« Организация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» ( выступление на педагогическом совете)
материал

Ширлина Татьяна Васильевна

Формирование самостоятельности в познавательной деятельности – длительный процесс, поэтому данному вопросу следует уделять внимание на каждом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznav._uud.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

« Организация познавательной деятельности  на уроках русского языка и литературы»                                     ( выступление на педагогическом совете)

Хороший учитель… продлевает себя, свои

знания, свои добрые качества в сердцах и умах

своих питомцев. И нет ничего благороднее этой миссии.

Д.С.Лихачев

       Воспитание любви к русскому языку и литературе серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем.

Для современного урока русского языка и литературы характерна широкая трактовка его задач. Они не сводятся только к передаче ученикам определенной суммы сведений, предусмотренных программой. Каждый урок должен быть нацелен на формирование личности школьника: его мировоззрение и нравственность общее развитие, особенно – творческих способностей, познавательной самостоятельности.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать для себя нужные технологии обучения детей. Великий ученый Д.Пойа сказал: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

В руках у учителя фактически находится судьба человека, и обращаться с этой судьбой нужно очень бережно и осторожно.

Формирование самостоятельности в познавательной деятельности – длительный процесс, поэтому данному вопросу следует уделять внимание на каждом уроке.

Любовь к родному языку воспитывается, прежде всего, через пробуждение у школьников интереса к предмету. Только тогда, когда каждый урок отмечен знаком высокого качества, можно рассчитывать на успех. Развитие познавательных способностей учащихся происходит в процессе их собственной деятельности. Руководство же этой деятельностью учитель осуществляет с помощью учебных занятий. Поэтому при подборе учебных заданий учитель должен отдавать себе ясный отчет, какую цель он преследует, какие виды деятельности будут вызывать затруднения у школьников, какие задания будут взаимосвязаны, как будут усложнятся. Многократное повторение одних и тех же операций не только приводит к снижению познавательного интереса, но пагубно влияет на развитие познавательных способностей учащихся.

С целью развития у учащихся познавательной самостоятельности и творческого мышления ученые-педагоги, методисты, многие учителя вели и ведут поиски путей совершенствования учебного процесса. Довольно широкое распространение получило в последние годы так называемое проблемное изложение материала, основанное на том, что учитель, излагая факты, приучает учащихся следить за движением мысли к истине, делать их активными участниками творческого поиска. Проблемное изложение учит школьников мыслить научно и резко повышает интерес к изучаемому материалу.

Чтобы свести до минимума утомляемость ребенка и в течение всего времени поддерживать внимание учащихся,  ввожу на урок элементы игры.

Об игре сказано много добрых и хороших слов. Ее называют и источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. Игра уместна и на уроке. Игра на уроке не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу, познавательную активность и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, приучает к дисциплине.

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные навыки и знания.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу… В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли», - писал А.С.Макаренко. Вот почему игровые технологии должны занять прочное место и в воспитательной работе, и в процессе обучения.

Одним из путей формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроке русского языка является проектная и исследовательская деятельность. Вовлечение обучающихся в творческую работу, развивает у них умение самостоятельно собирать информационно – иллюстрированный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное - удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности.

Для обеспечения устойчивой мотивации познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка были выполнены презентация и исследовательские проекты, которые ребята представили на Всероссийском уроке русского языка, посвящённому Дню русского языка «Урок – устный журнал «Великий, могучий, правдивый и поистине волшебный русский язык!» (Презентация « Тайна имени», исследовательские проекты «Имена – это тайна великая», «Я и моё имя»).

Таким образом, направленное воздействие на самостоятельное, активное приобретение школьниками знаний средствами проектной деятельности предмета «Русский язык» формирует познавательные универсальные учебные действия, а значит и умение учиться.  

Приведу ещё примеры формирования у обучающихся познавательных УУД.

1)По любой теме урока  можно составить алгоритм. Например, «Употребление Ъ и Ь знака перед Е, Ё, Ю, Я, И»(5кл.)

Алгоритм

  1. Ъ перед буквами ЕЁЮЯ пишется только после приставок, оканчивающихся на согласные. ... 
  2. Ь знак пишется в корнях, суффиксах, окончаниях перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

2)По теме «Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я» (6 кл) совместно с обучающейся был поставлен проблемный вопрос: почему буквы Е,Ё,Ю,Я не являются звуками? А какой звук слышится в словах «пятёрка» и «мяч».

     На основе такого примера рождается проблема разногласия написания и произношения слов с буквами Е,Ё,Ю,Я.
3).На уроках русского языка использую различные 
 схемы, таблицы, алгоритмы. 

Карточка-алгоритм повторения  имени существительного. ( 5-9кл.)
1. Что такое имя существительное? 
2. а) Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? 
б) Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным склонениям? 
3. Что значит: просклонять имя существительное? 
4. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного? 
5. Что следует помнить об окончаниях имён существительных в родительном падеже единственного числа? 
6. Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже единственного числа? 
7. Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже единственного числа? 
Почему он так называется?

4).Ещё одним эффективным средством  считаю работу со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у обучающихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку.  Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Для обучения обучающихся работе со справочной литературой в процессе совместной деятельности на уроке была  создана памятка «Как работать со словарём».

Памятка работы со словарём.

1.Прочитай слово.

2.Определи, на какую букву оно начинается.

3.Найди в оглавлении на какой странице эта буква.

4.ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

5). Извлечение информации из учебного текста:

при   изучении нового материала( 5кл) «Глагол как часть речи»

Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти тексты? Сравни тексты. Чем они отличаются? …  Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»
при  актуализации  знаний - обращение к опыту детей: подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».

6). Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить(7кл).Заполните таблицу примерами из текста:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

 

 

 

 


    7)В 8 классе при изучении темы «Словосочетание как синтаксическая единица» на этапе урока мотивация к учебной деятельности были сформированы  познавательные УУД:

--понимать информацию;

-- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Работа с записью на доске:

новый книга/ новая книга/ Книга новая?

--Какие языковые единицы представлены в каждом случае?

--Укажите признаки единиц первого столбика.

--В каком разделе науки о языке изучаются слова как части речи?

--Укажите признаки единиц второго столбика.

-- Назовите все признаки языковой единицы третьей группы.

Как ты считаешь, какой теме урока мы с тобой подошли?

На этапе урока целеполагание – познавательные УУД:

-- осознавать познавательную задачу(Повторим всё, что знаем о словосочетании и сформулируем цели урока(овладение синтаксической единицей языка- словосочетанием; формирование умения выделять словосочетание на основе анализа и учета его признаков).

На этапе урока поиск решения проблемы была поставлена  проблема и найдены пути решения проблемы:

--как образовано слово «словосочетание»?

-- какие значения имеют словосочетания?

-- какие словосочетания называются синонимичными?

--как произвести синтаксический разбор словосочетания? (Познавательные УУД-устанавливаются причинно- следственные связи)

На этапе урока применение знаний обучающимисяиспользовался  школьный фразеологический словарь русского языка, производился синтаксический разбор словосочетания, выполнялись задания упражнений учебника. (Познавательные УУД:

-- читать и слушать, извлекая нужную информацию для построения связного текста на лингвистическую тему;

--осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы.)

8)Остановлюсь на одном из главных  разделов русского языка «Морфемика и словообразование», который  предоставляет богатые возможности для личностного развития обучающихся (прививает  интерес к наблюдению за строением и употреблением слов, сознательного отношения к своей речи и контролю за ней) и для формирования у них различных универсальных учебных действий – прежде всего познавательных:

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить  рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Задание 1.  В словообразовательном словаре изучить словарную статью с исходным словом ВОДА. Сколько слов входит в словообразовательное гнездо? Какие слова образуют словообразовательные цепочки?

От каких слов и какими способами образованы однокоренные слова?(6кл.)

2.Восстановите недостающие звенья в словообразовательных цепочках.

Выделите основы в исходном и образованном слове, покажите словообразующие аффиксы, назовите способ образования каждого слова.

Образец: Земляземлякземлячество

1. Решить….решительность→…

2.  Дождьдождевик

3.  …грузитьпогрузит→…лесопогрузочный

4. Лицо → … → облицовывать → …

5. Мысль → … → смыслить → смышленый→ …→ несмышленыш.

  • ЗАДАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

Задание 1. Можно ли с помощью приставки образовать от имени существительного имя прилагательное или глагол?

Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи, что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий – нелегкий,сверхлегкий.

Задание 2.(5 класс)Можно ли считать слова луковка, лучник,излучина однокоренными?

Ответ. Нет. Слово луковка образовано от существительного лук1 (растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от слова лука (дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это слова с омонимичными корнями.

Задание 3. Найдите лишнее слово. Объясните ответ.(5класс)

1)  Булочка, козочка, вазочка.

1)  Воротник, задачник, ночник.

2)  Разодеть, разомкнуть, разобрать.

3)  Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4)  Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

Ответ.

1.  В слове булочка выделяются корень -булоч- (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальных – суффикс -очк-.

2.  В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь→ ноч-н-ой→ ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.

3.  В глаголе разодеть две приставки: рази о- (ср. на-деть, раз-деть)В остальных словах – одна производная приставка разо-.

4.  В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь→ чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-.

5.  В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-Например: лентяй → лентяй-нича-ть.

Организуя работу над словами, с точки зрения способов их образования, учитель создает проблемную ситуацию при помощи таких вопросов и заданий(5,6кл.):

1. Для чего разные слова объединены в одной записи? Какую мысль это передает?

2. Какой вывод о словообразовании имен существительных (имен прилагательных, глаголов, наречий) можно сделать, рассмотрев эти слова? Выделите суффиксы.

3. В учебнике найдите правило, которым нужно пользоваться для правильного написания этих слов.

4. Добавьте свои примеры.

При выполнении упражнений этого типа выявляются «орфографические точки», связанные как с повторением ранее изученных орфограмм, так и с освоением написания суффиксов существительных.

Поиск правила по учебнику развивает внимание и память; подбор собственных примеров слов развивает мышление, память, речь, словообразовательные умения и навыки.

Задание 4. Формулирование правила самими обучающимися. Понаблюдайте за правописанием гласных в словах и сформулируй правило.( совместная работа в паре с учителем)

Слова для наблюдения: заря΄, зо΄рька, зарни΄ца, озари΄ть.(6кл)

Задание 2. Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?7кл.

  песок → песочный = известь→ ?известковый

 холодный → холодноватый = железный(относ.прил.) → ?не имеет решения

Ответ: 1) бочар, 2, 3), 4) гладильный, 5) балалаечник

  • ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ(8кл)

Придумай сказку о жителях страны «Словообразование». Можешь нарисовать их.

Задания творческого характера способствуют запоминанию и осознанию понятий и терминов, развивают творческое воображение, память, мышление, речь.

Большое влияние в развитии творческого процесса учащихся имеют уроки литературы.

Значение уроков литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле, узнают о мире и людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сочувствуют героям, смеются и плачут, овладевают тайнами художественного слова.

Но как сохранить интерес к урокам литературы, как сделать чтение потребностью, радостью и необходимостью для учащихся? Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили литературу и свой нелегкий труд при подготовке к урокам, научились аргументированно спорить и слышать друг друга? А самое главное — как можно учителю работать, не «давая» уроки, а щедро даря радость познания, увлекать за собой и увлекаться самому?

Василий Сухомлинский писал, что «урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».

Урок — не самоцель, а инструмент воспитания и развития личности.

Каждый новый урок — это новое знание, ступенька в развитии ученика, новый вклад в формирование его интеллекта и моральной культуры.

И если мы хотим перевести школу в режим развития, то должны в совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально его использовать, освоить управление им.

Если представить себе весь ход изучения какого-либо предмета в виде кирпичной стены, то урок — это ее кирпичик. Если такие «кирпичики» сами по себе и хороши, но плохо пригнаны друг к другу и скверно сцементированы, то стена развалится.

Условия, повышающие эффективность урока литературы:

  • Отношения сотрудничества, на основе которых он строится.

Ребенок должен интересовать учителя не только как ученик, но и как личность со всеми ее качествами и потребностями, целями и желаниями и строить свои отношения не сверху вниз, а как человек с человеком, не ограничивая отношения с ними только должностными обязанностями.

  • Превращение любого урока в «урок развития».

Учебную деятельность следует рассматривать не как объясняющую что-то, а как специальное исследование чего-то; как изменение не предмета, а самого субъекта деятельности ученика.

Это должен быть урок, на котором главным работником в процессе обучения является ученик, учебная деятельность которого объективно направлена на образование и формирование своей личности, а главным мотивом является учебно-познавательный.

Учитель должен понимать, что ученик не тот, кого он учит, а тот, кто у него учится.

Триста с лишним лет назад Я.А. Коменский (великий мыслитель-гуманист, педагог) писал, что учителя в действительности учат только тогда, когда ученики действительно учатся.

Знания, добываемые насильно, душат разум.

Труд учителя нелегок, но подобно свету далекой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает еще долгие годы после того, как он расстался со своими учениками. Учитель формирует человека, поэтому, быть учителем – это большая ответственность перед страной, в которой мы живем.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности обучающихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично- поискового, проблемно- исследовательских методов изучения нового учебного материала.    И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать обучающихся принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Организация КСО на уроках русского языка и литературы.

В статье раскрывается опыт работы по организации Коллективного способа обучения на уроках. Рассматриваются этапы работы в группах, учебные задания, виды контроля. Излагаются преимущества КСО....

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...

"Мастер-класс "Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии РКМЧП."

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы как средство реализации компетентностного подхода соответствует новым стандартам, предусматривающим образование р...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы (выступление на педагогическом совете)

Духовно-нравственное воспитаниена уроках русского языка и литературы(выступление на педагогическом совете)...

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...