Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
статья

Ковалева Анастасия Сергеевна

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в методике. Даны обоснования значимости проблемы учёта субъектной индивидуализации с помощью теории множественного интеллекта, а также целесообразности применения основ теории в обучении иностранному языку.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.881.1

Анастасия Сергеевна Ковалева

МАОУ Лицей №11

Россия, г. Великие Луки

lebedeffa@inbox.ru

Галина Геннадьевна Маслова

к. п. н., доцент кафедры английского языка

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»

Россия, Г. Псков

galenamas@mail.ru

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в методике. Даны обоснования значимости проблемы учёта субъектной индивидуализации с помощью теории множественного интеллекта, а также целесообразности применения основ теории в обучении иностранному языку.  

Ключевые слова: субъектная индивидуализация, обучение иностранному языку, мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA, теория множественного интеллекта.

Anastasia Kovaleva

Lyceum №11

Russia, Velikiye Luki

lebedeffa@inbox.ru

Galina Maslova

Candidate of Pedagogical Sciences

Associate Professor at the English Language Department

Pskov State University

Russia, Pskov

galenamas@mail.ru

Implementation of Subjective Individualization in Modern Approaches to Foreign Language Teaching: Multisensory Approach, MITA

Abstract: the paper studies developing approaches in foreign language teaching based on the theory of multiple intelligence. The paper suggests the main types of intelligence and methods of their application in the methodology. The authors substantiate the importance of applying subjective individualization, and the theory of multiple intelligence in particular, in foreign language teaching.  

Key words: subjective individualization, foreign language teaching, multisensory approach, MITA, the theory of multiple intelligences.

 

Индивидуализация обучения иностранному языку студентов вузов предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся при планировании и осуществлении образовательной деятельности с целью её оптимизации и достижения наибольшей эффективности процесса развития иноязычной коммуникативной компетенции. Она может быть реализована в трёх аспектах: со стороны индивидных свойств личности (индивидная индивидуализация); со стороны субъектных свойств личности (субъектная индивидуализация); со стороны личностных свойств личности (личностная индивидуализация) [4]. На современном этапе в обучении речевой деятельности ведущая роль принадлежит личностной индивидуализации, что выражается в учёте личностных качеств обучающихся: интересы и предпочтения, жизненный опыт, контекст деятельности. Индивидная индивидуализация, или комплекс природных свойств человека, также учитывается как на занятиях, так и, например, при разработке учебно-методических комплексов: возраст, задатки (пособия с углублённым изучением языка), органические потребности (определённое количество времени, отведённого на занятие, речевая зарядка, физкультминутка), пол. Что касается субъектной индивидуализации, на наш взгляд, её потенциал остаётся не вполне реализованным, а вопрос практического использования – мало изученным, несмотря на то, что данный вид индивидуализации весьма актуален в контексте субъектно-субъектной парадигмы образования.

С нашей точки зрения, субъектная индивидуализация, то есть учёт особенностей обучающихся как субъектов деятельности:  овладение оптимальными для обучающегося приёмами деятельности, предпочтения индивидуальной или командной работы, с подробными инструкциями или автономно и др., связана, в первую очередь, с принятием во внимание индивидуальных особенностей восприятия и усвоения обучающимися информации, которые определяют выбор наиболее подходящих методов и приёмов в выполнении той или иной  деятельности.

В последнее время в зарубежной и российской методиках активно развиваются подходы к обучению иностранному языку, в основу которых положена идея использования всех каналов восприятия обучающихся (зрения, слуха, осязания, обоняния), включая тактильные и моторно-двигательные, что способствует более лёгкому восприятию и запоминанию нового языкового материала.  

Так, например, в современных публикациях (аннотациях к учебникам, статьях, преподавательских блогах, публикациях на образовательных сайтах) довольно часто упоминается мультисенсорный подход (multisensory approach) (Н. И. Хромов, Г. Ф. Шаронова, Е. В. Андреева, С. А., М. А. Исаева, А. Ю. Хорошун, А. А. Воскресенская, М. О. Волошко, И. В. Щербашина, А. В. Онучина, Васильева Г. Н., Кротова О. В., Синякова С. А., Тарасова Л. Е., Жарова И. В, С. А. Лазарева, Г. Н. Байгаров) [1-3; 6; 8] - инновационный подход в образовании, в основу которого положено целенаправленное воздействие на все каналы восприятия обучающегося в процессе обучения: слышу – вижу – говорю – делаю – рассказываю. В рамках данного подхода обучающиеся разделяются на несколько типов в зависимости от их восприятия окружающего мира: аудиалы – люди, получающие информацию через слуховой канал; визуалы – те, кто воспринимает информацию с помощью зрения; кинестетики, преобладающей функцией которых является осязание; дискреты (или дигиталы), воспринимающие окружающий мир через логику и внутренний диалог.

Наряду с этим некоторые исследователи отмечают особую роль в реализации мультисенсорного подхода  теории множественного интеллекта Говарда Гарднера (далее -  ТМИ) [11; 12] (Г. Ф. Шаронова, Е. В. Андреева, С. А. Лазарева, Г. Н. Байгаров) [1; 8]. Согласно теории американского учёного Г. Гарднера, впервые опубликованной в 1983 году и актуальной по сегодняшний день, не существует единого интеллекта, измеряемого тестами IQ; каждый человек является обладателем «набора» из восьми типов интеллекта: логико-математический интеллект, визуально-пространственный интеллект, физико-кинестетический интеллект, музыкально-ритмический интеллект, межличностный или коммуникативный интеллект, внутриличностный интеллект, натуралистический интеллект, вербально-лингвистический интеллект [11; 12]. Все типы интеллекта присутствуют в каждом человеке, но их сочетание и развитие является строго индивидуальным (одни типы интеллекта преобладают, другие носят слабовыраженный характер); задействуются в большей или меньшей степени при решении определенной проблемы, задачи (как по одному, так и в любом сочетании), поэтому могут быть использованы в методике обучения иностранному языку для учёта образовательного потенциала детей и взрослых.

Теория множественного интеллекта является основополагающей в реализации активно заявляющего о себе многосенсорного подхода (О. И. Трубицина, Н. П. Фёдорова, Л. М. Городецкая, Г. В. Гуляева) [5] – подхода в обучении иностранному языку на основе ТМИ. Также концепция ТМИ (или MIT – Multiple Intelligences Theory) положена в основу обучающего подхода MITA (Multiple Intelligences Teaching Approach) (Э. Вебер, Н. Бакич - Мирич, Д. Э. Гаипов, Эв. Нвагу, Эр. Нвагу) [9; 10; 13], сложившегося в зарубежной педагогике в последнее десятилетие и  заявляющего о возможности выбирать и применять наиболее подходящие методы и стратегии обучения для каждого из студентов, опираясь на множественность интеллекта.

Главная идея данных подходов, использующих теорию Г. Гарднера (мультисенсорный, многосенсорный, MITA) заключается в том, что  сенсорные каналы восприятия, задействующиеся при выполнении разных типов упражнений в обучении иностранному языку, у каждого конкретного человека развиты не одинаково. Используя ключевые (преобладающие и наиболее развитые) типы интеллекта обучающихся и учитывая их в подборе упражнений, преподаватель может благотворно повлиять на скорость и полноту усвоения учебного материала. Так, к примеру, студенты с ключевым вербально-лингвистическим типом интеллекта наиболее эффективно воспринимают информацию через упражнения, связанные с использованием устной и письменной коммуникации, подбором и изложением информации, чтением и обсуждением текстов, интервью и подготовкой к нему. Вербально-лингвистический интеллект задействуется при выполнении творческих заданий (написание эссе, стихотворения, рассказа), заданий в рамках таких  обучающих технологий, как телекоммуникационная технология, подкаст-технология, Skipe-интервью, и др. Логико-математический интеллект активизируется на занятии по иностранному языку посредством упражнений, связанных с созданием схем, графиков, таблиц на основе прочитанного, исследовательской деятельностью для решения какой-либо проблемы, выведением правил и закономерностей из таблиц, графиков; логико-математическому интеллекту соответствуют такие технологии, как «Вебквест», «Хотлист», вики-технология. Моторно-двигательный тип интеллекта реализуется в упражнениях, где двигательная активность и моторика сочетаются с вербальной информацией, например при разыгрывании сцен, постановке спектаклей, работе руками (выполнении письменных заданий, создании коллажа, рисовании); в ролевых играх, подаче материала с помощью движений (например, указать на части тела, изобразить пантомиму). Для студентов, одним из ключевых типов интеллекта которых является моторно-двигательный интеллект, наиболее эффективными будут игровые технологии, интерактивные технологии, технология «Трежа хант». Музыкально-ритмический интеллект может быть задействован не только через включение музыкальных композиций в ход занятия, разучивание, исполнение и сочинение песен, но и  в изучении разных аспектов языка с помощью музыкального или ритмического  сопровождения,  например, фонетики (используя песни, стихи, скороговорки, пропевание трудных слов). Музыкально-ритмический интеллект может быть реализован в блог-технологии, проектной технологии, игровой технологии. Таким образом, мы видим, что типы интеллекта органично включаются в образовательный процесс. Более того, все традиционные и нетрадиционные упражнения по иностранному языку способны коррелировать с одним или несколькими типами интеллекта.

Говоря о преимуществах использования ТМИ в методике, отечественные и зарубежные методисты отмечают его особую ценность для дисциплины «иностранный язык», поскольку 1) данная учебная дисциплина не ограничена только лингвистическим компонентом, а охватывает все аспекты коммуникации и может интегрировать в другие предметные области (музыка, математика, естествознание и т.д.), 2) изучение иностранного языка напрямую затрагивает все сенсорные каналы восприятия [5]. Стоит отметить, что точка зрения создателя теории Г. Гарднера на возможность применения ТМИ в обучении иностранному языку со временем менялась. Например, в одной из книг, «Структура разума: теория множественного интеллекта (2004 г.), он выражает неуверенность в том, будет ли теория полезна при изучении иностранных языков. Однако в более поздних публикациях Г. Гарднер (2013 г.) отмечает пользу применения теории в методике с нескольких сторон:

1) возможность учиться так, как нравится: выбирать наиболее предпочтительные методы, способы обучения, упражнения (а это, на наш взгляд, ни что иное, как субъектная индивидуализация);

2) мотивация обучающихся с помощью темы или условий, в которых происходит обучение;

3) помощь обучающимся в понимании отличительных черт иностранного языка, которые осознаются носителями языка интуитивно.

Для того, чтобы подтвердить  корректность направления своих исследований, мы решили обратиться к автору ТМИ лично с просьбой пояснить его позицию по данному вопросу на сегодняшний день. В своём ответе на наше письмо, где мы кратко изложили суть и результаты своих исследований, профессор Гарднер написал, что «теперь понимает», что ТМИ может быть  полезной для обучения иностранным языкам, поскольку, по его словам, язык используется как естественное сопровождение практически любой деятельности: создания музыки, игры, занятия торговлей, просмотра фильма и т. д. То есть, практическое использование языка (тренировка) интенсифицируется благодаря действиям, связанным с применением одного или нескольких интеллектов.

Таким образом, мы видим, что наше мнение по обсуждаемому вопросу на сегодняшний день совпадает с точкой зрения автора ТМИ, благодаря чему можем считать применение теории множественного интеллекта в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов оправданным и актуальным. Кроме того, большого количества публикаций о практическом применении теории в обучении и возникновение идей мультисенсорного, многосенсорного и MITA подходов позволяет говорить о важности данной проблемы в методике обучения иностранному языку.

Список литературы:

  1. Андреева Е. В. Использование технологии мультисенсорного подхода в преподавании английского языка с целью повышения качества обучения // Старт в науке. – 2017. - №4-1. – С. 136-140.
  2. Воскресенская А. А. Аудиовизуализация как мультисенсорный подход на занятиях по иностранному языку // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды семнадцатой международной научной конференции. – 2016. – С. 163-167.
  3. Исаева М. А. Мультисенсорный подход в обучении лексике на занятиях иностранного языка // Наука сегодня: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 80-81.  
  4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2 изд. – М.: Просвещение, 1991 г. 223 с.
  5. Фёдорова Н. П., Трубицина О. И. Преимущества использования многосенсорного подхода в обучении иностранным языкам // Евразийский союз учёных. - 2016. - №4-3 (25). - С. 83-85.
  6. Хорошун А. Ю. Психологические аспекты использования мультисенсорного подхода в обучении иностранному языку // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды. Материалы III международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 522-524.
  7. Хромов Н.И. Методы обучения детей с раз3 личными типами обучаемости. М., 2007. 128 с.
  8. Шаронова Г. Ф. Реализация мультисенсорного подхода при обучении иностранному языку // Инновационное образование и экономика. 2015. Т. 1. №17 (17). С. 138-140.
  9.  Bakić-Mirić N., Erkinovich Gaipov D. Open to interpretation: multiple intelligences teaching approaches in English for Specific Purposes // Research papers in language teaching and learning. CLIL Implementation in Foreign Language Contexts: Exploring Challenges and Perspectives. – 2017. – P. 62-74.
  10.  Bakić-Mirić, N., Erkinovich Gaipov D. Multiple Intelligences Teaching Approach – A Model for Redesigned ESP Classes // Current Trends and Issues in Higher Education: An International Dialogue. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, - 2015, - P. 51-69.
  11.  Gardner, H. Multiple Intelligence: The Theory in practice. New York: Basic Books, 1993.  304 p.
  12.  Gardner, H. Are there additional Intelligences? The case for the Naturalist Intelligence. Cambridge, M. A.: President and Fellows of Howard College, 1995. 195 р.
  13.  Weber, Ε. MITAs Five Phases to PBL: MITA Model for Redesigned Higher Education Classes. http://education.jhu.edu/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотворчество как реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

   В данной статье содержится материал, помогающий сделать процесс обучения чтению гласных в четырёх типах слога, а также сочетаний согласных  для учащихся начальной школы ...

Современные подходы к обучению иностранным языкам

Презентация на тему "Современные подходы к обучению иностранным языкам"...

Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».

  Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

Современные подходы в обучении иностранному языку на начальном этапе

Использование различных методов при обучении английскому языку на начальном этапе обучения...

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....