Единый урок

Мурзайкина Лидия Сергеевна

В Российских школах проходит Единый урок по безопасности в Интернет

Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.

Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций.

Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В нашем учреждении пройдут тематические уроки, родительские собрания и другие мероприятия.

Обучающихся мы просим регистрацию на сайте квеста по цифровой грамотности «Сетевичок» , а их родителей (законных представителей) пройти опрос на сайте www.Сетевичок.рф

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika-14-12.doc603.31 КБ
PDF icon minobr_podderzhka_edinogo_uroka.pdf100 КБ
Файл urok_1-4_2-01.pptx1.34 МБ
Файл urok-5-9_2-01.pptx2.9 МБ
Файл urok_8-11_0-99.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:



Методические рекомендации

по проведению уроков безопасного интернета в школах.

(Разработано Лигой безопасного интернета.)

v 0.14.12

Введение        1

Материалы для подготовки и проведения уроков        2

Цели и задачи уроков        2

Общие особенности организации уроков безопасного интернета        4

Учет возрастных и психологических особенностей        5

Приложения        6

Введение

Современную жизнь трудно представить себе без сети  «Интернет».  Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.

По данным  Фонда Общественное мнение  на весну 2014 года проникновение интернета среди взрослого населения России составил 60.6% или 709, 7 млн человек.  И дети не остаются в стороне от этого процесса. По разным исследованиям  дети начинают пользоваться интернетом в возрасте 6-8 лет.

Дополнительными факторами  вовлечения детей в интернет стали снижение цены на электронные устройства и тарифы  доступа в интернет, развитие широкополосного и мобильного интернета. Тенденции к развитию  облачных технологий и общения в социальных сетях  стирают границу между локальным и сетевым использованием  вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интернет, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.

Вместе с тем интернет-технологии  активно используют преступники и правонарушители. Получили так же распространение различные маркетинговые и мошеннические схемы. Такая ситуация  сформировала  понятие об интернет-угрозах и необходимость их распознавать и им противостоять.

Инициаторами  первых уроков выступили МВД и операторы связи, которые первыми столкнулись  с мошенничеством в сети. Далее к ним присоединились общественные организации и волонтеры. Как правило, подготовленные ими материалы представляют собой либо краткую памятку, либо  обзорный материал, сфокусированный на проблемах, актуальных на момент подготовки материала.

Умение использовать интернет (в том числе для поиска информации)  стало необходимым и было включено  в Федеральный государственный стандарт общего, а позже и начального  образования.

Однако высокая нагрузка на школьников  обусловила то, что проблемы безопасного использования интернета  на практике изучаются факультативно,  в рамках классных часов и дополнительных занятий, как правило, в начале учебного года и перед каникулами. Как правило, на это отводится 1 академический час.

В таких условиях возникает необходимость  представить преподавателям  инструмент, который отвечает следующим требованиям:

  • Системный обзор угроз разных видов, принципов их выявления и противодействия.
  • База знаний в удобном для использования виде.
  • Примерные, базовые материалы для построения занятия.
  • Модульное представление материала с возможностью строить как обзорные уроки, так и рассматривать отдельные проблемы более подробно.
  • Возможность представления материалов для детей разного возраста.
  • Возможность обновления материала с учетом развития интернета и других технологий.
  • Возможность разбить материал на простые части «вопрос-ответ» для использования в рамках интегрированного обучения  на уроках по разным предметам.
  • Инструмент  тестирования  и оценки  знаний и навыков детей в области безопасного использования компьютера.
  • Канал получения информации о новых угрозах и их формах, для включения в уроки актуальных примеров.

Материалы для подготовки и проведения уроков

Данные методические рекомендации  описывают инструменты, представляемые Лигой безопасного интернета, и содержат некоторые рекомендации по использованию этих инструментов.

Данные методические рекомендации составлены на основании опыта по проведению уроков безопасного интернета для школьников разного возраста и методических занятий с преподавателями  в Москве, Московской и Тульской  областях, Санкт-Петербурге, Республике Саха Якутия.  

 Дополнением к данным методическим рекомендациям являются:

  • Базовый материал  для проведения урока (варианты для возрастных групп: начальная школа, средняя школа, старшие классы). Материал представлен в форме электронной презентации, которая может  использоваться как самостоятельный материал с использованием ТСО, так и как основа для подготовки наглядных пособий для урока.
  • Примерный конспект урока (варианты для разных возрастных групп).
  • Каталог ссылок на библиотеку материалов,  посвященных вопросам безопасности в интернете.
  • Программу тестирования знаний в области безопасности в интернете.
  • Дополнительные материалы для подготовки к занятиям  взрослых.

Цели и задачи уроков

Цели уроков: 

  1. Систематизация знаний  в области использования интернета.
  2.  Формирование навыков безопасного использования интернета.
  3.  Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Задачи уроков:  

  • Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:
  • раскрытие персональных данных;
  • мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;
  • общение в сети;
  • общая компьютерная грамотность.
  • Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности.  Формирование  у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.
  • Повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных интернет-угрозах ( с учетом возраста аудитории, региона, других факторов).
  • Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.
  • Показ  важности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях

Материалы к  урокам сформированы по модульному принципу. Каждая тема отражена на одном или нескольких слайдах. Таким образом, преподавателю представляется возможность как провести обзорный урок, так и разделить его на отдельные блоки, которые можно использовать в рамках интегрированного обучения при изучении других предметов или на классных часах (факультативных занятиях).

Методические основы проведения урока.

При подготовке материалов урока использованы дидактические принципы:

  • активной включенности;
  • доступности;
  • мотивации;
  • рефлексивности;
  • системности;
  • открытости содержания.

Принцип активной  включенности предполагает учет субъектной позиции ребенка в процесс изучения материала, обращение к личному опыту и развитие этого опыта на основе получения новых знаний или структурирования имеющихся.

Принцип доступности предполагает учет возрастных характеристик участников урока, их социального статуса и жизненного опыта, уровня знаний, полученных в процессе обучения.

Принцип мотивации предусматривает подачу информации в форме, которая простимулирует ребенка к использованию полученных знаний в повседневной жизни, подтолкнет к поиску новой информации.

Принцип рефлексивности дает ребенку возможность соотнести собственный опыт и полученные знания, корректировать модели собственного поведения с учетом мирового опыта и отдельных отрицательных примеров.

Принцип системности отражается в структурированности информации, рассматриваемой в рамках урока, подаче новых знаний как дополняющих и уточняющих картину единого целого, в том числе в области интернет-безопасности и информационных технологий. При этом информация представляется в форме простых правил и лаконичных формулировок, опирающихся на личный опыт и особенности восприятия детей.

Принцип открытости предполагает свободное использование  преподавателем подготовленных материалов, возможность их полного или частичного использования, дополнения более актуальными материалами.

При подготовке к уроку преподаватель самостоятельно формирует материал для урока, при этом учитываются:

  • возрастные особенности;
  • общий уровень развития детей;
  • предполагаемая дальнейшая активность, планы по изучению данной темы и ее интеграции  в процесс обучения;
  • особенности помещения и обстановки, наличие технических средств обучения, в т.ч. подключение к интернету;
  • уровень собственной подготовки.

Материалы к уроку фактически  предлагают содержательный ресурс, на основе которого преподаватель создает  и проводит собственное занятие, дополняя его собственным опытом, методологическим инструментарием, дополняет и расширяет содержание урока и его результативность.

Общие особенности организации уроков безопасного интернета

При проведении уроков интернет-безопасности учитываются следующие особенности:

  • необходимость комплексного подхода к изучению проблематики и выработке необходимых навыков;
  • взрывообразное развитие технологий и фактическое отставание методик освоения этих технологий и продуктов, основанных на этих технологиях;
  • раннее знакомство детей с интернетом и высокотехнологичными продуктами;
  • миф об «отставании взрослых» в области компьютеров и интернета;
  • стремление детей «проверить»  взрослых «каверзными» вопросами и  оценить предлагаемый материал на основании личного опыта.

При этом на восприятие детьми информации значительное влияние оказывает опыт использования интернета и новейших технологий. В частности у детей школьного возраста отмечаются:

  • стремление к сокращению количества источников получения информации – «точек входа»[1];
  • «клиповое» восприятие информации, приоритетность видео и простой графики (интернет-ролики, демотиваторы[2]);
  • феномен «лайков», «репостов», и «комментов»[3], когда для интернет-пользователя возможность выражения отношения становится важнее самого материала и сокращается стремление к самостоятельной работе и созданию собственного материала;
  • около 3% родителей запрещают детям использование  компьютера и интернета или ограничивают доступ до определенного возраста;
  • эффект «лидера» в детском коллективе, когда на опыт, мнение, знания одного ребенка ориентируются остальные.

Эти особенности проявляются во всей деятельности детей и восприятии ими информации, но находят наиболее яркое выражение при обсуждении проблем, связанных с использованием интернета.

Учет возрастных и психологических особенностей

Освоение материалов данного урока требует от детей внимания, воображения и критического осмысления материала. В этой связи на первый план выходит форма занятия, которая позволяет максимально мотивировать детей к усвоению материала.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проведение урока в форме игры. При наличии возможности рекомендуется продумать:

  • экран достаточного размера;
  • доступ детей к клавиатуре и мыши (клики при переходе внутри и между слайдами);
  • оптимальна посадка полукругом;
  • достаточное количество посадочных мест;
  • возможность физической активности (встать-сесть, взяться за руки, передавать предметы).

Для упрощения вовлечения детей в процесс игры в материал урока введены сказочные персонажи. Материал может быть  разбит на несколько уроков (по модулям-темам). Объем информации сокращен в соответствии с возрастными особенностями восприятия.

Для развития и закрепления материала можно использовать дополнительно – конкурс рисунков, тематический рассказ и т.д.

Уроки для средней и старшей школы предпочтительней организовывать  в форме дискуссии. Каждый модуль урока предполагает обращение к опыту детей. Для визуализации используются актуальные скриншоты (снимки экрана) и изображения из сети интернет (личные изображения и данные деперсонифицированы и изменены), знакомые большинству активных пользователей интернета. Для поддержания активности достаточно вопроса «Кто встречал такое изображение?», «Кто с этим сталкивался?».

Дополнительная информация отображена на слайдах тезисно. Например, при рассмотрении понятия «спам», этимология термина на слайде не представлена. Используется понятие «безопасный пароль», но создание безопасного пароля на слайде не отражено. Такие возможности активизации аудитории заложены в каждый модуль.

Дополнительные материалы  и актуализированные слайды размещаются на сайте Лиги безопасного интернета в разделе «Энциклопедия безопасности».

Материалы для старшей школы представлены  максимально тезисно, с учетом возрастного восприятия.

Приложения

Приложения к данным методическим указаниям представлены в виде отдельный файлов на сайте Лиги безопасного интернета (http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652). Материалы дорабатываются и обновляются.

 


[1] В современном интернете основные «точки входа» - поисковая система и социальные сети. Дополнительные «точки входа» видеохостинг, игровой портал, почтовый сервис, служба сообщений.

[2] Демотива́тор (демотивационный постер) — изображение, состоящее из картинки в чёрной рамке и комментирующей её надписи-слогана, составленное по определённому формату.

[3] Лайк  (от англ. «Like» — «нравится», «одобряю») - это условное выражение одобрения материалу, пользователю, фотографии, выражающиеся нажатием одной кнопки. Для многих пользователей социальных сетей лайк стал смыслом создания контента.Репост — перемещение комментария или материала в другой проект с использованием специальных технических средств.Коммент (англ. comment — комментарий) — комментарий к посту (материалу)в блоге или любом другом сайте.  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ Материалы к уроку безопасного интернета для 1-4 классов общеобразовательной средней школы v. 2.01

Слайд 2

Компьютер: 2 Это компьютер и ноутбук. У тебя есть компьютер?

Слайд 3

Мобильные устройства 3 Это телефон и планшет. Они тоже компьютеры

Слайд 4

Информация 4 В компьютере хранятся фотографии, мультфильмы, музыка, письма. Всё это называется - информация

Слайд 5

Интернет 5 Мы можем делиться информацией друг с другом на любом расстоянии. Для этого создан интернет.

Слайд 6

Мобильные устройства 6 В интернете, как и в жизни, есть правила безопасности. Главное – помни: если не знаешь, что делать – посоветуйся с родителями и учителями. Если тебя обижают в интернете – расскажи родителям Будь вежлив и дружелюбен! Не открывай незнакомые сайты

Слайд 7

Социальная сеть 7 Социальные сети объединяют людей из разных уголков планеты. Рассказывай родителям о своих друзьях в сети.

Слайд 8

Компьютерный вирус 8 Существуют компьютерные вирусы. От них есть лекарства – антивирусы. Попроси родителей установить антивирус на твой компьютер.

Слайд 9

Мошенник в интернете 9 Остерегайся мошенников! Обязательно расскажи родителям о странных людях, которые тебе пишут в интернете.

Слайд 10

Цени свое время 10 Не сиди долго за компьютером, живи реальной жизнью. Читай книги, гуляй с родителями, играй с друзьями на улице.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! l igainternet.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ Материалы к уроку безопасного интернета для 5-9 классов общеобразовательной средней школы

Слайд 2

Инструменты Что такое сайт? Какие бывают сайты: ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ 2 браузер приложение почтовый клиент расширение служба сообщений социальная сеть почтовый сервис поисковик сайт wiki

Слайд 3

3 3 ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ Проверь и настрой приватность Используйте ник (псевдоним) или неполное ФИО Подумай, прежде чем указать: Мобильный телефон Возраст Адрес Последние покупки Электронную почту Другие важные данные Их часто собирают хулиганы и преступники Все, что попало в интернет, остается там навсегда

Слайд 4

ТВОЙ «ЦИФРОВОЙ ПОРТРЕТ» 4 Фотографии Комментарии Личные контакты Семья и родственники Дом и покупки Школа и отпуск Помни! Все , что попало в интернет, остается там навсегда Одноклассники Родители Соседи Учителя Преподаватели ВУЗа Твои дети Фотографии, которые ты выложил вчера, смогут увидеть послезавтра и позже: Действуй сегодня так, чтобы завтра не было стыдно!

Слайд 5

5 ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ЦИФРОВОЙ ПОРТРЕТ В интернете можно найти данные даже с неработающих и отключенных сайтов «Мистер Аноним » из Лондона – учится в 33 школе в Москве?

Слайд 6

6 АНОНИМНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ Анонимность в интернете – миф Полиция легко определяет автора специальными методами Задумайся, с кем ты общаешься в сети кто скрывается за ником и почему Вконтакте зарегистрировано : Владимир Путин - 5 387 человек Колобок - 1187 человек Бетмен - 909 человек Ботаник - 190 человек Барби - 2016 человек Королева красоты - 11 человек Администрация ресурса проверяет и подтверждает: аккаунты знаменитостей официальные группы

Слайд 7

7 СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ Будь вежлив и дружелюбен Откажись от общения с неприятным человеком, включи его в «черный список», удали из «друзей » Если тебя обижают в интернете – посоветуйся с родителями или учителями! НЕЛЬЗЯ Искажать чужие фотографии Выкладывать сцены насилия и унижения Грубить и оскорблять в письмах и комментариях Использовать чужие материалы без разрешения

Слайд 8

8 ПОДДЕЛЬНЫЕ САЙТЫ Используй инструменты браузера: « избранное», «закладки», «быстрый доступ»! Проверяй адрес сайта! Обрати внимание на настоящий адрес сайта! При наведении мыши реальный адрес отображается во всплывающей подсказке Чем опасны сайты-подделки ? крадут пароли распространяют вредоносное ПО навязывают платные услуги

Слайд 9

9 ЛОВУШКИ Удаляй письма с незнакомых адресов! Игнорируй неизвестные ссылки! Игнорируй отправку СМС! Используй кнопки «Это спам», «Заблокировать отправителя» Осторожно, СПАМ! СПАМ – массовая рассылка писем с назойливой рекламой. Часто содержит вредоносные ссылки. Программы-ловушки Просят подтвердить логин/пароль Пугают блокировкой или заражением Просят отправить СМС (платное).

Слайд 10

МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ 10 Помни! Все , что попало в интернет, остается там навсегда Следи за своим мобильным телефоном или планшетом ! Установи пароль на мобильный телефон! Установи мобильный антивирус! Игнорируй звонки и СМС с незнакомых номеров ! В мобильном телефоне много важной информации! Список контактов Личные фотографии/видеозаписи Данные доступа к электронной почте и иным аккаунтам в сети Данные о банковских картах и платежах Привязка к балансу сим-карты. Проверяй, какие права просит мобильное приложение!

Слайд 11

11 ВРЕДОНОСНЫЕ ПРОГРАММЫ Внимание! В пиратских версиях троян отключает проверку лицензии… Что он делает еще? Вредоносные программы часто маскируются под: Картинки Музыку Видео Кряки Другие программы

Слайд 12

12 НАСТРОЙ КОМПЬЮТЕР Пользуйся ограниченной/защищенной учетной записью Установи антивирус ! Включи файервол ! Настрой браузер Будь осторожен и думай, что ты делаешь Игнорируй звонки и СМС с незнакомых номеров!

Слайд 13

НАСТРОЙ ИНСТРУМЕНТЫ 13 Настраиваем браузер Инструменты браузера Защита от фишинга Сохранение паролей Быстрый доступ Избранное Расширения Блокируем рекламу ( AdBlock ) Учитываем рейтинг (WOT) Другие Настраиваем поиск Безопасный или семейный поиск

Слайд 14

14 ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ Признаки : сидишь за компьютером больше 1 часа в день; не хочешь отрываться от компьютера; включаешь компьютер раньше, чем умоешься; лучше поиграешь, чем поешь; плохо спишь и не высыпаешься; удобней общаться в сети, чем в жизни; ругаешься с родителями, когда нужно выключить компьютер и помочь по дому, сделать уроки; готов солгать, чтобы посидеть за компьютером подольше; готов тратить деньги на бонусы в играх. Ограничь пользование интернетом, живи реальной жизнью!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безопасный Интернет Материалы к уроку безопасного интернета © Лига безопасного интернета v.0.99

Слайд 2

Осторожно, подделка! 2 Переходить или нет? Яндекс? Чем опасны сайты-подделки? крадут пароли распространяют вредоносное ПО навязывают платные услуги Проверяй адрес сайта! Обрати внимание на настоящий адрес сайта! При наведении мыши реальный адрес отображается во всплывающей подсказке . Используй функционал браузера : «избранное », « закладки »! Как не стать жертвой мошенников? Как определить подделку? Как обезопаситься?

Слайд 3

3 Осторожно, спам! Будь внимателен ! Первоначально слово «SPAM» появилось в 1936 г. Оно расшифровывалось как SPiced hAM ( острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов. Cпам – это массовая рассылка незапрашиваемых получателем электронных сообщений коммерческого и некоммерческого содержания. ПОМНИ: идя на поводу у СПАМа есть риск: Отправить платное СМС, оплатить навязанную услугу. Получить платную подписку на ненужную информацию. Потерять учётные и (или) иные данные. Стать жертвой обмана. Настрой безопасность браузера и почтовой программы (подключи антифишинг , защиту от спама и др. встроенные средства защиты)! Используй дополнительные расширения браузеров, например AddBlock (позволяет блокировать СПАМ и рекламные блоки ), WOT (показывает рейтинг сайта среди интернет-пользователей )! Используй Антивирус и файерволл ! Проверяй надёжность поставщика услуг, используй информационные сервисы « who is »!

Слайд 4

4 Персональные данные и личная информация в Интернете 4 Персональные данные охраняет Федеральный Закон № 152 – ФЗ «О персональных данных» Персональные данные – твоя частная собственность, прежде чем публиковать их и (или) передавать третьим лицам, подумай, стоит ли ? Кому и зачем нужна твоя персональная информация? При регистрации в социальных сетях следует использовать только Имя или Псевдоним (ник)! 80% преступников берут информацию в соц. сетях. Личная информация используется для кражи паролей. Личная информация используется для совершения таких преступлений как: шантаж, вымогательство, оскорбление, клевета, киднеппинг , хищение! Хорошо подумай, какую информацию можно публиковать в Интернете! Не публикуй информацию о своём местонахождении и (или) материальных ценностях ! Настрой приватность в соц . сетях и других сервисах Не доверяй свои секреты незнакомцам из Интернета!

Слайд 5

5 Открытые сети, чужая техника Небрежное отношение к личной информации может привести к её утере! ПОМНИ : Будь осторожен в открытых и небезопасных сетях. Подключение к ложной сети может моментально лишить тебя всей персональной информации, хранящейся в твоем электронном устройстве: преступнику станут доступны пароли, и другая информация . Опасно оставлять свои учётные данные на устройстве, которое тебе не принадлежит, этими данными могут воспользоваться в преступных целях. Несколько простых правил, которые следует соблюдать при работе в открытых сетях или с использованием «чужой» техники: При работе с публичным устройством используй пункт «чужой компьютер». Используй режим «приватного просмотра» в браузере. Всегда используй кнопку «выйти» при завершении работы с ресурсом. Отказывайся от сохранения пароля при работе на «чужом компьютере». Используй безопасное соединение с почтой и сервисами (безопасное соединение обозначено замком с зелёным текстом). Не оставляй без присмотра устройства доступа в сеть (телефон, планшет, ноутбук). Используй шифрованные хранилища данных, которые помогут защитить твои личные файлы. Используй сложные пароли, состоящие из прописных и заглавных латинских букв и цифр, а также символов. Используй только открытые сети в надежности которых ты уверен.

Слайд 6

6 Условия использования программного продукта Подтверждая соглашение «вслепую» ты можешь: Оформить платные подписки/услуги; Предоставить приложению/программе обширные права; Лишиться персональных данных, хранящихся на электронном устройстве; Стать звеном ботнета и (или) СПАМ сети; Стать жертвой мошенников. Любая услуга в Интернете имеет лицензионное соглашения и (или) условия использования. При установке программных продуктов (особенно от неизвестных производителей) следует внимательно читать тексты соглашений, ведь после принятия соглашения вся ответственность и последствия использования программного продукта ложатся на тебя! ПОМНИ: любые соглашения об использовании программных продуктов и услуг, даже от проверенного производителя, требуют внимательного изучения! Использовать лицензионные продукты проверенного производителя; Внимательно знакомиться с лицензионным соглашением; Не использовать подозрительное ПО. Чтобы не стать жертвой злоумышленников :

Слайд 7

7 Мобильные устройства/Мобильный интернет Внимание! Персональные данные! Сегодня мобильные устройства содержат важную информацию: Список контактов; Личные фотографии/видеозаписи; Данные доступа к электронной почте и иным аккаунтам в сети; Данные о банковских картах/платежах; Имеют привязку к балансу сим-карты оператора связи. Знай: Современный мобильный телефон/планшет - это не просто средство связи или красивая игрушка, а полноценное коммуникационное устройство не уступающее по производительности и функционалу персональному компьютеру. Соблюдай простые правила использования мобильных устройств : установи мобильную версию антивируса на своё мобильное устройство; установи приложения, шифрующие твои данные - они защитят личные файлы ; у станавливай приложения только из проверенных источников, внимательно читай отзывы пользователей отключи функцию автоподключения к открытым Wi-Fi сетям используй только защищённые Wi-Fi сети; обязательно правильно завершай работу с публичным Wi-Fi ; внимательно изучай права, запрашиваемые мобильными приложениями; используй только проверенные мобильные сервисы.

Слайд 8

8 Осторожно, МОШЕННИКИ! Предупреждён – значит, вооружён ПОМНИ: Чем больше Всемирная Паутина проникает в жизнь людей, тем больше появляется злоумышленников, пытающихся всеми возможными путями лишить тебя денег! Кардинг и Фишинг Кардинг - способ мошенничества с использованием банковских карт. Преступники похищают реквизиты карты со взломанных серверов интернет-магазинов, платежных систем или с персонального компьютера пользователя. Фишинговые сообщения - это уведомления, отправленные от имени администраторов банковских или других платежных систем. Они призывают пользователей пройти по фальшивой ссылке, чтобы украсть конфиденциальные данные. Действия подобного рода нацелены на банковский счет или учетную запись в виртуальной платежной системе. Как только преступники получают необходимую им информацию, они моментально используют ее для доступа к банковскому счету.

Слайд 9

9 Осторожно, МОШЕННИКИ! Предупреждён – значит, вооружён Уведомления о выигрыше: В письме сообщается о том, что ты выиграл крупную сумму денег. Цель мошенника - выманить у тебя деньги за получение выигрыша. Обычно он списывает это на налог. Потеряв бдительность, ты можешь перевести крупную сумму на счет мошенников. Попрошайничество: Мошенники давят на жалость и отправляют письма с просьбой о помощи якобы от благотворительных организаций или нуждающихся людей. В действительности такие сообщения содержат ссылки на реальные организации и фонды, но реквизиты для перечисления денежных средств указываются ложные . «Нигерийские» письма: В тексте такого письма обычно содержится информация о том, что у автора письма есть много денег, полученных не совсем законным путём, и поэтому он не может хранить деньги на счету в банках своей страны. Ему срочно необходим счет за рубежом, куда можно перечислить деньги. Авторы подобных писем попросят тебя обналичить крупную денежную сумму, в качестве вознаграждения обещая от 10% до 30% от заявленной в письме суммы. Идея мошенничества заключается в том, что пользователь предоставит доступ к своему счету, с которого позже будут списаны все денежные средства . «Нигерийские» письма, невероятная удача и попрошайки!

Слайд 10

10 Защита от мошенничества! Чтобы не стать жертвой мошенника, соблюдай простые правила: Удаляй письма, которые содержат не относящуюся к тебе информацию, связанную с денежными средствами, особенно от неизвестных людей. Не переходи по ссылкам, указанным в подозрительных письмах. Не сообщай посторонним лицам свои персональные данные, номера счетов, пин -коды и т.п. Не будь слишком доверчивым, проверяй всю информацию, содержащую просьбы о помощи, иначе помощь потом потребуется тебе самому.

Слайд 11

11 Как ВИРТУАЛЬНАЯ сеть может влиять на РЕАЛЬНУЮ жизнь ПОМНИ: за ВИРТУАЛЬНЫЕ преступления отвечают по РЕАЛЬНОМУ закону ст. 272 УК РФ - Неправомерный доступ к компьютерной информации (до 5 лет лишения свободы); ст. 273 УК РФ – Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (5 лет лишения свободы); ст. 274 УК РФ – Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сети (до 5 лет лишения свободы); ст. 129 – Клевета (до 5 лет лишения свободы); ст. 130 – Оскорбление (до 3 лет лишения свободы); ст. 159 – Мошенничество (до 10 лет лишения свободы); ст. 165 – Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (до 5 лет лишения свободы); ст. 146 – Нарушение авторских и смежных прав (до 10 лет лишения свободы); ст. 242 – Незаконное распространение порнографических материалов или предметов ( до 5 лет лишения свободы); ст. 242 (1) – Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (до 15 лет лишения свободы).

Слайд 12

Запомни простые правила безопасности: 12 http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security Не уверен в своих знаниях? Используй учетную запись с ограниченными правами! Не работай от имени администратора ( root ) - это убережет от большинства заражений; без необходимости не делай « джелбрейк », « разлочку », « рутование » Учитывай рекомендации программ защиты (не заходи на сайты, которые помечены как опасные, не открывай файлы, которые блокирует антивирус); Ограничивай время работы в Интернете – живи реальной жизнью! Настрой дополнительные функции (блокировку рекламы в браузере, функции антифишинга , блокировку всплывающих окон, режим безопасного поиска); Используй официальное лицензионное и (или) свободное программное обеспечение ; Используй антивирусную защиту (лучше бесплатный антивирус, чем никакого; коммерческие программы предоставляют дополнительные функции и удобства); Регулярно обновляй систему и антивирус; Подробнее о правилах читай в Энциклопедии безопасности

Слайд 13

Хочешь сделать Интернет безопаснее? Используй специальные инструменты! 13 Присылай ссылки на опасные сайты в Единый Реестр запрещённых сайтов: eais.rkn.gov.ru Отправляй сообщения об опасном контенте на горячие линии Лиги безопасного интернета: ligainternet.ru/hotline Сообщай о полезном контенте: ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/included-white- list.php Регистрируйся в социальной сети, посвящённой к ибербезопасности : social.ligainternet.ru Используй WEB -фильтр: www.ligainternet.ru/proxy Читай энциклопедию безопасности: www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security