Пособие для педагогов "Самоуправление в детском коллективе"
методическая разработка по теме

Допытаева Римма Ивановна

 

Самоуправление – один из самых эффективных способов развития у ребенка лидерских качеств. Для реализации поставленных задач  в лагере создаются органы самоуправления на уровне лагеря и отряда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoupravlenie_v_detskom_kollektive.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

САМОУПРАВЛЕНИЕ
КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
И СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ в УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ЛАГЕРЯ В ЦЕЛОМ

За многие годы сложилась определенная система работы с детскими органами самоуправления как на уровне лагеря, так и в отрядах. Безусловно, каждый вожатый строит свою деятельность глубоко индивидуально, используя свойственные лишь ему приемы и методы взаимодействия с коллективом. Но опыт работы в целом, на наш взгляд, заслуживает обобщения и осмысления.

Самоуправление – один из самых эффективных способов развития у ребенка лидерских качеств. Для реализации поставленных задач  в лагере создаются органы самоуправления на уровне лагеря и отряда.

1. Отряд – одновозрастной детский коллектив под руководством двух воспитателей.

П р и з н а к и  к о л л е к т и в а:

  1. отношения ответственной зависимости – взаимозависимость (подросток должен уметь организовывать и выполнять поручения);
  1. связь с другими коллективами (полномочное представительство в ОСУ (выборы и делегирование); совместные дела с другими коллективами; организация дел для других);
  2. структура, органы управления и план жизнедеятельности отряда определяется воспитателями совместно с детьми исходя из логики программы смены, где педагог занимает равную с подростком позицию как полноправный член детского коллектива, представляющий педагогический коллектив.

Отрядная работа в смене выстраивается параллельно с программой лагеря. Отрядные дела направлены на реализацию общей цели лагеря на смену. Отряд делится на структурные единицы – четыре микроколлектива.

Структура совета отряда (коллектива)

  1. Член Совета лагеря – информирует о предстоящих делах и событиях, инициирует распределение ответственных при подготовке и проведении каких-либо дел, провоцирует инициативу членов отряда на совершение какого-либо социально направленного, позитивного поступка, дела.
  2. Командир – проводит утренний информационный сбор отряда, отвечает за организацию деятельности в течение дня, выполнение плана на день, организует анализ дня, дела.
  3. Физорги – проводят утреннюю гимнастику, следят за готовностью отряда к работе, организуют спортивные часы и другую деятельность спортивного направления.
  4. Хозяева – контролируют уборку помещений, территории, следят за сохранностью вещей, организуют быт детей: получают и сохраняют канцелярские товары, имущество отрядной комнаты и палат, организуют генеральные и повседневные уборки спален, кострового или отрядного места, проветривание комнат.
  5. Член информационного совета – проводит информминутки, сотрудничает с информационной группой при подготовке к дежурству по территории, подготовке радиовыпусков.
  6. Командиры микроколлективов – отвечают за организацию деятельности в микроколлектвах.

В отряде необходимо вести работу по системе ЧТП и работу творческих групп с конкретным направлением, выбранным на сборе планирования отряда.

ЧТП или чередование традиционных поручений. В отряде есть дела, которые необходимо делать каждый день для организации жизни в лагере. Их можно распределять между микроколлективами. Но выполнять одно и то же поручение подросткам скоро надоест. Лучше поручения чередовать, сохраняя состав групп постоянным. Чередуя поручения, подростки каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям, научатся интересной самостоятельной организации своей повседневной деятельности под чутким руководством вожатого.

Микроколлектив – это группа подростков, состоящая из 5–7 человек, созданная для того, чтобы эффективнее организовывать жизнедеятельность отряда.

В первые дни организационного периода работают временные группы, в результате этого у подростков формируются навыки коллективной деятельности. После организационного сбора отряда могут быть созданы микроколлективы на более длительный срок. Такие группы работают в системе ЧТП.

Информационная группа готовит информационные КТД; стенгазеты, листовки, радиопередачи о событиях в лагере, отряде, о происходящих событиях в стране и мире на утренних информационных сборах; информационные часы; рекламу дел, событий и т. д.; организует и проводит конкурс стенгазет и радиопередач между микроколлективами, т. е. сотрудничает с информатором – членом информационного Совета лагеря.

Досуговая (игровая) группа занимается подготовкой и проведением в отряде дел различной направленности; заполнением музыкальных и игровых пауз; проведением игр в отряде; организует выход в другие отряды и проводит в них дела; творческое дежурство по столовой; экскурсию по лагерю; досуг во время поездки и т. д.

Сюрпризно-оформительская группа готовит сюрпризы-награды к КТД, играм различной направленности, делам в отряде, именинникам, в поездке – водителю автобуса, ведущим и экскурсоводу, дежурным по столовой; дело-сюрприз для всего отряда, вожатым, сотрудникам лагеря, пожелания ребятам, которые приедут в следующей смене; оформление отрядных и костровых мест для проведения дел, огоньков, участие в оформлении общелагерных дел (при необходимости); оформление рубрик, выпуск стенгазет совместно с информационной группой; изготовление оформления к дежурству по столовой, оформление конкурса газет.

Дежурная группа готовит отрядное место к сбору отряда; отвечает за чистоту и порядок в комнатах, на отрядном месте; следит за выполнением режима дня; организует дежурство по территории и по столовой, сотрудничество с «хозяином» или «хозяйкой» отряда – членами совета хозяев.

Группы осуществляют дежурство по «вертушке» в течение 3-х дней, после чего проводится анализ работы микроколлективов, выстраиваются перспективы их деятельности, происходит смена обязанностей, если в этом есть необходимость.

Работа с микроколлективами

1. Дежурный командир совместно с командиром отряда координируют план работы на следующий день (на основе плана лагеря) и распределяют работу по микроколлективам.

2. Командир отряда собирает командиров микроколлективов и сообщает им задания для их микроколлективов, а также цель и задачи отрядных дел, которые готовят микроколлективы.

3. Перед завтраком командиры обсуждают в своих микроколлективах следующую информацию:

– поручение, данное группе;

– конкретное поручение каждому члену группы;

– время работы микроколлективов;

– конечный результат (к чему должна прийти группа к концу дня?).

4. Вечерний сбор микроколлективов (в течение 5 минут на «огоньке»).

Анализируют выполнение поручения:

– как в целом справилась группа?

– благодаря чему и кому?

– что не удалось выполнить?

– как избежать ошибок в будущем? Выводы на завтра.

5. Деятельность отрядного вожатого при работе с микроколлективами:

– расписать для каждого микроколлектива время сбора;

– участвовать в сборах микроколлективов;

– участвовать в подведении итогов работы микроколлектива;

– помощь конкретному микроколлективу, в течение дня – помощь и консультирование в подборке литературы, форм, методов, приемов.

Таблица 1

Динамика развития самоуправления
на разных этапах смены в отряде

Характеристика этапов

Первый этап

Второй этап

Третий этап

1

2

3

4

Характеристика коллектива

Отсутствие актива, общности, целей, заинтересованности деятельности именно в коллективе, так как

на заезде подростки определяют профиль отряда исходя из собственного интереса

Сформированность актива – ОСУ, совместная коллектив-ная деятельность – в микро коллективах, целенаправленная деятельность, сплоченность и заинтересованность в достижении общего результата

Значимость общественного мнения, совместная конструктивная аналитическая деятельность, подведение итогов по результатам совместной жизнедеятельности, полученных ЗУНов

Функции

самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Содержание

функции

Получение заданий, определение режима выполнения, самооценка, самоконтроль, совместное определение цели деятель-ности, обозначение перспектив, структурное оформление

Выполнение целевых

установок, определенных коллективом при планировании деятельности, обеспечение работы (условия, средства), оперативное руководство, четкая система анализа, подведение итогов, корректировка целей

Оценка, анализ, контроль, регулирование, определение перспектив на будущее

Тенденция

развития

самоуправления

Метод

Форма

Принцип


Окончание табл.

1

2

3

4

Элементы системы отрядного самоуправления

Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль, коллективное планирование

Представитель отряда

в совете лагеря, командир отряда, два представителя совета физоргов, два представителя совета хозяев, один представитель информационного совета, командиры четырёх микроколлективов и др. совместная деятельность по реализации намеченных дел

Коллективный анализ, совместная деятельность, подготовка итогового дела отряда

Способы привлечения подростков к самоуправлению

Назначение ответственных лиц по желанию, привлечение активистов

Выбор актива демократическим путем, создание лидерского звена отряда

Участие каждого

в организации совместной, коллективной деятельности

Позиция педагога

Руководитель, организатор, учитель

Консультант

Партнер,

консультант

Характер деятельности педагога

Разбирает с подростками понятийный аппарат, знания о самоуправлении, формирует положительные мотивы деятельности у подростков в управлении собственной деятельностью, способствует формированию навыков самостоя-тельной работы,

показывает пример участия

в коллективной

деятельности, выступает носителем традиций

Передает подросткам организаторский опыт, выступает носителем традиций, сложившейся системы самоуправления в лагере. Педагогическая поддержка при подготовке и организации дел различного характера

С первого дня и до конца смены сотрудничество на равных со взрослыми при выполнении общих задач, выступает носителем традиций.

Педагогическая поддержка при подготовке и организации дел различного характера

2. Совет лагеря (по 1 представителю от отрядов) – постоянное объединение участников смены – представителей отрядов. Координирует работу других советов, занимается решением возникающих вопросов в процессе жизнедеятельности детского лагеря по организации запланированных отрядных, общелагерных дел и мероприятий смены, реализацией детской инициативы.

Руководит Советом – взрослый – представитель административной группы или освобожденный педагог. Он является председателем Совета. Из числа подростков выбирается наиболее активный и исполнительный, который становится заместителем председателя. Также выбирается ответственный секретарь, который фиксирует все решения Совета и освещает их через СМИ лагеря (желательно, чтобы это был представитель пресс-отряда). Совет лагеря действует по разработанному вместе плану.

Организационная модель советов лагеря

В подчинении Совета лагеря находятся:

постоянные органы самоуправления:

  1. Совет командиров;
  2. Информационный Совет;
  3. Совет физоргов;
  4. Совет хозяев;

временные органы самоуправления:

  1. Совет дела;
  2. Совет делегаций;
  3. Инициативная группа конкретного дела.

Членами Советов являются представители отрядов, которым было доверено выполнение поручений.

Таблица 2

Деятельность Совета

Знания и умения,

получаемые подростком

Взаимодействие

с отрядом по направлению

1

2

3

Совет лагеря (выбираются заместитель председателя, пресс-секретарь)

планирование деятельности лагеря на смену;

контролирование реализации программы смены;

поддержка детской инициативы в организации жизнедеятельности смены;

утверждение положений

о проведении конкурсов, смотров среди отрядов, индивидуальных конкурсов;

принятие защиты:

планов работы советов,

планов работы проектной группы;

утверждение совета дела

и творческих групп общелагерных дел;

составлять план работы;

ставить цели и задачи на определенный отрезок времени;

определять и последовательно выполнять этапы достижения цели;

распределять поручения;

эффективно работать в команде;

строить взаимодействие с другими людьми;

собирать необходимую информацию;

обосновывать свои идеи

или идеи, выдвинутые отрядами;

аргументировать свою точку зрения,

представитель от отряда отстаивает интересы

своего отряда;

добивается принятия решения, выгодного его отряду, но с учетом пожеланий

остальных отрядов;

решение Совета лагеря является руководством к действию;

анализ и корректировка деятельности

контроль за подготовкой к общелагерным делам, готовящимся совместной творческой группой детей и педагогов, творческой группой отрядов;

показ деятельности (организация и проведение показательного дела);

создание общего плана взаимопосещения;

развернуто высказывать свое мнение;

выполнять свое поручение;

организовывать свой досуг;

определять проблему, находить пути её решения, делать выводы;

осуществлять свои права

и выполнять обязанности;

соблюдать законы и традиции лагеря

контроль за подготовкой к итоговой общелагерной игре через взаимопосещение отрядов

и советов отрядов;

анализ общелагерных дел, работы советов (совета дела, инициативных групп, постоянных советов);


Продолжение табл.

1

2

3

выработка рекомендаций по общелагерным делам, по смене;

утверждение лучших подростков как помощников вожатых (оценка профессиональных навыков);

разрешение спорных

вопросов

Совет командиров

планирование дел лагеря на день;

организация выполнения намеченного плана; обмен информацией

по вопросам организации жизнедеятельности лагеря;

руководство жизнедеятельностью отряда;

донесение необходимой информации до отрядов; взаимодействие с советом лагеря через представителя; анализ происхо-дящих в лагере дел, ситуаций;

составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени;

определять и последовательно выполнять этапы достижения цели;

распределять поручения;

выполнять свое поручение;

организовывать свой досуг;

эффективно работать в команде;

строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

представитель Совета помогает в организации жизнедеятельности отряда;

заботится о соблюдении ЕПТ;

анализ и корректировка целей и способов их достижения, деятельности;

вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования

выбор лучших подростков как помощников вожатых (оценка профессиональных навыков);

взаимодействие с советом лагеря через представителя

собирать необходимую информацию;

осуществлять свои права и выполнять обязанности, соблюдать законы и традиции лагеря

Совет физоргов

разработка и осуществление различных форм досуговой деятельности подростков в лагере (организация конкурсов по аэробике, зарядке и пр.);

составлять план работы;

ставить цели и задачи на определенный отрезок времени;

представитель Совета помогает в организации жизнедеятельности отряда;


Продолжение табл.

1

2

3

агитация и пропаганда ЗОЖ (организация акций ЗОЖ);

разработка отрядных дел и проведение их в малых группах;

разработка, проведение тематических, спортивных дел, мероприятий, праздников;

определять и последовательно выполнять этапы достижения цели;

распределять поручения;

выполнять свое поручение;

организовывать свой досуг;

эффективно работать в команде;

новые знания в области физкультурно-оздоровительной

деятельности;

строить взаимодействие с другими людьми;

заботится о соблюдении правил выполнения спортивных игр;

вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования в области физкультурно-оздоровительной деятельности

помощь в организации оздоровительных меро-приятий в режиме дня: зарядка, купание, дневной отдых, питание и т. д.;

проведение обучения различным комплексам утренней гимнастики;

проведение подвижных игр на свежем воздухе;

судейство соревнований

собирать необходимую информацию;

осуществлять свои права и выполнять обязанности;

соблюдать законы и традиции лагеря

Информационно-аналитический Совет

Работа с СМИ (просмотр телевизионных новостей, газет), анализ информации, полученной из СМИ.

Обеспечение информационной связи между отрядами и лагерем о происходящих событиях в жизни лагеря, в стране,

в мире.

Составлять план работы;

ставить цели и задачи на определенный отрезок времени;

определять и последовательно выполнять этапы достижения цели;

распределять поручения;

эффективно работать в команде;

строить взаимодействие с другими людьми;

Представитель Совета

помогает в организации жизнедеятельности отряда, заботится о соблюдении ЕПТ;

вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования

Сотрудничество с дежурным отрядом.

Взаимодействие с советом командиров и Советом лагеря по корректировке предстоящих событий и дел.

собирать необходимую информацию, руководствоваться ею;

пользоваться фондом библиотеки, методического отдела;

подбирать необходимую


Продолжение табл.

1

2

3

Проведение социологических исследований, направленных на изучение общественного мнения, опросов по интересующим актуальным вопросам подростков в жизни смены, диагностика отношения подростка к важным жизненным ценностям.

Помощь дежурному отряду в подготовке информационных и тематических радиовыпусков.

Координация деятельности по созданию информационного продукта

информацию по нужной теме, отрабатывать, доносить ее до сверстников;

осуществлять свои права и выполнять обязанности;

соблюдать законы и традиции лагеря

Совет хозяев

Контроль за уборкой отрядных комнат, спальных помещений и поддержание в них чистоты, порядка, уюта.

Составлять план работы;

ставить цели и задачи на определенный отрезок времени;

представитель Совета помогает в организации жизнедеятельности отряда;

заботится о соблюдении ЕПТ;

Проявляет инициативу об осуществлении трудовых акций, их реализации.

Организация уборки территории, трудовых десантов.

Проведение различных конкурсов.

Информирование отрядов о санитарно- гигиеническом состоянии лагеря

определять и последовательно выполнять этапы достижения цели;

выполнять свое поручение;

организовывать свой досуг; эффективно работать в команде; строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

собирать необходимую информацию;

осуществлять свои права и выполнять обязанности;

соблюдать законы и традиции лагеря

вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования


Продолжение табл.

1

2

Совет

дела

Разработка идеи, сценария дела.

Распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу.

Контроль за выполнением поручений.

Проведение самого дела.

Анализ проведенного дела. Работа на последействие, анализ работы совета, выстраивание

Составлять план работы;

ставить цели и задачи на определенный отрезок времени;

определять и последовательно выполнять этапы достижения цели;

Представитель Совета информирует отряд о готовности лагеря

к проведению итогового дела;

стимулирует отряд на активное участие в деле;

на Совете представляет интересы отряда;

отстаивает точку зрения отряда по какому-либо вопросу организации итогового дела

выполнять свое поручение;

организовывать свой досуг;

аргументировать свою точку зрения, развернуто высказывать свое мнение;

определять проблему, находить пути её решения, делать выводы;

строить взаимоотношения  со сверстниками и  взрослыми;

собирать необходимую информацию;

осуществлять свои права и выполнять обязанности;

анализировать достигнутые результаты

Совет делегаций

Разработка идеи, сценария дела.

Распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу.

Контроль за выполнением поручений.

Проведение самого дела.

Анализ проведенного дела.

Работа на последействие, анализ работы группы, выстраивание перспектив дальнейшего развития подростков

Составлять план работы;

ставить цели и задачи на определенный отрезок времени;

определять и последовательно выполнять этапы достижения цели;

распределять поручения;

эффективно работать в команде;

выполнять свое поручение;

организовывать свой досуг;

Представитель Совета стимулирует отряд на активное участие в программе смены, на создание дел, проектов, рекомендаций;

представители совета делегаций предлагают к использованию формы работы, популярные в регионах, других отрядах;

стимулируют обмен мнениями по различным вопросам между членами одного отряда,

но разных делегаций


Окончание табл.

1

2

3

Формирование пакета с методическими рекомендациями для регионов.

Аналитическая деятельность по определению самых активных членов делегации, участников разнообразных дел смены.

Представление своего региона.

Оформление буклета «Моя малая Родина»

аргументировать свою точку зрения, развернуто высказывать свое мнение;

определять проблему, находить пути её решения, делать выводы;

строить взаимодействие

с другими людьми;

собирать необходимую информацию;

осуществлять свои права и выполнять обязанности

Инициативная группа конкретного дела

Разработка идеи, сценария дела.

Распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу.

Контроль за выполнением поручений.

Проведение самого дела.

Анализ проведенного дела.

Работа на последействие, анализ работы группы, выстраивание перспектив дальнейшего развития подростков

Составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени; определять и последовательно выполнять этапы достижения цели; рас-пределять поручения;

эффективно работать

в команде; выполнять свое поручение; организовывать свой досуг; аргументировать свою точку зрения, развернуто высказывать свое мнение; определять проблему, находить пути её решения, делать выводы; строить взаимодействие с другими людьми

Представитель инициативной группы отстаивает направленность дела с учетом профиля отряда, точку зрения отряда по форме проведения дела;

сотрудничает с отрядами одного направления в организации и проведении дела (например, конкурс актерского мастерства готовят отряды культурно-творческого направления)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".

Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...

психологический климат в детском коллективе

презентация к мо классных руководителей...

Воспитательная система в школе (классе) и её влияние на сплочённость детского коллектива

Этот материал даёт возможность классному руководителю работать над основной проблемой воспитания школьников: создание сплочённого детского коллектива....

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Методическое пособие Деятельность педагога-организатора в детском коллективе.

В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно-развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективам...

Сценарий театрализованного творческого отчета детских коллективов Центра детского творчества "Планета детства"

Сценарий рассчитан на двух ведущих- девочка и женщина. Материал легко переделать под самые разнообразные концертные номера, блоки выступающих мобильны, их можно менять местами.  В сюжете сценирия...