Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.
статья по английскому языку по теме

Рыхта Сергей Сергеевич

Обобщение опыта по теме"Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка."
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыхта Сергей Сергеевич

МБОУ СОШ № 3 г. Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО.

Особенности организации познавательной деятельности школьников

на уроке английского языка.

   В своей педагогической практике для активизации познавательной деятельности школьников на уроке использую традиционные и нетрадиционные формы организации  учебного процесса.  Но считаю, что залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках мне удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

• на уроке учащиеся получают не только определенную сумму знаний, но формируют представления  об изучаемом языке;

• урок  расширяет и углубляет знания учащихся, полученные на предыдущих уроках;

• урок  повышает любознательность и интерес к предмету, стимулирует работоспособность учащихся;

• урок  помогает мне изучать индивидуальные способности учеников, выявлять среди них одаренных учащихся;

• урок не должен отвлекать учащихся от основного содержания учебной программы при углублении и расширении их знаний;

• урок  развивает и совершенствует ученика на основе сочетания добровольной работы с обязательностью ее выполнения;

• урок включает элементы занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности;

• предлагаемый на уроке материал доступен учащимся, соответствует их уровню развития.

         Считаю, что успешное проведение нетрадиционного урока зависит от ряда действий, как учителя, так и учеников.·

Методически высокоэффективными являются:

 урок-спектакль - «Let’s go to the zoo», 5 класс;

 урок-праздник -«St.Valentine’s day», 9-11 классы;

видео-урок -  «The most famous castles of Great Britain»,7-11 класс;

урок-экскурсия - «In and around London», 7-11 класс;

урок-интервью -  «Have you got a pet(family?)», 5класс;

урок – игра -  «Do you know England?»,7-11 класс;

урок – дискуссия -  «Do you like modern art?», 10-11 класс;

 урок - путешествие - «Let’s go down Hollywood Boulevard!», 9 класс.  

  Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации меж предметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по английскому языку. В практику моей работы вошли интегрированные уроки с информатикой («Использование АВС — английского алфавита в изучении клавиатуры компьютера»), географией («Географическое положение Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии»), МХК («Изучение творчества известных английских и американских писателей»), историей («Историческое наследие англосаксов и викингов»). · Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся 5-го, 6-го класса, в  учебном процессе отвожу большое место игровым формам работы, развивающим логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку. Так на примере учебного материала по теме «Проблемы молодежи» в 9 классе формирую у учащихся ассоциативные связи с внутренними, эмоциональными переживаниями в сравнении какой я был в возрасте 6 лет и какой я сейчас -подросток, с другими привычками и увлечениями. В 6 классе по теме «Времена года» уделяю особую роль музыке, что объясняется способностью музыкально-акустических стимулов вызывать определенные эмоциональные состояния. Элементы эмоционального влияния использую с целью мотивирования, снятия напряжения и скованности, стимулирования когнитивных и ассоциативных процессов, а в конечном итоге речевой деятельности учащихся на примере соединения музыки и движений. Учащиеся поют под фонограмму известные им песни, демонстрируют движения, называемые ими предполагаемые по содержанию текста. · Коллаж (соединение речи и картинок в фото) использую по теме «Внешность», учащиеся получают большое количество картинок с героями, какие они были в детстве и сейчас, описывают внешность, характер или получают фото современной знаменитости страны изучаемого языка. Учащиеся составляют фото - биографию: периоды детства, юности, зрелости, начало карьеры  (юмор и ирония поощряются). Подобная форма работы вызывает у каждого учащегося живой эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие. Эмоциональное насыщенное усвоение английского языка, в целостном обучении учащихся английскому языку  носит деятельностный характер, что обеспечивается взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных, слуховых и кинестетических представлений. И в целом успешно развивает познавательный интерес и творческие способности учащихся. · Элективный курс «Интенсивный курс грамматики английского языка» реализуется в10классах, соблюдается преемственность в изучении английского языка с расширением и углублением коммуникативно-познавательных способностей учащихся.  

           При формировании самоконтроля  руководствуюсь принципами посильности и доступности:

▪·даю установку на контроль одного из  аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;

▪ затем усложняю задачу включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль учащихсяся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.

     Неотделима оценка и самооценка, так при изучении темы «Увлечения» в 11 классе учащиеся пользуются схемой: оценка учителя - взаимооценка- самооценка.

Важный аспект в работе — больше времени отводить на организацию и осуществление группового самоконтроля на примере «Communicative activities» в 7 классе. Контроль в группе мотивирует и стимулирует учащихся к самоконтролю. Групповое взаимодействие обогащает знаниями и умениями, как специальными, так и общими учебными действиями, служит формированию целеполагания, самоконтроля и самооценки. ·

        Также одним из условий формирования познавательной активности учащихся является  - внедрение современных педагогических технологий, в том числе современных информационных технологий.

Применение новых информационных (компьютерных) технологий использую:

▪ в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик)

▪ навыков использования лексико-грамматических структур в изучении временных глагольных форм;

▪ участие во Всероссийской заочной   олимпиаде по английскому языку.

Используя на уроке информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решаю целый ряд дидактических задач на уроке:

- совершенствуется умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; ·

- пополняется  словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка; ·

-  формирую устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

      Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских,  творческих проектах, развивать любознательность и мастерство. Так метод проектов на уроке английского языка: творческие проекты — сочинение на тему «Город в котором я живу» 8 класс, учащиеся делятся на группы, выбирают совместные задания и планируют результат и форму их представления самостоятельно; по теме «Средства массовой информации», «Места отдыха в нашем городе» 10—11 класс,  учащиеся готовят презентацию проекта в слайдах в Power Point, учащиеся представляют уже имеющийся в домашних архивах фотоматериал, самостоятельно работают над сопроводительным текстом устно или письменно. Учащиеся самостоятельно вступают в живой диалог (письменный или устный).  В Интернет «e-mail» переписках в проекте «Pen friend», пополняют свой словарный запас (как активный, так и пассивный) лексикой современного английского языка, овладевают  культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, по теме «Мой лучший друг» имеют возможность представить друга по переписке.

   Используя  методы интерактивного обучения  (введение и закрепление лексического и  грамматического материала; видео уроки; уроки дискуссии; и т.д. ) направлены на усиление роли активности учащихся.  Целью применения  интерактивного метода обучения является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Я пришел к выводу, что применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем.

    Поэтому я считаю, что моя задача состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч...

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

План самообразования воспитателя МБОУ «СОШ-интернат для одаренных детей» Шамсутдиновой Л.Т.по теме: «Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка» на 2014-2017 учебные годы.

План самообразования воспитателя МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Шамсутдиновой Л.Т. по теме: "Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка" на 2014-2017 учебные ...

Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся

Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...

Особенности организации внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС

Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;Развиваются творческие способности ученика; Сним...

« Организация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» ( выступление на педагогическом совете)

Формирование самостоятельности в познавательной деятельности – длительный процесс, поэтому данному вопросу следует уделять внимание на каждом уроке....