Эпистолярный жанр

Бадмаева Любовь Семеновна

Эпистолярный жанр (от греч. epistole — письмо, послание) — один из жанров литературного произведения. Это текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях.

 

Эпистолярный роман (или роман в письмах) — разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев этого романа. В письмах выражаются душевные переживания героев, отражена их внутренняя эволюция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon epistolyarnyy_zhanr.ppt837.5 КБ
Microsoft Office document icon epistolyarnyy_zhanr.doc92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО Учитель ГБОУ школа №604 Пушкинского района СПб Бадмаева Любовь Семёновна, отличник народного просвещения РФ

Слайд 4

Цель урока: * познакомить с российскими традициями эпистолярного жанра( в том числе на примерах духовной, классической и современной русской литературы); *новаторство в эпистолярном жанре *развивать навыки правильного написания письма; *повысить интерес к эпистолярному жанру; *написать сочинение-письмо «Пишу о том, как мы можем построить лучшее будущее»

Слайд 5

Практическая цель урока -написать сочинение-письмо: Пишу тебе о том, как мы можем построить лучшее будущее…  

Слайд 6

Жанровые признаки послания -письма: *обращение к лицу или к лицам; *важность темы, имеющей личностное значение как для адресата, так и для адресанта; *ярко выраженная публицистичность, эмоциональность;

Слайд 7

 Деловое письмо Официальное письмо Личное письмо Открытое письмо (публицистика) Письма в художественных произведениях

Слайд 8

Слайд 9

ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Введенская), мужской монастырь, в 2 км от г. Козельск. Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Скит около монастыря (основан в 1821) посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Закрыт после Октябрьской революции. В 1987 передан Русской православной церкви; восстанавливается. Архитектурные памятники 18-19 вв.

Слайд 11

АМВРОСИЙ Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) [23 ноября (5 декабря) 1812, с. Большая Липовица, Тамбовская губерния — 10 (22) октября 1891, Шамординская Казанская пустынь, Перемышльский уезд Калужской губернии], преподобный, иеросхимонах, старец, духовный писатель. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей: простого народа и интеллигенции. Его посещали Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (его он тайно постриг в монахи), Л. Н. Толстой. Своим духовным детям о. Амвросий посылал письма к праздникам, а также ответы на вопросы веры и жизни. Они печатались в журнале «Душеполезное чтение», а также издавались отдельно. Некоторые письма не лишены элементов публицистики. О. Амвросию посвящена обширная мемуарная литература, в которой запечатлен его облик проницательного знатока человеческой души, ласкового и светлого наставника.

Слайд 12

А. С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского (1827, Третьяковская галерея). Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания

Слайд 19

В. Г. Перов. «Портрет Ф. М. Достоевского». 1871 год. Третьяковская галерея.

Слайд 20

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич [19 (31) мая 1892, Москва — 14 июля 1968, там же, похоронен в Тарусе], русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Слайд 21

Перед вами книга

Слайд 22

Содержание: Письма к молодым читателям Молодость – вся жизнь (2) Самая большая ценность – жизнь (3) Человек должен быть интеллигентен (12) О воспитанности (13) О дурных и хороших влияниях (14) Нравственные вершины и отношение к ним (30)

Слайд 23

Круг нравственной оседлости (31) Память культуры (41) Космический Эрмитаж (45) Путями доброты (46)

Слайд 24

писатель Чингис Айтматов "Такое мало кому удавалось: можно сказать, он вплавь одолел океан XX века, от и до, через шторм и стужу, от края и до края - от берега до берега. Смерть унесла его от нас буквально за три месяца до начала отсчета XXI века. Он ушел от нас в возрасте 93 лет. Это была личность колоссального интеллекта, вот это была судьба, вместившая в себя целую эпоху".

Слайд 25

писатель Виктор Петрович Астафьев "Если бы в современной России не было бы Д.С. Лихачева, его следовало бы придумать. Как не может село без праведника, так и наше общество не может стоять и дышать без истинного интеллигента. Интеллигент в России, он подобен верстовому столбу: и невелик вроде бы и неприметен, но без него нет пути в российском пространстве, нет движения к свету, к разуму, к добру".

Слайд 26

Приоритетные вопросы эксперт - семинара: Каковы, на ваш взгляд, важнейшие нравственные постулаты, которым обязан следовать современный молодой человек, если он хочет в будущем быть полезным своему Отечеству? О каком человеке можно сказать, что он внутренне красив? Почему следование путем добра - самый приемлемый для уважающего себя человека путь?

Слайд 27

Письма к молодым читателям ...Для своих бесед с читателем я избрал форму писем... Письма к друзьям позволяют мне писать просто. Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, красоте поведения, а потом перехожу к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях.

Слайд 28

Об искусстве слова и филологии Филология сближает человечество -современное нам и прошлое. Она сближает и разные человеческие культуры, на основе уважения и терпимости к «индивидуальности» культур…

Слайд 29

Космический Эрмитаж Согласие между людьми, разными народами- это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. Земля- наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.

Слайд 30

Письмо двадцать четвертое БУДЕМ СЧАСТЛИВЫ (ответ на письмо школьника) Дорогой Сережа! Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи-все то, что сопутствовало человеку в прошлом... Они стали частью нашей духовной культуры. Все, что сделано с душой -это и есть наша «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, тем он счастливее, тем ему интереснее жить.. Давайте будем людьми счастливыми... Д. С. Лихачёв

Слайд 31

«Самое большое.» Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом- любовь к своей стране, во втором- ненависть ко всем другим.

Слайд 32

«Жить по - настоящему" Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Забота объединяет людей. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной мере создается им самим из его добрых дел, из его добрых чувств, памяти на добро. Добро соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу, любовь.

Слайд 33

«Что объединяет людей?» Дело каждого в отдельности и всех вместе - приумножать добро, хранить традиции, ценить историю свою, родную, и историю всего человечества.

Слайд 34

Выводы: Чтобы построить лучшее будущее, нужно стремиться к самообразованию, к самовоспитанию. У человека должна быть цель в жизни.

Слайд 35

Поверь мне, Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные -усложнят ее и затруднят... В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

Слайд 36

Поверь мне, Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом .

Слайд 37

Десять заповедей Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

Слайд 38

Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Выполняя эти заповеди, можно стать настоящим человеком и отвечать за все происходящее вокруг.

Слайд 39

Практическая цель урока -написать сочинение-письмо: Пишу тебе о том, как мы можем построить лучшее будущее…  

Слайд 40

Как писать? Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить … Чтобы научиться писать , надо писать! Пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания…

Слайд 41

Как выступать? …чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать.

Слайд 42

Учитесь учиться! Читайте стоящие книги…Изучайте историю и литературу. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

Слайд 43

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ Вот и последнее письмо... Мне жаль прекращать писать. В письмах я не только «учил», но и учился... Учился у своего опыта... и осмыслял свой опыт... Писать письма мне помогали сами читатели- они со мной беседовали неслышно... В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта- самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты- очень и очень важно. Поверьте мне! Д. С. Лихачёв



Предварительный просмотр:

Учитель МОУ «Элистинская классическая гимназия» Бадмаева Л.С., отличник народного просвещения РФ

Заставка 1, звонок--

Заставка 2

3 слайд.

Тема урока: Эпистолярный жанр в русской литературе: традиции и новаторство.

4 Слайд.

Цель урока:

*продолжить знакомство с письмом как жанром литературы;

*познакомить с российскими традициями эпистолярного жанра (в том числе на примерах духовной, классической, современной литературы);

*развитие жанра, новаторство;

*повысить интерес к эпистолярному жанру;

*развивать навыки правильного написания письма;

*написать сочинение-письмо «Пишу о том, как мы можем построить лучшее будущее»

Оборудование урока: Медиапроектор, компьютер                

Портрет Д.С. Лихачева, другие слайды.  

Ход урока:

1.Организационный момент

 2.Вступительное слово учителя.

Часто ли вам, дорогие друзья, приходилось держать конверт с письмом? Почему?

Конечно же, редко не потому, что в телефонно-телеграфный век, век мобильной и электронной связи отпала необходимость писать письма, а ещё и потому, и это главное, что письмо - большой труд души, проявление интереса, внимания к человеку. Надо сесть, написать, перечитать, что-то не понравилось - зачеркнуть, может, и переписать. В процессе работы ты думаешь о человеке, который тебе дорог, ищешь нужную интонацию, темы, факты.

Сегодня на уроке мы предпримем попытку проследить за развитием эпистолярного жанра в русской литературе, начиная с традиций духовной литературы: Иеросхимонах Амвросий Оптинский- А.С.Пушкин - Лихачев... Думаю, вы тоже, выполняя домашнее задание, вспомнили других писателей, которые  обращаются к эпистолярному жанру или в их произведениях есть мотив послания-письма...

5 слайд: Практическая цель урока.

6 слайд: Жанровые признаки

7 слайд: Жанры письма 8- конверт

1 часть темы: Духовная литература

9 слайд: Оптина Пустынь , 10- Старец Амвросий

11. об Амвросии

Беседа с классом: Вопросы и задания с 96. Животворящие традиции духовной литературы, где есть имена, без которых сама история могла быть иной: Владимир Мономах, о.Амвросий, протопоп Аввакум ( переписка с боярыней Морозовой)

Домашнее задание:

2 часть темы:  

 Золотой век русской поэзии

А.С.Пушкин

Пушкин 12 слайд,13 авишка,14 Дубровский.

Беседа с классом: 15 Письмо Татьяны-

16, 17, 18- Письмо Евгения

3 часть темы Ф.М.Достоевский

Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» еще впереди,но с отдельными страницами мы можем познакомиться и сейчас.   Подготовленное учащимся  сообщение:

«Письмо матери» (по роману «Преступление и наказание»).

 

Вы помните почерк своей мамы? А Раскольников? Герой по памяти знал «милый, косенький» почерк матери. Как спасения ждал этого письма. Потому и ему «хотелось остаться наедине с письмом...», «поднёс к губам и поцеловал»...

Сколько страниц занимает письмо! Почему такое длинное? Девять печатных страниц! Ведь мать «давно не беседовала» со своим Родей, а надо сына убедить, чтоб принял Дуниного жениха - Лужина. Это не просто. Сама Пульхерия Александровна (по всему видно), как и Дуня не жалует жениха. Поэтому первенца надо не только предупредить о приезде, но и убедить принять. Характер сына она знает лучше, чем он сам, поэтому просит его не судить «слишком быстро и пылко, как это свойственно» ему.

Письмо длинно ещё и потому, что оно - художественный прием, позволяющий, во-первых, обнажить самые сокровенные мысли и чувства, письмо - исповедь души его автора, во-вторых, это прием, концентрирующий действие (о многих событиях и героях узнали)

- Изменилось бы  представление читателя о героях, если б автор поставил точку после фразы: «ты у нас всё - вся надежда наша и всё Упование. Был бы только ты счастлив, и мы будем счастливы».

Перечитывая первое предложение после письма, задаешь себе вопрос: Почему «лицо его было мокро от слез»?

Какие строчки особенно оплаканы? Понимаешь сразу, как близки были мать и сын, какая прочная духовная нить связывает этих людей.

Беседа с классом: С.Есенин  «Письмо матери» наизусть подготовленный учащийся

 Слайд 20. Сообщение учащихся(2 ученика):

рассказ К.Г. Паустовского «Снег» 

 «Этично ли читать чужие письма?»

Ученики отвечают однозначно: «нет».

 В этом их убеждает авторская подробность: Татьяна Петровна «осторожно взяла одно из писем, распечатала и, оглянувшись, начала читать».

-        Что толкнуло интеллигентную женщину нарушить этикет?

Глухая ночь, состояние пустоты, затерянности в пустынном снежном городке, одиночество. Можно понять единственное желание столичной женщины заполнить пугающую пустоту.

Днём «румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами» Татьяна Петровна расчистила дорожку к беседке, починила колокольчик у двери, пригласила мастера настроить рояль, нашла свечи, вставила их в подсвечники на рояле. Вся она преобразилась, светилась и была похожа на сказочную девушку, потерявшую хрустальную туфельку во дворце.

-        Что же заставило героиню сделать в доме всё так, как хотел лейтенант
Потапов?

Собственные переживания, ощущение одиночества помогли Татьяне Петровне представить и понять состояние одинокого сына умершего старика.

Расчищенная дорожка к беседке как добрый знак, что кто-то помнит его, участие в его беде («кто-то осторожно тронул за плечо», требование одеть фуражку, чтоб не простудиться), внимание (напоили чаем, Проводили на могилу, поставили кувшин с колодезной водой на кухне, Не легла спать, чтоб не проспать к поезду, проводила на вокзал) убедили Потапова, что отцовский дом остался родным якорем и что живут в нём РОДНЫЕ люди. >

Чтобы понять поступок Коли, вернёмся к началу рассказа и выясним, что значила для мальчика раненая птица. Вообще птицы ведь их перебывало у Коли много?

Выясняем, что бескорыстная забота о нуждающихся в помощи - любимое занятие мальчика, мама же помогала ему строить «птичью лечебницу», ставшую последней памятью об умершей маме, о совместных радостных занятиях. И вот птица погублена, клетка за ненужностью выставлена пока на кухню..., а со временем эта светлая память о маме будет выброшена на улицу. Получается, что обидели Кольку, его светлую память о родном человеке.

- Встречаемся и мы  с ситуацией непонимания между взрослыми и детьми?

Горько на душе у Коли. Он выбежал во двор, спотыкаясь, неловко волоча свою огромную клетку.

Окажись ты в подобной ситуации, чего бы ты хотел? Найдет ли Коля утешения у родных? Нет. Родную маму Елена Станиславовна не заменит.    • Что же за человек была Колина мама? В чем секрет лада в их семье?

С мамой жили душа в душу, как три богатыря, мама не заставляла, не напоминала о правилах жизни, всё делалось добровольно, мама всё вокруг преображала, умела сделать всё «достижимым», уважала интересы и желания папы и сына, была бескорыстна, больше думала о других, дарила радость, превратила жизнь в праздник.

Что же изменилось с приходом мачехи?

Всю квартиру заполнило ее пианино, она сразу стала в доме старшей, хотя была и моложе. Появилось жесткое слово «должен». Елена Станиславовна добивалась того, чтобы все поступали и думали так, как она, не оставляя возможности быть самим собой.

Раньше в семье было понимание, душевная щедрость, духовная близость, теперь - эгоизм, забота о себе и нежелание подумать о других, неуважение к интересам других: «подумаешь, птицы...»

Рассказ заставляет задуматься:

  • Что больше всего ты ценишь в отношениях взрослых и детей?
  • О чем же прочитанный рассказ?
  • Какова азбука человеческих отношений в семье?

(Душевная щедрость, доверие, понимание, уважение к интересам других, попытки преодолеть непонимание, желание дарить радость окружающим).

Через  все  повествование  проходит тема снега?

Глухой ночью, когда снег сыпал белой пылью, запорошил окна, Татьяна Петровна в страшном одиночестве читает чужое письмо. Лейтенант Потапов, узнав о смерти отца, убитый горем идёт через город к реке. Над ним сизое небо, наискось летел редкий снежок. Всё тот же снег окружает его в саду, он срывается с веток, шуршит. Затем мы видим тающие снежинки на ресницах и щеках Татьяны Петровны, снег, сбиваемый с ботиков, и, наконец, снег с легкими тенями от берёз на кладбище.

Как художественный образ снег помогает понять главную мысль новеллы.

Снег - омертвевшая природа, глухая тишина, пустынность, с одной стороны, усиливают ощущение одиночества у героев и вызывают желание иметь родного близкого человека. С другой стороны, снег, занесенный сад, расчищенная дорожка к беседке - символ дома, родительского якоря, символ памяти. Снег свел двух одиноких людей, сблизил их, сроднил.

Вернёмся к вопросу: Этично ли читать чужие письма?

 Бывают ситуации, когда можно и нужно читать чужие письма. И в этом нас убеждает последняя строка письма Потапова: «Да, я нашёл на столе у отца свое распечатанное письмо. Я понял всё и могу только благодарить вас издали». Прощаясь, Татьяна Петровна говорит: «Пишите. Мы теперь как
родственники... Мы рекомендуем прочитать новеллу Паустовского  «Снег»

Учитель: Для внеклассного чтения повесть А.Алексина «Сердечная недостаточность».

Отсутствие чуткости, теплоты во взаимоотношениях родителей и детей А. Алексин называет «сердечной недостаточностью». Прочитайте на досуге повесть «Сердечная недостаточность».

Пройдут годы, вы станете взрослыми, учитесь у А. Алексина слышать не только вой пожарной сирены, но и сдержанное страдание обиженного человека.

21Слайд: Перед Вами Книга

Учитель:

Дорогие друзья, сегодня вашему вниманию предлагается эксперт - семинар по произведению публицистического жанра, в котором автор напрямую, открыто, высказывает свои мысли и чувства, непосредственно обращаясь к чувствам и мыслям читателя, ожидая поддержки, сочувствия или возражения.

Слад с портретом

Перед вами книга.

Это публицистическая книга написана замечательным человеком - одним из выдающихся ученых современности, имя которого известно на всех континентах, знатока отечественной и мировой культуры академика Д.С. Лихачева.

«Письма о добром и прекрасном»- так назвал Дмитрий Сергеевич свои эссе о нравственных и духовных ценностях современности.

Запишите в тетради-

Эксперт- семинар по

'публицистической  повести

Д.С.Лихачева

"ПИСЬМА О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ"

22, 23. Слайд с содержанием

Эти письма адресованы, прежде всего, молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. Это сборник мудрости....

Итак, эксперт- семинар: Проведут его сегодня эксперты ( ведущие 2 ученика).

24.слайд. Чингис Аийтматов

-        Светлое имя академика Д.С. Лихачева стало одним из символов XX века. Вся долгая подвижническая жизнь этого удивительного человека была освящена деятельным служением высоким идеалам гуманизма, духовности, подлинного патриотизма и гражданственности. Он проповедовал бессмертные принципы нравственности, совестливости, активной жизненной позиции.

Слайд: Известный писатель Чингиз Айтматов сказал о Лихачеве;

"Такое мало кому удавалось: можно сказать, он вплавь одолел океан XX века, от и до, через шторм и стужу, от края и до края - от берега до берега. Смерть унесла его от нас буквально за три месяца до начала отсчета XXI века. Он ушел от нас в возрасте 93 лет. Это была личность колоссального интеллекта, вот это была судьба, вместившая в себя целую эпоху".

25. Астафьев

Слайд:

А современный писатель Виктор Петрович Астафьев настоятельно советует вам, молодым, познакомится с этой книгой и объясняет почему. Он пишет:

"Если бы в современной России не было бы Д.С. Лихачева, его следовало бы придумать. Как не может село без праведника, так и наше общество не может стоять и дышать без истинного интеллигента.

Интеллигент в России, он подобен верстовому столбу: и невелик вроде бы и неприметен, но без него нет пути в российском пространств, нет движения к свету, к разуму к добру".

26. Приоритетные вопросы семинара

Итак, вот наиболее приоритетные вопросы эксперт - семинара:

1.Каковы, на ваш взгляд, важнейшие нравственные постулаты, которым обязан следовать современный молодой человек, если он хочет в будущем быть полезным своему Отечеству?

2.О каком человеке можно сказать, что он внутренне красив?

3.Почему следование путем добра - самый приемлемый для уважающего себя человека путь?

Задается  вопрос:

-        Почему Д.С. Лихачев для своих бесед с читателем избрал форму
писем?

Ответ:

27 Слайд: Письма к молодым читателям

...Для своих бесед с читателем я избрал форму писем... Письма к друзьям позволяют мне писать просто. Почему я расположил свои письма именно так?

Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, красоте поведения, а потом перехожу к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях.

28.слайд: Об искусстве слова и филологии.

29. Космический Эрмитаж

30.

 Письмо двадцать четвертое

БУДЕМ СЧАСТЛИВЫ (ответ на письмо школьника)

Дорогой Сережа!

Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи-все то, что сопутствовало человеку в прошлом... Они стали частью нашей духовной культуры. Все, что сделано с душой - это и есть наша «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, тем он счастливее, тем ему интереснее жить...

Давайте будем людьми счастливыми...

31 слайд.

-        В письме первом, которое автор назвал "Большое в малом", говорится о цели в жизни.

 " Должна ли быть у человека цель в жизни и как она должна проявляться?

Ответ: Стремиться к к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Учитель:

32 Жить по настоящему

33. Что объединяет людей

-         Обсуждаем письмо второе "Молодость - вся жизнь".

ОТВЕТ: Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят... В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

Задается вопрос:

в письме третьем "Самое большое"
,        - В чем видит автор самую большую цель в жизни? И в чем отличие патриота от националиста?

Ответ: Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом- любовь к своей стране, во втором- ненависть ко всем другим.

-        Мы переходим к письму четвертому, в котором автор пытается
убедить нас в том, что самая большая ценность - жизнь. Задайте свой
вопрос ребятам.

Задается шестой вопрос: -        Какое определение слову "жизнь" находит Д.С. Лихачев? Что в представлении значит "жить по - настоящему"?

Ответ: Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них  прежде всего лучшее

- Я думаю, ребята, что письмо пятое очень важное, оно дает нам ответ на вопрос: " В чем смысл жизни"?

Ответ: Надо прожить жизнь с достоинством

Задается вопрос:

             - Что значить прожить жизнь с достоинством? Какое понятие в слово "достоинство" вкладывает автор?

Ответ: Достоинство требует доброты, великодушия

- Замечательно. Мы переходим к письму шестому "Цель и самооценка.

Задается вопрос:

- Д.С. Лихачев говорит, что когда человек выбирает себе в жизни цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. Объясните, как понимает автор низкую самооценку и высокую?

-        Ребята, седьмое письмо тоже очень серьезное: " Что объединяет
людей

Задается девятый вопрос:

-        Как автор доказывает нам, что забота объединяет людей?
Спасибо, садитесь.      

Учитель:

-        А сейчас, поразмышляв вместе с автором о высоких нравственных качествах человека, давайте подведем промежуточный итог нашей работы.

34. слайд Выводы:

35.36.Поверь мне.

37,38. Заповеди Дмитрий Сергеевич Лихачев придумал 10 заповедей человечества. ( слайд)

  1. Не убий и не начинай войны.
  2. Не помысли народ свой врагом других народов
  3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
  1. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради
    корысти.
  1. Уважай мысли и чувства братьев своих.
  1. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
  1. Чти природу как матерь свою и помощницу.
  1. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного
    творца, а не раба.
  2. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10.        Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
Выполняя эти заповеди, можно стать настоящим человеком и отвечать за все происходящее вокруг.

Всей своей жизнью Д.С. Лихачев утверждал, что человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной мере создается им самим из его добрых дел, из его добрых чувств, памяти на добро. Добро соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу, любовь.

Вот почему, утверждает Д.С. Лихачев, дело каждого в отдельности и всех вместе - приумножать добро, хранить традиции, ценить историю свою, родную, и историю всего человечества.

39.Практическая цель урока.

40. как писать?

41. как выступать?

42. Учись учиться.

43.

Учитель:

Письмо 46

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Вот и последнее письмо...Мне жаль прекращать писать. В письмах я не только «учил», но и учился... учился у своего опыта...и осмыслял свой опыт... Писать письма мне помогали сами читатели- они со мной беседовали неслышно...

В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта- самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты- очень и очень важно. Поверьте мне!

-Учитель: А теперь, ребята, вы готовы написать сочинение-письмо о том, как мы можем построить лучшее будущее.

Это домашнее задание.

Урок окончен: Спасибо за работу.