"Эксперементируя - познаем мир".

Зайцева Татьяна Дмитриевна

В дошкольном возрасте развивается кругозор детей, формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания. Малыши по сути своей - исследователи. Они наблюдают, ломают, рвут, пробуют, проводят опыты с разными предметами. Они исследуют мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами ткани, пластмасса, поролона.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предмета, сравнивать их между собой. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию и творчество, желание доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры-эксперименты. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные:

 Воспитывать стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний, интересоваться значением слов. Воспитывать бережное отношение к вещам и предметам быта.

Словарная работа: водонепроницаемый, водопромокаемый.

Методические приёмы:

Игровые                                                                                                                                                         Наглядные                                                                                                                                                   Словесные                                                                                                                                               Практическая деятельность.                                                                                                                 Поощрение, анализ занятия.

Оборудование:

Волшебная коробочка, кусочки ткани, пластмасса, поролона; стакан, вода, ножницы заготовки для поделок, клей, иголка с ниткой, ноутбук, видеозапись химических опытов.

Ход НОД:

 В компьютере звучит сообщение.

Воспитатель: Ребята, откуда это прозвучало? Да, наверное, из компьютера. Это пришла видеозапись. Давайте посмотрим, что нам прислали.

Телевизионный просмотр «Шоу опытов».

Воспитатель: Как удивительно и интересно. Дети, что вы видели на экране? А вы, знаете, что такое лаборатория? Предположения детей. Мне бы очень хотелось побывать в таких познавательных лабораториях. А вам? Так давайте отправимся вместе в лабораторию профессора Всезнайкина.

На пороге лаборатории встречает Профессор Всезнайкин.

 Профессор: Здравствуйте! Я ребята, предполагаю, что вы все очень любознательны и пришли ко мне, чтобы увидеть что-нибудь удивительное и узнать что-нибудь интересное. Разве я не прав? В моей лаборатории происходят и чудеса и волшебства и просто всякие исследования. Хотите поучаствовать в исследованиях? Тогда начнем вот с этой чудесной коробочки. Кто догадается, что в ней лежит? Предположения детей. Вот сейчас узнаете. Надо на ощупь потрогать и назвать предмет, лежащий в коробке.

Дети опускают руку в коробочку и называют предмет, лежащий в коробке. Вынимаем из коробки и уточняем, правильно ли назван предмет, из какого материала он сделан. Дети вынимают еще несколько предметов (железных, резиновых, деревянных, пластмассовых, из ткани).

Профессор: Посмотрите вокруг и назовите предметы в моей лаборатории из ткани, пластмасса, поролона. Вы молодцы, и теперь перейдем непосредственно к исследованиям. Подойдите к столам.

- Ребята, как вы думаете, что это за материал? (пластмасс) Попробуйте определить какой он на ощупь? (Твердый, гладкий, холодный). Какие еще вы знаете твердые материалы? (Стекло, железо, камень). Давайте исследуем, а тонет ли пластмасс?  Вывод -  не тонет,  он – легкий. Продолжаем эксперименты. В пластмассовом стакане лежит предмет. Вы его видите? Если вы не видите, что можно сказать о нем? (он не прозрачный). (Как бы нечаянно роняют стакан). Дети, не разбился стакан? Если он не разбился,  что можно о нем сказать? (крепкий, твердый, не бьющийся). Наберите в свои стаканчики воды. Вода проходит сквозь стакан? Это значит он водонепроницаемый. Повторите это слово. (Пояснение значения этого слова).

Давайте же подведем итог:  какой пластмасс?

 Гладкий, твердый, крепкий, холодный, непрозрачный, не бьющийся, водонепроницаемый, легкий.

Звучит спокойная музыка.

Физкультминутка.       Поработали ребятки, а теперь все на зарядку.

Тихо встаньте, улыбнитесь. Все в зверушек превратитесь.

Сколько в сад пришло зверей, не узнать моих детей.

Кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто кот, кто птичка.

Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте не стесняйтесь

Тихо станьте, улыбнитесь и в ребяток превратитесь.

Мы немного отдохнули.

Профессор: Вам интересно? Будем дальше экспериментировать? Давайте определим, что это? Ткань – поролон. Потрогайте на ощупь.  Какая она? (мягкая, теплая, пушистая). А поролон? (мягкий и воздушный) Сожмите ткань, а теперь поролон. Что можно сказать о них? (сжимаются, мнутся). Сейчас узнаем, рвутся ли эти материалы? Поролон рвется легче, чем ткань. Что можно сказать о ткани? (она прочнее и крепче). Можно ли резать ножницами? (режутся). Как вы думаете, будут ли они водонепроницаемыми? Давайте исследуем. В таз с водой окунаем ткань (ткань мокнет и тонет, а поролон плавает). Если поролон не утонул, что можно сказать о них? Поролон легче, а ткань промокла и утонула. Ткань водопромокаемая. Повторите это слово. Водопромокаемые. Пояснение этого слова. Мы уже назвали, что поролон воздушный. Сейчас я  вам покажу воздух в поролоне. Опустите поролон на дно и крепко сожмите под водою. Что вы видите? (вышли пузырьки воздуха) А можно ли их склеить? (склеиваются). Интересно, сошьется ли нитью? (сшивается). Можно ли их выстирать? (стираются).

Итог: Ткань – мягкая, рвется, режется, мнется, стирается, сшивается, водопромокаемая. Поролон - мягкий, воздушный, рвется, режется, сшивается, стирается, легкий. А еще ребята, все эти материалы очень-очень воспламеняются. Пояснение этого слова. Поэтому эти материалы нельзя подносить близко к огню. Дети, где используют ткань, пластмасс, поролон?

Профессор: Ну, как ребята, узнали, что-нибудь новое? Я для вас приготовил еще небольшой сюрприз. Надо немного применить волшебства. В волшебную коробку сложу нитки, кусочек пластмасса, кусочек поролона, кусочек ткани. Произнесу магические слова. Вы можете тоже поучаствовать в колдовстве. Называйте свои магические заклинания. Давайте еще на нее дружно подуем и достанем то, что у нас получилось. Дети достают из коробочки готовую поделку из пластмасса, поролона и ткани (человечек). Мне бы хотелось, чтобы у вас осталось что-нибудь на память обо мне и моей лаборатории. Я предлагаю вам изготовить из поролона, ткани, ниток, пластмассовых ложек таких чудесных человечков.

Пальчиковая гимнастика.

Дети подходят к столам и изготовляют поделку. На столах поролон разного цвета, нитки для волос тоже разного цвета и разной фактуры, пластмассовые ложки для ножек и большие для головы, готовые юбочки разного цвета и штанишки. Дети выбирают по желанию, и могут вносить свои коррективы в изготовление человечка (пуговички дорисовать фломастером, из ниток наплести косичек, из пластилина сделать пуговицы….)

Профессор: Какие замечательные получились человечки, у каждого свой характер. Вам понравилось работать в моей лаборатории? Что для вас было самое интересное? О чем вы можете рассказать друзьям и родителям?  К сожалению, время вашего пребывания в лаборатории закончилось, сейчас ко мне придут мои студенты проводить исследования и нам пора прощаться. Я буду рад, если вы придете ко мне еще. До свидания.