Нетрадиционные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности школьников.
статья (8 класс) на тему

Тулина Галина Юрьевна

Статья ознакомляет с методикой "Интеративное сочинение" Данная методика является межпредметной , так как интегрирует литературу, дополнительное образование(театр) и информатику. Используется личностно-деятельностный подход в освоении  знаний, нацеленный на повышение интереса учащихся к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Нетрадиционные формы интеграции учебной и внеучебной

деятельности школьников.

           

                                                                     

  Тулина Г.Ю.,  педагог дополнительного образования Россия,Санкт-Петербург  

                                       

                                          

                                              

        Отличительные особенности стандартов нового поколения для общеобразовательной школы могут быть выстроены в виде цепочки следующих взаимосвязанных положение:

- ориентация на образовательные результаты;

- образовательные результаты включают три кластера – предметные, мета предметные, личностные;

- достижение образовательных результатов рассматривается как путь социализации школьника;

- достижение образовательных результатов основано на системно-деятельностном подходе;

- социализация как процесс вхождения в социум требует интеграции учебной и внеучебной работы, взаимодополняющих и взаиморазвивающих друг друга.

        Таким образом, реализация требований ФГОС невозможна без активного включения школьников в разные виды деятельности, без поиска новых форм интеграции учебной и внеучебной работы.

        ГБОУ СОШ № 51 Петроградского района Санкт-Петербурга имеет богатый опыт использования нетрадиционных форм объединения и интеграции учебной и внеучебной работы школьников – это занятия в виде «Литературных гостиных», «Музейных уроков», использование технологии «Смыслы через символы», разработка и создание короткометражных фильмов (например, фильм «От сердца к сердцу»), видеопрезентаций и другие.

        Недавно возникла новая интересная форма проведения интегрированных занятий – «Интерактивное сочинение».

        Для понимания сущности интерактивного сочинения были проанализированы понятия, приведенные ниже.  

        Эмпатия  (греч. сопереживание, сочуствие) – способность одного человека эмоционально отозваться на переживание ближнего.Метод эмпатии формирует положительные черты характера школьника: сострадание, человеколюбие, доброта, умение поставить себя на место другого человека, что формирует определенные нравственные установки, предупреждающие ученика от отрицательных поступков, дел;

        Интерактивная модель обучения -  организация комфортных условий обучения, когда все ученики активно взаимодействуют между собой. При организации интерактивного обучения моделируют жизненные ситуации, используют ролевые игры, вопросы решают, основываясь на анализ ситуации и обстоятельств. Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику. При успешном применении интерактивной модели осуществляется:

1.        Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.

2.        Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).

3.        Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).

4.        Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.

        Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

        Театрализация - внесение элементов драматического действия в какое-либо произведение.

        Литературный язык       -  язык художественных произведений, содержащих в своем составе все языковые единицы, входящие в систему данного языка, современного авторам произведений той или иной эпохи. Язык художественных произведений - это та сфера, где проявляется двуединая диалектическая природа языка, где функционируют языковые единицы литературного языка и живой разговорной речи.

        Текст как  произведение -   группа предложений, объединенных в целое одной темой с помощью языковых средств.

        Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность. «Сведение множества к единому — в этом первооснова красоты.» Пифагор.

        Фантазия - ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. Обязательное условие творческой деятельности человека, которое выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информация не требуется (чистая фантазия) или ее недостаточно. Приемы фантазирования: наоборот, оживление, дробление, объединение. Анализ слова проводится через образ, оживляющий слово.

        Инсайт - сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

        Анализ - (др.-греч. — разложение, расчленение)  метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования .

        Синтез  (др.-греч.  соединение,складывание,связывание)процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

        Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

        Литературное произведение – художественная система, имеющая свои особенности и смыслы. Что предшествовало его созданию? Могло бы оно быть создано сейчас? Переход в подсистему – анализ главных героев, нахождение связи его качеств, жизненной позиции с качествами других героев, общественной жизнью страны, анализ основных идей произведения. Анализ с позиции временной оси: что предшествует рассматриваемым ситуациям и их главным героев, а что могло бы быть с ними в будущем? Переход с надсистему: как соотносится проблемная ситуация с конкретной исторической эпохой, чем обусловлены особенности рассматриваемой ситуации, могла ли она произойти в сегодняшнем мире.

        Замысел интерактивного сочинения состоит в том, чтобы внести в проведение занятий элемент театрализации путем использования приемов театральной педагогики, интегрировать учебную и внеучебную работы для достижения целостного образовательного результата. Опыт в использовании элементов театральных тренингов, творческих мастерских,  опережающих заданий, художественного чтения, инсценирования фрагментов изучаемых произведений, осмысления и порождение символов в этой школе имеется, он успешный, поэтому может транслироваться и развиваться. Как известно, методы и приемы театральной педагогики помогают научить ребенка перевоплощаться, проживать различные жизненные ситуации, ставить себя на место другого человека, слушать и слышать собеседника, находить в себе мужество согласиться с его позицией, если ты — не прав, но и отстаивать свою позицию, если уверен в ней.

        В результате анализа замысла и основных понятий были определены особенности интерактивного сочинения от традиционного сочинения (табл. 1)

Таблица 1 – сравнение традиционного и интерактивного сочинения

Критерий сравнения

Традиционное сочинение

Интерактивное сочинение

Форма работы при написании

индивидуальная

Последовательная смена форм: индивидуальная - коллективная

Результат

Индивидуальный текст

Развивающийся результат: индивидуальный текст – коллективный текст – театрализованный текст

Эмоциональность

Скрытая, вербально выраженная

Открытая, вербально выраженная и продемонстрированная

Групповая работа

отсутствует

Проводится поэтапно

        Последовательность действий, образующих процесс создания «интерактивного сочинения»:

  1. Представление учителем темы для сочинения.
  2. Написание учениками традиционного сочинения на тему:

 «Какие произведения Лермонтова я могу посоветовать прочитать своим современникам?»- домашнее сочинение стандартного объема.

     3.        Знакомство с текстами учащихся проходит на уроке. Чтение по желанию.

     4. Проблемный вопрос, поставленный учителем: почему тезисы звучат

 похоже? Это связано с тем, что у вас всех одинаковые системы ценностей?

Какая  система ценностей была у М. Ю. Лермонтова? (вспомните наш фильм «От сердца к сердцу») Можно ли ее считать современной? Посмотрите на интерактивную доску и найдите разницу между теми символами, которые  представили вы,  и символами, которые представляет учитель.

       5.Вхождение ученика в структуру коллективного текста (еще не созданного)  - совместное составление плана коллективного сочинения - коллективный поиск.

     6. Создание письменного коллективного текста  по плану, вычленение иллюстративного материала, подтверждающего тезис;

      7.Театрализация – перевод художественного образа сочинения в действенный; Учитель, пользуясь идеями , импульсами детей создаёт сценарий в соавторстве с активной группой детей, опираясь на авторскую позицию.

      8. Художественное чтение – работа в малых группах; объединение в целостный продукт. Репетиционный процесс;

      9.Представление результата коллективного творчества в сценической форме;

     10.        Оценивание (само -  взаимооценивание учителя и учебной деятельности учеников ) выполненной работы. Критерии:

  • Критерий написания выпускного сочинения;
  • Критерий успешной коммуникативности учащихся – условие групповой деятельности;
  • Художественно-эстетический аспект – условие успешного сценического воплощения.

 вопросы для оценки (для участников и зрителей):

- узнал ли сегодня что-то для себя новое?

- совершил ли ты для себя какие либо открытие в творчестве и личности поэта?

-  что для тебя было самым интересным в совместной работе?

-  была ли успешной работа в группе была успешной ?

- что дает работа в группе?

(с позиции продемонстрированных умений).

 Рефлексия:

- что понравилось на занятии?

- что мешало сегодня на занятии?

- что в следующий раз лучше изменить?

- будем еще устраивать такие мероприятия?

В рефлексии участвуют         все участники, группа зрителей(по желанию) , группа учителей( по желанию)

Отзывы учеников об интерактивном сочинении на тему «Мой Лермонтов»:

- на мой взгляд, мы смогли выразить свое отношение к творчеству Лермонтова, несмотря на явную нехватку времени (Валерий Масленников ,10 а класс)

- было очень волнительно выступать на сцене, я выступал вообще первый раз.

 появилась вера в себя, второй раз будет уже не страшно.( Филипп Буканов, 8б)

- мы поддерживали друг друга, было очень интересно работать в группе.

Мы поняли, что не получится общего дела, если каждый за себя

( Калеватова Татьяна, 8б)

        Таким образом, интерактивное сочинение  имеет выстроенную структуру сочинения в форме театрализации, нацелено на воспитание эмпатии посредством создания сценических образов и формирование коммуникативных умений и навыков (путь от индивидуального сочинения к коллективному с последующей театрализацией)

        В процессе работы над интерактивным сочинением школьники проявляли умения:

  • работать в группе по созданию коллективного сочинения на интерактивной основе;
  • системно анализировать различные аспекты текста;
  • интерпретировать текст;
  • выявлять в информации как главное, существенное, так и детали;
  • выявлять имплицитную информацию, подтексты;
  • связывать информацию, содержащуюся в тексте, со знаниями из других источников;
  • разворачивать смыслы в действие;
  • выявлять смыслы из контекста, извлекать жизненные уроки;
  • обосновывать и оценивать сформулированные на основании текста утверждения, исходя из своих представлений о мире;
  • использовать полученный опыт восприятия информации для обогащения собственного чувственного опыта;

        Очень важно, что использование интерактивного сочинения подводит учителя и учеников к пониманию содержания образования шире,  чем только учебный материал, – он включает и опыт творческой деятельности, и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

       

          Список литературы:

  1. Всероссийская конференция школьной театральной педагогики.Педагогика искусства.Сборник материалов.

Составители:А.Б.Никитина,Т.А.Климова, редактор:Н.А.Рыбакова.

Из-во. МаксПресс.Москва.2013

  1. Фролова С.Д. Теория и практика написания сочинений. Спб.2014
  2. НовиковаТ.Б.Путь к созданию текста.Спб.2014
  3. ТамбергЮ.Г. Как научить ребенка думать?Спб.1999

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных форм внеклассных мероприятий для развития ключевых компетенций школьника.

Материал состоит из двух частей: в первой идет речь о компетенциях, формах внеклассных мероприятий, а вторая представляет собой обмен опытом....

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Статья, описывающая различные формы организации учебной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках математиеки....

"Развивающий урок литературного чтения. Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников"

Начальная школа – очень важный этап в жизни каждого человека. Важный и сложный. Современные дети живут в условиях большого информационного пространства, некоторые из них очень мало общаются со с...

«Развивающий урок литературного чтения. Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников» ПРЕЗЕНТАЦИЯ

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ Секция учителей начальных классовТема РМО: «Методики развития креативных способностей учащихся.Система работы с одарёнными детьми, организация проектной и иссле...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

в статье раскрыто определение нетрадиционных организационных форм урока, также представлено исследование, проведённое в МБОУ Гимназии №32 города Кургана, для выявления зависимости между видом нетрадиц...

Формы интеграции учебного материала

Данная статья посвящена формам интеграции учебного материала...