"Развивающий урок литературного чтения. Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников"
материал по теме

Начальная школа – очень важный этап в жизни каждого человека. Важный и сложный. Современные дети живут в условиях большого информационного пространства, некоторые из них очень мало общаются со своими сверстниками, проводя основное свободное время за компьютером и телевизором. Школьники умеют пользоваться телефонами, электронными игрушками, но совсем не умеют играть с одноклассниками, очень мало, а то и совсем не читают вне школы.

 

Мы живем в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами – всестороннее и гармоническое развитие личности. Педагоги и ученые, которые работают, занимаются исследованиями, беря за основу в своих изысканиях именно эту проблему, пытаясь своими новшествами помочь решению задачи о целостном, гармоничном, всестороннем развитии ребенка.

И в этом огромное значение приобретают уроки литературного чтения. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. На примерах простых, доступных для младшего школьного возраста, рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. Наряду с этим, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_shvidkaya_i.a._21.08.2018_-_kopiya.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Секция учителей начальных классов
Тема РМО: «Методики развития креативных способностей учащихся.
Система работы с одарёнными детьми, организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»

«Развивающий урок литературного чтения.

Интерактивные формы организации учебной

деятельности младших школьников»

(УМК «Школа России»)

Швидкая Ирина Александровна

Учитель МКОУ «Александроневская средняя школа»

Убинского района, Новосибирской области

 

 21.08.2018 г.

Чему и как учить младших школьников, чтобы они могли воспринять эстетические и нравственные ценности художественной литературы?

Начальная школа – очень важный этап в жизни каждого человека. Важный и сложный. Современные дети живут в условиях большого информационного пространства, некоторые из них очень мало общаются со своими сверстниками, проводя основное свободное время за компьютером и телевизором. Школьники умеют пользоваться телефонами, электронными игрушками, но совсем не умеют играть с одноклассниками, очень мало, а то и совсем не читают вне школы.

Мы живем в эпоху возрождения и возвращения к истокам, к изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами – всестороннее и гармоническое развитие личности. Педагоги и ученые, которые работают, занимаются исследованиями, беря за основу в своих изысканиях именно эту проблему, пытаясь своими новшествами помочь решению задачи о целостном, гармоничном, всестороннем развитии ребенка.

И в этом огромное значение приобретают уроки литературного чтения. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. На примерах простых, доступных для младшего школьного возраста, рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. Наряду с этим, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению, программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. В современной методике при восприятии художественного произведения принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное произведение допускает возможность различных трактовок. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения. 

Сегодня перед каждым учителем начальных классов стоит вопрос чему и как учить младших школьников на уроках литературного чтения, чтобы ребенок – «маленький ребенок» смог воспринять всё, что заложено автором в художественный текст. Как донести все эстетические, духовно - нравственные ценности текста.

  Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Полноценное восприятие художественного произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны.

Таким образом, литературное образование и развитие в начальной школе предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать, доступное возрасту, художественное произведение адекватно авторскому замыслу. К критериям литературного образования и развития ребенка относят: необходимый объем теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно-художественный смысл произведения; саму начитанность ребенка, т.е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения; и, конечно же, собственное литературное творчество ученика.

  Сегодня стоит проблема над образованием детей. Надо задуматься над самим словом ОБРАЗОВАНИЕ, как оно возникло, с чем оно связанно по смыслу, по-родственному?

А как вы понимаете что такое образование, что оно означает?  (Происходит от русск.-церк.-слав. образованиѥ, восходящего к праслав. имени действия на -аньйе (*образованьйе) по глаг. *образовати «создавать образ, образы», производного глаг. на -овати от праслав. оb- + rаzъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. образъ (др.-греч. εἰκώντύποςμορφή), русск., укр. о́браз, белор. во́браз, болг. о́браз «лицо, щека», чешск., словацк., польск. оbrаz «изображение, картина; образ; икона», Использованы данные этимологического словаря А. К. Шапошникова; см. Список литературы.) 

Это образ, создание, «создавать образ, образы», в нашем случае образа маленького человека, это создание человека в течение всей его жизни, потому что ОБРАЗОВАНИЕ сопровождает всю нашу жизнь: пока человек развивается – он жив.. В любом случае создание себя по образу и подобию. Раньше это было подобие Божие далее нам дали идеалы, к которым следовали, стремились, в данном случае я говорю это о себе, потому что люди моего и старшего поколения были воспитаны на идеалах и это было искренне!!! Мы можем привести примеры героев из художественных произведений, которых помним из детства. 

И вот возьмем наше безобразное время!!! Подсознательно мы это слово произносим постоянно. КАКОМУ ОБРАЗУ СЛЕДОВАТЬ?! Не случайно употребила родственное слово БЕЗОБРАЗНОЕ без образа.

Как учителя начальных классов мы должны выводить учеников младших классов всё-таки на ценности!!! Прежде всего, ПОНИМАНИЕ этих ценностей, затем ПРИНЯТИЕ этих ценностей, ценностных отношений, а затем – это уже самая высшая ступень – это СЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЯМ!

В этом и состоит миссия Учителя, Учителя с большой буквы – воспитать нравственного, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО человека! Если мы этому следовать не будем, то потеряем и страну, и своё общество, то, что возможно ПОТЕРЯТЬ. Поэтому надо задумываться чему и как учить детей в начальной школе?!  

В своём выступлении я буду опираться на УМК (учебно-методический комплекс)  «Школа России» и «Перспектива», оба эти комплекса имеют одного прародителя - Климанову Людмилу Федоровну и её авторский коллектив, где она является сердцем коллектива. УМК «Школа России» сегодня это: мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы

Чем её учебники отличаются от других:

  1. Учебники – это образцы эстетических нравственных представлений. В них изначально заложены и цель курса литературного чтения, и глубокое нравственное содержание произведений. Тексты,  задания год от года становятся сложнее, глубже, степень самостоятельности детей, как читателей, всё выше и выше.
  2. Второе не менее важное составляющее – это ориентирование на формирование литературоведческой грамотности. Которая усложняется год от года.

СЛАЙД 3

Стратегическая цель курса литературного чтения – ВОСПИТАНИЕ НЕ ТОЛЬКО НРАВСТВЕННОГО, но и  ОБРАЗОВАННОГО, ТВОРЧЕСКОГО ДУХОВНО развитого читателя! Но и тонко чувствующего, читателя со вкусом.  Который умеет читать!!!

Здесь необходимо всё – таки остановиться на ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ!!! Если ребенок читает 20 слов в минуту, он СПОСОБЕН воспринимать только слово, которое только что прочитал!!! А предыдущее слово, оно уже ушло из его сознания, слово не воспринято им в связи с тем, что он только что прочитал еще одно слово. Мозг такого ребенка воспринимает только 1 слово, он останавливается на последнем прочитанном слове. Это закон психики, который завязан на эту технику чтения.

 Ребенок, который читает 40 – 50 слов в минуту он способен запомнить словосочетание или очень коротенькое предложение. Только, читая от 60 слов в минуту, ученик способен воспринять содержание короткого, маленького предложения.

 А наша цель, простите за терминологию, «вытянуть» его на чтение 80 – 90 слов в минуту, когда он готов при чтении именно напечатанного текста, работать с ним как образованный, как творческий, как вдумчивый читатель. Задачу обучения чтению, формирования техники чтения с нас никто не снимал!

 Но задача гораздо глубже и серьезнее перед нами, это не только ребенок, который умеет читать, это ребенок который умеет ВЫБИРАТЬ! Выбирать, что ему читать, а это уже формирование вкуса, склонностей.

СЛАЙД 4

Ребенок уже понимает, КАК и ЧТО читать. Это уже другой уровень.

Это уровень ПОСТИЖЕНИЯ ОСОБЫХ СРЕДСТВ используемых поэтом ли, писателем. Для того чтобы создать образы, картины произведения, передать свои чувства и настроение героев. И понимание того, как этот текст нужно читать.

 И, наконец,… вот тот наш грамотный читатель! Кто такой грамотный читатель, которого мы должны выпустить? Это тот ребенок, который умеет читать, знает как читать, выбирает что читать и ВСЕ ВРЕМЯ читает за пределами школы, а не только школьные произведения! Когда над ним кто-то не стоит. Вот это и есть грамотный читатель!

Понятно, что эта та цель, которая ставится стандартом, всеми нормативными документами, в конце концов, ставится нами самими при нашей подготовке к урокам и литературного чтения, и всех других предметных линий, потому что читать нам приходится на всех предметах в начальной школе и в дальнейшем.

Многие думают: «не рано ли в таком возрасте так читать»? Нет. Здесь мы будем опираться на науку. Ученые говорят, что у детей к 7 годам художественно-игровое восприятие способно перерасти в художественно-аналитическое. Т.е. именно с 7 лет у ребенка формируется осознание своих представлений, своих переживаний при чтении художественного текста. Он способен осмыслить содержание, он способен поработать, задуматься над художественными формами произведений.

По существу, как говорят психологи, в этом возрасте ребенок готов наслаждаться чтением художественных произведений, он способен это делать.

 Другое дело, что просто так духовно-нравственное содержание не может переливаться. Вот как взяли кувшин и налили из одного в другой. Этого не случится, если мы ему не поможем.

Здесь становится вопрос, как можно помочь ребенку? Что САМ УЧИТЕЛЬ должен знать и уметь? Как самим жить и быть образцом для детей? Как работать с детьми на уроке, чтобы дети, прейдя, домой из школы, захотели открыть книгу и насладиться произведение художественной литературы, а не упасть за экран компьютера. Тогда будет действительно реализован этот принцип, который мы постоянно декларируем: Чтение - лучшее учение!

СЛАЙД  5  

Главным условием решения стратегических задач курса литературного чтения – это организация личностно значимого для ученика полноценного чтения, организация глубокого анализа художественных произведений.

Мария Александровна Рыбникова (талантливый советский учёный – филолог, методист, фольклорист, педагог словесности первой половины 20 века) её последняя крупная методическая работа, замечательный труд пособие для учителя «Очерки по методике литературного чтения», который вышел до ВОВ. В ней наиболее полно и последовательно изложена методическая система, которая складывалась у автора в течение нескольких десятилетий. В основу этой системы положены не только личные наблюдения, личный опыт, но и тщательное изучение истории русской методической мысли XIX-XX веков. Последнее третье издание 3-е вышло в 1963 году (есть 1985 г, 4 изд.). Ценность книги заключается в том, что М.А.Рыбниковой был присущ большой талант педагога, сочетавшего широкие знания художественной литературы, безграничную любовь к ней и родному слову с глубоким пониманием детей, их психологии, их интересов, талант тонкого ценителя и знатока искусства со страстностью пропагандиста художественных знаний, неутомимого исследователя - литературоведа и методиста. Всё это позволило М.А.Рыбниковой сделать такие наблюдения, открыть или угадать такие особенности и закономерности обучения детей родному языку и родной литературе, которые, сохраняют своё значение до последнего времени. На сайтах есть в свободном доступе.

Она говорила именно об организации глубокого анализа художественных произведений и полноценном чтении. Утверждает что, на уроках литературного чтения нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами. 

 Эти слова (работать на уровне искусства и по возможности его методами) можно взять сегодня как базовый принцип для организации работы на уроках литературного чтения. Весь опыт убеждает, что эти важнейшие вопросы, которые сейчас перед вами (на слайде) можно решить, привлекая методику преподавания литературы. Где бы, когда бы, на каком уровне не находились: начальная школа, основная, средняя, старшая или высшая ли школа. Изучая произведение, работая с художественным текстом: методы, принципы анализа будут едины. Разница только в возрасте, разница только в жизненном опыте наших детей, в их психических возрастных особенностях.  

 Что значит - на уроках чтения работать на уровне искусства и по возможности его методами.? Почему мы именно сегодня в 21 веке вспоминаем слова М.А. Рыбниковой? Потому что, если мы полистаем наши требования, изложенные в основополагающем документе - федеральном государственном образовательном стандарте, в разделе предметной области литературное чтение, мы увидим, что именно такой подход отвечает целям современной школы. Именно такой подход поможет решить задачи воспитания, о которых мы говорили в самом начале нашего разговора.  

«Вооружить детей прочными знаниями» эта задача во все времена всегда была, есть и будет!!! Но одного этого сегодня действительно нам очень мало. Нам нужно организовать на уроках, а мы говорим об уроках литературного чтения, чтобы она была развивающая и конечно великого нравственного потенциала, чтобы эти эстетические нравственные ценности для ребенка не были чужими. Нужно организовать работу так, чтобы дети могли думать, прежде всего, над прочитанным. Чтобы могли осмысливать проблемы героев произведений, т.е. входить в эти образы, («побыть в их шкурке»).  Для этого нужно организовать процесс сопереживания, т.е. когда боль другого, переживания другого становятся твоими собственными переживаниями. Для чего это нужно? Не для того чтобы мы издевались над детьми: заставляя их плакать, мучиться и т.д.    

Нет, об этом говорят все психологи и педагоги всех времен и народов, что только в СОПЕРЕЖИВАНИИ ребенок постигает КУЛЬТУРУ ЧУВСТ. Он личностно растет и развивается. Здесь и оценивание поступков. Оценивая поступок героев, ребенок соотносит его со своими начальными жизненными нормами.

СООТНЕСНИЕ – это коррекция своих норм. Начинает думать: «А у меня здесь все в порядке?», «А я то правильно думаю, правильно поступаю, как бы я поступил на мечте героя?». Опыт героя становится личным опытом ребёнка. Вот к чему нам нужно стремиться. И только тогда все поступки, мысли героя, переживания авторов ученик-читатель начинает соотносить со своей жизнью.

И наконец самая высшая ступенька – это соотнесение дальнейших своих поступков, дальнейших своих мыслей именно воспринятыми и принятыми нравственными нормами. Это и будет организацией личностно значимого для и личностного развития, и всестороннего развития личности ребенка на уроках литературного чтения.

  Задача учителя (я еще раз повторяю) - организация глубокого анализа полноценного чтения.

 

СЛАЙД 6

Глубокое личностно значимое прочтение текста – это (внизу) представлено на сладе перед вами. Все читательские умения и навыки можно сжато отразить в следующих 4-х позициях:

  1. Умение представить себе картину, нарисованную автором произведения.
  2. Умение сопереживать героям и автору.
  3. Уметь понять главную мысль произведения, его идею.
  4. Уметь осознать свою позицию и передать её в устной или письменной речи.

СЛАЙД 7:

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

   Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Каким же должен быть урок?

СЛАЙД 8

 Содержанием такого урока является именно самостоятельная и творческая деятельность детей, каждого ребенка. В своей работе учитель должен использовать разные методы.

1. Схема пассивного метода     2. Схема активного метода     3. Схема интерактивного метода

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 

3) интерактивная – взаимодействие (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем). 

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений

Учителя с детьми  -  Детей друг с другом -  Каждого ребёнка с учителем - Ученика с коллективом

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и применение их очень актуально в современной начальной школе.

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором,  происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

 

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

   Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Данный вид обучения характеризуют следующими чертами:

это  взаимодействие  обучающихся  между   собой  и преподавателем (непосредственно или опосредованно);

     это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;

    это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

Формы организации учебного процесса.

    ФРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - это устанавливаемый порядок организации актов, процессов, действий, направленных на более эффективное решение поставленных целей и задач.

Интерактивные формы – это оргформы, основанные на принципах  интерактивного обучения:

• опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта)

• активность обучаемых

• позиция учителя: консультант-фасилитатор

     К ОСНОВНЫМ ИНТЕРАКТИВНЫМ ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА относятся:

Игры  • Пары и группы  • «Мозговой штурм»  • Дискуссия  • Проекты  • Семинары и др.

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать интерактивные формы и методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и применение их технологий очень актуально в современной начальной школе.

Результатом урока станет и рост личности: эмоции, чувств, воля, нравственные представления и конечно рост ребенка в плане мыслительной деятельности, потому что это глубокий анализ, это оперирование на уровне начальной школы литературоведческими понятиями. Это постижение секретов мастерства автора, как у него так получилось? Открытие приемов, способов, удивление… Принятие ребенком в письменной и устной речи этих способов, выражений.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ деятельности самые разнообразные. Они не все вошли на слайд, но вы и так их знаете и применяете. Интересной формой является рисунок-диагностика, через который ребенок сможет передать правильно ли он воспринял тот или иной образ или авторскую идею? Это игры, сочинения, дописывание текста, творческий пересказ и т.д.

Рисунок-диагностика активно используется учителями Занковской системы обучения. Приём постижения авторских образов и авторской мысли. (Бажов. «Синюшкин колодец» – это дыра в земле, из которой идет голубой туман, где живет уральская Богиня. Дети восприняли слово, как деревенский колодец. Т.Е. чтение и работа чс текстом не привели к желаемому результату).

Слайд 10  Платонов «Цветок на земле» 3 класс.

После разбора рассказа учитель попросила нарисовать главного героя. Дети рисуют цветок. Главные моменты рассказа прошли мимо детей. Значит, не донесен смысл и авторская идея. Афонька просит у умирающего деда раскрыть ему тайну  (скажи мне про все): «Что же самое главное на этом свете?». Подвел к цветочку. Песок мертвый, камень мертвый, цветок жалконький такой, но живой!.

Платонов «Цветок на земле» 3 класс.


….
Дед повел Афоню полевой дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, травы и цветы. Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

— Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все! А этот цвет растет, он не все!

Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

— Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь — песок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах. Понял теперь?

— Нет, дедушка Тит, — сказал Афоня. — Тут понятного нету.

— Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый? А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь.

— А трава и рожь тоже главное делают? — спросил Афоня.

— Одинаково, — сказал дедушка Тит.

— А мы с тобой?

— И мы с тобой. Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. А этот вот желтый цвет на лекарство идет, его и в аптеке берут. Ты бы нарвал их да снес. Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

  Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

— Теперь я сам знаю про все! — сказал Афоня. — Иди домой, дедушка, ты опять, должно, спать захотел: у тебя глаза белые... Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся!

  Дед Тит ничего не сказал. Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошел опять в избу на печку.

А маленький Афоня остался один в поле. Он собрал желтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнес в аптеку, на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. Он принес его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.

— Спасибо тебе, Афонюшка, — сказал дед. — А цветы тебе ничего не сказывали, из чего они в мертвом песке живут?

— Не сказывали, — ответил Афоня. — Ты вон сколько живешь, и то не знаешь. А говорил, что знаешь про все. Ты не знаешь.

— Правда твоя, — согласился дед.

— Они молча живут, надо у них допытаться, — сказал Афоня. — Чего все цветы молчат, а сами знают?

Дед кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле. А потом дедушка спрятал гребешок за пазуху и опять заснул.

Самое главное, что Афоня захотел делать из смерти жизнь!!! Думал как из праха, песка родятся счастливые яркие лица, нашел мудрость жизни! Всё чистое и светлое рождается из пепла и праха.

Ребенок понял всё. Ты будешь жить из своего праха, ты не бойся.

Взрослый воспринимает текст совсем по-другому. Тяжело смириться со смертью. Но такие великие произведения этому нас учат!

Такое донесение текса, рассмотрение вопросов. Вопросы в конце текста надо читать не по порядку, а продумывать для детей. На уроках нужно много рисовать.

СЛАЙД 11  С Есенин «Береза»

Работая над этим стихотворением можно сделать несколько рисунков. Изучается пространство: береза принакрылась – это утром в несмелых лучах зимнего утра. А дальше появляется заря, береза появляется в золотом огне. Может быть вечерняя заря, когда солнце закатывается. Солнце меняет свое освещение в зависимости от времени суток.

СЛАЙД 12  ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Кроме рисунка используем дидактические игры,  инсценирование.

 Известные ученые, психологи Лев Семенович Выготский и Даниил Борисович Эльконин, в своих работах использовали приемы дидактических игр. Такие формы создают у детей неподдельный интерес, создают мощные мотивации и стимулы. Высокая степень активности, т.к. у ребенка практически задействованы все личностные сферы: интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая. Включаются все явления психики, воображения, речь, память, мышление, эмоции и т. д. Игровая ситуация позволяет организовать очень важное заинтересованное общение. Деятельность в таких играх совместно-разделенная, то и каждый ребенок должен осознавать и сыграть свою роль. Он понимает, что и другие участники  команды получают определенные действия и только вместе можно получить успешный быстрый и нужный результат. В этом тоже воспитательный смысл игр. В процессе ролевой игры происходит примеривание какой-то социальной роли: кто – то будет ведущий, кто-то ведомый. Это помогает проигрывать какую-то жизненную ситуацию, находить решение или выход из создавшейся ситуации. Это даёт воспитательный потенциал, соревновательный эффект. Хорошо если в игре есть вхождение в жизнь другого человека.

 

СЛАЙД 13  ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН задание 6.

  Что значит разыграть как в театре? В театре должны быть некоторые образы. Характеры. Передача характера через использование голоса. Выход на мимику, пластику, интонацию. Серьезная работа с репликами, терминами. Идет проникновение в характер героя, «примеривание» его речи на себя. Одну и ту же фразу можно произнести по – разному. Это и есть глубокая подготовка к инсценированию, которая позволяет ребенку проявиться через ситуацию свободы, творчества, импровизации. Идет принятие нравственных норм, формирование мужского и женского воспитания!!! 

СЛАЙД 14  Работа с тетрадями.

Если нет тетрадей у детей, она обязательно должна быть у учителя. Это подсказка приемов и способов, как можно организовать работу с репликами. Именно определение того, как произносить: какой тон голоса, какая высота, с какой скоростью, какой тембр голоса, какая интонация? (Радостно, грустно, быстро, медленно, испугано, смело, тихо, громко…). Само обозначение голубой дорожки подсказывает ребенку - задумайся, как произносить фразу.

СЛАЙД 15   ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ памятки,  рабочая тетрадь

Памятки используются, когда ребенок уже готов работать самостоятельно, без помощи учителя.

Чтение по ролям – самая грандиозная игра. Здесь происходит перевоплощение, вхождение в образ. Ученик через создание персонажа усиливает себя. Всю свою духовно – личностную сферу вырабатывает и прорабатывает. Чем старше ребенок становится, тем больше творчество уходит во «внеурочку» или на дом. Но в классе необходимо ТВОРИТЬ. Прежде чем дать на дом творческое задание, необходимо в классе на уроке НАУЧИТЬ это делать!!! А не дома мама пусть расскажет. Учить творчеству надо всех детей. Все этапы творческих заданий должны проходить именно в классе. Только тогда ребенок не будет бояться домашних заданий, а будет готов их выполнять, понимать, что ему надо делать. Тогда захочет это делать сам. Не только вне школьных стен.

Литературное творчество должно быть очень аккуратным! Созданная учителем атмосфера свободы и импровизации в классе, более надежна, чем то, что дети могут увидеть или услышать от родителей или близких родственников.

СЛАЙД 16   Давайте посмотрим как это возможно сделать!

 Разговор с пчелой 3 задание. Представьте кто дома будет составлять эти задания? Какой будет разговор?  Как организовать эту работу на уроке.

Рабочая тетрадь стр. 22, 1 класс.  Прежде всего читай! 

Необходимо уловить звукопись. А пчела какие слова могла бы произнести? Со звуком Ж-ж-ж-ж-ж-ж жужжит, ужасно, жалко…

Работает артикуляция, логопедия, орфоэпия, отрабатываем часто очень сложные для произнесения для первоклассника звуки.   Необходимо подготовить первоклассника к заданию, должны дать опору в виде начала: пчела, звуки, образ, характер (какая пчела взрослая или ребенок, смелая или трусливая, опытная или молодая …)

Мальчик какой он?   Характеризуем мальчика. Затем подбираем фразы для диалога, можно проиграть… тут вам и физминутку можно самим составить.

Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.   

СЛАЙД 16       НЕБЫЛИЦЫ

Учимся сочинять небылицы. Любая творческая работа должна быть подготовлена, должна логически вытекать из предыдущей работы. Рабочие тетради дают такую опору. Здесь и визуальная опора, и примеры текстовой опоры, дан образец. Использовать необходимо такой шаг, где будет всё понятно ребенку. Сначала рассмотри картинку, если не понятно прочитай текст.

 На слайде показан образец. Не надо ему творческий момент переход из рутинного труда в творческий делать сложным. Заинтересуйте – А у тебя так получится? Смените время года… пусть будет не лето, а зима. Постигаем на практике.

Следующее задание закончи предложение так, чтобы оно стало небылицей…

Более быстро изучается фольклорный жанр, тогда пойдут игры, рисунки…  можно использовать условные обозначения, опоры.

Литературное творчество, которое преподается педагогом, должно быть понятно САМОМУ ПЕДАГОГУ. Все основы им должны быть усвоены от и до. Мы должны понимать что у определенного задания должны быть свои признаки. Например при составлении сказки мы должны учитывать её признаки, особенно у волшебной. Т.е. Это зачин, волшебное число троекратный повтор, имена героев, обязательный запрет и его нарушение, наказание за нарушение запрета.

В классе, где много детей очень интересно входить в художественный мир сказки. Отслеживать аккуратно и деликатно поправлять. Учить контролю детей, которые слушаю и учить самоконтролю самого ребенка! Не Ванька и Колька, а Иванушка и Николушка…

Уметь различать, где сказка, где рассказ. Где рассказ может превратиться в сказку. Учить уметь держать жанр. Это в силе учителя. Учитель должен где-то прочитать для себя конкретизировать в литературоведческом плане и в методическом плане подобные направления деятельности.

РАБОТА С РАССКАЗОМ

 Здесь можно провести работу с названием, как можно дописать, как можно закончить рассказ, потому что финал должен быть знаковым и значимым для ребенка. Можно порекомендовать рассказ забытого педагога Василия Сухомлинского,

В. Сухомлинский «Старый Пёс»

Был у Человека верный друг — Пёс. Много лет сторожил он хозяйство Человека.

Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть.

Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина.

Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого.

Хозяин удивился и спросил:

— Значит, ты уже не узнаёшь меня?

Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, и сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!

 Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка.

Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну, маленькую, и сказал Щенку:

— Живи здесь.

Старый Пёс спросил у Человека:

— Зачем тебе ещё один пёс?..

(…………….Как вы думаете что ответил человек своему старому псу?................ ответы детей:….)

(авторский финал)

— Чтобы тебе не было скучно, — сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.

Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза.

А на траве кувыркался, играл Щенок.

Анализ этого финала позволяет детям и умом, и самое главное сердцем постичь истинную доброту человека.

Герой думает не о себе, а о том кто верою и правдою служил ему всю жизнь!!!

Аккуратно постепенно мы увеличиваем работу над текстом. Показываем постижения текста. Пусть даже дети еще не достаточно хорошо читают, поэтому текст читает учитель, а детям в конце позволяем фантазировать, творить, включаем в творческую работу, развиваем воображение, расширяем словарный запас, формируем любовь к чтению. Развиваем технику чтения, многократное перечитывание позволяет ребенку читать абзацы, выискивая подтверждение  своих мыслей, включаясь в коллективную работу.

 Работа с терминологией обязательна на уроках! Используем щадящий подход. Не требуем заучивать термины, позволяем детям использовать свою интерпретацию, своими слова сами потихоньку объясняем.  

************ рисунок 3 на слайде 16

Рассказ М Пришвин «Осеннее утро». Можно перед чтением текста провести экскурсию в осенний лес. Дома написать сочинение об осенних листьях, подготовить стихотворения про листопад. Составить разговор листьев, разных листьев …

Затем читают в классе произведение Пришвина М.. Дети сравнивают рассказ и свои сочинения, и понимают, что он тоже Пришвин творец, и каждый ребенок тоже творец!

Происходит рождение от маленького читателя к большому писателю!!!

Только постигая на детском уровне детские слабые первые творческие шажочки, входя в эти приемы и способы, ребенок начинает понимать – Я ТОЖЕ МОГУ!!! Это воздействие на него как на личность. Формируется носитель языка, развивается речь,    он выражается другими словами, меняется словарный запас, речь становится более образной. !!!!    НО   ОБРАЗНОЙ РЕЧЬ РЕБЕНКА БУДЕТ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ САМ ИСПОЛЬЗУЕТ В СВОЕЙ РЕЧИ ПРИЕМЫ МЕТАФОРИЧНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, вот только тогда речь ребенка действительно будет той, которая нам крайне важна.

СЛАЙД 17         ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 Интерпретация – удивительный важный момент. Ребенок встает на позицию творца! Посмотрите на задание 3 в 4 классе. Сравни свой образ и образ с репродукции Васнецова. Или может у тебя свой образ богатырей есть.

СЛАЙД 18  ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА

Учить творчеству легче всего на эксперименте! Читая СТИХОТВОРЕНИЯ разные по возрасту, разные по голосу, разные по важности. ИГРАЕМ! ВХОДИМ В ОБРАЗ!!!

Ведется большая умственная работа. Идет наращивание знаний.

(Э. Успенский «Над нашей квартирой»)  Подробный анализ текста через композицию, через рисунок, картинный план позволяет детям увидеть, как построен текст в стихотворении, выйти на авторскую идею.

СЛАЙД 19      В ТЕКСТЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ТАЙНА

1 КЛАСС – работа со словами: звукопись, учились читать, играли, экспериментировали,  текстом

Работа над сочинением небылиц, когда все становится с ног на голову, сочиняли диалоги…

2 КЛАСС - Текст должен быть с тайной. Книга – чудо! Кто же волшебник? Писатель или поэт. Но мы творили практически наравне с авторами. Тайна открывается только тем, кто читает, а что для этого нужно?...  Мир наполнен тайной, красотой, которая открывается не всем. Надо научиться видеть эту красоту!!! Эта красота откроется вдумчивому и грамотному читателю!

Как основа,  как база сопутствует - духовно-нравственное начало.

(2 класс «Кисточка» В. Берестов) В тексте всегда есть тайна. Стихотворение развивает воображение, что можно нарисовать кисточкой, что может рассказать шариковая ручка

Важность в качестве чтения, в его осознанности! Если дают тяжелые произведения, например произведения Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», читайте вместе с детьми, так как Свифт для детей не писал.

На уроке можно и почитать, и подумать, и поразвиваться.

Заключение

          Применяя на уроках  интерактивные методы обучения, учитель добивается  новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе  неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала  становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  1. - развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  2. решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  3. развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
  4. обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

 Использование интерактивных методов - это верное средство повышения познавательной активности учащихся на уроках.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1.     Познакоми...

Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории

Групповые формы обучения. 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности.Групповые технологии как коллективная деятельность....

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....

Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии.

На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.Их выбор обусловлен спецификой содержания учебного материала, его объе...

«Развивающий урок литературного чтения. Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников» ПРЕЗЕНТАЦИЯ

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ Секция учителей начальных классовТема РМО: «Методики развития креативных способностей учащихся.Система работы с одарёнными детьми, организация проектной и иссле...

«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Эссе на тему "Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии"...