Главные вкладки

    Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»
    статья на тему

    Андреева Альмира Даниловна

    Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самостоятельно писать сочинения, выполнять любые другие творческие работы стало причиной обращения к проблеме развития  творческой личности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_temu_tvorch_razv.docx71.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОД НЯГАНЬ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

    Доклад на тему:

    «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через  применение  современных образовательных технологий»

                                                                      Разработала

                                                                                             

                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                       Андреева Альмира Даниловна

    Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самостоятельно писать сочинения, выполнять любые другие творческие работы стало причиной обращения к проблеме развития  творческой личности.

    На первом этапе становления опыта  с помощью таких методов педагогического исследования, как «Инсерн», «Двойной дневник», «Текст с пометками» и т.д. обнаружены следующие противоречия: необходимость развития творческого начала личности школьника, способного неординарно мыслить и действовать,  и несамостоятельность учащихся при написании творческих работ, их бедный словарный запас, неумение  убедительно излагать свою точку зрения как устно, так и письменно.

    Была изучена психолого-педагогическая  и методическая  литература по проблеме мотивации учения  и сделано предположение о необходимости развития творческой составляющей мышления учащихся и ее реализации в учебной деятельности.

    В результате поиска  эффективной педагогической технологии, которая могла бы помочь в развитии творческой личности учащихся, была выбрана технология развития критического мышления технология и определена тема опыта: «Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

     «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

    Ситуация нового времени  в условиях социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией, то есть творчески. Именно поэтому в нашем образовании в настоящее время  наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Необходимость их развития связывают с необходимостью в творческих кадрах, творческих исполнителях, а также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, с личной удовлетворенностью трудом. Актуальность данного опыта несомненна. Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Поэтому развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо  самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

               Длительность работы над опытом  - 4 года.

    1 этап (2012-2013 г.) – возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач; знакомство с технологией развития критического мышления.

    2 этап (2013-2014 гг.) – активное внедрение методов развития критического мышления в образовательный процесс; разработка и внедрение системы уроков и внеурочных занятий по русскому языку и литературе с использованием методов критического мышления; определение методов и критериев оценки творческой активности учащихся;

    3 этап (2014-2015 гг.) – систематизация и оформление результатов динамики развития творческой активности учащихся, которая отражает результативность опыта работы.                           

    Область применения опыта – уроки русского языка и литературы, внеклассные мероприятия. Вся работа по теме опыта была направлена на развитие творческой личности школьника через использование методов критического мышления.

    Новизна опыта заключается в  систематизации и рациональном практическом  применении форм, методов и средств развития творческой личности учащегося

    Актуальность современных образовательных технологий неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

    Перед нами встали вопросы: как процесс составления «сухого» алгоритма, схемы, таблицы, помогающих систематизировать знания, «видеть» и анализировать их графически, превратить в увлекательное  занятие; как добиться четкости и точности ответов учащихся; как объединить «лириков» и «физиков» в их умениях, с одной стороны, и, с другой стороны, предельно лаконично излагать информацию?  

    «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

    Ситуация нового времени  в условиях социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией, то есть творчески. Именно поэтому в нашем образовании в настоящее время  наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Необходимость их развития связывают с необходимостью в творческих кадрах, творческих исполнителях, а также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, с личной удовлетворенностью трудом. Актуальность данного опыта несомненна. Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Поэтому развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо  самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

    Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

               - Во-первых – это мышление самостоятельное


    -Во-вторых – это мышление обобщенное


         -В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

               

                -В - четвертых – это мышление аргументированное


         -В- пятых – критическое мышление есть мышление социальное



               
    Критический мыслитель:


         -Формирует собственное мнение


    -Совершает обдуманный выбор между различными мнениями


    -Решает проблемы


    -Аргументировано спорит


        - Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение


        - Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его   отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

          Условия эффективности  опыта

    Учитель должен:  

         -быть открытым для инновационных идей;

          -иметь организаторские способности;

    -знать основы современных образовательных  технологий ;

    -творчески подходить к подбору материала для содержания уроков;

    -разрабатывать и применять ситуативные задачи.

           

     А если отвлечься от теории, учитель должен помнить следующие правила:

    Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

          -Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными,   не  переспрашивали несколько раз.

         -Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

          -Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

     -Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо  решать сразу.

      -Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

      -Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами,      продвижениями в развитии!

     -Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

      -На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

            -Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

            -Больше всего дети утомляются в бездействии.

    Цели

    1.Повышение мотивации обучения.

    2.Развитие познавательной активности учащихся.

    3.Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам

    Технология развивающего обучения

    Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создать "соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки"

    (концепция К. Роджерса ).

    Деятельность учащихся

            Деятельность учителя

    1. Учащиеся чувствуют себя на и уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели.        

    1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие.

    2. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности.        

    2. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

    3. У учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

    3. Широко используется система поощрений.

    4. Учащиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют грамматические формы, делают выводы, формулируют правила).

    4. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.

    5. Учащиеся не только    воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самостоятельно мыслить.        

    5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства.

    6. На уроке происходит не только движение от языковой— формы к мысли, но и от мысли, от задачи общения к воплощению ее в языковой форме - любое языковое явление подается в связном речевом отрывке (тексте, диалоге).

      6. Учитель — активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии ("я чувствую, что ты чувствуешь"), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

    Применение современных образовательных технологий    

    Технология – это совокупность приемов,

    применяемых в каком-либо  деле, мастерстве,

    искусстве. (Толковый словарь).

    Педагогическая технология -  это продуманная во

    всех деталях модель совместной педагогической

    деятельности по проектированию, организации и

    проведению учебного процесса с безусловным

    обеспечением комфортных условий для учащихся и

    учителя. (В.М.Монахов)

    «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова»,  - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребѐнка, его развития, обучения.  

    Я думаю, что сегодня нет такого  учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке  ситуацию  успеха  для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его

    уроке работали добровольно, творчески?  

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтоб ребѐнку урок был и в радость, и приносил пользу, не превращаясь просто в  забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».  

    В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед

    прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети  –  это  будущий  мир.  Передо мной, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обученности школьников?». В поисках решения этих проблем и складывается система моей работы.  

         Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

         Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Итак,

         Инновационные технологии:

    • игровые
    • проектные
    • технология проблемного обучения
    • технология дифференцированного обучения
    • технология учебно-исследовательской деятельности на уроке

    Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:  

      технология перспективно-опережающего обучения;

      индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;  

      технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);

      проблемное обучение;

      модульные технологии;

      игровые технологии;

      интерактивные методы в обучении и воспитании.

    Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.  

    Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.  

    Методика развития критического мышления включает три этапа или  стадии.  Это

    «Вызов – Осмысление – Рефлексия»

    Первая стадия  –  вызов.  Ее  присутствие  на  каждом  уроке  обязательно.  Эта  стадия позволяет:  

     -актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;  

    -вызвать устойчивый интерес к изучаемой  теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;  

    -сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;  

     -побудить ученика к  активной работе на уроке и дома.  

    Вторая стадия  –  осмысление.

     Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:  

    - получить новую информацию;  

     -осмыслить ее;  

     -соотнести с уже имеющимися знаниями;

     -искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.  

    Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:  

     -целостное осмысление, обобщение полученной информации;  

     -присвоение нового знания, новой информации учеником;

    - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.  

    На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.  

    Используя в работе технологию развития критического мышления:

    В своей работе использую следующие приемы

    1.Прием «толстые и тонкие» вопросы (на основе методики Б. Блума)

    Известный американский психолог и педагог Б. Блум создал систематику вопросов  («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.

     Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов

     Ромашка «Блума»:

    - Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти

    - Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

    - Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
    - Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

    - Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

     - Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

    1.  Простые вопросы.

    2.  Уточняющие вопросы.

    3.  Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

    4.  Творческие вопросы.

    5.  Оценочные вопросы.

    6.  Практические вопросы.

       Вот пример использования ромашки Блума на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский»:

     Прием «тонкие» и «толстые» вопросы

    Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

    Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.


    Тонкие

    вопросы


    Толстые

    вопросы


    Кто...?

    Что...?

    Когда...?

    Как звать...?

    Было ли...?

    Верно ли ...?

    Мог ли…?


    Дайте три объяснения, почему...?

    Объясните, почему...?

    Почему, вы думаете...?

    В чём различие ...?

    Предположите, что будет, если ...?

    Согласны ли вы ...?

    1. Прием «Синквейн»

    Синквейн  –  быстрый, но мощный инструмент для рефлексии,  поскольку  он  дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.  

    Синквейн  Метод «Синквейн» занимает 5-10 минут урока, в зависимости от уровня класса (сильный, средний, слабый). При использовании данного метода класс можно делить на группы и дать им разные темы Синквейны полезны в качестве инструмента для обработки сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». 1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. -УЧИТЕЛЬ 2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. -ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ 3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.-УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ. 4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.- СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ 5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.- МАСТЕh

    Интересными получились синквейны на уроке литературы по  произведению А.Н. Островского «Гроза»

    Он.

    Бессловесный, тихий.

    Подчиняется, страдает , мается.

    Маменькин сынок страдает в жизни.

    Тихон.

    Она.

    Совестливая , боголюбивая.

    Любит, страдает, молится.

    Луч света в «темном » царстве.

    Катерина.

    Зима.

    Румяная, радостная.

    Благословила, удивила, наградила.

    И подарила мне новых друзей.

    Чародейка.

    Дружба.

         Прекрасная, несчастная.

         Предает, посмеется, уйдет.

         Кого мы считаем другом?

      Разочарование.

              Двойка.

         Красивая  опасная.

         Стоит, мерцает, страшит.

         Нам больно ее видеть.

     

        Страх.

    Дом.

    Родной, уютный.

    Заботиться, любить, уважать.

    Всегда примет всех родных.

         Крепость.

     Школа.

    Летящая, радующая.

    Летит, уходит, учит.

    Школа делает из детей людей.

       

     Жизнь.

          Любовь.

         Красивая, нежная.

         Приходит, остается, уходит.

         Уходя, забирает улыбку.

          Слезы.

         

    Каникулы.

         Короткие, веселые.

         Летят, бегут, спешат.

         Это некое детское счастье.

         Веселье.

    Вот  как  по-разному  восприняли  одиннадцатиклассники  рассказ  Бунина «Антоновские яблоки».

    Синквейн (после изучения рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»).

    Старина

    Мудрая, поучительная.  

    Уходит, умирает, забывается.

    Это больше никогда не повторится.

    Грусть.        

     Яблоки

    Спелые, вкусные.

    Спеют, падают, стучат.

    Хороши антоновские яблоки  осенью!

    Запах…            

    Маяковский

    Спонтанный, необычный

    Чувствовал, страдал, творил

    Мне чужды его мысли

    Футурист

     «Ромео и Джульетта»  

    Романтическая, трагическая.  

    Поражает, восхищает, завораживает.  

    Нет повести печальнее на свете.  

    Любовь.

    Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во  - первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны,  написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго, отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.

    1. Прием «Диаманты»

    Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, сочинять диаманты. Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:

    Строчка первая: тема (существительное)

    Строчка вторая: определение (два прилагательных)

    Строчка третья:  действие (три причастия)

    Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)

    Строчка пятая: действие (три причастия)

    Строчка шестая: определение (два прилагательных)

    Строчка седьмая: тема (существительное)

    Лист дерева - рождение

    зеленый, яркий

    светящийся, растущий, цветущий

    жара, движение, солнце, пища

    увядающий, желтеющий, падающий

    коричневый, старый

    смерть

    Вот какие диаманты сочинили десятиклассники на уроках, посвященных изучению романа «Обломов» И.А.Гончарова:

    Обломов

    честный, умный

     ленящийся, разорившийся, увядающий

    халат, тапочки, диван, Захар

    влюбленный, окрыленный, мечтающий

    равнодушный, нерешительный

    обломовщина ( угасание, смерть

          4. Прием «Даймон»

    • Структура приема «Даймон»
    • Существительное
    • Прилагательное,                   прилагательное.
    • Глагол,                 глагол,     глагол,                  глагол
    • Прилагательное,                    прилагательное.
    • Существительное (антоним).

         Использование стихотворных форм (синквейн, диаманта, даймон ) делает изучение или повторение нового материала более творческим и интересным.

    5.  Прием «Кластер»

    В стадии вызова можно использовать прием «Кластера». У каждого человека есть потребность в самовыражении. Поэтому можно предложить ребятам оформить свою информацию - составить кластеры. Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями.

    Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

    Последовательность действий проста и логична:

    1. Посередине чистого листа (классной доски)  прошу ребят написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

    2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

    3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

    В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

    В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

    1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

    2. Продолжать работу, пока не кончится время (5-7 минут).

    3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

    Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

    Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

    В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

    Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.                    

    Кластер  «Образ  князя Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

    В 5-м классе первые уроки посвящаю повторению материала начальной школы на тему «Система языка. Функции языка». Вот как может выглядеть стадия вызова – мозговой штурм и составление кластера. 

    Мозговой штурм

    Все версии, как правильные, так и неправильные, учитель записывает на доске, задавая вопрос: все ли согласны с этими версиями?

    1. Учитель загадывает несколько загадок о языке.

    – На каком языке вы впервые сказали мама? Что вы знали тогда о языке?
    – Что возникает раньше: умение говорить на родном языке или знание о том, как он устроен? Для чего нужно изучать язык, если мы и так умеем говорить на нем?

    2. Вы уже многое знаете о родном языке. Давайте вспомним, как он устроен. В центре листа напишите слово язык. А теперь запишите, что вы знаете о том, как устроен наш язык (каждый учащийся записывает в своей тетради все, что он помнит из начальной школы).

    3. Далее прошу детей объединиться в группы и обсудить следующие вопросы:

    1) Как мы передаем отдельные мысли, когда разговариваем друг с другом?
    2) Из каких единиц состоят предложения?
    3) Что получится, если слово разделить на значимые части?
    4) Если значимая часть слова дальше уже не делится, какая единица из нее вычленяется?

    Вопросы либо записываются на доске.

    Правила обсуждения в группе: не отметайте ничье мнение, если есть разные мнения, записывайте все, сомнительные помечайте знаком вопросом.

    Постройте кластер – фишбоун (рыбная кость)

    Приведу пример кластера, который получился на уроке русского  языка  в  5  классе.

    Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в  виде кластеров, например, такого типа:

    6. Прием «Инсерн»

    ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) более известного как  технология «критического мышления». Этот прием является средством, позволяющим   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Ученикам был предложен специально подобранный распечатанный на листочках текст, в котором по мере чтения они ставили маркеры. К примеру, «галочкой» помечается то, что им уже известно; знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; «вопросительный» знак ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Использование приёма инсерт позволяет учителю проанализировать, какой раздел предмета ими хорошо понят или что вызвало затруднения у учащихся/

    "V" - то, что известно;

    "- - то, что противоречит представлениям читающих;

    "+" - то, что является новым;

    "?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно, мне непонятно, хочу разобраться

    Пример

    Представляю стадию осмысления урока в 5-м классе на уже знакомую тему «Система языка. Функции языка»

    Прошу ребят прочитать  статью учебника про себя, сделайть пометки карандашом (прием инсерта). Используя ключевые слова и фразы, заполнить таблицу с графами: «V», «+», «–», «?».

    («V» – знал(а); «+» – новое, «–» – вызывает сомнения, «?» – толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.).. После чтения заполните 4 графы в таблице (таблица заготовлена заранее):

    «V» – знал(а)

    «+» – новое

    «–» – вызывает сомнения

    «?» – толстые и тонкие вопросы

    Звуки

    Значимая часть слова

    Слова

    Предложения

    Морфема

    Морфема – мельчайшая частица смысла

    Без звуков не было бы ничего

    Все в мире можно назвать

    Буквы не могут существовать сами по себе

    Тонкие:

    Какие науки изучают все эти единицы?

    Когда мы будем это изучать?

    Толстые:

    Можно ли думать без слов?

    Как возникают слова?

    Зачем вообще человеку язык?

    Этот прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. Для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

    Чтобы было удобно маркировать текст, лучше иметь специально заготовленный вариант, где было бы место для значков.

    Например, так может выглядеть отрывок из романа «Герой нашего времени», над которым уже поработали учащиеся:

    Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.        Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно.

    Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..  При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж споткнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.          

    Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв всякую надежду. Попробовал иди пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.         

    Я долго лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.         

    Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно  и безрассудно. Чего мне еще надобно? – ее видеть? – зачем? Не все ли еще кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.         

    Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть этому причиной расстроенные нервы, ночь проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.          Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то эту ночь сон не сомкнул бы моих глаз.

            Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона.

    7. Прием «Верные - неверные утверждения»

    Пример 1: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

    Задание: По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить сейчас, когда мы уже многое знаем и о повести, и об авторе, и об истории создания произведения. Как вы думаете, когда была написана автором повесть? Я вам предлагаю утверждения, а вы выберите, на ваш взгляд, верные и обоснуйте, используя материал, который вам уже известен:

    - Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным сразу после окончания Царскосельского лицея.

    - Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным после окончания Отечественной войны с Наполеоном.

    - Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в последние годы жизни писателя.

    Пример 2: урок по теме «М.Е.Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества».

    Задание: проставить +/- напротив утверждений.


    Конспект лекции.


    1. Подлинная фамилия писателя – М.Е.Щедрин.

    2. Н.Щедрин – литературный псевдоним писателя.

    3. Сатирическая позиция писателя – отражение его государственной службы.

    4. В биографии Салтыкова.-Щедрина и Пушкина есть общее звено.

    5. Салтыков-Щедрин был своим человеком в чиновничьей среде.

    6. Во время ссылки в Вятку Салтыкову-Щедрину запрещено было служить.

    7. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором три раза.
    8. Дебют писателя состоялся в 1847г. в журнале «Отечественные записки», который принес ему настоящую славу.

    9. Салтыков-Щедрин опубликовывал свои произведения, в основно, циклами.

    10. Очерки Салтыкова-Щедрина направлены на сатирическое изображение жизни простого народа.

    11. Салтыков-Щедрин в своих произведениях изображал мир русских чиновников.

    12. С приходом в журнал «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина полностью посвятил себя литературной работе.

    13. В «Отечественных записках» Салтыков-Щедрин занимался только публикацией своих произведений.

    14. Салтыкова-Щедрина, критика и сатирика, самого много критиковали.

    15. Одним из критиков Салтыкова-Щедрина был Д.И.Писарев.

    16. Салтыков-Щедрин – один из лидеров литературного направления «чистого искусства».

    17. Писарев считает сатирическое направление в литературе лишь бесполезной модой, не имеющей ничего общего с реальностью.

    18. «История одного города» - пародия на исторические хроники и летописи.

    19. В «Истории одного города» совмещены пародийные взгляды летописца, историка и взгляд человека, пишущего о современности.

    20. Гротеск – один из ведущих приемов Салтыкова-Щедрина, предполагающий отсутствие граней между фантастикой и реальностью.

    21. В «Истории одного города» практически отсутствует критика бюрократической системы.

    22. Салтыковым-Щедриным было написано около 30 сказок.

    23. Сказки Салтыкова-Щедрина имеют сложное жанровое своеобразие (басни, притчи, повести).

    24. В сказках Салтыкова-Щедрина всегда счастливый конец, как и в фольклорных сказках.

    25. Сходство сказок Салтыкова-Щедрина с басней – наличие морали в конце произведения.

    26. Ирония – прием, отличающий сказки Салтыкова-Щедрина от фольклорных сказок.

    Пример 3: урок развития речи «Типы речи», стадия вызова.

    Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».



    Верные и неверные утверждения


    До изучения


    После изучения


    1.


    Повествовать – значит описывать предмет, явление.


     


     


    2.


    К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ?


     


     


    3.


    К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?


    4.


    Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.


     


     

    8. Прием «Двойной  дневник»

    Уроки анализа эпизодов

    В старших классах, когда изучаются объемные произведения русской классики, уроки анализа эпизода предусмотрены в программе. Чаще всего это уроки развития речи, где учитель сначала вместе с учащимися анализирует эпизод, потом готовит их к сочинению, и затем они его пишут. План у всех на столе. Учитель разъясняет все пункты, сочинения получаются гладкие, но все одинаковые. Если посмотреть на это по-другому? Обычно для анализа классические методики предлагают нам очень важные отрывки, которые как-то по-новому раскрывают нам образ главного героя или его окружение.? Именно урок анализа эпизода можно разбить на три стадии: вызова, осмысления и рефлексии.

    Начнем со стадии вызова. Мы уже многое знаем о герое художественного произведения из предыдущих уроков. Вызовом может быть ответ на вопросы, что мы знаем о герое, какой он, почему он такой? Можно использовать уже ставший классическим прием «Знаю – хочу узнать – узнал». В этой стадии можно заполнить первые две колонки таблицы. К третьему столбику таблице нужно обязательно вернуться на стадии рефлексии.

    Что знаю о герое?

    Хочу узнать

    Что нового узнал?

    Вот пример использования такой таблицы на уроках по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:

    Что знаю о герое

    Хочу узнать

    Что нового узнал

    Печорин

    Холодный светский молодой человек

    Равнодушный

    Высокомерный

    Умный смелый офицер

    Живет для себя

    Учащиеся могут работать сначала самостоятельно, потом в парах или в группах, тогда возникают вопросы и сомнения, которые и отразятся во втором столбике.

    Что знаю о герое?

    Хочу узнать

    Что нового узнал?

    Печорин

    Холодный светский молодой человек

    Равнодушный

    Высокомерный

    Умный смелый офицер

    Живет для себя

    Не может любить (сомневаюсь)

    Он всегда носит маску равнодушия (сомневаюсь)

    Может ли Печорин испытывать страсть и другие сильные чувства?

    Может в глубине души Печорин совсем другой человек? И др.

    Учащиеся могут не понимать чего-то в тексте, сомневаться в поведении героев, задавать вопросы, иметь свое мнение, пытаться комментировать свою позицию.

    Во время стадии осмысления можно продолжать таблицу «Знаю – хочу узнать – узнал», о котором мы уже говорили,  или вести «Двойной дневник».

    Вот пример такой работы на уроке по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:

    Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

    Комментарий. Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?

    Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса

    Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..  

    При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей

    я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

    Я согласен с тем, что Печорин называет себя безумным, ведь такое поведение несвойственно герою.

    Я сомневаюсь, разве Печорин может испытывать такие чувства?

    Не понимаю, почему он боится потерять Веру?

    Почему Печорин заплакал как ребенок?


    Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

    Задание: Итак, я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами повести «Капитанская дочка» — вершинного произведения пушкинской художественной прозы. Тем более, что вы заранее по ходу изучения произведения фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).


    Цитата


    Комментарий

    В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

    9.  Прием «психорисунка»


    Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.

    Задание: Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке.

    • прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки);
    • прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину)

     Можно разделить ребят на группы и дать каждому листок с именем героя

    10.   Прием «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)


    Пример 1: урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути», 10 класс.

    Задание: Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты.

    Конспект-опора

    1. Где родился Толстой?________________________________
    2. Почему в 13 лет Толстой оказался в Казани?
    3. Какое образование удалось получить Толстому?
    4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?______________________________________

    5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого? 1)____________________________________________________
    2)___________________________________________________
    3)____________________________________________________

    6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?
    _____________________________________________________
    7. Толкование дневниковой записи «Писать историю МД»: 1)___________________________________________________
    2)___________________________________________________
    3)___________________________________________________

    8. Под каким названием печатает Некрасов в «Современнике» 1-ю повесть Толстого?
    _____________________________________________________
    9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?____________________________________________

    10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого __________________________________________________

    11. Что важно для сюжетной линии трилогии?_____________

    _____________________________________________________

    2. Какие две вещи отмечает Чернышевский – автор рецензии на трилогию Толстого? 1) ______________________________

    _________2) _________________________________________

    13. Что такое «диалектика души»?________________________

    14. Каким терминов в 20 в. названо свойство «чистота детского воззрения на мир»?_____________________________

    15. Главная особенность трилогии «Севастопольские рассказы»:____________________________________________

    16. Какую роль сыграла трилогия «Сев. рассказы» в творческой судьбе Толстого?___________________________

    11. Прием «Текст с пометками»

             Этот прием способствует осмысленному и вдумчивому чтению. Помочь ученику в создании собственной картины поможет прием «управляемого воображения». В этом случае по опорным словам или   выражениям предлагается составить связный текст.

    Я предлагаю ученикам работу такого характера. Группы получают текст, в котором пропущены некоторые слова, Необходимо заполнить пробелы, сохраняя смысловое единство текста.

    Это авторский текст педагога-новатора Ш.А. Амонашвили, в котором он рассуждает о проблеме учебной отметки, о том, какую власть она имеет над детьми, их родителями, педагогами. По мнению детей, речь идет об экстрасенсах, некоторые говорят, что о животных.

    Что же нам, друзья мои, делать с___________________? Почему же мы так заколдованы ими,  да еще заколдовываем наших  __________, их__________, всю______________? Делаем это ради_____________?

    А может быть, для того, чтобы свалить на них_______________? Мы сами сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей! Не кажется ли это вам,_______________, странным и неестественным? Каждый_______________убедительно говорит нам, что ____________ рождают в нашей_________________жизни недоразумения, а не помогают успешно ___________________ . В наших ______________ развивается нездоровая тенденция к

    ______________, они выдумывают сотни хитроумных способов для ______________, они начинают______________,вырывают_______________. Даже такое проявление активности и интереса, как_____________, и то служит корыстным целям_______________.

     …Известно, что старшеклассники часто испытывают трудности при создании собственных текстов. Иногда они не видят смысла в этой работе, бывают и работы только "для учителя",  ради  оценки,  поэтому  развитие  речи  учащихся  является  нашей  серьезной  проблемой. Решить ее помогает мне РАФТ (прием управляемого письма).

     РАФТ

    При управляемом письме ребенок должен иметь четкие представления, от имени кого он будет создавать текст, для кого, в какой форме и о чем он будет говорить. Старшеклассники с удовольствием участвуют в такой работе.

     «Неотправленное письмо Евгения Базарова» (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

    Роль: Евгений Базаров

    Аудитория: Анна Одинцова

    Форма: письмо

    Тема: чувства Евгения Базарова.

    Вы  видите,  как можно  использовать   управляемое  письмо  на  уроке  литературы  во время изучения романа «Отцы и дети».

     Как  правило,  это  очень  личные  и   эмоциональные  работы,  а  главное,  что  десятиклассники почувствовали глубину чувств Базарова и силу его характера.

    Любая  инновационная  образовательная  технология  предполагает  развитие  творческих способностей детей. Если ребенок уже в школе научится активно общаться, творчески выражать себя, он безболезненно найдет свое место и среди сверстников, и во взрослой жизни.  

     Учащиеся могут  написать письмо от имени Печорина, ведь он поскакал за Верой после прочтения письма от нее. Пусть ребята от имени героя объяснят его поведение.

            В работе над эпизодом «Андрей Болконский на Аустерлицком сражении» можно предложить написать письмо от имени раненого Андрея или офицера, ставшего свидетелем ранения Болконского.

    12.  Прием «Эйдос-конспект» – это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

    Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения.

    Эйдос-конспект соединяет в себе опорный конспект (теоретические знания) и иллюстрации к произведению.
    При составлении эйдос-конспекта у обучающегося оказываются задействованы оба полушария мозга, включается и логическое, и образное мышление.
    Выделяют три вида эйдос-конспектов: цветовые (в основе – символика цвета), графические (опорные схемы-графики) и художественные (в основе – рисунок, фотография или коллаж).

    Достоинства работы с эйдос-конспектами (ЭК)

    • помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося (диалог учителя и ученика);
    • позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником;
    • требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;
    • развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;

    Для более неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении: учит сравнивать разные точки зрения

    Результативность

    Опыт показывает, что работа дала положительные результаты:

    • повысился уровень развития творческой активности учащихся;
    • повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;
    • отмечена положительная динамика учебных достижений;

    Критерием результативности опыта является степень развития творческих способностей и творческой активности как необходимых условий самореализации личности

          Результатом использования предложенной системы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим.  Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предметы «Русский язык» и «Литература» и с удовольствием идут на эти уроки.

    Составьте синквейн о данной технологии

    Технология  критического мышления
    Нестандартная, наглядная.
    Развивает, систематизирует, стимулирует.
    Читая, размышляй и записывай.
    Мышление

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В конце выступления я хочу, чтобы вы немного отвлеклись от серьезных тем и остановили свой взор на себе. В самом начале я сказала, что прежде чем менять мир, мы должны меняться сами. Я предлагаю вам небольшой символьный тест, который покажет качества, помогающие или мешающие в становлении нас как инноваторов.

    "Символьный тест" 

    (слайд)

    Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.
    Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

    Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

    Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

    Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

    Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

    И каждому из вас «Узелок на память» от поэта Я.Хелемского.

    Никогда не допускай уступок,
    Даже в малом будь самим собой,
    Побеждает именно поступок,
    Зорко управляющий судьбой.

    Целеустремлен и беспокоен
    Каждый продолжающийся день.
    Разные слова, единый корень –
    Поступь. Наступление. Ступень.

    Принимая всякое решенье,
    С вечным риском сочетая труд,
    Помни: настоящее движенье
    Люди поступательным зовут.

    Свое выступление хочу закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо»

     Как говорил мыслитель Конфуций: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.

    Если вы хотите добиться в этой жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить.

    (А.Франс)

    И, наверное, очень точно выражена цель такой работы учителя в словах средневекового мыслителя: «Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь».

    Использованная литература

    1.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    2.  Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8

    3.  Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)

    4.  Данюшенков, В.С. Организация профильного обучения в сельской школе на основе использования технологии уровневой дифференциации/ В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова //Профильная школа.-2008.-№1.-С.5-9.  

    5.  Коротаева, Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе/ Е.В. Коротаева  //Русский язык в школе.-2008.-№5.-С.10-15.

    6.  Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения: [практика индивидуально-группового  обучения  рассматривается  под  углом  зрения  решения проблемы самообразования школьников] / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева.-  М.: Сентябрь,2007. -112с.

    7.  Клишова, О.Г. Использование информационно-коммуникационных  технологий на уроках литературы/ О.Г. Клишова  //Управление качеством образования.-2008.-№3.-С.С.22-28.

    8.  Кондакова,  М.Л. Дистанционные образовательные технологии как средство осуществления профильного обучения/ М.Л. Кондакова  //Стандарты и мониторинг в образовании.-2007.-№3.-С.3-8.в образовании.-2007.-№3.-С.3-8.

    9.  Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии в образовании//Методист.-2008.-№9.-С.2-9.

    10. Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык в школе.-2007.-№8.-С.11-15.

    11. Соколова, И.Б. Уроки-модели  по  технологии  развития  критического  мышления: [изучение произведений Е.И. Пермяка и К.Г. Паустовского   в нач. кл. гимназии]  /

    И.Б.Соколова // Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы. - СПб.,2007.-С.59-64.

     

     

       

     

                                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

    Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

    В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

    Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

    Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

    Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"

     Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска,...