Воспитательная система в школе (классе) и её влияние на сплочённость детского коллектива
презентация по теме
Этот материал даёт возможность классному руководителю работать над основной проблемой воспитания школьников: создание сплочённого детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.37 МБ |
Подписи к слайдам:
увлечённости
, совместной деятельности, по интересам, взаимным
симпатиям.
Коллективы
Учителя
Ученики
Взаимообусловленный
процесс
Коллектив учеников не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия учителей и классных руководителей. Педагогический коллектив достигает цели по результату, в данном случае –
сплочённости
учащихся.
Нормальному самоутверждению каждого в
коллективе
учителя
реализуют следующие условия:
- жизнь детей стремятся сделать разнообразной, увлекательной, чтобы каждый
ребёнок
мог хоть в
чём-то
проявить
свои достоинства (в рисовании, лепке, вышивке и т.д.);
все многообразие умений и знаний
ребёнка
должно бережно использоваться в жизни коллектива в целом;
-специально заботиться о положении каждого
ребёнка
в
системе межличностных коллективных отношений,(а для этого
классному руководителю
необходимо изучать эти
отношения, знать
его
статус
и то, как он сам переживает
своё
положение, как взаимодействует с другими детьми).
«Нужно воспитывать
и учить детей, радуя их,
а не ругая»
(П.
Антокольский
)
ВТОРОЙ этап
– это этап
соуправления
определяется прежде всего главным признаком: сложилось и действует эмоционально- привлекательное для всех активное, творческое деловое общение детей, зародилось своеобразное самосознание коллектива;
Коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны школы, классных руководителей.
Детский
коллектив,как
социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений детей.
П
едагоги
авторитарного стиля
всегда стремятся к единоличному подчинению детей и жесткому контролю за всеми их действиями.
Педагоги
непоследовательно - противоречивого стиля
проявляют
себя в общении с детьми
ситуативно
: то
пассивно-положительно,
то пассивно – отрицательно, т. е. и
то,
и другое
отношение выражается одинаково вяло, нехотя, без желания отрываться от своих дел и проблем.
Педагоги
демократического стиля
общения
стремятся
к сотрудничеству с детьми.
В каждом
ребёнке
он ищет в первую очередь положительные качества, ориентируется на их
развитие и вытеснение недостатков сильными
сторонами личности.
Воспитательная система
в школе (классе)
и
её
влияние
на
сплочённость
детского
коллектива
Автор: Балабина Людмила Ивановна,
учитель
русского языка и литературы
БОУ г. Омска «СОШ №130»
Воспитывая дружный коллектив
учащихся
в условиях
школы,
мы придерживаемся точной организации системы поручений, это способствует возникновению благоприятных условий реализации социальных ролей
учеников
.
Задачи
классного руководителя
на разных этапах развития коллектива:
ПЕРВЫЙ этап
- сблизить детей; - найти интересные и нужные общие дела, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;
- дать возможность самим детям увидеть тех, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться, кто приходит на помощь;
- каждому
ученику
создать реальную возможность действовать в жизни коллектива.
Два понятия слова «Коллектив»:
- первое:
под коллективом понимается любая организация, группа людей (например: в школе, студенческой группе, бригаде, детском
доме);
- второе:
под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о
её
качественных характеристиках:
целеустремлённости
,
сплочённости
, духовном единстве и т.д.
ТРЕТИЙ признак коллектива
наличие в нем отношений ответственной зависимости. В коллективе учащихся школы ответственная зависимость устанавливается при постоянном направляющем воздействии классного руководителя.
Проявления третьего этапа его развития, в форме правил:
Правило № 1
- простор детскому творчеству и уважение к нему (надо поддерживать фантазию, задумку
детей
,
терпеливо направлять их творческое воображение);
Правило №2
- закон «общей заботы» -
ребята
нормально адаптируются в социуме, если научились откликаться на проблемы окружающих, сопереживать, привыкли заботиться;
Правило №3
- уважение и бережное сохранение традиций своего коллектива. (Дети знают
и
умеют, как
организовать, потому что много раз уже были участниками дружных дел и увлекательных событий (что делать, как, когда, с кем и для кого).
Правило №4
- побуждение детей к позитивному
самоизмерению
, самовоспитанию
(в настоящем коллективе происходит естественное самоопределение индивидуальности, но для этого
классный руководитель
помогает детям познать себя,
создаёт
для каждого атмосферу
защищённости
и психологического комфорта).
«…коллектив значительно влияет на развитие личности. Учитель считает своей задачей научить ребенка
жить в коллективе…»
Л.Д. Столяренко
Отличительными признаками стиля детского коллектива Антон
Семёнович
Макаренко считал:
- постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию;
- ощущение собственного достоинства;
- дружеское единение его членов;
- ощущение
защищённости
;
- сдержанность эмоций.
Влияние объективных факторов:
- неустойчивость состава
учащихся в классах
;
- различие в стиле педагогического общения с детьми (разнообразные методы и
приёмы
);
- слабое развитие
соуправления
.
ВТОРЫМ признаком коллектива
является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей.
Коллектив
– это педагогический инструмент, с помощью которого только и можно развивать личность
ребёнка
как общественное образование, как систему социальных отношений.
ПЕРВЫЙ признак коллектива
(совместная
устремлённость
к социально значимым целям деятельности) предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.
Исследователи В.М.
Коротов
и другие выделяют ТРИ функции:
организационную -
детский коллектив становится субъектом управления своей общественно –полезной
деятельностью;
идейно- воспитательную -
детский коллектив становится носителем пропагандистом
определённых
идейно-
нравственных убеждений;
стимулирования -
коллектив способствует формированию
нравственно- ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений.
ТРЕТИЙ этап
(этап развития коллектива)
Главная задача
классного руководителя
на этом этапе – выявление и развитие творческой индивидуальности каждого члена детского коллектива, воспитание у каждого из детей общественно ценных мотивов деятельности.
«Безусловно принимать
ребёнка
– значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!»
(Ю.Б.
Гиппенрейтер
)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298284-1379430417.jpg)
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-375634-1388775874.jpg)
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
Доклад "«Детские общественные объединения в воспитательной системе школы»"
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224618-1363718648.jpg)
Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»
Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224618-1363718648.jpg)
Методическая разработка Тема: "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы"
Школа не может быть безразличной к переменам в социально экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не зав...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-560786-1420915419.jpg)
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-941541-1623291343.jpg)
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...