Фестиваль психолого-педагогических практик

Мачтакова Юлия Владимировна

Мастер-классы по работе с родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мачтакова Юлия Владимировна Педагог-психолог МАОУ СОШ № 131 высшая квалификационная категория

Слайд 2

Мастер –класс по теме: «Эффективная похвала» Цель : Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей и построение взаимоотношений с ними . Задачи: 1 . Ознакомление родителей с тактикой использования похвалы . 2. Закрепление теоретического материала. 3 . Проанализировать действия родителей по отношению к своим детям . Целевая аудитория: родители (законные представители) Количество участников: 6 человек Планируемые результаты проведения мастер-класса: 1. Родители научатся видеть хорошее и позитивное в нашей жизни. 2. Родители овладеют навыками позитивного восприятия ребёнка . Оборудование: ручки, планшетки, раздаточный материал (приложение №1)

Слайд 3

Структура мастер-класса: 1. Теоретический материал 2. Упражнение «Машина позитива» 3. Анализ упражнения

Слайд 4

1. Теоретический материал Эффективная похвала – это положительное реагирование на поведение ребенка (одобрение). Возможности для похвалы: В чем ваш ребенок уже преуспел ( например, он сам вовремя встает по утрам, или убирает у себя в комнате , или все­гда гасит за собой свет). Похвалите его за это и он будет так поступать и дальше . Постарайтесь обращать внимание на те, успехи, которых добивается ваш ребенок, как бы малы они ни были (похвала за минимальную динамику). Например, раньше ваш ребенок не записывал домашнее задание в дневник, а именно сегодня он записал только задание по математике. Хвалите своего ребенка за попытку на­учиться чему-то новому . Не пропускайте возможности выразить свое одо­брение каждый раз, когда он пытается чего-то достичь.

Слайд 5

Похвала необходима для развития наших детей. Их эмоциональный рост невозможен без нее так же, как физический рост невозможен без пищи. К сожалению, родителям бывает легче заметить ошибки и недостатки, чем достижения и достоинства своих детей. Для того чтобы научиться сосредотачивать внимание на том хорошем, что есть в вашем ребенке, от вас потребуются определенные усилия. Однако, начав регулярно хвалить своих детей, очень скоро вы увидите, насколько благоприятно это скажется на их поведении. Положительное внимание, которое вы уделяете ребенку, когда хвалите его, позволит ему лучше почувствовать вашу любовь и заботу.

Слайд 6

. 2. Упражнение «Машина позитива» Родителям раздаётся раздаточный материал (приложение № 1) Педагог-психолог: Перед вами рисунок, на котором изображена машина. Я прошу вас написать пять любых высказываний по поводу этого рисунка . Родители работают с рисунком . Педагог-психолог: Теперь я попрошу вас поставить знак «+» или «-» напротив каждого из ваших суждений, «+» - это положительное высказывание, а «-» - это отрицательное высказывание. Родители работают с рисунком . Педагог-психолог: Подсчитайте, пожалуйста, каких суждений больше: положительных или отрицательных? Родители зачитывают вслух свои высказывания .

Слайд 7

Педагог-психолог : Что характерно для большинства прочитанных высказываний? (Большинство комментариев носит критический характер ). Родители вслух анализируют . Педагог-психолог: Мы видим, что, несмотря на то, что я просила вас написать свои высказывания, не оговаривая, что они должны быть критическими, большинство высказываний носит негативный или критический характер. Как вы думаете, почему ? Родители вслух анализируют . Педагог-психолог: Людям свойственно относиться ко всему критически. Стоит только заглянуть в СМИ или посмотреть телевизор, и вы убедитесь, что мы тратим огромное количество времени и усилий на то, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны жизни. Поэтому родителям иногда бывает трудно, а иногда кажется, что даже невозможно, увидеть хорошее в том, что делают наши дети. Однако, это делать совершенно необходимо. Если мы научились находить во всём недостатки, мы точно также можем научиться находить во всём достоинства. 3. Анализ упражнения

Слайд 8

Вывод: Таким образом, данное упражнение учит родителей видеть хорошее и позитивное в нашей жизни. Эффективная похвала даёт родителям возможность говорить детям об их удачах и сосредотачивать внимание на их достоинствах.

Слайд 9

Приложение № 1 Напишите , пожалуйста, пять высказываний по поводу этой машины : 1. 2 . 3 . 4 . 5.

Слайд 10

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мачтакова Юлия Владимировна Педагог-психолог МАОУ СОШ № 131 высшая квалификационная категория

Слайд 2

Мастер –класс по теме: «Последствия: поощрения и наказания» Цель : Повышение уровня родительской компетенции в вопросах благополучного воспитания детей и построение взаимоотношений с ними. Задачи: 1 . Ознакомление родителей с последствиями поведения. 2 . Закрепление теоретического материала. 3. Проанализировать действия родителей по отношению к своим детям . Целевая аудитория: родители (законные представители) Количество участников: 6 человек Планируемые результаты проведения мастер-класса: 1. Родители научатся правильно назначать «последствия». 2. Родители овладеют навыками, связанными с вопросами воспитания, обучения и развития детей . Оборудование: ручки, бумага

Слайд 3

Структура мастер-класса: 1. Поведение и его последствия 2. К акие бывают последствия 3 . Особенности назначения последствий

Слайд 4

1. Поведение и его последствия Люди сталкиваются с последствиями своих поступков на каждом шагу. Не выполнив задания на работе, мы получаем нагоняй от начальника, а, сказав что-то приятное другу, слышим в ответ комплимент. Последствия поступков заставляют детей думать, они узнают, что их действия (поведение) всегда ведут к каким-то результатам: иногда к положительным, а иногда — к отрицательным. Существует два типа «последствий» — положительные и отрицательные.

Слайд 5

. 2. Какие бывают последствия Положительные «последствия» детям нравятся, и они готовы приложить определенные усилия, чтобы их добиться. Если какое-то поведение приводит к положительным «последствиям», это заставляет ребенка повторять свои действия. Одним из видов положительных «последствий» являются поощрения и награды . Отрицательные «последствия» неприятны, и дети стремятся их избегать. Когда за определенным поведением следуют отрицательные «последствия», ребенок старается больше так не поступать или, по крайней мере, вести себя подобным образом как можно реже. Когда ребенка лишают поощрения или привилегии, это тоже является отрицательным «последствием».

Слайд 6

3. Особенности назначения последствий Что следует учитывать, когда вы назначаете ребенку «последствие» за его поведение: 1. «Последствие » должно быть значимо и важно для ребенка. Лишать его поощрения или же использовать в качестве награды то, что не имеет для него значения, совершенно бесполезно. Обратите внимание, чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время. Если, например, он любит смотреть телевизор, приглашать к себе друзей или кататься на велосипеде, то все это можно использовать в качестве «последствия ». 2. Родители должны назначать ребенку «последствие» как можно скорее после того, как ребенок совершил данный поступок. Чем больше времени пройдет между поступком и его «последствием», тем менее эффективным это «последствие» окажется, и тем менее очевидной будет связь между ними. Если, например, вы лишите свою пятилетнюю дочку возможности поиграть с друзьями за ее проступок недельный давности, она вряд ли сможет это понять и решит, что вы поступаете несправедливо.

Слайд 7

3. Родители должны подумать о том, как часто следует использовать одно и то же «последствие». Если вы прибегаете к нему слишком часто или слишком редко, оно теряет силу своего воздействия. Если, например, каждый раз, когда ваш сын будет помогать вам по хозяйству, вы будете давать ему конфету, то первое время он будет работать не покладая рук. Однако вскоре конфеты ему наскучат, и его активность значительно ослабеет. 4. Важно обращать внимание на размер выбранного «последствия» и стараться прибегать к минимальной величине, которая способна оказать воздействие на ребенка. Если за небольшое достижение ребенок будет получать слишком большое поощрение, этим вы избалуете его. С другой стороны, если за небольшие проступки вы будете назначать слишком серьезные «последствия», это приведет к тому, что ваш ребенок будет всегда чувствовать себя наказанным.

Слайд 8

5. Необходимо убедиться, что ребенок точно знает, каково «последствие», и за какие действия он это «последствие» получил. Опишите поведение и «последствие» четко, конкретно и ясно. 6. Важно быть последовательным. Недопустимо, чтобы один раз какому-то поступку соответствовали серьезные «последствия», а в другой раз — такой же поступок остался без «последствий». «Последствия» должны назначаться в системе и регулярно. 7. Доводите дело до конца. Если вы приняли решение, что, выполнив какое-то задание, ваш ребенок должен получить поощрение, не забудьте об этом. Точно так же, если вы назначили негативное «последствие», не поддавайтесь на уговоры ребенка и выполните обещанное. Если же вы позднее почувствовали, что действовали необдуманно или поддались своему гневу и «последствие» было слишком серьезным, извинитесь перед ребенком и сделайте так, чтобы «последствие» соответствовало проступку.

Слайд 9

8. Старайтесь избегать предупреждений. Предупреждения будут означать, что вы только грозитесь «последствиями». Например, вы можете сказать: «Перестаньте ссориться, а не то я отберу игру». Если дети продолжают ругаться, а вы не забираете у них игру, они поймут, что ваши угрозы ничего не стоят, и в следующий раз не будут обращать на предупреждения никакого внимания. Ваши действия потеряют свою эффективность. 9. «Последствия» должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям ребенка.

Слайд 10

10. Ваше поведение должно соответствовать «последствию». Если «последствие» положительно, будьте дружелюбны и полны энтузиазма. Если же ребенок своим поведением вызвал отрицательное «последствие», будьте спокойны и просто опишите произошедшее. Сообщая о негативных «последствиях», не следует кричать и сердиться. 11. Соотношение ругани и похвалы 1 к 4 (на одно порицание четыре похвалы).

Слайд 11

Вывод: Т аким образом, если «последствия» соответствуют поступку, они учат ребенка правильно себя вести, способствуют ослаблению отрицательного и укреплению положительного поведения. Родителям необходимо сочетать ясные и четкие объяснения того, чего они хотят от детей, с назначением «последствий». Соблюдение этих условий в сочетании с заботой и любовью дает очень хорошие результаты.

Слайд 12

Спасибо за внимание