4. Опыт работы по теме: "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Спесивцева Ирина Викторовна

Развитие речи дошкольников  посредством театрализованной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_wecompress.com_.docx895.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Журавушка» - детский сад № 7 г. Охи

Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Автор опыта: Спесивцева И.В.

Воспитатель МБОУ детский сад №7

«Журавушка» г. Охи

г. Охи

2019

Сахалинская область


Обобщение опыта

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития

речи детей дошкольного возраста»

Театр — это волшебный край, в котором ребёнок

радуется, играя, а в игре он познает мир.
С.И. Мерзлякова

Цель:

  • показать значимость театрализованных игр в активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
  • проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
  • раскрыть механизмы театрализованных игр;
  • выявить их значимость при развитии личности ребенка в целом.

«Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь считается вербальной коммуникацией. Таким, образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков».  

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, развивает коммуникативные и речевые навыки.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г.Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\категория\категория\новая папка2019\фото обобщение\20180109_094605.jpgD:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\категория\категория\новая папка2019\фото обобщение\20170127_161901.jpg


D:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\категория\категория\новая папка2019\фото обобщение\20180323_155342.jpgD:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\категория\категория\новая папка2019\фото обобщение\20180126_155544.jpgD:\Users\User\Desktop\Новая папка (2)\категория\категория\новая папка2019\фото обобщение\20180326_094042.jpg

Понятие и виды театрализованных игр,

их значение в развитии речи дошкольников

Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый воспитанник хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения. «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность» К.С. Станиславский.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.). Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) . Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д.

Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов.

А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки).

Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

D:\Users\User\Desktop\телефон ирина\КОШКИН ДОМ\IMG-20200814-WA0014.jpg

D:\Users\User\Desktop\телефон ирина\КОШКИН ДОМ\20200814_094050.jpgD:\Users\User\Desktop\телефон ирина\КОШКИН ДОМ\20200814_093944.jpg

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в них много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра.

Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

Театрализованная деятельность - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализовано-игровая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В соответствии с  принципами программы в нашей группе создана следующая предметно-развивающая среда:

  • Центр музыкально-театрализованной деятельности;
  • Центр ряжения;
  • Центр физического развития;
  • Центр книги;
  • Игровой центр;
  • Центр искусств;
  • Центр сенсорного развития;
  • Центр природы.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим  количеством  развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Подобная организация пространства позволяет детям  самостоятельно выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а мне, как педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Центр музыкально-театрализованной деятельности.

В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, кукольный, маски для разыгрывания сценок; музыкальные инструменты. Малыши учатся воспринимать действия героев, адекватно реагировать на события, которые разворачиваются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, знакомятся с окружающим миром. Все атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими.

D:\Users\User\Desktop\26.11\20201125_175550.jpg

Центр ряжения.

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.

D:\Users\User\Desktop\зоны\20180109_091541.jpg

D:\Users\User\Desktop\опыт фото\20180110_164537.jpg

Центр физического развития.

В нашем спортивном уголке подобран необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и для подвижных игр. Для малышей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики-ёжики; массажные коврики ; кегли; гантели; кольцеброс; обручи; скакалки. Дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.

D:\Users\User\Desktop\26.11\20201125_175523.jpg

Центр книги.

Также у нас есть книжный уголок, в котором подобраны книги по возрасту детей.  Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой.

           Центр искусств.

Здесь дети могут заняться рисованием, лепкой, аппликацией или поиграть в развивающие логические игры. Всё находится в свободном доступе, с учетом роста детей.

D:\Users\User\Desktop\26.11\20201125_175739.jpg

Игровой центр.

В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания. «Дом», «гараж», где малыши воспроизводят действия, которые наблюдают в жизни.

D:\Users\User\Desktop\26.11\20201125_175706.jpgD:\Users\User\Desktop\26.11\20201125_175717.jpg

Центр сенсорного развития.

ЦСР направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения: здесь малыши учатся различать основные цвета, геометрические формы, составлять из частей целое, пользоваться различными застежками, замочками и т.д.

D:\Users\User\Desktop\26.11\20201125_175633.jpg

D:\Users\User\Desktop\26.11\20201125_175653(0).jpg

Центр природы.

Уголок природы у нас совмещен с уголком экспериментирования.

Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и вместе с воспитателем проводят опыты, экспериментируют. Зимой мы вместе с детьми выращиваем лук, укроп, редис. Дети проводят наблюдения за ростом растений, помогают за ними ухаживать – поливать, рыхлить землю.

 Систематизированная работа во всех зонах развития с применением театрализованной деятельности, способствует  развитию и  раскрытию творческих способностей ребенка. Работа с применением театрализованной деятельности должна быть поэтапной и систематизированной:

Во II младшей группе воспитатель пробуждает у детей интерес к театрально – игровой деятельности, создает условия для ее проведения, развивает умение следить за развитием действия в играх – драматизациях и кукольных спектаклях, учит имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), а также передавать эмоциональное состояние другого человека  (мимикой, позой, жестом, движением).

 В средней группе дети уже разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

 В старшей группе дети учатся чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. У детей воспитываются артистические качества, раскрывается творческий потенциал детей.

 В подготовительной группе дети ставят спектакли, детские оперы, музыкальные и ритмические пьесы, инсценировки русских - народных сказок, песен, литературных произведений. В этом возрасте у детей развивается самостоятельность в организации театрализованных выступлений, развивается эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения, использование мимики, жестов, поз, движений.

            Разработана подборка игр для детей младшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:

  • Имитация:
  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте)
  • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево)
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)
  • Импровизация:
  • Игра-импровизация под музыку
  • Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель
  • Ролевой диалог героев сказок
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных
  • Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам D:\Users\User\Desktop\опыт фото\IMG-20180614-WA0005.jpg

D:\Users\User\Desktop\опыт фото\IMG-20180614-WA0003.jpg

Игры по речевому развитию направлены:

  • на воспитание звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, дикции, на произношение шипящих звуков
  • на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса.
  • на обогащение и активизацию словаря.
  • на развитие связной речи.

Подборка дидактического материала: игры, упражнения, художественная литература, пьесы, музыкальные произведения.

Изготовление декораций, костюмов, кукол для различного вида театрализованной деятельности.

Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др).

Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности, как: наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.

Старший дошкольный возраст - дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

D:\Users\User\Desktop\опыт фото\20200707_105340.jpgD:\Users\User\Desktop\опыт фото\20200826_093820.jpg

D:\Users\User\Desktop\опыт фото\IMG-20200708-WA0016.jpgD:\Users\User\Desktop\опыт фото\20200826_091153.jpg

Театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

D:\Users\User\Desktop\телефон ирина\20200826_100057.jpg

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.

Существуют различные виды театров для дошкольников: Пальчиковый театр, театр картинок, театр на палочке, вязаный театр, конусный театр. Огромное внимание в работе с детьми мы уделяем пальчиковому театру.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр - театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковый театр - это развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

Театр картинок - этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию.

Театр на палочке вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

При работе с детьми, я поставила перед собой цель: развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Для реализации цели я определила ряд задач:

  • Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.
  • Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
  • Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе
  • Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт,  показ сценок, участие в кукольных постановках.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми.).

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы:

  • Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
  • Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
  • Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
  • Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
  • Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации:

  • Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей
  • Театрализованное занятие
  • Самостоятельная театрально-художественная деятельность
  • Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях
  • Посещение детьми спектаклей во дворце культуры

D:\Users\User\Desktop\опыт фото\IMG-20190816-WA0020.jpgD:\Users\User\Desktop\опыт фото\IMG-20190816-WA0048.jpg

D:\Users\User\Desktop\опыт фото\IMG-20200707-WA0010.jpgD:\Users\User\Desktop\опыт фото\IMG-20200731-WA0009.jpg

          Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).D:\Users\User\Desktop\опыт фото\IMG-20200219-WA0012.jpg

D:\Users\User\Desktop\опыт фото\IMG-20200805-WA0022.jpg

D:\Users\User\Desktop\телефон ирина\20200605_172218.jpg

           Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр –развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр –топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

            Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.

            Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и  навыков театрально исполнительской  деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей.

Театрализованные  игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы  специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в  себя и развитие выразительности  речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного  развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается  незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

D:\Users\User\Desktop\телефон ирина\IMG-20191025-WA0032.jpg

D:\Users\User\Desktop\телефон ирина\IMG-20200727-WA0012.jpg

В нашей  работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших  дошкольников и необходимость их использования, как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства  театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в  процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста. В группе была создана специальная  предметно-развивающая среда способствующая развитию речи посредством театрализованной речи.

 Считаем, что выбранная  тема, достаточно полно раскрыта в  работе  и подтверждает свою актуальность.

Проведенная  работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание, улучшаются сенсорные и коммуникативные процессы.

 Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по развитию речи с детьми  дошкольного возраста.

   

                                                         D:\Users\User\Desktop\26.11\20201126_120026.jpgD:\Users\User\Desktop\26.11\20201126_121245.jpg

                                                           

                                                            Список литературы

  • Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
  • Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
  • Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  • Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева,  Зверева, О.Л.  — М.: Просвещение, 1994. – 128с.
  • Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
  • Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с
  • Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет.садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  • Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121
  • Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.метод. пособие; – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  • Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
  • Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
  • Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
  • ШевцоваЕ.Е., ЗабродинаЛ.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.