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться

  • Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета
  • Составлять связный краткий рассказ сюжета
  • Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок  (т.е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в определенной последовательности)

Педагог должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская обл.

Родительское собрание

"Семейные традиции"


подготовительная группа

Воспитатель: Бессудова

  Наталья Александровна

Цель собрания - помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека

Задачи: активизировать внимание  родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, способствовать более легкому запоминанию сути бесед.

Развивать и углублять знания о хорошей, благочестивой семье.

Прививать детям чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа:

1. Оформить приглашение на собрание.

2. Подготовить презентацию.

3. Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе.

4. Подобрать музыку для проведения конкурсов.

5. Провести анкетирование родителей по теме «Семейные традиции».

Оборудование

Слайдовая презентация, карточки задания, викторина, игры-конкурсы, памятка «Основные семейные традиции».

Изречения:

  • "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" (Л. Н. Толстой). 
    "Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети". 
    (А.С. Макаренко) 
    "К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе". (Сократ)
  • "Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной". (У. Фоскало)
  • "Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним".

ХОД СОБРАНИЯ

Воспитатель, под спокойную, мечтательную музыку, читает стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять – 
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,
и любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

 И сейчас, здесь появится смысл всей вашей жизни, самое дорогое, что у вас есть. Встречайте, ваши дети!

- Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Дети:

Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом 
вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!...
А.В. Сидорова

(Показ иконы святого князя Петра и княгини  Февронии)

Воспитатель: 

Эти святые издавна считаются на Руси покровителями семьи.

Им молятся, когда женятся или выходят замуж, чтобы семья была крепкой, чтобы муж и жена жили друг с другом в согласии и детей любили.

Об их жизни народ сложил сказание.

( Презентация: « Сказание о Петре и Февронии»)

Воспитатель отмечает нравственные качества, характерные  для Петра и Февронии  как  для идеальных образов мужчины , мужа ( мужественность, стойкость, умение держать слово, преданность) и женщины, жены (скромность, любовь и нежность, доброта. мудрость, верность)

 Воспитатель. В давние времена у каждой знатной семьи был свой герб.

 (Рассказ воспитателя о рыцарском гербе)

На нем символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции, ценности.

Воспитатель просит родителей и детей показать семейные гербы, рассказать о них, представить разными способами.

Презентация   «Герб моей семьи»

Рассказать о семейных реликвиях.

Дети:

Семья – защита от обид,

Для малышей она как щит.

Как прочная она броня

От холода и от огня.

Случилась с малышом беда,

Семья поймет его всегда.

Порой за шалость побранит

Но всё равно потом простит.

Всем детям на земле нужна

Семьи волшебная страна!

Воспитатель:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Сегодня на нашем собрании нам предстоит обсудить это, поделиться опытом, поговорить о семейных традициях.

Воспитатель:

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве.

"Семейные заповеди"

Родители составляют небольшой список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список. Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни, воспитании с представлениями других.

Вопрос для анализа: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет? ». (Обсуждение).

Воспитатель:

Мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.

Сегодня ждет нас игра, 
Любит это занятие детвора. 
Но на собрании дети наши не играют, 
А родителям место уступают. 

Воспитатель: 

Мы предлагаем вам окунуться в детство и вспомнить, о чем вы мечтали, когда были детьми. У меня в руках плюшевый медвежонок, которого каждый из вас будет брать в руки, и рассказывать нам о мечте детства.

А как вы думаете, о чем мечтают ваши дети?

Видеоролик: « Устами младенца»

 Дошкольникам (вашим детям) задавали один и тот же каверзный вопрос «Тебя дома воспитывают? Как? ». Ответы детей, конечно же, Вас рассмешат.

Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».

Я вас научу посредством этой игры формировать способы отрегулирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.

Родители встают в круг (они дети). Психолог – это мама – предлагает детям научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.

«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.

Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.

Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».

Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).

А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).

Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».

Воспитатель:

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

 "Закончи предложение" 

1. В гостях хорошо, а … (дома лучше). 
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами). 
3. В семье разлад, так и дому … (не рад). 
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно). 
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте). 
6. Семья – ключ к … (счастью).

(«Острое блюдо»).

Воспитатель начинает предложение и передаёт мягкую игрушку-эстафету любому родителю, который его продолжает. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

 «Моя любовь к ребёнку заключается… »

«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…

«Если я вижу, что моего 4-х летнего сына «лупит» сверстник…

«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -… »

 «Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом… »

«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю… »

«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что… »

«Если ребенок провинился… »

«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -… »

«У нас в семье «наказание-поощрение» -… » (если затрудняетесь продолжить – разбейте высказывание на части) .

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы, садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. 

"Семейная викторина" 

1. Скажите по латыни "семья".      (Фамилия.) 
2.А теперь скажите "семья" по-итальянски. (Мафия.) 
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась "птицей Геры"? 
(Аист.) 
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? 
(Выносить сор из избы.) 
5. Вот русская пословица: "Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить". Назовите пропущенный глагол. 
(Гореть.) 
6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь, и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. 
(Софья, то есть Мудрость.) 
7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний? 
(Третьяк, поскрёбыш.) 
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? 
(«Яблоко от яблони недалеко падает».) 
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"? 
(О матрёшке.) 
10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? 
(С восемнадцати лет.) 
11. Как называется фамилия женщины до её замужества? 
(Девичья.) 
12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: "Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон". Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. 
("Дюймовочка".) 
13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать?" 
("Снежная Королева". Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.) 
14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. 
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.) 
15. Родительский инструктаж одним словом – это... 
(Наказ.) 
16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? 
(Моя сестра.) 

Воспитатель:

Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах

"Литературные родственники" 

- В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи. 

"..." М. Горький. ("Мать".) 
"... Карамазовы", Ф.М. Достоевский. ("Братья Карамазовы".) 
"Три ...", А.П. Чехов. ("Три сестры") 
"... Ваня", А.П. Чехов. ("Дядя Ваня".) 
"... Мазай и зайцы", Н.А.Некрасов. "Дед Мазай и зайцы".) 
"Капитанская ...", А.С. Пушкин. ("Капитанская дочка".) 
"... полка", В.П. Катаев. ("Сын полка".) 
"... капитана Гранта", Ж. Верн. ("Дети капитана Гранта") 
"... Фёдор, пёс и кот", Э. Успенский. ("Дядя Фёдор, пёс и кот".) 

Воспитатель:

У нас в детском саду  тоже есть традиция — устраивать праздники для детей.

Презентация: « Праздники в детском саду»

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей и семья – счастлива. В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Родители:

Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?

Пускай детишки разные, все умиляют нас.

Со щечками, с веснушками, с прическою и без,

Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.

Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,

Машинками играются и прыгают с мячом.

Такие они разные все наши малыши,

Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…

Воспитатель

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте! "

(О. Высоцкая)



Предварительный просмотр:

«Сюжетно - ролевая игра,

как средство формирования

межличностных отношений»

Р

Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.
А.М.Горький.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

 Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

 Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей  присущи  эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина, Л.С.Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

 В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.

 Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:

  •  Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
  •  Освоить современные технологии и методы организации игры.

 На данном этапе освоила современную технологию формирования игровой деятельности, разработанную Н.А. Коротковой и Н.Я Михайленко, изучила метод комплексного руководства игрой Е.В.Зворыгиной и С.Л. Новосёловой.

 За основу в своей работе беру примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство»

/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова Работая по теме, разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей младшего и старшего дошкольного возраста.  Организую, обсуждения с детьми возможных вариантов игр, обеспечиваю условия для творческой самореализации. Сочетаю коллективные и индивидуальные виды деятельности детей, отводя приоритет их собственной инициативе, фантазии и желаниям.

 В процессе работы создаю предметно- игровую деятельность, которая способствует закреплению сформированных в совместной деятельности способов построения игры, творческому развитию сюжета через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.

 Мною оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Минимаркет», «Салон красоты», «Библиотека», « Морские путешествия», « Космос»,  которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры, сделан стол для игр-манипуляций с предметами для развития моторики рук.

 Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера, скафандры и пульт управления полётом для игры в « Космос»), в изготовлении которых оказывают помощь родители.

 Развитию игровой деятельности способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений.

 Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.

 В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

  •  Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
  •  Играю с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе разворачиваю игру особым способом так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ её построения.
  •  Начиная с раннего возраста, формирую игровые умения и одновременно ориентирую ребёнка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнёром- взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.

Наблюдая за игрой младших дошкольников, замечаешь, что каждый ребенок играет со своей игрушкой. Для совместной игры ребята не объединяются, некоторые вообще не играют, а только наблюдают. Часто возникают конфликты из-за игрушек: многим хочется поиграть с пушистой кошкой, маленьким самосвалом, которых не хватает на всех.

Мы решили объединить детей в совместные игры, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для объединения детей в совместных играх мы использовали различные приемы. Например, Ваня возит грузовую машину, а Витя что-то начал строить, беря время от времени детали из строителя. Предлагаю Ване подвозить Вите детали, и чтобы быстрее была закончена постройка, подключаю к ней Илью.  «Илья, помоги, пожалуйста, Вите» - прошу я. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обратила их внимание на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. Потом когда дети будут, что-то строить, они будут объединяться.

 В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно- неправильно, ибо к игре они не применимы. В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

 У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми средней группы, обогащаю содержание игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач  использую косвенные приёмы руководства: обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях  сначала помогаю детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно перехожу к углублению содержания других. Также  использую разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом  использую короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т.д.

 В средней группе, участвуя в игре, беру на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений. Сюжеты игр развиваются как через самостоятельные, так и через дидактические игры во время занятий. Содержание каждой из них дает конкретные примеры положительного отношения друг к другу, а также  к игрушкам и предметам. Можно провести дидактическую игру «Магазин игрушек», в процессе которой дети будут давать характеристику игрушкам, учиться вежливо, разговаривать с продавцом. У ребят появятся новые знания, опыт, который они успешно применят. Такие игры как: «Уложи куклу спать», «День рождения куклы Тани», «К нам гости пришли», способствуют развитию речи.

Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания.

Постепенно нужно учить детей самостоятельно строить сюжет и реализовывать его, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек, рассказов. Наблюдения нужно строить так, чтобы в центре находился обязательно человек, осуществляющий трудовую деятельность. Например, наблюдая с детьми работу шофера, няни, врача, обратить внимание на то, что шофер работает на машине и привозит продукты, няня  наводит чистоту в комнатах, накрывает столы, моет посуду, врач лечит детей и взрослых. Таким образом, внимание детей переключается от игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью. Однако одного этого не достаточно для возникновения игры. Нужно показать детям, как использовать полученные знания, какой игровой материал выбрать.

Остановимся на любимой детьми игре в больницу. Сначала их нужно познакомить с книгой К. Чуковского «Айболит», обратить внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате. Затем рассмотреть иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверюшек (ставит градусник, дает лекарства).  Дальше побеседовать с детьми о том кто из них был в поликлинике и что там делал. Затем посетить врача в детском саду, посмотреть весы, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами и т.д. понаблюдать за работой врача. Объяснить, что врач и медсестра заботятся о здоровье, делают прививки, чтобы никто не болел. Потом можно перейти к игре.

 У детей старшего дошкольного возраста развивается содержание игры. В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда.

Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх старшего дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.

  Считаю, что одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развёртывать новые разнообразные сюжеты игры, является совместная игра воспитателя с детьми, однако по форме она совершенно  отлична от игр воспитателя с детьми на предыдущем возрастном этапе. Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане. Организуя игры с детьми старшего дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Во всех возрастных группах периодически предлагаю новую тему игры, при этом не навязываю сюжет детям, а стараюсь лишь возбудить интерес. Играя с детьми, замечаю изменения в их настроении, поведении и самочувствии. Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовывался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

 Как показала диагностика эмоционального благополучия ребёнка, у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворённости, в группе нет изолированных детей.

 Работая по данной теме,  пришла к выводу, что сюжетно – ролевая игра – это:

  •  Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Соединение знаний с собственной активностью детей;
  • Социально – нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.

 Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка . В результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.