Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.
материал по русскому языку по теме

   Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области

    Ситуация нового времени требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией, творчески.

    Развитие у учащихся качеств творческой личности становится одной из задач современной школы. Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать учащимся осмысленный импульс  к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет социальный аспект. Школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому,  что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальное решение задач. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникновение проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение. Один из возможных путей  обеспечения процесса самореализации мы связываем с организацией творческих   самостоятельных работ в системе развивающего обучения.   Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opyt.zip23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мокроусова Надежда Алексеевна

Управление образования и науки

Администрации Губкинского городского округа

Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

                                  Автор опыта: Мокроусова Надежда

                                          Алексеевна учитель русского языка

                                          муниципального автономного     общеобразовательного                                                      

                                         учреждения «Средняя общеобразовательная

                                         школа №16» г. Губкина

Губкин

2011

Содержание

1. Информация об опыте…………………………………………………………….3

2. Технология опыта………………………………………………………………….

3. Результативность опыта…………………………………………………………….

4. Библиографический список……………………………………………………….

5. Приложение к опыту ………………………………………………………………

Информация об опыте

    Тема опыта: Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

   Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области

    Ситуация нового времени требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией, творчески.

    Развитие у учащихся качеств творческой личности становится одной из задач современной школы. Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать учащимся осмысленный импульс  к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет социальный аспект. Школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому,  что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальное решение задач. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникновение проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение. Один из возможных путей  обеспечения процесса самореализации мы связываем с организацией творческих   самостоятельных работ в системе развивающего обучения.   Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе.

1.Условия возникновения становления опыта

     Я работаю в школе №16 г. Губкина 20 лет. С переходом школы в режим работы по проблеме «Создание необходимых условий для социальной успешности учащихся, выпускников школы на основе развития сетевого взаимодействия» возникла необходимость пересмотра моей работы на уроках русского языка, литературы,  в кружке « Ровесник » и элективном курсе «Словесность». Развитие творческих способностей учащихся является актуальным, заставляет апробировать новые методики, искать более приемлемые технологии, чтобы обучить учеников русскому языку, развить их личность.

      Важнейшей задачей, которую ставит в той или иной формулировке фактически любая современная школьная программа по русскому языку и ведению внеклассной работы: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Основные задачи обучения русскому языку и литературе детей с творческими способностями  реализуются в процессе решения следующих познавательных задач: формирования научно – лингвистического мировоззрения, развития языкового и эстетического идеала, то есть представления о прекрасном в языке. А также развитию у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создания собственных текстов, а также знакомства с основными видами и жанрами словесности.

      Муниципальное автономное учреждение «Средняя школа №16 с профильным обучением некоторых предметов» является в г. Губкине экспериментальной площадкой для внедрения новых программ и технологий. Для меня стало очевидным, что традиционная организация образовательного процесса ориентирована на передачу готовых знаний и мало учитывает интересы и способности школьников. Необходима разработка нового подхода, в наибольшей мере способствующая раскрытию личностных способностей создания для него комфортных психологических условий учения, побуждающего школьника к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности. И вся эта система должна опираться на конкретные педагогические исследования, результаты которых станут основой развития учебно-воспитательного процесса. Этим и объясняется выбор темы опыта:

«Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности»

     Эта тема обусловлена наличием противоречий, встречающихся в практике работы:

Между сегодняшней жизнью школьников и необходимостью подготовить его к взрослой жизни вне стен школы.

Между необходимостью становления ребёнка как субъекта своей жизнедеятельности, предметной деятельности, общения, самосознания и существующей образовательной средой, слабо ориентированной на развитие творческих способностей школьника.

Между стремлением личности к творчеству, самовыражению и обязательным единым планом и режимом образовательной школы.

Между растущим объёмом изучаемого материала и возможности школьника в его усвоении.

Между ориентацией нового содержания на развитие исследовательских и поисковых навыков и традиционными методами обучения, ориентированными на передачу новых знаний.

     Мой опыт можно определить как репродуктивно-рационализаторский.

     Теоретической базой опыта являются современные общедидактические принципы, сформулированные А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой, в трудах идеи И.С.Якиманской по проблеме личностно-ориентированного обучения психолого-педагогической системы Эльконина-Давыдова, В.Ф.Шаталова и психологических контактах в процессе обучения. Также на идеях Р. И. Альбетковой учить обучающихся понимать любой текст и  А.А.Мурашова «Творческое взаимодействие учителя и учащихся на уроках русского языка»

     Ведущей педагогической идеей опыта является включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества как одного из условий психологической комфортности школьника в образовательном процессе, создании «ситуации успеха» для ученика, на переживании им радости познания, на поддержании интереса к изучению родного языка, повышении эффективности урока и активизации роли учащихся. А также на создании условий для развития у учеников душевных качеств, формирования у них ценностно-значимых запросов и намерений, приобщения их к самообразованию. Эти факторы, как я считаю, представляют важную сферу учебно-воспитательного процесса, поэтому стараюсь при разработке своих уроков давать им коммуникативную направленность, выбирать такие формы и методы обучения, которые не только помогали бы учащимся прочно овладевать знаниями, но и воспитывали у них любовь к родине, родителям.

     Трудоёмкость опыта заключается в его переосмыслении с позиций самореализации личности школьника в учебно - познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации учебного процесса и учётом индивидуальных особенностей школьника.

     Новизна опыта заключается в умении выделить творческие способности учащегося на результатах диагностики личностных особенностей учащихся.

     Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями общеобразовательных школ для развития творческих способностей учащихся.

       Теоретическое обоснование опыта.

Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентированным на обеспечение развития творческих способностей учащихся. Моя деятельность учителя, основанная на личностно ориентированной концепции. ( Термин « личностно ориентированное» предложен И.С. Якиманской). Это выражается в следующих основных положениях:

Мои уроки, занятия в кружке и элективный курс являются школой для всех, т.е. ученики «чувствуют себя дома» независимо от индивидуальных способностей: все учащиеся выполняют те или иные работы, затем публикуют в школьной газете, городских газетах «Новое время» и «Ровесник».

Стараюсь сделать уроки русского языка, занятия в кружке и элективном курсе «уроками для каждого, главная задача которых развитие творческих способностей школьника, развитие личности и готовности её к дальнейшему развитию -  за стенами школы. Творческие работы вошли в книгу г. Губкина, посвящённую шестидесятилетию победы над фашизмом, нашли художественное проявление в исследовательских работах Астахова Александра «Влияние литературы на здоровый образ жизни» Приложение №.1, Пензева Александра « Молодёжный сленг» Приложение №2, Логунова Ильи « Влияние школьной прессы на нравственность учащихся». Творческие работы, посвящённые 75 – летию со дня рождения первого лётчика – космонавта Ю. А. Гагарина, Панариной Александры, Шатохина Максима заняли 2, 3 место по центральному федеральному округу (Приложение №3), Сапожкова Екатерина, ученица 11 класса, заняла 2 место в конкурсе сочинений, посвящённых 65 годовщине Курской битвы в номинации «Солдатские матери» (Приложение №4), Астахов Александр, ученик 9 класса, занял 1,3 место по Белгородской области в литературных конкурсах, посвящённом 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне (Приложение №6) и Всероссийском детском конкуре «Гагарин в судьбе моей страны» (Приложение №7), Меренков  Александр,   стал победителем городских конкурсов «Люблю Отчизну я» и «Городское самоуправление».  Газета, выпускаемая в школе, участниками кружка «Ровесник» завоевала 3 место среди школьных газет. Некоторые учащиеся выбрали профессию журналиста.

Во-первых, считаю, что школьнику должно быть приятно, комфортно на уроке, занятиях кружка, элективном курсе тогда и творческие способности будут развиваться лучше, более гармонично;

      Во-вторых, создание на уроках такой атмосферы, которая стимулирует душевный потенциал,  творческую активность обучающихся. Особенно это удаётся на основе углублённого изучения русского языка  с учётом интересов, способностей каждого ученика как личности. На основе углублённого изучения русского языка происходит формирование умений пользоваться всеми богатствами русского языка в речи. Моя задача - увлечь обучающихся  русским языком, убедить их в том, что углубление знаний о лингвистике как науке, творческое отношение к изучению языка, исследовательская деятельность, связанная с умением анализировать, сопоставлять, сравнивать, помогает увидеть живую сущность языка, полюбить слово, как духовную нравственную культурную ценность русского народа.  Всё выше сказанное в наше сложное время воспринимается каждым мыслящим человеком в качестве средства национального самосознания;

      В-третьих, достижение в творчестве (написания статей в газету, творческих работ: рисунков, детективов, повестей) связывается с учётом развития у ученика реальных мотивов учении. Здесь я вижу две стороны:

1-я: в учение ничего не должно делаться авторитарным путём, творческие способности должны прогрессировать, развиваться с каждым годом, помогать в учебной деятельности, достигать высоких результатов.

2-я: у каждого школьника должно быть продвижение вперёд: победы на олимпиадах, в конкурсе «Медвежонок», в конкурсе на лучшее сочинение, на успех у читателей в газете и т.д.

     Я считаю свою педагогическую концепцию деятельно-ориентировочной:

  - на уроках русского языка учу обучающихся не только выполнению заданий, но творческому подходу к их выполнению, также развиваю умения контроля и оценки своих и чужих работ;

считаю важным компонентом учения - переход от учебной деятельности к учебной ситуации, к практической деятельности в реальной жизненной ситуации. Ученики, постигая увлекательный,  удивительный мир слова, его жизнь в речи, тексте, постепенно приходят к выводу, что умение работать с текстом, анализировать его, самому создавать, приводят к моральному росту, совершенствованию;

учу творчеству, считаю, что только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, умений и навыков и сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Для этого использую тексты: «безукоризненные образцы» (Л.Ф.Щерба), которые создают развивающую речевую среду, противопоставленную среде антикультуры, воспитывают интерес к искусству, потребность в общении с книгой, музыкой, живописью, а также способствуют более глубокому пониманию культуры. Проводя нестандартные уроки, укрепляю обучающихся в убеждении, высказанным Ф.М.Достоевским, «чем лучше я освою выразительные средства языка,…тем буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее…тем буду крепче и спокойнее духом, и уж, конечно, буду умнее». Последовательная работа на уроках через умное авторитетное слово – размышление, над которым надо задуматься, с помощью которого можно подняться над обыденностью, принимая духовные начала личностей от выдающихся деятелей литературы, науки и культуры.

        Для меня очень важен креативный образ в учении, другими словами, максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников.

     Если представить всё сказанное в виде системы педагогических принципов, то получится следующее:

Личностно – ориентированный принцип:

А) Принцип адаптивности;

Б) Принцип развития;

В) Принцип психологической комфортности;

Деятельно - ориентировочные принципы:

А) Принцип обучения деятельности;

Б) Принцип управляемого перехода от учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности в жизненной ситуации;

В) Креативный принцип формирования потребностей в творчестве и умений творчества.

      Я считаю это обучение в малых группах (редакция газеты «Школьная страна», создание проектов на элективных курсах, исследовательская деятельность). Ученик на уроках русского языка и других занятиях может сам выбирать задания, сам формировать тему сочинения или газетной статьи, тем самым углублять, расширять свои знания, использовать их в речевой практике, при подготовке к олимпиадам и конкурсам. Ученики приобщаются к богатствам  русской национальной культуры, могут составить презентацию, провести исследование.

                    Коллективная учебная работа.    

Провожу на элективном  курсе «Словесность» и кружке «Ровесник». Групповая работа освобождает учителя от большинства организационных, контрольных и оценочных функций, поэтому он может быть внимательным к личностным творческим особенностям учеников. Обучающиеся сами  обсуждают деловые вопросы (чему посвящена газета, какие статьи размещать в ней, о чем будут репортажи и интервью, разрешают в дискуссии спорные проблемы и вопросы). Особенностью коллективной работы является полное  равноправие  всех участников и развитие их творческих способностей. Обучающиеся учатся брать интервью, совершенствовать  написанное, писать путевые заметки, портретные очерки, которые потом публикуют в местной печати и школьной прессе. Особенно уделяю внимание рассуждениям проблемного характера, знания которых потом используют учащиеся во время сдачи  ЕГЭ, ГИА, написании творческих  работ. Юмористические рассказы, фельетоны, рассказы с необычным построением также  включены мною в создание программы кружка «Ровесник» (Приложение 8)

      Развивать речь, научить владеть словами – значит создать условия для развития творческих возможностей человека. Программа элективного  курса «Словесность» знакомит учащихся с основами редактирования, вырабатывает у них навыки редакторского анализа.  Для реализации этой цели:

углубляю теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;

совершенствую у школьников умения и навыки анализа литературного текста;

формулирую навыки редактирования текстов разных стилей       и жанров;

готовлю учащихся  к самостоятельному творчеству;

        Благодаря изучению элективного курса у школьников развивается коммуникативная, лингвистическая, языковая и культурная компетентность. При изучении курса учу  выделять микротемы, видеть логические и композиционные ошибки, создавать смешанные типы речи: описания с элементами рассуждения, повествования с элементами рассуждения и описания с элементами повествования.

Проводимые мною деловые игры «Заседание редколлегии», практикумы «Отредактируйте текст», исследования «Лесика учителей МОУ «СОШ №16» помогают достичь цели в развитии творческих способностей (Приложение 9). Особенно увлекают учащихся экскурсии, профессиональное общение с журналистами, поэтами, составление презентаций (Приложение10).

          Технология опыта.

Постановка целей и целей данной педагогической деятельности.

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает оказывать большое внимание развитию творческих способностей ребёнка, лучших его личностных качеств, формированию нравственных убеждений, выработке гражданской позиции. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить у учеников интерес к познанию, выполнению творческих заданий, вызывающих у них интерес чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы. Считаю, что только самостоятельное творчество детей на уроке и во внеурочное время разбудит их дремлющие способности, поэтому стараюсь много внимания уделять таким видам деятельности, которые развивают именно творческую жилку в ребёнке. На уроках русского языка и литературы я стремлюсь сочетать собственно учебную деятельность с деятельностью воспитательной и деятельностью творческой, что позволяет параллельно развивать индивидуальные задатки обучаемого, его творческую активность, основы нравственности и духовности. Отсюда вытекают те цели и задачи, которые я как учитель ставлю перед собой.

      Основная цель: обеспечение условий успешного обучения и воспитания творческой,  духовно развитой личности.

      Этой целью обусловлено:

Создание психолого-педагогических условий для творческой самореализации школьников;

Повышение воспитательного эффекта обучения на уроке;

Учет индивидуальных и психологических особенностей         учащихся;

Рациональное педагогическое руководство познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Отсюда вытекают задачи:

Формирование у учеников положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса, желания учиться, потребности в расширении и приобретении знаний, положительного отношения к учению;

Формирование у учащихся творческой активности, инициативы, умение творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

Выработка умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

Оптимальное сочетание традиционных и новых методов и форм обучения.

Идеей  самореализации каждого учащегося обусловлены следующие принципы педагогической деятельности:

На уроке являются приоритетным, прежде всего интересы личности ребенка;

Учет в процессе обучения не только умственных способностей школьников, но и их эмоций и ценностных ориентаций;

Индивидуализация и дифференциация обучения;

Создание психологического комфорта на уроке, позволяющего стимулировать развитие духовного и нравственного потенциала школьника,  их творческую активность.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Организация учебно-воспитательного процесса включает в себя следующие компоненты:

Вовлечение  в работу каждого ученика, проверка  усвоения ими теоретического материала по каждой теме;

Систематическую диагностику формирования познавательного уровня у каждого учащегося;

 Освобождение слабых учеников от дискомфорта, боязни ответить не правильно  и поощрение их стремление к выполнению хотя бы элементарных заданий;

создание психолого-педагогических условий для творческой самореализации учащихся в процессе обучения;

 создание атмосферы сотрудничества учащихся и учителя, благоприятных условий для индивидуального, группового и коллективного творчества.

Организую учебно-воспитательный процесс так, чтобы систематически воспитывать моральные качества у учащихся, формировать их эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения жизни,  чтобы систематически воспитывать моральные качества у учащихся, формировать их эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения жизнью, её  запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

      Стараюсь обеспечивать познавательную активность учащихся на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач, реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путём тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Осуществляю систематический контроль качества знаний, навыков и умений учащихся и коррекцию их учебных усилий. Использую метод постоянной обратной связи, который позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. Чтобы установить  обратную связь с учащимися в процессе обучения, выявлять динамку изменения личностных качеств, корректировать творческую активность, творческую самостоятельность учащихся, провожу диагностику с помощью различных методов: наблюдения, беседы, эксперимента, анализа работ творческой деятельности учащихся. Причем, диагностику провожу не только исходную, но и промежуточную: в процессе обучения, на определенных отрезках обучения (четверти, года). При обнаружении пробелов в знаниях анализирую их причины и нахожу пути их устранения.  

Результативность

      Развитие творческих способностей на уроках русского языка в старших классах даёт возможность открывать каждую личность как неповторимую со своим индивидуальным миром, творческим и нравственным потенциалом. Учащиеся успешно усваивают теоретический материал, умеют его практически применять. У них сформированы навыки самостоятельной работы, что позволяет учащимся развивать творческую активность. Меняется у учеников интерес к обучению. Пассивные учащиеся стараются улучшить свой результат в учёбе. У способных учеников развивается самостоятельность творчества, желание самостоятельно искать нестандартные решения  сложных  вопросов. Все учащиеся справляются со стандартами обучения, неуспевающих нет. Результаты экзаменов, контрольные работы, открытые уроки «Исследование новеллы С. Есенина «Собаке Качалова» в 9 классе, «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему » в 9  классе, «Урок развития речи на материале Тургенева «Отцы и дети»  подтверждают стабильный уровень усвоения программного материала. Выпускники 2008-2009 годов получили серебряные медали Шестакова Оксана - серебряную медаль, Анненкова Анастасия – серебряную медаль. В течение последних трёх лет средний процент качества составил:

по русскому языку 2008-2009 год-70%

                                 2009-2010 год-75%

                                 2010-2011 год-78%

                                 

по литературе         2008-2009 год-83%

                                 2009-2010 год-85%

                                 2010-2011 год-85%

                                 

  Ученики показали хороший уровень подготовки к ЕГЭ в 2008 году, неудовлетворительных оценок не было, качество знаний составило 54%. В 2010 результаты ГИА 9 класса показали 83% качества знаний. На протяжении последних 5 лет ученики успешно выступают на Всероссийских олимпиадах». Терещенко Татьяна, ученица 5 – го класса, завоевала 2 место по России в конкурсе «Русский медвежонок» в 2011 году,  Меренков Александр в муниципальном конкурсе творческих работ, посвящённом 15-летию органов местного самоуправления среди учащихся образовательных организаций, занял 1 место за сочинение «Если бы я был мэром города» в 2011 году, Астахов Александр занял 3 место по Белгородской области во Всероссийском детском литературном конкурсе «Сердцем прикоснись к подвигу» в 2010 году, Моторина Наталья  заняла 3 место в муниципальном конкурсе творческих работ юных корреспондентов «Год космонавтики в России и на Белгородчине» в 2011 году, Филенко Дмитрий, ученик 8 класса, Моторина Наталья, ученица 7 класса, награждены дипломами Первой степени за участие в Международной олимпиаде по основам наук по русскому языку в 2010 году, Симонова Дарья, Шамраев Николай, ученики 8 класса,  заняли 2, 3 места во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Интеллект – экспресс» в 2010 году.

      Опытом своей работы делюсь с коллегами. Выступаю на городской секции учителей русского языка и литературы, на заседании школьного методического объединения, на педагогических советах, родительских лекториях (Приложение № 11). Внедряю в практику новые формы обучения и воспитания, провожу нетрадиционные открытые уроки ( Приложение № 12). Систематически провожу открытые уроки и мероприятия для учителей школы в рамках методической недели («Синонимы и антонимы» – Приложение № 12).

   В 8 классе, где я являюсь классным руководителем, высокий уровень воспитанности.  Класс постоянно занимает призовые места в школьных конкурсах в детской организации «Старшеклассник», успешно выступает на городских и областных соревнованиях. Ученики Моторина Наталья и Салаев Кирилл  участвовали в конкурсе юных корреспондентов, Меренков Александр участвовал в конкурсе «Святые заступники», «Приметы Пасхи»». Голубцова Анна завоевала 3 место в Муниципальном конкурсе сочинений «Святая Русь».  В классе много творчески одаренных детей, которых я постоянно поддерживаю и стараюсь стимулировать проявление их творческого потенциала.


Библиографический список:

  1. Бершадская Н.Р. Творческая направленность уроков русского языка и литературы.- М., Просвещение, 1992г.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика в школе.-М., 1998
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986
  4. Ивашень Л.Е. Воспитательная направленность обучения русскому языку и литературе. – М., 1999г.
  5. Дейкина А.Д., Паханова Т.М Обучение русскому языку в старших классах.
  6. Куписевич И.С. Основы общей дидактики. – М., 1986
  7. Леднев В.С.. Содержание образования. М., 1999
  8. Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. – М., 1997
  9. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащихся на уроке. – РЯШ №2, 1998
  10. Педагогические инновации и технологии. (Материалы 2 областной научно-практической конференции). – Белгород, 1994
  11. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е, М., 1984
  12. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. – М., 2000
  13. Щукина Т.В. Теория развития познавательного интереса. – М., 2001
  14. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении

Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...

"Развитие творческих способностей обучающихся через научно-исследовательскую деятельность"

Статья раскрывает основныепоказатели творческих особенностей обучающихся. А именно- беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость. А также, являются ли эти показатели...

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....