Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»
методическая разработка на тему

Ширишорина Ирина Иннокентьевна

       Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных форм обучения детей игре на фортепиано.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес

Методическая разработка

«Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

2012 год

Содержание

Введение                                                                                        

Глава  1. Современные подходы к воспитанию обучающихся                        

            1. 1. Гуманизация и гуманитаризация в сфере образования.                        

            1.2. Гуманистическое отношение к ребенку.                                        

Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов на занятиях «Обучение игре на фортепиано».

             2.1 История проектов в России.

             2.2 Поэтапная разработка проектной деятельности.

             2.3. Виды проектов.

             2.4. Из опыта совместной разработки проектов.

Заключение

Литература

Приложение

 Введение

         Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных форм обучения детей игре на фортепиано.

Основополагающая идея современной педагогики - поиск путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования, а цель воспитания я определяю так: формирование потребности обучающихся в самовоспитании, самовыражении: научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки.

Основной задачей в своей работе считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Обучение игре на фортепиано» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности  на продуктивно-творческий уровень.

Работа педагога дополнительного образования предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.

Философы называют современный период общечеловеческого развития прогрессивизмом. Этот термин проник и в сферу образования, где он оттеняет термины «гуманизация» и «гуманитаризация», подчеркивая прогрессивность и перспективность названных процессов в данной сфере.

Глава 1. Современные подходы к воспитанию обучающихся          

  1.  Гуманизация и гуманитаризация в сфере образования

Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

«Учительская профессия - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».

В работах К.Д Ушинского. Л.Н.Толстого, С.Т. Шацкого и др. нашли свое отражение традиционные идеи высоконравственных идеалов, гуманистические подходы к личности и ее воспитанию. Уже тогда К.Д.Ушинский особо отмечал роль деятельности и активности в становлении личности ребенка.

           Очаги гуманистической педагогики существовали в России всегда.   Сегодня в гуманистической педагогике нет единых трактовок воспитания.

В настоящее время мы ставим в центр внимания ребенка, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между педагогом и обучающимся выстраиваются как диалог и сотрудничество.

Поворот современной мировой науки к человеческому фактору является предвестником, подтверждающим научный прогноз, согласно которому «21 век будет веком психологии, веком наук о человеке».

Гуманистические цели диктуют необходимость пересмотра содержания образовательных технологий, дидактических и воспитательных концепций. Идея гуманизма и толерантности все больше закладываются в основу современной педагогики. Особое значение в этом контексте приобретает задача  гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса преследуют цели через учебный материал и технологию обучения уделять максимум внимания развитию личности, ее правильному восприятию других людей, делать ее более человечной. Суть этого подхода к обучению в одном: соединить учебный предмет с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых. Другими словами,  гуманистическое обучение преследует цель целостного воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерениях.

1.2. Гуманистическое отношение к ребенку

Все больше и больше в центр педагогической теории и практики выдвигается личность ребенка. В этой связи сегодня идет переосмысление в сфере образования прежнего отношения к личности ребенка. Ребенок становится главной заботой общественных, политических организаций.

Детство само по себе  — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, образовательное учреждение  — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности обучающихся.

Обучение в преподавании музыки требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем в каком-либо другом учебном предмете, т.к. индивидуальными,  прежде всего,  являются эмоции и чувства ученика, а музыка – это и есть эмоции и чувства.

Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов  на занятиях  «Обучение игре на фортепиано».

2.1. История проектов в России.        

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одной из таких технологий и является проектная методика. Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования обучающихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в  практике преподавания музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Итак, что же представляет собой проектная методика на занятиях обучения игре на фортепиано?

Применительно к занятиям обучения игре на фортепиано, проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов

в образовательный процесс:

  • показать умения отдельного ребенка или группы детей использовать приобретенный на занятиях  исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
  • продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
  • подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

  1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
  2. проблема, предлагаемая обучающимся, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
  3. необходимо вовлечь в работу всех обучающихся, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

         Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед педагогом, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.  Опыт работы  показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в детях активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет обучающимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием, эгофактор.

Новизна подхода в том, что детям дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В чем суть проекта, влияет ли его применение на модель обучения, с какой регулярностью и в какой форме проектные задания включаются и какова техника их выполнения?

Я использую метод проектов на протяжении двух лет. В обучении игре на фортепиано метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Осуществляя эту работу, обучающиеся могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания  выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

2.2. Поэтапная разработка проектной деятельности.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на занятии  можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор  детей, закрепить изученный материал, создать на занятии атмосферу праздника и пополнить кабинет  творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет обучающимся истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

•   во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать обучающихся, желательно поощрять их самостоятельность;

•   во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

•   В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть занятия, на другие – целое занятие.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого обучающегося;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее.

2.Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны педагога, создаются на занятии. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

3. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

 4. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

   Начало проектной деятельности обучающихся обычно очень простое. Например,  «Портрет композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» и т.д. У детей  должно создаться  впечатление, что проект на занятиях - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.

В своей практике я планирую  также мини-проекты, рассчитанные на одно занятие или его часть:

  •  мини-исследовательские проекты (например, «Рейтинг любимых композиторов», «Рейтинг любимых музыкальных произведений» и т.д.).
  • С удовольствием ребята выполняют и такие ролевые проекты - как инсценирование детских песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности ребенка: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

2.3. Виды проектов

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов на занятиях  «Обучение игре на фортепиано»:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Путешествие в мир музыкальных  инструментов».

3. Сценарные проекты  - сценарий музыкального мероприятия для объединения.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

         Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся,  имеющие  разный уровень музыкальной компетенции,  могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ребенок, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть  компьютером и.т.д.

Педагог и обучающиеся идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют обучающиеся, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке педагога или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

2.4. Из опыта совместной разработки проектов.

Опыт работы проектной методики в течение 2 лет позволяет провести предварительный анализ и дать ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение музыке».

Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность обучающимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.

    Эта технология позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мной, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на культуру и историю своей страны. Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.

  

Заключение

Подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила своим воспитанникам  принять участие в опросе.

Цель опроса: выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит ли продолжить работу в этом направлении.

Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны.

                  

               

               

                 

Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся  в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов.

Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.

Имея возможность делиться с другими людьми своими знаниями в области музыки, своими музыкальными впечатлениями, обучающиеся открывают для себя ценность музыки и как языка общения.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся. Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации.

Литература:

  1. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. -  М., 2000;
  2. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2009;
  3. Пахомов В.Г. «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин», издательство «Учитель», 2004;
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000;
  5. Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии»;
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005;
  7. Чуракова О.В, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., Самара,  2002;
  8. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений». М., 1995;

Приложение 1

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес

Проект

«Нет на свете лучше инструмента…»

Выполнила:   

Поливанова Ульяна

объединения «Аккорд» (обучение игре на фортепиано)

                                                                                                  Руководитель:  

Ширишорина И.И. педагог дополнительного образования

             

2012 год

Оглавление

1

Введение

2

Обзор литературы

2.1

История фортепиано

- монохорд

- клавикорд

- клавесин

- пианофорте (фортепиано)

- современные электромузыкальные инструменты

2.2

Преимущества и недостатки фортепиано

3

Анализ результатов  исследования

4

Выводы

5

Список  литературы

  1. Введение

 «Фортепиано для меня самый любимый инструмент,

 так как он представляет собой в музыкальном

 отношении нечто цельное, всякий же другой

 инструмент, не включая человеческого голоса,

в музыкальном отношении всё же только половина».                                                                                                                  

                                                                               Антон Рубинштейн.

Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано – и по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как  универсально оно используется.

Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами. Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музыцирования, фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нем обязательно для музыкантов всех специальностей.

Скоро фортепиано исполнится 300 лет и в связи с этим у  меня возникли вопросы:

Гипотеза  I. А что если фортепиано  устарело, вышло из моды, стало не нужным? Т.к. в современном мире существует много электромузыкальных клавишных инструментов, компьютерных музыкальных программ, которые превосходят фортепиано по некоторым качествам.

Гипотеза II. Может быть,  нет на свете лучше инструмента, чем фортепиано – это инструмент, который невозможно ничем заменить? Он уникален?

Цель: узнать историю появления фортепиано,   проследить путь его развития.

Выяснить, почему фортепиано считают самым универсальным, популярным  инструментом.

Задачи:

  • Что было до фортепиано?
  • Почему, где и когда оно появилось?
  • Узнать о современных клавишных инструментах.
  • Выявить преимущества и недостатки инструмента.
  • Провести анкетирование среди моих  друзей с целью  ответа на вопрос: «Считают ли мои ровесники фортепиано самым  популярным музыкальным инструментом и почему?»

Я подумала, как и где  мне найти нужную информацию?

1. Прочитать  в энциклопедиях, справочниках

2. Поискать литературу в Интернете

3. Спросить у педагога

4. Попросить маму разобраться в научных статьях, т.к. мне не всё понятно.

  1. Обзор литературы

            У каждого инструмента есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее, несомненно, не только интересно, но полезно. Я расскажу вам историю появления удивительного инструмента – фортепиано.

              Когда-то  мне мама прочитала  рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками», в котором композитор Эдвард Григ подарил дочери лесника Дагни необычный подарок – музыкальный. Этот подарок она услышала, когда ей исполнилось 18 лет. Главную партию в симфонической пьесе исполнял рояль… «Рояль пел обо всем. О порыве человеческого духа  к великому, и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из под крепких пальцев композитора, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом. Мелодия росла, поднималась, бушевала как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни чувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки. Музыка заполняла все пространство между землей и облаками. Она звала за собой девочку в ту страну, где прошло её детство». [9]

Этот рассказ произвел на меня сильное впечатление, и я решила, что я обязательно научусь играть на рояле. Придя учиться в музыкальную школу, я выбрала именно этот инструмент, и поступила на отделение фортепиано. В музыкальной школе я учусь во 2 классе.

2.1 История фортепиано

             Изучив всю найденную литературу, я узнала, что история развития фортепиано не так богата, как думала раньше.  Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

                Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами – ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько. Полихорды конструировались по-разному, и играли на них различными способами: зацепляли струны пальцами, как на арфе; били по струнам палочками, как на цимбалах; играли специальными пластиночками, как на мандолине.

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда.  Клавикорды  появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам и  имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но был гораздо проще. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В тоже время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. Струны у клавиаорда располагались перпендикулярно как у современного пианино. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу (в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трёх струн). Клавикорд  ставили на стол и играли стоя. На протяжении 5 веков мастера старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они размещались одна над одной, в виде лесенки. Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель по желанию мог играть то тише, то громче. Современники писали о клавикорде: «Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений…» Но был у клавикорда и большой недостаток, большей громкости так и не удалось добиться.

Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых. Инструменты делали нарядными, украшали позолотой. Однако играть на нем было не очень удобно. Все клавиши были темными. И в конце 18 века расположение цветов на клавиатуре изменилось. Клавиатура стала такой, какой мы видим её сегодня  у всех  клавишных инструментов.

Небольшими и легкими переносными клавикордами  в Западной Европе пользовались и  бродячие музыканты. В небольшом деревянном ящике, который ставился на стол, помещалась узкая клавиатура и набор металлических струн. Струны клавикордов делались одинаковой длины, но разной толщины. Поскольку струны были одного «роста», внешне клавикорды выглядели как прямоугольный ящик.

Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках. Звук клавикорда был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Поэтому его применяли для домашнего музицирования.

            Другой клавишный инструмент – клавесин - скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, были распложены параллельно, как у современного рояля, и это определило характерную форму, которая перешла к роялю. Клавесин был не только домашним инструментом. Его включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.

Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма - внешним видом он напоминает современный рояль. Звук извлекался следующим образом: исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих перышек или кусочков кожи. Язычки цепляли струну, и раздавался звук. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера – квадратной или прямоугольной. Инструмент был очень популярен во время, когда носили напудренные парики, пышные платья с оборками. Это был уже настоящий концертный инструмент. Хотя поначалу свои концерты клавесин мог давать только в светских салонах и гостиных. В больших залах его голос терялся.  Голос у клавесина был чуть суховатый, «стеклянный». Однако это был хороший многозвучный инструмент, на котором, ловко перебирая клавиши можно было играть легкую музыку, подвижные пьесы, и аккомпанемент, сопровождающий пение. Короткие звуки клавесина и плавные тянущиеся звуки голоса, виолы или скрипки хорошо дополняли друг друга. Клавесин  превратился в замечательный ансамблевый инструмент. В оркестре он исполнял партию сопровождения: дирижер сидел за клавесином –   левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Со временем клавесин стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью. Увы, улучшение внешнего вида приводило порой к ухудшению звука.

Пускай построенный из драгоценного мореного дуба клавесин шотландской королевы Марии Стюарт звучал несколько  глухо, так как это твердое и тяжелое дерево плохо проводит звук. Зато вместе с красивым клавесином придворные вельможи приучались ценить и  музыку, на нем исполняемую. Английская королева Елизавета, возможно, к простенькому клавесину не подошла бы. Зато на своем роскошном клавесине их величество сами с удовольствием разыгрывали изящные пьески и тем самым подавали пример своим подданным.

Несмотря на все великолепие инструмента, звуковая картина клавесинной музыки была довольно тусклой и малоинтересной. Исполнительнее не мог играть громче или тише: с какой бы силой он не ударял по клавише, делал это резко или мягко – звук не менялся и всегда получался громким. Так, например, если бы мы включили в комнате электрический свет: сильно ли, слабо ли мы щелкнем выключателем, свет лампочки не станет ни сильнее, ни слабее. Корме того, при слабом нажатии на клавишу механика не срабатывает и инструмент не звучит.

Мастера не могли смириться с тем, что клавесин звучит так однообразно, и придумывали всевозможные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина. Например, устанавливали несколько клавиатур с разной силой звука; приспосабливали педаль, при нажатии которой звук становился тише, – но все они были не очень удобными. Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем – его можно и сегодня услышать на концертах старинной музыки.

На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.

Первым эту проблему решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори.   Примерно двести пятьдесят лет назад Кристофори работал у флорентийского герцога Козимо Медичи, имеющего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты.  И вот в один прекрасный день 1709 года в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало, чем отличался от клавесина. На самом деле в этом инструменте было замечательное новшество: звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм  позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию.

Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием».  Это название затем было сокращено и появилось слово «фортепиано», что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо.

А вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции – Жан Мариус (1716 г), в Германии – Готлиб Шретер (1717-21 г).          

          Однако признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был соперник – старый клавесин. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных произведений для него. К его звучанию был приучен слух музыкантов и публики. Сто лет понадобилось, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное.

В.А.Моцарт в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая могла показать инструмент во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано.

Но «сдался» клавесин лишь при Бетховене: старенький тихоголосый клавесин не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого маэстро.

Главное преимущество фортепиано – разнообразие динамики – вовсе не обеспечило ему мгновенной победы над своими предшественниками. Изящный звук клавесина был привычнее, чем стучащий суховатый звук ранних фортепиано, еще не обладавших многими усовершенствованиями, появившимися позднее. Неудивительно, что первые отзывы о фортепиано были неодобрительны. ″Этот выскочка, – говорили о нем, – никогда не сумеет вытеснить величественный клавесин″.

Однако предсказание не оправдалось. Постепенно, по мере того, как новый инструмент совершенствовался, им все больше начинают интересоваться композиторы и исполнители. И к концу ΧVΙΙΙ века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. В ΧΙΧ веке фортепиано развивалось очень интенсивно:      постоянно совершенствовался механизм фортепиано, изменялось расположение струн. У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все три струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.

На протяжении и веков сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло (рисунок ), и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пианино). Рояль – это концертный инструмент. Пианино же мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы используем в тем местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука.

Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен, Григ, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Балакирев, Скрябин. «Душой фортепиано» называли великого польского композитора Ф.Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля.

В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Внешне они очень похожи на фортепиано, но эти инструменты по некоторым качествам превосходят его. Они применяются как в домашних условиях, так и для больших аудиторий. Иногда, по некоторым качествам, они превосходят фортепиано. Это заключается в объёме диапозона, возможности получения различных тембров, даже имитировать звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона. Синтезатор, вообще, имеет память. Музыкант задаёт синтезатору задачу: ритм, состав инструментов, темп, и инструмент будет сам вести ритмическое сопровождение, а музыканту остаётся лишь мелодия.

Некоторые синтезаторы запоминают мелодию. Она программируется, причём трудные для исполнения места можно закладывать в синтезатор в замедленном темпе, а потом они будут виртуозно воспроизведены. Даже обладая способностью как угодно формировать тембр, электромузыкальные инструменты не могут точно воссоздавать звучание ни одного классического инструмента. Синтезатор  может звучать очень похоже на кларнет, фагот, скрипку, клавесин, фортепиано и другие, но повторить их не может.

2.2 Преимущества и недостатки  фортепиано

А теперь посмотрим на клавиатуру фортепиано:  в ней семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. При нажатии на клавишу, прикрепленный к ней молоточек приходит в движение –  ударяет по струне. Одновременно от нее отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (демпфер) поднят, и звук длится до полного угасания. Стоит только отпустить клавишу, как глушитель возвращается на свое место, то есть опускается на струны, и звук мгновенно гаснет.

Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и матовым, то есть, как говорят музыканты, поменять ″окраску″. При нажатии правой педали демпферы поднимаются над струнами, и звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.

Но есть у пианино и недостатки, связанные с особенностями фортепианного механизма. Их два:

  1. Вслед за нажатием клавиши следует удар молоточка по струне, пусть смягченный, благодаря оклейке особым материалом – фильцем, но все же удар. При исполнении певучей музыки любая ударность неприемлема, поэтому во время обучения игре на инструменте пианисту приходится много работать, чтобы добиться певучести в звучании.
  2.  Коснувшись клавиши, пианист уже больше не властен над звуком: он не может усилить его, ни ослабить по своему желанию, ни оставить его постоянным, он может только слушать, как звук затихает, или прервать его, сняв палец с клавиши. Но и этот недостаток у хорошего пианиста не так уж заметен.

Выразительные возможности фортепиано настолько богаты, что легко покрывают  его недостатки.

Как писал непревзойденный пианист и выдающийся композитор Ференц Лист: ″Фортепиано располагает объемом целого оркестра и десяти пальцев человека хватает для воссоздания гармоний, которые иначе могли бы быть воссозданы к жизни в результате соединения сотен музыкантов в оркестре″.

Действительно, фортепиано под руками мастера начинает звучать, как настоящий оркестр. Не случайно Лист перевел на фортепианный язык симфонии Бетховена

и оркестровые произведения других композиторов, то есть сделал фортепианные переложения этих сочинений, сохранившие образное содержание оркестровых оригиналов.

Послушайте прелюдии Рахманинова  или ″Грустную песню″ Чайковского.  И вам покажется, что вы слышите пение, человеческий голос, а несколько инструментов аккомпанируют ему.

  1. Анализ результатов  исследования

            Многие великие музыканты и композитор считали фортепиано самым популярным и универсальным музыкальным инструментом. Интересно, что знают о фортепиано и как ответят  на вопрос  «Считаете  ли вы   фортепиано самым  популярным (современным)  музыкальным инструментом и почему?»  ребята  8-14 лет.  

С этой целью было проведено анкетирование среди обучающихся объединения «обучение игре на фортепиано» МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес. В анкетировании приняло участие  6 человек. Ребятам   предлагалось  ответить на вопросы анкеты.

  • Любите  ли вы слушать  фортепианную музыку?
  • Назовите известных вам  пианистов.
  • Чем отличается рояль от пианино?
  • Что означает слово «фортепиано»?
  • Считаете ли вы пианино современным и самым популярным музыкальным инструментом?

Были получены следующие результаты.

  • На первый вопрос «Любите  ли вы слушать  фортепианную музыку?». Все 6  человек ответили «да»
  • На второй вопрос «Назовите известных пианистов». 1  человек затруднился дать ответ, 2 человек назвали  Дениса Мацуева, 3 человека –  Сергея Рахманинова. Вместе с тем,  в число пианистов  3  человека включили  Моцарта и Чайковского.
  • На третий вопрос «Чем отличается рояль от пианино?». 3 человека ответили – «звуком» (вариант – «звучанием»),   1  человек ответили – «крышкой»,  1  человек – «формой»,  1  человек – «размером»  («Рояль большой, а пианино маленькое»).
  • На четвёртый  вопрос «Что означает слово «фортепиано»?. 5  человек ответили «Форте» - громко, «пиано» - тихо», 1 человек (интересное наблюдение!) – «чёрное и белое».
  • На пятый вопрос «Считаете ли вы пианино современным и самым популярным музыкальным инструментом?»   все участники опроса единогласно ответили «да».

В результате анализа анкет приходим к выводу, что  не все (а жаль)  ученики имеют  элементарные сведения о фортепиано, ошибочно «принимают» Моцарта и Чайковского за пианистов, но есть и положительные стороны анкетирования, которое позволило мне убедиться в 100% популярности фортепиано среди моих друзей.

4.   Выводы

За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач – у которого в доме не было бы фортепиано. У фортепиано огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты: Бетховен, Шопен, Шуберт, Рахманинов, Скрябин и другие. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. Их сочинения для фортепиано раскрывали его огромный потенциал. Слушать фортепиано можно бесконечно, но  в  наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.

Значит ли это, что фортепиано устарело?

Разумеется, нет. Фортепиано  молодой инструмент. Ему не более трёхсот лет. Он оказывает на общество большее воздействие, чем любой другой инструмент.  Уверена,  что его славе  ещё далеко до заката. Его история только началась. Триумф фортепиано впереди!

И подтверждение этому мы находим в количестве  людей, стремящихся  научиться играть на фортепиано,   десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки. Это значит, что фортепиано с его богатством и разнообразием звуковых красок и оттенков, любимый музыкальный инструмент. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравниться сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Композиторов привлекают его огромные, почти безграничные возможности.

Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепиано. Но и сегодня присутствуя на концертах, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садиться за рояль и зал замирает. На глазах у всех совершается великое таинство – рождается музыка… Так и живет с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.

В процессе исследования, я многому научилась: искать нужную информацию в Интернете  (научилась  оформлять текстовый документ,  ссылки), работать с предметным указателем, словарями и другой литературой.  Я много узнала из истории инструмента, игре на котором обучаюсь 2  года. Я поняла, что знать историю музыки,   не только интересно, но и  полезно. Это позволяет лучше понимать содержание того или иного музыкального  произведения.

Теперь я с большим интересом  посещаю  занятия музыки по классу фортепиано. А музыка, исполненная  мной на  фортепиано,  доставляет мне  и  моим слушателям огромное удовольствие     богатством  и разнообразием  звуковых  красок,   неповторимыми  оттенками. Я думаю, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже  столетий.

5.Список литературы:

  1. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся старших классов классов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1989. – 192.
  2. Гельберквит М.  Рождение фортепиано – М.: Детская литература, 1984.
  3. Зильберквит М.  Мир музыки: Очерк.– М.: Дет. Лит.,1988, 336 с.
  4. Зимин П.А. История фортепиано и его предшественников: М., 1968, 178 с.  
  5. История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html
  6. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка. – М., 1997, 448 с.
  7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Терра, 1996.
  8. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.: Всесоюзное издательство советских композиторов. 1986.
  9. К. Паустовский. Избранное. Рассказы. Красноярское книжное издательство, 1977.
  10. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры: Ростов-на-Дону: Феникс, 2005,187 с.
  11. Энциклопедический словарь юного музыканта  /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская / – М.: Педагогика, 1985.  
  12.  http://www.allpianists.ru/pianists-ch.html
  13. http://euro-piano.ru/reviews/
  14. http://www.sonata-etc.ru/instruments/old-time/25/date/index.html


Resource id #5566

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Проект, как вы знаете, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое.В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполн...

Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность. (Наука молодым. XXI век. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2014 года. Томск 2014

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное при...

Презентация "Развитие творческих способностей детей через проектную деятельность с использованием информационных технологий"

Сегодня компьютерные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, способного значительно повысить его эффективность, развить умственные и творческие способности детей, сформирова...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...