Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация

Столбовская Галина Владимировна

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача  современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации».

   Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

 -формирование универсальных и предметных способов действий

 - воспитание основ умения учиться

 - способности к самоорганизации

 -  индивидуальный прогресс в развитии личности

Поэтому сегодня для анализа и объективной оценки педагогического процесса, управления качеством обучения необходим мониторинг учебных достижений учащихся. Учитель должен владеть следующей информацией: обученность учащихся, обучаемость, уровень сформированности обще-учебных умений и навыков, личностный рост, индивидуальные образовательные достижения обучающихся, комфортность обучения, доступность образования, состояние здоровья обучающихся.

1. по месту в процессе обучения:

-            предварительный, позволяющий   определить   исходный уровень обученности и развития учащихся;

-            текущий, позволяющий   определять   уровень   развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

-            итоговый, определяющий   итоговый   уровень   знаний, учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

2. по содержанию:

-            прогностический   или   планирующий, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

-            пооперационный, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-            по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

3. по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

-            внешний, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

-            внутренний или рефлексивный, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

-              усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования;

-              сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

-              развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

-              сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:  

  1. Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  2. Оценивание может быть только критериальным.  Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  4. Оценивать можно только то, чему учат.
  5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Вот некоторые приёмы  формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать  на уроках.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.

 Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.

Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку.

Достижение планируемых результатов будут обеспечено за счет

внедрения  следующих технологий:

- технологий открытого образования;

- внедрения моделей индивидуализации образовательных траекторий;

- развития открытой информационной среды («Сетевой город»);

- реализации программ и технологий, обеспечивающих достижение  личностных результатов;

- создания единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга развития образования;

-внедрения модели оценивания образовательных результатов обучающихся, учитывающей различия стартовых возможностей и динамику достижений, в целях индивидуализации образования, поддержки учебной мотивации.

Виды осуществления диагностики результатов обучения можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:

устные ответы учащихся;

письменные работы;

практические задания.

Устные ответы учащихся – это:

рассказ о выполнении домашних заданий;

участие в диалогах-дискуссиях на занятиях;

выступление на конференции;

рецензирование ответов и работ других учащихся.

Письменные работы – это:

записи в лабораторном журнале;

отчеты о выполнении домашних заданий;

самостоятельные и контрольные работы;

тестирование;

рецензирование ответов и работ других учащихся.

Практические задания – это:

изготовление приборов;

подготовка стендовых докладов;

подготовка презентаций;

подготовка рисунков «от руки»;

подготовка рисунков на компьютере;

создание фото и видеоматериалов.