Окружающий мир

БЕССУДОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

1. НОД «Насекомые».

2. НОД  "ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС".

3. НОД "Для чего нужна вода?"

4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская  обл.

НОД

«ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС»

        

(старшая группа)

Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна.

Цель: формировать знания детей о воздухе.

Задачи:

Образовательные: - Закрепить представление детей о воздухе, познакомить детей с его свойствами.

- Формировать навыки и умения отвечать на вопросы; делать простейшие выводы;

Развивающие: - Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности;

 - Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные: - Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.

- Воспитывать интерес к экспериментированию.

 - Формировать навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.

Коррекционные задачи: - Развитие мелкой моторики - Развитие координации слова и движения, слухового и зрительного восприятия.

Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы: практический, словесный, игровой, наглядный, беседа, отгадывание загадки, рассказ, опыт, наблюдение.

Формы: НОД, физминутка, дыхательная гимнастика.

Предварительная работа: Беседа на тему: «Значение воздуха для жизни растений, животных, людей»,  дидактическая игра «Живая и неживая природа», отгадывание загадок, разучивание дыхательной гимнастики «Подуем на плечо», физминутки «Ветер», наблюдение на прогулке за ветром.

Оборудование:  кукла Маша, сундучок, одноразовые стаканы по количеству детей, стаканы с водой по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, султанчики, кораблики (2 шт.,  стеклянная ваза, бумага, воздушные шарики, емкость с водой, 3 стола, салфетки, аудиозаписи (минусовки  «Солнечные лучики», «Полет бабочки»).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться  в путешествие. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. (Под музыку, дети проходят «по дорожке» и  встречают Машу)

Машенька: Здравствуйте.  Вижу, вы ребята умные, сообразительные. Помогите, пожалуйста, Мишкины  загадки разгадать.

Дети: Загадывай, Машенька! А мы постараемся.

Вот первая загадка: Подарил мне Мишка  ведёрко с ягодами. Ягоды велел высыпать, а что в ведёрке осталось – ему показать. Только что же ему показывать? В ведёрке-то пусто!

Воспитатель: Вот как раз об этом я сегодня хотела поговорить с ребятами, и я приготовила всё необходимое для нашего занятия. Ребята, и ты, Маша, проходите к этому большому столу и приготовьтесь слушать меня внимательно.

Воспитатель,– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

(ответы детей)

А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас окружает воздух. Он находится везде-везде: вокруг предметов, игрушек, строений.

Опыт №1 «Воздух существует»

Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание, какие у неё края: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?

(Ответы детей)

Дети: Конечно, обязательно.

Воспитатель: Давайте проверим.

(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)

И что же мы видим? Салфетка сухая.

Воспитатель: Интересно, как же это получилось?

(Ответы детей)

Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а потом его наклоню. А вы наблюдайте.

(Провожу опыт)

Дети и Маша: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Маша, проведем опыт с твоим ведёрком.

(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)

Воспитатель: Вот тебе, Машенька, отгадка на первую загадку.

Вывод: в пустом ведёрке находится, воздух.

Воспитатель: Воздух заполняет все пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим. Значит он какой? (невидимый)

Опыт №2. «Как поймать  невидимый воздух?»

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Вывод: Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.

Маша: Вторая загадка: спрашивает меня Миша: без чего я не могу жить?

Воспитатель: А ты, Маша, попробуй не дышать.

Маша: Как, совсем?

Воспитатель: Хоть минуточку!

Маша: Никогда не пробовала. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?

Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух?

Дети: Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.

Д/и «Кому нужен воздух» (подбор картинок)

Вывод: Замечательно! Вот Маша ответ на твою  загадку: человек не может жить без воздуха!

А чтобы убедиться в том, что воздух не только вокруг нас, предлагаю  перейти к следующему опыту.

Опыт №3 «Воздух внутри нас»

Воспитатель: Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду вдыхать воздух через нос, а выдыхать через трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня получается.

(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)

Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начинайте.

 (Проводится опыт с комментариями)

Как вы думаете, почему в воде оказались пузырьки? Можно ли сказать, что воздух был внутри нас?

Вывод: Воздух не только вокруг нас, но и внутри человека.

Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо»

Маша: Почему-то мне жарко? И это третья Мишкина загадка.

Воспитатель: Мы поможем её разгадать.

Опыт№4 «Тёплый - холодный»

Воспитатель: Что обогревает нашу комнату? (батареи, вентилятор)

Предлагаю убедиться в том, что согревает воздух в комнате и человек.

Дети вдыхают через нос и выдыхают на ладонь через рот.

Вывод: вдыхаем холодный воздух, а выдыхаем тёплый.

Опыт№5 «Движение воздуха»

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Где это можно увидеть в природе?

Как вы догадались? Предлагаю убедиться в этом.

(На ладони снежинка-взмах веером и снежинка падает…)

Вывод: воздух двигается.

Маша: и ещё одна загадка от Мишки «Имеет ли воздух запах?»

Опыт№6 «Воздух переносит запах»

Воспитатель: Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. (банка с апельсинами закрыта)Открываем баночку и воздух донёс до наших носиков запах апельсина.

Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

2.«да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Воспитатель Ребята, в завершение нашего занятия давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о воздухе.

(Ответы детей)

(Итог) Стихи

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой?

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть.

Маша благодарит и дарит детям шары.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская  обл.

НОД

ТЕМА: «Для чего нужна вода?»

        

( подготовительная группа)

Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна.

Программное содержание. Закреплять знания детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу), где взять воду (из крана, из реки, колодца, магазина), зачем воду кипятят, как бережет и портит здоровье вода, что растворяется в воде, а что нет.

Предварительная работа.

 Познакомить детей с глобусом. Дидактическая игра «Кому нужна вода?» Чтение

 художественных произведений: К. И. Чуковский. « Федорино горе»; Б В.Заходер. «Кит и Кот»; Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой

Материал. Бутылочки, с изображенными на этикетках рекой, минеральным источником, краном. Фильтр, марганцовка,  лист бумаги, активированный уголь. Для эксперимента (Я каждого ребенка) стаканчик или баночка с водой, активированный

 уголь, таблетки, печенье, чай, кофе, сахар и картинки с их изображением.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии я хочу с вами поговорить о... (Раздается стук в дверь.) Сейчас я посмотрю, кто к нам пришел? Встречайте, это Мистер Глобус. Посмотрите, как он интересно выглядит: сам круглый, в галошах, в одной руке зонтик, а в другой он держит что-то интересное для нас. Давайте спросим, зачем он пришел к нам.

Мистер Глобус. Я хочу рассказать вам о воде. Вода — это жидкость без запаха, вкуса и цвета. При температуре ноль градусов — превращается в лед, при ста градусах — в пар. Посмотрите на меня, вода занимает семьдесят один процент поверхности земли, а остальное — это суша. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существованье живых организмов (около шестидесяти пяти процентов человеческого тела составляет вода). Особо чистая вода необходима в производстве продуктов питания и в медицине. К воде нужно относиться очень бережно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Ребята, послушайте стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана —

Кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду —

Зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет

И нет водицы —

Нет, нет, нет.

-А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно экономить воду? (Ответы детей.) Сейчас я посмотрю в свой мешочек, но перед тем, как достать из него то, что там лежит, я хочу, чтобы вы сказали: где можно взять воду? (Из реки, из колодца, купить в магазине, из крана.) Где самая вкусная вода? (В роднике.) Какую воду можно пить? (Купленную в магазине, родниковую, из крана, если прокипятить)

Мистер Глобус достает из своего мешочка разные бутылочки, на которых наклейки-рисунки: минеральная вода, грязная вода с песком из реки, из крана.

Посмотрите, ребята, какую воду вы могли бы выпить сразу? (Минеральную.) Почему? (Ответы детей.) Сейчас я угощу вас этой водой. Понравилась?

Дети. Да.

Мистер Глобус. Как бережет и портит здоровье вода? (Ответы детей.) Ребята, можно пить грязную воду? Почему нет? (Можно испортить свое здоровье.) Зачем воду кипятят? ( Чтобы ее можно было пить.) Давайте проведем эксперимент — возьмем бутылку с водой из реки и профильтруем ее, посмотрим, что станет с водой.

Мистер Глобус  проводит эксперимент, показывая детям, как можно очистить воду.

Мистер Глобус. А как еще можно очистить воду? (Ответы детей.) Давайте сделаем фильтр сами: возьмем бумагу, вату, марганцовку или активированный уголь и очистим воду. Теперь вода чистая. Ребята, вам нравятся мои опыты? Я хочу, чтобы вы тоже попробовали.

Перед каждым ребенком на столе стоит банка с водой,  и лежат чаинки, уголек, марганцовка, печенье. На столе воспитателя лежат картинки, на которых нарисованы банка кофе, пачка чая и печенье.

Дети самостоятельно устанавливают, что растворяется в воде, а что нет. Мистер Глобус спрашивает детей, что у каждого получилось, и предлагает выбрать картинку в зависимости от полученного результата.

Мистер Глобус. Ребята, теперь вы знаете, для чего и кому нужна вода? (Ответы детей.)

Мне пора. До свидания, ребята!

Воспитатель. Ребята, понравилось вам играть с Мистером Глобусом?  Что им понравилось? (Ответы детей.) Вы теперь знаете, зачем нужна вола? (Ответы детей.)

Прозрачная, чистая,

Струйкою льется.

Плещется в море.

Мерцает в колодце.

Зверей и людей,

И растенья напоит

И дождиком чистым

 Всю землю умоет.

В реке, в океане

Прохладой ласкает.

Под душем и в ванне

Теплом согревает.

Нужна она всем на земле и всегда

Прозрачная, чистая эта вода!

Мистер Глобус предлагает рисование на тему: « Для чего нужна  вода?»

Спасибо за поучительные рисунки. Мне пора. До свидания, ребята!

Воспитатель. Ребята, понравилось вам играть с Мистером Глобусом? Что им понравилось? (Ответы детей.) Вы теперь знаете, зачем нужна вода? (Ответы детей.)



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 9

Г. Ярцево Смоленская  обл.

         

НОД

«Насекомые»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна

                                                                                         

Цель: обобщать представления детей о многообразии насекомых. Упражнять в различении и назывании наиболее часто встречающихся насекомых. Уточнить представления детей о пользе насекомых, общих существенных признаках насекомых формировать понятие насекомые.

Материалы. Фланелеграф, иллюстрации с изображениями насекомых, самовар.

Воспитатель. В конце сентября обычно исчезает большинство насекомых: одни отложили свои яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щелку, трещину, под кору или зарылись в землю и уснули. А появятся снова насекомые ранней весной, и первыми из них будут мухи, затем бабочки, божьи коровки, комары, осы, пчелы, а в лесу муравьи.

И вот в один из погожих дней...

Муха, муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Нынче муха-Цокотуха

Именинница.

Воспитатель ставит на фланелеграф иллюстрации с изображением мухи и самовара, по ходу рассказа выставляет изображения других насекомых и говорит от их имени.

Воспитатель. Одной из первых муха пригласила бабочку-капустницу.

Бабочка-капустница. Я бабочка-капустница, вылетела из своего укрытия первая, следом за мной лимонница, затем адмирал. Мы все зимуем в укромном месте, а с первым теплом вылетаем навстречу солнцу, Я — капустница. Как вы думаете, почему меня так назвали? (Ответы детей.) А каких еще бабочек вы знаете? А вы знаете, как я на свет появилась? Сначала бабочки откладывают яйца, из них появляются прожорливые гусеницы, из гусениц — куколки, а из куколок — красавицы бабочки.

Воспитатель. Кто из вас ловил бабочек? Кто их брал за крылышки? Что у вас на пальцах оставалось? (Ответы детей.)

Крылья бабочек покрыты чешуйками, и когда вы берете их за крылышки, то чешуйки

облетают, остается прозрачная основа крыла. Такая бабочка погибает.

Бабочка-капустница. Чем же меня муха будет угощать? (Нектаром цветов.)

Воспитатель. Чем бабочка пьет нектар? (Хоботком.) Сколько ног у бабочки? (Три пары.) Вот прилетела бабочка к мухе в гости, а там ее уже подружка-стрекоза ждет. Она совсем на бабочку не похожа, опишите-ка ее. (Ответы детей.) Глаза у стрекозы необыкновенные. Каждый глаз состоит из тысячи маленьких глазков. Оба глаза большие, выпуклые. Благодаря этому стрекоза может смотреть всеми глазами одновременно и сразу видеть, что делается справа, слева, вверху, внизу, спереди и сзади. Как вы думаете, чем питается стрекоза? (Комарами, мошками, мухами.) А знаете ли вы, что стрекоза за день съедает столько же, сколько сама весит. Ой, смотрите, кто это в гости к мухе припрыгал? (Кузнечик.)

Кузнечик. Хороший у тебя, муха, дом. А вот где я люблю жить, отгадайте? Какого я цвета и почему? Какие у меня усики? Что вы про них знаете? А какие звуки я издаю? (Ответы детей.) Где у меня уши? (На передних ногах.)

Воспитатель. Кузнечик трет одно крыло о другое, по его «песне» можно узнать о погоде. Если он поет поздно вечером, будет ясное, солнечное утро. Песней кузнечик оповещает о своем местонахождении. Как вы думаете, какое угощение приготовила муха кузнечику? (Ответы детей.) А вот и божья коровка! Какого она цвета? Сколько у нее точек? Кто держал в руке божью коровку? Что оставалось на ладонях? (Ответы детей.) Эта желтая жидкость очень горькая на вкус, ее не любят птицы.

Муха. Проходи, божья коровка, присаживайся к самовару.

Воспитатель. Чем же угостила муха божью коровку? (Тлей.) Она ест тлю в больших количествах и этим приносит пользу садам. Сколько пар крыльев у божьей коровки? (Три пары.) А вот и новый гость. Это жук.

Жук. Я — жук. А каких вы еще жуков знаете?

Дети называют известных им жуков.

Воспитатель. Летит пчела.

Я домовитая хозяйка,

Пролетала над лужайкой,

Похлопотала над цветком —

Поделюсь сейчас медком.

Пчела. Ох, устала, с цветов пыльцу и сладкий нектар собирала, из нектара мед сделала и вам принесла, а пыльцой, смешанной с капелькой меда, покормлю своих детей. Видите, как я нарядилась? Опишите меня, пожалуйста. Чем же мы, пчелы, полезны людям? (Ответы детей.)

Муха. Вижу, гость летит, да такой нарядный — в черно - золотых латах, у него осиная талия, а жалит-то, жалит! Догадались, кто это? (Оса.)

Оса. Да, мы, осы, далеко летаем, быстро меняем направление, когда охотимся. А кого ловим? (Пауков, мух, жуков.)

Муха. Вот идет последний гость.

Чей домишко из иголок

На земле из старых елок?

Дети. Это муравей.

Воспитатель. Муравей, у тебя очень интересный дом: муравейник — это верхний этаж, а остальная часть уходит глубоко под землю. Перед дождем муравьи зарывают входы-выходы. У муравьев есть «царица», она откладывает яйца; есть и рабочие муравьи, они строят, добывают пищу, кормят личинок. Есть солдаты, они защищают муравейник. А знаете, как общаются муравьи? (При помощи усиков.) Что приготовила для муравья мука? (Тлю, гусениц.)

Муха. Гости собрались, начинается веселье. Танцуют все!

Проводится физкультминутка.

Воспитатель.

Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.

Муха ахнула сперва:

Ах, какие кружева,

А попала в кружева —

И пропала голова,

Бедняжка словно в тине

Увязла в... (Паутине)

У паука в брюшке есть маленькие бугорки — паутинные бородавки, каждая с

несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая в воздухе в виде паутины. Кто видел в лесу паутину? А в паутине кто-нибудь был? Видели ли вы одинокие паутинные нити? Как вы думаете, для чего они наукам? (Ответы детей.) И вдруг… Подлетела Комариха к пауку. Укусила Комариха паука и освободила муху. Кто видел муку? Кто хочет ее описать? (Все ее тело, усики и лапки покрыты вздыбленными волосками, язычок покрыт клейкой жидкостью, поэтому она может ходить, где хочет и не падает, к ней липнет вся грязь, таким образом, она разносит заболевания.) Тут все гости закричали: «Слава, слава Комарихе - победительнице!» Досталось пауку от Комарихи. А вас кусали Комарихи? Что было с укушенным местом? Знаете ли вы, что кусаются только Комарихи, а комары — никогда?

Муха. Приглашаю вас всех на карнавал. Перед вами лежат иллюстрации с изображением насекомых. Как только вы возьмете в руки картинки, вы превратитесь в насекомых. Раз, два, три — открываю бал для Насекомых! Какие вы все красивые!

Воспитатель. Кто хочет рассказать о себе?

Дети по желанию рассказывают о насекомых.

Воспитатель. Бал к концу подходит, пора нам домой возвращаться. Раз, два, три — и мы дома! Каких вы знаете полезных насекомых? Каких вы знаете вредных насекомых? Может ли существовать природа без вредных насекомых и почему? (Ответы детей.) В природе все взаимосвязано. Наука, изучающая закономерности взаимоотношений живых существ с окружающей средой, называется экология.


Предварительный просмотр: