Консультации для родителей

Портянко Светлана Владимировна

 Как хочется родителям, чтобы  ребёнок в школе был успешен, чтобы все у него ладилось, чтобы был он развитым духовно, физически, эстетически и чтобы  был он заметным, и во всём успевал!  Ради этого вы готовы на все. Давайте вместе создадим плацдарм для развития способностей и возможностей самореализации ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР  №6 «Синяя птица»

Консультация для родителей

 «В музей с ребёнком»

Подготовила

воспитатель Портянко Светлана Владимировна

Малоярославец, 2017

В музей с ребенком

Уважаемые родители! Мы хотим предложить Вам провести выходной день с ребенком в Малоярославецком Музейно-выставочном центре им. И.А.Солдатенкова, где Вы сможете открыть ему мир красок, пробудить эстетические чувства, вместе с ним пережить прекрасные минуты наслаждения. Кроме этого музея, в нашем городе есть уникальные учреждения, которые хранят историко-культурные ценности, - это  Малоярославецкий Военно-Исторический Музей 1812 года, Малоярославецкий Военно-Исторический Музей 1812 Года, Выставочный Зал и др.

Помните!

Создать интерес к выставочному залу, музею необходимо задолго до его посещения.

Расскажите ребенку о музее, выставочном зале, о правилах поведения в нем.

Необходимо познакомить сына или дочь с репродукциями картин.

Рассмотреть иллюстрации с изображением музеев.

Задать дошкольнику вопрос: «Хотел бы ты увидеть подлинники картин, узнать, какой музей находится в нашем городе?»

Посещение музея и подготовка к этому событию должны создавать у ребенка праздничное настроение (праздничная одежда, соответствующий эмоциональный настрой).

В первое посещение музея, выставочного зала обязательно обсудите с ребёнком внешний вид здания, парадный вход, архитектурные украшения в залах, обратите внимание на множество картин, на поведение людей в выставочном зале, дайте возможность спокойно пройтись по залам.

Родители должны располагать необходимой информацией для ответа на любой детский вопрос.

Спросите у ребенка, что ему больше всего понравилось при первом посещении.

В дальнейшем можно ограничиться детальным внимательным рассмотрением 2-3 картин в одном зале.

Пробуждайте у ребенка желание рассказать об увиденном старшим и младшим в семье, своим сверстникам.

Систематическое посещение выставочного зала вместе с ребенком позволит Вам приобщить Вашего ребенка к искусству, научить его видеть красоту.

 

Как смотреть произведения искусства

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Приобщайте Ваших детей к прекрасному. Учите их понимать гармонию цвета, линий, светотени!

Помните!

К восприятию искусства ребенка надо готовить:

- с помощью вопроса («Хотел бы ты узнать, как об этом рассказал художник?»;

- своим рассказом о понравившейся репродукции;

- предложением отобрать для подарка красивую репродукцию.

Учите ребенка внимательно всматриваться в произведение.

Сообщите название произведения и фамилию художника.

Рассмотрите все, что изображено на картине.

Определите, какое настроение выражено в произведении, как его передал художник.

Обобщите, о чем, в целом, рассказывает картина.

Предложите детям посоревноваться, кто лучше, интереснее расскажет о своем отношении к этому произведению.

Учите ребенка задавать вопросы о картине:

- Что бы ты еще хотел узнать об этом произведении?

- Кто придумает (папа, мама, ребенок) самый интересный вопрос о картине?

- Если бы ты показал это произведение товарищу, о чем бы ты его спросил?

Учите ребенка говорить о произведении искусства эмоционально, подбирая разные сравнения, эпитеты, метафоры, меняя интонацию голоса.

Обязательно расскажите детям, почему Вам понравилась та или иная картина, что вспомнилось, о чем мечталось, когда Вы на нее смотрели?

Создайте у ребенка желание продолжить ознакомление с живописью: «В следующий раз мы посмотрим, как об этом рассказал другой художник». Можно пригласить друга ребенка посетить с вами музей или рассмотреть репродукцию картин дома.

Успехов Вам в приобщении Вашего ребенка к миру красоты и добра!

Использованная литература:

  1. Малюшова, Н. Здравствуй, музей! / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11;
  2. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Центр развития ребёнка – д/с №6 «Синяя птица»

Родительское собрание

 «Организация занятий по изобразительной деятельности. Совместное с детьми участие в образовательном процессе»

Подготовила воспитатель

Портянко Светлана Владимировна

Малоярославец, 2016

     - Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Портянко Светлана Владимировна. Я – воспитатель и художественный руководитель изобразительной студии «Цветик-семицветик». Тема нашего собрания «Организация занятий по изобразительной деятельности. Совместное с детьми участие в образовательном процессе».

                           

                              Зачем нужно изобразительное творчество в жизни детей?

 

    Художественное развитие детей должно стать важнейшей стороной воспитания и образования. Ребенок должен развиваться гармонично. Это происходит за счет развитие всего его потенциала и всех задатков. Обучение творчеству в разных его формах развивает визуально-пространственные навыки, предоставляет источник информации о мире. Художественное образование учит ребенка интерпретировать, критиковать и использовать визуальную информацию. В искусстве дети могут выразить себя и свою индивидуальность и стать полноценной личностью.

Где проходят занятия по изобразительной деятельности в МДОУ ЦРР «Синяя птица»?

 

    Изобразительным творчеством я занимаюсь в изобразительной студии, горнице, Музейно-выставочном центре, компьютерном классе. Всё это осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием детского сада «Синяя птица». В программу художественного развития детей внедрено планирование образовательной деятельности, связанной с  изучением культурного наследия родного края.

      Детский сад «Синяя птица» эффективно взаимодействует с расположенным недалеко от нашего детского сада Малоярославецким музейно-выставочным центром. Вместе мы разработали учебный план по художественному развитию детей. Старшие и подготовительные группы с начала учебного года каждый месяц посещают Малоярославецкий музейно-выставочный центр. Экскурсии проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием нашего дошкольного учреждения. Основная цель – приобщение дошкольников к изобразительному искусству, обеспечение интеллектуального, эстетического и личностного развития детей, воспитание в них чувства любви к родному краю, причастности к его прошлому, настоящему и будущему.

Как вы занимаетесь изобразительной деятельностью с детьми?

       

     Я провожу познавательные занятия, праздники, досуги, развлечения. Обязательными являются экскурсии в Малоярославецкий Музейно-выставочный центр. Вместе с воспитателями организовываю выставки детского и детско-родительского творчества.

  • выставки рисунков детей от 4 до 7 лет о временах года: «Краски осени», «Зимушка-зима», «Весенняя сказка», «Солнечное лето»;
  • выставки, связанные с праздниками: ко дню Матери «Мы с мамой идём в детский сад», ко дню Защитников Отечества» - «Папа и я», к Международному Женскому дню – «Мамочки любимой портрет», дню Космонавтики – «Космическое путешествие», дню Великой Победы «Салют Победы»;
  • эстетическое воспитание детей плодотворно осуществляем, приобщая родителей: организовываем творчество детей и родителей (выставка «Мой город», конкурс семейного творчества «Украсим группу своими руками», конкурс на лучшую книжку-самоделку и т.д.).

     Выставки детских и детско-родительских работ осуществляются как в изостудии, в группах, а также в Музейно-выставочном центре.

 

                    Зачем нужны выставки детско-родительского творчества?

     В совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка. Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ). 

Зачем для детей нужен музей?

       Музей является фондом историко-культурного наследия нашего края. Музейно-выставочный центр им. И. А. Солдатенкова имеет коллекцию предметов быта, изделий декоративно – прикладного искусства Почетного гражданина г. Малоярославца художника  И. А. Солдатенкова. Дети знакомятся с историей, традициями, бытом, прикладным искусством родного края.  Здесь дети имеют возможность знакомиться с жанрами  изобразительного искусства  - живопись, графика, скульптура,  декоративно – прикладное искусство; с изобразительными материалами, с творчеством  Малоярославецких  художников, скульпторов, народных мастеров, воспитанников детской художественной школы им.  Афанасия Куликова).

Какую деятельность вы организовываете в музее?

      Вместе с научными сотрудниками музея мы организовываем и проводим ряд познавательных экскурсий, мастер-классов, знакомимся с художниками города Малоярославца, а также организовываем Малоярославецкий пленэр с дошкольниками. 

      Уважаемые родители! Мы приглашаем вас к совместной деятельности. Это интересная и увлекательная деятельность родителей с ребенком, осуществляя которую взрослые становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений. 

        Я считаю, что наши результаты очень хорошие. Но какими бы хорошими не были мы, педагоги, работающие с вашими детьми, вашего внимания и заботы вашим детям не заменит никто. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без вашей поддержки, без вашего участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и побеждать!

Использованная литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой/Изд. «Мозаика-синтез», М.: 2014 г.;
  2. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.



Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР – д/с №6 «Синяя птица»

Консультация

 «Роль родителей в формировании художественных способностей дошкольников»

Подготовила

воспитатель Портянко Светлана Владимировна

Малоярославец, 2017

Развитие художественных способностей

     Многих родителей часто беспокоят вопросы: "В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в такой степени, чтобы содержание рисунка было понятно окружающим?", "Как и с чего начать обучение ребенка?", "Как сделать так, чтобы обучение приносило радость?". На самом деле эти вопросы не так уж сложны, и все - в руках родителей.

Почему так важна помощь родителей?

    Дети в возрасте до трех лет обладают примерно одинаковыми способностями к рисованию. В этот период трудно выделить ребенка особо одаренного или же совсем не способного рисовать. Но на этом этапе для взрослого очень важно помочь малышу раскрыть и развить свои способности.

Учеными отмечено, что ребенок осваивает какую-либо деятельность и полноценно развивается в том случае, если родители создают ему соответствующие условия. Поэтому родителям нужно предоставить малышу возможность заниматься художественной деятельностью дома, при этом крайне важны внимание со стороны близких людей к действиям малыша и помощь ему.

Этапность развития творческих способностей детей

    В ходе исследований результатов детского творчества Выготским и его учениками было установлено, что фантазия и творческие способности ребенка начинают развиваться раньше, чем интеллект и  логическое мышление, и что раннее и гармоничное  развитие первых стимулирует своевременное и разностороннее развитие вторых. Поэтому глубоко заблуждаются те родители, которые форсируют раннее развитие интеллектуальных способностей ребенка в обход его творческой деятельности – в первую очередь,  игры и рисования. В результате они получают результат, равно свободный как от творческих, так и от интеллектуальных способностей и талантов. Как же распределяются по возрастам основные виды творческой и интеллектуальной активности ребенка?

   0-5: этап игры, моторных навыков, доизобразительного рисования, устной речи;
  5-10: появление изобразительного рисования, первый пик развития творческих способностей (пластических, артистических, музыкальных), постепенное формирование навыка письменной речи;
   10-15: этап первых попыток самостоятельного творчества (литературного, музыкального, художественного, научного); этап появления собственного стиля либо постепенного затухания способностей к творчеству;
   15 и далее: этап самостоятельного творчества в любом избранном направлении, этап совершенствования стиля и метода; для подростков, потерявших интерес  к творчеству – этап возникновения интереса к противоположному полу и межполовой коммуникации.

    Эта простая периодизация позволяет понять, какое огромное значение полноценное развитие творческих способностей имеет для полноценного формирования личности человека.

    Что же следует знать и на что следует обратить внимание родителям дошкольников, чтобы эти способности получили своевременное и достаточное  развитие?

Особенности изобразительного (эстетического) этапа развития творческих способностей ребенка

    Как известно, первый расцвет творческих способностей ребенка приходится на возраст 5-6 лет. В этом возрасте ребенок начинает тяготеть не просто к выражению своего восприятия мира, но к непосредственному его созерцанию, то есть, к созданию уже не бесформенных, а все более содержательных, правдоподобных изображений. Кроме того, наивысшего в детском возрасте пика достигают и иные художественные наклонности ребенка, так что родители могут уже с легкостью определить подлинные способности ребенка к той или иной творческой деятельности.  На этом этапе особенно важно говорить с ребенком о красоте, показывать ему красоту в быту, в природе, в предметах искусства.  Вопреки рекомендациям современных психологов, никогда, а особенно – в этом, наиболее восприимчивом к эстетике возрасте, не стоит ограничивать контакты ребенка с образцами высокого искусства, которые могли бы послужить для него опорой в собственном творчестве. Дело в том, что, согласно исследованиям той же школы Выготсткого, в последние 100-150 лет психологам свойственно преувеличивать продуктивность творческого воображения ребенка. На самом деле, эта продуктивность у детей значительно ниже, чем у взрослых – именно этим, а не только моторной недоразвитостью, объясняется несовершенство детского рисунка. Личный опыт внешней и внутренней жизни – который и является основой творческого воображения – у дошкольников еще очень ограничен; и для правдоподобного изображения окружающего мира им не хватает в первую очередь знаний о подлинном устройстве этого мира. Например, ребенок рисует розовую шестиногую лошадь с длинным огурцеобразным телом не столько благодаря силе своего воображения, сколько просто в силу отсутствия знаний о физиологии копытных млекопитающих. В то время как на картине взрослого художника такой образ может появиться только в результате творческой трансформации действительности, и он всегда бывает насыщен дополнительным, символическим содержанием.  Об этом адепты самодовлеющей эстетической ценности детского рисунка зачастую забывают. На  изобразительном этапе ребенок, как никогда, нуждается в образце и руководстве со стороны взрослых мастеров – и будет крайне неблагоразумным и неблагоприятным для дальнейшего развития способностей  ограничивать его контакт с такими образцами и мастерами. Поэтому, на самом деле, никаких противопоказаний для руководства со стороны взрослых творческой деятельностью детей нет. Другое дело, что руководство это должно быть тонким и уважительным, чувствительным к индивидуальным особенностям личности каждого конкретного ребенка.

     И тут следует еще остановиться на таком аспекте развития способностей ребенка, как развитие его доминирующего канала восприятия.

    Сегодня общим местом детской психологии стало пришедшее из НЛП представление о доминирующем информационном канале, или репрезентативной системе – зрительном, слуховом или телесном (визуальном, аудиальном или кинестетическом). В соответствии с этим представлением, каждый человек получает информацию об окружающем мире преимущественно через один из этих каналов, в то время как остальные используются лишь как дополнительные. Согласно мнению психологов (в первую очередь, специалистов по НЛП – таких, как Р. Бендлер и Г. Бейтсон), наиболее часто используемым каналом восприятия является визуальный. Далее идут аудиальный, кинестетический – и уже более гипотетические, чем реальные – вкусовой, обонятельный и даже дигитальный (то есть, чисто логический, сверх-чувственный) типы  восприятии.

     Эта теория заслуживает внимания  в применении к выбору пути развития эстетических способностей вашего ребенка на изобразительном этапе. В самом деле, если ведущим каналом восприятия для него является визуальный – тогда можно смело отправлять ребенка в художественную школу; однако, если ваш ребенок – ярко выраженный аудиал, тогда, безусловно, для него предпочтительнее обучение в музыкальной школе, и/или литературной студии; что касается кинестетов, то для них предпочтительными видами творчества являются пластические – танец, пантомима, восточные единоборства и т.д. Как определить ведущий канал восприятия вашего ребенка? Для этого не обязательно быть психологом -  достаточно простой наблюдательности.

     Следует помнить, что у гармоничной личности с необходимостью должны быть развиты все упомянутые каналы восприятия. В противном случае, личность, может быть даже талантливая в некотором отношении, окажется ущербной и односторонне развитой. Поэтому, развивая основную систему восприятия Вашего ребенка, необходимо помогать ему освоить и остальные – это, как правило, делается с помощью «присоединения» дополнительных репрезентативных систем к основной (учим ребенка «переводить» с одного языка на другой; дополнять, допустим, визуальную картинку воспоминаниями о связанных с нею звуках, телесных ощущениях и т.п.).

     Неважно, какой именно путь выберет ваш ребенок для дальнейшего совершенствования своих творческих способностей - важно, чтобы на этом пути  его способности к выражению своего внутреннего содержания через овладение языком того или иного искусства постоянно совершенствовались и оттачивались.  И тут следует понимать, что каждый вид искусства – это, на самом деле, особый язык (знаковая система) со своей особенной грамматикой: со своей азбукой, системой правил и норм, без усвоения которых его невозможно использовать. Поэтому на грамматическом этапе обучения в области эстетического воспитания ребенка неизбежно ожидает та же самая рутинная работа по овладению  базовыми навыками,  что и при обучении другим предметам. Увы, вряд ли ребенок найдет в этих занятиях удовольствие или отдых: на первых годах обучения его ждет в первую очередь школа, те, отработка базовых навыков – бесконечное, раз за разом, выполнение однотипных образцов и упражнений. Для детей младшего школьного возраста смысл таких занятий может теряться – и очень важно, чтобы родители мягко, но в то же время твердо удерживали ребенка на  избранном пути на этом непростом этапе сухости и кажущейся бесплодности. В самом деле, довольно долгое время (порой даже несколько лет) может казаться, что полученные результаты слишком несовершенны и не стоят затраченный усилий.  Это вовсе не так.  Долгожданный результат – яркий, неожиданный по композиции, цветовому решению, ритму рисунок, блестящее, глубоко прочувствованное исполнение музыкального произведения, виртуозно выполненное па – рождается вдруг, не как сумма, а, скорее, как произведение затраченных внешних усилий на внутреннюю душевно-духовную работу ребенка по созерцанию прекрасного образца и интуитивному воплощению его в результате внезапного понимания – инсайта.
    Именно поэтому одна только отработка техники – ничто. Поэтому таким важным является комплексное развитие эстетического восприятия ребенка – то есть, его вкуса и чувства прекрасного, о которых  шла речь в предыдущих статьях.

Памятка для родителей

    Итак, суммируя все вышеизложенное, можно дать следующие рекомендации для наилучшего  развития эстетических способностей ребенка в старшем дошкольном возрасте:

    1. Не забывайте, что на доизобразительном этапе развитие творческих способностей ребенка происходит главным образом через игру. Рисование на первых порах является не более чем одной из игр вашего ребенка. Не мешайте этой игре. Дайте ребенку вдоволь наиграться и с красками, и с карандашами, и с фломастерами, и с глиной. Путь он вдоволь насладится их цветами, вкусом, фактурой.

    2. Появление первых бесформенных изображений является сигналом того, что ребенок переходит от простой игры в рисование к собственно рисованию своей речи. С этого момента родителям следует обратить особое внимание на рисование, и помочь формированию как моторных навыков, так и навыков восприятия – через разглядывание живой природы и образцов художественного творчества. Обучение письму на этом этапе может пройти совершенно естественно и безболезненно, поскольку для детей 3-4 лет буквы имеют значение как самостоятельные эстетические объекты: они с одинаковым рвением (или его отсутствием) будут заштриховывать раскраску,  выписывать буквы в прописи, осваивать элементы простейших изображений. На самом деле, возраст 4 лет идеален для формирования навыка каллиграфического письма – без гарантии понимания написанного (но он тут, собственно, и не особо требуется). Не нужно, однако, без особой необходимости форсировать навык чтения и осмысленного письма – в большинстве случаев, он будет невостребован, поскольку у ребенка этого возраста редко можно встретить осмысленную потребность в чтении и письме. Разумеется, если эта потребность имеется, стоит предоставить ребенку возможность для ее удовлетворения. Рисунки детей в возрасте 4-5 лет очень часто являются синтезом изображения и знака (своеобразными комиксами) – ребенок одновременно рисует и записывает свои впечатления.
  3. Появление у ребенка стремления к правдоподобию изображения и недовольства результатом своего творчества есть сигнал к готовности к более серьезному и систематическому обучению. В этом возрасте – обычно – 6-7 лет – следует найти для ребенка подходящую школу или индивидуального педагога для прохождения курса обучения в выбранной области. Однако, прежде чем сделать этот шаг, нужно дать потребности назреть – то есть, дать ей сформироваться – через самостоятельное, ничем не  ограничиваемое, творчество.

    4. На этапе отработки базовых навыков следует постоянно поддерживать мотивацию ребенка на высоком уровне. Техника дается непросто; ребенок нуждается в понимании взрослых и знаках внимания с их стороны. Не стоит ругать ребенка за отсутствие быстрых и явных результатов; на этом этапе родители должны быть в первую очередь терпеливыми и настраивать ребенка на терпение же. В то же время, важно всегда держать в поле зрения ученика цель: зачем он этим занимается, чего хочет добиться, и, главное – зачем. Если у родителей всегда будут наготове ответы на эти главные три вопроса, ребенок никогда не охладеет к своим занятиям. Если же родители будут затрудняться с ответами, или отмахиваться от вопросов ребенка – потеря смысла усилий будет практически неизбежна.

     5. Занимаясь творчеством, соответствующим доминирующему каналу восприятия ребенка, не следует забывать об остальных. На самом деле, чем больше видов искусства осваивает ребенок, тем более глубоко он будет чувствовать самый главный предмет своих усилий. Поэтому, если ваш ребенок занят в музыкальной школе, не стоит забывать о периодических занятиях рисованием  и танцем, и наоборот.

Задачи, стоящие перед взрослыми

     Родителям дошкольников необходимо знакомить малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.

    Взрослым стоит воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (на первом месте - иллюстрации в книжках, затем скульптура малых форм - статуэтки и художественно выполненная игрушка). Развивать у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: "узнал" птичку, мишку и т.д.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камни и т.д. Взрослым нужно стремиться к тому, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове.

    Важно воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

    Следует помнить, что детский рисунок - это не только отражение того, что удивило или обрадовало ребенка, но и призыв малыша к общению с ним; всячески поддерживать и развивать это стремление ребенка.

     Помогайте малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке, знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.

Использованная литература:

  1. Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965.
  3. Статья «Школа юных живописцев. Раннее развитие художественных способностей» Анны Прохоровой из майского номера журнала «Мама и малыш», 16.6.2004.