2. Методические материалы

Анарбаева Кристина Анатольевна

Предварительный просмотр:

План-конспект утренней гимнастики для детей младшей группы.

Задачи:

Образовательные. Формировать двигательные умения (ходьба, бег, прыжки), развивать физические качества (быстроту, ловкость).

Оздоровительные. Укреплять здоровье детей, развивать все системы организма.

Воспитательные. Воспитывать у детей потребность в каждодневных занятиях физическими упражнениями.

Время проведения: 8 ч. 00 мин.

Место проведения: в группе.

Одежда детей и воспитателя: спортивная форма, чешки.

Оборудование: мячи по количеству детей.

Название частей

Содержание учебного материала

Дозировка, темп

Методические указания

Вводная часть

2 минуты.

Построение, приветствие, повороты.

Ходьба  в колонне друг за другом.

Ходьба на носках.

Ходьба с высоким подниманием колена.

Бег в колоне по одному за воспитателем.

Бег с захлестом голени назад.

Ходьба с восстановлением дыхания.

Взять из корзины мячи.

Построились, разомкнулись

1 круг

1 круг

1 круг

1 круг

1 круг

½ круга

Дети, встаем в круг, сделаем его большим-большим. Молодцы! Мы с вами будем делать утреннею гимнастику.

Поставили руки на пояс. Повернулись друг за другом, шагом идем за мной по кругу.

Чтобы нам не потеряться

Нужно вместе нам держаться.

Отравляемся мы в лес.

Ждет нас много в нем чудес.

(ходьба в колонне друг за другом)

Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать. (ходьба на носках).

По сугробам мы шагаем, выше ножки поднимаем!

По сугробам мы идем и не чуть не устаем (ходьба с высоким подниманием колена).

Начался снегопад. Снегу каждый очень рад. Побежим ловить снежинки, побежим ловить пушинки (бег в колонне за воспитателем).

А теперь побежали, чтобы сверкали пятки (бег с захлестом голени назад).

Идем… Птицы улетали, крыльями махали. Вот так, вот так, крыльями махали (ходьба, руки вверх - вдох, вниз – выдох). Молодцы! Идем за мной. Вот корзинка, возьмите себе мячик. Встали за полоску, разомкнулись, спинки ровные, носочки подравняли

Основная часть

4 минут.

Комплекс ОРУ с мячами:

Упражнение для мышц

плечевого пояса.

И.п.: Мяч в двух руках, руки прямые внизу.

1 – поднять мяч перед собой, 2 – мяч вверх, руки прямые, 3 – мяч перед собой, 4 – И.п.

Повороты

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые с мячом перед собой.

1 – Поворот вправо, 2 – И.п.,

3 – Поворот влево, 4 – И.п.

Упражнение на пресс.

И.п.: Лежа на спине, руки с мячом вверх, ноги вместе прямые.

1 – поднять прямые руки, поднять прямые ноги, достать мячом носочки. 2 – И.п.

Приседания.

И.п.: о.с.

1 – присели, мяч перед собой, руки прямые. 2 – И.п.

Прыжки.

И.п.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди.

Прыжки на месте.

Бег за воспитателем в колоне по одному.

Мячи сложить в корзину.

Темп средний

5-6раз

Темп средний

5-6 раз

5-6 раз

10 раз

10 раз х 3

А теперь смотрите на меня (воспитатель берет мяч двумя руками и показывает первое упражнение). Поставьте ножки узенькой дорожкой, мячик внизу, ручки прямые,  Раз - поднять мячик перед собой. Вот так!, а теперь  два - наверх, ручки не сгибаем. И обратно, три - перед собой, и четыре – опустили вниз. И еще раз…

Следующее упражнение. Встали ровненько, ножки узенькой дорожкой, прямые ручки перед собой. Будем выполнять повороты. Посмотрите на меня, вот так! Раз – поворот вправо (воспитатель показывает в зеркальном отражении), два – мячик перед собой, три – в другую сторону, четыре встать ровно. Молодцы! Еще раз…

А теперь легли на спинку, ручки подняли вверх,ручки прямые, ножки лежать ровненько. А теперь мячиком дотронулись до ножек. Ручки не сгибаем, ножки тоже. И опустили. Снова подняли, мячиком достали до носочков. Молодцы! И еще раз…

Встали на ножки, пяточки вместе, носочки в разные стороны смотрят. Вот так! Раз – присели, ручки вперед, два – встали. Спинки ровные. Раз, два, раз, два. Молодцы!

А теперь превратимся в зайчиков и попрыгаем. Мячик вверх подбросим. И снова попрыгаем. Молодцы!

А теперь побежали за мной. Мы бежали, мы бежали наши ноженьки устали…

 Прибежали мячики в корзинку положили….

Заключи-

тельная часть

1 минуты.

Ходьба по кругу за воспитателем. Упражнения на восстановление дыхания.

Организованный уход

Темп средний

5-6 раз

Шагом за мной мы все пойдем, руки вверх – вдох, руки вниз – выдох. И еще раз…

А теперь все дружно идем ручки мыть и на завтрак!

           Организация утренней гимнастики в младшей группе. В начале года можно допустить, чтобы кто-то из детей не принимал участия в утренней гимнастике, но через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в нее без лишних напоминаний воспитателя. Продолжительность утренней гимнастики (5 - 7 минут).

           Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег. В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами. Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом. Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу, подтянуться до общего уровня. Применяются также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров.

             Последовательность упражнений. Широко распространены исходные положения стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

            Во время выполнения утренней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. Упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения, он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

            Во время выполнения упражнений воспитатель напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.



Предварительный просмотр:

Конспект подвижной игры «Лиса в курятнике» для младшей группы.

Цель: Формирование двигательной самостоятельности, развитие ловкости, закрепление умения правильно выполнять физические упражнения.

Задачи:

Образовательные. Упражнять детей в беге в рассыпную, с увертыванием, в ловле, упражнять в прыжках с высоты, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

Развивающие. Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.

Воспитательные. Воспитывать двигательную самостоятельность, создавать положительный эмоциональный настрой.

Сбор детей на игру: 

Воспитатель подбирает загадку для сбора на игру:

Хвост пушистый

Мех золотистый

В лесу живет

Кур в деревне крадет.

Правила:

1. По сигналу «Лиса» дети убегают и прячутся в «курятник».

2. Ловить осторожно – касаясь рукой.

         Распределение ролей:

Разучить считалку для выбора водящего (Лисы).

Ход игры: 

         Сбор детей на игру с помощью загадки.

Ребята, послушайте загадку:

Хвост пушистый, Мех золотистый,

В лесу живет, Кур в деревне крадет.

            Отгадайте, кто это. (Ответы детей). А где живет лиса? (Ответы детей). А зачем она в деревню пришла? (Ответы детей). Поймать курочек. А чтобы лиса курочек не поймала, им нужно куда спрятаться? (Ответы детей). Правильно в курятник. Давайте повторим, слово – курятник. А как вы думаете, курочкам сложно убегать от лисы. (Ответы детей). А хотите, мы с вами превратимся в курочек и лису. (Ответы детей).                     

           Считалка, выбор водящего:

Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.

           Объяснение правил игры:

Скамейка - это курятник, где живут куры, а обруч – это нора, где живет лиса. Все остальное место двор. Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают, прячутся в курятник – взлетают на насест, а лиса старается поймать курицу. Пойманную курицу лиса уводит в свою нору. Как только лиса поймает 2 курочек, лисой становится другой.

Указания:

Друг друга не толкаем. Взбираемся на скамейку осторожно. Ребята спрыгиваем на двух ногах и приземляемся на полусогнутые ноги. Курочки приседают и клюют зернышки.

Оценка: 

Лиса — проворная, ловкая. Быстро курочек поймала.

Курочка – Лера, молодец! Ни разу не попалась в лапы лисы.

Ребята, вы молодцы, быстро и ловко убегали от лисиц.

Подведение итогов: 

Ребята, вам понравилась игра? (Ответы детей). Всем лисам удалось поймать курочек? (Ответы детей). Поиграем в эту игру на улице?

Мне очень понравилась лиса – Варя, быстрая и проворная.

Отлично справился с заданием – лис – Арсений, аккуратно ловил курочек, только дотрагиваясь до них.

Я очень рада, что игра вам понравилась.



Предварительный просмотр:

Конспект валеологической беседы с детьми младшей группы.

          Тема: «Путешествие в страну здоровья».

 Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

Образовательные. Закрепление гигиенических навыков.  Формирование у детей представлений о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека.  

 Развивающие. Закреплять навыки самомассажа и дыхательной гимнастики.

           Воспитательные. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и друг другу. Приобщать детей к здоровому образу жизни.

         Оборудование:  декоративное дерево с мылом,  полотенцем; три декоративных дерева – лес; макет озера.

        Ход НОД:

        Воспитатель собирает детей на ковре возле себя: - Ребята, сегодня мы отправимся  в очень интересное путешествие за хорошим настроением и крепким здоровьем. Хотите? Дети: - Да. Воспитатель: - Отправляемся! (звучит музыка, дети двигаются друг за другом по кругу, взявшись за руки).

Как весело, как весело,

Отправится с друзьями

В загадочное путешествие,

Пойдемте вместе с  нами!

            Воспитатель: -   Куда мы пришли? Мне кажется, что мы с вами попали в лес (слышится пение птиц). Как здесь хорошо подышать. Почему в лесу дышится легче?  Дети: - Потому что здесь чистый воздух.  Воспитатель: - Как вы думаете, чистый воздух полезен для здоровья? Дети: - Да, полезен.

           Воспитатель: - Ребята давайте, чтобы наше здоровье стало крепче, подышим чистым воздухом:  повороты головы (2 - 3 раза), наклоны головы (2-3 раза), а теперь давайте послушаем, как птички поют (2-3 раза наклоны головы к плечу, к правому и к левому). Молодцы!

            Воспитатель: - А скажите мне, пожалуйста: для чего нужен лес? Дети: -  Чтобы ходить на прогулку, слушать пение птиц, собирать ягоды, грибы.

Воспитатель: - Ой, ребята, мне кажется, я слышу чьи-то шаги. А вы слышите?

           Появляется фея Гигиена:- Здравствуйте, ребята! Дети: -Здравствуйте!

Фея: - Я фея Гигиена. Я узнала, что вы путешествуете по стране Здоровья, и, чтобы пропустить вас дальше, хочу проверить, хорошо ли вы знакомы с предметами гигиены, моими помощниками (достаёт из мешочка предметы). 

 - Что это? Дети: - Мыло. Фея: - Для чего нужно мыло? Дети: - Чтобы мыть руки. Фея:- Когда мы моем руки? Дети: - Мы моем руки перед едой, после прогулки, после туалета, когда испачкаются, после того, как погладили животных, ведь на их шерсти много микробов. Фея: - А это что? Дети: - Полотенце. Фея: - Для чего нужно полотенце? Дети: - Чтобы вытираться.        Фея: - Молодцы, ребята. Вижу, вы знаете моих помощников, можете идти дальше. Дети:- До свидания!

            Воспитатель:  Пойдёмте дальше. Ой, ребята, что это? Дети: - Озеро

(если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит сам «Да это же озеро!»). Воспитатель: - Ребята давайте присядем на берегу, я вам загадаю загадку, отгадав ее, вы узнаете, что в озере.

Меня пьют, меня  льют,

Всем нужна я, кто я такая?   (Вода)

Воспитатель: Для чего нужна вода? Дети: - Чтобы пить её, мыться, умываться, поливать цветы. Воспитатель:  - Как часто надо умываться? Дети: - Умываться надо каждое утро. Воспитатель: - Мне кажется, что озеро нам хочет что-то сказать, давайте послушаем.

           Голос на пленке:

Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохане. В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане, всегда и везде, Вечная слава воде!

Воспитатель:  Вы узнали, откуда эти стихи? Дети: - Из сказки "Мойдодыр".

            Воспитатель: Ребята, но ведь человеку нужны не только воздух и вода еще нам необходимо солнечное тепло. А давайте, чтобы наше здоровье стало крепче, мы с вами поиграем с солнышком (массаж  «Солнышко»):

Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало.

(поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики»)

Гладит грудку, (массировать «дорожку» на груди снизу вверх)

Гладит шейку, (поглаживать шею большими пальцами сверху в низ)

Гладит носик, (кулачками растирать крылья носа)

Гладит лоб, (проводить пальцами от середины  к вискам)

Гладит ушки, (растирать ладонями уши)

Гладит ручки, (растирать ладони)

Загорают дети. Вот (поднять руки вверх) 

           Воспитатель: Так что же нужно человеку, чтобы быть здоровым? Дети: - Солнце, воздух, вода. Воспитатель: - Вот мы с вами и узнали, что "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"

          Воспитатель: - Ребята, мы даже не заметили, как наше путешествие подошло к концу, и мы оказались в нашей группе. Вам понравилось? А теперь  мы пойдём мыть руки!



Предварительный просмотр:

Конспект игрового физкультурного занятия «Шустрые воробушки» в младшей группе.

Программные задачи:

 Образовательные. Продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение.

Воспитательные. Воспитывать умение слушать инструктора; воспитывать интерес к двигательной деятельности.

Оздоровительные. Развивать такие физические качества как: быстрота, равновесие, ловкость; создавать условия для развития умения ориентироваться в пространстве.

 Время проведения: 16.30

 Место проведения: физкультурный зал.

Одежда детей и воспитателя: спортивная.

Оборудование: маска – шапочка воробья (для воспитателя); стойки в виде деревьев; зёрнышки, вырезанные из картона; верёвка - «ветка»; 3 больших обруча - «кормушки»; маска коршуна.

Ход проведения:

Название частей

Содержание учебного материала

Дозировка, темп

Методические указания

Вводная часть

2 минуты

- Ребята, сегодня мы поиграем так. Вы будете маленькими воробышками, а я – вашей мамой воробьихой.

1)      Подвижная игра «Птичка и птенчики»

Мама воробьиха

Зовет своих детей

«Ко мне, мои воробышки,

Летите поскорей!

Сегодня начинаем

Учится мы летать.

Скорее в круг вставайте

И будем начинать».

 

- Уснула воробьиха, а воробышкам только того и надо. Расправили они крылышки и разлетелись кто куда. Летают воробышки по всему залу.

 

«Воробьиха» просыпается:

- Задремала я всего на минутку,

Воробьишки расшалились не на шутку.

Буду строго я теперь следить за вами,

Чтоб послушными росли вы воробьями.

А сейчас, мои ребятки,

Воробьиная зарядка.

Темп средний

Надеваю маску - шапочку воробья.

Построение в круг. Ходьба по кругу с характерными движениями рук «помахивание крыльями». «Мама воробьиха» показывает движение, а затем отходит в сторону, «присматривает за детьми». Пока «воробьиха» смотрит, дети выполняют ходьбу по кругу.

Бег врассыпную

Дети становятся в круг, игра повторяется. Воспитатель снова делает вид, будто засыпает, дети разбегаются врассыпную.

Основная часть

15 минут

Комплекс ОРУ.

1.«Чистим перышки».

И.п.:о.с.

Сделать пружинку, наклонить голову вправо, И.п., то же влево.

2) «Расправляем крылышки».

И.п.: ноги на ширине стопы, руки внизу. Поднять правую руку вверх, посмотреть, И.п., то же с левой руки.

3) «Умываемся».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперед – характерные движения «умывание», И.п.

4)«Найдем ернышко».

И.п.:о.с.

Присесть, постучать пальцами по полу, И.п.

5) «Учимся летать».

И.п.: то же. Прыжки на месте со взмахами рук.

«Мы растем».

И.п.: ноги вместе, руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться – вдох, И.п. – выдох.

Основные движения.

1)    Равновесие.

Игровое упражнение «Пройди – не задень».

Друг за другом встать нам нужно, Полетим мы стайкой дружной.

На дальнюю полянку

Отправимся сейчас. Там много вкусных зерен припасено для вас.

- Смотрите, сколько деревьев. Летим друг за другом, чтобы никто не отстал и не заблудился.

- Полетим сейчас к кормушке, Нет ли хлеба там краюшки.

Нет, пусты.

2) Прыжки. Игра «Принеси зёрнышко»

- Воробушки маленькие, Серенькие, удаленькие, Вы на ветке посидите и хозяйку подождите. Вдруг хозяйка подойдёт Зёрнышек нам принесёт (выходит хозяйка, рассыпает зёрнышки в кормушки-обручи). - Что ж ты, шустрый воробей, Прыгай быстрей, не робей! До кормушки доскачи, Вкусных зёрен поищи.

Быстро зёрнышко возьми и на ветку принеси. - А вот как нужно прыгать нам, напомнят старшие воробушки. Ножки воробушки отрывают от земли вместе.

Как только я ударю в бубен, Все мои птенчики начинают прыгать. Молодцы! Правильно выполняли прыжки …

3)    Подвижная игра «Коршун и птенчики».

- А кого мы, воробушки, боимся?

(Кошку, коршуна)

- Да, тяжело нам маленьким птичкам, будьте осторожны.

Сейчас мы поиграем в подвижную игру «Коршун и птенчики»

Коршуном будет…

Он будет сидеть на дереве и сторожить птенчиков, когда они вылетят погулять.

А воробушки в домике за веткой. Чтобы не попасться в когти коршуна, нужно внимательно слушать маму - «воробьиху». Как только я скажу: «Коршун!», сразу летите в домик. Воробушки - птички,

Птички-невелички, по двору летали, песни распевали,  зёрнышки клевали. Но вдруг коршун налетел, птичек унести хотел.

- Коршун! (Дети убегают в домик за верёвку - «ветку»)

Темп средний

4 раза.

 

 

 

По 4 раза каждой рукой.

 

 

5 раз.

 

 

 

4 раза.

 

 

По 5прыжков 2 раза

 

2 раза

2 раза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 раза

Построение в колонну по одному. 

 

Ходьба в колонне «за мамой воробьихой». 

 

Ходьба змейкой между стойками.

 

 

 

 

 

 

 

Дети - «воробушки»

 встают на верёвку - «ветку».  Дети выполняют прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

Выделить детей, которые правильно выполняли упражнение.

Дети - «птенчики»

Находятся в домике (за верёвкой).

Ведущий – «коршун» располагается на дереве – (стуле) на некотором расстоянии от них.

Воспитатель предлагает птенчикам полетать, поклевать зёрнышек. Дети выполняют ходьбу врассыпную, затем бег. По сигналу: «Коршун!» - птенчики быстро возвращаются в свой домик, а «коршун старается поймать кого-либо из них.

Заключительная часть

3 минуты

1) Игра малой подвижности «Найдём птенчика».

- Детки мои, пока мы играли, одного воробушка потеряли.  

Внимательно осмотрите, мне его вы принесите.

2) Релаксация.

Хорошо мы погуляли,

но немножечко устали. Все на коврике легли, добрые увидим сны.

Прижавшись, друг к другу, воробушки спят, сон в зимнюю вьюгу про лето глядят, снежинки кружатся, деревья грустны, воробушкам снятся счастливые сны.

3)  Итог.

А теперь мы повернёмся и в ребяток обернёмся.

Темп средний

2 минуты

1 минута

Дети ложатся на коврики, закрывают глаза.

           Физкультурное занятие проводилось в специально оборудованном зале, после сквозного проветривания и влажной уборки помещения.

          Для данного занятия была выбрана игровая форма проведения.

          Общеразвивающие упражнения были выполнены с учетом дозировки упражнений для младшего возраста. Затруднений в выполнении у детей не возникало. Интенсивность соответствовала возрасту детей, их физической подготовленности.

          Длительность занятия 20 минут: основная часть 14 минут, вводная 3 минуты, заключительная 4 минуты.

         Во время физкультурного занятия необходимо следить за правильной  техникой выполнения, дыханием детей. Для физически плохо подготовленных снижать интенсивность и длительность повторов, для более сильных - увеличивать, осуществляя индивидуальный подход.

         Для положительного настроя на занятии необходимо использовать словесные приемы: исправление, указание, поощрение.



Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

 с дошкольниками в старшей группе

Тема: «Краски осени»

       Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

       Образовательные задачи:

- учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени: разнообразную по цвету окраску листвы, листопад («Художественно-эстетическое развитие»);

- продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка –располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги («Познавательное развитие»);

- учить детей оценивать работы сверстников, выделяя в них наиболее интересные изобразительные решения; высказывать эстетические оценки и суждения («Социально-коммуникативное развитие»).

       Развивающие задачи:

- формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях, навыки технических приёмов) («Художественно-эстетическое развитие»);

- закреплять умения и навыки работы с акварелью и кисточкой («Художественно-эстетическое развитие»);

- развивать умение внимательного слушания художественного текста («Речевое развитие»).

       Воспитательные задачи:

- прививать у детей любовь к природе и умение видеть, переживать всю её красоту («Социально-коммуникативное развитие»);

- приучать к аккуратности при выполнении работы и умению следить за порядком на своём рабочем месте («Познавательное развитие»).

Методы и приёмы:

- практические (экскурсия в городской парк; дидактическая игра «Скажи со словом «осенний» (на умение согласовывать существительное с прилагательным); рисование на тему: «Осеннее дерево»)

- наглядные (наблюдения за изменениями в природе; рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»)

- словесные (беседа на тему: «Осень»; чтение стихотворения З. Федоровской «Осень на опушке краски разводила…»).

       Материалы и оборудование:

- демонстрационный (несколько картин (репродукции) с изображением парка, леса, рощи в ясный осенний день, картинная трёхстворчатая ширма, 3-4 картонные фигурки мальчиков и девочек. Магнитофон с записями звуков природы, лирической музыки

- раздаточный (у каждого ребёнка альбомный лист, краски акварель, баночки с чистой водой, мягкие кисточки, салфетки).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами

( дидактические, подвижные)

Изобразительная

Деятельность в изостудии, рисование

Музыкальная

Слушание записей звуков природы

Восприятие к художественной литературе

Слушание (и отгадывание) стихотворных загадок

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов, словесные игры, ситуативные разговоры ,вопросы

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель организует, заинтересовывая загадкой об осени:

- Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

-Правильно. А что изменяется в лесу с приходом осени?

- По каким признакам мы узнаём осень?

- Какая погода осенью?

Слушают и отгадывают загадки:

- Осень!

- На деревьях и кустах желтеют и краснеют, опадают, вянут, сыплются листья. Дуют сильные ветры. Животные готовятся к зиме и др.

- Улетают птичьи стаи в тёплые края. Часто ветреная погода. Почти все деревья стоят голые. Листья падают, летят и кружатся. Устилают всю землю осенним ковром. Наступает листопад. Кругом очень красиво и др.

- Дождливая, ветреная, холодная, сырая. В начале осени ещё много тёплых дней, а в конце уже становится холодно и др.

Сформирована

мотивация

образовательной

деятельности.

Дети слушают внимательно педагога, отгадывают загадку, делают вывод, что говорить будем об осени.

Используют в речи слово осень.

Сформировано умение внимательного слушания художественного текста.

Созданы условия для развития словесно-логического мышления

Сформировано умение словообразования относительных прилагательных.

Цитирует стихотворения А.С.Пушкина и

Ф.И. Тютчева:

-Русские поэты Пушкин и Тютчев любили осень за «пышное… увяданье», «в багрец из золота одетые леса», за то, что она с щедростью отдаёт нам богатства полей, садов, лесов. Да, это «первоначальная, короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…»

Дети слушая, по желанию

повторяют за педагогом словосочетания

Проявляют интерес

к художественному

слову.

Закреплено развитие слухового внимания.

Созданы условия для активизации чувственного восприятия художественного слова, образного восприятия стихотворения, для воспитания чувства прекрасного, интереса к слову.

Воспитатель предлагает вспомнить поход в парк:

-Ребята, вы видите, как поэты красиво отзываются об осени? И мы с вами давайте вспомним нашу экскурсию в парк. Как мы тоже любовались этой красотой!

- Кто скажет, какой тогда был день, погода?

-А какие деревья мы с вами видели в парке, одинакового ли цвета была листва?

А только ли на деревьях были листья?

- Стоял ясный осенний день. Была солнечная погода. Был тёплый осенний день.

- На одних деревьях листья жёлтые, на других разные по цвету: красные, оранжевые, жёлтые, тёмно-жёлтые.

- Листья падали на землю, устилая её красивым ковром.

Дети развивают память, учатся рассуждать, подбирать верные словосочетания.

Дети демонстрируют

в беседе активный и пассивный словарь.

Дети без труда

выражают свою

мысль.

Закреплено умение отвечать на вопросы полным ответом

Воспитатель демонстрирует детям репродукции картин с изображением осени.

- Посмотрите, ребята. Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни. Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, тёмные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся жёлтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными.

- А вы бы хотели сейчас превратиться в осенние листики и полетать, покружиться?

- Да!

Созданы условия для развития образного восприятия, эстетических чувств.

Воспитатель включает магнитофон с записями звуков природы.

Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Дети импровизируют под музыку.

Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения.  

Развитие общей

моторики и координации

движений.

Развивают слуховое восприятие, различают звуки осени.

Формирование

желания заниматься

двигательной

активностью.

- Вот сегодня, ребята, вы сможете себя почувствовать маленькими художниками. Потому что вы тоже будете рисовать парк в ясный осенний день.

- Придвиньте к себе листы бумаги. Нарисуйте деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше.

- Если дерево близко, покажите, где вы его нарисуете?

- Какие будут деревья?

А если дальше?

- Как они будут выглядеть?

Чтобы успеть нарисовать 3-4 дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки у всех деревьев, а потом уже на всех деревьях будете рисовать листву. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями.

Дети показывают.

- Высокие, крупные, большие, длинные.

Показывают.

- Маленькие, низкие, короткие.

Вызвано желание

нарисовать осень.

Закреплено умение

рисовать деревья.

Созданы условия для развития способности сравнивать предметы (деревья) по высоте.

Развивать умение

сравнивать и

анализировать.

Детям предлагается

пройти за столы и

приступить к работе.

Воспитатель

осуществляет

контроль за

продуктивной

деятельностью детей.

Воспитатель включает спокойную лирическую музыку. Дети приступают к рисованию. В процессе работы воспитатель побуждает детей к использованию разных красок для изображения осенней листвы. Предлагает ещё раз посмотреть на картины, чтобы убедиться в разнообразии осенней окраски листвы. Напоминает о рациональных приёмах при изображении деревьев. Следит за использованием разных технических приёмов рисования кистью (всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.). Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве. Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки и др.

Дети самостоя-

тельно распола-

гаются за столами,

где уже разложен

материал для

рисования.

Дети активно

принимают

непосредственное

участие в

изображении осени.

Реализованы

творческие

способности детей в

рисовании осени.

Сформированы точные движения пальцев рук, воспитанно трудолюбие, навык самоконтроля, самостоятельность при выполнении задания.

В конце занятия воспитатель помещает рисунки детей на доску и спрашивает:

- Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень?

- Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам?

- Как можно назвать осень в ярких, жёлтых тонах?

Воспитатель подтверждает высказывания детей, что в их рисунках больше всего жёлтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.

- На рисунках много жёлтого, красного и оранжевого цвета. Они не только на деревьях, но и на земле.

- Ясный день, потому что голубое небо, яркая листва, светит солнце.

- Золотая осень!

Дети

проявляют речевую

активность,

показали знания об осени.

Вызван

положительный

эмоциональный отклик

от проделанной

работы.

Дети рассуждают

и учатся обобщать

результаты

своего творчества.

         Изучив содержание полученных на занятии рисунков старших дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы.

        Дети смогли передать в рисунках главное – то содержание темы, которое было задано в начале занятия. Ребята нарисовали деревья в парке и опадающие с них листья, располагая деревья в разных местах – одни ближе, другие дальше. Почти на всех рисунках летят птичьи стаи. Также некоторые дети успели изобразить в своих рисунках лавочки, тропинки. А кто-то даже нарисовал большую лужу, которую засыпали опавшие и уже грязные листья. Кто-то на голубом фоне неба нарисовал яркое согревающее солнце, используя средство гиперболизации с целью усиления впечатления (огромное или с длинными лучами солнце). Так дети представили природу в осеннее время года, красоту золотой осени.

        Непосредственно была проведена большая предварительная работа перед сюжетным рисованием, что помогло расширить и уточнить представления детей. Это поспособствовало в процессе работы вызвать чувства у детей и передать глубже свои впечатления и представления об окружающем.

        Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы (а именно золотой осени) дети использовали в своих рисунках такие цвета: жёлтый, оранжевый, красный (и его оттенки, коричневый, зелёный и др.). Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.

        В основном дети рисовали ясный осенний день. Но некоторым детям с помощью изображения наклона деревьев в одну сторону или летевших листьев в одном направлении (используя технический приём вертикальных мазков кисточкой) удалось передать день в ветреную погоду осени. Так дети передали климатические особенности хоть и ясного, но уже холодного осеннего дня.

       Дошкольники рисуют объекты, используя разную форму - деревья с шатровидной и круглой кроной. Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована. Прослеживаются перспективные изменения предметов в пространстве: то, что в натуре расположено далеко – нарисовано выше, и наоборот; предметы ближних планов нарисованы более крупно, а дальних – меньших размеров. Вся композиция заполнила весь лист. Рисунки выполнены аккуратно.

       По этим рисункам можно сразу определить, что время года - осень. Кругом красиво – разноцветная листва, листопад. Это золотая осень! Таким образом, воспитатель смог увидеть и убедиться в том, что дети сумели составить композицию своего сюжетного рисунка.



Предварительный просмотр:

План-конспект утренней гимнастики для детей младшей группы.

Задачи:

Образовательные. Формировать двигательные умения (ходьба, бег, прыжки), развивать физические качества (быстроту, ловкость).

Оздоровительные. Укреплять здоровье детей, развивать все системы организма.

Воспитательные. Воспитывать у детей потребность в каждодневных занятиях физическими упражнениями.

Время проведения: 8 ч. 00 мин.

Место проведения: в группе.

Одежда детей и воспитателя: спортивная форма, чешки.

Оборудование: мячи по количеству детей.

Название частей

Содержание учебного материала

Дозировка, темп

Методические указания

Вводная часть

2 минуты.

Построение, приветствие, повороты.

Ходьба  в колонне друг за другом.

Ходьба на носках.

Ходьба с высоким подниманием колена.

Бег в колоне по одному за воспитателем.

Бег с захлестом голени назад.

Ходьба с восстановлением дыхания.

Взять из корзины мячи.

Построились, разомкнулись

1 круг

1 круг

1 круг

1 круг

1 круг

½ круга

Дети, встаем в круг, сделаем его большим-большим. Молодцы! Мы с вами будем делать утреннею гимнастику.

Поставили руки на пояс. Повернулись друг за другом, шагом идем за мной по кругу.

Чтобы нам не потеряться

Нужно вместе нам держаться.

Отравляемся мы в лес.

Ждет нас много в нем чудес.

(ходьба в колонне друг за другом)

Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать. (ходьба на носках).

По сугробам мы шагаем, выше ножки поднимаем!

По сугробам мы идем и не чуть не устаем (ходьба с высоким подниманием колена).

Начался снегопад. Снегу каждый очень рад. Побежим ловить снежинки, побежим ловить пушинки (бег в колонне за воспитателем).

А теперь побежали, чтобы сверкали пятки (бег с захлестом голени назад).

Идем… Птицы улетали, крыльями махали. Вот так, вот так, крыльями махали (ходьба, руки вверх - вдох, вниз – выдох). Молодцы! Идем за мной. Вот корзинка, возьмите себе мячик. Встали за полоску, разомкнулись, спинки ровные, носочки подравняли

Основная часть

4 минут.

Комплекс ОРУ с мячами:

Упражнение для мышц

плечевого пояса.

И.п.: Мяч в двух руках, руки прямые внизу.

1 – поднять мяч перед собой, 2 – мяч вверх, руки прямые, 3 – мяч перед собой, 4 – И.п.

Повороты

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые с мячом перед собой.

1 – Поворот вправо, 2 – И.п.,

3 – Поворот влево, 4 – И.п.

Упражнение на пресс.

И.п.: Лежа на спине, руки с мячом вверх, ноги вместе прямые.

1 – поднять прямые руки, поднять прямые ноги, достать мячом носочки. 2 – И.п.

Приседания.

И.п.: о.с.

1 – присели, мяч перед собой, руки прямые. 2 – И.п.

Прыжки.

И.п.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди.

Прыжки на месте.

Бег за воспитателем в колоне по одному.

Мячи сложить в корзину.

Темп средний

5-6раз

Темп средний

5-6 раз

5-6 раз

10 раз

10 раз х 3

А теперь смотрите на меня (воспитатель берет мяч двумя руками и показывает первое упражнение). Поставьте ножки узенькой дорожкой, мячик внизу, ручки прямые,  Раз - поднять мячик перед собой. Вот так!, а теперь  два - наверх, ручки не сгибаем. И обратно, три - перед собой, и четыре – опустили вниз. И еще раз…

Следующее упражнение. Встали ровненько, ножки узенькой дорожкой, прямые ручки перед собой. Будем выполнять повороты. Посмотрите на меня, вот так! Раз – поворот вправо (воспитатель показывает в зеркальном отражении), два – мячик перед собой, три – в другую сторону, четыре встать ровно. Молодцы! Еще раз…

А теперь легли на спинку, ручки подняли вверх,ручки прямые, ножки лежать ровненько. А теперь мячиком дотронулись до ножек. Ручки не сгибаем, ножки тоже. И опустили. Снова подняли, мячиком достали до носочков. Молодцы! И еще раз…

Встали на ножки, пяточки вместе, носочки в разные стороны смотрят. Вот так! Раз – присели, ручки вперед, два – встали. Спинки ровные. Раз, два, раз, два. Молодцы!

А теперь превратимся в зайчиков и попрыгаем. Мячик вверх подбросим. И снова попрыгаем. Молодцы!

А теперь побежали за мной. Мы бежали, мы бежали наши ноженьки устали…

 Прибежали мячики в корзинку положили….

Заключи-

тельная часть

1 минуты.

Ходьба по кругу за воспитателем. Упражнения на восстановление дыхания.

Организованный уход

Темп средний

5-6 раз

Шагом за мной мы все пойдем, руки вверх – вдох, руки вниз – выдох. И еще раз…

А теперь все дружно идем ручки мыть и на завтрак!

           Организация утренней гимнастики в младшей группе. В начале года можно допустить, чтобы кто-то из детей не принимал участия в утренней гимнастике, но через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в нее без лишних напоминаний воспитателя. Продолжительность утренней гимнастики (5 - 7 минут).

           Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег. В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами. Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом. Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу, подтянуться до общего уровня. Применяются также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров.

             Последовательность упражнений. Широко распространены исходные положения стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

            Во время выполнения утренней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. Упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения, он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

            Во время выполнения упражнений воспитатель напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.