Интеграция учебной и внеучебной деятельности на уроках географии
материал по географии на тему

Надежда Анатольевна Игонина

\\\

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция учебной и внеучебной деятельности при обучении географии.

Учитель географии: Игонина Н.А.

     Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании.

     Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

     Интеграция в современной школе идет по разным направлениям и уровням. Среди основных выделяют: внутрипредметный и межпредметный.

    В новых программах по географии и другим предметам введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало системе использования межпредметных связей в образовательной и воспитательной работе.

     Интегративный подход к обучению – это реальное воплощение интегративного принципа в профессиональной деятельности учителя: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении взаимосвязанного материала родственных дисциплин для создания системных знаний школьников в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения учащихся.

      Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. Необходима целенаправленная работа учителя, система продуманных дидактических приёмов, которые бы способствовали возникновению связей в сознании учеников. Это достигается преподаванием географии на межпредметной основе.

      Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления. Такие уроки  дают возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

      Интегрированные уроки можно проводить в течении всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео – художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.

      Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.

      На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. Существует множество видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям.

      Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Обучая своему предмету, учитель сознательно или невольно формирует у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету чётко и кратко: «интересно» – «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки своей работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей. Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.

     Задача учителя – опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.

      Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении географии. К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например взаимосвязь географии и химии, географии и биологии, экономики и экологии и другие.

       С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

       География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.

      Примером интеграции учебной и внеучебной деятельности  при  обучении географии является работа в проектной деятельности, в которой учащиеся применяли на практике полученные на уроках умения. Исследовательский проект - составная часть современных педагогических технологий. Проектный метод становится средством активизации познавательной деятельности, формирования определенных личностных качеств (компетенций) и ориентируется на применение накопленных знаний и приобретение новых (порой путем самообразования), на активное включение полученных компетенций в освоение новых способов человеческой деятельности. Исследовательский подход делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями информации, педагоги становятся соучастниками процесса познания мира.

      Еще одним примером является - творчество - это, прежде всего, новизна, способность сделать то, чего еще не было. Творчество - это радость озарения, это пробуждение желания 'быть не как все', это удовольствие преодоления норм и правил, схем и шаблонов. Но осознанное творчество начинается тогда, когда усвоены знания, нормы и правила. Ведь сознание нового предполагает, что его создатель уяснил для себя то, что уже существует. От чего он отталкивается!

      Нестандартное мышление, развитая фантазия приходят через игру, конкурсы, викторины, оригинальные уроки. Творческий подход позволяет достичь большего, чем хорошо сделанная работа. Конечно, за каждым ярким результатом - немалый труд. Развивать творческие способности растущего и взрослеющего человека необходимо для нашей страны.

     Примерами творческого сотрудничества является внеурочная деятельность по предмету. Мы широко используем знания, которые ученики получают на уроках, во внеклассной работе.

      Без географических знаний современный и будущий гражданин России  не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нём свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на её благо. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач. Без географических знаний человек теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир  как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения.  Большое значение имеет в наше время пропаганда географии как основополагающей науки мироздания. Следуя требованиям времени, география как наука  находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития. Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении

Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...

Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности

В статье обобщен опыт педагога МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга по формированию культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности....

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.

В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...

Нетрадиционные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности школьников.

Статья ознакомляет с методикой "Интеративное сочинение" Данная методика является межпредметной , так как интегрирует литературу, дополнительное образование(театр) и информатику. Используется личностно...

Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...

Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика

Развитие универсальных учебных действий  в учебной и внеучебной деятельности.  Формирование  портфолио ученика...