Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Солодова Лидия Михайловна

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_solodovoy_l_m_avtosokhranennyy.docx91.18 КБ

Предварительный просмотр:

        Информационно – педагогический модуль.

         Обобщение опыта учителя географии

              1 квалификационной категории

                     МБОУ ООШ №2

                           Г. Ковров

          Солодовой Лидии Михайловны

                                2013 год.

1.Наименование опыта

«Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».

2.Условия возникновения и становления опыта.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 2 – одна из старейших школ города. Школа находится в северной части города Ковров, где проживает большая часть учащихся школы. Микрорайон школы – это жители в основном рабочих профессий. Школа не большая, обучается  в ней около 360 учащихся.

Имея уже большой опыт работы в школе, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии, как впрочем, и к другим предметам. Компьютер, интернет уверенно вошли в нашу жизнь. Каждый ребенок владеет компьютером. Заинтересовать  учащихся становится все труднее. Что мы наблюдаем сейчас, интерес учащихся к предмету падает, а требования остаются высокими. Как решить эту проблему? Началом работы по теме опыта стало наблюдение, проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности учащихся на уроках географии. Анкетирование показало, что уровень познавательной активности у 29% учащихся – высокий, 56% - средний, 15% - низкий. Эти результаты оставляют желать лучшего. Нужны новые методы обучения, приемы, формы.

Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний, развивать их творческие способности, ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющим социальным условиям жизни общества. Любая деятельность человека имеет определенную цель.

Цель работы: Обосновать систему педагогической деятельности направленную на определение роли развития творческих способностей через вовлечение их  в исследовательскую деятельность на уроках географии.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать теоретические позиции развития творческих способностей  и роли исследовательского подхода в обучении учащихся.

2.Разработать модельное преставление реализации исследовательского подхода на уроках географии как средство развития творческих способностей учащихся.

3. Организовать учебную деятельность учащихся на уроках географии, способствующую развитию творческих способностей детей.

4.Обосновать педагогические условия реализации исследовательского подхода на уроках географии как средство развития творческих способностей учащихся.

Объект исследования: Процесс организации, развития творческих способностей учащихся.

Предмет исследования: Исследовательский подход  на уроках географии, как средство развития творческих способностей учащихся.

3.Актуальность, перспективность опыта.

Вопросы развития творческих способностей учащихся, относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практике. Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Одним из важнейших средств повышение эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Использование современных образовательных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя правильные решения.  Использование интерактивных методов обучения способствует созданию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно  взаимодействуют между собой. Устанавливаются эмоциональные контакты между учащимися, они приучаются  работать в команде, снимается нервное напряжение, возникает чувство защищенности, взаимопонимания и собственной значимости.

Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащего на основе  освоения универсальных  способов деятельности. Процесс учения понимается не  только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного и социального опыта.

Психологи утверждают, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать  новые сведения. Это внутренние стремление к познанию через исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. К числу  главных отличий научного исследования от всех других исследовательской практики человека обычно, относят,  по меньшей мере, три особенности:

  • во -  первых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
  • во вторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показать численное отношение  изучаемого к известному;
  • в-  третьих – всегда определять место изучаемого в системе известного.

Соответственно этому исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска, совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающий научный поиск

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. (А.И.Савенков.)

Исследовательское поведение – вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации

Исследовательская деятельность логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления.

Под  «способами и приемами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие как:

- умение видеть проблемы;

- умение вырабатывать гипотезы;

- умение наблюдать;

- умение проводить эксперименты;

- умение давать определения понятиям и другие.

Педагоги выделяют два основных пути учения «учение пассивное» - посредством преподавания – и «учение активное» - посредством собственного опыта.

В настоящее время происходит активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, то есть посредством «исследовательского обучения». Важнейшее место в процессе исследовательского обучения занимает развитие у школьников интеллектуальной инициативы, то есть особого типа интеллектуального поведения учащихся, который не только обеспечивает умение ориентироваться в различных областях знания, но и способствует   самостоятельному открытию нового. Главные особенности интеллектуальной инициативы – выход за рамки требуемого как вглубь, так и вширь, побуждение к совершению самостоятельного познавательного действия.

Преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает большое количество протестов со стороны многих современных специалистов. Однако использование исследовательских методов обучения дает значительный образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами.

Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

- мыслительных умений и навыков (видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, анализировать и выделять главное, сравнивать; видеть противоречия, обобщать и систематизировать, классифицировать, определять и объяснять понятия, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения, доказывать и опровергать.)

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навыков.

Многие ученые утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить. Известный философ Ф.Ницше писал: «Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его». Реальный процесс творчества -  это всегда  попытка сделать шаг в неизведанное. Творчество созидания нового – преобразование того, что существовало в начале.

4.Ведущие педагогические идеи.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность, посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения. Школа сегодня отошла от  информационной модели образования. Упор делается не на пассивное заучивание информации, или получение ее из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных, творческих усилий интеллекта.  Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности развитие творческих  способностей ученика, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Роль учителя существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной творческой деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в тоже время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка его усвоений.

Поэтому я вижу  ведущую идею своего опыта в следующем:

- формирование творческих способностей как способностей создать новое, оригинальное.

- самореализация учащихся через освоение умений, способов деятельности, применяемых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

- создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету;

- формирование и развитие поисково -  исследовательских навыков и умений обучающего себя индивида, ориентированных на применение  имеющихся знаний и приобретение новых;

- формирование активной творческой личности, способной преобразовать окружающий мир;

- создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы преподавания.

Принципиальная особенность современного образовательного процесса состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая принимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение им самого себя как субъекта учения.

Длительность работы над опытом.

Опыт, над котором я работаю, актуален и перспективен. Он в определенной степени разрешает основные противоречия современной школы. Практическую деятельность по проблеме, конечно же, надо сочетать с теоретической. Поэтому свою методическую работу по обобщению опыта, я прогнозировала и прошла через определенные этапы.

1-этап 2008 – 2009 изучение фактического уровня подготовки учащихся через наблюдение, анкетирование, собеседование, посещение уроков, беседы с классным руководителем, учителями – предметниками.

2-этап 2009 – 2012 изучение состояние вопроса в науке, через педсоветы, МО, самообразование, знакомство с официальными документами.

3 этап 2012 – 2013 организация практической деятельности через обобщение опыта, организацию особого внутреннего контроля.

Исходя из целей модернизации, я ищу такие способы и средства, которые позволили бы создать условия для развития творческих способностей учащихся.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по развитию у учащихся познавательной активности, творческих способностей (урок – игра, урок – викторина, урок – семинар, различные виды тестирования ) ( См. приложение)   Мною разработана система творческих заданий, карточка творческих задач. (См приложение№2) За основу работы была взята классно -урочная  деятельность в процессе которой была отработана система организации учебного процесса, базирующаяся на следующих принципах:

- научность (от наблюдений – к выдвижению гипотезы, от гипотезы к творческому обобщению и практическому применению, учитывая индивидуальные особенности уровня развития каждого ученика)

- доступность

- системность (стараюсь достичь единства и завершения процесса)

- осознанность (представление свободы для саморазвития  и самоопределения)

- наглядность.

5.Теоритическая база опыта.

В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов: И. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, А. Дистервега и др, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей. К.Д. Ушинский считал, что в обучении  серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. Самостоятельность голова учащегося, подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения. В.А. Сухомлинский считал, что система работы учителя заключается в таком порядке его деятельности, при котором главное звено, этапы его труда находятся в правильной зависимости и обусловленности. Определенную систему в работе учителя обнаружить, можно тогда,  когда учитель видит, что он будет делать завтра, в течение всего учебного года и нескольких учебных годов. Система работы учителя представляет собой целесообразно спроектированную совокупность, взаимосвязанных и взаимообусловленных главных компонентов труда учителя. Это не простая, хаотическая совокупность компонентов, а целесообразная, то есть спроектированная для достижения определенной цели.  Интересной и близкой к идеи опыта считаю теорию развития познавательных  интересов Г.И.Щукиной, модель которой  решение творческих задач. В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержание методов и  форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, ее творческого потенциала. Также имеет значение технология развивающегося обучения В.В.Давыдова, З. И.Калмыковой. Исследовательское обучение в трудах таких специалистов как: И.Я. Лернер, А.И.Савенков, А.Н.Поддьяков и др

Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащихся навыкам сотрудничества, сотворчества. Данная проблема  меня привлекает еще тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результат.

6.Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании системы применения активных форм обучения для развития творческих способностей учащихся нацеленных на включение их в исследовательскую деятельность.

7.Технология опыта.

Из своего многолетнего опыта, я знаю, что только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказыванием. Поэтому учитель должен напряженно работать. Это трудно.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие творческих способностей учащихся. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность. От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения, успешность, достижение конечных результатов. Нужно выбрать формы и приемы обучения, позволяющие так организовать учебную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе. Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик.

За время работы, я увидела особенности учащихся нашей школы, в первую очередь это ярко выраженная особенность между двумя категориями учащихся, которые хотят и могут учиться и которые не хотят, или не могут нормально усваивать школьную программу в силу своей недостаточной подготовленности. Поэтому я считаю, что дифференциация в обучении поможет разрешить эту проблему. Давая детям разного уровня задания, можно надеяться на хороший результат. И у детей не пропадет интерес к обучению. (См. приложение№1)

Для развития творческих способностей учащихся на уроках географии, я использую в 8 – 9 классах, обучающие задачи. Для меня важным является утверждение, что если нет задачи, нет и работы мысли, есть задача – есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Учащиеся исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует развитию творческих способностей учащихся. Учебная  задача может  быть проблемной  и не проблемной, но она должна быть принята учеником, то есть она должна быть для него лично значима, понимание ее наличие у ученика положительного эмоционального отклика. Учебная задача может иметь вид задания, диалога и реализовываться с помощью учебных действий в дискуссии, в деловой и ролевой игре, практической деятельности. При составлении учебных задач учитываю следующие действия школьников называть, измерять, показывать, определять, на носить на карту – (репродуктивный уровень усвоения), описывать , выявлять причины и следствия, анализировать, объяснять моделировать схемы, графики, картосхемы – (частично – поисковый уровень усвоения), прогнозировать, оценивать, доказывать, проектировать – (творческий уровень усвоения). Обучающие задачи я могу давать на любом этапе урока, но лучше это делать на обобщение материала. Работу по решению обучающих задач провожу с учащимися в группах. У каждого из детей  есть свой багаж знаний, здесь все свои знания они применяют. В последнее время обучающие задачи я составляю сама. Мне важно, чтобы в задачах заострялось внимание на том , что детям дается труднее всего. Допустим, учащиеся плохо запоминают материал о национальном составе населения страны, я включаю это в задачу. Найдите на карте России республику, где доля коренного населения составляет 80%, а доля русского населения 9% (Республика Дагестан). Назовите регион России, где в основу населения составляют чуваши (Республика Чувашская) Следующий этап в работе с обучающими задачами – составление задач самими учащими. Я разделяю учащихся на группы и каждой группе даю задание.

Иного подхода требует упражнение по составлению рассказа, имея только его окончание. Задание. Восстановите текст. «…Так Урал попал в книгу географических рекордов России».

Выполнение таких заданий позволяет развивать у учащихся умения выстраивать логику событий, оперировать фактами, анализировать, способствует совершенствованию устной и письменной речи.

Задание. Найдите как можно больше способов использования предмета. Например, фотография реки Волги. Данное упражнение позволит углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мыслительному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы. Это задание позволяет ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления.

В 6 классе даю учащимся задание Назовите как можно больше признаков предмета, например, глобус, физическая карта. С 6 класса  развиваю наблюдательность. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» - так говорили древние греки. Рассмотрите внимательно фрагмент географической карты. Закройте глаза и представьте себе карту во всех подробностях Откройте глаза и опишите, что вы запомнили. Затем рассмотрите карту внимательно еще раз и найдите допущенные вами ошибки  

В 7 классе при изучении стран, разделяю учащихся на группы и каждой группе даю по одной стране. У детей различные источники информации учебник, атлас. Чтобы лучше сориентироваться даю им план работы. Важно чтобы дети видели особенности страны и смогли их выделить.

Одно из необходимых качеств исследователя в деле выявления проблем – это способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволяет увидеть то, что ранее ускользало от взгляда, и не было замечено.

Например, многие жители г Ковров любят отдыхать на природе, разводят костер, подумайте и оцените ситуацию с позиции березы, растущей рядом, или муравья проползающего мимо. Это задание дает повод для рассуждения, отстаивания своей точки зрения.

Постепенно у меня  появляется система в работе над обучающими задачами. Результат положительный – дети лучше ориентируются по карте. У них развивается логическое мышление. Но самое главное – дети делают это с удовольствием.  

Использую нестандартные уроки ( урок тестирование, урок – семинар, урок-игра, урок – КВН, урок – викторина) эти уроки позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком -  то этапе в роли учителя. В 6 – 7 классах провожу урок – игру, урок – викторину, для детей данного возраста это приемлемые формы проведения урока.

Одним из видов, самостоятельных работ, активирующих творческую деятельность учащихся, является реферат.  В основном эту работу выполняют сильные учащиеся, так как реферат – одно из сложных форм работы, это краткое изложение  в письменном виде научного труда по определенной проблеме.

Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. В 6-9 классах использую метод проектов, при выборе темы учитываю познавательные возможности учащихся с уровнем сложности проектной работы, то есть здесь особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся.  Проектная деятельность способствует более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний, способствует  развитию творческих способностей учащихся. Интерес, учащихся к учебной деятельности является важным залогом эффективного усвоения ими содержания любой школьной дисциплины. Курс географии имеет в этом плане огромный потенциал, позволяя школьникам совершать заочные  экскурсии в различные уголки Земли.

Одной из инновационных технологий является компьютерная технология. Безусловно, компьютер – это современное средство обучения, позволяющее интенсифицировать учебный труд школьников, развивать их познавательную активность, творчество.

Успешному изучению предмета географии способствует участие школьников в олимпиадах. Предложены интересные теоретические и практические вопросы повышенного уровня сложности, которые имеют богатую информационную основу, что позволит решить одну из главных задач географического образования – умение работать с информацией.  

8. Результативность опыта.

Проверка знаний по географии показала, что развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность, способствовало:

- повышению интереса к предмету;

-повышению количества детей, посещающих курс по выбору «Карта и география» (с7уч-ся 2009 до 12уч-ся 2013)

-активное участие детей в проектной деятельности ( призовые места)

-призовое место в городской олимпиаде.

  Анкетирование показало, что у учащихся повысился уровень познавательной активности, творческих способностей учащихся, на уроках географии (высокий – 76% средний – 24%). Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии.

Результаты мониторинга по географии за три года.(в %)

№п/п

Классы

2008-2009

Успеваемость.Кач.знан

2009-2010

Успеваемость.Кач.знан.

2012-2013учебный год

1

6

100                    43

100          44

100         64

2

7

100                    42

100          48

100         66

3

8

100                    44

100          49

100         64

4

9

100                    40

100          44

100         64

Предмет географии не является обязательным для сдачи в форме Государственной Итоговой

Аттестации (ГИА) в 9 классах. Школьный мониторинг показывает увеличение числа выпускнив9 классов, выбирающих предмет географии в качестве экзамена по выбору в традиционной форме. Качество знаний обучающих по результатам итоговой аттестации.

Учебный год

Количество учащихся

Результат в процентах

2008 - 2009

18

62

2009 - 2010

16

61

2012 - 2013

19

63

Библиографический список.

1.Активизация познавательной деятельности учащихся.Волгоград: Учитель,2009.

2.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. М,1989

3. Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М, 2006.

4.Занимательная география. М, : Глобус, 2009.(Учение с увлечением)

5.СавенковА.И.Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел». Самара. Учебная литература. 2006.

6.Современные образовательные технологии в обучении географии. Волгоград. Учитель. 2011.

7.Урок в современной школе. Волгоград. Учитель. 2010.

8.Уроки учительского мастерства. Волгоград .Учитель. 2009.

9.Технология решения творческих задач. Волгоград. Учитель. 2011.

10.Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. Педагогика. 1988.

Приложение к опыту.

1.Приложение №1 Урок «Географическое положение Австралии».

2.Приложение №2.Обучающие задачи по географии

3.Приложение №3 Составление оьучающих задач.

4.Урок -  игра.

5.Урок – викторина

6.Зачетный тест по теме «Литосфера» (6 класс)

7.Итоговое тестирование по географии в 8 классе

8.Школьная олимпиада по географии для учащихся 9 класса

Приложение №1.

Урок . Географическое положение Австралии.

Цели урока. Учебная цель: Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению материала о географическом положении, рельефе и полезных ископаемых Австралии.

Личностный компонент цели:Формирование у учащихся адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; формирование толерантности по отношению к другим народам планеты.

Регулятивный компонент цели:формирование учебной деятельности учащихся по организации своей учебной деятельности, включая принятие и сохранение цели и задач урока, планирование их реализации. Формирование умений контролировать и оценивать свои действия, самостоятельно решать поставленные учебные задачи по применению знаний о географических закономерностях в разнообразных ситуациях.

Познавательный компонент: формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, воспринимать и анализировать его важнейшие компоненты; выявлять причинно – следственные связи между компонентами природы, овладевать широким спектром логических действий и операций.

Коммуникативный компонент: формирование учебных действий по организации и осуществлению сотрудничества с учащимися и учителем, адекватному восприятию. Формирование умений  строить внешнюю речь для других.

Оборудование

Физическая карта мира.  Физическая карта Австралии. Атласы.Контурные карты. Учебник «География материков и океанов» 7 класс. ИКТ

1.Приветствие.

Проверка подготовленности к учебному занятию. Учащиеся разделены на три группы, на столах-учебники, атласы, контурные карты.

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.

Работа по карточкам.

3.Работа по теме урока.

Этап 1 Мотивация

- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным географическим объектом – уникальной территорией. Слайд.№1

Она располагается под нами

Там очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где – то.

                    Г. Усова.

- Ребята, вы догадались, о какой территории это стихотворение?

Слайд №2 Тема урока «Географическое положение Австралии».  

Этап №2 Совместного принятия цели урока.

- Сегодня мы постараемся больше узнать об Австралии, а затем проведем наши знания в систему. Для этого вспомним в какой последовательности мы будем изучать этот материк, какую цель и какие задачи мы ставим перед собой, что нам необходимо для их выполнения.  

Учащиеся называют последовательность изучения материка.

- по отношению к экватору, тропикам, нулевому меридиану.

- крайние точки материка

- в каких климатических поясах расположен материк?

- океаны и моря омывающие материк

- расположение материка относительно других материков.

Цель урока, изучить географическое положение Австралии, узнать особенности материка, для этого нам необходимы атлас, учебник, контурные карты.

Этап №3. Организация осмысления учащимися нового материала.

Самостоятельная работа. Учащиеся имеют возможность выбрать по какому уровню они будут работать. Слайд №3

Задания для работы над текстом (педагогическая технология «Мудрые совы»)

А) Что не ждали???

Выберите из текста такую информацию, которая противоречит вашим первоначальным представлениям и ожиданиям.

Б) Последние новости.

Отметьте ту информацию, которая для вас является новой.

Работа в группах. Самостоятельная работа с учебником и атласом, история открытия и исследования Австралии.

1 группа экспедиция Абеля Тасмана

2 Джеймса Кука

3 освоение Австралии европейцами

Последние новости. При изучении рельефа Австралии, отметьте ту информацию, которая для вас является новой.

Слайд №4 Большой Барьерный риф.

Главная жизненная мудрость. Полезные ископаемые Австралии, постарайтесь  выразить основную мысль текста одной фразой.

Этап №4 Организация деятельности учащихся по первичному закреплению.

Вы представители туристических фирм, вам необходимо разработать слоганы для привлечения туристов в Австралию.

Д/з -35 К/К-крайние точки Австралии.

Итог урока.

Рефлексия – проанализируйте ход своих мыслей, чувств, ощущений во время урока и заполните таблицу.

Что тебе удалось на уроке?

Была ли у тебя возможность  высказать свое мнение?

Было ли тебе комфортно работать в группе?

Что  у тебя вызвало разочарование?

Оцени свою работу на уроке?

 

Приложение №2

1.Определите страну, если о ее «соседях» известно следующее:

-О первой. На ее территории самое высококогорное  озеро мира

_О второй. Одна из крупнейших стран по площади и населению.

-Отретьей. Количество осадков на севере от 100 мм до 7000мм на юге.

-О четвертой. «Серебряная страна».

                                                             (Боливия)

2.Определите страну, которая граничит с Россией, если известно, что до 1917г она входила в состав России. Что вы знаете о данном государстве.                              

                                                                                                                                                        (Финляндия)
3.Определите экономический район, если известно:

-самый маленький по площади;

- отрасль специализации машиностроение;

-крупнейший город – морской порт.

4.В этом районе ведется добыча железной руды;

-нет городов млн.

- район богат плодородными почвами, отрасль специализации АПК.

Приложение №3.

1.С какими государствами проходит сухотутная  граница Россия на северо – западе?

                                                                                                                                     (Норвегия, Финляндия)

2.По каким проливам проходит морская граница России на востоке. Что вы о них знаете?

(Кунаширский пролив – между Японским островом Хоккайдо и Курильскими островами – остров Кунашир; Беренгов пролив отделяет острова Диомида (их два) западный остров Ратманова принадлежит России, восточный остров Крузенштерна – США).

Приложение №4.

Урок  - путешествие: (фрагмент урока)

Природные зоны Африки.

Цели урока: -расширить представления о природных зонах материка, о многообразии растительного и животного мира; об особенности их приспособлений в данных природных зонах;

- показать взаимосвязь между компонентами природы;

- развивать интерес к предмету.

Оборудование: карта природных зон Африки, атласы, гербарии, таблицы.

1.Орг. момент (учащиеся делятся на 3 команды, им раздают маршрут  и листы, на которых они будут отвечать)

2. Игра. Через несколько минут мы отправимся с вами в незабываемое путешествие по природным зонам, на своих листах вам следует отметить особенности географического положения, климатических условий, а также особенности растительного и животного мира и их приспособления к данной природной зоне.

1 – команда начинает свой путь с Северной части материка по 10 западной долготы.

2 – команда с 18 северной широты и 10 западной долготы.

3 – команда  по экватору от 10 до 30 восточной долготы.

Открываем атласы, находим свой маршрут, и – в путь!

3. Закрепление материала.

Тест.

1Среди животных пустынь чаще всего встречаются:

А) жираф;

Б) верблюд

В ) мартышки

2 .Какими приспособлениями обладают растения пустыни:

А) листья видоизменились в колючки;

Б) растения сбрасывают листву постепенно;

В) листья плотные с расчлененной листовой пластиной?

3 .Пустыня занимает пространство между:

А) Тихим океаном и Красным морем;

Б) Атлантическим океаном и Красным морем

В) Атлантическим океаном и Аравийским морем

4 Саванны располагаются в климатическом поясе:

А) субэкваториальный

Б) экваториальный

В) тропический

5 .Среди растений чаще встречаются:

А ) баобаб

Б) верблюжья колючка

В) слоновая трава

6. Для животных характерно:

А) защитная маскирующая окраска

Б) стадный образ жизни

В) многие животные обитают на деревьях

7.Почему экваториальные леса называют вечнозелеными?

А) растут ярусами

Б) растения сбрасывают листву постепенно

В) растительный перечень очень разнообразен

8 .Какое растение характерно для экваториальных лесов:

А) лианы

Б) баобаб

В) саксаул

9. Среди животных чаще встречаются:

А) вараны

Б) мартышки

В) африканский страус.

Приложение №5.

Урок – викторина.

Фрагмент урока «Реки России».

Цель: расширить и углубить знания о реках России, изучить особенности рек, активизация познавательной деятельности.

1.Назовите «рекордсменов»:

- Самая полноводная река России?

                                                                                                                                                             (Енисей)

-Самая длинная река европейской части нашей страны, полностью находящаяся на территории России?

                                                                                                                                                                (Волга)

- У какой реки России самый большой бассейн?

                                                                                                                                                            (река Обь).

- Назовите крупнейшие реки Владимирской области. К какому бассейну они принадлежат?

(Клязьма, Ока – бассейн Волги, Каспийское море).

Определите характер течения реки:

А. Н.Гоголь «Чуден Днепр…»:

Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои.

                                                                                                                                         (Ответ: равнинная река).

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят

                                                                                                                                              (Ответ: горная река).

О чем говорит следующая часть этого стихотворения?

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

(Ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в Каспийское море – озеро)

Определите, о какой великой реке идет речь в отрывке из стихотворения А.Твардовского «За далью – даль»:

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих вдаль, - семь тысяч рек

Она со всех концов собрала –

Больших и малых – до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

                                                                                                                                          (Ответ: река Волга).

Определите, о какой красивейшей и могучей реке идет речь:

«Тебе кипучее начало дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в грозный океан

И режешь горы и долины

Водой алмазною своей…»

                                                                                                                                       (Ответ: река Енисей).

  Приложение №6.

Зачетный тест по теме «Литосфера». 6 класс.

Цель урока: проверить усвоение материала по разделу «Литосфера».

                                             Часть А

1.Как называется каменная оболочка Земли?

1) биосфера                    3) атмосфера

2) литосфера                   4) гидросфера

2.Какое утверждение верно?

1) Иногда вещество мантии изливается на земную поверхность в виде магмы.

2) Ядро покрыто земной корой.

3)Большую часть объема занимает ядро

4) Литосфера – это верхняя часть земной коры.

3. Найдите лишнее. Горные породы, слагающие земную кору, делятся по происхождению на группы:

1) магматические                 3) обломочные

3) метаморфические          4) осадочные

4. Что относится к обломочным породам?

1) песок                                   3) соль

2) гранит                                 4) нефть

5. Как называется место, где происходит разрыв и смещение пластов горных пород?

1) эпицентр землетрясения

2) очаг землетрясения

3) землетрясение

4) сейсмический пояс

6. Как называется участок земной поверхности, вертикально поднятый по линии разлома земной коры?

1) грабен                            3) гора

2) горст                               4)холм

7. Что является частью вулкана?

1) только жерло               3) только конус

2) только кратер               4) все перечисленное

8.Какие две основные формы рельефа выделяют на дне океанов и на суше?

1) холмы и котловины        

2) горы и равнины

3) горсты и грабены

4) горные долины и горные системы

9.Как называется участок дна океана, имеющий глубину от 0 до 200 м?

1) котловина                    3) материковый склон

2) Шельф                           4) ложе океана

10. На какие группы по высоте над уровнем моря делятся равнины?

1) низменности, возвышенности, котловины

2) низменности, холмы, возвышенности

3) низменности, возвышенности, плоскогорья

4) низменности, впадины, плоскогорья.  

11. Какой вулкан имеет координаты 6 ю. ш. и 106 в. д ?

1) Орисабо                              3)Кракатау

2) Килиманджаро                 4) Фудзияма

                                                   Часть В

1.Укажите соответствие

Тип земной коры

Признак

  1. Материковая
  2. Океаническая

А. Состоит из трех слоев

Б. Состоит из двух слоев

В.Толщина 30 – 40 км

Г.Толщина 3 – 7 км

Д. Присутствует слой гранита

2.В каком примере правильно указана последовательность образования продуктов извержения вулкана?

1) лава – очаг магмы – магма – пепел

2)очаг магмы – лава – пепел – магма

3)очаг магмы – магма – пепел – лава

4)пепел – очаг магмы – лава – магма

                                                    Часть С

1.Почему морем не заполнена впадина Прикаспийской низменности,  находящаяся ниже уровня океана на 28 м?  

Приложение №7.

Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы России». 8 класс.

  1. Выберите ведущее условие почвообразования.

1)особенности рельефа                                    3)режим увлажнения

       2) взаимодействие живых организмов          4)температура воздуха

2.Отчего зависит плодородие почвы?

1) от содержания в ней гумуса                                3) от материнской породы

2) от движения воздушных масс                                         4) от выпадения осадков

3.Кто из русских ученых назвал почвы «зеркалом ландшафта»?

1) Н. И. Вавилов                                                             3) В.В. Докучаев

2)В. И. Вернадский                                                        4) Б. П. Алисов

4.В какой природной зоне образуются самые плодородные почвы?

1) в зоне тундры                                                              3) в зоне тайги

2) в зоне степей                                                                4) в зоне пустынь

5. Какой тип почв в вертикальном разрезе напоминает «слоеный пирог»?

1) подзолистые                                                                 3) каштановые

2) пойменные                                                                 4) чернозем

6. Выберите противоэрозионные агротехнические методы для зоны степей.

1) неглубокая вспашка

2) обработка полей поперек склонов    

3) обработка полей вдоль склонов

4) снегозадержание

7.Механический состав почв определяется по

1) соотношение глины и песка                                  3) содержание влаги

2) преобладающей растительности                         4) содержание гумуса

8. В каких природных зонах почвы эксплуатируются человеком в большей мере?

1)  в тундре                                                                       3) в степях

2) в тайге                                                                            4) в полупустынях

9. Какие неблагоприятные климатические явления отрицательно влияют на плодородие почв?

1) засуха                                                                             3) заморозки

2) пыльные бури                                                              4) сильные морозы

10. Какая структура почв наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений?

1) пылеватая                                                                        3) комковатая

2) зернистая                                                                          4) чешуйчатая

11. В каких природных зонах складывается наиболее оптимальное сочетание света, тепла и влаги для формирования плодородных почв?

1) полупустынной                                                              3) лесной

2) лесостепной                                                                    4) степной

 

Приложение №8.

Вопросы школьного тура олимпиады по географии. 9 класс. 2012г.

Тестовая часть (за каждый правильный ответ – 1 балл)

1.Какие из перечисленных государств имеют сухопутную границу с Россией?

1 Эстония и Грузия                     3 Болгария и Молдавия

2 Швеция и Армения                     4 Турция и Иран

2. Наводнения – стихийные бедствия, от них страдают люди, живущие на берегах рек. На какой  из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?

                            1 Урал    2Ока     3 Амур     4Дон

3.Континентальному типу климата соответствует

1 холодная зима, жаркое лето, малое количество осадков

2 теплая зима, нежаркое лето, малое количество осадков

3 теплая зима, нежаркое лето, большое количество осадков

4 холодная зима, нежаркое лето, малое количество осадков

4.Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для  привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.

                           Слоган

                              Регион

А. Здесь можно побывать и в Западном и Восточном полушарии!

Б.Добро пожаловать в уникальную Долину гейзеров!

1 Камчатский край

2 Мурманская область

3 Калининградская область

4Чукотский А.О.

 

5.Расставьте  почвы по мере уменьшения их плодородия:

1 дерново – подзолистые      2 подзолистые     3 каштановые     4 тундрово – глеевые

6.Установите соответствие между республикой Российской Федерации и ее  столицей

Республика

Столица

1Татарстан

2 Карелия

3 Дагестан

А. Элиста

Б. Махачкала

В.Петрозаводск

Г. Казань

7.Какие природные ресурсы относятся к категории исчерпаемых возобновимых:

1 минеральные   2 климатические     3 геотермальные     4 лесные

8. 22 декабря Солнце стоит в зените над:

1 Северным тропиком   2 Южным тропиком   3 Экватором   4 Северным полярным кругом

9. В списке ветров выберите те, которые имеют распространение на территории России

1 бриз     2 самум     3 баргузин     4 сирокко     5 бора     6 пассат

10. Какие два из перечисленных городов являются городами – миллионерами?

1 Астрахань     2 Екатеринбург     3 Ижевск     4 Оренбург     5 Пермь

11. Основоположником русской климатологии является

1 Л.Берг     2 Ю. Шокальский     3 А. Воейков      4 В.Докучаев

12. Какой из перечисленных периодов на Земле наблюдался раньше других?

1 палеогеновый     2 каменноугольный      3 силурийский      4 кембрийский

13. Для какого из перечисленных регионов в возрастной структуре населения характерна наибольшая доля детей?

1 Смоленская область    2 Республика Коми    3 Магаданская область    4 Республика Дагестан

14. Найдите ошибку в списке угольных бассейнов России.

1 Подмосковный    2 Канско – Ачинский    3 Печорский    4 Самотлор     5 Кузбасс

15. Укажите три народа, большинство верующих которых исповедует ислам:

1 калмыки     2 татары     3 марийцы    4 башкиры    5 чуваши     6 кабардинцы

16.Расположите регионы в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год

 1Мурманская область                          3 Республика Саха (Якутия)

2 Ненецкий А.О.                                       4Калининградская область

17. Группа туристов из США хочет своими глазами увидеть природу сибирской тайги и посмотреть окрестности уникального озера Байкал. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?

1 Тунгусский     2 Баргузинский     3 Буреинский    4 Дагестанский

18. Определите, к традиционным занятиям, каких из перечисленных народов России относятся  оленеводство, охота и рыболовство.

1 калмыки и марийцы     2 эвенки и ненцы     3 башкиры и чуваши     4 мордва и тувинцы

19. Какое из перечисленных растений является типичным представителем природной зоны степей?

1 ковыль        2 ягель        3 кедр        4 морошка

20. Какое соответствие «горная порода – ее тип» является верным?

1 мрамор – осадочная                        3 базальт - магматическая

2 гранит – осадочная                           4 известняк – метаморфическая

21. Для какой из перечисленных территорий характерно сплошное распространение вечной мерзлоты?

1 остров Сахалин    2 Кольский полуостров   3 полуостров Таймыр    4 Курильские острова

22. Огромные валуны, встречающиеся на полях Псковской области, попали туда в результате деятельности:

1 древнего ледника      2 ветра     3 моря     4 человека

23. В каком из перечисленных заливов  средняя соленость поверхностных вод наибольшая?

1 Гудзонов      2 Персидский      3 Бискайский        4 Финский

24. По названию следующих городов России попытайтесь расположить их  от самого северного до самого южного:

1 Нарьян – Мар       2 Казань        3 Волгоград    4 Сыктывкар.

25. Г.И. Шелихов русский исследователь, промышленник и купец. Большой вклад он внес в освоение Прибайкалья. Какой из перечисленных географических объектов Иркутской области носит имя этого исследователя и промышленника?

1 город    2 хребет        3 озеро        4 водопад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии"...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...