Видякина Елена Геннадьевна

Сайт учителя истории и обществознания

"Дорогу осилит идущий"

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: использование ИКТ, краеведение

Увлечения: цветоводство, вязание, вытынанки. кулинария, фотография

Регион: Кировская область

Населенный пункт: пгт Арбаж

Место работы: МКОУ СОШ пгт Арбаж Кировской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vidyakina-elena-gennadevna
«Не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно»
Н. Г. Чернышевский

Приглашаю к сотрудничеству всех, кто любит свою малую родину!

О себе

 

Видякина  Епена  Геннадьевна, учитель истории и обществознания муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы пгт  Арбаж Кировской области.

Историю люблю с того момента, как только узнала, что есть в школе такой предмет. После школы окончила Кировский педагогический институт и вот уже 25 лет  работаю учителем истории.

 У меня есть родители, муж, сын и много увлечений.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

А. Н. Толстой «Аэлита».  А.С. Пушкин «Евгений Онегин, Д.Р.Р. Толкинен  «Властелин колец», Н.Гончаров «Обломов».

Мой взгляд на мир

 

Нас всех учили понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

             А. С. Пушкин

         С тех далёких времён, когда появились первые школы, лучшие умы человечества спорят «чему учить» и «как учить» В деспотическом Египте ученикам советовали: «читай свою книгу ежедневно. Решай задачи молча». В противном случае «уши мальчика на его спине», а в штате школы был человек, которого так и называли «человек с палкой».  Более демократичные греки на обучение имели уже другой взгляд. И  слово «школа» произошло от греческого «схоле» - досуг, отдых. Греки считали, что человек отдыхает, когда он обогащает свой ум и душу – учится. (Здорово, не правда ли?!)

     Я – учитель истории и слова «чему учить» и «как учить» для меня звучат как ни для кого актуально. Н. И. Карамзин писал: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастье или умалять в своём изложении бедствия; он должен быть, прежде всего, правдив».

     К сожалению, эти слова знаменитого историка были прочно забыты потомками. Сколько ещё в истории «белых пятен». А те, которые уже не «белые»,  обросли таким количеством домыслов, искажений, или просто сплетен, что потеряться в этих дебрях могут не только ученики, но и учителя. А, коллеги – представители более точных наук, могут презрительно бросить: «Что там твоя история?.. Не наука!» (признаться, мне бывает очень больно слышать эти слова). И, первое, чему приходиться учить – это критически относится к потоку информации, к тому словесному хаосу, который льётся со страниц газет и других изданий, учить отделять «зёрна от плевел», вырабатывать «информационный  иммунитет».

     Ещё я считаю, одним из важных недостатков преподавания истории в школе интерпритацию исторического процесса, как вечной борьбы различных народов, классов, социальных групп. Реальная история более многогранна, и через эту сумятицу войн, социальных конфликтов, религиозной и национальной нетерпимости пробивались (и пробиваются) здравые идеи человеколюбия и гуманности.

     Творят историю люди. Чтобы понять их, необходимо понять каковы были ценности их эпохи, какие были ведущие идеи, как люди мыслили и что чувствовали, именно чувствовали, ибо они были людьми. В каком бы уголке планеты они не жили, они наслаждались красотой, любили, страдали, боялись смерти. И чем глубже мы проникаем в духовный мир людей предыдущих эпох, тем глубже будет наше проникновение в смысл исторического процесса. Изучаемый материал должен быть «прочувствован», тогда он лучше будет воспринят, лучше отложится в памяти, будет усвоен.

     А ради чего, собственно он должен быть усвоен? Только ради того, чтобы знать? Несомненно, историю знать надо. Но знания – это не самоцель. Знания должны учить ребёнка мыслить, создавать среду для проявления его познавательного интереса, стимулировать его познавательную активность. Должны учить творить, пробудить те творческие начала, которые заложены в каждом человеке.

     Я не люблю слово преподавать. Не зря И. Гинзбург писал: «Преподавание – это сочетание неприятного с бесполезным». Не люблю слово педагог. (Педагогом в древней Греции называли раба, сопровождающего ребёнка в школу). Мне больше нравится слово Учитель. УчительУчить…Именно учить, а не впихивать в голову ученика знания, которые он не может даже осознать. Учить мыслить, рассуждать, сравнивать, давать объективные оценки, делать выводы, открывать новое, удивлять и удивляться.

      Но учитель должен не только учить, но и воспитывать. «Что самое главное в деле учителя? Воспитывать человека… Создавать настоящих людей. Нелёгкое дело.» (М. П. Прилежаева).

      Воспитание – это не комплекс мероприятий. Это, прежде всего, общение -  Общение с Учителем, доброе, доверительное. Мягкая улыбка, разговор по душам приносят больший эффект чем десяток формальных «дел» для галочки. И идёт оно не от мероприятия к мероприятию, а ежедневно, ежечасно, ежеминутно…

      Цель воспитания? В.Г. Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Какого человека мы должны воспитывать?  Несомненно, человека мыслящего, творческого, способного найти достойное место в стремительно меняющемся мире, умеющего адаптироваться к новым условиям, ориентироваться  в разнообразных  ситуациях. Человека, способного познавать мир, преобразовывать его, но и учитывающего ошибки своих предков, живших под девизом «природа не храм, а мастеркая».

      Моё педагогическое кредо – учить, не только мыслить, но и чувствовать. Так как человек, утративший чувства это уже не человек, а машина для подсчитывания дивидендов, мы же должны научить ребёнка любить, любить Родину, своих близких, самого себя. «Любите всех, будьте привержены ко всему человеческому» – заклинал китайский мудрец Конфуций. А, чтобы научить ребёнка любить, надо уметь любить ребёнка, любить со всеми его особенностями, недостатками, причудами и промахами. «Полюби меня чёрненьким, а беленьким меня и так полюбят!» - гласит народная мудрость.

     Древнегреческий философ Демокрит называл человека «малым миром» - микрокосмом. Каждый ребёнок – это свой микрокосм  - маленький мирок. И важно найти ту дверь, чтобы войти в этот  мирок, подобрать к этой двери ключик, чтобы открыть её бережно, не навредив, помня слова Ф. М. Достоевского «…не может воплотиться ни одна идея, если в основании её лежит хотя бы одна слеза ребёнка». Этим ключиком будет знание ребёнка, его потребностей, интересов, возможностей, понимание мотивов его поступков.

      Может быть, тогда из стен нашей школы выйдет ученик который не скажет, что его учили «чему-нибудь» и «как-нибудь»…

 

      P.S. А спорить «чему учить» и «как учить» лучшие умы человечества , доктора наук, простые учителя из маленьких затерянных в российской глубинке школ будут ещё сотни, тысячи и, надеюсь, сотни тысяч лет. Пока существует ЖИЗНЬ, пока существует ШКОЛА, пока существует УЧИТЕЛЬ и, конечно, - УЧЕНИКИ.

 

   

 

 

   

 

Мои достижения

 

Награды:

Грамота   Министерства просвещения. «За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников. Приказ от 24. 04, 2014 № 372/к-н

  • Ежегодно мои ученики становятся призёрами и победителями  районных олимпиад по истории и обществознанию.
  • Ежегодно мои ученики становятся призёрами и победителями  районного конкурса «Горизонты открытий», призёрами различных  областных конкурсов  и  участниками всероссийских конкурсов.
  •  на государственной итоговой аттестации результаты ЕГЭ и ГИА  по обществознанию выше областных.
    • Грамоты управления образования «За успехи в обучении и воспитании» 2003, 2006, 2013 гг.
    • Грамоты управления образования за подготовку победителей и призёров районного конкурса проектных работ «Горизонты открытий» 2011, 2012, 2013, 2014 гг.
    • Грамота департамента образования Кировской области "За плодотворный педагогический труд, успехи в работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения" Приказ от 28.10. .2010 г.
    •  
    •  

Моё портфолио

Рада буду, если мой опыт будет полезен.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы