Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»
опыты и эксперименты на тему
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 370.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Налимовская средняя общеобразовательная школа»
Лебяжьевского района
Мачехина Юлия Николаевна
учитель русского языка и литературы
Тема педагогического опыта:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»
Проблема современной школы в том, что ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Кроме того, в современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в средней и высшей школе. В этих условиях важно научить учащихся умениям приобретать знания. Поэтому ставится задача обновления образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности образования при сохранении его фундаментальности.
Компетентностный подход к обучению и воспитанию школьников предусматривает организацию деятельности ученика, позволяющую ему овладевать социальным опытом: ценностно-смысловым, общекультурным, учебно-познавательным, информационным, коммуникативным, социально-трудовым.
Осуществлению компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы способствуют следующие эффективные условия:
- переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения;
- интеграция предметов, образовательных учреждений различного уровня;
- коммуникативно-деятельностный подход в обучении,
- личностно ориентированный подход;
- развитие словесно – логического мышления;
- создание ситуации успеха;
- демократический стиль общения.
Цель современного урока – формирование таких компетенций, которые помогут ученикам в развитии. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся, мотивирует их к реализации своего творческого потенциала. Очень важную роль в обучении играет выбор учителем современных педагогических технологий.
Тема, над которой я работаю в течение нескольких лет «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий». Поэтому свой выбор сделала с учётом особенностей моих учеников и в зависимости от поставленных целей. Считаю вполне обоснованным применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся, мотивирует их к реализации своего творческого потенциала.
В своей педагогической деятельности активно использую технологии проблемного обучения, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии, тестовые методики.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
На уроках по постановке учебной задачи создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные точки зрения, таким образом создаю проблемную ситуацию. Ученик ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач.
Очень активно использую групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.
Использую на своих уроках и игровые технологии (в частности, дидактические игры). Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На своих уроках литературы применяю приёмы Дальтон-технологии. Реализуется эта технология через систему индивидуальных творческих заданий (дальтон-задания), практическую работу, создание атмосферы доверия, ответственности.
Основные принципы:
- принцип самостоятельности - это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения, ответственности за этот выбор.
- принцип свободы - это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы.
- принцип сотрудничества – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к одноклассникам, родителям, учителю.
Эффективность технологии: повышается ответственность за качество собственного образования; развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большими объемами информации; развиваются творческие и аналитические способности, умение работать в группе.
Применение Дальтон-технологии эффективно использую на различных этапах урока:
Этап урока | Дальтон- задание | Принцип | Вопросы |
Проверка домашнего задания | Самостоятельное чтение текста дома, осмысление | Принцип самостоятельности | Какие темы освещает автор в своем произведении? Какая фраза заставила вас задуматься и почему? |
Изучение нового материала | Работа с текстом | Принцип самостоятельности. Работают в малых группах самостоятельно, советуются друг с другом, но отвечает за проделанную работу каждый индивидуально. | С кем встречается герой? Что ценно для него, его собеседников? Можно ли считать эту ценности настоящими? Принимает или отвергает герой эти ценности? |
Итог урока | Творческое задание по фразе | Принцип сотрудничества Учащиеся выполняют творческое задание самостоятельно, советуются с учителем | Если бы выбыли на месте героя, как бы вы поступили? Обратитесь к рабочему листу №1 и продолжите фразу: «Если бы я был героем, то….» |
Практическая работа | Работа с текстом Подготовка к нему ведётся дома | Принцип сотрудничества и самостоятельности Учащиеся работают в малых группах, находят каждый индивидуально своё решение, которое им ближе, оформляют ответ | Найдите в тексте каждый индивидуально ту жизненную ценность, которая вам ближе, оформите её на рабочем листе №2. |
Домашнее задание | Дифференцированное задание | Принцип самостоятельности Учащиеся, выполняя работу, могут обратиться за помощью к родителям | Это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Герой вернулся к своей героине, с какими словами он мог бы обратиться к ней. 1.Напишите об этом в сочинении 2. Напишите письмо герою. |
Как показывает практика, внедрение данной технологии эффективно при углубленном изучении художественного текста. Креативность является важнейшей чертой современного человека. Без творчества невозможно представить нашу жизнь, так как оно противостоит разрушению, шаблону банальности, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, вводит нас в атмосферу поиска.
Творчество необходимо учащимся: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познавающую личность, формирует её. Развитию творчества учащихся способствует метод проектов, который я использую как в учебной деятельности, так и в воспитательной работе.
Эффективность этого метода в том, что в основе лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти учащихся, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.
В своей работе я применяю несколько типов проектов: исследовательские, творческие, индивидуальные и групповые.
Формы проектов в урочной деятельности в 5 -11 классах:
Урок-проект по литературе «Сходство и отличие народной и литературной сказки» 5 класс;
Урок-проект по русскому языку «Фразеологизмы» 6 класс;
Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Презентация жизни и творчества А.С. Пушкина 10 класс;
Урок – проект по литературе «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Ребята выступают не только в роли авторов, но и дизайнеров работ. Применение метода проектов на уроках литературы позволяет мне осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует мотивации учащихся к учебной и творческой деятельности, повышает качество знаний, самооценку учащихся, развивает навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
Активно внедряю технологию критического мышления (РКМЧП), без которой не могу представить свою педагогическую деятельность.
Цель технологии – научить работе с текстом, при которой информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопоставлялась с собственным опытом и на основе этого формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Специфика образовательной технологии РКМЧП заключается в трёхфазовой структуре урока, которая повторяет процесс восприятия информации: вызов, осмысление, рефлексия.
Приёмы технологии РКМЧП, используемые мною в соответствии с направлениями работы на уроке.
Приём | Вызов | Осмысление | Рефлексия |
Зигзаг | * | * |
|
Корзина идей, понятий, имен | * | * | * |
Знаю – хочу узнать– узнал | * | * | * |
Кластер | * | * | |
Мозговой штурм | * | ||
Лекция с остановками | * | ||
«Ключевые слова» | * | ||
Перепутанные логические цепочки | * | ||
Взаимоопрос | * | * | |
Толстые» и «тонкие» вопросы | * | * | |
Синквейн | * | * |
Результативность использования:
- данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе;
- развивает критическое и творческое мышления.
Процесс обучения, основанный на «Технологии критического мышления через чтение и письмо» даёт широкие возможности для осуществления компетентностного подхода в обучении, а метод проектов позволяет учащимся реализовывать свои творческие способности через выполнение конкретных продуктов в учебной и внеурочной деятельности. Важным этапом в современном обучении и воспитании является использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех участников обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большем объеме информационный материал.
ИКТ использую на следующих этапах:
- при объяснении нового материала – визуализация знаний;
- при закреплении изученного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы);
- при контроле и проверка (тестирование с оцениванием – контролирующие программы);
- для самостоятельной работы учащихся.
Положительные результаты внедрения ИКТ:
-развитие творческих, исследовательских способностей учащихся, повышение их активности;
-интенсивности учебно-воспитательного процесса, приобретение навыков самоорганизации;
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- повышение интереса к предмету;
Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». «Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по уровню подготовки ученики получают разные задания. Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то за упражнение на тренажера за эту же тему, как правило, получает на балл выше
Электронные учебники и энциклопедии по русскому языку и литературе:
- Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка для 5-6 класса;
- Русский язык. Школа Кирилла и Мефодия;
- Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография;
- Репетитор-тренажёр. Курс русского языка (базовый);
Информационные технологии помогают проводить интересные, современные уроки, на которых учащиеся овладевают не только знаниями, умениями и навыками, но и общеучебными умениями и навыками, формируют и развивают компетенции, необходимые выпускнику современной школы.
Постоянно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы, при подготовке выпускников к итоговой аттестации способствует формированию прочных знаний.
Результативность освоения обучающимися образовательных программ и динамика их достижений.
Стабильность результатов оценок по русскому языку.
Таблица результатов внутриучрежденческого контроля
(за три последних года)
Класс | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | ||||||
обуч. | кач-во | ср. балл | обуч. | кач-во | ср. балл | обуч. | кач-во | ср. балл | |
5 | - | - | - | 2 | 100 | 4 | 3 | 100 | 4 |
6 | 7 | 29% | 3,3 | 6 | 50% | 3,5 | 11 | 36 | 3,4 |
7 | 6 | 17% | 3,2 | 6 | 34% | 3,3 | 6 | 17% | 3,2 |
Таблица результатов внешней оценки по русскому языку в 9 классе
(за три последних года)
Учебный год | Форма внешней оценки | Класс | Кол-во сдававших | Средний балл |
2011-2012 | ГИА(не мой выпуск) | - | - | - |
2012-2013 | ГИА | 9 | 1 | 4 |
2013-2014 | ГИА | 9 | 6 | 3,2 |
Позитивная динамика результатов учебных достижений обучающихся (обученности и качества обучения).
Русский язык
Таблица результатов учебных достижений обучающихся
Класс | 2011-2012 | Класс | 2012-2013 | Класс | 2013-2014 | ||||||||||||
«5» | «4» | «3» | «2» | Ср. балл | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср. балл | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср. балл | |||
6 | - | 2 | 5 | - | 3,3 | 7 | - | 3 | 3 | - | 3,5 | 6 | - | 3 | - | - | 4 |
7 | - | 1 | 5 | - | 3,2 | 8 | - | 2 | 4 | - | 3,3 | 9 | - | 1 | 5 | - | 3,2 |
8 | - | 2 | 3 | - | 3,4 | 9 | - | 2 | 2 | - | 3,5 | 8 | - | 4 | 7 | - | 3,4 |
Ср. балл по году По | - | 5 | 13 | - | 3,3 | - | 7 | 9 | - | 3,4 | - | 8 | 12 | - | 3,4 |
Литература.
Таблица результатов учебных достижений обучающихся
Класс | 2011-2012 | Класс | 2012-2013 | Класс | 2013-2014 | ||||||||||||
«5» | «4» | «3» | «2» | Ср. балл | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср. балл | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср. балл | |||
5 | - | 2 | 2 | - | 3,5 | 5 | - | 2 | - | - | 4 | 5 | 2 | 2 | 1 | - | 4,2 |
6 | 1 | 2 | 3 | - | 3,7 | 7 | - | 4 | 2 | - | 3,6 | 6 | 2 | 1 | - | - | 4,7 |
7 | 1 | 1 | 5 | - | 3,4 | 8 | - | 3 | 3 | - | 3,5 | 9 | - | 1 | 5 | - | 3,2 |
Ср. балл по году По | 2 | 5 | 10 | - | 3,5 | - | 9 | 5 | - | 3,6 | 4 | 4 | 6 | - | 3,9 |
Соответствие результатов итоговых оценок по учебному предмету результатам внешних оценок.
Таблица соответствия результатов итоговых оценок по учебному предмету результатам внешней оценки
Учебный год | Класс | Средний балл по итогам годовой аттестации | Средний балл по результатам внешней оценки |
2012-2013 | 9 | 4 | 4 |
2013-2014 | 9 | 3,2 | 3,2 |
3. Характеристика актуальности, инновационного характера и высокой результативности педагогического опыта.
Главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Оканчивая школу, дети должны уметь грамотно говорить, активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий - это тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема актуальна, потому что перспективы развития школьного курса русского языка связаны, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Эта идея является одной из наиболее плодотворно и активно развивающихся в современной науке.
Основа моей работы признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Готовясь к уроку, ставлю перед собой задачи:
- Как сделать урок радостным и интересным?
- Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
- Как не только научить, но и дать возможность ощутить радость открытия,
воспитать потребность узнавать все больше и больше?
Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.
Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. К таким методикам относятся личностно-ориентированные технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и «Технология проектного обучения».
Процесс обучения, основанный на РКМЧП, даёт широкие возможности для осуществления компетентностного подхода в обучении, а метод проектов позволяет учащимся реализовывать свои творческие способности через выполнение конкретных задач в учебной и внеурочной деятельности.
Использование методов и приемов РКМЧП и технологии проектного обучения» позволяет мне:
- создать психолого-педагогические условия для личностных достижений учащихся;
- достичь успеха в изменяющихся условиях современного общества.
Инновационность деятельности: - выдвижение педагогических задач, направленных на развитие мышления, - самостоятельности, познавательной и творческой активности, повышении качества обученности учащихся;
- использование средств обучения, учитывающих особенности учащихся.
Приобщить учащихся к изучению русского языка и литературы, развивать их творческие способности мне помогают активные методы и приёмы.
Как правило, школьники испытывают трудности в восприятии информации и формирования целей, установления связи между отдельными объектами, это связано с формированием учебно-познавательной компетенции.
Здесь можно использовать «Кластер».
Этот приём позволяет выделить смысловые единицы текста и графически их оформить в определенном порядке в виде грозди, это помогает учащимся систематизировать материал и после оформления кластера самостоятельно планировать свою дальнейшую деятельность по одной из «грозди».
Далее идет работа по закреплению знаний по одной из «гроздей».
На мой взгляд, педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы, умело сочетая различные формы работы, помогать учащимся накапливать и совершенствовать творческий опыт.
Я считаю, что сотрудничество ученика и учителя в творческой деятельности должно присутствовать на каждом уроке.
Проблема недостаточной рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют устные приемы рефлексии:
-«Пятиминутное эссе»,
-«Оставьте за мной последнее слово»,
-«Три вопроса по сегодняшней теме»,
-«Шесть шляп мышления»
и письменные:
-«Синквейн»,
-«Пятиминутное эссе».
С помощью данных приемов в творческой форме на своих уроках осуществляю формирование коммуникативной компетенции.
Очень интересен и заслуживает особого внимания такой интересный и эффективный приём РКМЧП как синквейн.
«Синквейн» — это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:
- первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;
- вторая – два прилагательных к данному существительному;
- третья - три глагола к данному существительному;
- четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;
- пятая- заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное
отношение ко всему сказанному.
Учащимся необходимо в нескольких словах выразить суть проблемы.
Почему уделяю синквейну такое внимание?
Во-первых, можно использовать на различных этапах урока, в качестве домашнего
задания.
Во-вторых, синквейн эффективен как на уроках русского языка, так и литературы.
В-третьих, работа может быть и индивидуальной, и групповой.
В-четвёртых, составление синквейна вселяет уверенность, раскрепощает, приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно.
На разных этапах урока имеет разные цели.
Использование синквейна на уроке литературы.
В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9 «А» классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн.
Манилов
Пустой, приторный.
Строит проекты, но ничего не делает.
Почему он такой?
Потому что «душа мертва».
Тихонов В.
Ноздрёв
Хвастливый, задиристый.
Пьёт, врёт, всем «пакостит».
Почему он так ведёт себя?
Потому что «мёртвая душа».
Мачихина А.
Метод «шести шляп мышления» можно использовать для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятий по обобщению опыта, после завершения изучения темы, проведения экскурсии, обсуждения книги, серии книг, книг по какой-либо теме или проблеме. Участники тренинга объединяются в шесть групп. Каждой вверяется одна из шести шляп и предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа: информация
В этом режиме мышления нас интересуют только факты, цифры Мы задаёмся вопросами о том, что мы уже знаем, какая ещё информация нам необходима, и как нам её получить. Никаких эмоций, субъективных оценок! Можно перечислить мероприятия, дать основные цифры, назвать события и персонажей книг.
Красная шляпа: чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с различными моментами рассматриваемого явления. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление – осознание этих состояний без поиска их причин. Иногда эмоции помогают точнее определить направление поиска, анализа.
Чёрная шляпа: критика
Чёрная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, выделить противоречия, недостатки, но и объяснить, почему так произошло, проанализировать их причины.
Жёлтая шляпа: логический позитив
Жёлтая шляпа требует от нас переключить своё внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемого явления. В нём не только выделяются позитивные стороны, но и называются аргументы, почему они являются такими.
Зелёная шляпа: креативность
Находясь в зелёной шляпе, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности. Как можно было бы что-то усовершенствовать или изменить. Эта шляпа позволяет найти новые грани в исследуемом материале.
Синяя шляпа: управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности её используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Её можно назвать философской, обобщающей.
Итоги:
Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать её красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы – это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определённый промежуток времени. Метод признаёт значимость всех компонентов работы над проектом – эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.
Метод «Шести шляп» на уроке литературы.
Белая шляпа. Выпишите фразы, характеризующие Юшку (Составьте портретную характеристику). Попробуйте охарактеризовать Юшку одним определением.
Красная шляпа. Проанализируйте эпизод истязания Юшки детьми. Какие чувства вызвал эпизод?
Черная шляпа. Выпишите цитаты, характеризующие отношение взрослых к Юшке, и ответьте на вопрос: «Почему взрослые жестоки к Юшке?»
Желтая шляпа. Отношение Юшки к людям. Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует?
Синяя шляпа. Почему без Юшки жить людям стало хуже? Напишите свои предположения.
Записи ведутся по принципу «двойного дневника»: справа-цитата, слева-размышления по поводу.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно.
Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод, что использование приемов РКМЧП может служить средством формирования компетентностей школьников. Результативность опыта работы по реализации компетентностного подхода с использованием личностно-ориентированных технологий выражается:
- в результатах сдачи итоговой аттестации в формате ОГЭ;
- в личностном развитии учащихся;
- в самореализации учащихся, участвующих в проектной деятельности;
- в уровне воспитанности и занятости учащихся во внеурочной деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Опыт работы за 5 лет...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»
Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, нежелание самост...
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы" (обобщение опыта)
Описание использования различных методов и приемов на уроках русского языка и литературы, целью которых является развитие творческих способностей учащихся....
Презентация к теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"
Презентация к теме самообразования...