Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через метод проектов
статья на тему

В работе представлена типология проектов по русскому языку и литературе (научно-исследовательские,информационные,творческие,творчески-информационные) и основные моменты в работе над ними. Среди творческих проектов выделяются инсценирование,  создание художественного произведения (стихотворение, рассказ и др.), киносценарий, игра-проект, коллаж, викторина, исполнение песни, романса идр. Среди творчески-информационных - литературная газета, журнал, виртуальная экскурсия, интервью с писателем, фотоальбом и др. В работе прописана методика оценивания проектных работ, включая самооценку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_tvorcheskoy_deyatelnosti.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»

                          г.Горняка Локтевского района Алтайского края

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы    через метод проектов

                    (из опыта работы учителя русского языка и литературы

                                        Минаевой Галины Викторовны)

                                                   

                                                               2016

                                      Содержание

I.Обоснование актуальности избранной темы опыта………………….

II.Теоретическая база опыта……………………………………………..

III.Новизна………………………………………………………………...

IV.Основная часть

  Развитие творческих способностей учащихся

 на уроках русского языка и литературы через метод проектов.

1.Типология проектов по литературе……………………………………

2.Научно-исследовательский проект как элемент творчества…………

3.Преимущества индивидуальных и групповых проектов…………….

4.Работа над краткосрочным проектом…………………………………

5.Работа над долгосрочным проектом………………………………….

6.Работа на уроке по защите проектов по литературе…………………

7.Роль учителя в работе над проектом…………………………………

V.Адресность……………………………………………………………..

VI.Приложения


Обоснование актуальности темы

  Проблема творческой активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы результатом усилий стало становление собственной творческой активности. Моя задача в этом направлении заключается   не только в том, чтобы выделить способных учащихся, но и в том, чтобы помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали. В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь подростков».

  Традиционные технологии, направленные на развитие творческих способностей учащихся, апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX - середины XX века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками.

  В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных технологий  личностно - ориентированного обучения. Такие технологии обеспечивают необходимые условия для развития индивидуальных творческих способностей обучаемого. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, игровые технологии, дифференцированный подход к обучению), на мой взгляд, наиболее адекватным поставленным целям и наиболее универсальным является метод проекта, в основе которого лежит развитие  творческих,  познавательных интересов учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

  Целью моей работы является создание такой методической системы, при которой не только развиваются творческие способности учащихся, но и происходит переориентация сознания ученика: учебный труд из каждодневной принудительной обязанности превращается в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастает в человеческую потребность творческой работы, в стремление к самоактуализации через различные виды творчества.

Теоретическая база опыта и ведущая идея

  Несмотря на то, что проектный метод в обучении был предложен американскими учеными Дью и Килпатриком еще в начале XX века, активно обсуждать и применять его в российских школах стали совсем недавно.  При планировании работы с учащимися над проектом опираюсь на систему, предложенную такими учеными как Е.М.Бахтияров, И.Д.Чечель, которые выделяют следующие этапы ее осуществления: подготовка, планирование, исследование, выполнение, защита и рефлексия. Для  оценки результатов проектов учащихся в статье И.Д.Чечеля «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» взяла десятибалльную систему.

  В течение нескольких лет большую методическую помощь в организации научно-исследовательской работы мне оказывают статьи и книги таких ученых как  А.В.Леонтонович, А.И.Савенков. Книга А.И.Савенкова «Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности» помогает мне в работе с учениками над постановкой цели, задач и приемах исследования. Меня привлекает идея о том, что определять тему (проблему) проекта должен сам ученик. Ученый предлагает очень интересные пути исследования (эксперименты, анкетирование, социологический опрос). Мои ученики с удовольствием выбирают такие формы работы и удачно справляются с ними.

  С психологической концепцией поэтапного формирования умственных способностей  П.Я.Гальперина мне довелось познакомиться давно. С каждым годом осознаю важность ее глубоких мыслей и положений, особенно  принцип исследовательской (творческой) позиции  в обучении. Поэтому, решая вопрос активизации творческой деятельности, ориентируюсь на «проекты действия» П.Я.Гальперина:  осознание, обнаружение и открытие учащимися закономерностей, идей, личных ресурсов, возможностей, тренировка новых способов эффективного поведения  в процессе деятельности (творчества).

  Ведущей идеей в моей педагогической практике является идея воспитания творчески активной личности. Убеждена, что, прививая желание заниматься поисковой творческой деятельностью, вооружая их различными способами и приемами получения информации, помогаю учащимся реализовать свои способности.

Новизна опыта.

  Новизна моего опыта заключается в адаптации  проектного метода,  технологии личностно-ориентированного обучения. Мною разработана типология проектов по литературе, критерии оценивания творческих и исследовательских проектных работ с учетом уровня развития  учащихся.

Основная часть.

 Типология проектов по литературе

    Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Я часто сталкиваюсь с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа над проектом дает ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, почувствовать и осознать результаты своей работы. В итоге этот метод  позволяет мне добиться решения основных задач  -  развития творческих  и познавательных навыков учащихся, развития критического и творческого мышления.  

Типология проектов по своему содержанию очень обширна. В педагогике до сих пор я не заметила единогласного мнения по этому вопросу. Поэтому пришлось самостоятельно определить типологию проектов по литературе:

 - научно-исследовательские,

 - информационные,

 - творческие,

 - творчески-информационные.

   К творческим я отнесла

 - инсценирование (Для такого вида работы были использованы фрагменты пьес А.Островского, М.Горького, романа М.Булгакова «Собачье сердце»);

 - исполнение песни, романса (В старших классах изучается значительное количество стихотворений, переложенных на музыку,  таких поэтов, как А.Фет, Ф.Тютчев, С.Есенин, М.Цветаева, А.Ахматова, авторская песня. Не  упускаю возможность, если в классе есть ребята с вокальными и музыкальными способностями);

 - создание художественного произведения (стихотворение, рассказ и др.);

 - киносценарий (За сценарий возьмется не каждый ученик. В прошлом учебном году  ученицы 11 класса удачно  поработали над сценарием 9 главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»);

 - викторина (Эту форму проектной работы можно предложить на заключительном этапе изучения крупного произведения либо творчества писателя, поэта. Например, моя ученица 10 класса Симанкович А. в качестве зачетной экзаменационной работы подготовила проект - викторину «Русская литература второй половины XIX века»);

 - игра-проект,

 - коллаж (создание сборника, например «Поэты серебряного века»; это 3-4 понравившихся стихотворения любимых поэтов, небольшое эссе с элементами анализа, собственные иллюстрации).  

  К творчески-информационным относятся

 - литературная газета, журнал (На первый взгляд кажется, что литературную газету сможет приготовить любой ученик. Сможет. Но главное – какие творческие «изюминки» он внесет в нее. К уроку по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ученица выпустила газету, в которой были помещены материалы об истории создания, проблематике, художественном своеобразии произведения. Помимо этого в левом и правом углу выпускница нарисовала портреты главных героев, Мастера и Маргариты, а в середину газеты (в «кармашке»)  - впечатления одноклассников о прочитанной книге. Творческой «изюминкой» ее работы стал и заголовок, который она оформила   в символичной цветовой гамме – желто-черно-белой);

 - заочная экскурсия («По пушкинским местам», «На родину Н.Лескова», «Спасское-Лутовиново». Рассказ учащегося, как правило, сопровождается иллюстрациями, портретами, видеофрагментами);

 - интервью с писателем (Знакомство с жизнью и творчеством художника слова можно провести с помощью интервью, приготовленного учащимися (приложение 1);

 - фотоальбом, фоторепортаж.

   В создании проекта может участвовать как один ученик (монопроект), так и группа ребят (групповой). Каковы преимущества индивидуальных проектов? К ним отнесу следующие:

  • проект должен быть выполнен с максимальной точностью;
  • формирование у ребенка чувства ответственности;
  • приобретение опыта на каждом этапе работы над проектом;
  • формирование у учащегося общественных умений и навыков.

Преимуществами групповых проектов считаю следующие:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

  Организуя групповую работу детей над проектом, учитываю, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность в творческом поиске.

  Проектная деятельность позволяет мне организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому. Проектирование позволяет мне формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

Но каким бы ни был проект, он обязательно направлен на развитие личности учащегося по следующим направлениям:

 - формирование готовности к исследовательской деятельности, умение самостоятельно принимать различные решения;

 - развитие коммуникативных умений, умений генерировать идеи, гипотезы, анализировать, сравнивать, сопоставлять факты и явления;

 - воспитание толерантности по отношению к другим мыслям, идеям, иным способам учебной деятельности.

Научно-исследовательский проект как элемент творчества

  Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет мне не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную и творческую деятельность.

 Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  • Обоснование темы;
  • Постановка целей и задач
  • Определение объекта и предмета исследования
  • Разработка гипотезы исследования
  • Непосредственно исследования
  • Результаты
  • Оценка полученных результатов и выводы.

 В оформленной работе это выглядит так:

Название работы

Объект

иссл.- ия

Предмет

иссл.-ия

Цель

иссл.-ия

Задачи

исследования

Метод

иссл.-ия

1.Символика цветов в  романе «Мастер и Маргарита»

М.Булгакова.

2.Символика цифр в романе «Доктор Живаго».

Художественная деталь в прозаическом произведении

Художественная деталь в романе

Образы цветов в романе

Цифры в романе

Рассмотреть символическую значимость цветов в романе.

Рассмотреть символическую значимость и функцию цифр в романе.

1.Рассмотреть частотность употребления цветов в романе.

2.Выяснить, что символизирует тот или иной цветок.

.Проследить развитие цифр в тексте романа.

2.Выявить круг ассоциаций.

3.Установить связь цифр с проблематикой, героями произведения.

4.Определить символику и функцию цифр.

 - структурно-семиотичкский;

 - статистичес-

кий анализ при обработке материалов.

Структурно-семиотический

Определяя содержание ученических исследований, я  слежу за тем, чтобы все творческие задания были:

  • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания;
  • разнообразными по содержанию;
  • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
  • разными по форме проведения, взаимосменяемыми, привлекательными для учащихся;
  • исследовательские работы должны способствовать раскрытию смысла художественного произведения, воспитанию любви к труду, бережному отношению к слову, формированию элементарных навыков научного труда.

Для проведения самостоятельного научного исследования учащийся учится:

1) ставить исследовательский вопрос, проблему;

2) определять переменные и постоянные величины исследования;

3) формулировать и объяснять гипотезу;

4) подбирать необходимое для проверки гипотезы оборудование;

5) составлять план исследования для проверки гипотезы;

6) собирать экспериментальную установку;

7) собирать и записывать в таблицу данные, полученные в ходе эксперимента;

8) обрабатывать данные и представлять их в графической форме;

9) делать вывод относительно правомерности поставленной гипотезы;

10) анализировать достоверность данных;

11) предлагать улучшения эксперимента для устранения неточностей или ошибок;

12) делать практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Выделяю уроки, на которых проект

 

  создается (краткосрочный)        представляется (долгосрочный)

   Для краткосрочного проекта предлагаю такие задания, где за небольшой промежуток времени учащиеся могли создать мини творческую или мини исследовательскую работу. Например, на заключительном этапе  по лирике Серебряного века (два урока) одиннадцатиклассникам предлагаю проанализировать стихотворение  (по выбору) либо написать стихотворение в манере символистов или футуристов. Поскольку это не первый урок в групповой форме, то ребята легко и быстро определяют участников групп и их роль. Начинают планировать. Группы, остановившиеся на интерпретации произведения, вспоминают, что нужно а) вспомнить план анализа, средства художественной выразительности, б) выбрать стихотворение для анализа, в) составить вопросник, а затем начинать непосредственно работу с текстом. Ребята, пожелавшие сочинить стихотворение, а) выбирают стиль модернизма, б) отмечают его художественные и языковые особенности и приступают к работе.

  Мне очень важно, чтобы ученики не растерялись, почувствовали успешность на каждом этапе. В течение всего времени стараюсь подбодрить, воодушевить учеников, направить их творчески-исследовательскую деятельность. За небольшой промежуток времени  ни полного анализа стихотворения, ни большого произведения написать невозможно. Здесь важно то, что ребята находятся в творческом поиске, и это приносит им удовлетворение и успех. На втором уроке учащиеся начинают представлять свои проекты, давать оценку.

Интересен, на мой взгляд, выход на проектную деятельность  учащихся 11 класса после прочтения повести А.Платонова “Котлован”.  Ребята обратили внимание на “странноязычие” писателя. Ученики проявили желание поработать со словарем произведения. Появились своеобразные словарики словосочетаний и выражений повести (“героическая тварь”, “темнота усталых вечеров”, “сгорбленный способ”, “разрушительный брат” и т.д.), а затем выявилась потребность углубленно поработать с текстом. Но как? Какие отрывки наиболее выразительны? Согласовав с учителем выбор отрывков, проанализировав их, вышли на стиль писателя.

  Уроки, где представляются (защищаются) проекты также разделяю на два типа:

1.Уроки, на которые вводятся фрагменты проектной деятельности учащихся. Это вводные занятия (при изучении личности писателя), уроки сопоставительного анализа и интерпретации текстов.

2.Уроки, посвященные защите проектов. Как правило, это заключительные занятия по творчеству писателя.

  Как строится работа над проектом, который будет включен  в урок знакомства с писателем либо поэтом? На одном из занятий сообщаю о том, что скоро мы будем знакомиться с жизнью и творчеством Сергея Есенина. «Что вы хотите услышать, узнать?» - задаю я вопрос одиннадцатиклассникам. Ребята говорят, что очень хотят узнать о его трагической и загадочной смерти, о его взаимоотношениях с Айседорой Дункан, послушать романс на стихи поэта, увидеть фотографии разных лет, в лучшем случае – заочно побывать в музее Сергея Есенина. Я очень рада, что есть мотивация у учеников, и сразу они разбиваются на группы, определяются с темой, распределяют функции, обязанности (часто есть желающие приготовить индивидуальный проект). В итоге запланированы следующие проекты:

1.Презентация. Жизнь и творчество С.Есенина в фотографиях.

2.Сообщения о различных этапах жизненного пути поэта.

3.Заочная экскурсия по домам - музеям С.Есенина (сообщение с использованием видеофрагментов).

4.Исполнение романса «Не жалею, не зову, не плачу».

5.Создание иллюстраций, портретов.

6.Литературная газета о жизни и творчестве поэта.

Этапы работы над долгосрочным проектом

I этап. Подготовительный, погружение в проект

 На этом этапе очень важным считаю погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Темы проектов предлагаю не только близкие и интересные, но и доступные, т.е. находящиеся в  зоне ближайшего развития учащихся:

1.Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого.

2.Наполеон и Кутузов в романе.

3.Духовные искания Пьера Безухова.

4.Духовные искания Андрея Болконского.

5.Мысль семейная в романе.

6. «Отцы» и «дети»  в романе.

7.Любовь в произведении Л.Н.Толстого.

8.Война и мир в романе.

9.Символика в романе.

10.Судьба женщины в произведении.

Формулирую 15-20 примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений руководствуюсь программными требованиями по соответствующему учебному курсу. Вполне возможно, что ученик предложит свою тему проекта. Такое бывает очень часто. Например, ученица, прочитав «Анну Каренину», берет тему «Судьба главной героини в романе».

Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов рассмотрения проблемы, векторов направления поиска представляю учащимся не просто как информацию, а как реальность жизни вместе со своим личностным отношением. Своей позицией по отношению к проекту даю понять, что готова поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

  Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определении направления проектной деятельности обеспечивает сознательную творческую работу учащегося в осуществлении проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в конечном итоге положительную мотивацию работы над проектом, а значит и всей учебной деятельности с ним связанной.

II этап. Планирование и организация деятельности

 На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.). Планирование может быть последовательным или параллельным. Хорошо понимаю, что в этот период необходимо дать максимальную свободу для творчества.

III этап. Исследование (осуществление деятельности)

 На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся, - это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д. В процессе работы ребята делают в полном смысле этого слова творческие открытия. Например, ученица 10 класса, взяв вопрос «Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого», предложила очень интересный, оригинальный подход к раскрытию темы: подобрала к буквам ключевого слова «любовь» определения, выражающие главные чувства  героини  на протяжении всего романа, подтвердила примерами из текста :

                        Любопытство

                         Юности честное зерцало

                          ОБострение чувств

                              Ожидания, переживания

                                 Волнение,  душевные страдания

                                СемЬя

Степень самостоятельности учащихся зависит от того, как я их подготовила к овладению методами и технологиями, используемыми в самостоятельной работе. Полученные путем исследования результаты анализируются, формулируются выводы.

IV этап. Представление результатов исследования, отчет

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчёт в тезисах и докладах, журналистский отчёт – резюме для публикаций в прессе и т.д. Учебный проект отличается от простого коллективно подготовленного мероприятия или другой групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и представление способа решения проблемы проекта. На этапе презентации для меня важно научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, вырабатывать стройную манеру изложения. На этапе презентации моя роль значительно возрастает. Приходится наравне со всеми обобщать, резюмировать, давать оценку. Для меня важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Работа на уроке по защите проектов

Как только ребята определяют тип проекта, количество его участников, тему и форму защиты, им предлагаются критерии оценивания (приложения 2,3). Данные критерии творческих и исследовательских работ разработаны мною с учетом программных требований к курсу литературы. Система оценивания здесь 10-балльная, но если ее перевести на 5-балльную, то 10-8 баллов – это «5», 7-5 – это «4», 4-2 – это «3». За  работу выставляется две отметки: 1)за содержание и оформление, 2)за умение представить или защитить свою работу.

Оценивание  каждой работы осуществляют все присутствующие на уроке (учитель, ученики), заполняя лист «Оценка проектных работ по литературе»

Фамилия, имя ученика

Тема проекта

Вид

проекта

Оценка

     1

Оценка

    2

    Мое впечатление

1.

Комова А.

Постановки на сцене комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Творч.-информ. (презентация)

2.

Стрюц М., Клименко

Творческий

(инсценировка)

  В начале учебного занятия по защите проектов напоминаю учащимся еще раз о данных критериях (у каждого на парте есть памятка). Принципиально важным считаю попросить ребят серьезно отнестись  к представлению своих работ, а также очень ответственно к взаимо и самооценке.

  Во время защиты проектов  помимо баллов в графе «Мое впечатление» учащиеся отмечают интересные моменты, творческие «изюминки» в работе, удачные формулировки, а также недостатки в работах и ответах. Вот что пишут ученики на уроке -  защите проектов по творчеству М.А.Булгакова: «Проект очень интересен, обилие фотографий, видеофрагментов говорит о большой работе, но защита была затянута и скучновата» («Жизнь и творчество М. А.Булгакова», мультимедиа); «Все участники точно влились в роль, серьезно подготовились, взяли интересный отрывок и эффектно представили его, достойно подошли к выполнению проекта» (инсценирование отрывка из романа «Собачье сердце»); «Необычна и интересна форма проекта, самостоятельность, но защита немного неуверенно прошла» (киносценарий по 9 главе романа «Мастер и Маргарита»).

  Во время выступлений учащиеся  рассказывают  и о своих впечатлениях по поводу процесса и результата работы (рефлексия). Для этого заранее раздаю им вопросник:

· Достигнута ли цель проекта?

· Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?

· В чем заключались личные мотивы каждого участника класса? Что вы узнали нового, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились? Что вас удивило?  Что заставило думать по - другому?

· Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?

· Что в проекте вам понравилось больше, а что меньше?

· Возникало ли у вас в ходе проектной недели желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?

  После всех выступлений ребята значком «!» отмечают лучшие проекты.

  В конце урока обязательно провожу обсуждение.  Дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Творчество учеников  –  это, несомненно, положительный результат, требующий обобщения и оглашения.  Выделяются так называемые творческие находки. Например,  ученица к проекту «Символика камней в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» подготовила слайды с изображением камней, а группа ребят, работающая над темой «Музыка в романе М.Булгакова» подобрала музыкальные фрагменты, о которых шла речь в произведении писателя. Мой ученик Д.Филиппов приготовил иллюстрации к роману в стиле компьютерной графики, а одну свою  художественную задумку (Маргарита – подруга, ведьма, королева) успешно реализовал на полотне маслом.

Различные схемы, таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации, использованные в проектных работах – это тоже творчество учащихся.

                      Употребление добрых слов в речи пятиклассников.



   Как правило, на этом уроке звучат слова благодарности. И у ребят возникает желание дальше работать, творить.

   На основе сданных  листов оценивания  координатором (ученик или учитель) к следующему уроку готовится итоговый отчет:

1. ведомость, отражающая полную картину оценок, где отметка учителя вынесена отдельно  (приложения 3,4);

2. «Самооценка проектных работ» в сравнении с общим средним баллом:

Фамилия, имя учащегося

  Отметка 1

   Отметка 2

1.

Калашникова А.

      10     (9.5)

      10   (9.562)

2.

Филиппов Д.

      10     (9.812)

      10   (8.87)

3.

Рубис И.

      10     (9.062)

      10    (8.187)

4.

Кустов А.

      10     (9.812)

      9     (9.062)

5.

Манохина Е.

      10     (9.687)

      9     (9.187)

6.

Нахаева М.

      10     (9.625)

      8     (9.50)

7.

Гречанова Я.

      10     (9.312)

      7     (8.937)

8.

Русанова Ю.

      10     (9.562)

      7     (9.187)

10 – данным шрифтом выделена завышенная самооценка учащихся.

10 – данным шрифтом выделена заниженная самооценка учащихся.

3. «Лучшие проектные работы»:

Ф., имя ученика

Кол-во голосов

                      Тема исследовательской работы

1.

Минаева Софья

     14

Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого.

2.

Лашутина Екатерина

     14

Судьба женщины в романе Л.Н.Толстого «Воскресенье».

3.

Бенслер Светлана

      9

Произведения Л.Н.Толстого в XXI веке.

4.

Нахаева Марина

      9

Отец и дочь в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир».

5.

Калашникова Анастасия

      6

Главные мысли в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

6.

Филиппов Дмитрий

      4

Мир в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир».

Ребята знакомятся не только с баллами, заработанными ими, но и с впечатлениями одноклассников. Более того, все уроки по защите проектных работ снимаются на видеокамеру, и на последнем уроке есть возможность у ребят посмотреть на себя «со стороны».

Роль учителя при выполнении проекта

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной  и творческой деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

  Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для познавательных  и творческих интересов детей.

 Руководя исследовательской деятельностью учащихся, выполняю следующие функции:

 -  помогаю ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для них форме;

 - выполняю функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегая директивных приемов;

 - стараюсь увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулирую творческое мышление при помощи поставленных вопросов;

 - проявляю терпимость к ошибкам учеников, предлагаю свою помощь или адресую к нужным источникам информации;

 - предоставляю возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощряю критическое и творческое мышление учащихся.

 Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна  мне и моим ученикам. С каждым разом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляя свою творческую фантазию.

 

 Адресность

  Считаю, что опыт моей работы можно использовать не только опытным, но и начинающим учителям литературы.

                                                                                                  


   Приложение 1.

Интервью с писателем

1.Скажите, где прошло ваше детство? (Я родился в городе Киев, в семье профессора теологии А.И.Булгакова и Варвары Ивановны. Родители мои были людьми высокообразованными, интеллигентными).

2.Какие традиции господствовали в вашем доме? (Во-первых, мама была царицей дома, она сумела создать обстановку для нашего счастливого детства( для меня и моих 4 братьев и 2 сестер). В доме преклонялись перед книгой: Пушкин и Гоголь  - с детства мои любимые писатели).

3.Какое образование вы получили? (Сначала домашнее под руководством матери, так как до замужества она была преподавателем гимназии. Затем я поступил в первую Александровскую гимназию в 1900 году, а затем я решил стать врачом и поступил в Киевский университет на медицинский факультет, который закончил с отличием в канун первой мировой войны).

4.Как Первая Мировая война повлияла на вашу жизнь? (Война перевернула не только мою жизнь, но и жизнь страны. Добровольной Миссией Красного Креста я отправился на юго-западный фронт, которым командовал легендарный генерал Брусилов. Здесь в прифронтовых госпиталях я оперировал солдат с передовой, увидел, что такое война т понял – это самое страшное, что может случиться с человеком).

5.Каким образом вы оказались в Смоленской губернии в селе Никольском? (Из-за неразберихи по приказу московского губернатора отозван с передовой и направлен в это село земским врачом. Здесь положение было не на много лучше, чем на фронте. Медикаменты отсутствовали. Невежество господствовало повсюду. Я столкнулся со страшными болезными. Но именно здесь я написал «Записки юного врача»).

6.Как вы отнеслись к революции и к Гражданской войне? (Я всегда был против насилия. И никакого восторга революция у меня не вызвала. Я очень хотел жить и заниматься любимым делом).

7.Где вы оказались во время революции? (Я был в Киеве, открыл частную клинику. Но остаться в стороне мне не дали. Власть менялась с 1917 по 1919 годы чуть ли не каждый день, то Красные, то Белые, то Петлюра, то немцы. Но им всем нужна была медицинская помощь).

8.Когда вы поняли, что ваше призвание – литература, что вы будете писателем? (Во Владикавказе, где я оказался, отступая с Белой гвардией).

9.Что глобально перевернуло вашу жизнь? (В 1921 году я переехал в Москву и скоро были опубликованы повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Но настоящая удача пришла ко мне как  драматургу. В 1926 году во МХАТе был поставлен спектакль «Дни Турбинных», в театре Вахтангова «Зойкина квартира». Но это счастливое время длилось недолго. Начались нападки в прессе, я был писателем, который не укладывался в рамки, определенные властью. Наступило время травли, со стороны газет неслось: «Долой булгаковщину». В 1929 году все мои пьесы были исключены из репертуаров театров. Я оказался без средств к существованию.

10.Какие шаги вы предприняли, чтобы защитить себя? (Я обратился с письмом к правительству СССР. 28 марта мне на квартиру позвонил Сталин и обещал, что я получу работу. Действительно, меня приняли вторым режиссером во МХАТ).

11.Сколько произведений вами написано? Какую из своих книг вы считаете главной в жизни? («Мастер и Маргарита». Это «закатный» роман. Я начал его писать в 1928 году, а закончил в 1940. Этот роман пережил 7 редакций).

12.Кому вы посвятили этот роман? (Роман посвящен моей жене Елене Сергеевне. Она была моей Маргаритой. Она оставила благополучие, достаток и разделила со мной страдания преследуемого. Она добилась издания моего романа в 1966 году).

13.Как вы думаете, нужна ли ваша книга современной молодежи? (Думаю, впечатления, которые получат молодые от прочтения романа, помогут им лучше ориентироваться в современном мире, который так агрессивен, в котором рушатся идеалы добра и гуманизма. Роман поможет понять себя и терпимее относиться друг к другу. Главное, что эта книга поможет оставаться человеком в любые времена, при любых режимах).

                                                                          Приложение 2

                               Критерии оценивания

                         творческой работы по литературе

                      Отметка 1

                   Отметка 2

10-8

 - ученик проявил большую творческую инициативу, оригинальность в творческой работе;

 - ярко и интересно выразил чувства и ощущения, вызванные художественным образом литературного произведения;

 - ярко и оригинально воплотил с помощью рисунка, музыки, актерского мастерства и т.д. словесные образы писателя, раскрывая сюжет и особенности произведения.

7-5

- ученик проявил  творческую инициативу  в творческой работе;

 -  интересно выразил чувства и ощущения, вызванные художественным образом литературного произведения;

 -  воплотил с помощью рисунка, музыки, актерского мастерства и т.д. словесные образы писателя, раскрывая сюжет и особенности произведения.

 - допустил некоторые недостатки в работе.

4-2

 - ученик не проявил творческой инициативы в работе;

 - выразил чувства и ощущения, вызванные художественным образом литературного произведения, но допустил недостатки в работе;

 - воплотил с помощью рисунка, музыки, актерского мастерства и т.д. словесные образы писателя, но не раскрыл особенности произведения.

10-8

 - ученик четко, ясно, лаконично, логически правильно высказывает свои мысли по своей творческой работе;

 - ученик уверенно убеждает, доказывает, отстаивает свое мнение, быстро находит выход в сложившейся  ситуации;

 - создает впечатление интересного, эрудированного человека, который  творчески подходит к делу;

 - речь правильна( ударение, произношение), эмоциональна.

7-5

 - ученик недостаточно четко, ясно, лаконично, логически правильно (возможны небольшие ошибки) высказывает свои мысли по теме работы;

 - ученик не совсем уверенно убеждает, доказывает, отстаивает свое мнение;

 - в речи допущены небольшие недочеты.

4-2

 - ученик нечетко высказывает свои мысли по теме;

 - неуверенно рассказывает;

 - допускает большое количество речевых и грамматических ошибок.

                                                                        Приложение 3

                             Критерии оценивания

          исследовательской работы  по литературе

       Отметка 1 (содержание и оформление)

     Отметка 2 (представление работы)

10-8

  - ученик проявил большую творческую инициативу, оригинальность в систематизации и обобщении материала по теме исследовательской работы;

 - подобрал интересный дополнительный материал, удивительные факты, высказывания (цитаты, афоризмы, пословицы…);

 - грамотно и аккуратно оформил работу.

7-5

 - ученик проявил  творческую инициативу в систематизации и обобщении материала по теме исследовательской работы;

 - подобрал дополнительный материал;

 - допустил небольшие недостатки в оформлении (грамотность, аккуратность).

4-2

 - ученик не проявил творческую инициативу в систематизации и обобщении материала по теме работы;

 - не использовал дополнительный материал;

 - допустил недостатки в оформлении.

10-8

 - ученик четко, ясно, лаконично, логически правильно высказывает свои мысли по теме исследовательской работы;

 - ученик уверенно убеждает, доказывает, отстаивает свое мнение, быстро находит выход в сложившейся  ситуации;

 - создает впечатление интересного, эрудированного человека, который  творчески подходит к делу;

 - речь правильна(ударение, произношение), эмоциональна.

7-5

 - ученик недостаточно четко, ясно, лаконично, логически правильно (возможны небольшие ошибки) высказывает свои мысли по теме работы;

 - ученик не совсем уверенно убеждает, доказывает, отстаивает свое мнение;

 - в речи допущены небольшие недочеты.

4-2

 - ученик нечетко высказывает свои мысли по теме;

 - неуверенно рассказывает;

 - допускает большое количество речевых и грамматических ошибок.

                                                                             


      Приложение 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Отметка 1.

Ф., имя ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

отметка

учителя

сумма баллов

средний балл

1.

Лашутина Е.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

8

10

10

10

10

188

9,894

2.

Кустов А.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

8

10

10

10

9

9

10

10

10

10

186

9.789        

3.        

Рыбалкин С.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

7

10

10

10

10

186  

9.789        

4.

Сергач  М.

9

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

10

9

9

9

8

10

9

182  

9.578        

5.

Березикова О.

9

10

8

10

10

10

10

10

10

9

9

9

9

9

8

9

9

9

9

176

9.263

6.

Гречанова Я.

9

10

8

10

10

10

10

10

10

9

9

9

9

9

8

9

9

9

9

176

9.263

7.

Калашникова А

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

9

9

9

7

8

8

9

10

175    

9.210        

8.

Манохина Е.

9

7

10

7

10

10

10

10

10

9

8

8

9

9

9

9

9

7

9

169

8.894        

9.

Чернышева М.

9

7

10

7

10

10

10

10

10

9

8

8

9

9

9

9

9

7

9

169

8.894        

10.

Попсулин Н.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

-

-

10

169  

9.941            

11.

Якименко Б.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

-

-

10

169

9.941        

12.

Бенслер С.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

-

-

10

169

9.941        

13.

Рубис И.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

8

-

-

10

168

9.882

14.

Нахаева М.

9

5

5

10

10

9

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

-

-

10

158

9.294

15.

Колпащикова Т

7

5

5

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

-

-

10

156

8.176          

16.

Русанова Ю.

7

9

9

8

8

9

10

9

8

8

8

6

6

9

7

7

7

10

9

154  

8.105        

17.

Кравченко Т.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

8

8

9

9

-

-

-

-

-

9

133

9.5        

18.

Секисова А.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

8

8

9

9

-

-

-

-

-

9

133

9.5        

                                                                                                                                               Приложение 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Отметка 2.

Ф., имя ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

отметка учителя

сумма баллов

средний балл

1.

КалашниковаА

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

7

8

9

9

10

183  

9.631      

2.

Лашутина Е

9

9

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

9

9

8

10

182  

9.578      

3.

Рубис И.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

-

10

180  

10      

4.

Якименко Б.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

-

10

180    

10      

5.

Попсулин Н.

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

-

10

179    

9.944      

6.

Бенслер С

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

9

-

10

179  

9.944      

7.

Нахаева М

9

5

7

5

9

8

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

-

10

173  

9.611      

8.

Березикова О

8

8

8

10

10

9

9

9

9

9

10

10

10

9

9

9

9

10

9

172

9.052      

9.

Гречанова Я

10

10

8

8

8

8

9

8

9

9

9

9

10

10

9

9

9

9

9

170

8.947      

10.

Манохина Е.

8

8

8

8

8

8

10

10

10

7

7

9

9

9

9

9

9

9

9

164

8.631        

11.

Русанова Ю.

8

10

10

8

8

8

8

8

8

8

8

9

9

9

9

9

9

-

9

164

8.631        

12.

Сергач  М.

10

10

9

10

8

8

8

8

8

8

8

8

7

7

9

9

9

9

9

160  

8.421      

13.

Чернышева М.

10

10

10

7

7

7

7

8

8

8

8

8

8

8

8

8

9

9

9

157  

8.263        

14.

Филиппов Д.

8

9

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

-

-

-

10

157

8.263      

15.

Кустов А.

9

9

9

9

9

7

7

7

7

8

8

8

8

8

8

8

8

7

7

151  

7.947      

16.

Рыбалкин С.

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

8

8

8

8

9

6

6

137

7.210      

17.

Секисова А

9

9

10

10

8

8

8

8

8

8

8

8

8

7

-

-

-

-

9

126

8.4      

18.

Кравченко Т

7

7

7

9

8

8

8

8

8

10

7

7

7

7

-

-

-

-

7

113

7.53      

 


Научно-исследовательская работа

Евангельские мотивы в

 произведениях

 

Ф.М. Достоевского

        

Выполнила Лашутина Е.

ученица 11 «А» класса

средней школы №3

Руководитель Минаева Г.В.

учитель русского языка и литературы

средней школы №3

Введение

   Актуальность

В современном изменчивом и противоречивом мире каждый из нас сталкивается с множеством проблем и препятствий, с трудностями и неразрешимыми вопросами. И, на мой взгляд,  произведения Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание»), в которых заложены вековые библейские мудрости, могут прийти на помощь.

  Объект – романы Ф.М.Достоевского «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».

  Предмет – евангельские мотивы в произведениях.

   Цель работы – рассмотреть евангельские мотивы в романах Ф.М.Достоевского.

   

  Задачи исследования:

1.Выявить библейские мотивы в романах.

2.Сопоставить евангельские мотивы, проходящие в       произведениях, с библейским повествованием.

3.Обозначить их роль и ценность.

   Методы исследования:

Структурно-семиотический.

 

   

    

                                                                                         Руку простри над моею темницей,

                                                                                         Господи! Сирую душу мою

                                                                                         Ты осени милосердной десницей!

                                                                                         Господи! Боже! К тебе вопию…

                                                                                   («Молитва узника», В.Кюхельбекер)

  Россия в середине XIX века характеризуется напряженностью и сложностью обстановки. Атмосфера идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе влияла на общество. Развивалась общественная болезнь.

  Многие писатели, создавая свои произведения, предлагали различные пути из сложившегося кризиса. Н.Г. Чернышевский «Что делать?»,  А.И. Герцен «Кто виноват?», И.С. Тургенев со своим взглядом на нового человека в романе «Отцы и дети» и другие. На мой взгляд, в ряду этих точек зрения позиция

Ф.М. Достоевского заслуживает наибольшего внимания, так как он предлагает миролюбивые, гуманные пути выхода из сложившегося положения.  

  Евангельское слово – это кладезь богопознания и тысячелетней мудрости,  нравственного опыта и непревзойдённый образец художественной речи. Это то, что внесло в словесность  высшее начало и дало особый строй мысли и речи в произведениях многих поэтов и писателей таких, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.

  Наиболее сильное впечатление на меня произвели романы

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот», в которых мотивы библейской сути проходят красной нитью и  заключают в себе всю полноту истины, красоты и добра.

Познакомившись с произведениями Фёдора Михайловича, думаю, что писатель считал: без «добрых уроков» Закона Божия сложно сформировать представление о главных духовных ценностях жизни, невозможно быть целостным и гармоничным человеком. Полнота истины, красоты и добра, заложенная в писаниях Библии, помогает самосовершенствоваться, воспитывать в себе

совестливость и уважение к ближнему, формирует высочайшую планку личности.    

  В «Преступлении и наказании» евангельские мотивы являются не просто условной формой художественного мышления, но органично связаны  с мировоззрением писателя. Они проявляются и в сюжетной структуре произведения, и в системе образов, и в идейном строе.

  «Анализируя личности своих отрицательных героев,…Достоевский в своей писательской прозорливости пришел к заключению, что грех и зло – это та таинственная сила, которая расстраивает, расщепляет, раскалывает  целостность и целесообразность человеческой личности и подвергает её обезличиванию», - утверждает исследователь И.Попович. Я согласна с его позицией. Считаю, что  самую живую и самую гениальную картину этого Ф.М. Достоевский представляет в образе Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». С невиданным реализмом он описывает, как зарождается грех в Раскольникове, как постепенно он развивается, как незаметно роднится с его душой, сердцем и с его волей: грех заполняет всё его существо до тех пор, пока окончательно не овладеет им и не превратит его в своё орудие. Разоряющая сила греха постепенно, но уверенно расстраивает и ум, и душу, и волю, и всю натуру Родиона.

 Мне кажется, «экспериментальное» преступление главного героя ради проверки своей бредовой теории – отчаянная попытка помочь всем «униженным и оскорбленным» и построить новый, как кажется герою, мир. Но в то же время Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварью дрожащей». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а самим собой: «огромная масса людей, материал, для того только и существует на свете, чтобы, наконец, через какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить на свет хоть одного самостоятельного человека». Главный герой берет на себя роль миссии и соотносится с образом Спасителя.

   Однако, если Евангельский Христос жертвует жизнью: «положить душу свою за друзей своих», то Родион Раскольников намеревается буквально погубить душу. Его «наполеоновские» планы требуют отказа от человечности. Поэтому образ главного героя в романе строится как своего рода пародия на Христа (например, признание Раскольникова в совершенном преступление – своего рода Антиголгофа), т.к. Раскольников переступил нравственный, духовный закон «не убий», данный Богом.

  Путь бунтаря противопоставляет Раскольников идее христианской жертвы, которая в романе соотносится, прежде всего,  с Соней Мармеладовой.  «Вечная Сонечка» - бедная девушка, которая пошла по «желтому» билету для того, чтобы спасти детей мачехи от голода и прокормить себя. Но путь Сони – это не «броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце», путь Сони – это путь христианки, путь к Христу как к идеалу, это жизнь во Христе. Она обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях  их лучшие качества. От искренней и самоотверженной Сони исходит тихий свет, который невольно притягивает к ней других. «Боязливо целомудренна и стыдлива», - пишет Ф.М. Достоевский. В этом хрупком теле страдания и лишения выковали мощный дух, наделили особой мудростью, они сделали её характер сильным, стойким, научили «молиться, верить, терпеть, любить и  прощать».

   Одним из ключевых моментов раскрытия образов главных героев, своеобразным предсказанием будущего является  разговор Раскольникова с Соней на её квартире: «…через минуту вошла со свечкой и Соня, поставила свечу и стала сама перед ним,…» На мой взгляд, свеча, с которой заходит Соня, является очень символичной. Свеча – просвещение, озарение. Она  предзнаменование чего-то светлого и лучшего в жизни наших героев. «На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал её. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете». Такое неприметное описание имела книга, которая «спасала» заблудшую и оступившуюся  Сонечку Мармеладову. Видно, что героиня часто обращается к книге, так как она стара и потрёпана.

  «Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике, освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной книги». Кульминацией и самой важной частью этого эпизода является чтение «Воскрешение Лазаря»: «Иисус говорит ей: воскреснет твой брат. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет». (В свою работу я включила иллюстрацию «Иисус воскрешает Лазаря», которая помогает образно представить происходящее в романе и понять его сложность и важность.)          

  Данный сюжет, как мне кажется,  звучит как метафора духовной смерти героя. Лазарь так же, как и Раскольников умер, только смерть была физическая. А для Родиона, после всех страстей, метаний и поисков, наступила духовная смерть, что еще страшней. Мы знаем, что Лазаря воскресил Иисус, значит, у Раскольникова есть шансы обрести своё нравственное «я». Но только после страданий, только после мук совести, после осознании своих грехов и после раскаяния может прийти к человеку великое « воскрешение духовное».    

    Все переживания, которые мучили Раскольникова, оказались великим благом, ибо из них рождается чудо воскрешения. Нет, той темной силы, которая толкнула его на преступление, силы мысли, допущенной героем, уже нет, она вытеснена из души силой любви, которой помогла зародиться, укрепиться и вырасти в его душе Соня. Раскольникова спасает, вытягивает из рутины именно она.

  Впрочем, я думаю, и Раскольников спасает Соню: любовь, которую испытывает герой к ней, как бы «отпускает» ей грех, «возвращает» её в круг людей. Образ «блудницы» Сони Мармеладовой напоминает о евангельской Марии Магдалене, которая вместе с сестрой помогает Христосу воскресить Лазаря. И фраза, звучащая в эпилоге о том, что Соню и Родиона воскресила любовь, что сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого, по смыслу очень похожа на афоризм из Первого послания Иоанна: «Бог есть любовь».

  Так же в «Преступлении и наказании» есть связь с Понтием Пилатом, образ которого в Евангелии связана с коллизией мирского и Божьего суда. И здесь стоит подметить, что имя следователя по делу убийства старухи-процентщицы – Порфирий Петрович. «Земной» суд, по мнению автора, несправедливый, поскольку принадлежит к системе несправедливых общественных отношений. А наказание главному герою выносит Божий суд – то есть собственная совесть. Речь идет об идеи Бога в душе. Мотив раскаяния в романе развивает евангельский мотив покаяния как основы спасения и возрождения.

  В свою очередь, в образном строе романа, думаю, можно увидеть и христианском «знаке», создающих определенную атмосферу и позволяющих соотносить петербургский сюжет с мотивами евангелия. Например, фамилия квартирного хозяина Сони – Капернаумов: «и Иисус, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Евангелие от Матфея). Может быть, связь этих имён собственных состоит в том, что Иисус впервые начал проповедовать и исцелять людей именно в Капернауме, и Соня читала Раскольникову «Воскрешение Лазаря» именно на квартире Капернаумова, после которого к Родиону пришло осознание своего духовного падения.    

  Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик. Думаю, что не останется в стороне и роман «Преступление и наказание», в котором евангельские основы неразрывно связаны с главными героями, с Родионом Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой. Такие евангельские мотивы, как мотив страдания и всепрощения, преступления и наказания, покаяния, глубоко философски и психологически рассмотрены писателем в своём произведении. Каждому человеку рано или поздно приходится над ними думать, рассуждать. И в этом случае может помочь истина, заложенная в Библии и трансформированная в романе Ф.М. Достоевского.    

   «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». (Евангелие). Первыми же строками «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевский уведомляет нас о прямой соотнесенности происходящего в романе  с евангельским повествованием.

  Архитектура данного романа очень интересна. Он состоит из двух частей. Первая часть есть некая исходная ситуация, предполагающая по своему смыслу развитие, изменение; вторая – самое это изменение. Обе части имеют евангельское происхождение и существуют как художественное освоение двух притч. Я хотела бы остановиться на библейском происхождении первой части романа.

  Исходная ситуация передается через притчу о сеятеле: «…вышел сеятель сеять семя своё, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный…» По толкованию, под сеятелем следует разуметь самого Христа, который пришел в мир для спасения человеческого рода, под семенем – Его учение, а то, куда попадает семя – человеческие души. Восприимчивость к Слову Божию, отклик на Него становятся важнейшей оценочной характеристикой в системе «Братьев Карамазовых».

  В каждом из четырех видов приемлющей земли содержится образ какого-нибудь из братьев Карамазовых. Семя, упавшее при дороге, означает слушающих, к которым потом приходит дьявол и «уносит слово из сердца», чтобы они не «спаслись». К таковым относится незаконный сын Федора Павловича Карамазова Павел Смердяков. Он бунтарь, неприемник несовершенного мира вместе с его законами. Павел считает себя человеком, ведущим к счастью, а значит ощущающим себя вне законов общества – ему все позволено. И то отцеубийство, ответственность за которое он перекладывает на брата, свидетельствует о его моральном падении, о его духовной смерти. Павел Смердяков тот, в котором погибли все Божьи начала.

  Вернемся к притче. Семя, упавшее на камень, означает тех, кто, услышав слово, с радостью принимают, но не имеет того стержня, корня и «временем веруют, а во время искушения выпадают». Здесь речь идет об Иване Карамазове. И самым важным в раскрытии образа Ивана является его легенда о Великом Инквизиторе, в которой происходит неприятие Божьего мира, где возможны страдания детей. Он приходит к мысли о необходимости создания «земного рая», основанного на насилии, а значит и тех же человеческих слезах и мучениях. И в свою очередь Ивана Карамазова можно сопоставить с главным героем его легенды, с Великим Инквизитором, а Великий Инквизитор является явным противопоставлением Христа.

  Иван Карамазов в своём произведении изображает Великого Инквизитора как беспощадного диктатора, не признающего моральных ограничений в достижении своих целей. Иными словами, говоря, это сильная личность, девиз которой: «Цель оправдывает средства». Инквизитор считает необходимым «исправить подвиг Христа» во имя конкретной цели: превратить людей в послушное стадо, якобы ради их блага. То есть он, очень ловко создает видимость справедливости такого устройства общества. Инквизитор обвиняет Христа в том, что он увеличил свободу людей, вместо того, чтобы овладеть ею. Но духовная сила Христа очень велика. Настолько велика, что он проявляется не в словах, а в красноречивом молчании и в поцелуе, который «горит на сердце» Инквизитора. Образ Христа в «Великом Инквизиторе» становится не просто символом веры, но и воплощением самых светлых начал в человеческой личности. Только безграничная, всепрощающая любовь к человечеству может спасти сотни заблудших душ.

  Не забываем о притче. Семя, упавшее в добрую землю, означает тех, которые, «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Евангелие). Я думаю, многие со мной согласятся, что это «семя» Алеша Карамазов. Он, пораженный верой в то, что бессмертие и Бог существуют, сказал себе: Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса мне не надо». Он самый светлый, самый добрый и отзывчивый из всей «карамазовской семейки». Алеша всегда идет за справедливостью и пытается ставить на этот путь близких. Совестливый и незнающий, что такое корысть, он ищет правду. Алеша пытается открыть в каждом Образ Божий: Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни!», «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое».  

  Думаю, что писатель использует данную библейскую притчу в первой части своего романа исключительно для того, чтобы лишний раз нам, читателям, напомнить, что первая часть жизни человека «должна наполняться семенем», обогащаться, чтобы в дальнейшем была возможность человеку реализовываться в жизни.

   

  «Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» – это утверждение Ф.М.Достоевского стало верой главного героя романа «Идиот» – князя Льва Николаевича Мышкина.

Не случайно в начале произведения звучит, что князя «Бог призвал в Петербург из Швейцарии». Набирает силу тема князя Христа-Спасителя. В Россию приезжает князь Лев Николаевич и мгновенно «сцепляется» со всеми остальными героями романа: «и с мытарями и с блудницами»; и становится узлом общей сети. Князь абсолютно открыт и не защищён: ни самолюбием, ни благоразумием, понимаемом в обычном, человеческом смысле этого слова. Происходит то, что непременно должно произойти. В его широко распахнутую душу хлынули люди. И как только он соприкасается с миром, живущим не в Боге, а по законам жизни, то есть по законам греха и смерти, сразу же обнаруживается, что здоровье его очень хрупко.

  По Федору Михайловичу, между словами «любовь к Богу» и словами «любовь к человеку» можно поставить знак равенства: любовь к Богу есть любовь к человеку. Мысль о том, что Бог в душе каждого из нас, выражена в романе «Идиот» словами главного героя: «...сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления... не подходит, и тут что-то такое...». Князь Мышкин близок душе Ф.М.Достоевского, поэтому так много своего и отдает писатель любимому персонажу: страстную проповедь красоты, спасающей мир; «намерение поучать», наивное в глазах людского окружения; бережное, благородное отношение к женщинам, ощущения перед смертью.

   Он отрицает смертную казнь, опираясь на библейскую заповедь «не убий»  и отрицает другую, ветхозаветную, которая очень часто движет злыми человеческими страстями «око за око». Князь Мышкин произносит: «Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил», – имея в виду сцену из Евангелия от Матфея («Моление о чаше»: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия...»).

В одном из эпизодов первой части романа мы видим князя Мышкина с Ганечкой на перекрёстке (Р. Раскольников также стоял на перекрёстке). Это обозначает, что герой находится на распутье, во-первых. А, во-вторых, слово «перекрёсток» -  производное из слова «крест». Значит, герою придется много испытать в жизни, но вследствие, мучений и разочарований он всё-таки придёт к истине.

   Я считаю, князь Мышкин – примиритель, противостоящий всеобщему разъединению. Идеальное общество в его представлении – это мир, в котором царствуют милосердие сильных и благодарность слабых.

    Следуя библейской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя», князь Мышкин относится к людям с такой добротой и любовью, что не любит так самого себя, как своего ближнего. Его любовь распространяется на всех людей, это человек, который раскрывается для всех. Истинно прекрасный человек желает людям только добра, несет с собой добро, самоотверженно раздавая его людям. Каждому человеку он отдает частицу своего сердца.

  Мышкин, в отличие от всех окружающих, способен постичь самые глубинные, скрытые от посторонних глаз движения души чужого человека. Поэтому на каждого он действует, сам того не подразумевая, обновляющее и исциляюще. С ним все становятся чище и откровеннее.

  Я думаю, что стоит остановиться на эпизоде, когда, провожая князя Мышкина, Рогожин подводит его к картине Гэнса Гольбейна, изображающей Христа, только что снятого с распятия. Где вдруг Рогожин спрашивает князя Мышкина, верит ли тот в Бога, и вопрос свой объясняет тем, что ведь «многие нынче не веруют». И в Мышкине рождается надежда. Она сначала не совсем осознана и угадывается по тем ассоциациям, которые она вызвала. Князь угадывает в Рогожине раскаяние и жажду нравственного воскресения. Рогожин любит смотреть на картину, изображающую мертвого Христа. На  картине Христос изображён так, что даже мысль не возникает о воскресении его. У «иного», по словам Мышкина, от полотна может вера пропасть, но может и не пропадать, потому что вера, религиозное чувство, ни от чего не зависит. Никакая теория, никакие самые сокрушительные аргументы всегда будут «не про то». Вера не укладывается в «эвклидовский» разум, живущий и питающийся логикой. Картина Гэнса Гольбейна со всей очевидностью доказывает, что воскресение не возможно, но вера в воскресение не зависит от картины.  

  По замыслу автора – воплощенная красота, одухотворенная, освещенная любовью и страданием, далекая от чисто физического её понимания. Именно эта красота, «восстанавливая» каждую отдельно взятую личность, и призвана, по Ф.М. Достоевскому, спасти мир.

   Теперь, на мой взгляд, стоит обратиться к портрету героя. Выражение его лица говорит о том, что это открытый человек глубокой души. «Глаза его были большие и пристальные, во взгляде их было что-то тихое».

  «Молодой человек, лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, с впалыми щеками и с маленькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые…» Мне кажется, что это портретное описание удивительно схоже с внешностью самого Христа: те же голубые глаза, те же впалые щеки и белокурые волосы. Но конечно, отождествлять князя Мышкина с Христом ни в коем случае нельзя; князь Лев Николаевич лишь смертный человек, но своим духовным развитием он мог приблизиться к этому сияющему идеалу.

 

     Вывод

В рассмотренных мною произведениях «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» видна неразрывная связь повествования  с евангельскими мотивами. Думаю, что это играет огромную роль для читателя, помогая увидеть и понять поистине важные духовные ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Доклад о возможностях развития творческих способностей обучающихся путем применения на уроках русского языка и литературы метода проектов...