Воспитательная система в школе (классе) и её влияние на сплочённость детского коллектива
презентация по теме

Балабина Людмила Ивановна

Этот материал даёт возможность классному руководителю работать над основной проблемой воспитания школьников: создание сплочённого детского коллектива.

Скачать:


Подписи к слайдам:

В коллективе учащихся школы возникают различные объединения: по
увлечённости
, совместной деятельности, по интересам, взаимным
симпатиям.
Коллективы
Учителя
Ученики
Взаимообусловленный
процесс
Коллектив учеников не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия учителей и классных руководителей. Педагогический коллектив достигает цели по результату, в данном случае –
сплочённости
учащихся.
Нормальному самоутверждению каждого в
коллективе
учителя

реализуют следующие условия:
- жизнь детей стремятся сделать разнообразной, увлекательной, чтобы каждый
ребёнок
мог хоть в
чём-то
проявить

свои достоинства (в рисовании, лепке, вышивке и т.д.);
все многообразие умений и знаний
ребёнка
должно бережно использоваться в жизни коллектива в целом;
-специально заботиться о положении каждого
ребёнка
в

системе межличностных коллективных отношений,(а для этого
классному руководителю

необходимо изучать эти
отношения, знать
его
статус
и то, как он сам переживает
своё
положение, как взаимодействует с другими детьми).
«Нужно воспитывать
и учить детей, радуя их,
а не ругая»
(П.
Антокольский
)
ВТОРОЙ этап
– это этап
соуправления

определяется прежде всего главным признаком: сложилось и действует эмоционально- привлекательное для всех активное, творческое деловое общение детей, зародилось своеобразное самосознание коллектива;
Коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны школы, классных руководителей.
Детский
коллектив,как
социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений детей.
П
едагоги
авторитарного стиля
всегда стремятся к единоличному подчинению детей и жесткому контролю за всеми их действиями.
Педагоги

непоследовательно - противоречивого стиля
проявляют
себя в общении с детьми
ситуативно
: то
пассивно-положительно,
то пассивно – отрицательно, т. е. и
то,
и другое

отношение выражается одинаково вяло, нехотя, без желания отрываться от своих дел и проблем.
Педагоги

демократического стиля

общения
стремятся
к сотрудничеству с детьми.
В каждом
ребёнке
он ищет в первую очередь положительные качества, ориентируется на их
развитие и вытеснение недостатков сильными
сторонами личности.
Воспитательная система
в школе (классе)
и
её
влияние
на
сплочённость
детского
коллектива
Автор: Балабина Людмила Ивановна,
учитель
русского языка и литературы
БОУ г. Омска «СОШ №130»
Воспитывая дружный коллектив
учащихся

в условиях
школы,

мы придерживаемся точной организации системы поручений, это способствует возникновению благоприятных условий реализации социальных ролей
учеников
.
Задачи
классного руководителя

на разных этапах развития коллектива:

ПЕРВЫЙ этап
- сблизить детей; - найти интересные и нужные общие дела, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;
- дать возможность самим детям увидеть тех, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться, кто приходит на помощь;
- каждому
ученику

создать реальную возможность действовать в жизни коллектива.
Два понятия слова «Коллектив»:

- первое:
под коллективом понимается любая организация, группа людей (например: в школе, студенческой группе, бригаде, детском
доме);
- второе:
под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о
её
качественных характеристиках:
целеустремлённости
,
сплочённости
, духовном единстве и т.д.
ТРЕТИЙ признак коллектива
наличие в нем отношений ответственной зависимости. В коллективе учащихся школы ответственная зависимость устанавливается при постоянном направляющем воздействии классного руководителя.
Проявления третьего этапа его развития, в форме правил:
Правило № 1
- простор детскому творчеству и уважение к нему (надо поддерживать фантазию, задумку
детей
,
терпеливо направлять их творческое воображение);
Правило №2

- закон «общей заботы» -
ребята

нормально адаптируются в социуме, если научились откликаться на проблемы окружающих, сопереживать, привыкли заботиться;
Правило №3
- уважение и бережное сохранение традиций своего коллектива. (Дети знают

и
умеют, как
организовать, потому что много раз уже были участниками дружных дел и увлекательных событий (что делать, как, когда, с кем и для кого).
Правило №4
- побуждение детей к позитивному
самоизмерению
, самовоспитанию
(в настоящем коллективе происходит естественное самоопределение индивидуальности, но для этого
классный руководитель

помогает детям познать себя,
создаёт
для каждого атмосферу
защищённости
и психологического комфорта).
«…коллектив значительно влияет на развитие личности. Учитель считает своей задачей научить ребенка
жить в коллективе…»
Л.Д. Столяренко
Отличительными признаками стиля детского коллектива Антон
Семёнович
Макаренко считал:
- постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию;
- ощущение собственного достоинства;
- дружеское единение его членов;
- ощущение
защищённости
;
- сдержанность эмоций.
Влияние объективных факторов:

- неустойчивость состава
учащихся в классах
;
- различие в стиле педагогического общения с детьми (разнообразные методы и
приёмы
);
- слабое развитие
соуправления
.

ВТОРЫМ признаком коллектива
является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей.
Коллектив
– это педагогический инструмент, с помощью которого только и можно развивать личность
ребёнка
как общественное образование, как систему социальных отношений.
ПЕРВЫЙ признак коллектива
(совместная
устремлённость
к социально значимым целям деятельности) предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.


Исследователи В.М.
Коротов
и другие выделяют ТРИ функции:
организационную -
детский коллектив становится субъектом управления своей общественно –полезной

деятельностью;
идейно- воспитательную -
детский коллектив становится носителем пропагандистом
определённых
идейно-

нравственных убеждений;
стимулирования -
коллектив способствует формированию

нравственно- ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений.
ТРЕТИЙ этап
(этап развития коллектива)
Главная задача
классного руководителя

на этом этапе – выявление и развитие творческой индивидуальности каждого члена детского коллектива, воспитание у каждого из детей общественно ценных мотивов деятельности.
«Безусловно принимать
ребёнка
– значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!»
(Ю.Б.
Гиппенрейтер
)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Доклад "«Детские общественные объединения в воспитательной системе школы»"

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что...

Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»

Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...

Методическая разработка Тема: "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы"

Школа не может быть безразличной к переменам в социально экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не зав...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...