Страничка классного руководителя

Татаринова Оксана Владимировна

Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается! (Лермонтов М. Ю.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии оценки развития личности

Познавательно-мировоззренческие и информационные компетентности

Младший школьник

Способность к учебной деятельности под руководством учителя и родителя;

способность ориентации в различных предметных и научных областях;

интерес к получению
информации из различных источников

Средний школьник

* Способность к самостоятельной организации учебной, исследовательской, проектной и другой познавательной деятельности, интерес к творческому разнообразию этой деятельности;

* способность к классификации научных знаний и видов источников;

* способность применять и использовать для решения теоретических и практических задач различные источники информации, различать в них факты и мнения, анализировать полученную информацию

Старший школьник

х Владение навыками активного поиска, получения и анализа информации из различных источников, формирования собственной позиции по общественным и мировоззренческим проблемам;

х умение публично представлять свои позиции и мнения, соотносить их с мнениями оппонентов;

х способность реконструировать и моделировать научные процессы, анализировать научные факты, мнения и точки зрения, отличать их от бытовых представлений и ложных представлений

Выпускник

х Способность самостоятельно анализировать логику возникновения и развития общественных процессов;

х способность формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы и согласовывать их с культурно-социальной средой развития

Социально-практические компетентности (набор соц. ролей и соц. поведения)

х Коммуникативная деятельность по само- и взаимопомощи в общественной и групповой жизни;

х готовность выполнения
половозрастных ролей,
адекватность социально
го поведения нормам
общества и социальной
группы;

* способность к разнообразию видов и способов деятельности под руководством старшего

х Конформно действовать в различных группах при сохранении индивидуальности;

х проектировать своё поведение в различных общественных событиях, анализировать адекватность этого поведения;

х Адекватно возрасту и социально-культурным нормам выполнять половозрастные роли, объективно оценивать свою позицию в группе сверстников и в отношениях с окружающими;

способность и интерес к разнообразию видов и способов деятельности;

групповое разнообразие контактов

собственный маршрут развития, выбирать оптимальные формы участия в социальной деятельности;

адекватно возрасту и социально-культурным  нормам выполнять половозрастные роли, объективно оценивать собственный
социальный статус;

социальная грамотность при решении социальных проблем;

х анализ собственной успешности в различных формах и видах социальной деятельности, коррекция этой деятельности;

х разнообразие социальных контактов и развитость социальных переживаний;

х способность к творческому диалогу, полиологу,

х определённость позиции «Я и общество» и «Я в обществе»;

х начальная правовая грамотность        

х Способность к активному включению в социальные действия, координация различных социальных позиций;
х проектировать своё поведение в различных общественных событиях,
анализировать адекватность этого поведения;
х моделировать 

позицию по отношению к окружающей действительности и моделировать возможность действовать в ней;

х способность к родительской и творчески созидательной деятельности;

х способность к профессиональному выбору, самоопределению и потребность получения профессионального образования и активной роли в обществе;

х проявление социальной и гражданской грамотности в анализе собственной позиции и готовность к анализу ситуации в местном сообществе;

х правовая и демократическая грамотность

х Готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленное на социально значимые преобразования среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность действий;
х способность определять собственную

Волевые самостроительные компетентности (набор качеств личности)

Сформированность способов здорового образа жизни;

х минимальное овладение деятельностью по самопроектированию, самореализации и рефлексии;

х Проявление потребности к здоровому образу жизни, культура быта;

х осознанное проявление потребности к социальному творчеству, самопознанию, самореализации

* создание условии для развития специальных способностей, интересов детей и личностных представлений о психических и возрастных особенностей и способах самосовершенствования

х Общественное и личностное проявление позиции здорового образа
жизни, здорового отношения к своему психическому, нравственному и интеллектуальному        

х Осознанное и закреплённое в действиях и поступках признание общечеловеческих норм и ценностей и соотнесение собственных позиций с пози-циями представителей

формирования у участников навыков групповой и проблемно-аналитической деятельности в группе, потребность в сотрудничестве и взаимодействии во время групповой работы, которые ясно проявляются в повседневной и специальной деятельности группы как желание и интерес к совместной деятельности

Диагностическая деятельность

Педагог организует психолого-педагогическое тестирование и анкетирование участников(совместно с психологом в соответствии с программой и задачами этапа развития личности)

Решаются следующие технологические задачи:

определение специальных
способностей и индивидуаль
ных особенностей участников;

подбор оптимальных форм
деятельности при социальном
проектировании и при органи
зации специальной деятельно
сти в коллективе и с отдельным
ребенком

Психолого-педагогические тестирование и анкетирование согласно программе и этапу развития личности и коллектива

Педагог:

* имеет ясное представление о психических и физических особенностях участников на данном этапе развития и вариантах оптимальных для каждой личности деятельности (учебной, творческой,
групповой, индивидуальной и др.)

Педагогическое наблюдение и анализ

Педагог осуществляет анализ результатов психолого-педагогического тестирования личности ребёнка и выставляет уточняющие воспитательные задачи и перспективы развития личности и коллектива

Технологические задачи: * выработка рекомендаций для определения способов и видов саморазвития и деятельности в социуме, форм и методов индивидуальной деятельности и деятельности в группе

Индивидуальные беседы с участниками, встречи с родителями, педагогический анализ результатов деятельности, способов общения и форм поведения в различных видах деятельности, анализ данных психолого-педагогических тестов и анкет, аналитический прогноз и выработка рекомендаций

Педагог:

* имеет представление о способах и формах «движения» каждого ребёнка к самосовершенствованию, отслеживает результаты и достижения детей в различных областях деятельности,

*фиксирует возможные проблемы и определяет мероприятия, корректирующие развитие детей в рамках программы

Консультационная помощь индивидуальной работой

Педагог проводит консультации при организации индивидуальной и групповой работы учащихся

Технологические задачи:

помочь каждому участнику
или группам участников в определении форм индивидуальной работы по самосовершенствованию и саморазвитию;

помочь в определении содержания и смыслов развития;

помочь в выборе промежуточного проектирования и вариантов социальной деятельности

Индивидуальные и групповые консультации и занятия по дневнику развития (2-3 раза на каждом этапе работы

Педагог:

организовывает доступную по форме и методам помощь детям (индивидуально или в группе);

обеспечивает педагогическую поддержку деятельности каждого участника и отследить реальный личностный рост (или его отсутствие)

Взаимодействие с сообществом

Педагог находит в местном сообществе социальных партнёров для реализации идей проектной деятельности учащихся, определяет формы взаимодействия и налаживает «первичные» контакты с руководителями организаций, с отдельными лицами и
людьми, с общественными организациями и органами власти, отслеживает работу участников в сообществе, направляет в партнёрские организации необходимые документы, материалы по
программе        

Технологические задачи:

 * обеспечить реальный выход каждого участника на деятельность в местном сообществе;

х обеспечить социальную поддержку этой деятельности (социальное партнерство);

х обеспечить признание значимости деятельности и качественную оценку

Работа с родителями. Выход с предложением о сотрудничестве с различными организациями и предприятиями, общественными организациями и органами местного самоуправления.

Заключение договоров о социальном партнёрстве:

* личные контакты с руководителями и ответственными лицами;

х консультация социальных партнёров во время деятельности;

х поддержка оценочной и аналитической деятельности партнёров

Педагог

х обеспечивает и имеет чёткое представление о деятельности каждого ребёнка в сообществе и все необходимые контакты для отслеживания результативности и значимости этой деятельности для личностного роста ребёнка согласно его интересам, задачам саморазвития и воспитательным задачам

Руководство презентацией и самостоятельной работой

Педагог оказывает помощь участникам при подготовке к защите промежуточных проектов

Технологические задачи:

обеспечить чёткую и яркую презентацию деятельности каждого участника;

создать условия для широкой пропаганды и поддержки социальной деятельности по промежуточным проектам и деятельности по саморазвитию

Индивидуальные и групповые консультации. Показ примеров презентаций.

Работа по формам дневника развития

Педагог:

* создает условия для эффективной и интересной презентаций деятельности, формирования позитивной социальной оценки деятельности, развития потребности к социальной деятельности

Руководство аналитической и оценочной деятельностью и развитием карьерных интересов

Педагог организует в группе аналитический обзор деятельности каждого участника и всей группы, консультирует и помогает участникам в работе по самоанализу деятельности и определению карьерных планов

Технологические задачи: обеспечить условия для позитивной оценки самостоятельной, индивидуальной групповой деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию и социальной проектной деятельности;

создать условия для чёткой и адекватной возможностям, социальному заказу и личным интересам проектировочной и
карьерной работы каждого участника

Консультации индивидуальные и групповые, показ вариантов и форм прогностической и карьерной деятельности и планирования деятельности по самосовершенствованию личности

Педагог:

* создаёт условия для позитивной и объективной аналитической общественной и самостоятельной оценки деятельности ребёнка по проектированию его личностного роста, обеспечивает интерес к продолжению карьерного, образовательного и личностного роста



Предварительный просмотр:

Какой я человек

Оценка способов реагирования в конфликте*

С помощью адаптированной Н.В. Гришиной методики К.Н. Томаса, американского социального психолога, определяются способы реагирования на конфликтные ситуации.

В каждой из 30 предложенных вам пар суждений выберите, пожалуйста, то, которое наиболее типично

для характеристики вашего поведения.

1.а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить его с учетом интересов другого человека и моих собственных.

3.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4.а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5.а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;
б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем что бы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего в другом.

8.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13.а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14.а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16.а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19.а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20.а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех.

21.а) Во время переговоров я стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свои желания.

23.а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого;

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25.а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27.а) Я избегаю позиции, которая может вызвать споры;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.  а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

     б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

    б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30.а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

  б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочтимой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта.

Ключ к опроснику

А   Соперничество (сопровождается открытой борьбой за свои интересы) - За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 166, 17а, 226, 25а, 28а.

Б  Сотрудничество (направлено на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон) - 26, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.

В  Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки) - 2а, 4а, 76,106, 126, 13а, 186, 206, 22а, 246, 26а, 29а.

Г  Избежание (заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего) - 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21 а, 236, 27а, 296.

Д   Приспособление (тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами) - 16, 36, 46, 6а, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 256, 276, ЗОа. '

Результаты теста.



Предварительный просмотр:

Тест «Самооценка»

Шкалы: уровень самооценки

Назначение теста: Исследование самооценки личности.

Вариант I
Инструкция к тесту

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Тест

Этап 1 Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

I. Межличностные отношения, общение.

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
14. Общительность – способность легко входить в общение.
15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
17. Откровенность – открытость, доступность для людей.
18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение 
1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
2. Гордость – чувство собственного достоинства.
3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
14. Настойчивость – упорство в достижении целей.
15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность
1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства
1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.
4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
6. Нежность – проявление любви, ласки.
7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап II
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

С = ( Р / И ) * 100%.

Уровни самооценки

Неадекватно-низкий    Низкий    Ниже среднего    Средний    Выше среднего    Высокий    Неадекватно-высокий

                                                                               Мужчины
             0-10             11–34              35-45           46-54            55-63           64-66                67

                                                                              Женщины
             0-15             16-37              38-46           47-56            57-65           66-68                69


Интерпретация результатов теста

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

I. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.

II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

Источники

Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480

Результат теста:

Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: "доволен собой, доволен другими". У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.



Предварительный просмотр:

Формы массовых мероприятий

 Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)

 Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)

 PR-акция

 PR-кампания

 PRO-движение книги

 Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста)

А

 Авантюра

 Ажиотаж

 Аншлаг

 Аттракцион

 Агитация

 Агитбеседка

 Агитбригада

 Авторитет имени (встреча с кем-либо)

 Азбука

 Аккорды литературные

 Акция

 Альманах

 Альянс литературно-музыкальный (союз, объединение)

 Анализ (книги, работы)

 Ансамбль литературных звезд

 Арт-встреча

 Арт-пространство (выставочный зал)

 Арт-час

 Арт-терапия

Ассорти

 Ателье

 Аукцион

Б

Базар головоломок (кроссворды, ребусы, шарады)

 Байки литературные

 Бал

 Бал литературный

 Бал-маскарад

Балаганчик

 Барахолка литературная

 Беби-шоу (детское представление)

 Бенефис

 Бенефис книги

 Бенефис читающей семьи

Беседа

 Беседа-диалог

 Беседа-диспут

 Беседа-игра

 Беседа-обсуждение

 Беседа-практикум

Бестселлер-шоу

 Библиокараван

 Библио-бар

 Библио-бистро

 Библио-кафе

 Библио-кросс

 Библио-магия

 Библио-обзор контрастный (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.)

 Библио-шоу

 Бистро книжное

 Блеф-клуб

 Блиц

 Блиц-опыт (форма производственной учебы)

 Блиц-опрос

 Блиц-турнир

Бой

 Бой интеллектуальный

 Бой ораторов

 Брейн-ринг

 Бренд-автор-шоу (узнаваемый автор)

 Бюллетень

 Бюро литературных новинок

 Бюро творческих находок (форма производственной учебы)

В

 Вариации литературные

 Вербовка в ряды эрудитов

 Вернисаж

 Вернисаж литературный

 Вернисаж газеты

Версиада

 Вертеп

 Вечер

 Вечер библиографический

 Вечер вопросов и ответов

 Вечер выпускной

 Вечер загадочный

 Вечер изящной словесности

 Вечер исторический

 Вечер книги

 Вечер краеведческий

 Вечер критики и восхвалений

 Вечер литературный

 Вечер отдыха

 Вечер памяти

 Вечер поэзии

 Вечер поэтического настроения

 Вечер семьи

 Вечер смеха / юмора

 Вечер-аукцион

 Вечер-встреча

 Вечер-дискуссия

 Вечер-комплимент

 Вечер-портрет

 Вечер-посвящение

 Вечер-реквием

 Вечер-фантазия

 Вечер-элегия

 Комильфо-вечер (вечер хороших манер)

Вечеринка литературная (тертулия)

 Вечеринка светская

Видео-

 Видеовикторина

 Видеокруиз

 Видеолекторий

 Видеопрорыв

 Видеосалон

 Видеоурок

 Видеоэкскурсия

 Видеоэнциклопедия

Визит

 Визитки литературные

 Викторина

 Викторина-поиск

 Шанс-викторина

 Экспресс-викторина

 Электронная викторина «БиблиоIQ»

Виражи литературные

 Витрина литературная

 Водевиль

 Воскресник / субботник

 Встреча

 Встреча за самоваром

 Встреча литературная

 Встреча тематическая

 Встреча-интервью

 Встреча-презентация

Выборы литературные

 Выступление

Г

 Газета

 Газета говорящая

 Газета живая

Галерея

 Гид литературный

 Глобус литературный (рассказ о писателях разных стран)

 Голосование

 Гонка за знаниями

 Гороскоп литературный

 Гостиная литературно-музыкальная

 Громкое чтение

 Гуляние народное

 Гурман-вечер любителей .... жанра

Д

 Дайджест

 Дебаты литературные

 Дебют

 Дебют литературный

 Девичник

 Дегустация литературных новинок

 Дежа-вю (неизвестное об известных, уже виденных, читанных произведениях)

 Дежурство («Дежурный по ...»)

 Декада молодого специалиста

 Дело литературное №

 Деловой круг

 Демонстрация

 День

 День библиотеки

 День веселых затей

 День возвращенной книги

 День забывчивого читателя

 День информации

 День книги

 День открытых дверей

 День профессии

 День специалиста

 День читательских удовольствий

 День чтения (семейного)

 Десант библиотечный (в детский сад)

 Десант литературный

Диалог

 Диалог женский

 Дилижанс литературный

 Дискуссия

 Диспут

 Диспут окололитературный

 Доклад

 Домино

 Дуэль литературная

Ж

 Журнал

 Живой журнал

 Виртуальный журнал

 Открытый журнал

 Журнал устный

З

 Завалинка музыкальная

 Загадки литературные

 Занятие увлекательное

 Заседание

 Застолье почти познавательное

 Зачет

 Звездный час

 Звездопад поэтический

И

 Игра

 Игра библиографическая

 Игра деловая

 Игра интеллектуальная

 Игра историческая

 Игра литературная

 Игра настольная

 Игра подвижная

 Игра познавательная

 Игра профориентационная

 Игра психологическая

 Игра ролевая

 Игра семейная

 Игра экологическая

 Игра экономическая

 Игра-загадка

 Игра-конкурс

 Игра-отчет

 Игра-представление

 Игра-путешествие

 Игра-фантазия

 Игра-экскурсия

Игрище

 Игротека

 Иллюзион русской словесности

 Имидж-коктейль (встреча с кем-либо)

 Империя игр

 Импровизация

 Инструктаж

 Инсценировка

 Интервью

 Интермедия

 Интрига литературная

 Инфомания

 Информ-дайджест

 Информ-досье (сборник материалов о ком-либо, о чем-либо)

 Информ-курьер

 Информ-релиз

 Информина

 Информминутка

 Искушение книгой

 Искушение литературное

 Испытание

 Исторические виражи

К

 Кабачок

 Кабинет литературный

 Кадр книжный

 Каламбур литературный

 Конструктор книжный

 Казино

 Календарь

 Калейдоскоп рекомендаций

 Капустник

 Караван

 впечатлений

 историй

 книг

Карнавал

 идей

 книг

Карнавал литературный

 Каскад литературных удовольствий

 Кафе литературное

 Качели дискуссионные (обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса)

 Классный час

 Клип-обзор

 Клуб

 Клуб веселых и находчивых

 Клуб веселых и начитанных

 Клуб видеопутешественников

 Клуб дискуссионный

 Клуб знатоков

 Клуб литературный

 Клуб любителей чего-либо

 Клуб семейного чтения

Книга-поиск

 Книгопоказ

 Коктейль

 Коллаж

 Компас литературный

 Компетентное мнение

 Композиция

 Композиция литературная

 Композиция музыкальная

 Композиция поэтическая

 Композиция сценическая

Конкурс

 Конкурс виртуозной критики

 Конкурс заочный

 Конкурс краеведческий

 Конкурс профессиональный

 Конкурс читающих семей

 Конкурс чтецов

 Конкурс эрудитов

 Конкурс-концерт

 Конкурс-поиск

 Конкурс-секрет

 Конкурс-экспедиция

 Спринт-конкурс

 Фотоконкурс

Консультация

 Конференция

 Конференция читательская

 Конфетти новогоднее

 Концерт сказочный

 Копилка опыта (форма производственной учебы)

 Королевство библиографическое

 Креатив-проект

 Креатив-лаборатория

 Крестики-нолики литературные

 Круглый стол

 Кружок

 Круиз литературный

 Кураж-вечер

 Курс учебный

 Курсы литературные

Л

 Лаборатория

 Лаборатория успеха

 Лаборатория читательского вкуса

 Лаборатория читательского творчества

Лабиринт

 Лавка писательская

 Лекторий

 Лекция

 Лестница знаний

 Лестница-словесница

 Линейка

 Лицей

 Лицей для малышей

 Лотерея

 Лото литературное

 Лоция литературная

М

 Марафон

 Марш

 Марш-бросок

Маскарад

 Мастер-класс

 Мастерилка

 Мастерская радости

 Меморина

 Месячник первокурсника

 Мечты и думы о профессии (профессиональные встречи)

 Мини-студия

 Миниатюры сатирические

 Минута славы

 Минутка веселая

 Минутки живописные

 Минуты радостного чтения

Мистерия

 Митинг

 Мобилизация

 Мозаика

 Мозговой штурм

 Мониторинг книжных новинок

 Моцион литературный

 Музей

 Музей книги

 Музей литературный

 Музей поэтический (малоизвестные литературные факты)

Мюзикл

Н

 Набат литературный

 Навигатор

 Навигация

 Новоселье книги

 Нон-стоп (стихи на одну тему, одного автора или авторские)

 Ностальгия

О

 Обзор

 Обзор аналитический

 Обоз литературный

 Обзор театрализованный

 Обзор-размышление

 Обзор-игра

 Обзор-интервью

 Обзор-путешествие

 Обзор-шоу

Обмен информацией (форма производственной учебы)

 Обращение

 Обсуждение

 Объединение литературное «Творцы и таланты»

 Олимпиада

 Опрос

 Орбита литературная

 Отзыв

 Открытая кафедра

 Открытая трибуна

 Открытый микрофон

 Отчет творческий

 Охота за лакунами знаний

П

 Пазл читательских предпочтений

 Палаццо книг (зарубежная литература)

 Панно любимых книг (авторов)

 Панорама

 Парад книг (по одной теме)

 Параграф книжный (научные знания о чем-либо)

 Пеленг (поиск новых литературных имен, читателей)

 Передача (теле-, радио-)

 Перекресток мнений

 Пирамида знаний

 Плакат

 Плен книжный

 Площадка

 Подарок читателю (к Дню ...)

 Подиум

 Подиум литературный

 Подиум мнений

 Подиум Новоуральский (встреча с кем-либо)

Пожелание

 Поздравление

 Поединок фантазеров

 Поиск

 Поле чудес

 Полемика

 Полигон мнений

 Политзанятие

 Помощь

 Портал информационный

 Портфель книжный (обзор новинок)

 Посвящение в читатели

 Посиделки фольклорные

 Последний звонок

 Постановка театрализованная

 Поучение книжное

 Похвала читателю (книге)

 Поход за знаниями

 Почтамт (обзор периодики)

 Праздник

 Праздник книги

 Праздник семейный

 Праздник фольклорный

 Праздник читательских удовольствий

 Праздник чтения

Практика

 Практикум

 Представление

 Представление кукольное

 Представление музыкально-игровое

 Представление театрализованное

 Представление фольклорное

 Представление эстрадное

Презентация

 Премьера журнала (книги)

 Прения

 Престиж-встреча

 Прививка культурная

 Прививка от безграмотности

 Признание в любви к жанру (книге, автору)

 Приключение

 Присяга (книге)

 Пресс-конференция

 Пробег (от Эзопа и Лафонтена до Крылова)

 Проводы (зимы)

 Прогноз литературный

 Программа

 Программа игровая

 Программа информационная

 Программа конкурсная

 Программа концертная

 Программа литературная

 Программа познавательная

 Программа развлекательная

 Программа творческая

 Программа учебная

 Программа учебно-игровая

 Программа чтения (летнего, семейного)

 Программа-розыгрыш

Прогулка

 Прогулка по литературному скверу

 Прогулка по библиотеке

Прожектор библиотеки

 Промо-акция

 Пропаганда книжной культуры

 Пульс

 Пульс библиотечный

 Пульс литературный

 Путеводитель

 Путешествие

 Путешествие виртуальное

 Путешествие заочное

 Путешествие музыкальное

 Путешествие по золотому кольцу русской литературы ( XIX век)

 Путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач. XX века)

 Путешествие сказочное

Пятачок литературный

Р

 Работа творческая

 Радар книжный

 Радиоигра

 Радиопередача

 Развал книжный

 Развлечение познавательное

 Разгуляй в читальном зале (шумные игры)

 Размышление / рассуждение

 Рандеву с книгой

 Ракурс литературный

 Раритет литературный

 Рассказ инсценированный

 Ребус

 Регата литературная

 Рейтинг

 Репортаж-обзор

 Респект-встреча

 Ретровзгляд (путешествие в прошлое)

 Речевой тюнинг (обогащении словарного запаса)

 Ринг

 Ринг библиотечный

 Ринг правовой

 Ринг эрудитов

Ристалище рыцарей слова (книги)

 Робинзонада

 Родословная книги

 Розыгрыш литературный (библиографический)

 Рулетка библиографическая

С

 Сад книжный

 Сага (сказание) литературная

 Салон литературный

 Светёлка литературная

 Светофор литературный

 Сеанс

 Секретные материалы

 Секция

 Семинар

 Семинар-практикум

 Семинар-тренинг

Серпантин

 Сказка вслух

 Сказка-подсказка (правоведческие ситуации)

 Сказочка

 Скатерть-самобранка книжная

 Сквер библиотечный

 Скоморошинки

 Слайд-программа / путешествие

 Слет / Сбор

 Словесные перепалки

 Смекалинки

 Смех-тайм (к Дню смеха)

 Смотр-конкурс

 Собрание

 Собрание знатоков

Созерцание прекрасного

 Соревнование

 Состязание

 Спектакль

 Спецкурс

 Спор

 Справка-шоу

 Сражение

 Стажировка

 Старт

 Стендовый доклад

 Стиль-встреча

 Стол дискуссионный

 Странствия по книголэнду

 Студия

 Ступени

 Субботник

 Сувенир книжный

 Суд литературный

 Сундучок литературный

 Сход литературной лавины

 Сценка-поздравление

 Сценка-сюрприз

 Счастливый случай

 Считалка

 Сыск литературный

Т

 Творческая лаборатория «Терновый путь»

 Театр книги

 Театр кукольный

 Телешоу

 Телемост

 Тертулия (литературная вечеринка)

 Территория чтения

 Тест

 Тин-коктейль

 Тир интеллектуальный

 Ток-шоу

 Торги

 Торги литературные

 Торги информационные (Выигрывает тот, по чьему отзыву попросят читатели выдать книгу)

Тренинг

 Тренинг интеллектуальный

 Трибуна

 полемики

 смелых гипотез

 Увеселение

 Укол знаний

 Укрощение ошибок речи (орфографии)

 Универсиада

 Урок

 Урок библиографический

 Урок библиотечный

 Урок веселый

 Урок занимательный

 Урок интегрированный

 Урок комплексный

 Урок литературы

 Урок памяти

 Урок творческий

 Урок-беседа

 Урок-игра

 Урок-путешествие

 Урок-сказка

 Урок-фантазия

Утренник

 Учеба

Ф

 Фабрика поэтических звезд

 Фаворит-книга

 Фант-ночь (Новогодний фантастический праздник)

 Фантастиш-шоу

 Фаэтон литературный

 Феерия

 Фейерверк-ночь

 Феномен-клуб

 Феноменология литературы

 Фестиваль

 Фестиваль молодежной книги

 Фестиваль профессий

 Фестиваль здоровья

Финал / Финиш

 Флэш-моб (сбор людей с целью проведения одноразовой акции)

 Фонтан желаний

 Формула успеха (встреча с кем-либо)

 Форум

 Фото-кросс «Город читает»

 Фристайл

 Фуршет

 информация

 экспозиция

Х

Хит-парад

 Хобби-клуб

 Хоровод

Ц

Церемония

 Цикл встреч

 Цикл-галерея

Ч

Чаепитие театрализованное «Чашка чая с Гоголем»

 Чародей-вечер (под Новый год)

 Час

 Час взаимопроверки (форма производственной учебы)

 Час вопросов и ответов

 Час информации

 Час истории

 Час хорошей литературы

 Час музыки

 Час мультимедийный

 Час общения

 Час познаний и открытий

 Час поэзии

 Час профессионального общения (форма производственной учебы)

 Час размышлений

 Час фантазии

Чат (виртуальная беседа)

 Чепушинки (детская игровая поэзия)

 Чтения

 Громкие чтения

Чудодейственное чтение

 Юношеские чтения

Чудеса в библиотеке

Ш

 Шабаш (на ночь всех святых)

 Шатер библиотечный

 Шедевры литературного мира

 Школа

 Школа гениев

 Школа общения

Шоу

 Шоу интеллектуальное

 Шоу-блиц

 Шоу-программа

Штудии (углубленные занятия)

 Шутка-минутка

Э

 Эволюция жанра

 Экзамен

 Экскурсия

 Экскурсия виртуальная

 Экспедиция

 Эксперимент

 Экспозиция

 Экспресс-обзор (обсуждение)

 Экспромт

 Энциклопедия хорошего литературного вкуса

 Эрмитаж уникальных встреч

 Эрудит-шоу

 Эскизы удивительной жизни

 Эстафета

 Эстет-шоу

 Этикет-класс

 Этюд библиографический

Ю

 Юбилей

 книги

 жанра

 писателя

Юморина

Я

Явка с повинной (для задолжника)

 Ярмарка

 Ярмарка творческих идей (форма производственной учебы)



Предварительный просмотр:

Классный час «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ»

Что такое здоровый образ жизни, каждый понимает по-своему. Но существует ли какой-нибудь первоисточник или самая авторитетная концепция?

ШВЕЦИЯ: больше двигаться, меньше хандрить

Забота о здоровье у шведов основана на двух китах: рациональности и стремлении сэкономить. Шведы не пользуются рецептами народной медицины, они исправно покупают то, что им рекомендуют в аптеках. Но и бежать к врачу не торопятся - стараются перенести легкие и средние недомогания на ногах. Если раньше при социалистическом правительстве в Швеции можно было прикидываться больным годами и безбедно жить на пособие, то в последние годы государственная политика в отношении здравоохранения ужесточается: первые дни больничного не оплачиваются вообще - извольте болеть за свой счет. В итоге самая расхожая шведская поговорка, касающаяся здоровья, - «само пройдет».

Что касается здорового образа жизни, то можно сказать, что в Швеции он является синонимом физической активности.

Рассказывает Оксана Сененкова, переводчик, гражданка Швеции с 2001 года: «У шведов променад - это святое. Вообще они предпочитают гулять, ходить, двигаться, быть активными вплоть до самых преклонных лет. Можно увидеть старичка, который идет в час по чайной ложке, но зато сам. В феврале во всех шведских школах проходит неделя «спортивных каникул» - специально для того, чтобы родители с детьми катались на лыжах, так принято. Я уже не говорю про велосипед - он здесь повсеместно, двухколесный друг есть почти у каждого, кроме того, можно арендовать велосипед, повсюду велодорожки. Шведский рецепт здоровья - это постоянная активность, наплевательское отношение к мелким болячкам, плюс осознание того, что больничный встанет тебе в копеечку».

Для людей, проживающих на территории Швеции, здоровый образ жизни — это постоянная физическая активность любого вида. Шведам нравитсяактивный отдых: прогулки, соревнования, езда на велосипеде. «Спорту все возрасты покорны» — это про шведов: даже люди преклонного возрастанаходят силы пройтись или побыть на природе. Зимой во всех школахпроходит неделя «спортивных каникул» — родители с детьми могутпокататься на лыжах. Продолжительность жизни среди шведов: для мужчин — 78 лет, для женщин — 83 года.


Для людей, проживающих на территории Швеции, здоровый образ жизни — это постоянная физическая активность любого вида.

США: надо меньше есть

Представление о типичном американце двоякое: с одной стороны, бронзовый загар и фарфоровая улыбка, с другой - мировое лидерство по ожирению. Верно и то, и другое: здоровый образ жизни - привилегия среднего класса.

Рассказывает Татьяна Болотина, эмигрант: «Здоровым образом жизни поглощен в основном американский средний класс. Во-первых, в шаговой доступности спортзалы и бассейны, которыми они регулярно пользуются (тем более что это материально очень доступно).

Во-вторых, весь средний класс поголовно озабочен вопросами питания: они едят гораздо меньше мяса, чем мы, и больше овощей. Все очень внимательно относятся к пищевой информации на этикетках: сколько жиров, сколько углеводов, сколько клетчатки, какова калорийность, есть ли полиненасыщенные жирные кислоты - там все это подробно расписано. И, наконец, в обществе идет очень активная пропаганда борьбы с курением - начиная чуть ли не с детского сада.

Надо сказать, что тема здорового образа жизни в обществе очень обсуждаема, это предмет ежедневных разговоров среди людей - насколько их образ жизни соответствует нормам ЗОЖ, какие появились новые рекомендации. Но это предмет разговоров именно среднего класса, тех, кто стоит на социальной лестнице ниже, эти вопросы волнуют в гораздо меньшей степени».

Для американцев борьба за здоровый образ жизни начинается с борьбы с лишним весом: число людей, страдающих от ожирения, растёт с каждымгодом. По прогнозам, к 2030 году число людей с нормальным весом будет не более 14%.

Правительство пытается помочь своим гражданам в разрешении этой проблемы, создавая различные программы, цель которых — не допустить развитие заболеваний и сохранить здоровье нации. Одна из таких программ— «Здоровые Люди-2010» — ставила целью оздоровление нации и устранение разницы в качестве жизни среди разных социальных слоёв, а также повышение качества и продолжительности здоровой жизни.


В США число людей, страдающих от ожирения, растёт с каждым годом. Как и для каждой развитой страны, для людей, проживающих в США, проблема ожирения идёт плечом к плечу с проблемой малоподвижного образажизни. Борьба с гиподинамией для американцев — посещение бассейнов и спортзалов. Люди, которые могут позволить себе это — делают это регулярно. Как правило, к этому числу относится и средний класс — для них это абсолютно материально доступно.

В питании американцы, внимательно относящиеся к здоровому образу жизни, едят много овощей и мало — мясной пищи. Выбор здоровой пищи — задача не из лёгких. Вряд ли каждый сможет досконально изучить этикетки на продуктах с полной информацией о содержании белков, жиров, углеводов и различных добавок.

В борьбе с курением в США дело обстоит лучше: среди людей всех возрастов — от мала до велика — идёт активная пропаганда отказа от этой вредной привычки.

Продолжительность жизни среди американцев: белые женщины — 80,8 года, белые мужчины — 75,7 лет, афроамериканки — 76,5 лет, афроамериканцы — 69,6 года.

По прогнозам американских ученых, к 2030 году в США число людей с нормальным весом будет не более 14%. Количество людей, страдающих от ожирения, стремительно растет. Правительство пытается решить эту проблему, чтобы сохранить здоровье нации при помощи различных программ, направленных на борьбу с гиподинамией и увеличение продолжительности жизни в целом. В борьбе с курением дело обстоит намного лучше. Пропаганда отказа от этой вредной привычки ведется для всех возрастов и работает «на ура». Средняя продолжительность жизни в США составляет 75,65 лет.

ЗОЖ В КИТАЕ: когда нет денег, помогает опыт предков

Половине населения Китая никакая медицинская помощь не по карману. Только 25% городского населения и 10% сельского способна оплатить медицинские услуги: такая статистика прозвучала в одном из докладов Министерства здравоохранения Китая. При таком раскладе заботиться о состоянии здоровья может позволить себе только состоятельный человек. Почему же китайцы не вымирают? Во многом - благодаря национальным традициям.

1. Активны все: не только работающие люди, но и пожилые люди. Каждое утро в парках собирается несколько десятков старичков для занятий тай-цзы. В течение дня в парках для них ежедневно организуются мероприятия, старики включены в жизнь общества.

2. В рационе китайцев, каким бы скудным он ни был, мало вредных продуктов. Основные блюда - это рис вместе с овощами или мясом, обжариваемым буквально в течение нескольких минут на дне раскаленного котла.

3. Умение быстро расслабляться. Замечено: спать где угодно и в самой неожиданной позе могут только дети, животные и китайцы. Жители Поднебесной не брезгуют 10-минутным перерывом для того, чтобы подремать и набраться сил.

4. Иглоукалывание и массаж в Китае - почти повседневная практика. В любой глухой деревушке, где нет даже электричества и всего одна улица, имеется несколько массажных салона для людей разного уровня доходов.

Рассказывает Сергей Иванов, научный сотрудник Института стран Азии и Африки, китаист: «В Китае не было периода критического переосмысления народной медицины - она сразу попала в университеты и там преподается по сей день. То есть, китайские представления об анатомии человека далеко не всегда соответствуют представлениям европейским. Из западных методов китайцы используют хирургию, в повседневных вещах доверяют народной китайской медицине.

Китайская аптека выглядит так, как мы себе представляем средневековую аптеку: помимо фармакологических препаратов, сушеные травы, кости. При всем этом китайская традиция в медицине - абсолютно работающая, мне самому довелось на себе это испробовать. Более того, я стараюсь, чтобы в Москве у меня были лекарства из арсенала народной китайской медицины».

ЯПОНИЯ: работать головой

Однажды японские ученые решили исследовать, что скрывает под собой расхожая фраза: «Япония - страна долгожителей». Они собрали информацию о привычках и образе жизни долгожителей своей страны, на основе которых составили «правила долгой здоровой жизни». Среди них были такие: меньше есть, больше спать, постоянно заставлять свой мозг работать, уметь расслабляться, не одеваться слишком тепло, уметь смеяться, уважать друг друга в семье, не курить и не пить.

Но насколько соответствует образ жизни современных японцев этим рекомендациям?

Рассказывает Рёко Яамагути:

«Все японцы очень хотят быть здоровыми, но при этом многие не любят ограничивать себя в пище, не стремятся быть активными. Они хотят быть здоровыми, прилагая к этому минимум усилий. Поэтому большой популярностью пользуется телевизионная реклама разных препаратов. Если сегодня по телевизору мы услышим, что какое-то лекарство помогает от всего, то завтра это лекарство непременно окажется распроданным».

Парадокс в том, что здоровье для японцев - не цель, а средство, позволяющее долго и усердно работать. Потеря работы для японца - трагедия, связанная с выключением из общества и потерей социальных благ, в том числе и доступа к медицинской помощи, которая чаще всего предоставляется работодателем. Поэтому наиболее соблюдаемое правило долгожителей - заставлять свой мозг работать (или хотя бы заставлять свое тело ходить на работу). Ну, а что касается, прочих «привычек долгожителей» - каждый выбирает для себя: пить или нет, смеяться или хмуриться.

Более половины китайцев не в состоянии оплатить медицинские услуги: это могут позволить себе только 10% людей из сельской местности и не более 25% горожан.

В борьбе за здоровый образ жизни китайцы не ждут помощи от государства. Для китайцев забота о здоровье — традиционные практики оздоровления, традиционная медицина и скромный, но правильный рацион. Ежедневныезанятия цигун или тай-цзы на свежем воздухе людей всех слоёв общества и всех возрастов — неотъемлемая характерная черта этой страны.


Для китайцев забота о здоровье — традиционные практики оздоровления. Традиционная пища китайцев содержит мало вредных продуктов. Основнаяеё составляющая — рис, который дополняется различными подливами из тушёных овощей. Кроме того, китайцы очень бережно относятся к своимтрадициям, в частности, в пище.

Традиционные китайские и тибетские методы лечения — акупунктурамассаж, прижигания, лечение травами и другие — по-прежнему популярны среди китайцев.

Продолжительность жизни в Китае: мужчины — 72 года, женщины — 73 года


Ежедневные занятия цигун или тай-цзы на свежем воздухе людей всех слоёвобщества и всех возрастов — неотъемлемая характерная черта этой страны.

Японию принято считать страной долгожителей, а её жителей — мудрецами, которым известны тайны долголетия и здоровой жизни. Что же такоездоровый образ жизни для японцев? Ответ на этот вопрос дали японскиеучёные:

- есть и спать в меру;

- давать работу своему мозгу, но при этом уметь расслабляться после работы;

- не одеваться слишком тепло;

- не хандрить;

- уважать друг друга;

- не иметь вредных привычек.


Японцы — чрезвычайно трудолюбивая нация и отношение к здоровью у них особенное.  Японцы — чрезвычайно трудолюбивая нация и отношение к здоровью у них особенное: здоровье необходимо для полноценной работы. Средняя продолжительность жизни среди японцев: мужчины — 78,7 лет, женщины — 82, 9 года.

В РОССИИ

1989 год. Авторство термина ЗОЖ приписывается профессору-фармакологу Израилю Брехману. Он - первый, кто начал продвигать научную концепцию здорового образа жизни серди медиков: его доклады на конференциях пользовались небывалым успехом.

Строго говоря, в идеях Брехмана не было ничего такого, о чем нам сейчас не известно: полноценный сон, сбалансирование питание, движение, свежий воздух - и далее со всеми остановками.

1991 год. Появляется наука валеология, основанная на брехмановских идеях здорового образа жизни. Достаточно быстро курс «Валеология» начал преподаваться школьникам и вошел в учебные планы ВУЗов.

1992 год. Идеи здорового образа жизни стали пользоваться таким успехом, что помимо медиков, к «паровозу прицепились» многочисленные разработчики авторских методик: от Порфирия Иванова по Поля Брэгга. С этого момента людей, желающих заботиться о своем здоровье, накрыло лавиной. В рамках валеологии им предлагались все: от чистки кармы до закаливания, от голодания до тантра-йоги.

Средняя продолжительность жизни в России составляет 69 лет – это очень низкий показатель (аналогичный показатель в странах третьего мира, например, в Кении). Россия остается на лидирующих позициях по числу сердечно-сосудистых заболеваний и диабета. Причины тому – вредные привычки, неправильно питание и низкий уровень физической активности. Россиянам сложно изменить, например, свои пищевые пристрастия. Специалисты говорят о том, что для профилактики многих заболеваний достаточно всего лишь пересмотреть свой рацион.

В лидерстве за здоровый образ жизни среди европейских стран на сегодня лидирует ИТАЛИЯ. За последние 20 лет итальянцы сделали необходимые шаги к здоровому образу жизни: сократили употребление алкоголя и сигарет, перешли к правильному питанию и активному образу жизни. Это подтверждается и результатами международного исследования, проводившегося на протяжении 3 лет. Если раньше среди итальянцев и французов было наибольшее число смертности от болезней, вызванных чрезмерным употреблением алкоголя, то сейчас Италия занимает последнее место в Европе по заболеваемости циррозом печени.

Запрет на курение во всех общественных местах в Италии, введённый в 2005 году, также имеет свои результаты: молодые люди курят меньше, чем старшее поколение в их возрасте. Наибольшее число курильщиков приходится на возрастную группу 50–60 лет. В результате этого значительно снизилось число заболеваний раком лёгких в результате курения. На сегодня в Италии курят 33,6% мужчин и 27,8% женщин. И пусть это все же больше, чем в некоторых других западных странах, но в обществе наблюдается тенденция отказа от такой привычки. На сегодня в Италии наблюдается тенденция отказа от курения.

ГЕРМАНИЯ. Для немцев забота о здоровом образе жизни заложена на генетическом уровне. Немцы ценят и берегут своё здоровье и здоровье своих близких, а правительство посредством системы здравоохранения всячески содействует этому. Со школьной скамьи немцев обучают правильно питаться и укреплять своё здоровье. Современные спортивные площадки и велосипедные дорожки, продукты с полным указанием состава и калорийности, доступные центрыоздоровления и профилактики заболеваний — вот что такое здоровый образ жизни для жителей Германии. Учитывая тот факт, что расходы на лечение в государстве занимают большую часть всех бюджетных расходов, мероприятия по профилактике заболеваний являются менее затратными.

Продолжительности жизни среди мужчин в Германии составляет 78 лет, женщин — 83 года. Независимо от возраста, около 71% немцев имеют хорошее здоровье.

Здоровый образ жизни на Востоке: Китай и Япония

ЗОЖ в России