Работа с родителями

Мачтакова Юлия Владимировна

Раздаточный материал по теме "Гармонизация детско-родительских взаимоотношений".

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/5/b/d/5bd629db33c7941e2813d0547fa1dd0a.jpg

Последствия: поощрения и наказания

Люди сталкиваются с последствиями своих поступков на каждом шагу. Не выполнив задания на работе, мы получаем нагоняй от начальника, а, сказав что-то приятное другу, слышим в ответ комплимент. Последствия поступков заставляют детей думать, они узнают, что их действия всегда ведут к каким-то результатам: иногда к положительным, а иногда — к отрицательным. Существует два типа «последствий» — положительные и отрицательные.

Положительные «последствия» детям нравятся, и они готовы приложить определенные усилия, чтобы их добиться. Если какое-то поведение приводит к положительным «последствиям», это заставляет ребенка повторять свои действия. Одним из видов положительных «последствий» являются поощрения и награды.

Отрицательные «последствия» неприятны, и дети стремятся их избегать. Когда за определенным поведением следуют отрицательные «последствия», ребенок старается больше так не поступать или, по крайней мере, вести себя подобным образом как можно реже. Когда ребенка лишают поощрения или привилегии, это тоже является отрицательным «последствием».

Что следует учитывать, когда вы назначаете ребенку «последствие» за его поведение:

1. «Последствие» должно быть значимо и важно для ребенка. Лишать его поощрения или же использовать в качестве награды то, что не имеет для него значения, совершенно бесполезно. Обратите внимание, чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время. Если, например, он любит смотреть телевизор, приглашать к себе друзей или кататься на велосипеде, то все это можно использовать в качестве «последствия».

2. Родители должны назначать ребенку «последствие» как можно скорее после того, как ребенок совершил данный поступок. Чем больше времени пройдет между поступком и его «последствием», тем менее эффективным это «последствие» окажется, и тем менее очевидной будет связь между ними. Если, например, вы лишите свою пятилетнюю дочку возможности поиграть с друзьями за ее проступок недельный давности, она вряд ли сможет это понять и решит, что вы поступаете несправедливо.

3. Родители должны подумать о том, как часто следует использовать одно и то же «последствие». Если вы прибегаете к нему слишком часто или слишком редко, оно теряет силу своего воздействия. Если, например, каждый раз, когда ваш сын будет помогать вам по хозяйству, вы будете давать ему конфету, то первое время он будет работать не покладая рук. Однако вскоре конфеты ему наскучат, и его активность значительно ослабеет.

4. Важно обращать внимание на размер выбранного «последствия» и стараться прибегать к минимальной величине, которая способна оказать воздействие на ребенка. Если за небольшое достижение ребенок будет получать слишком большое поощрение, этим вы избалуете его. С другой стороны, если за небольшие проступки вы будете назначать слишком серьезные «последствия», это приведет к тому, что ваш ребенок будет всегда чувствовать себя наказанным.

5. Необходимо убедиться, что ребенок точно знает, каково «последствие», и за какие действия он это «последствие» получил. Опишите поведение и «последствие» четко, конкретно и ясно.

6. Важно быть последовательным. Недопустимо, чтобы один раз какому-то поступку соответствовали серьезные «последствия», а в другой раз — такой же поступок остался без «последствий». «Последствия» должны назначаться в системе и регулярно.

7. Доводите дело до конца. Если вы приняли решение, что, выполнив какое-то задание, ваш ребенок должен получить поощрение, не забудьте об этом. Точно так же, если вы назначили негативное «последствие», не поддавайтесь на уговоры ребенка и выполните обещанное. Если же вы позднее почувствовали, что действовали необдуманно или поддались своему гневу и «последствие» было слишком серьезным, извинитесь перед ребенком и сделайте так, чтобы «последствие» соответствовало проступку.

8. Старайтесь избегать предупреждений. Предупреждения будут означать, что вы только грозитесь «последствиями». Например, вы можете сказать: «Перестаньте ссориться, а не то я отберу игру». Если дети продолжают ругаться, а вы не забираете у них игру, они поймут, что ваши угрозы ничего не стоят, и в следующий раз не будут обращать на предупреждения никакого внимания. Ваши действия потеряют свою эффективность.

9. «Последствия» должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям ребенка.

10. Ваше поведение должно соответствовать «последствию». Если «последствие» положительно, будьте дружелюбны и полны энтузиазма. Если же ребенок своим поведением вызвал отрицательное «последствие», будьте спокойны и просто опишите произошедшее. Сообщая о негативных «последствиях», не следует кричать и сердиться.

11. Соотношение ругани и похвалы 1 к 4 (на одно порицание четыре похвалы).

Если «последствия» соответствуют поступку, они учат ребенка правильно себя вести, способствуют ослаблению отрицательного и укреплению положительного поведения. Родителям необходимо сочетать ясные и четкие объяснения того, чего они хотят от детей, с назначением «последствий». Соблюдение этих условий в сочетании с заботой и любовью дает очень хорошие результаты.

Подготовил: педагог-психолог МАОУ СОШ № 131

Мачтакова Ю.В.



Предварительный просмотр:

Информационный блок «Стили воспитания».

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же, как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Фундаментом воспитательного процесса в семье является стиль воспитания и детско-родительских отношений. От того, какой стиль общения с ребенком используют родители, зависит полноценность и своевременность психического и личностного развития ребенка; его эмоциональное состояние; формирование черт характера малыша. В отечественной литературе достаточно широко представлены работы, описывающие стили воспитания и детско-родительских отношений. Под стилем семейного воспитания понимаются наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Различные стили или типы, крайности в воспитании, приводящие к проблемам в поведении детей, могут быть результатом жизненного опыта; воспоминаний собственного детского опыта; личностных особенностей родителей и их супружеских отношений.

Авторитарный стиль общения («автократический», «диктат», «доминирование») характеризуется: установлением взрослым жестких требований и правил, отсутствием их обсуждения с ребенком; сверхвысоким уровнем контроля за действиями ребенка; пристальным вниманием взрослого к поступкам ребенка, восприятием положительного как должного.

Возможные последствия авторитарного стиля общения для развития ребенка: формирование у ребенка заниженной самооценки, неуверенности в себе; у ребенка развивается пассивность, угнетается стремление к творчеству, инициативе, самостоятельности; боязнь промаха в чем-то держит ребенка в постоянном напряжении, появляется страх, лицемерие, ложь; в поведении ребенок отличается послушностью, робостью возможными вспышками грубости.

Либеральный стиль общения («снисходительный») характеризуется: предоставлением ребенку избытка свободы при незначительном руководстве взрослого, возникающем чаще в случаях, когда возникает угроза жизни или здоровья ребенка; слабым или полным отсутствием контроля за действиями ребенка; несистематичностью оценок действий ребенка, что лишает малыша твердых ориентиров в деятельности и поведении. Ребенку можно все, но за это ничего не требуют. Часто родители решают все за ребенка

Возможные последствия либерального стиля общения для развития ребенка: у ребенка формируется неадекватная самооценка, вседозволенность, невнимательность и безразличие к чувствам других людей; ребенок становится не требовательным к себе; в поведении ребенок склонен к непослушанию, агрессивности, импульсивности, неадекватности реакций.

Попустительский стиль общения.

При, таком стиле воспитания ребенок предоставлен сам себе, на него не обращают особого внимания. Воспитание строится на вседозволенности и низкой дисциплине. Для родителей с попустительским стилем воспитания характерна неспособность или нежелание руководить ребенком. При таком стиле семейного воспитания родители практически не осуществляют контроль за ребенком. Ребенок растет в ситуации безнадзорности и вседозволенности. Такие дети часто попадают в плохие компании, где и происходят первые пробы психоактивных веществ и правонарушения. Таким детям сложно разобраться, что такое хорошо и что, такое плохо. Привыкшие жить в ситуации бесконтрольности и вседозволенности, у таких детей отмечаются нарушения в поведении, что приводит к затруднению адаптации в социуме.

Безразличие и бесконтрольность часто характерны для неблагополучных семей, где дети предоставлены сами себе.

Демократический или авторитетный стиль общения ( «сотрудничество») характеризуется: установлением разумных правил для ребенка, которые родители могут изменить, в зависимости от обстоятельств, обсуждением установленных правил с ребенком; разумным контролем за действиями ребенка, признанием и поощрением его растущей самостоятельности; справедливой оценкой действий детей, оцениванием как положительных, так и отрицательных поступков ребенка.

Возможные последствия демократического стиля общения для развития ребенка: у ребенка формируется адекватная самооценка, уверенность в себе; развитие у ребенка социальных навыков и способности к самоконтролю; ребенок хорошо адаптируется к другим условиям, у него нет страха перед ошибкой, неудачей.

Подготовил: педагог-психолог МАОУ СОШ № 131

Мачтакова Ю.В.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по профилактике сиблинговой ревности

«Дети – цветы»

«Мама, давай отнесем её обратно в роддом» - говорит пятилетний Данил на маленькую сестру, появление которой он, казалось бы, еще совсем недавно с таким нетерпением ждал». 

СИБЛИНГИ - в психологии это родные братья - сестры в одной семье. 

Ревность — это комплекс психологических процессов (потребностей) и чувств, которые возникают в отношениях и связаны с любовью и ненавистью.

Ревность между братьями и сестрами – это явление, знакомое, наверное, практически всем родителям, в семье которых растет не единственный ребенок.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2728882/8cb502a3-a323-4166-9848-9842e27193f4/s1200?webp=false

1. После рождения второго ребенка важно чтобы, были сохранены все те «ритуалы», которые были в воспитании первенца до появления второго. Например, если кто-то из родителей читали ребенку сказку перед сном, важно сохранить этот ритуал, чтобы первенец не чувствовал дефицита внимания.

2. Не ругайте старшего ребёнка при младшем!

3. Родителям необходимо чаще говорить детям, что они любимы. Говорите с ними, хвалите, обязательно восхищайтесь его помощью. Подобное одобрение позволит ему почувствовать свою значимость.

4. Необходимо регулярно проводить некоторое время наедине с каждым ребёнком. Найдите время для общения с каждым из ваших чад. Дети (особенно, если речь идет о старшем ребенке) должны чувствовать заботу и внимание родителей.

5. Если разделять детей на «плохих» и «хороших», это порождает соперничество между ними. Нельзя втягивать детей в борьбу за власть в семье.

6. Каждый ребенок – самый любимый! Если ребенок спрашивает вас, кого вы любите больше, его или брата (сестру), то стоит ответить, что вы любите каждого из них по-своему. Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, особенно когда они немного подрастут, не отмечайте, кто из них лучше плавает или меньше боится темноты. Пусть каждый из них знает, что вы любите его безусловно и принимаете таким, какой он есть.

7. Если у вас детки - погодки или близнецы, отмечайте индивидуальность каждого из них.

8. Нельзя разрешать детям ябедничать. Для этого необходимо научить сиблингов использовать прямые контакты, то есть выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу. Научите сиблингов выражать свои чувства напрямую, причем словами: «Я злюсь, когда ты берешь мои игрушки», «Мне не нравится, когда ты со мной дерешься…», «Я обижаюсь, когда ты берешь мои вещи…». Подобные заявления способствуют поиску детьми новых форм общения, минуя взаимные «задевания»; Это учит детей проявлять свои чувства, не раня обидными словами брата или сестру.

9. Постарайтесь принять то, что они разные, и каждый хорош по-своему. Поэтому не заставляйте их во чтобы то ни стало обожать друг друга, всегда быть вместе и постоянно сотрудничать. Предписанная любовь редко бывает долгой и искренней. Наверняка придет время, когда им станет просто интересно быть вместе, без всякого вашего давления. И тогда они вполне смогут почувствовать себя друзьями, а не родственниками, сменят конкуренцию на сотрудничество и этот бесценный опыт смогут передать уже своим детям. И когда-нибудь будут также с улыбкой рассказывать, как они однажды здорово подрались со своим братом.

10. Еще один из методов воспитания - это введение правил. Например, правило «Стоп». Если одному из детей что-то не нравится, то он может сказать «Стоп» и другой должен остановиться. Если ребенок подходит к родителям и начинает жаловаться, то родители напоминают ему о правиле.

11. Заведите свои правила внутри семьи и соблюдайте их выполнение, как детьми, так и взрослыми. Это организует всю семью и сделает права всех ее членов семьи равными.

12. У каждого чада должны быть личные вещи, которые никому не позволено брать без спроса. Такие «кражи» малышом воспринимаются как ограбление; Постарайтесь каждому ребенку выделить «свой уголок», где он будет полновластным хозяином.

13. Подчёркивайте выгоды старшего ребёнка (привилегии для старшего).

 

Подготовил: педагог-психолог МАОУ СОШ № 131

Мачтакова Ю.В.