Вершинина Наталья Александровна

сайт учителя русского языка и литературы

«Любить жизнь - это значит уметь забывать все плохое… и удерживать все хорошее».

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: чтение художественной литературы

Увлечения: цветоводство

Регион: Омская область

Населенный пункт: р.п.Москаленки

Место работы: МБОУ "Гимназия имени Горького А.М"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vershinina-natalya-aleksandrovna
«Поверить в результат – это значит создать его».

Мой взгляд на мир:

 

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу­дущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить.   Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

 

 

Мое портфолио:

 

Мое электронное портфолио содержит материал многолетнего опыта преподавания русского языка и литературы

Методические материалы уроков, классных часов и мероприятий с классом размещены на сайте.

 

 

Мои публикации:

 

·        Использование ИКТ на уроках русского языка,  литературы и в воспитательном процессе.

·        Современные  подходы  к обучению  школьников  на уроках русского языка и литературы.

·        Организация самоуправления в детском коллективе.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

 

Вершинина Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия им. Горького А.М.»

Москаленского муниципального района

Омской области

 

В чем же заключается одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники в процессе изучения литературы? В том, что после того, как произведение прочитано, возникает необходимость свои впечатления и соображения по поводу прочитанного изложить на бумаге. Причем грамотно и с соблюдением всех законов и правил. То есть написать сочинение.

Современные школьники, погруженные в атмосферу компьютерных коммуникаций, научились активно использовать интернет-ресурсы и вместе с тем, за исключением немногих, перестали читать художественную литературу, что стало причиной бедности их словарного запаса, затруднениями в грамотном изложении мыслей даже в повседневной жизни, что свидетельствует о слабом развитии коммуникативных навыков.

Это объясняется  бедностью читательского багажа,  слабо развиты навыки  анализа  текста,  неумение сопоставлять факты, сравнивать и грамотно характеризовать героев, определять их типологию,  видеть и понимать закономерности или противоречия в развитии конфликта.

         В современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся и приобщения к миру художественной литературы. В 11 классе я веду элективные курсы по литературе «Сочинение-допуск: размышление на тему…»  и по русскому языку «Технология написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту». Эти курсы помогают мне решить проблемы формирования коммуникативных компетенций учащихся в рамках обучения написанию сочинения – рассуждения, в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике при написании сочинений. Анализируя пробные сочинения, мы решаем задачи проблемного характера: исправляем допущенные речевые ошибки, «раскрашиваем» сочинение с помощью изобразительных средств, составляем цитатный план, учимся писать вступительную и заключительную части, осваиваем сочинения разных жанров. В работе использую  ИКТ, что является признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Написание экзаменационного сочинения-рассуждения относится к заданиям повышенного уровня сложности, и именно оно вызывает наибольшие затруднения в выполнении. Я начинаю подготовку  с 5 класса, предлагая написать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения,  сочинения по данному началу, сочинения-описания.

На уроках развития речи по русскому языку и литературе   систематически работаю с текстовой информацией. Это помогает формировать коммуникативную компетентность учащихся, так как «погружаясь в текст», грамотно его интерпретируя, они учатся выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте.

В работе с учащимися большое внимание уделяю практике аргументированного пересказа, обеспечивающего грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором фактов, с привлечением собственных фактов.

Стараюсь обратить внимание на развитие всех видов речевой деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи, формируя метапредметные умения и навыки. Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность.

Использую такие продуктивные виды чтения, как просмотровое, поисковое с ориентацией на отбор нужной информации, исследовательское и другие, систематически совершенствую на уроках навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой.

Я, как учитель-словесник,  ищу приемы и методы работы по устранению проблем развития связной письменной речи учащихся. Из текста сочинения становится ясным, что читают школьники, как они осмысливают прочитанное. Умеют или не умеют мыслить, как выражают  свои мысли.

Недостатками сочинений моих учеников (не всех) являются:

  • Неумение разграничить вступление и тезис.
  • Несоответствие аргументов заданной теме.
  • Ограничение общими высказываниями по поводу художественного произведения.
  • Ограничение простым пересказом художественного произведения.
  • Нарушение последовательности и необоснованных повторов внутри смысловых частей.
  • Наличие речевых ошибок, разговорной лексики.
  • Фактологическая неточность в фоновом материале.
  • Отсутствие комментария к проблеме или замена пересказом, цитированием.

Сложной задачей для выпускников при написании сочинения становится аргументация собственного мнения.  Грамотная аргументация своего суждения - показатель умственной и культурной зрелости выпускника. В 10-11 классах предлагаю задания на написание небольших сочинений. Например, «Проблема человеческого выбора в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», «Проблема конфликта поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», «Проблема трагической любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» и др.

Сочинение по цитате позволяет выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, спрятанный в цитате, и назвать те его аспекты, на которых ребята собираются  подробно остановиться в сочинении. Например, «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом» (Ш. Руставели), «Разум — счастливый дар человека и его проклятие» (Эрих Фромм), «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский) и др.

Одним из недостатков сочинений учащихся является неумение грамотно использовать в своей работе материалы критических статей. Предлагаю задание: изложить содержание статьи по определенному плану и выразить свою собственную точку зрения. Такой прием позволяет учащимся запомнить критический материал и использовать  его впоследствии в сочинении.

Обучение школьников в написании сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы провожу на протяжении всех школьных лет. Это впечатления от прочитанной книги, о проведенных выходных днях или каникулах (среднее звено). Стараюсь, чтобы уже в этот период их творческие работы по личным впечатлениям были развивающими, носили исследовательский характер и ориентировались на отдалённую перспективу - на качественное выпускное сочинение.

 

 

 

О себе

Имею высшее педагогическое образование.

Учитель русского языка и литературы 

Стаж работы 34 года

Работаю в МБОУ "Гимназия имени Горького А.М." - 25 лет.

Имею первую квалификационную категорию по должности "Учитель русского языка и литературы".

Являюсь классным руководителем 7 класса.

 

Использую метод анализа художественного текста. Считаю, что  метод лингвистического анализа художественного текста  развивает художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Романы  А. Фадеева «Молодая гвардия», Н. Островского «Как закалялась сталь», В. Каверина «Два капитана» – это книги-маяки, которые определили судьбу целых поколений. Советская литература учит добру, воспитывает в людях самые положительные качества, формирует человека, преданного Отечеству, трудолюбивого и отзывчивого.

Мой взгляд на мир

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу­дущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить.   Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Мои достижения

Мои публикации:

 

·        Использование ИКТ на уроках русского языка,  литературы и в воспитательном процессе.

·        Современные  подходы  к обучению  школьников  на уроках русского языка и литературы.

·        Организация самоуправления в детском коллективе.

 

Моё портфолио

Мое электронное портфолио содержит материал многолетнего опыта преподавания русского языка и литературы

Методические материалы уроков, классных часов и мероприятий с классом можно просмотреть и скачать тут 

https://drive.google.com/open?id=1cw-Z2WdL2RZa3GBE...

https://drive.google.com/open?id=16C2VQ9nNZZSNKAx_...

https://drive.google.com/open?id=1EgFgt695EE0F5Uni...

https://drive.google.com/open?id=1SmKGxCyRBWtFfS11...

https://drive.google.com/open?id=1jNUuzQCwLk-NYyFU...

https://drive.google.com/open?id=1AjHaaIyLfUGM01i3...

https://drive.google.com/open?id=1AjnCqG4TwEeOdqh-...

https://drive.google.com/open?id=1r7N1wNA2c1R95VR0...

https://drive.google.com/open?id=1WDjqSlOAYYJKjmQi...

https://drive.google.com/open?id=1OcGo3DP7RF2K0bJL...

https://drive.google.com/open?id=1_u1DiEketmkbB-hT...

https://drive.google.com/open?id=1TZlEkuZAstk_z419...

https://drive.google.com/open?id=1pnaNMOIK4qgZNGav...

https://drive.google.com/open?id=1RVX9zU-wn8SvDCn6...

https://drive.google.com/open?id=1ant1fOA5vqXi_2xN...

https://drive.google.com/open?id=1knhlUUYBy7gS9DSl...

https://drive.google.com/open?id=1DTOmY_YqNpoBYs75...

https://drive.google.com/open?id=1WTAItbIoQWIr1qt6...

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: