Доклад: «Современные подходы к трудовому воспитанию школьников с ООП».
материал на тему

Горина Марина Сергеевна

   Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания детей с ООП (общие образовательные проблемы). Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки  к жизни в социуме. Школа  ставит перед собой ряд задач по обучению детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами.  Работа по трудовому воспитанию включает: организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе; ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда; обучение уходу за растениями, животными; обучение ручному труду.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_shkolnikov_s_oop.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

   Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания детей с ООП (общие образовательные проблемы). Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки  к жизни в социуме. Школа  ставит перед собой ряд задач по обучению детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами.  Работа по трудовому воспитанию включает: организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе; ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда; обучение уходу за растениями, животными; обучение ручному труду.

   Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д.  

   Дети с ограниченными возможностями здоровья  зачастую  отстают от своих сверстников.  В силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

   Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.

   Работа с детьми планируется  с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире. 

  Работа по воспитательным блокам  ведется по разделам "Личная гигиена", "Культура поведения", "Одежда, обувь", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Средства связи", "Медицинская помощь", "Питание". Наиболее эффективными формами работы являются: индивидуальные занятия, групповые мероприятия, работа в парах (старший – младший, педагог - воспитанник, работа в мини-группах, поручения, совместная деятельность).  Методы работы: беседы, экскурсии, конкурсы, практические работы репродуктивного и творческого характера, объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, праздники, развлечения, трудовая деятельность, моделирование реальной ситуации. Занятия проводятся в игровой форме и  в форме практических занятий.

  Если у младшего звена с целью приобретения трудовых навыков и умений проводится больше занятий в игровой форме, то у среднего звена для закрепления полученных знаний проводятся практические занятия с усложнением целей.

  Отработка навыков и умений  успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют тематические экскурсии (почта, библиотека, столовая, магазин). Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражать деятельности взрослых. Каждой экскурсии  предшествует подготовительная работа. Учащимся необходимо напомнить о правилах поведения в общественных местах.

   При проведении экскурсий у детей более старшего возраста каждый ученик может получить задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название рабочих предметов, спросить их основные обязанности, или о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и др.

  Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения  (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега). Работая на огороде, дети полют и поливают грядки, ухаживают за цветами в посаженных  клумбах, высаживать рассаду, собирают урожай.    

    Работая на территории школы дети учатся создавать уют в школьном дворе, бережно относится к растениям, умению работать с с/х инвентарём. Если дети младшего звена в игровой форме учатся собирать мусор и веточки, пользоваться веником при уборке территории школы, то дети 5-7 класса становятся более самостоятельными в связи с приобретением трудовых навыков. У них появляется чувство ответственности за порученное дело, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

   Постепенно в работу детей воспитатель включает элементы соревнований. Например, объединяя детей в подгруппы, предложить чья группа быстрей подметёт участок, или соберёт мусор. Важно отмечать как дружно дети работали, помогали друг другу и какой у них  получился результат.

  Формируя навыки самообслуживания, воспитатели  главное внимание уделяют на то, как дети умеют правильно одеваться и раздеваться, застилать постель,  самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой, есть ложкой и пить из кружки, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи, убирать свои вещи на место).  Так, например,  соблюдая технику безопасности, воспитатели учат детей  5-7 класса пользоваться стиральной машиной-автоматом,  умению правильно сортировать вещи по цвету и качеству.

  В школе особое внимание уделяется внешнему виду детей, ввели школьную форму. Все дети посещают школу согласно требованиям: по мере возможностей они стирают свои рубашки, чистят брюки и пиджаки. Во всех группах проводятся занятия на темы: «Виды и значения одежды», следствие чего дети учатся моделировать стили одежды и приобщаются к культуре внешнего вида.

   Значительное внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей с ОВЗ  и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники,  участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры, трудовые десанты, кружковая работа ). Все дети заняты в кружковой работе. Их поделки и творческие работы  мы все видим на школьных выставках.

      Результатом проделанной работы предполагается следующее :

 - Выработка  у воспитанников привычки  систематического  труда.

 - Сформированность  у воспитанников общетрудовых  умений и навыков.

 - Создание  сплоченного  детского коллектива, через включение воспитанников в активную коллективно - творческую деятельность.

 - Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду.

   Формирование  у детей с ООП  социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы и соблюдения единых требований.  А главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. Руководя  процессом работы, следует учить детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение следить за собой, поддерживать порядок во всём. И главное – у детей будет развиваться привычка к трудовым усилиям и формироваться представление о том, что значит быть трудолюбивым.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание школьников

Опубликовано в "Справочнике классного руководителя" 10/октябрь/2009 года. Лучшее из практики воспитательной работы....

Трудовое воспитание школьников

презентация для родителеского всеобуча...

Современные и инновационные подходы в физическом воспитании школьников.

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

Комплексный подход к патриотическому воспитанию школьников на современном этапе.

Патриотическое воспитание современного школьника. Количество посещений данной страницы: ...