современные подходы к обучению старших школьников
статья по русскому языку (10 класс) по теме

Вершинина Наталья Александровна

материал раскрывает рекомендации по организации занятий по русскому языку и литературе в старших классах (10-11х)

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Вершинина Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия им. Горького А.М.» Москаленского района

Новое время, новый век, новый ученик требуют от учителя нового подхода к обучению и воспитанию ребенка. Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм  обучения, требует от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и навыки в дальнейшей жизни для решения практических задач.

Низкий уровень грамотности выпускников школы – следствие того,  что школьник не испытывает сегодня потребности в умственной и духовной деятельности.

Как повысить качество знаний учащихся? Как подготовить к успешной сдаче ЕГЭ? Почему родной русский язык является для учащихся трудным предметом?

Сегодня, к сожалению, не все выпускники, могут логично излагать свои мысли, грамотно писать, делать выводы. Поэтому необходимо найти новые подходы в преподавании русского языка, которые развивают у школьников живое воображение,  интерес к слову, к родному языку.

Несколько лет я работаю по теме «Лингвистический анализ художественного текста». Считаю свою тему актуальной. Главное слово в названии темы – это текст. Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем. Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно, с детских лет до глубокой старости. Теперь, когда ребята стали старшеклассниками и уже многое знают о русском языке, очень полезно понять, что они знают много, но далеко не все. А чтобы узнать больше, надо постоянно заниматься самостоятельно и под руководством учителя. И в этом им поможет курс профильной подготовки «Лингвистический  анализ текста». Курс постепенно подготовит учащихся к экзаменам: к сочинению, изложению, ЕГЭ, к участию в олимпиадах.

С помощью анализа художественного текста развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

В старших классах имею опыт работы 3 года. Считаю, учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы” (7-е изд., доработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2001) помогает учителю формировать и развивать у учащихся не только коммуникативную компетенцию, но и лингвистическую и культуроведческую, что готовит учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Задания к текстам подразумевают знания всех орфограмм и пунктуационных правил, т.е. того, что требуют задания ЕГЭ. В книге значительное место отводится работе с текстами из художественных произведений, которые изучается в 10-11 классах. Считаю, что тексты проверяют знания  по литературе, воспитывают бережное отношение к родному языку и литературе. Это обеспечивает более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Большое внимание в учебнике уделяется различным видам анализа текста. 

Но наряду с этим приходится использовать дополнительные источники для повторения основных правил с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. В практической работе я использую учебник Грекова, “Русская словесность. От слова к словесности 10–11 кл.” (автор А.И. Горшков).

Работая по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой,  вижу, что мои ученики полюбили свой родной русский язык, научились выражать свои мысли и чувства, научились выступать с докладами, рефератами, научились грамотно составлять планы, тезисы, конспекты, свободно пользуются справочной и научно-популярной литературой.

Мои ученики успешно сдают выпускные экзамены по русскому языку, с успехом выступают на научно-практических конференциях, которые проходят у нас в школе, в районе, области, занимают призовые места. И пусть темы их выступлений различны («Эволюция темы Родины в лирике С.А.Есенина», «Духовная эволюция автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Анализ поэтического текста И.Бродского «Сретенье», «Драгоценные камни в русской литературе XIX века»), но главное в них одно – любовь и понимание языка.

Проводила открытые урока по теме «Употребление причастий и деепричастий в речи», «Комплексный анализ поэтического текста. В. Новиков «Звуки», «Анализ стихотворения Н.Асеева «Синие гусары».

Мои учащиеся – участники этических чтений в школе, в районе, области занимают призовые места («Тема ответственности человека за судьбы других людей в романе А.С.Пушкина «Дубровский»; «Счастье в том, что вас любят» (В.Гюго); «Совесть – это наш внутренний судья» (П.Гольбах); «Золотое правило жизни»; «Что есть добро?» и др.)

Ребята принимают участие в конкурсах творческих работ: «Петр Первый в русской литературе» (победитель на районном уровне); «Письмо моей первой учительнице» (лауреат на российском уровне) и др.

Таким образом, работая с текстом, ученик обогащается не только знаниями, но и нравственными и духовными ценностями народа, делает шаги навстречу познанию мира.

Для  углубления и расширения знания по предмету, повышения интереса к филологическим наукам, у нас в школе ведется большая внеклассная работа по русскому языку и литературе, что является продолжением урочной деятельности.

Действует кружок «Актерское мастерство», где ученики кружка совершенствуют свои навыки и умения в ораторском искусстве, учатся создавать собственные тексты различного жанра.

Гимназия ежегодно проводит декады русского языка и литературы. Эти декады – показатель творчества и сотрудничества педагогов и учащихся. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: литературные КВНы, конкурсы чтецов, литературные викторины, литературные гостиные, брейн-ринги, театрализации, конкурсы сочинений, конкурсы рукописных книг, интеллектуальные игры,  олимпиада по русскому языку, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.  

        Традицией гимназии является ежегодный конкурс по языкознанию «Русский медвежонок», где мои учащиеся занимают 1-е и 2-е места.

Следовательно, преподавание русского языка в 10–11 классах по учебному комплексу А.И. Власенкова и Л.И. Рыбченковой и внеклассная работа по предмету– всё это направлено на развитие интереса к слову, к русскому языку, к предмету.

В своей работе использую современные педагогические технологии. Современный урок–это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя и ученика. Сегодня для того, чтобы быть профессионалом в вопросах экономики, информатики, искусства, литературы и многих других направлений, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета, посещать библиотеки. Наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного материала. Этим навыкам учимся на уроках литературы. Передо мной, как перед учителем, стоит задача:

• Активизировать работу по внедрению методов ИКТ в образовательный процесс, а именно с помощью урока литературы. Это урок-лекция, обзорный урок, биографический урок, урок-экскурсия, (использование презентации, фото- и видеоматериалов, документов). Использую «Большой энциклопедический словарь Кирилла и Мефодия». Самостоятельные творческие работы учащихся в форме презентации по теме урока, подготовка тестов и других видов проверочных работ по литературе. Перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить набор слайдов-иллюстраций, карточек, тестов и др.

Одна из форм работы на уроке — заочная экскурсия. В процессе проведения заочного путешествия необходимо объединение таких элементов, как речь, зрительный ряд, музыкальное оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы Power Point позволяет по-новому организовать работу на таком уроке. Заочная экскурсия по Лермонтовской Москве (М.Ю.Лермонтов. Панорама Москвы. 6 класс или «Ф.М.Достоевский – мыслитель, художник, человек» (Очерк жизни и творчества) 10 класс) при помощи компьютера позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу того времени, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности.

В рамках декады русского языка и литературы проводила литературную викторину для старшеклассников «По страницам русской классики», состоящую из следующих этапов: «Узнай портрет», «Что в имени тебе моем?», «Блиц-турнир», «Перевертыши», «Узнай книгу по описанию», «Цитата», «Я вас любил», «Узнай произведение по иллюстрации», «Кому и где поставлен памятник?»  и др.

Использую ИКТ на уроках  развития речи. Так в 5 классе описывали картину К.Ф.Юона «Русская зима». В учебнике помещена цветная вклейка, но ребята захотели увидеть более широкую панораму.  В этом помогла презентация.

Раздаточный материал особенно требуется на занятиях профильного и элективного курсов. Иногда не получается размножить такой материал, помогает презентация

Использую ИКТ на научно-практических конференциях, этических чтениях, при проведении внеклассных мероприятий.

Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником в изучении литературного произведения.

Использую технологию проблемного обучения, которая направлена на обеспечение активной направленности педагогического процесса и приводит к повышению мотивации к учебной, познавательной деятельности, углубляет уровень понимания учебного материала.

 Урок литературы в 6 классе по произведению М.Ю.Лермонтова  «Панорама Москвы» начала с создания проблемной ситуации. «Сегодня у нас необычный урок. Вы будете в роли экскурсоводов, исследователей, писателей. Урок литературы предлагаю начать необычно - со стихотворных строк М.Ю.Лермонтова. Послушайте и подумайте, о чем у нас пойдет речь?»

Чтец:

«Москва, Москва!

Люблю тебя, как сын…»

Учащиеся:

Речь пойдет о том, какой видел поэт Москву, что в ней ему было особенно дорого.

Урок русского языка в 6 классе по теме « Употребление глаголов в речи» начинаю «Сегодня на уроке мы будем учиться правильно употреблять глаголы в речи, использовать выразительные возможности глагола. На какой вопрос мы должны будем ответить в ходе урока?»

Технология   личностно-ориентированного обучения и воспитания направлена на развитие личностных качеств учащихся и помогает осознать необходимость и ценность развития человека.

        Технология эффективной речевой деятельности направлена на обеспечение качества речи учащихся и приводит к осознанию ценности слова, потребности заботиться о качестве речи.

         Работаю над созданием технологических карт, которые позволяют мне целенаправленно вести учащихся к пониманию темы и умению использовать ее в новых ситуациях.

        Современный урок не должен быть застывшей моделью. Конечно, выбор тех или иных подходов к обучению определяется уровнем класса. Нужно уметь при необходимости менять цели обучения, изменять темы, содержание нового материала, уровень контрольных тестов, но не “снижая”, а “поднимая” интеллектуальную планку. Ибо трудности рождают интерес, развивают исследовательские навыки. Главное, необходимо помнить: урок для ученика, ученик – центр урока.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к сохранению здоровья школьников в образовательной среде

Симонова С.Н., учитель географии МБОУ «СОШ№ 28 с УИОП имени А.А.Угарова»...

"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"

В данной статье описан опыт работы учителей классов "Особый ребенок" по направлению интегрированного обучения....

"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"

В статье описан опыт работы учителей класса "Особый ребенок" по интегрированному обучению....

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

Доклад: «Современные подходы к трудовому воспитанию школьников с ООП».

 Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания детей с ООП (общие образовательные проблемы). Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки ...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....