КРУЖКОВАЯ РАБОТА
Кружки которые я веду.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 967.63 КБ | |
| 308.7 КБ | |
| 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Принято на Педсовете №_____ Протокол № ___от "____"___________2019г. | "Утверждаю"_________________________ Заведующая МКДОУ Д/С № 426 __________________________Краснова И.Н. Приказ № ____от"_____"_________2019г.. |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 426 комбинированного вида» города Новосибирска
Вариативная часть образовательной программы
по художественно эстетическому развитию
«Выжигалочка»
2019-2020 уч. года.
Руководитель:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Тумарович Людмила Леонидовна
г.Новосибирск-2019г.
Пояснительная записка
Выжигание – один из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно - прикладного творчества, отличающийся разнообразием приёмов выполнения и богатством узоров.
Выжигание по дереву иначе называют - пирография. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.
В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивают тонкую моторику руки и усидчивость.
В последнее время интерес к выжиганию по дереву вспыхнул с новой силой, связано это с расцветом многих народных промыслов как традиционных, так и совершенно новых.
Таким образом, можно сказать, что искусство выжигания по дереву насчитывает несколько тысячелетий и поражает своей необычностью.
Направления и актуальность:
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми.
Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в создании реализовать желание что – то создавать своими руками.
Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.
Изучение детьми художественного творчества пробуждает у них интерес к искусству. Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа. Создание данной программы позволяет материальная база и желание: детей. Занимаясь в кружке, дети приобщаются к искусству, расширяют творческие знания.
В процессе кружковой работы у детей развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Программа составлена с учётом специфики этих условий. Она актуальна на данный период времени, так как в обществе формируется общая тенденция в развитии прикладных ремесел.
Общеобразовательная общеразвивающая программа составлена (разработана) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., Приказом министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций дополнительного образования детей, примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки № 06-1844 от 11.12.2006).
Новизна программы:
Данная программа является подготовительной и позволяет выявить детей, способных к этому виду деятельности для дальнейшего обучения. Она ориентирована в первую очередь на мальчиков. В ходе обучения и трудовой деятельности у детей формируется эстетического восприятие окружающей действительности; происходит социальная адаптация. Создавая изделия, имеющие как культурную, так и материальную ценность, дети проникаются уважением к мастерам своего дела, к культуре и обычаям народа.
Цель:
Развитие творческого воображения, приобретение трудовых умений и навыков, освоение способов работы с выжигателем.
Задачи:
1. Познакомиться с историей появления выжигания по дереву.
2. Овладеть простой техникой выжигания по дереву.
3. Развивать эстетический вкус. Формировать умения старательно и аккуратно выполнять работу.
4. Воспитывать усидчивость, развивать волевые качества.
Ожидаемый результат.
Интерес к выжиганию, освоение техники выжигания. Умение доводить начатое до конца, воплощать идею в реальность, видеть конечный результат. Знание правил техники безопасности при работе с инструментами для выжигания. Развитие мелкой моторики.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Проведение педагогической диагностики, включающая в себя исследование технического творчества воспитанников.
2. Заинтересованность дошкольников технологией "художественного выжигания по дереву", участие и заинтересованность родителей в совместной с детьми творческой деятельности
№ | Фамилия, имя ребенка | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Участие в выставках | ||||
Виды выжигания | Техника безопасности | Владение выжигательным оборудованием | Творческие проявления | Аккуратность в работе | Самостоятельность в работе | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
Критерии
Высокий уровень - отлично справляется с заданием, усвоены основные теоретические знания, технические навыки и умения. Работает ровно, без напряжения, хорошо развита фантазия, умело управляется с инструментами. Ярко выражается индивидуальность.
Средний уровень - усвоены теоретические знания, в практических индивидуальных занятиях несколько теряется, испытывает психологические трудности в коллективе. Проявляет творческий подход к обучению. Требуется дополнительная помощь педагога.
Низкий уровень - освоение ключевых понятий носит формальный, не систематизированный или фрагментарный характер, слабо владеет терминологией, нет творческого подхода к работе. Работает только по образцу.
Виды выжигания
Существует несколько видов выжигания. Различие состоит в способе и манере нанесения орнамента на поверхность доски:
- Выжигание по контуру: линиями выжигается только контур предмета.
- Силуэтное выжигание: полностью выжигаются либо фигурки людей, животных, растений и т. д., либо фон, на котором они изображены.
- Декоративное выжигание: четко выжигаются контуры рисунка и его
тени.
4. Выжигание с передачей светотени: этот вид считается самым сложным, так как требует не только умения хорошо рисовать, но и достаточного опыта по выжиганию.
Тем, кто только начинает постигать азы выжигания, лучше всего выжигать не штрихами, а точками, которые следуют друг за другом, образуя линию. Если наносить точки более или менее густо, изменять их размер и глубину, то можно легко передать на рисунке игру света и тени, объемность изображаемого предмета.
Техника выжигания по дереву
Из прочитанной литературы мы узнали, что существует различная техника выжигания по дереву.
Силуэт – это очертание рисунка. Силуэт создается за счет контура, который затем заполняется внутри. Контур – это линия, очерчивающая форму изображенного предмета.
Силуэт должен всегда выглядеть слегка преувеличенным. Обратите внимание на силуэтные рисунки: на них фигуры изображены в профиль, с резко очерченным носом и лбом. Портретное сходство передается за счет контура. Вот почему для силуэта так важна точная линия. Силуэтный портрет изображается только в профиль
Прочертив контур, заполняем его темным тоном. Для достижения такого эффекта водим перо медленно, и в случае необходимости обрабатываем поверхность несколько раз.
Прошло много времени, и люди придумали множество разнообразных узоров и орнаментов. Они стали называться бордюрами. Бордюры могут служить рамкой для картин или самостоятельным декоративным элементом.
Бордюр – это украшение по краям какого-либо предмета. Одни узоры состоят из листочков, цветов, веточек – это цветочный орнамент. Другие из квадратов, кругов, ромбиков.
Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании предметов.
Штриховка – это изображение предмета с помощью идущих в различных направлениях тонких линий, не одинаковых по интенсивности цвета, что позволяет начать наложение различных тонов, светлых и темных. Штриховка добавляется для того, чтобы варьировать глубину тона. Надо прожигать линию то быстрее, то медленнее, а также то ослаблять, то усиливать нажим на насадку.
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз – это предварительный рисунок.
Сюжет – это предмет изображения, т.е. то, что будет изображено на картине: городской, деревенский или морской пейзаж. В переводе с французского языка – «пейзаж» означает «местность, страна», но этим же словом обозначают и изображение природы в искусстве.
Следующий этап в создании эскиза – это подбор элементов композиции: деревья, кустарники, дома, мосты, мельница – все, что будет изображено на картине. В создании эскиза учитывается все: количество изображаемых предметов, их взаимное расположение на плоскости, в зависимости от их удаления от наблюдателя, т.е. перспектива, и даже от линии горизонта. Ведь если линия горизонта находится внизу, то все предметы расположены на одной линии, а если в середине, то предметы расположены не только на переднем плане, но и на среднем и заднем. Если линия горизонта находится вверху, то предметы также располагаются на переднем, среднем и дальнем плане с учетом перспективы: чем дальше, тем предметы становятся меньше.
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ.
Из семи цветов радуги только три считаются основными – красный, синий и желтый, а все остальные – дополнительные. Они образовались путем смешивания основных цветов: красный + синий = фиолетовый; синий + желтый = зеленый; красный + желтый = оранжевый. Но цвета еще делятся на теплые и холодные тона. К теплым тонам относятся цветовые сочетания, где преобладают желтые – оранжевые – красные цвета, к холодным – сочетание различных оттенков синего цвета.
Методы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
3. Практические: практические занятия.
4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение.
Формы образовательной деятельности:
1. занятия ознакомительно-информационного характера;
2. практические занятия, на которых полученные знания закрепляются выполнением конкретных заданий;
3. разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.
Работа заключается в создании эскизов и рисунков, художественного оформления изделия выжиганием и гуашевыми красками. Практическая часть реализуется на нескольких занятиях. На начальном этапе обучения каждый приём выжигания осваивается отдельно при помощи небольших по объёму работ или выполнения заданий по образцу. Важным этапом работы является выполнение коллективных работ. Коллективные работы реализуются творческими группами, состоящими из трёх – четырёх человек. Это значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределить задание, учитывая возраст и индивидуальные способности детей. Помимо творческой активности, совместный труд воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи, помогает самовыражению ребёнка, раскрывает его способности, формирует навыки общения.
Формы и методы работы.
Основным правилом работы кружка является завершение каждой начатой работы. На занятиях используются коллективные и индивидуальные формы работы. В начале занятия, во время объяснения нового материала используются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, инструктаж, показ, демонстрация. Объяснение новой темы сопровождается использованием наглядности: показ образцов изделий, экспонатов с выставки, фотоматериалов, иллюстраций из альбомов и литературы. Во время практической работы чаще всего используются практические методы (упражнения); чисто репродуктивные методы используются только на начальных этапах работы, затем предпочтение отдается продуктивной и частично-поисковой деятельности. Для поддержания устойчивого интереса используются такие формы обучения как конкурсы, викторины, игры-соревнования. Они также способствуют созданию творческой дружеской обстановки в объединении. Во время подведения итогов устраиваются выставки по темам, мини-выставки, обсуждения качества готовых работ, которые не только являются детальным анализом проделанной работы, но и позволяют отметить удачные находки и возможные просчеты в выполнении гравюр. Работа на занятиях проводится фронтально при объяснении нового материала, при проведении итогов занятия. В основном на занятии требуется индивидуальный подход к обучающимся, при выполнении практического задания воспитатель оказывает помощь каждому обучающемуся, просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному выполнению.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- правила безопасности работы с инструментами;
- виды и свойства материалов и инструментов;
- технологию выжигания;
- основы композиции и цветоведения.
уметь:
- работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ;
- выбирать способы оформления и выжигания работы;
- оформлять плоские изделия по образцу и замыслу;
- контролировать качество работы, устранять дефекты.
Режим работы кружка – 1 час в неделю по 30 минут.
День недели, Время: Пятница 15.30
Формы организации детей.
- Индивидуальные
- Подгрупповые
Алгоритм построения тематической деятельности с детьми.
- Организационный момент,
- Рассказ-показ
- Практическая деятельность
- Просмотр работ, обсуждение
Всего: 37 занятий. 18.5 часов
Тематическое планирование кружка на 2019-2020 учебные года.
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Основные приемы работы с древесиной. | 1.5 | 1 | 0.5 |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. **История выжигания (пирография). **Организация рабочего места при выжигании. **Устройство выжигательного аппарата. **Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. | 0.5 | 0.5 | - |
1.2 | Зачистка (шлифовка) основы. | 0.5 | - | 0.5 |
1.3 | Технология декоративной отделки древесины и фанеры. | 0.5 | 0.5 | - |
2. | Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.1 | Понятия «фон», «контур» и «силуэт». | 0.5 | 0.5 | - |
2.2 | Перевод рисунка на основу. | 0.5 | - | 0.5 |
3. | Основные приемы выжигания. | 3 | - | 3 |
3.1 | Плоское выжигание. | 0.5 | - | 0.5 |
3.2 | Глубокое выжигание. | 0.5 | - | 0.5 |
3.3 | Выжигание по внешнему контуру. | 0.5 | - | 0.5 |
3.4 | Выжигание элементов рисунка. | 0.5 | - | 0.5 |
3.5. | Рамочное выжигание. Оформление рамки. | 0.5 | - | 0.5 |
4. | Виды штриховки при выжигании. | 2 | - | 2 |
4.1 | Параллельные линии. | 0.5 | - | 0.5 |
4.2 | Пересекающиеся линии. | 0.5 | - | 0.5 |
4.3 | Непересекающиеся отрезки. | 0.5 | - | 0.5 |
4.4 | Точки. | 0.5 | - | 0.5 |
5. | Создание орнаментов. | 1 | - | 1 |
5.1 | Работа над эскизом творческого изделия. | 0.5 | - | 0.5 |
5.2 | Выжигание, выполнение задания по образцу. | 0.5 | - | 0.5 |
6. | Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах. | 6.5 | - | 6.5 |
6.1 | Подготовка основы для выжигания. Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка. | 0.5 | - | 0.5 |
6.2 | Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Домик». | 0.5 | - | 0.5 |
6.3 | Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым способом». | 0.5 | - | 0.5 |
6.4 | Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов. | 0.5 | - | 0.5 |
6.5 | Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. | 0.5 | - | 0.5 |
6.6 | Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка. | 0.5 | - | 0.5 |
6.7 | Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 0.5 | - | 0.5 |
6.8 | Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов. | 0.5 | - | 0.5 |
6.9 | Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 0.5 | - | 0.5 |
6.10 | Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 0.5 | - | 0.5 |
6.11 | Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 0.5 | - | 0.5 |
6.12 | Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 0.5 | - | 0.5 |
6.13 | Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. | 0.5 | - | 0.5 |
7. | Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.). | 1.5 | - | 1.5 |
7.1 | Выжигание узора в круге. | 0.5 | - | 0.5 |
7.2 | Выжигание узора в квадрате. | 0.5 | - | 0.5 |
7.3 | Выжигание узора в ромбе. | 0.5 | - | 0.5 |
8. | Коллективные творческие работы. | 2 | - | 2 |
8.1 | Подготовка основы для выжигания. | 0.5 | - | 0.5 |
8.2 | Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания. | 0.5 | - | 0.5 |
8.3 | Выжигание рисунка. | 0.5 | - | 0.5 |
8.5 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 0.5 | - | 0.5 |
Итого: | 18.5 | 1.5 | 17 | |
Содержание программы работы кружка.
- Основные приемы работы с древесиной.
Теоретический компонент.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История выжигания (пирография). Организация рабочего места при выжигании. Устройство выжигательного аппарата. Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. Технология декоративной отделки древесины и фанеры.
Практический компонент.
Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного рисунка. Подготовка для выжигания: обработка досок – шлифовка, зачистка.
2. Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). Теоретический компонент.
Понятия «фон», «контур» и «силуэт». Перевод рисунка на основу.
Практический компонент.
Выбор рисунка для работы. Освоение различных способов нанесения рисунка на доску (по шаблонам, трафаретам, при помощи кальки и копировальной бумаги), выбор способа для работы.
3. Основные приемы выжигания.
Теоретический компонент.
Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка. Рамочное выжигание. Оформление рамки.
Практический компонент.
Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора температур, его переключением. Работа на пробных досках. Оформление рамочки. Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании.
4. Виды штриховки при выжигании.
Теоретический компонент.
Особенности выжигания параллельных, пересекающихся линий, непересекающихся отрезков, точек.
Практический компонент.
Отработка приемов выжигания: точками, штрихами, параллельными линиями, сплошной линией. Способы накладывания различных видов штриховки. Способы объединения различных приемов выжигания и различных видов штриховки при выполнении работы. Учет фактуры материала при выполнении работы.
- Создание орнаментов.
Теоретический компонент.
Понятие орнамента. Различные виды орнамента. Способы нанесения орнамента. Связь орнамента с формой изделия. Орнамент в оформлении работ. Работа над эскизом творческого изделия.
Практический компонент.
Выбор орнаментов. Отработка способов нанесения орнамента. Выполнение орнамента в оформлении работ. Выжигание орнамента по образцу и составление орнамента в полосе. Применение орнамента в оформлении рамок. Выбор тематики выполняемого изделия. Самостоятельное выполнение эскиза. Нанесение эскизов на доску. Самостоятельное выжигание по образцу отдельных фигур (выжигание контура, деталей).
- Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах.
Теоретический компонент.
Основы композиции: композиционное расположение отдельных фигур и серии фигур. Беседа о художественных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет. Симметрия в композиции. Композиция на изделиях различной величины и формы.
Практический компонент.
Составление симметричной композиции. Составление композиций для изделий разной величины и формы. Самостоятельное оформление изделий в разных художественных жанрах.
Подготовка основы для выжигания. Наложение копировальной бумаги на основу для выжигания. Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Домик». Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым способом». Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка. Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы). Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка.
7. Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.).
Теоретический компонент.
Составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам.
Практический компонент.
Выжигание узора в в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам.
8. Коллективные творческие работы.
Теоретический компонент.
Повторение основных знаний по оформлению композиций в различных художественных жанрах. Составление композиции.
Практический компонент.
Подготовка основы для выжигания. Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания. Выжигание рисунка. Покрытие картины лаком.
9. Подведение итогов работы объединения за год. Оформление итоговой выставки.
Материалы и инструменты для выжигания по дереву
Выжигать можно на любой деревянной поверхности, но лучше всего подходит бук (деревянные ложки, лопатки, разделочные доски), идеальным материалом можно считать фанеру, которая сделана из срезов березы. Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны липа и клен. Они обладают гладким волокном. Самое главное, чтобы заготовка, на которую мы будем наносить рисунок, была гладко отшлифована. Для этого используется наждачная бумага.
Копировальная бумага нужна для того, чтобы перевести рисунок с бумаги на древесину. Обводить рисунок лучше карандашом. Кнопки используем для того, чтобы рисунок вместе с копировальной бумагой приколоть к фанере.
Электровыжигатель состоит из вилки, трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку, электрический ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки: вправо-больше, влево-меньше.
Мы узнали некоторые правила пользования электровыжигателем:
- не пробовать пальцем, нагрелась насадка или нет;
- не подносить раскаленную насадку к лицу;
- не вскрывать коробку трансформатора;
- не скручивать и не сгибать электрический провод;
- не допускать контакта раскаленной насадки с проводом;
- не допускать перегрева насадки, периодически отключать прибор.
Формы организации детей
-Индивидуальные
-Подгрупповые
Организация деятельности.
Рабочая программа кружка по выжиганию «Выжигалочка по дереву» разработана для детей 6-7 лет и рассчитана на два учебных года. Программа содержит занятия с детьми, взаимодействие с родителями в форме индивидуальных бесед, консультаций, выставок.
Критерии оценки
В конце учебного года проводится выставка работ обучающихся, на которой подводятся итоги работы кружка.
Обучающиеся должны освоить приемы выжигания. Это должны быть небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка, является выполнение воспитанниками комплексных коллективных работ. Обучающиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге, квадрате, полосе, орнаменты симметричные и несимметричные, выполненные по народным мотивам.
Список использованной литературы
1. Васнецова Н.Ю. 365 советов юному мастеру – М. Т68 ООО «Издательство Астрель», 2001 – 264 с.
2. Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками. – С. Русич, 2002 – 656 с.
3. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М. Просвещение, 1988 – 128 с.
4. Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. – М. РИПОЛ классик, 2011- 192 с.
5. Журнал «Девчонки и мальчишки» №4 – М. ООО «Формат – М», 2011 – 53 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 426 комбинированного вида» города Новосибирска
Рабочая программа
математического кружка:
«Математические ступеньки»
в подготовительной группе
на 2019-2020 уч. год.
Руководитель:
Тумарович
Людмила Леонидовна
Г. Новосибирск
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений
«Математические ступеньки»
НА 2019-2020гг.
Составитель: Тумарович Л.Л.
Пояснительная записка.
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Данная программа составлена в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду.
Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения.
Основная цель её - развить у детей средствами математики основные психические процессы, а также расширить представления об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,
всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств.
Программа имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников.
Задачи реализации программы:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;
- обучение математическим представлениям в объеме программы
Подготовительной группы;
- развитие речи, введение в активную речь элементарных математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях;
- развитие первичных приемов логического мышления;
- воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию, любознательности, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В данном, т. е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Формы и методы
Программа реализуется на занятиях кружка «Математические ступеньки». Занятия кружка проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет 20 минут.
Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.
В процессе НОД используются различные формы:
1. Традиционные
2. Комбинированные
3. Практические
4. Игры, конкурсы
Методы:
1. Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
4. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
Формы проведения итогов реализации программы
Отчёт воспитателя – руководителя кружка.
5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
- Математические наборы
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Тетради в клетку
- Линейки
- Наборы геометрических фигур
- Демонстрационный материал
- Дидактические игры
- Стаканчик литровый
- Набор цифр
- Трафареты с геометрическими фигурами
- Ножницы
- Цветной и белый картон
- Счетные палочки
Учебный план кружка по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
Кружок «Математические ступеньки» подготовительная группа (6-7 лет)
работает: с 15 сентября по 31 мая
Дисциплина: Возрастная группа
Количество детей: 24
Количество занятий: 36
Список детей, посещающих кружок «Математические ступеньки»
1 подгруппа: | 2 подгруппа: | ||
1 | БАЛУШКИН ДЕМИД | 1 | ЛАПИНА МАРИЯ |
2 | БЕРТОЛИНА ВЕРА | 2 | ЛУКИНА ДАРЬЯ |
3 | ВАГИН ВЛАДИСЛАВ | 3 | НЕДЗВЕЦ СЕМЁН |
4 | ГАВРИШ КСЕНИЯ | 4 | НИКОЛАЕВ СТЕПАН |
5 | ГЕРБИЧ ДИАНА | 5 | НИКОНОВА МИЛАНА |
6 | ДМИТРИЕНКО ОЛЕГ | 6 | НОВОСЁЛОВА ДАРЬЯ |
7 | ДОРОГАНОВА ИРА | 7 | ОВЕЧКИН МАТВЕЙ |
8 | ЗАЙКОВА АНАСТАСИЯ | 8 | ПОПОВА СОФИЯ |
9 | КЕЧКИН ВАДИМ | 9 | ШЕВЕЛЕВА АЛИСА |
10 | КОМПОНЕИЦ АЛЬБИНА | 10 | ШУМАКОВА КАРОЛИНА |
11 | КОСТИНА СОФИЯ | 11 | ЩЕРБИНИНА АЛЁНА |
12 | КРЫЛОВА ВЕРОНИКА | 12 | ЯКИМОВИЧ СОФИЯ |
Цель кружка: сформировать у детей интерес к занятиям по ФЭМП, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного.
Основные задачи и направления кружка - создание условий, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения; развитие у детей память, мышление, воображение; формирование личностных качеств (самоконтроля, самооценки, инициативности, самостоятельности); компенсировать дефицит речевого общения.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество и счёт
Закрепить умение: считать в пределах 10, пользуясь правильными приёмами. Познакомить: с цифрами от 1 до 10; стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
Учить: писать цифры по точкам; соотносить цифры с количеством предметов; понимать отношения между числами в пределах 10; отгадывать математические загадки; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы Сколько? Который? Какой по счёту?; устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.
- Величина
Учить: сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров); употреблять сравнения; выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
- Геометрические фигуры
Закрепить знания: о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); геометрических телах (шар, куб, цилиндр).
Учить: представлению о том, что фигуры могут быть разного размера; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.
- Ориентировка во времени
Закрепить умения: различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).
Учить: отгадывать математические загадки о частях суток, временах года; различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами; различать понятия быстро, медленно.
- Ориентировка в пространстве
Продолжать учить: различать правую и левую руку, раскладывать счётный материал, считать слева-направо; обозначать словами положение предмета относительно себя.
Учить: ориентироваться на листе бумаги.
- Логические задачи
Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к познавательной деятельности, а также на тему того, как организовать дома познавательную деятельность ребенка.
Форма
• Расширить знание о геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
• Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой.
• Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
• Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
• Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
- Ориентировка в пространстве
• Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
• Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
- Ориентировка во времени
• Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
• Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
• Учить детей определять время на часах
- Ожидаемые результаты:
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
К концу обучения по программе формирования элементарных
математических представлений предполагается продвижение детей в
развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них
познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих
способностей.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
1. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала
и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого. Умение
использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
2. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе
предметных действий.
3. Умение записывать сложение и вычитание при помощи знаков +,-,=.
4. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и
отсчитывания одной или нескольких единиц.
5. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему
вместимости, площади.
6. Умение практически измерять длину, массу и объем различными мерками
(шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах
измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
7. Умение, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником,
овалом узнавать и называть другие геометрические
тела: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
8. Умение по заданному образцу конструировать из простых фигур более сложные фигуры.
9. Умение различать отрезок, кривую, прямую линию.
10. Умение называть двузначные и однозначные числа.
1. Умение работать с десятком.
12. Умение называть четные и нечетные числа.
10. Перспективный план работы математического кружка «Математические ступеньки»
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
совместной деятельности
Сентябрь
темы:
Количество и счет. Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <, >,
работа со счетными палочками.
Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник.
Количество и счет. Знаки —, *, +, -, математические задачи.
Величина. Сравнение предметов.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги.
Количество и счет. Счет по образцу и названному числу, независимость числа от
пространственного расположения предметов.
Геометрические фигуры. Сравнение предметов с фигурами.
Ориентировка во времени. Части суток.
Количество и счет. Знаки <, >, ж, Ф. Соотнесение количества предметов с цифрой,
состав числа шесть из двух меньших.
Геометрические фигуры. Треугольник, трапеция.
Логическая задача.
Октябрь
темы:
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая
загадка.
Ориентировка во времени. Знакомство с часами.
Количество и счет. Установление соответствия между количеством предметов и
цифрой.
Ориентировка во времени. Дни недели.
Ориентировка в пространстве. Положение предмета по отношению к себе и
другому лицу.
Логическая задача.
Количество и счет. Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа из
двух меньших.
Геометрические фигуры. Овал.
Логическая задача.
Количество и счет. Арифметические задачи, решение примеров.
Величина. Измерение линейкой.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги.
Ноябрь
темы:
Количество и счет. Цифры от 1 до 10, число 11.
Ориентировка во времени. Часы. Определение времени.
Логическая задача.
Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения
предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из
двух меньших.
Геометрические фигуры. Рисование символического изоб ражения животных.
Количество и счет. Число 12.
Геометрические фигуры. Дорисовывание кругов до знакомых предметов.
Ориентировка во времени. Определение времени на часах.
Логическая задача.
Количество и счет. Отношения между числами, математическая загадка, состав
числа из двух меньших.
Величина. Измерение длины отрезка.
Ориентировка во времени. Осенние месяцы.
Декабрь
темы:
Количество и счет. Число 13, математическая задача, решение примеров.
Геометрические фигуры. Рисование в тетради в клетку.
Логическая задача.
Количество и счет. Решение примеров, знаки +, -. Соответствие между цифрой и
количеством предметов.
Величина. Выше, глубже.
Геометрические фигуры. Элементы треугольника (вершины, стороны, углы).
Логическая задача.
Количество и счет. Число 14.
Ориентировка во времени. Дни недели.
Логическая задача.
Количество и счёт. Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача,
состав числа из двух меньших.
Геометрические фигуры.
Дорисовывание прямоугольника до знакомых
предметов.
Январь
темы:
Количество и счет. Число 15. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Геометрические фигуры. Рисование символического изображения кошки.
Количество и счет. Числа от 1 до 15, решение примеров.
Геометрические фигуры. Дорисовывание овалов до знакомых предметов.
Логическая задача.
Количество и счет. Число 16.
Величина. Измерение линейкой.
Ориентировка во времени. Определение времени по часам.
Логическая задача.
Количество и счет. Математическая загадка, знаки +, -, состав числа из двух
меньших.
Геометрические фигуры. Дорисовывание треугольников до знакомых предметов.
Февраль
темы:
Количество и счет. Число 17. Решение примеров, счет по образцу и названному
числу.
Ориентировка во времени. Часы (стрелки, циферблат).
Логическая задача.
Количество и счет. Число 17.
Геометрические фигуры. Рисование символического изображения собачки.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги.
Логическая задача.
Количество и счет. Число 18. Состав числа из двух меньших, счет по названому
числу.
Геометрические фигуры. Вершины, стороны, углы.
Логическая задача.
Количество и счет. Число 18. Решение примеров.
Ориентировка во времени. Времена года.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги.
Март
темы:
Количество и счет. Число 19, состав числа из двух меньших чисел.
Величина. Сравнение предметов по величине.
Логическая задача.
Количество и счет. Число 19.
Величина. Измерение линейкой.
Геометрические фигуры. Дорисовывание квадратов до знакомых предметов.
Логическая задача.
Количество и счет. Число 20, решение примеров, задачи.
Логическая задача.
Количество и счет. Решение арифметической задачи, решение примеров.
Величина. Измерение линейкой.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.
Апрель
темы:
Количество и счет. Знаки +, -, математическая загадка, соотнесение количества
предметов с цифрой.
Величина. Измерение линейкой.
Ориентировка во времени. Определение времени на часах.
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с числом, решение
примеров.
Геометрические фигуры. Квадрат, треугольник, прямо угольник.
Ориентировка во времени. Дни недели.
Количество и счет. Соответствие между количеством предметов и цифрой.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка по отношению к другому лицу.
Логическая задача.
Количество и счет. Задачи-шутки, решение примеров, математические загадки.
Ориентировка во времени. Весенние месяцы.
Май
Закрепление пройденного материала
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:
К концу года дети должны:
— знать числа второго десятка и записывать их;
— понимать независимость числа от величины, пространственного расположения
предметов, направлений счета;
— использовать и писать математические знаки +, -, =, <, >;
— решать арифметические задачи и записывать решение;
— сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
— устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
— дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
— различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
— рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
— преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания,
разрезания);
— раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине,
ширине, высоте, толщине в пределах десяти;
— измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
— изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
— определять время с точностью до получаса;
--- ориентироваться на листе бумаги;
— определять положение предмета по отношению к другому;
— решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
— понимать задание и выполнять его самостоятельно;
— проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
— самостоятельно формулировать учебные задачи.
Список наглядно-методического обеспечения программы
Основной комплект Е.В. Колесниковой
подготовительная группа
— Демонстрационный материал: Математика для детей 4—5 лет.
М.: ТЦ Сфера, 2007.
— Математика для детей 6—7 лет: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014.
— Я считаю до пяти: Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет. М.:
ТЦ Сфера, 2014.
Старшая группа
— Демонстрационный материал: Математика для детей 6—7 лет.
М.: ТЦ Сфера, 2014.
— Математика для детей 5—7 в лет: Метод, пособие: 2-е изд., перераб. и доп.
М.: ТЦ Сфера, 2000—2007.
— Я считаю до десяти: Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет: 2-е
изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2014.
Подготовительная к школе группа
— Математика для детей 6—7 дет: Метод, пособие: 2-е изд., перераб. и доп.
М.: ТЦ Сфера, 2014.
— Я считаю до двадцати: Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет: 2-е
изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2014.
— Диагностика математических способностей детей 6—7 лет. М.:
ТЦ Сфера, 2014.

