Тема открытого урока: Публичное выступление: «Берегите природу»

Бадмаева Любовь Семеновна

Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, обучать умению перерабатывать и оформлять подобранный материал, активировать познавательную деятельность учащихся, вовлекая их в творческую поисковую работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт урока русского языка в 6 классе “Публичное выступление на тему «Берегите природу»”.

Тема: Публичное выступление: «Берегите природу»

Учитель: Бадмаева Любовь Семеновна, учитель русского языка и литературы

Вид занятия: урок развития речи

Участники: 6 Г класс ГБОУ №604

Тема: Публичное выступление на тему «Берегите природу»

Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, обучать умению перерабатывать и оформлять подобранный материал, активировать познавательную деятельность учащихся, вовлекая их в творческую поисковую работу.

Планируемый результат: прийти к осмыслению того, что природу необходимо беречь; увидеть, что имена числительные могут служить для убедительности, доказательности, наглядности и т.п.

УУД:

Личностные: Высказывать свое мнение, свою позицию, проявлять интерес к созданию собственного текста публичного выступления; стремится к речевому самосовершенствованию; осознание личностной значимости обсуждаемой темы и проблемы; способность к взаимооценке и самооценке;

Познавательные: знать цели и особенности устного публичного выступления; структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи; составлять устное публичное выступление-призыв в соответствии с целью, адресатом и ситуацией общения; использовать рабочие материалы, включающие цифровые материалы; уметь работать с разными видами информации и преобразовывать ее в разные  формы; уметь извлекать необходимую информацию из предложенного для исследования текста, анализировать ее, обнаруживать в ней причинно-следственные связи, строить гипотезы, делать выводы; осмысленно создавать речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: Вносят коррективы в составленные планы и рабочие материалы, извлекают информацию из различных источников, включая ресурсы Интернет; уметь организовывать свою деятельность в процессе индивидуальной и коллективной работы, соотнося ее с целями и этапами мероприятия; прилагать усилия к выполнению предложенных видов заданий и к решению общей проблемы.

Коммуникативные: Использовать языковые средства для выражения своих чувств; выступать пред аудиторией сверстников с сообщением на учебную тему, адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; участвовать в коллективном обсуждении, умение слушать и вступать в диалог, высказывать свое мнение, владеть навыками диалогической и монологической убеждающей речи.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, ноутбук), презентация для работы на уроке, оценочно-рабочие листы для учащихся.

Ход занятия:

1этап – мотивация (создание проблемной ситуации, формулирование темы мероприятия, создание гипотезы)

1. Коммуникативная атака (6 минут)

Учитель: Я хотела бы наш урок начать с сочинения, которое мне необходимо не просто проверить, чтобы поставить отметку, но и постараться прокомментировать ошибки, а главное научить составлять текст на любые темы.  И в этом я прошу вас, ребята, помочь мне. Поможете, 6г? (призыв) Благодарю.

     Тема сочинения была определена так: «Красота-то какая!»

 Учитель: О чем можно было написать, как вы думаете?

Ученики: О красоте природы, окружающего нас мира и другие версии.

Вот послушайте, что у вашего ровесника получилось.

       В одном лесу построили завод, где из зайцев шили шубы (комментарий учителя для эмоционального восприятия текста, создания непринужденной обстановки на уроке: после первых слов, глаза мои стали сами собой расширяться, увеличивая все больше).
      И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры... длинная вереница несчастных зайцев перед огромными  воротами на фоне чадящих огромных страшных труб, колючей проволоки..).
        Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес. И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес. 
По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками.
Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони.
        Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша.
И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него и сказал:
— КРАСОТА-ТО КАКАЯ!

2. Фронтальный опрос (3 минуты)

Смешно, а почему? Если бы не было так грустно. Тема сочинения была раскрыта? Почему? Что такое идея произведения? Какие правила были нарушены учеником? А может, кто- нибудь мог бы отметить, что наш автор пытался зловещей картиной вывести нас на актуальную проблему? Какую?

Что надо помнить при написании сочинения? А если это публичное выступление? Можем ли мы считать публичное выступление сочинением?

Примерные ответы учеников: Конечно, было смешно, и тема сочинения не раскрыта, так как ученик не понял ее, увлекся сюжетом, построил свое сочинение по принципу современного криминального чтива, по которым снимают фильмы о побеге из тюрем. Сочинение не имеет идеи, так как главная мысль не понятна читателю. Описание природы дано только в одном предложении. Когда мы пишем сочинение создаем текст обязательно надо хорошо продумать, о чем мы будем писать, что именно хотим сказать.  Публичное выступление – это тоже сочинение, которое надо хорошо обдумать, составить план. Это даже труднее, чем сочинение, потому что надо учитывать, кто тебя слушает.

Мы можем помочь автору сочинения, но для начала сами попытаемся во всем разобраться…

3. Постановка проблемной задачи (3минуты)

Итак, представьте, что вам нужно подготовить публичное выступление.

Тема нашего сегодняшнего урока как раз и звучит так: «Публичное

выступление «Берегите природу»

 Обратите внимание на эпиграф нашего урока:

Рисунок 1 (текст на интерактивной доске)

Ученики записывают тему урока и эпиграф.

Выступать вы будете перед шестиклассниками нашей школы. Нужно ли учитывать, что наша школа новостройка и жители нашего микрорайона приехали из разных регионов России? Как вы думаете, какие проблемы волнуют ваших сверстников? А проблема экологии будет среди этих проблем? Как вы построите свое выступление? Это будет сочинение-рассуждение? Каковы правила построения текста такого типа?

Примерные ответы учеников: 

Проблем много ( возможно ребята будут озвучивать их), но проблемы экологические всегда актуальны.

Надо построить свое выступление так, чтобы тем, кто слушает, было интересно, а еще выступление не должно быть длинным, «краткость – сестра таланта» (юмор уместен).

Сочинение рассуждение строится по следующему плану: тезис – главная мысль, доказательства – аргументы и вывод.

4.Групповая работа. 3 команды. Интерактивная игра «ЛУЧ». Работа с текстом (карточки с тестами) приложение 1 (3 минуты- организация игры)

У каждой команды свой цвет ( бейджи, флайеры определенного цвета, для оценивания результатов на каждом этапе конкретного ученика)

Учитель: перед вами фотографии. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы:

1. Какая общая тема или проблема их объединяет?

2. Попробуйте на основе увиденных фотографий сформулировать тему сегодняшнего занятия.

Загрязнение окружающей среды, уничтожение природы

Учитель: что и говорить, тема крайне важная, но как нам убедится в том, что природе угрожает опасность? Что поможет нам доказать это?

Предположения учеников.

2этап. Подготовка к выступлениям ребят, составление структуры урока – рассуждения.

 Учитель: Я предлагаю вам свои ответы построить в форме рассуждения.

Но для начала давайте вспомним, что такое рассуждение. Оно состоит из 3 частей – каких?

(тезис, доказательства, вывод) 

Да, Вы правы, в начале любого рассуждения выдвигается какое-то предположение, тезис, в нашем случае – это будет тема урока «Берегите природу». Далее, как мы сказали,  выстраивается система доказательств. Это будут Ваши выступления на заданную тему, которые Вы подготовили дома.

Предлагаемые темы (возможен выбор своей темы заранеее)

  1. Загрязнение леса.
  2. Выживание животных в грязном лесу.
  3. Пожар в лесу.
  4. Вырубка лесов.
  5. Загрязнение рек.
  6. Загрязнение океанов и выживание животных.
  7. Глобальное потепление.
  8. Мутация.
  9. Промышленное загрязнение.
  10. Озоновые дыры.
  11. Кислотные дожди.
  12. Радиация.
  13. Свалка мусора.
  14. Бездомные домашние животные.
  15. Защита окружающей среды.
  16. Красная книга.
  17. Благотворительные организации по защите природы.
  18. Лечить природу сообща.
  19. Берегите природу!

Повторение изученного материала, запись предложений – затем проверка

Рисунок 3 (предложение написано на интерактивной доске, знаки препинания не расставлены)

1._____________________________________________________________________.

Не все люди правда осознают глубокий смысл этой пословицы.                                                   

Комментарий учителя: В ЕГЭ по русскому языку есть такое же задание, где одно и то же слово является вводным и членом предложения.

Рисунок 4 (предложение написано на интерактивной доске, знаки препинания не расставлены)

2. ____________________________________________________________________.

3______________________________________________________________________.

Значит, в конце урока мы с Вами должны сделать вывод. Как Вы считаете какой?

 удалось ли нам доказать, что природу нужно беречь или нет.

3этап. Определение критериев оценивания.

Ведущий: Но перед тем, как начнутся Ваши выступления, давайте определим критерии оценивания докладов по нескольким критериям. (Помните, что каждый из вас имеет флайеры, которые Вы вручаете конкретному однокласснику, как оценку по разным критериям, количество флайеров будет основанием для оценки работы каждого ученика). НА экране Вы видите оценочный лист, на столе у каждого из вас есть необходимый для работы материал. Во время выступления ваших одноклассников, Вам необходимо заполнять оценочный лист, отдавать флайер- балл ученику, по результатам в конце урока мы определим итоговую отметку за выступление. Помимо оценивания одноклассников, Вам также предлагается оценить и свое выступление. За каждый пункт ставится 1 балл. Максимальное количество баллов - 5.

Оценочный лист (приложение 1)

  1. Наличие доклада.
  2. Соответствие темы доклада.
  3. Доклад логически выстроен.
  4. Наличие в докладе имен числительных.
  5. Выразительное, беглое чтение доклада.

ФИЗКУЛЬТРАЗМИНКА.

4 этап. Выступления учеников – чтение докладов.

5 этап. Работа в группах над рекомендациями:

А теперь ребята предлагаю Вам разделиться на 3 группы по 5 человек и составить рекомендации: что необходимо делать, чтобы сберечь природу.

Работа по созданию текста – публицистического выступления ( 9 минут)

Итак, возвращаемся к нашему публицистическому выступлению. Проблему мы с вами определили. Скажите, ваше выступление перед сверстниками может быть просто сочинением? Будут ли вас слушать? А зал большой – только шестиклассников у нас … человек. Что необходимо для того, чтобы вас слушали?

Примерные ответы учеников: У публичного выступления свои правила, хотя оно, конечно, похоже на сочинение. Выступление должно быть на определенную тему, выступающий составляет четкий план речи. Чтобы тебя слушали, надо говорить убедительно, красиво, эмоционально, использовать средства выразительности.

Рисунок 6 (Задание на интерактивной доске)

Какие средства выразительности необходимы для создания публичного выступления?

Запишите в первый столбик средства, которые можно использовать в публичном выступлении, а во второй - которые нельзя.

  • Риторические вопросы
  • Обращения
  • Оценочная лексика
  • Эмоционально-окрашенные слова
  • Книжная лексика
  • Метафоры
  • Термины

А какие использовать нельзя? Почему?

  • Слова разговорного стиля
  • Просторечные слова
  • Диалектные слова
  • Сленговые выражения

Ученики в тетради выполняют задание, у доски ученик, с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивает нужный ответ, располагая слова в два столбика.

Теперь давайте подумаем, как композиционно должны мы построить свое выступление? С чего начать? Приветствие, обращение. Должна ли быть сформулирована проблема? Чтобы вас интересно было слушать, какие приемы вы употребите? Какие доказательства приведете?

Закончить выступление надо обязательно как? Кольцевая композиция-с чего начали к этому и вернуться. И когда вы выполните все эти требования, у вас получится такое выступление, которое с удовольствием будут слушать все.

Примерные ответы учеников: В публицистическом выступлении должна быть обязательно сформулирована проблема, слушающие нас должны хорошо понимать, о чем идет речь, в чем их убеждают. Доказательства надо приводить такие, чтобы они были яркими, интересными. Это могут быть афоризмы, примеры из литературных произведений, из биографий известных людей, из периодической печати, рассказ об общественно значимых событиях. Кольцевая композиция позволяет нам правильно расставить приоритеты в выступлении.

Презентация каждой группой публичных выступлений. ( по 5-6 минут  три группы)

 Выработка совместных рекомендаций.

6 этап. Рефлексия на мероприятие. Подведение итогов. Коллективная работа.

Вопросы:

  1. По заданию Вам было необходимо в своем докладе использовать имена числительные, для чего, как Вы думаете?

Для убедительности, доказательности, правдоподобия, наглядности и т.д.  

  1. В какой части структуры рассуждения Вы использовали имена числительные?

В доказательной части.

  1. Как Вы считаете, удалось ли нам доказать, что природу надо беречь?
  2. Как Вы думаете, нужно ли детям обсуждать тему защиты природы? Почему?
  3. Как дети Вашего возраста могут помочь защитить природу? Напишите несколько примеров того, что лично Вы можете сделать, чтобы сберечь природу.

Презентация примеров сохранения природы. Выработка совместных рекомендаций.

6) Полезным ли оказался для вас наш разговор?

7) Кто из учеников сработал сегодня лучше всех?

7 этап. Домашнее задание.

8 этап. Отметки за урок.

По количеству флайеров – выставляется отметка.