Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Видякина Елена Геннадьевна

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

           

   Проблемы изучения истории.

      Одной из проблем ставшей перед системой образования сегодня                                                 встала проблема внимания к личности школьника, его индивидуальности, раскрытия человеческого в человеке. В связи с этим повышается роль гуманитарных наук, в том числе и истории. Ведь история, несмотря на все сложности и перепетии последних лет была, есть и будет прекрасным средством развития личности ребёнка. Она позволяет развивать способности критически мыслить, анализируя прошлое, учит делать выводы при работе с учебником и историческими источниками, даёт сведения о жизни различных народов мира – об их среде обитания, занятиях, образовании государств, войнах и многом другом, т. е. расширяет кругозор ребёнка. «Способствует формированию так называемого «историзма», т.е. способности понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, в процессе возникновения, развития и исчезновения исторических явлений». (В. Ю. Лучинина, «Преподавание истории в школе», № 1, 2000 год).  

         Между тем, осуществив переход к изучению истории по концентрической системе, все учителя столкнулись с проблемой: резко увеличился объём изучаемого материала, который должны усвоить учащиеся на 1-2 года раньше, чем несколько лет назад, недостаточно ещё владеющие необходимыми интеллектуальными умениями для усвоения этого материала. Кроме того, по новому учебному плану, принятому в 2006 году  сокращается количество часов истории в 9 классе (т. к. введено краеведение), отменили курс «История мировых цивилизаций» в 10 - 11 классах. В то же время на учителя падает огромная ответственность при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию.  А ученик должен запомнить и осмыслить сотни понятий, имён, фамилий, названий, десятки дат, огромное количество причин и следствий различных явлений, оценок деятельности различных исторических личностей и т. д. Чтобы  ученик всё это усвоил, учителю приходится очень тщательно отбирать материал для урока. Изучить историю, опираясь только на учебник, невозможно,  и очень тревожит тот факт, что современные школьники мало читают. Такая ситуация приводит к стремлению учеников приобретать знания в «готовом виде», не прилагая никаких усилий. Всё это неизбежно ведёт к снижению качества знаний. Поэтому, чтобы поддерживать интерес к предмету, лучше мотивировать ученика на изучение материала, стимулировать его мыслительную деятельность, приходится использовать самые разнообразные методы обучения и самые различные типы заданий.

Актуальность опыта.

    Модернизация образовательной системы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьниками определённой суммы знаний, а на развитие личности, её созидательных и творческих способностей. В «Стратегии модернизации образования» сказано: «… общеобразовательная школа России должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умение разрешать проблемы, возникающие во всех сферах жизни.

Особое значение я придаю развитию творческих (креативных) способностей учащихся, т. к. в информационном обществе, по прогнозам специалистов,  роль «винтиков», работников, выполняющих простые операции, снизится, а более востребованы будут люди творческие, умеющие действовать в нестандартной обстановки, гибко реагирующие на изменение условий, умеющие найти выход из критической ситуации, умеющие нестандартно мыслить. Следовательно, ученики с развитыми творческими способностями  смогут успешнее найти своё место в жизни: выбрать профессию, а в случае необходимости сменить её, найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься работой и достичь высоких её результатов.  

Ведущие идеи.

   В своей работе я опираюсь на идею личностного подхода к ученику, так как в настоящее время на смену учебно-дисциплинарной модели образования, приходит личностно- ориентированная модель, которая рассматривает учащихся как полноправных партнёров в условиях сотрудничества учителя и ученика. (Т.В. Машарова «Педагогическая технология: Личностно- ориентированное обучение», стр. 3).      

   Так же я, использую идею интеграции истории и психологи, т.к. личностный подход предполагает признание в каждом ученике неповторимой личности, учёт не только его психофизиологических особенностей, но и всей совокупности его внутреннего мира.  «Т. к. учить мыслить школьников в процессе обучения – это значит, учитывая их природные особенности, опираться на методологические  и психологические основы их развития, обеспечивать усвоение содержания учебных предметов при одновременном учёте операционного и мотивационного аспектов учения». (В. Ф. Паламарчук «Школа учит мыслить»). 

Теоретическая база опыта.

   В своей работе я использую основные элементы теории развития познавательного интереса Г. И. Щукиной. Так как  «Широкое использование самостоятельных работ, требующих от учащихся активного поиска, оперирования обобщёнными умениями, творческого решения, - важнейший стимул и для развития интереса к учению, и для познавательной  активности школьника». ( Г. И. Щукина «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся».  В старших классах использую элементы проблемного обучения (И. Я. Лернер, М. М. Махмутов).

Но наиболее мне близка технология личностно - ориентированного обучения. (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская) Т. к. личностно-ориентированное обучение – это обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, его самобытность, самоценность, это обучение, которое соответствует требованиям информационной цивилизации, даёт школьнику возможность осознать себя в окружающем мире, формирует личностно-значимые идеи и ценности. Личностно- ориентированная педагогика предлагает развивать различные виды творчества, т. к. точки зрения личностно-ориентированного обучения должна быть создана разнообразная среда, обеспечивающая развитие не только интеллекта, но и чувств ученика.

Технология.

Для развития креативности  я использую  различные методы и   приёмы как традиционной, так и личностно-ориентированной педагогики.

I. Приёмы традиционной педагогики:

       Уроки – игры. Использую потому что, игра – форма деятельности учащихся, в которой осознаётся окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. В игре школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания исторических героев. Провожу такие уроки в 5-7 классах т.к. учащиеся среднего звена к таким занятиям более восприимчивы. Прежде всего, это уроки-КВНы, уроки- путешествия, «Умники и умницы», «Счастливый случай» и другие.

        На уроках граждановедения и обществознания использую элементы драматизации. Учащиеся ставят сценки, где проигрывают различные жизненные ситуации.

         Способствуют развитию творческих способностей  и задания в некоторых учебниках и методических пособиях (особенно хотелось бы отметить учебник М. Ю. Бранта «История средних веков», М. «Дрофа», 2003 г., «Поурочные разработки по Истории Древнего мира» под ред. О. В. Араслановой  М. «Вако», 2004 г.), в рабочих тетрадях. Ребята с удовольствием  пишут рассказы: «День египетского крестьянина», «В рыцарском замке», «Путешествие в средневековый город», «На рыцарском турнире», «Что я видел в мастерской ремесленника» и многие другие, а затем иллюстрируют их.

II. Методы личностно-ориентированной педагогики.

Суть личностно-ориентированного подхода к развитию креативности заключается в том, что обучение означает собственное открытие учеником нового в разных сферах деятельности. Результатом творчества детей является образовательный продукт. Это может быть идея, гипотеза, сочинение, рисунок, коллаж и др.

 Использовать данные методы можно через фронтальную работу, групповую, индивидуальную. При индивидуальной работе креативное задание может быть предложено по выбору или как дополнительное по желанию ученика.

        Создание эвристической образной ситуации на уроке

Это может быть проблема, связанная с изучением объекта, которая не имеет известного решения даже для учителя.

Примеры: Тема «Современная Россия». Вопросы: Какой ты видишь современную Россию? Как решить экономические проблемы России? Каким ты видишь будущее России?

Или столкновение жизненных представлений учеников с  изучаемым материалом. Пример: ученик представляёт положение современной женщины в семье и обществе. Вопрос: Представь положение женщины в Древней Руси (в дореволюционной крестьянской семье; в странах ислама и т. д.). Ученик создаёт свою версию ответа, а затем сверяет её с рассказом учителя или текстом учебника.

Это так же может быть проблема,  которую можно было разрешить иным путём  отличным от того, как она была решена.

Примеры: Урок  по теме «Альтернативы послевоенного развития СССР». Форма урока – проблемно-проектная дискуссия.

Проблема: «Что можно было сделать для подъёма экономики страны и для улучшения жизни людей в 40-50 годы?» Ученики демонстрируют свой образовательный продукт (в данном случае идею, версию, мысль), а затем сравнивают его с объективным научным знанием: читают в учебнике, как решалась данная проблема в обществе.

Мозговой штурм.

Очень перспективной формой учебной деятельности в плане развития креативности  является учебный мозговой штурм. Эта форма приемлема для любого предмета и для любого возраста.

      Пример: История древнего мира 5 класс. Задача УМШ: «По нашим  представлениям древний человек должен быть сильным и ловким. Но  при раскопках был обнаружен скелет мужчины, погибшего под        обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что      мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял ещё в      молодости.

     На первом этапе принимаются все, даже кажущиеся, на первый взгляд, абсурдные идеи. На втором происходит анализ идей. На третьем этапе происходит обработка результатов, и выбираются самые интересные решения.  

 Дидактические ценности этой формы работы:

  • Это активная форма работы.
  • Учащиеся тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли.
  • Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга.
  • Учителю легко поддержать слабого ученика, обратив внимание на его идею.
  • Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.
  • Вызывает большой интерес у участников, чем активизирует их активность на уроке.

     Важность использования эвристических приёмов я вижу в том, что при их использовании происходит не только развитие интеллекта, но и запускается механизм самопознания,  а ученик в этом случае, оказывается соучастником создания этого нового знания и соучастником исторического процесса.

  Метод эмпатии.

        Этот метод из приёмов креативной педагогики импанирует мне больше всех. (эмпатия – «умение сопереживать, выражать сочувствие»). Эмпатия как приём креативной педагогики – это вживление в образ, вчувствование в состояние изучаемого объекта. Посредством чувственного образа и мыслительных представлений ученик должен познать окружающий предмет как бы изнутри. Очень важно, что он позволяет кроме изучения объекта развивать чувства – чувство сопереживания, радости или печали  вместе с историческим героем, гордости или раскаяния и др. А, такой «прочувствованный» материал, в свою очередь, лучше воспринимается и запоминается.

       Наиболее удачными, из применяемых мною заданий, можно назвать следующие:

  - «Самоисповедь Лжедмитрия I».(тема «Смутное время»).

  - «Новый русский XVII века». (тема «Экономическое и социальное развитие России в XVII веке).

  - «Я первопроходец прошлого». (Можно использовать в любой теме, связанной с путешествиями).

  - «Путь солдата (повстанца) во время …войны (восстания)»

  - «Письмо боярского сына, посланного учиться за границу», «Рассказ девушки впервые попавшей на ассамблею», «Выступления сторонников и противников Петра I». (тема «Реформы Петра I).

  - «Быт людей (какай - либо исторической эпохи)»

       На первый взгляд, эти задании кажутся простыми. Но здесь работает и мышление, и воображение, и чувства: ученик входит в состояние того человека, от лица которого пишет, говорит, кого играет. А чтобы было правдоподобно необходимо и учебник прочитать. А иногда и подобрать дополнительную литературу, что очень важно, т. к. современные ученики недостаточно много читают.

       Метод смыслового видения.

Данный метод продолжает и углубляет метод эмпатии. Позволяет видеть первопричину объекта, заключенную в нём идею. Такие задания формируют диалектичность восприятия и мышления. Изучаемая проблема рассматривается с различных точек зрения.

      Это могут быть такие задания как: «Великие географические открытия глазами индейца», «Взгляд на открытие Коперника средневековым человеком»

     Это могут быть отдельные уроки: Повторительно-обобщающий урок по теме «Советская Россия в 30-е годы XX столетия»

Форма урока: «Урок в письмах». Класс делится на группы, каждая группа получает задание – написать письмо.

I группа: «Коллективизация в нашей деревне» (взгляд бедняка-активиста).

II группа: этот же вопрос, но уже с точки зрения крестьянина не желающего идти в колхоз.

III группа: «Индустриализация в нашем городе».

IV группа: «Культурная революция в нашем городе».

V группа: «Культурная революция в нашей деревне».

Подобным же образом можно провести урок по теме «Новая экономическая политика».

Метод символического видения.

     Ученику предлагается создать символ  человека, события, эпохи. Это может быть  герб (исторического лица, своей  семьи, населённого пункта, страны в изменившихся исторических условиях), какой-то предмет, символизирующий эпоху, памятник (эпохе Просвещения, XIX веку и т. д.), коллаж, отображающий эпоху или отдельное явление.

 Ученик должен не только нарисовать или описать символ, но и объяснить его смыл.

Метод образного видения.

Представляет собой эмоциональное исследование объекта. Ученику предоставляется реальный предмет – вещественный исторический источник. Это может быть предмет быта, орудие труда, изделие народных промыслов, старинные монеты, купюры, школьные принадлежности (в крайнем случае муляж или макет) т. д. Ученик, рассматривая этот предмет, «видит» изучаемую эпоху, представляет её в своём воображении, как бы слышит голос вещей, чувствует себя сопричастным с историей. А это помогает ему лучше усвоить социальный опыт прежних поколений.

 На уроках я использую выставки предметов старины, изделий местных мастериц, (чем древнее изделие,  тем лучше). Ребёнок может потрогать, повертеть предмет в руках, представить, как он использовался, где применялся, какое значение мог иметь.

Могут быть и такого рода задания: «У тебя в руках рубило древнего человека (муляж).  Что может оно рассказать тебе?» Ученик устно или письменно составляет рассказ или просто даёт развёрнутый ответ.

     Метод  «Если бы…»

Ученикам предлагается составить рассказ или нарисовать картину: что произойдёт, если в мире что-то изменится.

Примеры заданий: «Как пошло бы развитие страны, если бы…»

         -  Крестьянская война закончилась победой С. Разина (Е. Пугачёва).

         -  Царевна Софья не допустила Петра I к власти.

         -  Столыпину удалось бы провести аграрную реформу, как он задумал. И д.р.

   Выполнение учениками подобных заданий позволяет лучше понять устройство реального мира.

III. Использование мини-проектов на уроках.

     Метод проектов широко используется в последнее время в школах. И, если большие проекты занимают много времени и сил, то мини-проекты могут занимать один урок, часть урока, или могут быть выполнены дома. Я использую мини-проекты на уроках обществознания в 6 классе.

Продукты проектной деятельности,  в данном случае, могут  быть самыми разнообразными:

  - Кодекс законов.

  - Правила поведения.(в семье, в школе, в обществе и т.д.)

  - Рекламный проспект «Мой самый лучший домашний зверь».

  - Объявление «Отдам в хорошие руки…»

  - Сообщение «Экологическое состояние моего дома, (двора, улицы, посёлка ит.д.) К сообщению прилагаются рисунки или фотографии.

  -.Плакат «Береги родную природу».

  - Рисунок «Портрет богини земли Геи» и д.р.

Такие мини-проекты могут быть выполнены, как индивидуально, так и в группе. На уроке обязательно проводится презентация, где ученики представляют и объясняют свои работы.

Критерии оценивания творческих заданий.

  1. Оригинальность и, в то же время, историческая достоверность.
  2. Умение «вжиться в образ», артистичность.
  3. Умение соединить личный опыт и книжные знания.
  4. Количество творческих элементов.
  5. Самостоятельность.
  6. Знание исторической эпохи. (имеется в виду, что при выполнении некоторых творческих используются старинные обороты речи, элементы костюма изучаемой эпохи, знание быта и т.д.)

Результативность.

Прежде всего, развиваются творческие способности учащихся.

Кроме того:

  • Уроки становятся разнообразнее, следовательно, повышается интерес к предмету. Причём, по моим наблюдениям, «выигрывают» здесь дети, не всегда успешные в других формах деятельности. Это те, у которых есть проблемы с логическим мышлением («правополушарные»). Те, которые в силу личностных особенностей, не всегда успешно могут реализовать себя на уроке: слишком застенчивые, неуверенные в себе, или, наоборот, любящие отличиться, не признающие простые банальные задания, которым на уроке «без изюминки» просто скучно.
  • При работе в группах учащиеся развивают навыки общения, учатся отстаивать свою точку зрения, выслушивать других, что способствует развитию коммуникативной компетентности.
  • Выполняя креативные задания, учащиеся могут успешнее реализовать себя на уроке, а, следовательно, повысить свою самооценку, стать увереннее в себе.

В итоге повышается качество знаний по предмету, что является основной целью работы учителя.

А, самое, на мой взгляд, главное, развивается творческое мышление, что, в конечном итоге, способствует формированию творческой личности, умеющей пользоваться приобретёнными знаниями и умениями для решения новых нестандартных задач, умеющей успешнее адаптироваться в окружающем мире, преобразовывать его.

Литература.

    1. Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова, «Метод              проектов – технология компетентностно-ориентированного            образования» издательство «Учебная литература», 2006 год.

2. В. Н. Дружинин «Психология общих способностей» издательство «Питер», Санкт- Петербург, 1999 год.

  1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина «Совсем необычный урок» издательство «Учитель», Воронеж 2001 год.

4. Т. В. Машарова «Педагогическая технология: Личностно-ориентированное обучение «Педагогика-ПРЕСС, М. 1999 год

  1. В. Ф. Паламарчук «Школа учит  мыслить» М. «Просвещение», 1989 год
  2. В. В. Шоган «Технология личностно- ориентированного урока» издательство «Учитель», 2003 год.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа п. Арбаж Арбажского района Кировской области.

«Развитие творческих способностей на уроках истории и обществознания»

Видякина Е. Г.

Учитель истории

I категории.

Арбаж 2008 год.



Предварительный просмотр:

5 класс. История древнего мира. 

«Умники и умницы».

Повторительно-обобщающий урок по теме

 «Вклад народов Востока в мировую культуру»

Цели:

  • Обобщение и систематизация знаний по культуре Древнего Востока.
  • Показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
  • Развиваются навыки работы в команде; навыки работы с таблицей, внимание, слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление.

 Ход урока

1. Оргмомент:

- Сегодня на уроке у нас выступают две команды – Команда «умниц» и команда «умников». Команды формируются из тех учеников, которые активно работали на предыдущих уроках (называются имена учеников). Остальные  не просто болеют за наших игроков и помогают им, а по ходу урока заполняют таблицу.

Вклад народов Востока в мировую культуру.

Страна

Памятники архитектуры

Научные знания

Изобретения

Памятники литературы

Египет

Двуречье

Финикия

Палестина

Индия

Китай

2. Повторение изученного.

Первый тур. Памятники архитектуры.

На доске (экране) фотографии (иллюстрации) памятников архитектуры Древнего Востока. Это  пирамиды, большой сфинск, гробница Тутанхамона, храм в Луксоре, башня-храм в Вавилоне, ворота Иштар, «висячие сады» в Вавилоне, храм в Иерусалиме, пещерные храмы и Индии, Великая Китайская стена.

Задание командам: Узнать памятники по описаниям:

  1. Чтобы попасть в это сооружение, нужно было пройти через «аллею сфинксов». Далее находились ворота с огромными башнями по бокам, а за ними – широкий залитый солнцем двор. Но до места обитания бога было ещё далеко. Он живёт в самой глубине.
  2. Через город шла широкая главная улица, начинавшаяся у величественных северных ворот. Башни этих  ворот были покрыты израсцами – обожжёнными глиняными плитками со сверкающей на солнце поверхностью.
  3. Посреди первой комнаты стоял трон на звериных лапах, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни разных предметов…, вход в главную галерею охраняли две статуи фараона с золотыми жезлами. За каменной дверью находился огромный каменный саркофаг.
  4. Он высечен из целой скалы. У него голова человека и туловище льва.
  5. Это сооружение возвышалось в центре города. Каждый этаж был выкрашен в особый цвет: белый, красный или чёрный. Оно могло служить одновременно и храмом и обсерваторией.
  6. Они – самые древние из семи чудес света. В отличие от других они сохранились до наших дней. Почти 5000 лет назад, основатель третьей династии фараон Джосер, едва вступив на престол, приказал начать строительство своей гробницы.
  7. Эти сооружения представляли собой пещеры  с красиво украшенными входами.
  8. Ширина этого сооружения такова, что проехать рядом могут 5 всадников или 2 повозки. Через каждые 100 – 120 метров – башни. Строили это сооружение боле 1000 лет.
  9. В городе почти не было зелени. Только в одном месте возвышался зелёный холм. Это правитель страны приказал построить для своей жены…
  10. Это сооружение возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник Богу Ягве, в глубине находилось небольшое помещение без окон, где во мраке стоял ларец. В этом ларце хранились каменные скрижали с заповедями.

Второй тур. Научные знания.

             Задания «Если… то…»

  1. Если в Египте строили пирамиды, храмы, дворцы, то приходилось считать, измерять, а значит, развивалась наука…
  2. Изготовляя мумии, египтяне разрезали тела, следовательно, знали их строение, значит развивалась…
  3. Египтяне отправлялись в далёкие походы, значит,  имели сведения…
  4. Описывали эти походы…
  5. В Двуречье и в Египте жрецы наблюдали за небесными светилами, значит развивалась….
  6. И в Индии, и в Двуречье появились правила, обязательные для всех жителей страны  - законы, значит, развивалась…
  7. Финикийцы были отважными мореплавателями, значит, в Финикии тоже развивалась…
  8. Китайский … Сыма Цинь оставил описание китайской…

Третий тур. Изобретения.

Командам предъявляются предметы, Задание: Скажите, что это и где изобретено. Предметы -  календарь, предмет из стекла, вырезанные из бумаги буквы и цифры, шахматные фигурки, ткань ярко-красного цвета, лоскутки ситца и натурального  шёлка, кусок сахара, компас, лист бумаги, фарфоровая чашка, пачка чаю.

Четвёртый тур. Памятники литературы.

Командам предлагаются карточки с отрывками из произведений. Задание: прочитать, вспомнить название и страну, где это было написано.

Произведения – Мифы о богах (Египет, Двуречье), «Повесть о Синусхете», поучения (Египет), «Сказка о потерпевших кораблекрушение», «Сказание о Гильгамеше», «Библейские сказания», «Рамаяна», «Легенда о Будде», « Учение Конфуция».

3. Подведение итогов. Проверка заполнения таблицы.
   Оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова "Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ на уроках литературы, истории и во внеурочной деятельности"

В данной статье обощён опыт использования ИКТ на уроках литературы, истории и во внеурочной деятельности....

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий»

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом устан...