Научные статьи

Сидорова Марина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ 4 К КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

М.Е.Сидорова,

учитель математики

МБОУ «Казацкая СОШ»

Яковлевский городской округ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования технологии смешанного обучения на уроках математики для формирования компетенции критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации.

Ключевые слова: технология, компетенция, критическое мышление, креативность, коммуникация, командная работа, кооперация, смешанное обучение, 4 К.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов произошло много содержательных изменений и обновлений. Знание, транслируемое со страниц учебника, приобретает форму контекста, теряет свою значимость и актуальность. Важной задачей современного обучения становится формирование ключевых компетенций, которые рассматриваются как умение школьника применять полученные знания и способы деятельности для решения задач, в том числе и нестандартных в изменившихся условиях. В связи с этим каждый учитель стремится ориентировать учащихся на самоопределение и самообразование в быстро растущем информационном поле, так как именно этот факт обуславливает постоянное развитие собственных компетенций, обновление формата знаний и формирование новых навыков.

Современные выпускники образовательных организаций должны обладать конкурентоспособностью и востребованностью на рынке труда, сформированными компетенциями, построенными на мыслительной деятельности и коллективном интеллекте. В связи с этим возникла необходимость исключить лишние компетенции и оставить нужные, которые работодатели и исследователи признали наиболее важными для нашего общества. Такую модель «4 К» разработала некоммерческая организация Partnership for 21st Century Skills. Данные компетенции назвали Soft Skills («надмозговые» способности) — то, что сделало бы современных выпускников успешными. В прошлом остались Hard Skills («внутримозговые» способности) – то, чем выпускник овладел раньше и не задумывается о дальнейшем развитии. В Российском образовании данная модель обсуждается с 2014 года, а с 2017 года её активно продвигает Фонд новых форм образования.

Данная модель, основанная на профессионально-личностном развитии и самосовершенствовании, предполагает следующие виды компетенций, ценностей и установок, которые должны сформироваться у учащихся:

  1. критическое мышление – это целенаправленное, саморегулируемое, настойчивое и тщательное умение ориентироваться в информационном потоке, распознавать причинно-следственные связи, выделять главное и второстепенное. Способность быстро находить новые решения и понимать причины успехов и неудач.
  2. креативное и инновационное мышление – вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, способности видеть и принимать нестандартные решения, позволяющий оценивать ситуацию с различных сторон и чувствовать себя уверенно в меняющихся условиях среды. Это способность генерировать собственные идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания.
  3. коммуникация – умение оперативно и продуктивно налаживать контакты, выражать и интерпретировать мысли в устной и письменной речи, коммуницировать в разнообразных культурных и социальных контекстах.
  4. командная работа (кооперация) – это умение определить общую цель и пути ее достижения, используя распределение ролей и оценку результативности действий. Эффективная работа в различных командах.

Перечисленные компетенции стимулируют укрепление потенциала страны и являются навыками высокого порядка, однако в массовой школьной практике отсутствую такие педагогические технологии, которые позволили бы формировать и оценивать эти компетенции в рамках традиционного урока. Интеграцию «4 К» компетенций в содержание обучения возможно осуществить через технологию смешанного обучения, которая опирается на взаимосвязь очного и электронного обучения. Рассмотрим подробнее, как технология смешанного обучения будет способствовать формированию 4 К компетенций учащихся.

        Критическое мышление. На сегодняшний момент важным является умение критически оценивать информацию, а именно возможность рассмотреть её с разных сторон, учитывая все «за» и «против». Технология смешанного обучения предполагает организацию командной работы таким образом, чтобы учащиеся в ходе обсуждений могли отыскать взвешенные и аргументирование решения, к достижению поставленной задачи подходили комплексно, учитывая характер участия каждого участника команды.

        Креативность. Данный вид учебной работы стимулирует развитие личностных характеристик и метапредметных навыков, мотивирует учащихся. При смешанном обучении учащиеся самостоятельно выбирают пути достижения поставленной цели при изменчивости и динамичности окружающей действительности. Таким образом, происходит развитие изобретательского и творческого мышления.

        Коммуникация. Технология смешанного обучения подразумевает больше способов коммуникации: очное общение с учителем и виртуальное посредством обучающих платформ, мессенджеров и социальных сетей. Постоянное интерактивное взаимодействие мотивирует учащихся и дает представление учителю о достижениях и проблемах учащихся.

Командная работа. В условиях смешанного обучения групповой работы становится значительно больше. Помимо семинаров и проектной работы можно организовать форумы, электронные конференции, синхронных и асинхронных по времени. Объединение в команды происходит с учетом индивидуальных возможностей учащихся, слабые качества отдельных участников нивелируются за счет сильных качеств других. Лучшие стороны участников максимально задействованы для вклада в общие результат работы.

Смешанное обучение предоставляет новые возможности для участников образовательного процесса, создает благоприятные условия для обеспечения качественного образования, основанного на дифференциации, индивидуализации и персонализации. Возможность построения индивидуальных образовательных траекторий и учет индивидуальных особенностей позволит развивать 4 К компетенции учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации [Электронный ресурс]. – URL: https://ioe.hse.ru/monitoring/4k (дата обращения 06.03.2020).
  2. Захарова Т.С. Некоторые аспекты качества электронных ресурсов / Т.С.Захарова, В.Н.Макашова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №4. – С.39.
  3. Краснова Т.И. Смешанное обучение: опыт, проблемы и перспективы / Т.И.Краснова // В мире научных открытий. – 2014. – №11. – С.10-26.
  4. Пинская М.А. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / М.А.Пинская, А.М.Михайлова. – «Российский учебник», 2019. – 76 с.



Предварительный просмотр:

НАГЛЯДНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТЕРЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

М.Е.Сидорова,

учитель математики

МБОУ «Казацкая СОШ»

Яковлевский городской округ

Аннотация. В статье рассматривается теоретические основы наглядно-конструктивного подхода при изучении стереометрии и о его роли в формировании пространственных представлений учащихся.

Ключевые слова: стереометрия, наглядно-конструктивный подход, пространственные представления, опорные геометрические конструкции.

Важнейшей целью изучения стереометрии является развитие пространственных представлений. В процессе их формирования, по мнению Г.Д.Глейзера, принимают участие практически все органы чувств. Он отмечал, что «в системном механизме восприятия пространства ведущую роль играют зрительно - вестибулярно - кинестетические взаимосвязи, которые являются стержнем, объединяющим все органы чувств в отражении пространства». [1] Поэтому, при формировании пространственных представлений наряду с простым созерцанием необходимо использовать непосредственные манипуляции с материальными предметами и моделями, а также проговаривание выполняемых действий. Однако, существует проблема «дозирования» наглядности, вызванная отрицательным ее влиянием на процесс обучения. Следует постепенно осуществлять переход от материальных моделей к идеальным (чертежи, схемы, представления).

В связи с этим актуальным при изучении стереометрии становится наглядно-конструктивный подход. Он предполагает следующее: учитель поясняет свойство фигуры на модели, показывает его на чертеже, ученики моделируют или выполняют ее построение. Если, например, изучаются свойства геометрических фигур, то сначала демонстрируется модели данных фигур, ученики работают с представленными моделями, а потом выполняют геометрические построения. На определенном этапе обучения остается только демонстративная модель и построения, а затем только чертеж и мысленное представление фигуры с заданными свойствами. [4]

Правильное решение геометрических задач зависит от оперативного построения чертежа к задаче, владения аналитическим методом решения задачи и определенного запаса опорных задач. Выстроить связь между теорией и практическим решением задачи возможно на основе опорных геометрических конструкций, представляющих из себя геометрические фигуры, на которых иллюстрируется изучаемый теоретический материал, раскрываются связи объектов, формируются приемы поиска решения геометрических задач. Опорные геометрические конструкции позволяют построить обучение на наглядной основе.

На начальном этапе изучения стереометрии необходимо учитывать недостаточную сформированность пространственного мышления учащихся. Необходимо на первых уроках при решении задач на конструирование многогранников сформировать представления учащихся об опорных геометрических конструкциях, особое внимание уделив наглядному определению некоторых конкретных видов многогранников, понятию развертки для данных многогранников. В учебном процессе для конструирования наиболее приемлемыми являются нитяные модели и разворачивающие картонные модели. Конструирование разворачивающихся моделей или конструирование многогранника из многоугольника является увлекательным и творческим процессом. Преподавание стереометрии необходимо вести с привлечением материальных моделей многогранников и других пространственных фигур, отдавая предпочтение использованию непрозрачных моделей. Количество задач на конструирование многогранников и форма работы с ними выбирается учителем с учетом особенностей класса, уровнем развития пространственных представлений учащихся, наличием учебного времени и потребностями учебного процесса.

Таким образом, для формирования пространственного мышления учащихся при изучении стереометрии следует широко использовать опорные геометрические конструкции, задачи на конструирование, исследовательскую деятельность по изучению геометрических тел. При подготовке и проведении уроков стереометрии целесообразно делать упор на знания и умения, полученные из курса планиметрии.

Список использованной литературы:

1. Глейзер Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии / Г.Д. Глейзер. – М.: Педагогика, 1978. – 104 с.

2. Далингер В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии / В.А.Далингер // Математика в школе. 1995. - №6 - с.16-21.

3. Далингер В. А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии/ В.А.Далингер. – Омск: ОГПИ, 1992.

4. Сидорова М.Е. Теоретические основы наглядно-конструктивного подхода при изучении стереометрии в средней школе [Электронный ресурс] / М.Е.Сидорова. – URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-109-2.pdf (дата обращения 10.04.2019).



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.Е.Сидорова,

учитель информатики

МБОУ «Казацкая СОШ»

Яковлевский городской округ, РФ.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Ключевые слова

Система оценки планируемых результатов; личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Успешность реализации ФГОС СОО во многом определяет адекватная система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП, направленная не на освоение обязательного минимума содержания образования, а на достижение индивидуального максимума результатов. Она должна поддерживать целостность образовательной системы, содействовать преемственности между уровнями школьного образования, что особенно актуально на этапе старшего школьного возраста, где любая отметочная система оценивания утрачивает свою значимость. Кроме того, значимым элементом контрольно-оценочной деятельности становится поддержание эффективной взаимосвязи, предполагающей вовлеченность и учителей, и учащихся.

        Система оценивания достижений ведется по трем элементам: предметным, метапредметным и личностным. Уровневое оценивание подразумевает комплексный подход к содержанию, технологиям оценки и интерпретации полученных результатов, помогает участникам образовательного процесса выстраивать индивидуальные маршруты с опорой на зону ближайшего развития, формирует положительную социальную и учебную мотивацию.

Диагностика метапредметных результатов осуществляется с целью оценивания регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий в результате  решения специально сконструированных диагностических задач. Метапредметные действия составляют психологическую основу управления познавательной деятельности и считаются залогом успешного решения учащимися учебных задач. Для оценивания метапредметных результатов применяются комплексные работы на межпредметной основе.

Специфика личностных учебный действий в старшем школьном возрасте обусловлена профессиональным и личностным самоопределением, обеспечивающимся за счет компонентов образовательного процесса. Оценивание личностных результатов осуществляется специалистами, обладающими соответствующими компетенциями в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Личностные результаты выпускников на этапе среднего общего образования не подлежат итоговой оценке, так как они ориентированы на измерение эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Оценивание предметных результатов базируется на способности учащихся к решению учебно-проектных и социально-проектных ситуаций в рамках учебных предметов. Важной особенностью является не оценивание воспроизведенных по образцу знаний и умений, а способность использовать эти знания в нестандартных ситуациях. Возникает потребность создания новой критериальной системы оценивания, позволившей ученику активно приближаться к цели своего обучения. Оценивание в данной системе производится с учетом критериев выполнения проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Полученные баллы переводятся в оценку. Благодаря чему учащиеся могут самостоятельно оценивать положительную динамику изменения достижений, снижается уровень тревожности, а оценка образовательных результатов становится более открытой и объективной.

Список использованной литературы

  1. Кондаков А.М. Концепция государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного стандарта. Курс на 36 часов. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.
  3. Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие – М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2009. – 48 с.

© М.Е.Сидорова, 2019



Предварительный просмотр:

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М.Е.Сидорова,

учитель информатики

МБОУ «Казацкая СОШ»

Яковлевский городской округ, РФ.

Аннотация

Статья посвящена проблеме компьютерной безопасности школьников. Автор рассматривает отдельные аспекты по организации успешного обучения школьников основам компьютерной безопасности.

Ключевые слова

Компьютерная безопасность, информатизация, информационные угрозы, киберпреступления, компьютерные программы, программное обеспечение.

Информатизация затронула экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества. Многие заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, называя себя информационным обществом. В сложившейся ситуации образование перестало быть способом усвоения готовых знаний и превратилось в процесс информационного обмена между учеником и окружающими людьми, предполагающего формирование информации в обмен на полученную. Актуальность обеспечения безопасности школьников в информационной среде определена следующими факторами:

  1. Информатизация школ (внедрение в массовую практику элементов управленческих механизмов, расширение возможностей индивидуальных образовательных программ за счет применения интерактивных систем обучения и ЭОР нового поколения, выявление и приоритетная поддержка лидеров нового качества образования – «точек роста»).
  2. Несоответствие потенциальных возможностей информатизации образования и получаемым в настоящий момент результатам.
  3. Отсутствие законодательных документов и нормативных правовых актов, определяющих уровень нравственности контента, имеющегося в сети, что значительно обостряет проблему воспитания учащихся.
  4. Противоречивые требования составляющих единого педагогического процесса «Учитель – Родитель – Ученик» в решении проблем компьютерной безопасности.

В образовательном процессе проблемы компьютерной безопасности группируются на несколько основных разделов:

  • информационные угрозы (хищение информации, ошибки пользователя, отказы и сбои аппаратуры, физическое воздействие на технику и т.д.);
  • компьютерные программы, целью которых является оказание несанкционированного и вредоносного воздействия (классические файловые вирусы, сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты и др.);
  • расширенный доступ к сети Интернет, распространение компьютерных игр (увеличение времени, проведенного в сети, что приводит к формированию аддитивного поведения и снижению уровня физического здоровья обучающихся);
  • киберпреступления (кибервымогательства, фишинг, кибербуллинг, кража персональных данных и т.д.);
  • несовершенное программное обеспечение (использование программ в целях отличных от тех, для которых они создавались первоначально).

Компьютерная безопасность в образовании – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия [2].

Задачи по обеспечению компьютерной безопасности в школе:

  1. Определение содержания обучения компьютерной безопасности на каждом уровне образования. Недостаточным является изучение только организационных и технических средств обеспечения компьютерной безопасности, важно воспитывать нравственное и ответственное отношение к информации.
  2. Классификация угроз на каждом этапе обучения компьютерной безопасности:
  • угрозы личной безопасности;
  • угрозы семье или окружающим.
  1. Обеспечение непрерывности в изучении компьютерной безопасности при переходе от одного этапа обучения к другому, выстроенного с учетом возрастных особенностей и использованием технических средств.
  2. Установление способов согласования действий и распределение меры ответственности семьи, школы, системы дополнительного образования по обеспечению компьютерной безопасности школьников в учебно-воспитательном процессе. Для реализации данной задачи необходимо:
  • разработать методические рекомендации для родителей;
  • совершенствовать дидактические средства для учащихся (брошюры, учебники);
  • использовать разнообразные формы работы (лекции, семинары с участием правоохранительных органов и привлечением специалистов по защите информации).

Важными условиями успешного обучения школьников основам компьютерной безопасности являются: осведомленность педагога в теории компьютерной безопасности, обязательное сотрудничество с родителями, работа с классными руководителями и администрацией школы. Особо стоит отметить личную позицию учителя с безусловным, безоценочным принятием ребенка, желанием оказать своевременную поддержку с предотвращением нарушения адекватного восприятия окружающей действительности и разрушения самооценки, а также открытии возможностей правильной адаптации и социализации. Комплексное выполнение данных условий позволит значительно уменьшить риски оказания морального, материального и другого вреда ребенку. Поэтому обеспечение компьютерной безопасности школьников должно стать одним из главных направлений работы современной школы.

Список использованной литературы

1.  Гафнер В.В. Информационная безопасность. Учебное пособие: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2009. 

2. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. канд. пед. наук.  Иркутск, 2008.

3. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты. Учебное пособие.  СПб.: Питер, 2008.

© М.Е.Сидорова, 2020



Предварительный просмотр:

Сидорова М.Е.

магистрант кафедры математики

НИУ «БелГУ»,

учитель МБОУ «Казацкая СОШ»,

Россия, г. Белгород

Теоретические основы наглядно-конструктивного подхода при изучении стереометрии в средней школе

В последнее время значительно возрос интерес к проблемам преподавания геометрии в школе. Это обусловлено негативными результатами учащихся при прохождении итоговой аттестации. Перед педагогической наукой и практикой ставится задача совершенствования методики преподавания математики и, в частности, геометрии в школе. При этом необходимо учесть такие актуальные проблемы, как развитие пространственного мышления и воображения учащихся, совершенствование практических умений и навыков и т.п. Немало важную роль играет проблема формирования и развития пространственного мышления учащихся. Хорошо развитое у школьников, оно является необходимой предпосылкой успеха в усвоении учебного материала курса геометрии и в частности стереометрии.

По мнению Г.Д.Глейзера, в процессе формирования пространственных представлений принимают участие, в той или иной мере, все органы чувств. Он отмечал, что «в системном механизме восприятия пространства ведущую роль играют зрительно - вестибулярно - кинестетические взаимосвязи, которые являются стержнем, объединяющим все органы чувств в отражении пространства» ([1], с.43). Именно поэтому, при формировании пространственных представлений наряду с простым созерцанием необходимо использовать и непосредственные манипуляции с материальными предметами и моделями, а также проговаривание выполняемых действий.

Наглядность, однако, может играть не только положительную роль в процессе обучения, но и тормозить его. В связи с этим возникает проблема дозирования наглядности в учебном процессе. Необходимо постепенно осуществлять переход от материальных моделей к идеальным (чертежи, схемы, представления).

В последнее время все более актуальным при изучении геометрии становится наглядно-конструктивный подход. Он предполагает следующее: учитель поясняет свойство фигуры на модели, показывает его на чертеже, ученики моделируют или выполняют ее построение. Если, например, изучаются свойства геометрических фигур, то сначала демонстрируется модели данных фигур, ученики манипулируют представленными моделями, а потом выполняют геометрические построения. На определенном этапе обучения остается только демонстративная модель и построения, а затем только чертеж и мысленное представление фигуры с заданными свойствами.

В процессе подготовки учащихся к итоговой аттестации я обратила внимание, что для успешного решения геометрических задач необходимы три компонента: оперативное и правильное построение чертежа к задаче, владение аналитическим методом решения задачи и определенный запас опорных задач, который позволяет осуществить переход от теоретического материала к практическому применению знаний. В качестве связующего звена между теоретическим материалом и самостоятельным решением геометрических задач могут быть использованы опорные геометрические конструкции, представляющие из себя геометрические фигуры, на которых иллюстрируется изучаемый теоретический материал, раскрываются связи объектов, формируются приемы поиска решения геометрических задач. Именно опорные геометрические конструкции позволяют построить обучение на наглядной основе.

Первичные представления об опорных геометрических конструкциях формируются на первых уроках стереометрии при решении задач на конструирование многогранников, целью которых является формирование пространственных представлений учащихся. Следует заметить, что перед решением задач на конструирование необходимо особое внимание уделить наглядному определению некоторых конкретных видов многогранников, понятию развертки для данных многогранников и изучению свойств многогранников и их разверток. В своей работе особое внимание я уделяю понятию развертки тетраэдра и изучению ее свойств.

Количество задач на конструирование многогранников и форма работы с ними выбирается учителем с учетом особенностей класса, уровнем развития пространственных представлений учащихся, наличием учебного времени и потребностями учебного процесса. Задачи на конструирование можно использовать в качестве самостоятельной домашней работы для заинтересовавшихся учащихся, а также в качестве дополнительного материала на факультативных занятиях.

В учебном процессе для конструирования наиболее приемлемыми являются нитяные модели и разворачивающие картонные модели. Конструирование разворачивающихся моделей или конструирование многогранника из многоугольника является увлекательным и творческим процессом. Таким образом, преподавание стереометрии необходимо вести с привлечением материальных моделей многогранников и других пространственных фигур, отдавая предпочтение использованию непрозрачных моделей.

Список использованной литературы:

1. Глейзер Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии / Г.Д. Глейзер. – М.: Педагогика, 1978. – 104 с.

2. Далингер В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии / В.А.Далингер // Математика в школе. 1995. - №6 - с.16-21.

3. Далингер В. А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии/ В.А.Далингер. – Омск: ОГПИ, 1992.

© Сидорова М.Е., 2016