"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий"
методическая разработка по русскому языку на тему

Солодянкина Татьяна Сергеевна

Методичсекая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Презентационная аннотация методической разработки учителя

Показатель

Текст презентационной аннотации методической разработки

Презентационная аннотация методической разработки учителя

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через  применение  современных образовательных технологий»

"… Ученик будет сгорать от нетерпения  

учиться, не боясь никаких трудов, если

учитель сможет развить в детях интерес

и творческий подход к учению".

                                    В.А.Сухомлинский

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.  «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

            Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Длительность работы над опытом  - 3 года.

1 этап (2014-2015 г.) – возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач; знакомство с современными педагогическими технологиями.

2 этап (2015-2016 гг.) – активное внедрение методов развития критического мышления в образовательный процесс; разработка и внедрение системы уроков и внеурочных занятий по русскому языку и литературе с использованием методов критического мышления; определение методов и критериев оценки творческой активности учащихся;

3 этап (2016-2017, 2018 гг.) – систематизация и оформление результатов динамики развития творческой активности учащихся, которая отражает результативность опыта работы.                           

Область применения опыта – уроки русского языка и литературы, внеклассные мероприятия. Вся работа по теме опыта была направлена на развитие творческой личности школьника.

Новизна опыта заключается в  систематизации и рациональном практическом  применении форм, методов и средств развития творческой личности учащегося

Актуальность современных образовательных технологий неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Цель: развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы                                                                                                                                                              Задачи:

1. повышение мотивации обучения

2. развитие познавательной активности учащихся

3. развитие исследовательских умений

3. стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам

         После изучения литературы и знакомства с различными технологиями остановила свой выбор на следующих педагогических технологиях.

        Инновационные технологии:

  • игровые
  • проектные
  • технология проблемного обучения
  • технология дифференцированного обучения
  • технология учебно-исследовательской деятельности на уроке

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:  

 - технология перспективно-опережающего обучения;

 - индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;  

 - технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);

  - проблемное обучение;

 -  модульные технологии;

 -  игровые технологии;

  - интерактивные методы в обучении и воспитании.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии разноуровнего обучения на уроках русского языка.

За методологическую основу я взяла две модели: «Внутриклассная дифференциация» (Н.П. Гузик) и «Технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).

На начальном этапе передо мной стояла задача разработать систему упражнений в процессе использования методики дифференцированного обучения русскому языку на различных этапах урока.

Насколько эффективна эта работа, и в частности такой вид контроля, как дифференцированный зачёт, можно судить, во-первых, по результатам работы в 8 классе. 

Во-вторых, по результатам сдачи учащимися ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе.

В-третьих, по имеющимся призовым местам на предметных олимпиадах и творческих конкурсах

В чем сущность инновационного опыта?

1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.

Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

Преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, поэтому использую в работе таблицы, схемы.

Представление системы учебных знаний

Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом:

1) уроки общего разбора темы;

2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;

3) уроки-практикумы;

4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты).

Критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке, следующие:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
  • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В процессе обучения определяю меру дозированной помощи для каждого ученика. Важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.

В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса «Русский язык».

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...

Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Семинар «Развитие творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы с использованием современных технологий в обучении»

24 февраля 2016 года в МОУ «Школа-коллегиум» (директор Противенская О.Г., зам. директора Горбачёва Н.А.).) состоялся семинар для учителей украинского языка и литературы. Тема семинара «Развитие творче...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через метод проектов

В работе представлена типология проектов по русскому языку и литературе (научно-исследовательские,информационные,творческие,творчески-информационные) и основные моменты в работе над ними. Среди творче...