Памятка для подготовки к письменным развернутым ответам ЕГЭ по литературе. 11 класс

Бадмаева Любовь Семеновна

Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы? Обладает ли сочинение композиционной цельностью?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_podgotovke_k_ege_11_klass.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

для подготовки к письменным развернутым ответам  ЕГЭ по литературе.

Задания 8 (С1) и 15 (С3): оцениваются по двум критериям: «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» и «Следование нормам речи». Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов или 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Таким образом, за успешное выполнение каждого из указанных заданий  максимальный балл составляет 4 балла.

Ответы на задания 8 (С1) и 15 (С3) должны соответствовать следующим требованиям:

  • формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию, а при необходимости – с учетом своей точки зрения;
  • убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа пересказом текста;
  • точность в изложении литературных фактов;
  • грамотное речевое оформление ответа.
  • Желательный объем- 45-50 слов.

Действия эксперта:

Для того чтобы оценить качество выполнения указанных заданий эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Дает ли выпускник прямой связный ответ на вопрос задания?
  2. Опирается ли при ответе на авторскую позицию?
  3. Формулирует ли свою обоснованную точку зрения? (Данный аспект оценивания не является обязательным и зависит от особенностей формулировки задания).
  4. Приводит ли выпускник убедительные аргументы? Насколько глубоко он проникает в сущность авторской идеи и умеет истолковать ее?
  5. Подтверждает ли свои выводы текстом, не подменяет ли анализа пересказом текста?
  6. Допускает ли фактическую(–ие) ошибку(–и)?
  7. Допускает ли речевые ошибки? (Данный вопрос важен, если по первому критерию выставлено 2 или 3 балла.)

Для определения балла, который необходимо выставить за выполнение заданий 8 (С1) и 15 (С3), следует обратиться к критериям проверки и оценки выполнения указанных заданий.

Задания 9 (С2) и 16 (С4) оцениваются по одному критерию: «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов». За успешное выполнение каждого из указанных заданий экзамене максимальный балл составляет  4 балла.

 Выполнение заданий 9 (С2), 16 (С4) предполагает выход в литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) рассматривается в соотнесении с материалом курса в целом. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания  литературного материала.

Ответ на указанные задания должен соответствовать следующим требованиям:

  • формулирование прямого связного ответа на вопрос с порой на авторскую позицию;
  • привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст; при указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа, например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины);
  • обоснование выбора этих произведений для сопоставления;
  • убедительное сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
  • отсутствие искажения авторской позиции и фактических ошибок.
  • Желательный объем- 50-60 слов.

Действия эксперта:

Для того чтобы оценить качество выполнения контекстных заданий, эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Каков объем указанного выпускником контекста?
  2. Насколько убедительно обоснован ли выбор произведений, указанных выпускником?
  3. Сопоставлены ли указанные выпускником произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа?
  4. Опирается ли выпускник при ответе на авторскую позицию?
  5. Допускает ли выпускник фактические ошибки?

Для оценки ответов на вопросы заданий 9 (С2) и 16 (С4) следует обратиться к критериям проверки и оценки выполнения указанных заданий.

При анализе ответа выпускника на задания 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) по указанным параметрам эксперт, проверяя точность выставленных баллов, должен ответить на два следующих дополнительных вопроса.

1. Приводит ли выпускник убедительные аргументы?

Для удобства анализа можно выделить 4 уровня выполнения данного требования:

  1. выпускник аргументированно отвечает на вопрос, убедительно обосновывает свои тезисы;
  2. выпускник аргументированно отвечает на вопрос, но не все свои  суждения обосновывает;
  3. выпускник рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ;
  4. выпускник не аргументирует ответ.

2. Подменяется ли рассуждение пересказом текста?

Для удобства анализа можно выделить 3 уровня выполнения задания по указанному параметру:

  1. выпускник не подменяет рассуждение пересказом текста;
  2. выпускник частично подменяет рассуждение пересказом текста;
  3. выпускник подменяет рассуждение пересказом текста.

Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Слабая аргументация сопряжена с логическими ошибками.

Для того чтобы оценить качество выполнения задания 17 (С5) – объем не менее 200 слов, эксперт выявляет следующие аспекты ответа экзаменуемого:

К1.

  1. Раскрывает ли выпускник тему сочинения?
  2. Выдвигает ли он при ответе на вопрос необходимые тезисы и подкрепляет ли тезисы соответствующей аргументацией, опираясь на авторскую позицию?
  3. Формулирует ли свою точку зрения и дает ли её убедительное обоснование?
  4. Отображено ли в сочинении знание общей проблематики произведения (произведений)?
  5. Допускает ли выпускник фактические ошибки или неточности?

К2.

  1. Использует ли теоретико-литературные понятия? Применяет ли их для анализа произведения или ограничивается простым упоминанием понятий в тексте сочинения?
  2. Допускает ли экзаменуемый ошибки и неточности в использовании теоретико-литературных понятий?
  3. Можно ли считать уровень владения теоретико-литературными понятиями, который продемонстрировал экзаменуемый в сочинении, достаточным для раскрытия темы?

К3.

  1. Привлекает ли выпускник текст художественного произведения при ответе на поставленный вопрос? Не подменяет ли анализ пересказом текста?
  2. Дают ли привлекаемые фрагменты текста основание для суждений о прочитанном?

К4.

  1. Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы? Обладает ли сочинение композиционной цельностью? Связаны ли части высказывания между собой логически?
  2. Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений или необоснованные повторы?

К5.

  1. Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочеты? Имеются ли среди них однотипные или повторяющиеся ошибки? Затрудняет ли количество речевых ошибок понимание смысла высказывания?

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе выпускникам 2017 года:

1.Тестовая часть: выполнение тренингов в любых версиях ежедневно, в том числе онлайн тестов, с последующей работой со словарями литературоведческих и лингвистических терминов. Безупречное выполнение задания №24 ЕГЭ по русскому языку.

2. Чтение, повторение текстов литературных произведений по списку (см. демоверсию)

3.Составить график написания сочинений таким образом, чтобы в течение недели был выполнен минимум один вариант и сдан на проверку учителю.

4. Помни: общий объем развернутых ответов (№8 и 15, №9 и 16, №17) составляет примерно 450 слов, но самое главное необходимо раскрыть тему ( ответить на проблемный вопрос), при этом учитывается глубина приводимых суждений и убедительность аргументов с опорой на текст художественного произведения, авторскую позицию, критические статьи, умение использовать литературоведческие термины.