Памятка для подготовки к письменным развернутым ответам ЕГЭ по литературе. 11 класс
Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
для подготовки к письменным развернутым ответам ЕГЭ по литературе.
Задания 8 (С1) и 15 (С3): оцениваются по двум критериям: «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» и «Следование нормам речи». Если при проверке заданий указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов или 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
Таким образом, за успешное выполнение каждого из указанных заданий максимальный балл составляет 4 балла.
Ответы на задания 8 (С1) и 15 (С3) должны соответствовать следующим требованиям:
- формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию, а при необходимости – с учетом своей точки зрения;
- убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа пересказом текста;
- точность в изложении литературных фактов;
- грамотное речевое оформление ответа.
- Желательный объем- 45-50 слов.
Действия эксперта:
Для того чтобы оценить качество выполнения указанных заданий эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:
- Дает ли выпускник прямой связный ответ на вопрос задания?
- Опирается ли при ответе на авторскую позицию?
- Формулирует ли свою обоснованную точку зрения? (Данный аспект оценивания не является обязательным и зависит от особенностей формулировки задания).
- Приводит ли выпускник убедительные аргументы? Насколько глубоко он проникает в сущность авторской идеи и умеет истолковать ее?
- Подтверждает ли свои выводы текстом, не подменяет ли анализа пересказом текста?
- Допускает ли фактическую(–ие) ошибку(–и)?
- Допускает ли речевые ошибки? (Данный вопрос важен, если по первому критерию выставлено 2 или 3 балла.)
Для определения балла, который необходимо выставить за выполнение заданий 8 (С1) и 15 (С3), следует обратиться к критериям проверки и оценки выполнения указанных заданий.
Задания 9 (С2) и 16 (С4) оцениваются по одному критерию: «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов». За успешное выполнение каждого из указанных заданий экзамене максимальный балл составляет 4 балла.
Выполнение заданий 9 (С2), 16 (С4) предполагает выход в литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) рассматривается в соотнесении с материалом курса в целом. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания литературного материала.
Ответ на указанные задания должен соответствовать следующим требованиям:
- формулирование прямого связного ответа на вопрос с порой на авторскую позицию;
- привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст; при указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа, например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины);
- обоснование выбора этих произведений для сопоставления;
- убедительное сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
- отсутствие искажения авторской позиции и фактических ошибок.
- Желательный объем- 50-60 слов.
Действия эксперта:
Для того чтобы оценить качество выполнения контекстных заданий, эксперту необходимо ответить на следующие вопросы:
- Каков объем указанного выпускником контекста?
- Насколько убедительно обоснован ли выбор произведений, указанных выпускником?
- Сопоставлены ли указанные выпускником произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа?
- Опирается ли выпускник при ответе на авторскую позицию?
- Допускает ли выпускник фактические ошибки?
Для оценки ответов на вопросы заданий 9 (С2) и 16 (С4) следует обратиться к критериям проверки и оценки выполнения указанных заданий.
При анализе ответа выпускника на задания 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) по указанным параметрам эксперт, проверяя точность выставленных баллов, должен ответить на два следующих дополнительных вопроса.
1. Приводит ли выпускник убедительные аргументы?
Для удобства анализа можно выделить 4 уровня выполнения данного требования:
- выпускник аргументированно отвечает на вопрос, убедительно обосновывает свои тезисы;
- выпускник аргументированно отвечает на вопрос, но не все свои суждения обосновывает;
- выпускник рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ;
- выпускник не аргументирует ответ.
2. Подменяется ли рассуждение пересказом текста?
Для удобства анализа можно выделить 3 уровня выполнения задания по указанному параметру:
- выпускник не подменяет рассуждение пересказом текста;
- выпускник частично подменяет рассуждение пересказом текста;
- выпускник подменяет рассуждение пересказом текста.
Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами. Слабая аргументация сопряжена с логическими ошибками.
Для того чтобы оценить качество выполнения задания 17 (С5) – объем не менее 200 слов, эксперт выявляет следующие аспекты ответа экзаменуемого:
К1.
- Раскрывает ли выпускник тему сочинения?
- Выдвигает ли он при ответе на вопрос необходимые тезисы и подкрепляет ли тезисы соответствующей аргументацией, опираясь на авторскую позицию?
- Формулирует ли свою точку зрения и дает ли её убедительное обоснование?
- Отображено ли в сочинении знание общей проблематики произведения (произведений)?
- Допускает ли выпускник фактические ошибки или неточности?
К2.
- Использует ли теоретико-литературные понятия? Применяет ли их для анализа произведения или ограничивается простым упоминанием понятий в тексте сочинения?
- Допускает ли экзаменуемый ошибки и неточности в использовании теоретико-литературных понятий?
- Можно ли считать уровень владения теоретико-литературными понятиями, который продемонстрировал экзаменуемый в сочинении, достаточным для раскрытия темы?
К3.
- Привлекает ли выпускник текст художественного произведения при ответе на поставленный вопрос? Не подменяет ли анализ пересказом текста?
- Дают ли привлекаемые фрагменты текста основание для суждений о прочитанном?
К4.
- Прослеживается ли общая логика ответа в структуре работы? Обладает ли сочинение композиционной цельностью? Связаны ли части высказывания между собой логически?
- Встречаются ли в работе экзаменуемого нарушения логической последовательности рассуждений или необоснованные повторы?
К5.
- Присутствуют ли в работе речевые ошибки или недочеты? Имеются ли среди них однотипные или повторяющиеся ошибки? Затрудняет ли количество речевых ошибок понимание смысла высказывания?
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе выпускникам 2017 года:
1.Тестовая часть: выполнение тренингов в любых версиях ежедневно, в том числе онлайн тестов, с последующей работой со словарями литературоведческих и лингвистических терминов. Безупречное выполнение задания №24 ЕГЭ по русскому языку.
2. Чтение, повторение текстов литературных произведений по списку (см. демоверсию)
3.Составить график написания сочинений таким образом, чтобы в течение недели был выполнен минимум один вариант и сдан на проверку учителю.
4. Помни: общий объем развернутых ответов (№8 и 15, №9 и 16, №17) составляет примерно 450 слов, но самое главное необходимо раскрыть тему ( ответить на проблемный вопрос), при этом учитывается глубина приводимых суждений и убедительность аргументов с опорой на текст художественного произведения, авторскую позицию, критические статьи, умение использовать литературоведческие термины.