Психологическая газета

Мачтакова Юлия Владимировна

Материал для школьных педагогов-психологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая газета Чкаловского района

N5 

Ноябрь

 2016

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Уважаемые читатели!

Предлагаем вашему вниманию пятый номер газеты, посвященный зависимостям.

Алкогольная и пивная зависимость

Известно выражение древнеримского философа Сенеки: «Опьянение есть добровольное безумие». Почему Сенека применил именно это слово для объяснения состояния опьянения? В то время не было такой развитой науки, диагностики как сейчас. Давайте попробуем, вооружившись современными научными знаниями, понять механизм действия алкоголя на организм человека. Известно, что алкоголь поражает все органы и ткани, но прежде всего (и в основном) он поражает мозг.  

К каждой клетке головного мозга подведен капилляр для питания кислородом. Когда в кровь попадает даже незначительная доза алкоголя (кружка пива, бокал шампанского), в капилляре происходит склеивание эритроцитов, капилляр закупоривается, питание в клетку не попадает, и через 7-10 мин. клетка безвозвратно погибает. Причем, разрушаются клетки, отвечающие за память, внимание, самоанализ, самокритику, самоконтроль, стыд, совесть. Алкоголь разрушает мозг человека, лишает его разума, приводит его к «без – умию». Пьющий народ, нация приводят себя к  «без – умию», к деградации, к вымиранию. Давайте посмотрим на некоторые цифры. Мужчины в 1913г. – 43% трезвенников, в 1979г. – 0,6% трезвенников. Женщины в 1913г. – 90% трезвенниц, в 1979г. – 2,4% трезвенниц, т.е. 97,6% - пьющих женщин.

Юноши и девушки в1913г. – 95% до 18 лет не пробовали алкоголя, в 1979г. – меньше 5%.

Наши, как мы считаем, неграмотные прадеды знали, что нельзя давать детям алкоголь, что нельзя пить людям до 35-40 лет, т.е. пока не нарожают здорового потомства. Не только знали, но и строго следили за этим.  

Мозг достигает зрелости только к 21 году. У детей, употребляющих спиртные напитки, снижается интеллект, ухудшается память, внимание, способность к обучению; сужается сфера интересов, слабеет воля, портится характер. Появляется патологическая резкость, агрессивность, неустойчивость психики, появляются алкогольные психозы, а это прямой путь к преступности. Разрушение еще не окрепшего мозга происходит значительно быстрее, чем у взрослого человека.

Недостаток в питании детей белков и витаминов группы В усиливает тягу к алкоголю. Алкоголь, в свою очередь, разрушает эти витамины, особенно В1. Он первый погибает под действием алкоголя. Разрушение этих витаминов приводит к истощению нервной системы, т.к. витамины группы В, особенно В6 и В12  препятствуют разрушению клеток головного мозга. Систематическое употребление алкоголя в силу наркотических свойств неизбежно проводит человека через все круги алкогольного ада до самого последнего – полного психического распада личности.

Употребление пива приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин, т.е. у мужчин появляются некоторые женские признаки и развивается импотенция, а женщины становятся более «мужественны» - грубеет голос, характер, появляется растительность на лице. Именно пиво оказывает наиболее негативное влияние на содержание половых гормонов в организме мужчин и женщин. К сути этого явления официальная наука вплотную подобралась только в 1999 году. Оказалось, что в шишечках хмеля, используемых для придания пиву специфического горьковатого вкуса, находится вещество, относящееся к классу фитоэстрогенов («фито» - растение, «эстроген» - женский половой гормон). Факт этот, начиная с 1999г. активно обсуждается в специализированной научной литературе, но для широкого круга читателей эта информация остается практически закрытой.

Мужчина, потребляя пиво, в существенной степени замещает в собственном организме мужской гормон на женский. Мужской гормон дает мужчине активность, волевые качества, стремление к победе, желание лидировать. Пиво делает из мужчины безвольное, апатичное, раздражительное существо промежуточного рода. Фигура такого существа тоже меняется – расширяется таз, жир откладывается по женскому типу – на бедрах, мышцы живота слабеют, появляется «пивной живот», разрастаются грудные железы, заплывшие жиром.

Женский организм работает сложнее и изящнее мужского. В нем каждый месяц гормональный фон существенным образом меняется, и вторжение в этот тонкий механизм фитоэстрогенов грозит серьезными последствиями вплоть до бесплодия. В нормальном состоянии организм женщины сам вырабатывает столько эстрогена, сколько ей в данный момент нужно. Если женщина пьет пиво и таким образом вводит в свой организм дополнительное количество женского гормона, то это может приводить (как показали опыты на крысах), к увеличению матки, к разрастанию ее ткани, выделению излишнего секрета и слизи в фаллопиевых трубах, нарушению менструального цикла. Все это ставит под вопрос пригодность такой женщины для продолжения рода. Действие хмеля на женщин известно давно. их никогда не использовали для сборки шишечек хмеля на плантации, поскольку при такой работе у женщин открывается маточное кровотечение вне зависимости от внутреннего месячного цикла.

Если у мужчин употребление пива снижает влечение к противоположному полу, то у женщин наоборот увеличивает, что вносит дисгармонию в семейные отношения.  Особенно грустно наблюдать девушку с бутылкой пива, висящую на каком-нибудь парне, на виду у прохожих. Это можно назвать синдромом «кошачьей течки», когда половое влечение у девушки настолько увеличено, что она теряет свою природную скромность и начинает играть активную, доминирующую роль, навязываясь парню, не в состоянии контролировать гипертрофированное желание. К сожалению, девушки принимают это за норму и не подозревают о причинах этого психического расстройства.

Мужчин и женщин, пристрастившихся к пиву можно обнадежить – навсегда расставшись с этим пойлом, они дадут своему организму возможность восстановить изначальный гормональный статус и с течением времени смогут вернуть себе утраченное здоровье. Только отказаться от пива для таких людей порой бывает очень сложно.

К пиву пристрастие формируется незаметнее и быстрее, чем к другим алкогольным изделиям, а лечится пивной алкоголизм с еще большим трудом, чем обычный.

Употребление пива повышает более чем на 30% вероятность развития рака груди, целый спектр глазных болезней.

Пивной рынок существенным образом ориентирован на молодежь, для которой важна не столько цена, сколько «символические свойства» пива. Пивной рынок контролируется иностранным капиталом. «Балтика» – это Скандинавия, «Холстен» – Германия, «Невское» – Дания, «Миллер» – США, «Старый мельник» – Турция, «Толстяк» – Бельгия, «Бочкарев» – Исландия, «Золотая бочка» – Южная Африка. Большая часть сырья поставляется из-за границы. А что из России? Из России – деньги. Ваши деньги…

Иноземные «благодетели» совмещают приятное с полезным, набивают свои карманы и очищают нашу страну от излишнего населения. Выполняют завет, озвученный Мадлен Олбрайт (бывший госсекретарь США) в 2000г.: «По мнению мирового сообщества в России экономически целесообразно проживание 15 миллионов человек…»

За последние 10 лет по официальной статистике в России каждый год в среднем рождается 1,35 миллиона человек, а умирает 2,20 млн. чел., каждая пятая семейная пара бесплодна.

Итак: пить или не пить? Выбор за вами…

Компьютерная зависимость

Причины возникновения

Самая первая и самая главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, «просчитать» ситуацию.

  • Ребёнок не приучен к труду, умению видеть работу и её выполнять.
  • Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и, самое главное, слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка — непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.
  • Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.
  • Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
  • Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребёнок уходит в виртуальный мир.
  • Если подросток не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы.
  • Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
  • Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
  • Ребёнку в семье некомфортно, так как комната — его личное пространство — устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения.
  • Неуверенность в себе, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.
  • Замкнутость. Малообщительный ребёнок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, также подвержен риску компьютерной зависимости.
  • Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
  • Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.
  • Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Чрезмерное увлечение компьютером, весьма вероятно, является индикатором состояния ребёнка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда оказываются в состоянии заметить переживания ребенка, происходящие с ним изменения. За внешним благополучием подростка, никоим образом не демонстрирующего свои комплексы и недовольство, могут скрываться серьёзные переживания по поводу собственной несостоятельности и неполноценности. В случае выраженной компьютерной зависимости эти переживания обнажаются и становятся заметными. Подросток ищет себя, свое место в жизни и, не найдя адекватного своим возможностям и желаниям, уходит в нереальный мир. Он сигнализирует взрослым о наличии неблагополучия и как бы ищет с их стороны понимания и поддержки. Понятно, что неприятие взрослым интересов подростка обижает его, тем самым, отдаляя, их друг от друга.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым.

  • Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет – 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет – 1,5 часа).
  • Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).
  • Приобщайте к домашним обязанностям.
  • Культивируйте семейное чтение.
  • Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
  • Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.
  • Знайте место, где ребёнок проводит свободное время.
  • Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
  • Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
  • Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
  • Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
  • Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
  • Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  • Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
  • Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.

Игра дает ребёнку те эмоции, которые не всегда дает ему жизнь – от положительных до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение, также ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – аналог волшебной палочки, благодаря которой он становится властелином мира, создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою не успешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления». Но в реальной жизни по мановению волшебной палочки проблемы не решаются.

Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

  • Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам, уходу из дому и пр.).
  • Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
  • Не действуйте на «авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.
  • Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде  компьютера.
  • Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
  • Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.
  • В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.
  • Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала – к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
  • Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит, зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребёнка, частично изменив его сознание.

Задача взрослых не позволить этому виртуальному миру заманить детей и сделать из них бездушных, безвольных, одиноких и равнодушных людей.

Селфи-зависимость

Зависимость от селфи – самый молодой вид аддиктивного поведения, и подвержены ему в основном люди до 30 лет. Казалось бы, в фотографировании своей персоны нет ничего предосудительного, но на самом деле все обстоит гораздо серьезнее. Не зря в США психиатры признали зависимость от селфи одним из видов расстройства психики.

Существует множество видов селфи: релфи – фото с любимым человеком; лифтлук – кадр в зеркале лифта; дакфейс – «утиное лицо», используют девушки, выпячивая губы; шуфиз – ноги в обуви на различном фоне; экстрим-селфи – при занятии экстремальными видами спорта или в опасных ситуациях (на краю крыши, обрыва); монстр-селфи – представление себя в виде чудовища; скотчлук – образ с перетянутым скотчем лицом.

Селфи-зависимость нарушает внутренний мир индивида и препятствует полноценному межличностному общению, признана заболеванием. На начальной стадии селфи-зависимости человек фотографирует себя 2-3 раза в день и любуется плодами своих трудов сам. Острая стадия заболевания - любитель пофотографироваться делает не менее трех снимков в сутки и обязательно выкладывает их в социальных сетях. Люди, страдающие хронической селфи-зависимостью, не могут избавиться от желания фотографировать себя постоянно. Они не менее 6 раз в день выкладывают снимки в Интернет.

Больше всего селфи-зависимости подвержены подростки, что связано со становлением так называемого «зеркального» или социального «Я». Подросток сомневается в себе, в своей привлекательности, ищет ответ на вопрос «Какой Я?». Селфи – это возможность получить обратную связь «лайки», разместив фотографии в соцсетях.

У взрослых людей селфимания вызвана инфантилизмом личности, низкой самооценкой, неуверенностью в себе, поиском социального одобрения. Коварство «селфизма» заключается в том, что он развивается постепенно. Каждый «лайк», поставленный под фотографией в соцсети, воспринимается ее автором как одобрение и подталкивает его к продолжению селфи-безумия. Основные последствия селфи зависимости заключаются не только в увеличении степени нарциссизма и самолюбования. И дело даже не в том, что «селфист» часами бегает со штативом и сидит в социальных сетях, размещая снимки и тратя на это драгоценное время. Стремясь превзойти самого себя, человек пытается сделать необычные фотографии, рискуя жизнью и здоровьем. Известно уже немало случаев, когда, делая селфи, люди выпадали из окон домов, а также ломали руки и ноги, пытаясь взобраться на разного рода возвышенности.

Лечение селфимании специалистами (психологами, психотерапевтами) длится примерно полгода.

Не все люди готовы идти к психологу и заявить открыто о своей проблеме. Если селфи-зависимость удалось обнаружить, можно попробовать и самостоятельно решить проблему. Но на это способен лишь волевой и организованный человек.

Прежде всего, необходимо вместе с телефоном или фотоаппаратом положить блокнот с ручкой. Как только возникает желание фотографировать, следует брать материалы для записей и помечать, что хочется запечатлеть, почему, что чувствуете при этом. Доказано, что такие пометки позволяют по-другому взглянуть на мир, развивают психические процессы, дисциплинируют. Обычно, после того, как записали свои ощущения, фотографировать их уже не хочется. Необходимо четко планировать свой день, придерживаться графика, в котором можно выделить время для фотографий, но знать, что сделать можно только один кадр. Благодаря этому приему, человек развивает наблюдательность, внимание к своей жизни, выборочно относится к происходящему. Хорошим способом избавления от зависимости будет переключение на какой-либо активный вид отдыха, спорт, танцы, при которых невозможно всегда быть с телефоном в руке.

Над номером работали психологи: Газиева Н.В., Ибатуллина Л.В., Ломова А.Д., Серпионова И.Ю. Ответственный за выпуск Серпионова И.Ю.



Предварительный просмотр:

Психологическая газета Чкаловского района

N4 

январь

 2014

РМО ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ. Информационно-методический центр Чкаловского района

Уважаемые родители!

Педагоги-психологи и логопеды образовательных учреждений района предлагают вашему вниманию четвертый номер Психологической газеты.

Одна из наиболее острых проблем современной общеобразовательной школы – проблема стойкой неуспеваемости и дезадаптации школьников. Большое число современных детей попадает в категорию группы риска – дети с ограниченными возможностями здоровья, дети «со специальными потребностями», «с трудностями обучения», «часто болеющие дети». По данным российских исследователей в начальной школе до 20% детей испытывают трудности в обучении из-за неспособности правильно овладеть навыками письма и чтения. Непонятные слова – «дислексия», «дисграфия», «дизартрия» – родители современных школьников слышат все чаще и все чаще слышат рекомендации проконсультировать ребенка у логопеда или дефектолога.

Основные направления работы логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Дефектолог – это педагог, который поможет ребенку познать все или почти все из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития.

Основные направления  работы дефектолога:

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • развитие высших психических функций (мышление, внимание, память и т.д.);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • нормализация ведущей деятельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • готовность к восприятию учебного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;

  • формирование математических представлений;
  • развитие мелкой моторики;
  • подготовка к школьному обучению.

Прежде, чем перейти к рассмотрению речевых ошибок, которые допускают дети, ознакомим вас с основными этапами развития речи у детей.

В научной литературе принято выделять пять этапов развития детской речи.

  1.  В момент рождения. Крик.

Первая звуковая реакция ребёнка – крик сразу после рождения. В норме крик сильный, звонкий, чистый.

Если первый крик ребёнка похож на писк, тихий, слабый, возможны речевые проблемы в будущем.

  1. С 2-3 до 5-6 мес. Гуление.

Звуки, которые ребёнок издаёт во время гуления, ещё не являются звуками речи, они напоминают редуцированные гласные и самые лёгкие согласные (г, к, м, п, б, х ). Окружающие взрослые обязательно должны слышать гуление ребёнка, высказывать эмоциональное одобрение в ответ на звуки, повторять звуковые комплексы ребёнка, предлагать ему новые комплексы и петь песенки.

Признаки неблагополучия: редкие и тихие звуки гуления, однообразие звуков гуления, отсутствие интонационной выразительности гуления, назальный характер звуков, хаотичные движения рук и ног во время гуления.

  1. С 5-6 мес. до 1 года. Лепет.

Лепет не является речью. В процессе лепета формируется процесс слогообразования. Во время лепета закладываются основы фонематического слуха ребёнка. Фонематический слух – способность опознавать и различать звуки речи. Происходит тренировка артикуляционного аппарата ребёнка, синхронизация в работе голоса, дыхания и артикуляции.

Признаки неблагополучия: отсутствие лепета, отсутствие начального понимания обращённой речи взрослого.

  1. От 1 года до 1,5 лет. Первые слова

Первые слова по своей структуре очень похожи на лепетные звуковые комплексы, но они имеют понятийную основу (мама, папа), по своему фонетическому и слоговому составу полностью идентичны словам взрослых и появляются в результате общения со взрослыми. Как правило, первые слова, которые произносит ребёнок, состоят из двух прямых слогов.

Затем появляются слова-звукоподражания (му-му, тук-тук), в этих словах уже более сложные звуки, например, свистящие. Развитию речи ребёнка способствует предметно-практическое общение со взрослыми. Недостаточность в общении может привести к отставанию в речи. Помимо активного развития экспрессивной стороны речи, у детей наблюдается бурное развитие импрессивной стороны речи: ребёнок понимает название многих предметов, частей тела, выполняет простые инструкции. В этом возрасте активно развивается фонематический слух.

  1. От 1,5 до 2 лет. Однословные предложения, предложения из двух слов.

Появляется выраженная потребность в общении, словарный запас составляет 40-60 слов, а у некоторых больше. Нормализуется слоговая структура слов, но звуковое оформление ещё далеко от нормы.

Появляются первые фразы, как правило, состоящие из двух слов. Детям становится доступно понимание развёрнутых фраз, они хорошо понимают двухступенчатые инструкции, сказки.

Признаки неблагополучия: отсутствие словаря, малый объём словарного запаса, отсутствие нормализации слоговой структуры.

  1. От 2 до 3 лет. Усвоение грамматической структуры предложения.

Увеличение словарного запаса до 250 слов. Появление звонких и твёрдых звуков, но в норме может не быть: ш, щ, ж, ц, л, р, р’.

Ребёнок различает способы словообразования, учится словоизменению и создаёт собственные языковые  модели. Многих из этих слов в русском языке нет, но они создаются по всем правилам русского языка, продолжает развиваться коммуникативная функция языка.

Происходит дальнейшее развитие регулятивной функции речи.

Признаки неблагополучия: отсутствие к 3 годам фразовой речи, неумение пользоваться личными местоимениями, неумение называть свой возраст.

  1. От 3 до 5 лет. Фразовая речь.

Словарный запас от 1,5 тысяч  до 3 тысяч слов: существительные, прилагательные, глаголы – соответствуют литературной норме.

Ребёнок свободно владеет навыками словообразования, сформирован словарь бытовой лексики, увеличивается словарь числительных, полный запас местоимений, наречий. Ребёнок адекватно подбирает лексику в различных целях общения.

Появляется интерес к языковым явлениям, ребёнок обращает внимание на новые незнакомые слова, спрашивает, пытается вводить их в свою речь.

Речь выразительна, дети правильно ставят ударение в словах, соблюдают паузы в речи, без труда модулируют голос по силе и высоте.

На основе хорошо развитого фонематического слуха начинают формироваться первичные навыки звукового анализа и синтеза: ребёнок выделяет звуки в слове, может подсчитать количество звуков в небольших словах.

Формируются первоначальные навыки грамоты, происходит связь звука с графическим обозначением буквы. Под руководством взрослого ребёнок учится сливать буквы в слоги, а слоги в слова.

Завершается овладение языком как системой.

Признаки неблагополучия: бедность словарного запаса, отсутствие фразовой речи, бедность грамматических конструкций, наличие аграмматизмов, неправильное звукопроизношение, несформированность навыков звукового анализа, отсутствие интереса к письменной речи.

В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребёнка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств, но к сожалению не у всех.

В современной школе от 20 до 30% детей страдают дизартрией, дислексией, дисграфией.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера, чтение замедленное, с остановками и неверное.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи. Основные проявления дизартрии:

расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная), нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.

Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.

С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфий.

Дисграфия это стойкое нарушение письма, специфическое нарушение орфографического навыка у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дисграфией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Виды дисграфии

Артикуляторно – акустическая дисграфия представляет собой отражение в письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. Проявляется в заменах, пропусках букв.

Акустическая дисграфия – в основе лежит слуховое нарушение дифференциации звуков. Проявляется частыми смешениями, заменами букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза. Проявляется в виде специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка, раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, пропуски и повторы слов, нарушение количественного и качественного состава предложения, нарушение или отсутствие границ предложения.

Оптическая дисграфия обусловлена нарушением зрительного образа буквы, слова. Вследствие неточности зрительного восприятия буквы смешиваются на письме.

 Аграмматическая дисграфия проявляется на почве общего недоразвития речи (ОНР). Проявляется в искажении морфологической структуры слова,  замене частей слова, в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Оптико-пространственная дисграфия. В основе лежат ошибки, связанные с искажением зрительного образа букв, зеркальное написание букв и цифр.

 Данный вид речевого нарушения принято разделять на оптическую  и пространственную дисграфию.

        При оптической дисграфии  наблюдаются легкие нарушения зрительного восприятия, при которых у ребенка формируются искаженные представления об окружающих предметах. На письме, при чтении это проявляется  ошибками по графическим признакам, оптической конфигурации букв: И - Н, И - Ц, Ш - Щ, С - О и т. д. Коррекционная работа учителя-логопеда при данном виде дисграфии состоит в том, чтобы научить ребенка соотносить звук с буквой, анализировать элементы, составляющие букву, выделять её из множества «лишних» деталей.        Пространственная дисграфия связана с особенностями пространственной ориентировки ребенка и  представляет собой зеркальное написание букв (полное или частичное), например: П - И, Т - Ш. Специалисты отмечают, что подобные дисграфические ошибки часто встречаются у леворуких детей.  

Важно  научить ребенка различать левую и правые стороны, опираясь на ведущую руку,  соотносить звук с буквой и анализировать её с точки зрения расположения в пространстве.

         В коррекционной работе при оптической и пространственной дисграфии широко используется предметно-практическая деятельность (лепка, аппликация, рисование). Ребенок вместе с логопедом складывает букву из отдельных элементов, лепит, раскрашивает, пишет в воздухе, на ладошке, на песке. Только после предварительной работы  переходят к отработке буквы в рабочей тетради.

Уважаемые родители!

В школе детям с проблемами в обучении могут помочь педагог-психолог, логопед, дефектолог. Своевременно консультируйтесь со специалистами, если вы заметили, что речь вашего ребенка отличается от речи сверстников.

Какие ошибки детей должны вас насторожить

  • Если малыш старше 1 года не понимает обращенную речь.
  • Если у ребенка старше 3 лет нет фразовой речи.
  • Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, е-з, а-о, д-у, и т.д.
  • Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.
  • Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
  • Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.
  • При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под небом голубым).
  • Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).
  • Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: В саду вы росли чудесные розы (в саду выросли чудесные розы).

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой.

 Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту!

Своевременно оказанная помощь поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным и успешным.

Над номером работали логопеды: Лапина Е.А. (ОУ №61), Тарскова О.А. (ОУ №102), Кибардина В.В. (ОУ №197).

Психологи: Патрушева М.В. (ОУ №59, олигофренопедогог), Ибатуллина Л.В. (техническое оформление газеты, ОУ №102), Соколова И.М. (ОУ №106).

Ответственный за выпуск, редактор – Серпионова И.Ю. (руководитель РМО педагогов-психологов Чкаловского района).



Предварительный просмотр:

Психологическая газета Чкаловского района

N2 

Сентябрь

 2012

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Уважаемые читатели!

Школьные психологи подготовили для Вас 2-ой номер Психологической газеты. Этот номер адресован родителям первоклассников и посвящен вопросам адаптации.

Ваши дети пошли в школу. Позади первые сентябрьские дни, полные цветов, радости и удивления. Все мы: и вы – родители, и мы - учителя, хотим, чтобы 11 лет в школе стали для детей максимально насыщены радостью познания, открытий и богатством общения. Для того, чтобы весь школьный путь для ребенка стал светлым, очень важен этап адаптации к первому классу, который длится от 6 до 9 недель.

Каковы же условия успешной адаптации?

Самое первое и самое главное – мозг ребенка должен быть функционально готов к школьному обучению, т.е. мозг должен «созреть» для восприятия, переработки, осмысливания, запоминания и воспроизведения информации. Нейроны головного мозга и нервные волокна, которые соединяют нейроны, а также межанализаторные связи между полушариями головного мозга должны полностью сформироваться.

Одним из признаков  зрелости головного мозга можно признать умение ребенка считать обратно с 21 до 0 и делать простые фигуры на пальцах рук одновременно, синхронно (например, показывать колечки-ушки-рожки).

Ребенку на момент поступления в школу должно исполниться полных 7 лет.

Следующее условие успешной адаптации  - это мотивация. Ребенок идет в школу  не только для того, чтобы научиться читать, писать, считать, а для того, чтобы научиться быть взрослым. Задача родителей еще до школы сформировать у ребенка правильную мотивацию.

Быстрее и лучше адаптируются к 1-му классу те дети, которые привыкли дома к выполнению деятельности не  всегда интересной, например, домашние обязанности. Через выполнение домашних обязанностей у ребенка формируются ответственность, сила воли, умение оценивать результат своей работы, способность концентрировать внимание.

Очень важен в жизни ребенка правильно организованный режим дня. Известный физиолог И.П. Павлов писал: «Ничто так не облегчает работу клеток головного мозга как режим». Составьте режим дня вместе с ребенком и неукоснительно требуйте его выполнения.  Если режим отсутствует или постоянно нарушается, истощается ЦНС, снижается работоспособность, что приводит к переутомлению, а переутомление – это путь к болезням. Переутомление проявляется в потере аппетита, головных болях, расстройствах сна, в безразличии, раздражительности, в резком снижении умственной продуктивности, частых ОРВИ. С возрастом сопротивляемость организма утомлению повышается. Избежать утомления невозможно, важно – избежать переутомления. У утомления двоякая роль: оно охраняет организм от истощения и в то же время тренирует его, является стимулятором последующего роста работоспособности. Научите ребенка выполнять работу в хорошем темпе. Когда человек работает  в темпе, он затрачивает больше энергии, но выигрывает во времени; т.е. трата энергии менее продолжительна, следовательно, меньше усталость. Бывает, работоспособность снижается на фоне хорошо организованного режима, причины: хронические болезни, глистные инвазии, нарушения витаминного, макро- и микроэлементного баланса, неправильное питание.

Очень хорошо, если на первую четверть обучения ребенка в 1 классе родители возьмут отпуск: например, мама и папа по 1 месяцу, тогда ребенку легче будет привыкнуть к новым условиям жизни.

В процессе адаптации ребенка к 1 классу, особое внимание родителей хочется обратить на тревожность. Правильное поведение мамы и папы, правильные реакции на все происходящее в школе помогут не развиться школьной тревожности,  школьным неврозам.  Родителям важно знать, что высокий уровень тревожности блокирует процессы запоминания и воспроизведения информации, а также творческую активность.

Основные правила поведения родителей

Не ругайте ребенка, а помогайте, ребенок может только то, что он может.

Снизьте уровень притязаний, он учится в начальной школе по своим возможностям.

Не сравнивайте детей межу собой, с братьями  и сестрами, а также с друзьями  и одноклассниками.  Каждый ребенок уникален и у вашего ребенка тоже есть способности.

В 1 классе (и в будущем) не сравнивайте классы между собой. Сравнение вызывает у детей не только повышение тревожности, а также зависть и агрессию.  

Если у ребенка что-то не получается, – разберитесь «почему» и ликвидируйте причину.

Вселяйте уверенность о своих силах и возможностях. Чаще говорите ребенку: «Ты все сможешь, у тебя все получится».

Встречайте ребенка из школы доброжелательно и искренне интересуйтесь, что нового и интересного он сегодня узнал в школе.

Исключите физическое наказание. Оно приведет к лжи, страху, агрессии или деформации личности.

Особое внимание родителей хочется обратить на телевизор и компьютер. По существующим физиологическим нормам ребенку 7-10 лет просмотр телепередач в день можно  позволить в течение 30-40 минут, а игры на компьютере не должны превышать 30 минут в день. Почему? Дело в том, что игра на компьютере («стрелялки, догонялки, убивалки» и т.д.) развивает скорость реакции, скорость ответа на стимул, т.е. развивает теменно-затылочную область мозга. В школе для успешной учебы (да и в жизни вообще) нужны развитые лобные доли, в которых находятся отделы, отвечающие за память, внимание, мышление, саморегуляцию, самоконтроль. Поэтому, чтобы скорректировать негативное влияние телевизора и компьютера, родители должны стимулировать ребенка в течение времени вдвое превышающего нахождение перед телевизором и компьютером. Построить диалог по вопросам: «Что смотрел? Какие герои что делали? Кто тебе понравился, почему? Что ты думал, когда смотрел, играл? Что тебе хотелось сделать? Почему? Что ты чувствовал? Как бы ты поступил на месте героя? Почему? и т.д.».

Отправляя ребёнка в школу, говорите ему о том, что вы его любите, что у него все  получится, поцелуйте, пожелайте удачного дня. Если вы с утра отругали ребенка, то не ждите от него хороших результатов.

Поговорите с ребенком о том, что в школе он учится быть взрослым, а не только писать или считать, поэтому он, как взрослый, несёт ответственность за качество работы на уроке. Работая на уроке хорошо, он узнает много нового, меньше потратит времени на выполнение домашнего задания, а значит, у него останется время на занятие любимым делом (исключить компьютер). Если он на уроке бездельничал, то будет доделывать дома, то, что делали в классе,  потратит больше времени на домашнюю работу, а значит, свободного времени останется меньше.

Очень важно, чтобы ребенок выполнял дома какую-нибудь работу. Объясните ему, что это не «обязанность», а признак того, что он начинает быть взрослым и ему доверили важное, серьезное дело. Обсудите, какую посильную домашнюю работу он может выполнять, которую никто, кроме него, не сможет сделать.

Обязанность по дому не должна оплачиваться, ребёнок должен понимать, что он трудится на благо семьи, как и другие члены семьи. Работа по дому – это самообеспечение, такое же, как помыться, почистить зубы и т.д. Обязанность в семье воспитывает самостоятельность, ответственность.

Взрослый сам собирает свои вещи,  готовится к работе. Научите ребёнка собирать портфель с вечера на следующий день. Вначале вместе с ребёнком по расписанию смотрите, какой первый предмет, что нужно для этого урока, сложили учебные принадлежности,  проверили. Смотрим второй урок, что нужно для этого урока, сложили учебные принадлежности,  проверили и т. д. по всем урокам. Позже Вы только находитесь рядом с ребёнком, а он самостоятельно будет выполнять эту работу, а вы изредка проверять. Еще через некоторое время ребёнок уже самостоятельно привыкнет это делать, а Вы изредка будете проверять.

Поэтапное обучение ребёнка самостоятельности приемлемо и к выполнению домашнего задания, и к приготовлению  еды. Первый этап – «делаем вместе», второй этап – «ты делаешь - я рядом», третий этап – «ты делаешь сам».  На последнем этапе родитель играет роль консультанта, помощника  в затруднительных ситуациях, когда его просит ребёнок.

Приходя в школу, ребёнок мечтает учиться на «отлично» и всё выполнять без ошибок. К сожалению, не всем удается учиться на «отлично», поэтому помните, что у каждого ребёнка свои возможности, свой потенциал, Вы, как родитель, можете помочь ребёнку не потерять желание учиться, даже при  средних результатах в учебе. Проговорите ребёнку, что он учится для себя, что в школе он получает самое важное – знания, которые ему пригодятся в жизни, что главное – не оценки, а знания, которые он получает, что вы любите его самого, а не его оценки.

Очень часто родители говорят ребёнку фразу: «Будь внимателен!», а что это значит «будь внимателен»? Объясните ребёнку, конкретно, что он должен делать для этого: смотри на учителя, слушай учителя, делай то, что он говорит.

После школы ребёнка встречайте спокойно и доброжелательно. Поинтересуйтесь, что нового он узнал, что интересного услышал, увидел, что кушал, с кем играл на переменах, как работал на уроке, что получилось на уроке (похвалите его работу, поделки, рисунки).  При рассказе ребёнка о чём-то новом, интересном, проявите удивление, восхищение, какой он у Вас умный и так много знает, а Вы этого не знали (не бойтесь выглядеть «глупым», ведь знать всё не возможно, и  это подстегнёт ребёнка ещё больше слушать на уроке, а после  рассказывать Вам). Фразы: «Что получил?», «Что натворил» приведут к тому, что ребёнок не будет рассказывать Вам о школе ничего, да и желание ходить в школу уменьшится.

Каждый день находите возможность для совместного проведения времени, будет ли это прогулка с собакой, настольная игра, чтение книг, или просто разговор о прошедшем дне. Ребенок должен почувствовать, что его школьная жизнь вам интересна, что вы его слышите и понимаете.

В первом классе ребёнок включается в новую социальную роль ученика, учебная деятельность выходит  на первый план, но это не значит, что все игрушки ребёнку нужно спрятать. Отведите в режиме дня время для игры, если у ребёнка есть потребность приносить игрушки в школу, пусть приносит, но Вы с ним договариваетесь, что он достаёт игрушку из портфеля только по окончании урока, со звонком на урок убирает её в портфель. В первое время игрушка может помочь ребёнку привыкнуть к школе, ведь она для него кусочек родного, тёплого дома. А дома проследите, чтобы во время выполнения домашних заданий игрушки находились на своих местах, а не на рабочем столе ученика.

В школе ребёнок учится общаться со сверстниками и со взрослыми. Значимым человеком для него становится учитель. Он будет говорить: «А, учитель сказал…», «А учитель объясняет не так» и т. д. Спорить с ребёнком не стоит, он будет настаивать на своём и начнёт нервничать, да и Вам будет сложно остаться спокойным. В ситуации, когда ребёнок неправильно выполнил задание, и Вы  не можете его переубедить в этом, а он настаивает, что учитель сказал так, лучше всего предложить ребёнку подойти к учителю и переспросить, как делать задание. После того как учитель поправит ребёнка, не стоит его стыдить, ведь умение настоять на своём и умение принять свои ошибки хорошее качество и очень пригодится в жизни.

Хочется предостеречь родителей от критики в адрес учителей. Если Вас что-то не устраивает, подойдите к учителю и корректно выясните волнующие Вас вопросы. Оскорбляя учителя, прежде всего Вы роняете свой авторитет в глазах ребёнка, и в старших классах Вы не добьётесь от ребёнка уважения к учителям и знаниям, которые они дают. Ведь сейчас для ребёнка учитель значимая фигура и носитель знаний, берегите это для пользы Вашего ребёнка.

Итак, состояние здоровья ребенка в начале обучения – это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и одиннадцатилетнего школьного марафона. Состояние физического, функционального и психического состояния ребенка дает тот комплекс факторов, которые определяют его готовность к обучению в школе.

Быть родителями первоклассника непросто. Бывает, что не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ним. Кажется, ну, чего проще сесть и написать красиво палочки, кружочки, петельки. Порой забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность. А для ребёнка письмо, чтение, счёт это новый вид деятельности, который он только познаёт.

Итак, адаптация к первому классу не только у Ваших детей, но и у Вас. Как сложится Ваше взаимопонимание на весь период обучения ребёнка в школе, во многом зависит от Вас.  

Любите своего ребенка, верьте в него, поддерживайте его.  Если в процессе адаптации возникли сложности, проблемы, прислушайтесь к советам своего учителя или обратитесь на консультацию к школьному психологу. В заключении хочу вам пожелать мудрости, самообладания не только на период адаптации ребенка к первому классу, но и на все годы школьного обучения.

Особое внимание в начале первого класса надо уделить детям с родовыми травмами: ММД, РЦОН, СДВГ и другими неврологическими диагнозами. Этой теме мы посвятим третий номер газеты, где подробно расскажем об особенностях обучения и воспитания таких детей.

Над номером работали психологи: Газиева Н.В., Ибатуллина Л.В., Серпионова И.Ю.

Ответственный за выпуск Серпионова И.Ю.