«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
материал по географии (9 класс) на тему

Тугаринов Алексей Сергеевич

Эссе на тему "Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_obucheniya_geografii.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

ЭССЭ на тему

«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Фронтальная работа имеет наиболее широкое применение. Эта форма организации отличается тем, что учитель ведет работу со всем классом одновременно, применяя различные методические приемы (рассказ, объяснение, беседа и др.) и учащиеся выполняют единое для всех задание. Индивидуальные особенности учащихся учитывать очень трудно. Единый темп работы создает трудности в усвоении материала слабыми учениками. Важная проблема состоит в обеспечении устойчивого внимания учащихся, поддержания их интереса к изучаемому материалу. Поэтому наряду с приемами объяснительно-иллюстративного изложения целесообразно и необходимо применять проблемное изложение и частично-поисковый методы обучения.

Индивидуальная форма работы на уроке географии необходима, очень важна, но использование ее затруднено не только большой численностью учащихся, но и содержанием географии. При индивидуальной работе можно учитывать индивидуальные различия и различное отношение учащихся к учебе. По заданию учителя каждый учащийся работает самостоятельно без обмена с другими учениками. В учебном процессе используются репродуктивный и исследовательский методы. Учащиеся выполняют задания по тексту учебника, заполнение контурных карт, составление таблиц, графиков и т.п. Для организации более успешной индивидуальной работы необходимо использовать раздаточный дидактический материал. На уроках географии фронтальная и индивидуальная формы работы обычно применяются совместно в сочетании или последовательно. Так, обычно после выполнения самостоятельных или практических работ организуется их фронтальное обсуждение.

Коллективные формы работы имеют существенное социальное значение: формируют у учащихся умения сотрудничать, кооперировать свои усилия и рационально организовывать совместный труд. В коллективных формах работы организация учебной деятельности предполагает разделение труда. Контроль за выполнением работы выполняется самими учащимися.

На уроках географии применяются следующие виды коллективной работы:

Групповая работа. В этой форме работы учитываются возраст учащихся и склонности к различным видам совместной деятельности. Групповая работа может быть в парах и в малых группах (бригадах): Группы формируются обычно учителем с учетом желания и в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также от их успеваемости. Старшие в группе назначаются учителем или выбираются учащимися. Старшие совместно с учащимися распределяют роли в выполнении работы. Групповые работы выполняются обычно в три этапа.

Первый этап — подготовительный, во время которого учащиеся распределяются на группы по 5-7 человек. Определяются лидеры или консультанты, разрабатываются задания, отбираются средства обучения и формулируются познавательные задачи. В завершение этого этапа проводится инструктаж по выполнению работы.

Второй этап — самостоятельная групповая работа по выполнению задания, обсуждению полученных результатов и составлению группового отчета.

На третьем этапе организуется обсуждение в классе результатов групповых самостоятельных работ, заслушивание отчетов. В завершение работы учитель обобщает итоги работ групп и оценивает выполненную работу.

Своеобразную форму работы в парах сменного состава разработал В. К. Дьяченко. Сущность работы состоит в последовательной передаче знаний от одного учащегося к другому, а затем третьему, четвертому и всем остальным учащимся в группе или в классе. Работа в парах на уроках географии довольно часто используется в целях самопроверки. Применение групповой работы наиболее эффективно на обобщающих уроках, на семинарах, диспутах и проведении учебных игр.

Ролевые игры также относятся к коллективным формам работы. Отличие ролевой игры состоит в том, что при проведении их необходимо больше самостоятельности и инициативности.

Дискуссии — коллективное обсуждение, во время которого происходит борьба мнений. Обсуждаемый вопрос часто не имеет однозначного решения, поэтому возникают противоречивые мнения, и это в сильной степени развивает диалектическое мышление учащихся. Дискуссии учат приемам доказательной полемики и — что очень важно — воспитывают умение слушать собеседника и уважать чужое мнение.

Учитель географии МБОУ «Булыкская СОШ»  Тугаринов А.С.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»

Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....

Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории

Групповые формы обучения. 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности.Групповые технологии как коллективная деятельность....

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Статья, описывающая различные формы организации учебной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках математиеки....

Применение различных форм организации учебной деятельности учащихся на уроках физики.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:Фронтальная,Индивидуальная,Групповая...

Организация учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах....

Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии.

На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.Их выбор обусловлен спецификой содержания учебного материала, его объе...