Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.
статья по английскому языку по теме

Гаврилова Наталья Александровна

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

        Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Эта проблема не новая, но, наверное, далеко не полностью раскрыто всё многообразие её сторон, вся значимость её при решении задач активизации процесса обучения. Конечно же, у каждого учителя, работающего в школе, эта, на первый взгляд, вроде бы не сложная проблема вызывает трудности. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. Всё это побудило меня обратиться к соответствующей литературе и опыту учителей-практиков.

        Прежде всего, бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости учеников класса ,нужно в первую очередь  выявить причины отставания каждого ребенка и разобраться в них. Эти причины различны: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснение учителя. Некоторые психологи и методисты считают, что зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности ученика, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях. Способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д.  Кроме того у всех детей разный склад мышления.

        Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку. Осуществлять же всё это на практике совсем нелегко. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени.

        Часто бывает так, что даёшь слабому ученику менее сложное задание, чем сильному, исходя из соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С одной стороны, это, конечно, правильно. Давая возможность слабому ученику принять участие в учебном процессе, тем самым активизируем его способности. Но тогда у сильного учащегося может возникнуть правомерный вопрос: «Почему мне приходится учить так много и выполнять такие сложные задания, если моему однокласснику, чтобы получить такую же оценку, достаточно сделать работу гораздо меньшую по объёму и более лёгкую по степени трудности?». Вот почему порой трудно ответить на подобный вопрос. Ребёнку это не всегда понятно, особенно если слабый ученик отстаёт из-за своей нерадивости, лени (пропустил уроки, невнимательно слушал учителя, а ему делаются поблажки: даются лёгкие задания). Дело в том, что дети менее чем взрослые, склонны доискиваться до сути вещей. В данном случае налицо явная «несправедливость» учителя, и заставить ребёнка разувериться в этом нелегко. С другой стороны, нельзя игнорировать принцип индивидуального подхода к каждому ученику, иначе неусвоенный однажды материал может сделать учащегося постоянно отстающим.

        Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем. Я обычно стараюсь запланировать опрос учащихся на уроке. Это даёт возможность продумать варианты их ответов, реакцию учащихся на ответ одноклассника. Я выставляю оценки за каждый вид речевой деятельности, что позволяет выявить индивидуальные пробелы в знаниях.

         Дифференцированный подход в обучении - это не только дифференцированные задания по сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля за их выполнением.

        Таким образом, можно предложить следующие основные варианты осуществления дифференцированного подхода в обучении иностранному языку:

  1. дифференцированная сложность задания – одинаковые условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля за его выполнением;
  2. дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля;
  3. дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – дифференцированный контроль за его выполнением;
  4. одинаковая сложность задания для всех учащихся – дифференцированные условия его выполнения – дифференцированный контроль;
  5. одинаковая сложность задания для всех учащихся – одинаковые условия его выполнения – дифференцированный контроль за его выполнением.

        Привожу несколько примеров применения дифференцированного подхода в обучении английскому языку. Для осуществления его при контроле чтения учителю необходимо решить ряд организационных вопросов:

  1. исходя из уровня языковой подготовки учащихся, ему следует разбить класс условно на подгруппы, равные по подготовке;
  2. ему необходимо иметь психологическую характеристику класса, в которую должны войти уровень развития тех индивидуально-психологических особенностей учеников, которые обуславливают успешность овладения чтением иноязычных текстов (память, мышление, внимание, уровень общего развития);
  3. при подборе и составлении дифференцированных заданий учителю иностранных языков важно побеседовать с учителями по другим предметам, чтобы узнать об интересах и склонностях детей.

        При контроле понимания текста основная группа учеников (со средним уровнем подготовки) может получить вопросы к тексту, ответы на которые довольно подробно передадут содержание текста. Цель – только контроль понимания прочитанного, поэтому некоторые задания, зафиксированные на карточках, можно предложить учащимся выполнить дома. Но выполнение их учитель проверяет.

        Следует заметить, что задания в виде вопросов могут предъявляться как на слух, так и письменном варианте (их целесообразно задавать ученикам, которые отличаются недостаточным уровнем развития речевого слуха, внимания или слуховой памяти).

        Ученикам с более слабой подготовкой вопросы формируются таким образом, чтобы ответы на них кратко передали основное содержание текста. Они могут также получать карточки с предложениями на родном языке, которые передают основную мысль текста (эквиваленты их на иностранном языке они должны найти в прочитанном тексте). Этим ученикам можно дать задания, предложенные автором. Например, найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту.

        Ученики с высоким уровнем обученности могут пересказать весь текст, высказать свое отношение к прочитанному или ответить на вопросы.

        Возможны и другие способы контроля понимания прочитанного текста. Так, например, несколько учеников, которые умеют хорошо рисовать, получают домашнее задание: проиллюстрировать текст двумя-тремя рисунками, другие - передать одним рисунком основное содержание текста.

        Эффективным является также следующий способ контроля прочитанного: для “сильной” группы дается задание составить подробный план к тексту, для более “слабой” - пронумеровать данные учителем в неправильной последовательности пункты плана.

        Таким образом, организация учебной деятельности при индивидуальном и дифференцированном подходах необходима на всех этапах усвоения знаний и умений:

1. Этап изложения новых знаний, умений.

На этом этапе нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального объяснения нужно его повторить.

2. Этап закрепления и применения знаний и умений.

Здесь основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. На этом этапе более всего содержится возможностей для учета возможностей учащихся. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек.

3. Контроль и самоконтроль. Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе должны осуществляться следующие условия осуществления индивидуального и дифференцированного подходов:

  1. знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся;
  2. умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
  3. составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;
  4. умение “спрограммировать” обучение разных групп учащихся;
  5. осуществление оперативной обратной связи.

        Итак, реализация поэтапной организации учебной деятельности с учетом уровня знаний, умений повышает эффективность индивидуального и дифференцированного подходов.

        Вот еще несколько примеров использования данных подходов в обучении школьников иностранному языку.  Так освоение грамматической структуры Present Progressive первоначально лучше осуществлять  с опорой на наглядность. Например:

T – P1: What are you doing?

P1: I’m writing.

T – P2: Kate, stand up, please. Go to the door.

P2: I’m going to the door.

T – P3: What is Kate doing?

P3: She is going to the door.

T – P4: Is she going to the blackboard?

P4: No, she isn’t. She is going to the door.

В этом случае работают и сильные и слабые ученики, помогая друг другу. Далее роль учителя берёт на себя один из хорошо подготовленных учащихся. После этого ведущим может быть любой ученик из группы, в том числе и менее способный.

        Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала. Предлагаю задание трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения школьниками Present Progressive.

Учащимся с высокой степенью подготовленности предлагается описать картинку.

Менее подготовленные учащиеся получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы.

Учащимся же с низким уровнем обученности предлагаются карточки с глаголами, которые необходимо поставить в Present Progressive.

        Такие дифференцированные задания позволяют слабым учащимся переходить к освоению данного материала на более высоком уровне.

        Наиболее сложным моментом в изучении этой грамматической темы является умение различать Present Progressive и Present Simple. Cлабые ученики успешнее преодолевают трудности в различении этих грамматических времен, если использовать в качестве опоры два хорошо известных слова now и usually. Например:

T- РР:  Look at this picture. This is a pupil.

T – P1:  Is he going to school now?

P1:   No, he isn’t

T – P2:  Does he go to school ( usually)?

  P2:  Yes, hedoes.

Отрабатывая таким образом подобные грамматические структуры, все ученики осваивают их на достаточно высоком уровне.

        Упражнения в рабочих тетрадях современных учебников  продуманы по степени сложности и дают прекрасную возможность дифференцированно подходить к домашним заданиям. Кому-то достаточно одного упражнения, а кому-то нужно выполнить 2-3. Более сильный ученик может справиться со сложным заданием, которое не под силу слабому ученику.

        Таким образом, основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Список литературы:

Алиев Н. Н. Выбор особенностей учащихся при дифференциальном обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе.- 1992, №5-6.-С. 28-30.

Вайсбурд М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению// Иностранные языки в школе.- 1999, №1.- С. 5-11.

Гальскова Н. Д., Шаповалова В. М. Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении// Иностранные языки в школе.- 1987, №4.-С.57-60.

Давлетишна А.А. изучение индивидуальных особенностей младших школьников// Начальная школа.- 1993, №5.- С. 10-12.

Кирсанов А. А. К вопросу о социальных и психолого-педагогических основах индивидуализации и дифференциации учебной деятельности школьников\ Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников.- Казань: КГПИ, 1975.-135с.

Миклашов Е. У. Дифференцированный подход на уроках французкого языка// Иностранные языки в школе.-1987, №3.- С. 39-41.

Николаева С. Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения// Иностранные языки в школе.- 1987, №5.-С. 37-40.

Рабунский Е. С. индивидуальный подход в процессе обучения школьников.-М.: Педагогика, 1975.-184с.

Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.\ гл. ред. В. В. Давыдов, - 1993. – Т. 1. – 608с.

Суворова Г. Ф. Особенности индивидуального обучения при обучении // Начальная школа.- 1996, №11.- С. 54-58.

Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.

Аннотация         В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе  и в образовании, начинают играть новые информационные...

Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.

Обобщение опыта по теме"Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка."...

Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка

Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка...

Организация учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах....

Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка.

Данная работа представлена в виде статьи. Актуальность работы является в интенсивном использовании различных  информационно -коммуникативных средст  на уроке иностранного языка,в частности н...

Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения

Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательно...

Организация учебной деятельности школьников на уроках в рамках реализации системно-деятельностного подхода

В методическом материале представлены наиболее эффективные приемы, формы и методы системно-деятельностного подхода...