Главные вкладки

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
    материал по русскому языку по теме

    Опыт работы за 5 лет

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования        современных образовательных технологий

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории  Маршировой Алёны Александровны.

            Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.

            Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических  игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.

            Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление учащихся, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

    Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуется успехом « Своя игра»   по самым разным темам лингвистики и литературоведения. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит.

    На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть забавные рисунки к правилу (эйдос-конспект), весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки.  Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки-КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты, конференции являются помощниками учителю в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.

    Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности.

    Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога.

                     

    Лингвистический калейдоскоп

    «Боритесь за культуру речи!»

    Цели:        

    1. привить учащимся интерес к школьному курсу «Русский язык и литература»;
    2. «оживить» уроки литературы и языка;
    3. приобщить ребят к искусству слова, ощутить его как стройную, гармоничную систему, понять и почувствовать эстетическую ценность русской речи;
    4. раскрыть запас творческих способностей и возможностей школьников посредством приобщения к науке о языке и миру литературных героев и событий;
    5. совершенствовать речевую культуру и речевое творчество учащихся.

    Оборудование: мультимедийная презентация, портреты русских писателей.

    Формы работы: инсценирование, декламация стихотворений, выразительное чтение.

    Ход мероприятия

    1 ведущий.

    Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех,

    Он певуч,

    Он, как русский народ, многолик!

    На совете,

    За круглым столом

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    2 ведущий.

    - Мы хотим рассказать вам о замечательном учителе – о русском языке.

    (Выходит Русский язык)

    3 ведущий.

    Русский язык подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки. И сегодня мы будем говорить о нём. Всего, конечно, не скажешь, но интересно и важно, что думали и думают о русском языке писатели - классики и современники.

    4 ведущий.

            - Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! ( И. С. Тургенев)

    5 ведущий.        

    - Речь – драгоценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому, что он говорит. Например, если кто-то скажет «У меня ухи болят» или «Бежи к ихнему дому», значит, он плохо владеет русским языком и у него низкий уровень культуры.

    6 ведущий.

    - Одно из требований, которое предъявляется к устной речи,- это правильное литературное произношение.

    1 ведущий.                Кто с правилами дружен, тот твёрдо убеждён:

    Фарфор нам очень нужен, а фарфор не нужён,

    2 ведущий.                Не говори алфавит, а только алфавит

    Кто говорит алфавит, неверно говорит.

    3 ведущий.                Не говори каталог, а только каталог.

    1 ведущий.                А творог?

    3 ведущий.                 Можно творог, а можно и творог.

    4 ведущий.                А если в магазин вдруг портфели завезли,

    То не ходи в магазин – не купишь портфели.

    5 ведущий.                Когда мы на машине летим во весь опор,

    то нас везёт не шофер, а нас везёт шофёр.

    Шофёр – он любит дело, профессию свою.

    А с шофёром мы быстро влетим в аварию.

    6 ведущий.                И пусть не будет тайной для взрослых и ребят,

                            Что в парке не статуи, а статуи стоят.

    1 ведущий.                А если вы в театр явились, например,

                            То не ходите в партер, пожалуйте в партер.

    - Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телевидения, читать больше книг.

            - Большой вред языку наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. Это ярко показал А. П. Чехов в пьесе «Предложение».

    Помещик Чубуков встречает гостя такими словами: «Голубушка моя! Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное». Упавшему в обморок гостю он пытается дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет, не пьёт… Значит, умер и тому подобное».

    Он твой наставник великий, могучий,

    Он переводчик, он проводник.

    Если штурмуешь познания кручи-

    Выучи русский язык!

    Горького зоркость, бескрайность Толстого,

    Пушкинской лирики чистый родник

    Блещут зеркальностью русского слова.

    Выучи русский язык!

    Русский язык: - А сейчас с удовольствием, точнее, без всякого удовольствия представляю вам одного учащегося, уж он-то вас позабавит!

    Стародум: - Здоровья вам, сударыня. До моих ушей дошло, что сын ваш Митрофанушка брать уроки изволил. Любопытно было бы послушать, чему он выучился.

    Простакова: - Всем наукам, батюшка!

    Митрофан: - Всему, чему изволишь!

    Стародум: - Чему бы, например?

    Митрофан (подаёт книги): – Вот, грамматике.

    Стародум: -Что же вы в ней знаете?

    Митрофан: - Много. Существительно да прилагательно.

    Стародум: - Дверь, например, какое имя: прилагательное или существительное?

    Митрофан: - Дверь? Котора дверь?

    Стародум:  - Какая дверь? Вот эта!

    Митрофан: - Эта дверь – прилагательная.

    Стародум: - Почему же?

    Митрофан: - Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь стоит, шестую неделю как не навешена, так та покамест существительная.

    Стародум: - Так.  Стало быть, у тебя слово дурак – прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

    Митрофан: - Стало быть.

    Простакова: Что, каково, мой батюшка?

    Стародум: - Как нельзя лучше. В грамматике Митрофан, я вижу, силён.

    Митрофан (радостно): - Не хочу учиться, а хочу жениться! (Убегает, следом за ним -Простакова.)

    Стародум: - В человеческом невежестве весьма утешительно считать за вздор всё, чего не знаешь! (Раскланивается, уходит.)

    - Известный детский писатель Виталий Бианки говорил: «Народный язык наш я бы сравнил с могучим потоком. Как Волга-матушка, течёт он через всю нашу Родину. Он всем необходим, всеми любим. Он чист на глубине, и ничем его не замутишь. А по краям, на мелких местах, несёт мусор, выплёскивает на берег вместе с грязной пеной всякую дрянь».

    - Мусором, грязной пеной называет писатель все лишние, грубые словечки, которые иногда можно услышать в разговорной речи людей, небрежно относящихся к языку.

    - Бианки справедливо замечает: «Стоит начать думать о словах, о языке, как весь этот мусор сам собой исчезнет из вашей речи: вам просто станет стыдно их произносить, а тем более – писать».

    - О низкой культуре речи свидетельствует также засорение её неуместными иностранными словами.

    - Иностранные слова допустимы в речи, если нельзя заменить их соответствующими по смыслу русскими. Например, вполне уместны в речи английские слова файл, сайт, которые давно вошли в наш язык, но странно слышать о кей вместо хорошо, гудбай вместо до свидания и т. д.

    - Русский язык является одним из наиболее развитых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к родному русскому языку.

    О русской речи ширь и краткость,

            Мне близок строй её и мил,-

            Моя опора, гордость, радость,

            Окно в необозримый мир.

            В ней нежность песни, мощь оружья,

            Размах и точность без затей…

            Друзья мои, учите русский,

            Учите русскому детей.

            Служил он каждому, поведав

            Итоги, знанья и азы,

            Язык учёных и поэтов,

    Могучий пламенный язык.

    В пути ли вы, в краю ли отчем –

    Все дали с ним недалеки.

    Он проводник и переводчик

    На все земные языки.

    Учите русский годы кряду

    С душой, с усердьем и с умом!

    Вас ждёт великая награда,

    И та награда – в нём самом.

              -  Наш лингвистический калейдоскоп о культуре – культуре речи.

            - Чтобы речь была грамотной, надо правильно произносить слова.

            - Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы каждый из вас мог понять.

            - Чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши из стихотворения Сергея Михалкова.

            Живёт на свете Саша.

            Во рту у Саши каша –

            Не рисовая каша,

            Не гречневая каша,

            Не манка,

            Не овсянка

            На сладком молоке.

            С утра во рту у Саши

            Слова простые наши –

            Слова простые наши

            На русском языке.

            Но то, что можно внятно

            Сказать для всех понятно,

            Красиво, чисто, ясно,

            Как люди говорят,-

            Наш Саша так корёжит,

            Что сам понять не может.

            Произнесёт словечко –

            И сам тому не рад!

            

    Он скажет: «До свидания!»

            А слышится: «До здания!»

            Он спросит: «Где калоши?»

            А слышно: «Это лошадь?»

            Когда он вслух читает,

            Поймёшь едва- едва;

            И буквы он глотает,

            И целые слова.

            Он так спешит с налёта

            Прочесть, спросить, сказать,

            Как будто тонет кто-то,

            А он бежит спасать…

            Он может, но не хочет

            За речью последить.

            Нам нужен переводчик

            Его переводить.

    Русский язык: - Целый смешной урок показать вам не берусь, но о смешных случаях на уроках расскажу охотно.

    Русский язык: - Поставь ударение в слове «девочка».

    1 ученик: - Я не могу – девочек ударять нельзя.

    Русский язык: - Придумай предложение со словом «уха».

    2 ученик: - У Маши на голове два уха.

    Русский язык: - Какие ты знаешь знаки препинания?

    1 ученик: - Восклицательный, вопросительный знак, точку…

    2 ученик (подсказывает): - Запяточку!

    Русский язык: - Какие ты знаешь разделы русского языка?

    1 ученик: - Синтаксис и пунктаксис!

    Русский язык: - Какую роль играет частица «не» в предложении: «Я не выучил урок»?

    2 ученик: - Она мешает мне выучить урок.

    Русский язык: - Проспрягай, пожалуйста, глагол «идти».

    1 ученик: - Я иду…ты идёшь..

    Русский язык: - Побыстрее!

    2 ученик: - Он бежит, мы бежим, вы бежите!

    - Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными. Послушайте, как мальчик  Витя разговаривал со своей сестрой.

    Витя сидит на стуле, положив ногу на ногу. В руках у него книжка. Входит сестра.

    Сестра: – Здравствуй, Витя!

    Витя (снисходительно): - Здрасьте!

    Сестра: - Витя, сходи за водой. И вот ещё к тебе просьба: наколи дров.

    Витя (недовольно): - Вот ещё!

    Сестра: - Ну, пожалуйста, не тяни, а не то я не успею рубашку тебе постирать.

    Витя: - Ну и пожалуйста!

    Сестра: - Витя, подумай, что ты говоришь. Мне очень надо поскорее освободиться.

    Витя: - Подумаешь, очень надо…

    Оба уходят.

    - Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и употреблять слова в нужной грамматической форме, правильно строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли.

    Инсценировка

    В овощной магазин пришли две подружки, Варя и Ира. Варя подошла к продавщице и попросила:

    - Свешайте мне, пожалуйста, пять килограмм помидор и триста грамм моркови.

    Продавщица покачала головой:

    - Дорогая девочка, ты плохо знаешь русский язык. Подумай, как надо сказать правильно, а я пока займусь другим покупателем.

    Девочки отошли в сторону, пошептались, поспорили.

    Потом Варя уверенным шагом вернулась к прилавку и сказала:

    - Взвесьте мне, пожалуйста, пять килограммов помидоров и триста граммов моркови.

            Продавщица улыбнулась и стала отбирать морковь.

                               ___________________________

    - Только с помощью грамматики слова оформляются в предложения, которыми мы пользуемся при общении друг с другом как в устной, так и письменной форме.

    - При несоблюдении правил грамматики у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин.

    На сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив.

    Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?

    Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.

    Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. ( Ставит Пете градусник.) А в каком классе учитесь, молодой человек?

    Петя. В пятом «Бы».

    Доктор. В пятом «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

    Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

    Доктор. Жутко и весело! Гм… А учитесь как?

    Петя. Порядочек! Железно. Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…

    Доктор. Порядочек… Железно… (Берёт у Пети градусник). Ну-ка, открой рот. ( Петя открывает рот, высовывает язык.) Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он. (Извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

    Доктор и Петя уходят.

            - Некоторые ученики говорят правильно только на уроке. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, а подчас и грубые выражения. Когда ребята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась.

            Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.

            - Хорошо написал Серёжа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Серёжу.

            Серёжа (шапка у него сбита набок, в руках расстёгнутый портфель). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!

            Появляется Мишка.

            Миша. Ну как контрольная прошла?

    Серёжа. Классно! На все десять! Ну что, Мишка, махнём сегодня в кино? Там, говорят, фильм идёт такой – блеск!

    Миша. Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?

    Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей. Гуд бай. Мы отчаливаем.

    Серёжа и Миша убегают.

            - В своей речи мы должны употреблять слова в том значении, которое они имеют, а не так, как описано в стихотворении Ю. Благова «Тонкость выражения».

            Двух гражданок городских

            Слушал я при встрече.

            Заурядные у них

            Обороты речи.

    Никаких таких примет,

    Только многократно

    Там, где надо, там, где нет,

    Слышится обратно:

    - Главк обратно ордер дал

    Нашему соседу.

    - А у нас большой скандал

    Был обратно в среду.

    - Я обратно плащ взяла,

    Там обратно пятна.

            - В наследство нам достался богатый, меткий, красивый русский язык. Мы должны вдумчиво относиться к каждому его слову, не засорять свою речь неправильными выражениями.

    - Обратно – значит «назад», а кое- кто употребляет это слово в смысле «опять», «снова», например: «Этим летом ты обратно поедешь в лагерь?» Получается бессмыслица. Можно подумать, что на протяжении всего лета он ехал из лагеря.

    - Великий русский писатель М. Горький  говорил о языке так: « Язык – это инструмент, надо учиться ему, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более яркую, простую форму».

    Поговорили…

    Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!

    - Как живёшь?- спрашиваю.

    - Нормально, - отвечает.

    -А с учёбой как?

    - Нормально.

    - Ты, говорят, болел… Теперь – всё в порядке?

    - Нормально.

    -Хорошо, значит?

    - Ну я же говорю – нормально.

    - Странно ты говоришь…

    - Почему? Нормально.

    - Ты считаешь – нормально?

    - Нормально.

    «Да-а, - грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда – то был вполне нормальным человеком!»

    - Двуязычие сближает национальные культуры, способствует взаимному обогащению. К. Крапива говорил, что «русский язык является неисчерпаемым источником нашего белорусского языка».

            Родной язык!

    Он дорог мне, он мой,

    На нём впервые я сказала «мама»,

    И каждый вздох понятен мне на нём.

    Но, как родной,

    Люблю язык я русский,

    Он нужен мне, как небо, каждый миг.

    Я поняла на русском слово «счастье»,

    Большое счастье жить в такой стране.

    С ним не боюсь я горя и ненастья,

    С ним не сгорю я ни в каком огне…

    Текут две речки в сердце, не мелея,

    Становятся единою рекой…

    Забыв родной язык –

    Я онемею.

    Утратив русский –

    Стану я глухой.

            - Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании, как это произошло с нашими следующими героями  в постановке «Несуразные вещи»

                            Несуразные вещи

    - Здравствуй!

    - Привет!

    - Что это ты несёшь?

    - Несу разные вещи.

    - Несуразные? Почему они несуразные-то?

    - Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел…

    - Что не сумел?

    - Отстань.

    - Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

    - Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

    - Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?

    - Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутница. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

    - Вот оно что…

    - А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

    - Тамарка?

    - Ага.

    - И – ничего,  симпатичная?

    - Красивая! Зелёная такая…

    - То есть как?

    - Зелёного цвета.

    - Постой, постой…  Это что же: у неё… волосы, что ли, зелёные?

    - У кого – волосы?

    - Да у Тамарки-то.

    - Что-о?

    - Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»...

    - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Поняла? Зелёная такая… Там ещё арка нарисована.

    - Ага, всё-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

    - Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая  голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

    - Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

    - А ну тебя…

    - Да! Стой, стой!

    - Ну, что ещё?

    - Привет передавай.

    - Кому?

    - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

            - Берегите наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. (И. С. Тургенев)

            Язык свободный, мудрый и простой

            Нам поколения в наследство подарили.

            Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

    Его в своих твореньях сохранили.

            Язык писателей нам служит образцом,

            Он мудростью народною отмечен.

    Овладевайте русским языком!

    Боритесь за культуру речи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

    Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

    В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

    Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

    Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

    Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

    Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

    Семинар «Развитие творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы с использованием современных технологий в обучении»

    24 февраля 2016 года в МОУ «Школа-коллегиум» (директор Противенская О.Г., зам. директора Горбачёва Н.А.).) состоялся семинар для учителей украинского языка и литературы. Тема семинара «Развитие творче...