Главные вкладки

    Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
    статья на тему

    Галактионова Эльвира Викторовна

    Доклад о возможностях развития творческих способностей обучающихся путем применения на уроках русского языка и литературы метода проектов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx26.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

    В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования. Эта тенденция связана с изменением социо - культурной среды, и,  как следствие, изменением познавательных потребностей наших детей. Следует согласиться с неизбежным:  дети уже в самом юном возрасте попадают в бурный поток бессистемной, часто неконтролируемой взрослыми, информации. Поэтому первостепенной задачей системы образования стал отказ от традиционных методов и приемов, и поиск новых подходов к преподаванию абсолютно всех учебных предметов. Современное образование стало ориентироваться на вовлечение каждого ученика в активную учебную деятельность, на формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать и систематизировать информацию, определять степень ее практической значимости. Также ни в коем случае нельзя забывать и о развитии творческих способностей учащихся, воспринимая и перерабатывая информацию, им необходимо преобразовать ее, «подстроить по себя» и под конкретную жизненную ситуацию, в которой эти знания смогут пригодиться. Творчество -  это воплощение индивидуальности, форма самореализации, возможность выразить свое собственное отношение к миру.

    Метод проектов полно отвечает  требованиям современного образования, поскольку является практико – ориентированным и личностно – ориентированным. Данный метод  предоставляет большой простор для развития творческих способностей и творческого мышления, направлен на развитие коммуникативных навыков, является формой оценки в процессе непрерывного образования, даёт возможность раннего формирования профессионально-значимых умений школьников, позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность и широкое усвоение информационных технологий.

    Вполне оправданно, что при таком количестве «плюсов», метод проектов стал одним из ведущих методов преподавания русского языка и литературы. В технологии учебного процесса при применении данного метода происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность.

    Но уже на пути первичной подготовки к проекту у учителя может возникнуть ряд трудностей, для преодоления которых учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, обеспечить мотивацию, которая станет источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. В этих целях необходимо придерживаться следующих правил:

    1. Проект должен иметь практическую значимость в современной жизни, а ученик должен осознавать общественную пользу продукта своего труда. Практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.
    2. Проект выполняется самостоятельно, лишь с небольшим корректирующим вмешательством педагогов. Такой метод очень заманчив, так как самостоятельная активность позволяет проявить, показать, испытать себя в деле.
    3.  В работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта. Конкретизируя цель и задачи проекта, учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей степени приобретают личностную заинтересованность в её решении. Это создаёт мотивацию личного участия в работе.
    4. Тема проекта должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей школьников, так как проблема, волнующая одну возрастную группу, не будет интересна для другой; сюжет, заинтересующий пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-х классов. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетом и проблемой учебного проекта.
    5. Продукт проекта обязательно должен быть представлен ученическому или педагогическому сообществу. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.

    Что же может стать предметом исследования на уроках русского языка и литературы?

    Предметом исследования на уроках литературы может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, поиски в области формы, инсценирование, синквейны, сочинение и прочее.

    Сложнее обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно и у обучающихся складывается представление о нем как явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста. Интересно для учащихся будет и изучение социальных процессов, оказывающих влияние на лексических состав русского языка.

    Но полноценный проект  - это процесс долгосрочный, не умещающийся в рамки урока, поэтому в своей педагогической деятельности я максимально использую внеурочные и кружковые занятия, создавая с учащимися творческие, исследовательские, информационные проекты.

    На протяжении двух лет я веду внеурочные занятия по программе «Хочу все знать!», рассчитанной на два года обучения (5-6 классы). В рамках этих занятий обучающиеся знакомятся с литературными процессами, происходящими в русском языке с момента его появления, с факторами, влияющими на формирование тех или иных особенностей языка. Обязательно обращаю внимание на изучение славянской мифологии, положенного в начало многих литературных произведений, и русского народного творчества, отражающего своеобразие и богатство русского языка. Результатом работы детей на таких занятиях стал проект «Откуда взялась нечистая сила?» в рамках этого проекта ребята пятого класса собрали материал о существах, причисляемых славянами к нечистой силе, написали ряд собственных сказок и историй, где главными героями стали кикиморы, лешие, водяные и многие другие существа, нарисовали иллюстрации, сделали поделки, составили кроссворды и викторины. Начавшись с малого, информационный проект переродился в большой творческий. Результатом такого проекта стало:

    • создание справочника «Информационный путеводитель в мифологический мир»,  
    • выпуск книжек малышек, со сказками собственного сочинения, и иллюстрациями,
    • постановка театрализованного представления «Там, на неведомых дорожках»,
    • проведение выставки «Баба Яга и другие».

    Еще одной долгосрочной работой реализованной  в течение учебного года обучающимися 9-11 классов стал проект «Поэты нашего села». В рамках данной работы ученики обобщили свои знания о способах стихосложения, видах ритма и рифмы, познакомились с историей развития стихосложения, биографиями литературных реформаторов и провели практическое исследование: сможет ли рядовой ученик школы написать стихотворение. Данная работа, показавшаяся легкой, оказалась непосильной для большинства учеников школы. Но все же, нашлись и такие, которые не только написали стихотворение, но и предоставили множество своих более ранних работ. Поиск поэтов «перешел» на жителей села. Результат проекта – поэтический сборник «Поэты нашего села». Сама работа была представлена на научно – практических конференциях района и области, где получила призовые места.

    Множество выполненных нами внеурочных информационных проектов было объединено общим названием «Я открываю новое имя». Сюда вошли как урочные проекты по литературе, касающиеся изучения биографий и творчества известных литературных классиков, но и проекты – изучения биографий известных людей села. И если первый вид проектов был представлен только на уроках литературы, то второй – стал участником региональных и районных конкурсов («Просто учитель» - проект посвященный изучению деятельности учителя школы, занял второе место на районной исследовательской конференции. «Человек, который посвятил жизнь лесу» - отмечен на региональном конкурсе).

    Развитию коммуникативных навыков и творческого мышления способствует игровые и ролевые проекты. Целью автора такого проекта является вовлечение публики в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придётся не только искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлекать их в работу, делать её интересной для всех. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта. С учащимися 6-7 классов был реализован проекты «В поисках золотого руна» по древнегреческим мифам. в проекте участвовали учителя географии и литературы, а так же работники сельской библиотеки. Задачей школьников стало изучение древнегреческих мифов и составление карты их путешествия. Попутно ребята старались объяснить, могли ли аргонавты встретиться с описанными в мифах чудовищами или природными явлениями или это лишь выдумка писателя.

    2015 год объявлен годом литературы, поэтому в октябре 2015 года стартовал очень интересный проект по литературе «Вечера на хуторе близ Диканьки». В проекте принимают участие учащиеся 7-11 классов. Школьники подробно изучили историю и условия создания всемирноизвестного произведения Н.В.Гоголя. Так же им пришлось окунуться в культурную жизнь украинского хутора, познакомиться с традициями, костюмами, музыкальными произведениями и танцами того века. Свои достижения ребята показали в театрализованном представлении-мюзикле «Майская ночь или Утопленница». Для которого самостоятельно сшили костюмы и изготовили декорации в стиле позапрошлого века.

    Очень часто учителя-словесники сталкиваются с нежеланием ребенка читать большое по объему литературное произведение. Причин для этого масса: большая загруженность, нехватка времени, низкая техника чтения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, развить коммуникативные навыки, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы, так как работа в группе позволит распределить большой объем работы не на одного, а на нескольких школьников. Знания по истории, мировой художественной культуре, музыке и живописи - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом. При изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе большой интерес, например, вызывают образы Воланда, Мастера и, конечно, Маргариты. "Москвичи – грешники или мученики?", «Оправдана ли жертва ради любви?», «Случайно ли появился Воланд на Патриарших прудах?», «Три мира – три реальности, как они связаны» - так были сформулированы основные вопросы для групповой работы. Проблемные вопросы побуждают рассмотреть философско-эстетическую проблематику романа: через художественные образы Булгаков обращает нас к комплексу важнейших нравственно-философских проблем. Ученики провели большую исследовательскую и поисковую работу по различным направлениям: текст, критическая литература, художественный фильм. Результаты работы были оформлены в виде презентации и буклета. Учащиеся поделились своими личными впечатлениями, интересными находками с одноклассниками. Похожие проекты были реализованы в 9 и 10 классах  по произведениям А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и Л.Н.Толстого «Война и мир».

    Особое внимание при подготовке проектных заданий уделяю интеграции знаний обучающихся. Примером может являться проект по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - «Емельян Пугачев – злодей или праведник?». В рамках проекта были изучены исторические предпосылки восстания. А затем ребята рассмотрели Пугачева как историческую личность, как героя романа А.С.Пушкина и как знакомого Петра Гринева. В результате дискуссии обучающимся так и не удалось прийти к однозначному ответу на вопрос, каково же значение Пугачева для народа.

     Работая с обучающимися над проектом необходимо помнить одно простое правило - результаты выполняемых проектов должны быть «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Школьник должен четко видеть результат своего труда, получить моральное удовлетворение при осознании объема проделанной работы и самое важное иметь представление о практической ценности своего проекта.

    Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

    Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития.

    Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

    Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность и творчество учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.

    Актуальность применения метода определяется повышением качества
    образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся. Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

    В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

    презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

    ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

    Выступление на регинальном семинаре в МГОГИ (г.Орехово-Зуево). Как создать кроссворд быстро и качественно? На этот вопрос вы найдете ответ в данной публикации....

    Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.

    Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...

    Проект как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

    Данный материал дает информацию о видах  проектной деятельности, этапах проекта и предлагает фрагменты нескольких проектных работ, выполненных в разных клвссвх....

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через метод проектов

    В работе представлена типология проектов по русскому языку и литературе (научно-исследовательские,информационные,творческие,творчески-информационные) и основные моменты в работе над ними. Среди творче...