Программа по художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Портянко Светлана Владимировна

Приложение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования МДОУ ЦРР – д/с №6 «Синяя птица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennaya_programma_tsvetik-semitsvetik_1.docx82.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

 Центр Развития Ребёнка  №6 «Синяя птица»

Приложение к основной общеобразовательной программе

дошкольного образования МДОУ ЦРР – д/с №6 «Синяя птица»

Программа по художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Воспитатель Портянко С. В.

Малоярославец, 2016

Содержание:

1.Целевой раздел

Введение

Нормативно-правовое обеспечение  Программы

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цели и задачи программы

1.3.Основные принципы программы

1.4.Характеристика особенностей развития детей

1.5.Ожидаемые результаты реализации рабочей программы

1.6.Модель педагогического процесса

2. Содержательный раздел

2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности

2.3.  Взаимодействие с Малоярославецким музейно-выставочным центром

2.4.  Организация и проведение выставок, праздников, развлечений, интегрированных мероприятий

2.5.  Взаимодействие с родителями

3. Организационный раздел

3.1.  Материально - техническое обеспечение реализации программы

3.2. Программно-методическое обеспечение.

Приложения

Список литературы

1.Целевой раздел

Введение

        Программа эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (изобразительного, музыкального, литературного – как классического, так и народного, театрального), осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальной, художественно-речевой, театрализованной.

Вся программа направлена на развитие ребёнка, которое мы видим в приобщении детей к правильному образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры). Осуществляемое целенаправленное полноценное эстетическое воспитание обеспечивает психическое развитие, заключающееся в развитии таких процессов, как эстетическое восприятие, образное представление, воображение, мышление, внимание, воля; основных качеств личности: активность, самостоятельность, трудолюбие. Многие исследователи способностей и одарённости детей отмечают, что трудолюбие является необходимым качеством для развития этих личностных черт. К психическим процессам, необходимым для развития способности одарённости и творчества, мы относим  разнообразные эмоции, такие качества, как положительное отношение к окружающему и эстетической деятельности.

    У детей формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка, эстетическое суждение и отношение к окружающему и искусству, к художественной деятельности. Важным направлением психического развития детей, заложенным в программе, является формирование у них разнообразных способностей – как художественных, так и интеллектуальных. Разные виды художественной деятельности играют в этом важную роль. Все названные психические процессы и качества личности необходимы не столько для успешного творчества, но и для познавательной, трудовой, учебной деятельности.

     Разрабатывая программу, мы основывались на положении о том, что эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребёнка, а не ограничиваться только специальными занятиями. Жизнь воспитуемого должна быть наполнена эстетическими впечатлениями и широко включать разнообразную художественную деятельность и систематически организуемые выставки детского творчества.

     Программа «Цветик-семицветик» создана на основе «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой и авторской программы Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий. Подготовительная группа». Наша программа обеспечивает преемственность в художественном развитии детей с начальной школой по предмету «рисование».

    МДОУ ЦРР №6 «Синяя птица» эффективно взаимодействует с Малоярославецким музейно-выставочным центром. Разработан план совместной работы по художественному развитию детей. Старшие и подготовительные группы с начала учебного года каждый месяц посещают Малоярославецкий музейно-выставочный центр. Экскурсии проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием МДОУ ЦРР  №6 «Синяя птица». Основная цель – приобщение дошкольников к изобразительному искусству, обеспечение интеллектуального, эстетического и личностного развития детей, воспитание в них чувства любви к родному краю, причастности к его прошлому, настоящему и будущему.

Методика ознакомления детей с изобразительным искусством и воспитания любви к нему разнообразна. Это, прежде всего, непосредственное восприятие детьми окружающего их мира:

  • наблюдения;
  • прогулки;
  • экскурсии;
  • демонстрация иллюстрированного материала;
  • широкое использование художественных произведений;
  • беседы;
  • рассказы;
  • выставки.

Изобразительная деятельность с детьми проводится в изостудии, горнице, Музейно-выставочном центре, компьютерном классе и осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием МДОУ ЦРР №6 «Синяя птица». В программу художественного развития детей внедрено планирование образовательной деятельности, связанной с  изучением культурного наследия края.

Возрастная категория детей – 6-7 лет (подготовительные к школе группы).

На занятиях по изобразительной деятельности используются современные технологии:

 - использование музыкального сопровождения;

- использование мультимедиа.

Сообразно нашей концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется нами в трёх направлениях:

- в эстетическом оформлении развивающей среды нашего учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей;

- в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры;

- в развитии художественных, творческих способностей детей.

От того, как осуществляется работа по художественно-эстетическому и нравственному воспитанию детей, во многом зависит работоспособность детей, положительное отношение друг к другу, к окружающим предметам, эстетическое восприятие происходящего, желание творить, создавать образы в своих рисунках или других произведениях искусства.

Нормативно-правовое обеспечение  Программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13

1.1.Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы

Цель: формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

2. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

3. Знакомить с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности;

4. Способствовать амплификации (обогащению) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5.Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

7. Создавать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;

8. Формировать эстетическую картину мира и основные элементы «Я-концепции-творца».

1.3.Основные принципы программы

  • принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального  эстетического  содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
  • принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому;
  • принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип развивающего характера художественного образования;
  • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
  • принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

  • принцип   эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип   культурного   обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип     обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости)

1.4.Характеристика особенностей развития детей

Подготовительная группа (6-7 лет)

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. 7 Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования и лепки. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При придумывании темы рисунка дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

1.5.Ожидаемые результаты реализации рабочей программы для детей подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет:

  • Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
  • Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике близкой опыту детей).
  • Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года.
  • В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
  • В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.
  • Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

2. Содержательный раздел

2. 1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Подготовительная группа (6-7 лет)

 Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Задачи образовательной деятельности:

 Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

 Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.

 Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.

 Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности.

 Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.

 Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.

 Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

Содержание образовательной деятельности

Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета. Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, передавать своё отношение. Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств; умений разрабатывать образ; предлагать варианты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу, включать детали, «дорабатывать» изображение. Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и проявление бережного отношения к материалам и инструментам. Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.

Изобразительно-выразительные умения

Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру. Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма); смешивать краски с целью получения оттенков; подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений анализировать объект; стремление передавать в собственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходство с реальными объектами; при изображении с натуры - типичные и характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов - признаки сказочности; в сюжетном изображении:15 изображать линию горизонта согласно создаваемому образу, предметы на близком, среднем и дальнем планах, передавать пространство; в декоративном изображении: создавать нарядные стилизованные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров; украшать плоские и объемные формы, предметные и геометрические основы; создавать декоративные изображениям разными способами построения композиции; использование некоторых способов стилизации образов реальных предметов.

Технические умения

Совершенствование моторных характеристик умений. Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, создавать набросок.

В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.

В аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация); совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодние игрушки и украшения, эмблемы, символы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (зайчики пляшут, хоровод елочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звездочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала.

В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительные материалы для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы. Совместное со взрослым и детьми, коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Формы работы с детьми 6-7 лет: наблюдение, беседы, проектная деятельность, дидактические игры и упражнения, творческие и изобразительные игры, экспериментирование, экскурсии в музеи города, виртуальные экскурсии, «творческая мастерская» юного художника.

2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности представлено в Приложении 1.

2.3. Взаимодействие с Малоярославецким музейно–выставочным центром им. И. А. Солдатёнкова

МДОУ ЦРР  - детский сад №6 «Синяя птица» эффективно сотрудничает с Малоярославецким музейно-выставочным центром. Разработан план совместной работы; один раз в неделю для детей старших и подготовительных групп организовываем, экскурсии в музей, проводим совместные выставки детских рисунков с участием родителей, сотрудники музея проводят занятия, мастер-классы на базе ОУ.

Цель:  Создание благоприятных условий  для приобщения дошкольников  к изобразительному искусству,  истории родного края;  обеспечение  интеллектуального, эстетического   и личностного развития  детей.

Задачи:

  • Способствовать  воспитанию у дошкольников  основ  музейной  культуры; расширять представления детей об изобразительном искусстве;
  • Формировать у детей эмоциональную  отзывчивость и интерес  к образцам    народного  декоративно – прикладного искусства;
  • Пробудить у детей  интерес к истории и культуре  родного края,  знакомить детей  с творчеством малоярославецких  художников, народных мастеров традициями, образом жизни   предков;
  • Воспитывать любовь и уважение к прошлому своего  народа, желание   поддерживать народные традиции.
  • Воспитывать  основы интеркультурности: интереса к культуре других народов, уважения к их обычаям, традициям.

Формы работы с детьми:  Экскурсии в ММВЦ (проводятся научными сотрудниками музейно – выставочного центра), различные виды деятельности детей в ДОУ (предварительная работа перед экскурсией, работа по впечатлениям от экскурсий).

Экскурсии осуществляются по двум направлениям:  

  • постоянная  экспозиция – коллекция предметов быта, изделий декоративно – прикладного искусства Почетного гражданина г. Малоярославца художника  ИА. Солдатенкова (знакомство с историей, традициями, бытом, прикладным искусством родного края); выставка живописи  художника О.Б.Павлова; выставка росписи по дереву, деревянной игрушки, автор – Елена Репина; выставка интарсии, автор - Почетный гражданин города Малоярославца, член Союза художников РФ Матвеичев В.Д.)
  • выставочные залы (знакомство с жанрами  изобразительного искусства  - живопись, графика, скульптура,  декоративно – прикладное искусство; знакомство с жанрами живописи, с изобразительными материалами, с творчеством  Малоярославецких  художников, скульпторов, народных мастеров; воспитанников детской художественной школы им.  Афанасия Куликова).

План проведения  экскурсий:

Месяц

Подготовительные группы

сентябрь

«В мастерской  художника»

Знакомство с творчеством Почетного гражданина г. Малоярославца художника  Игоря Алексеевича Солдатенкова.

Выставочный зал: Выставка живописи по итогам Малоярославецкого пленера

 «Край родной, навек любимый»

октябрь

Знакомство с жанрами живописи. Творчество Малоярославецкого художника  Митяшкина Владимира Валентиновича

«Волшебный мир искусства»   Творчество Малоярославецкого художника  Матвеичева Вячеслава Дмитриевича (беседа о  технике интарсии, создании декоративных панно, шкатулок, мебели)

ноябрь

«Звону много – веселей дорога»

(история возникновения и бытования колокольчиков  на Руси. Экспозиция  коллекции предметов крестьянского быта Калужской губернии И. А. Солдатенкова)

Выставочный зал: «Страна Акварелия»

(выставка  художников  школы живописи Сергея Андрияки)

декабрь

«Добрых рук волшебство»

(Народные промыслы родного края.  Глиняная  игрушка Калужской губернии,  д. Хлуднево)  (Неделя игры и игрушки)

Выставочный зал:

январь

«Солнечные плитки»

(История возникновения, создания,   бытования  печных изразцов на Руси. Экспозиция  коллекции предметов крестьянского быта Калужской губернии И. А. Солдатенкова)

февраль

Знакомство с жанрами живописи.  Посещение постоянной экспозиции  художника Олега Борисовича Павлова. 

Выставочный зал:

март

«Рукоделье – загляденье»

(Знакомство с народным крестьянским костюмом Калужской губернии, вышивкой «перевить». Экспозиция  коллекции предметов крестьянского быта Калужской губернии И. А. Солдатенкова)

Выставочный зал:

апрель

«Как рубашка в поле выросла»

(Знакомство с народным крестьянским костюмом Калужской губернии. Экспозиция  коллекции предметов крестьянского быта Калужской губернии И. А. Солдатенкова)

Выставочный зал:

Май - июнь

«Памятные  места и святыни  Калужского края»

выставка по итогам  «Малоярославецкого  пленэра»

2.4. Перспективное планирование работы по ознакомлению дошкольников с культурным наследием родного края представлено в Приложении 2.

2.5. Организация и проведение выставок, праздников, развлечений, интегрированных мероприятий

В МДОУ ЦРР №6 «Синяя птица» имеется светлая, просторная изостудия, кукольный театр, горница, уголки по изобразительному искусству в группах, организовываются:

  1. Выставки детского, детско-родительского творчества:
  • выставки рисунков «Краски осени», «Зимушка-зима», «Весенняя сказка», «Солнечное лето»;
  • выставки, связанные с праздниками: ко дню Матери «Мы с мамой идём в детский сад», ко дню Защитников Отечества» - «Папа и я», к Международному Женскому дню – «Мамочки любимой портрет», дню Космонавтики – «Космическое путешествие», дню Великой Победы «Салют Победы»;
  • тематические мини-выставки: «Моя семья», «Сказку рисуем манной крупой» и мн. другие;
  • выставки творчества детей и родителей (выставка «Мой город», конкурс семейного творчества «Украсим группу своими руками», конкурс на лучшую книжку-самоделку и т.д.).

Выставки детских и детско-родительских работ осуществляются как в изостудии, так и в группах.

  1. Интегрированные мероприятия в подготовительной группе:
  •  «Прощание с осенью» (изобразительное творчество, экологическое воспитание);
  • Фольклорные развлечения «Жавороночки» (изобразительное творчество, музыкально-художественная деятельность);
  •  «День Победы – 9 мая» (изобразительное творчество, музыкально-художественная деятельность);
  • Интегрированные развлечения «Путешествие в царство Зимы», «Волшебница вода», «Космическое путешествие на планету игр» (изобразительное творчество, экологическое воспитание);
  • Праздник «Разноцветная викторина» (изобразительное творчество);
  • Развлечение «В гостях  у мастера Карандаша» (изобразительное творчество).

3.3. Взаимодействие с родителями

Цель: привлечь родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.

Задачи:

  1. Объединить усилия семьи и детского сада для творческого развития детей;
  2. Активизировать и обогащать умения родителей по художественно-эстетическому воспитанию детей;
  3. Поддерживать инициативность родителей в собственных педагогических возможностях в изодеятельности.

При работе с родителями были выбраны следующие формы работы:

- консультации;

- собрания;

- беседы;

- выставки совместного творчества;

- участие родителей в праздниках, развлечениях;

- совместное посещение музейно-выставочного центра.

Перспективное планирование образовательной работы с родителями

Сентябрь

1. Родительские собрания в группах на тему: «Организация ОД по изобразительной деятельности: структура, художественные материалы, цели. Совместное с детьми участие в образовательном процессе».

2. Консультация «В музей с ребёнком».

Октябрь

1. Рекомендация для родителей «Что рисует ваш ребёнок».

2. Совместная с родителями ярмарка поделок из урожая «Дары осени».

Ноябрь

1. Участие в создании альбома «Моя малая Родина - Малоярославец»

2. Выставка детского творчества совместно с родителями «Мир профессий»

Декабрь

1. Совместная с детьми выставка декоративно-прикладного творчества «Мастерская Деда Мороза»

2.«Обучение ребёнка и типичные заблуждения родителей».

Январь

Консультация для родителей подготовительных групп «Детство художника».

Февраль

1. Консультация «Музей для ребёнка»

Март

1. Консультация на тему: «Ум ребёнка на кончиках его пальцев».

 Апрель

1.Детско-родительское творчество – конкурс декоративно-прикладного искусства «Космические просторы».

2. Детско-родительское творчество - конкурс декоративно-прикладного искусства «Пасхальная радость».

3. Консультация для родителей: «Художники нашего края».

Май

1. Консультация для родителей: «Обучение ребёнка и типичные заблуждения родителей».

 

3. Организационный раздел

3.1.Учебно-тематический план

Подготовительная группа

Занятия по изобразительной деятельности проводятся:

-  два раза в неделю в МДОУ ЦРР – детский сад №6 «Синяя птица»;

- один раз в месяц в Малоярославецком музейно-выставочном центре.

Длительность занятий  - 30 минут.

Месяц

Занятия по изобразительной деятельности в МДОУ ЦРР – детский сад №6 «Синяя птица»

Занятия в Малоярославецком музейно-выставочном центре им. И. А. Солдатёнкова

Сентябрь

Неделя 1  Тема: «Картинки на песке»

                 Тема: «Бабочки-красавицы»

Неделя 2  Тема: «Улетает наше лето»

                 Тема: «Качели-карусели (детская                площадка)»

Неделя 3  Тема: «Весёлые качели»

                  Тема: «Наша клумба»

Неделя 4 Тема: «Осенний натюрморт из фруктов (овощей)»

                 Тема: «Астры в вазе»

Тема: «В мастерской  художника»

Октябрь

Октябрь

Неделя 1 Тема: «Мы – художники-пейзажисты»

                Тема: «Осенняя берёза»

Неделя 2 Тема: «Осенний клён и ель»

                Тема: «Осенний лес»

Неделя 3 Тема: «Осеннее дерево под ветром и дождём»

                Тема: «Хмурый ветреный день»

Неделя 4 Тема: «Кудрявые деревья

                Тема: «Лес, точно терем расписной…»

Тема: «Знакомство с жанрами живописи. Родные просторы. Пейзаж в изобразительном искусстве»

Ноябрь

Неделя 1 Тема: «Строим дом многоэтажный»

                Тема: «Такие разные зонтики»

Неделя 2 Тема: «Дымковские животные»

                Тема: «Дымковский индюк»

Неделя 3 Тема: «Барыня, няня (водоноска)»

                Тема: «Мы с мамой идём в детский сад»

Неделя 4 Тема: «Городецкий узор на полосе из бутонов, розана и листьев»

               Тема: «Городецкий узор на кухонной  доске»

Тема: «Делу время – потехе час»

Декабрь

Неделя 1  Тема:  «Дети на прогулке зимой»

                  (два занятия)

Неделя 2 Тема: «Зимний убор деревьев»

    Тема: «Снегирь на ветке рябины»

Неделя 3  Тема: «Волшебный мир ночи»  

                 Тема: «Наш город зимой»

Неделя 4  Тема: «Цветочные снежинки»

                Тема: «Дремлет лес под сказку сна»

Неделя 5 Тема: «Новогодние игрушки»

Тема: «Рукоделье – загляденье»

Январь

Неделя 1 Тема: «Избушка на курьих ножках»

                Тема:  «Терем-теремок»

Неделя 2 Тема: «Рисуем сказку манной крупой»

Неделя 3  Тема: «Снежинка» (два занятия)

Тема: «Добрых рук волшебство» -

Февраль

Неделя 1  Тема: «Транспорт в нашем городе»

                 Тема: «Рыбки играют, рыбки сверкают»

Неделя 2  Тема: «Я с папой»

                 Тема: «Мы с мамой улыбаемся»

Неделя 3  Тема: «Комнатное растение»

                 Тема: «Цветы в вазе»

Неделя 4  Тема: «Букет цветов»

                 Тема: «Чудо-цветок»

Тема: «Солнечные плитки»

Март

Неделя 1 Тема: «Салфетка под конфетницу или вазу»

                 Тема:  «Моя семья»

Неделя 2 Тема: «Салфетка для Гжелочки»

                Тема: «Гжельский узор на форме чашки, сахарницы, чайника, вазы»

Неделя 3 Тема: «Хлудневская глиняная игрушка»

                Тема: «Ранняя весна»

Неделя 4  Тема: «Хохломская шкатулочка»

                 Тема: «Хохломские доски»

Неделя 5  Тема: «Золотой петушок»

                 Тема: «Бабочка»

Тема: «Родные просторы»

Апрель

Неделя 1  Тема: «Звёзды и кометы»

                  Тема: «В далёком космосе» 

Неделя 2  Тема: «Космический пейзаж»

                 Тема: «Чудо-писанки»

Неделя 3 Тема: «Золотые облака (весенний пейзаж)»

                 Тема: «Заря алая разливается» 

Неделя 4  Тема: «День и ночь (контраст и нюанс)»

                 Тема: «Праздничный город»

Тема: «Как рубашка в поле выросла»

Май

Неделя 1 Тема: «День Победы – 9 мая»

                 Тема: «Весенняя гроза»

Неделя 2 Тема: «Весенний букет в вазе»

                Тема: «Цветущий месяц май»

Неделя 3 Тема: «Букет с папоротником и солнечными зайчиками»

               Тема: «Что ты больше всего любишь рисовать?»

Неделя 4  Тема: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

                Тема: «Лягушонок и водяная лилия»

Тема: «Памятные  места и святыни  Калужского края»

3.2. Материально - техническое обеспечение реализации программы

Кабинет изобразительной деятельности создан с целью развивать художественно – творческие способности дошкольников средствами изобразительной деятельности, приобщить их к изобразительному искусству.

Кабинет оснащен:

Мебель

Материалы и оборудование

Наглядные пособия

Столы для детей

Картины

Репродукции картин русских и советских художников

Творческий уголок

Палитры

Коллективные работы педагогов и воспитанников

 Стол

Мольберты

Пособия по декоративно – прикладному искусству:

Стулья

Дощечки для лепки

Городецкая роспись по дереву

Стулья детские

 Восковые свечи

Дымковская игрушка

Филимоновская народная игрушка

Шкафы

Цветные карандаши

Гжельская роспись

 Тумбы

Гуашь

Жостовская роспись

  Стенды

Акварельные краски

Хохлома

Стеллаж

Глина для лепки

Серия книг «Сказки о художниках»

Пластилин

Иллюстрации «Любимые сказки»

Подставки под краски

 Портреты русских художников

Восковые карандаши Пастельные мелки

Методический наглядно-демонстрационный материал «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт», «Животные»

Стаканчики для воды

 Детская литература

Тушь

Демонстрационные альбомы

Фломастеры

Рабочие тетради

Восковые мелки

Наглядно – дидактические пособия

 Клей - карандаш

Карточки «Азбука цвета»

Ножницы

Хохломская роспись

Простые карандаши

Дымковская роспись

Кисти (номера разные) мягкие, щетинные, клеевые

Филимоновская игрушка

Гжельская посуда (техника папье-маше)

Керамические стаканчики под клей

Хлудневская игрушка

Городецкие деревянные изделия

Матрёшки (семёновская, полхо-майданская)

Масляные краски

Дидактические игры

Тарелки

Приложения к занятиям

Керамическая посуда

Шаблоны

Флуоресцентные краски

Физминутки

Программно – методическое обеспечение

1.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007.

2.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду; планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2006.

3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа: Программа, конспекты: - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

4. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2006.

5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001.

6. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/Под ред. А. А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

7. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: «Просвещение», 1985.

8. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.