самоуправление в детском коллективе
статья по русскому языку по теме

Вершинина Наталья Александровна

материал раскрывает вопрос о самоуправлении в детском коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoupravlenie_v_detskom_kollektive.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вершинина Наталья Александровна

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия имени Горького А.М.» Москаленского муниципального района Омской области

 Организация самоуправления в детском коллективе

Произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррективы внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.

           Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. Самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное - деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

           Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, я опираюсь на следующие принципы:

  • органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для  коллектива;
  • единое планирование;
  • выборность органов самоуправления;
  • участие всех учащихся в системе самоуправления;
  • согласие  (после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса);
  • все учащиеся входят в тот или иной орган.

У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.

Основной задачей в 5 классе считаю: найти у каждого ребенка сильные стороны, на которые можно было бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед окружающими то хорошее, что в нем уже есть.

В середине сентября, когда дети адаптируются, организую выборы классного актива: мэра, заместителя мэра, отдела образования, отдела культуры, отдела печати, отдела спорта, отдела порядка, заранее подбирая кандидатуры ребят. Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они выбрали, поэтому при распределении поручений я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребенка.

При распределении поручений придерживаюсь правил:

  • Каждому ребенку должно нравиться его поручение.
  • Каждый ребенок должен чувствовать важность своего поручения и ответственность за выполнение.
  • Каждый ребенок должен иметь поручение.

Подбираю каждому ученику поручение, независимо от его поведения и успеваемости.

При планировании отрядных дел, стараюсь действовать тактично, не подавляя инициативы детей. Вместе обсуждаем, кому можно поручить то или иное мероприятие, кто будет помогать, как конкретно и т.д. Важно, чтобы соблюдалась справедливость при распределении работ: менее умелых объединять с более умелыми. Важно, чтобы все вместе трудились, никто не был в стороне. Оценка результатов работы осуществляется самими детьми. Это отражается, например, в выпуске бюллетеня «Голос дежурного» по итогам дежурства в школе.

При обсуждении итогов работы и ее оценке внимание ребят обращаю не только на результат, но и на процесс выполнения, отношения между детьми. Помогаю детям осмыслить реальные отношения, которые возникли между ними, увидеть и отметить проявления требовательности, доброжелательности, справедливости.

Считаю необходимо научить детей видеть и отрицательные явления, которые возникают в отношениях между ними: зависть, злорадство, хитрость, несправедливость, приучить детей бороться с этими явлениями.

В 5 классе дети уже имеют богатый опыт в выполнении поручений. Поэтому более ответственно их выполняют, чувствуя ответственность не только за себя, но и за общие дела класса. На этом этапе происходит значительное расширение детского самоуправления, оно постепенно переходит из рук учителя в руки самих школьников. Перед детьми встает задача самим организоваться для совместного мероприятия, праздника, работы. Самоуправление создает пятикласснику новую роль: он не только исполнитель, но и организатор, инициатор каких – либо дел. Эта роль требует самостоятельных решений и личной ответственности, помогает самоутверждению личности не только благодаря успехам в учении, но и успехам в других полезных видах деятельности. Участие в самоуправлении требует от ребят организаторских способностей и навыков: умело организовать своих товарищей для выполнения задания, уметь распределить работу, следить за ее ходом и оценивать результат.

Самоуправление ввожу постепенно: при ведении классных часов, советов отряда, праздников  привлекаю постепенно мэра, заместителя и т. д., т. е. постепенно стараюсь «отходить» от дел, наблюдая со стороны, помогая в подготовке мероприятия, вовлекая пассивных ребят, чтобы не перегружать активных.

Стараюсь не влиять на решение ребят, пусть сами пройдут этот путь «проб и ошибок», принимая важное решение, пусть почувствуют, что их решение важно для класса, разумно, что учитель с ним согласен.

Главное в этот момент не навязывать своего мнения, не решать за детей, т. к. вся работа сведется к нулю. Ведь общие суждения, совместно принятые детьми решения сплачивают детский коллектив.

Стараюсь научить детей доказать, обосновать свою мысль, но и выслушать мнения других, совместно выбрать наиболее приемлемый вариант. Такие обсуждения воспитывают в детях чувство ответственности за себя и за класс в целом, формируя чувство долга, ответственности за порученное дело перед коллективом.

Особое внимание ребят обращаю на то, как выполнить какое-либо поручение с наибольшей пользой для них, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы. А это возможно в том случае, если воспитывать у учащихся высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, уважение  мнения других людей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Наш 5 «Б» класс - сплоченный дружный коллектив. Работая, дети вместе научились жить, принимать совместные решения, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Каждый учащийся попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя какие-то выводы. Считаю, что такая организация деятельности классного коллектива имеет большие возможности для личностно- ориентированного воспитания учащихся.

Личностно- ориентированное образование и воспитание направлено на выращивание в каждом ученике развитой самостоятельной личности, при этом важным средством личностного развития ребенка является у него самодеятельности, т.е. способности к деятельности, совершаемой по внутреннему побуждению.

Именно самоуправление в детском коллективе позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.

Из опыта работы классного руководителя....

Модель самоуправления в классном коллективе

Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...

Самоуправления в школьном коллективе как необходимое средство развития и самореализации личности школьника

В статье говориться о том, что в настоящее время развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы....

Пособие для педагогов "Самоуправление в детском коллективе"

Самоуправление – один из самых эффективных способов развития у ребенка лидерских качеств. Для реализации поставленных задач  в лагере создаются органы самоуправления на уровне лагеря и отря...

организация ученического самоуправления в детском коллективе

В статье рассматриваются вопросы ученического самоуправления в детском коллективе, его цели, задачи, принципы деятельности и области приложения. Большое внимание уделяется роли классного руководителя ...